Двадцать правил для написания детективов. Типичные ошибки при написании детективов План написания детектива по литературе

Детектив – это едва ли не самый популярный жанр книг «для легкого чтения», детективы писали как гении, определяющие свое время, так и писатели, от чьих произведений поседел не один редактор. Без элемента детективной истории не строится сюжет ни одной популярной киноленты, детективные сериалы идут десятилетиями, побеждая в востребованности сериалы «о вечном», о любви.

Почему нам так нравится детективные сюжеты? Ответ прост, хоть и лежит в глубинных пластах человеческой психики. Дело в том, что наибольшее воздействие на нас имеют два чувства – любопытство и страх. Быть любознательным и осторожным – это то, что необходимо животному, чтобы выжить в дикой природе. Любознательность и осторожность присущи и нам.

Более того, именно по той причине, что в современном человеке эти качества «прикрыты» цивилизованностью, приспособленностью к существованию в среде, где не нужно постоянно опасаться за свою жизнь, бесконечно исследовать окружающую действительность, всплывая в сознании во время чтения, эти чувства вызывают в нас такое приятное волнение. Кстати говоря, по той же причине люди любят и книги и фильмы ужасов, разница только в акцентах. На первом месте в «ужастиках» - страх, а в детективе – любопытство.

Для начинающего писателя наиболее быстрый способ привлечь читателя и обрести уверенность, что произведение дочитают, а не бросят на середине – это использовать именно сюжет детектива.

Сюжет для детектива придумать непросто, именно в этом и проблема устоявшихся жанров. Иногда кажется, что ничего нового придумать уже нельзя, можно только сменить имена героев и место. Однако именитые авторы детективов иногда применяют настолько нестандартные ходы, что это порождает новый жанровый канон.

Как написать самый «каноничный» детектив

Структуру детектива проще понять, ознакомившись со статьей не самого популярного и интригующего, но, видимо, самого вдумчивого автора детективов – .

Чтобы разработать идею для детективной истории, при этом оставаясь в рамках жанра, достаточно «подогнать» свой сюжет под «Десять заповедей детективистики», которые были написаны не без иронии, но, тем ни менее, все еще остаются описанием того самого классического детектива, с которым у нас само слово «детектив» ассоциируется.

Чтобы не пересказывать статью, которую, несомненно, стоило бы прочитать каждому начинающему писателю, чтобы уяснить для себя тонкую грань между следованием жанровым канонам и банальностью, бесконечным повторением уже написанного, коротко рассмотрим суть тезисов.

Первый тезис:

Убийца должен быть на виду, но читатель не должен знать хода его мыслей (поэтому часто им оказывается условный «дворецкий»);

Второй тезис:

Повествование должно быть реалистичным, то есть виновником трагических событий или преступления не может быть какая-то потусторонняя сила (но позже мы разберем жанровые модификации и решим, что таки может, а пока вернемся к канонам детективного жанра от Нокса);

Третий тезис:

Потайная дверь или тайник – это хорошо и детективно, но лучшие детективные сюжеты обходятся только одним таким «роялем в кустах», чтобы, опять-таки, соблюсти принцип реализма;

Четвертый тезис:

Нельзя использовать ранее неизвестные яды, какое-то неизвестное науке оружие, слишком сложные приспособления, которые нельзя просто и ясно объяснить читателю. А нельзя, потому что автор детектива в каком-то смысле играет с читателем в шахматы. У читателя тоже должен быть шанс на победу, поэтому просто нечестно выставлять новые фигуры на доску прямо во время игры;

Пятый тезис:

Нельзя использовать китайца. Этот пункт мы не будем объяснять, чтобы, в духе рассматриваемого в этой статье жанра, заинтриговать;

Шестой тезис:

Интуиция и удача запрещены (см. пункт 3);

Седьмой тезис:

Детектив не может быть преступником (см. пункт 3, но опять-таки, кто вам запретит?);

Восьмой тезис:

Улики – общие! В классическом детективе две расследующие стороны – это детектив-персонаж и читатель. Хороший главный герой обязательно опишет находку читающему, чтобы тот тоже смог подумать;

Девятый тезис:

У детектива есть глуповатый друг, но не очевидно глупый, а только чуть глупее среднего читателя;

Десятый тезис:

Никаких близнецов или двойников. Просто потому что этот банальный прием надоел всем еще во времена Рональда Нокса, а это почти век назад.

Выстроив структуру детектива согласно тезисам Рональда Нокса, вы получите классический, но лишенный банальностей и штампов сюжет для детективного романа. Примером детективной истории написанной по этим канонам может послужить серия историй самого Рональда Нокса про детектива .

Теперь рассмотрим 11 видов детектива и примеры детективных историй, написанных в той или иной жанровой разновидности.

11 типов детективов

  1. Классика по Ноксу.
    Детектив, соответствующий всем запросам Нокса, то есть сохраняющий традиционные для детектива формы, но избавленный от клише, обозначим именно этим термином. На таких детективах нужно учиться писать в этом жанре – вряд ли выйдет что-то новаторское, но наверняка качественное.
  2. Каминный детектив.
    Примерно такая же классика, как и описанная Ноксом, но использование клише не так возбраняется. Дана ситуация преступления, дан круг подозреваемых лиц. При этом абсолютно точно, что преступление совершил кто-то из этих лиц – автор не хочет запутать читателя еще сильнее. Каминные детективы, то есть предназначенные для приятного чтения, не обременяющего ум, а скорее слегка щекочущего нервы, писали и . Мрачноватое - хороший пример каминного детектива.
  3. Усложненный детектив
    Схема примерно та же, что и в каминном детективе, но искать убийцу немного сложнее. Им оказывается кто-то совсем сторонний (да-да, именно то случай, когда убийца – дворецкий).
  4. Самоубийство
    Сыщик отчаянно ищет виновного, подозревая всех подряд. Читатель следует в своих умозаключениях вслед за главным героем или, возможно, подозревает кого-то другого, а факта убийства не было вовсе. Всем известное произведение Агаты Кристи написано в этом жанровом ответвлении.
  5. Убийцы - все
    Еще один особенный вид детектива, созданный Агатой Кристи. В она отказалась от идеи, что убийца – это единственный виновный среди невиновных. Преступники – это все, кроме детектива. Даже жертва является преступником, хоть и не является виновником конкретно своей смерти.
  6. Фиктивная смерть
    в «Подлинной жизни Себастьяна Найта» решил, что чтобы можно было расследовать убийство, не обязательно его кто-то должен совершить. Достаточно дезинформации.
  7. Убил сыщик
    И опять это замечательное противостояние догм Нокса и новаторства Агаты Кристи. В королева детектива совершила убийство именно руками сыщика.
  8. Убил автор
    той же Агаты Кристи (возможно, она принципиально ломала каждый детективный канон, и в каком-нибудь из ее произведений обязательно есть китаец) похоже по форме на вариант «убил сыщик». Отличается этот вид детектива тем, что убийца-рассказчик позволяет читателю изначально следить за ходом своих мыслей. Автор-убийца – это прием, придающий произведению психологическую глубину. Именно поэтому к нему обращались и русские классики ( , ).
  9. Элемент мистики
    Сложный вид детектива, потому что его очень сложно отграничить от детективной фантастики или, иногда, от ужасов. За какую-то границу, удерживающую такие произведения именно в жанре детектива, лучше всего взять принцип «чьими руками». Если при воздействии чего-то мистического убийство совершает человек, то это детектив с элементами мистического (А. Синявский «Любимов», Стивен Кинг ), а если убийство совершает потусторонняя сила без участия человека, то это уже другой жанр.
  10. Убийца - Вы
    в романе «Призраки среди нас» взял такую идею для детектива – надо доказать читателю, что убийство совершил именно он. Взгляд сыщика из книжной реальности в реальность читающего – это очень оригинальный и мощный прием, который смог бы реализовать только настоящий мастер писательского дела.
  11. «Преступление и наказание»
    Знаменитый российский филолог выделяет еще одну категорию детектива – это детектив Достоевского. Действительно, элементы детектива есть во многих его произведениях ( , ), но Быков выделил в отдельную категорию роман . Сделал он это, потому что в данном произведении детектив – это не элемент сюжета. «Преступление и наказание» - это и есть практически каноническая детективная история с убийством и расследованием, но со смещенным акцентом. Детектив глазами преступника – это еще одна тонкая грань между жанрами, между детективным романом и романом психологическим.

Таким образом, выбирая в какой же жанровой разновидности детектива лучше всего написать свое произведение, нужно ориентироваться на классические образцы (период ученичества в любом деле – это всегда период подражания классике). А опыт и творческое мышление покажут со временем, как же именно вам сместить акценты в повествовании, чтобы создать свой собственный вид детектива.

1. Начав писать, придумайте себе звучный псевдоним. Если ваша настоящая фамилия не сочетается с детективным жанром, создайте вымышленное имя. Особенно это актуально, когда повествование ведется от первого лица.

2. Обязательно напишите план. Перечислите главных действующих лиц, определите их взаимоотношения, прорисуйте четкую сюжетную линию. Это существенно облегчит написание детектива, так вы сможете дописать все главы до конца, ничего не забыв.

3. Не стоит создавать много имен, чтобы не запутать читателя. Достаточно 3-5 главных героев, столько же второстепенных и 10-12 эпизодических. Сразу решите, кто из них отрицательный персонаж, чтобы по ходу изложения периодически отводить или усиливать подозрения в отношении них.

4. Тщательно выбирайте героям имена и фамилии. Герои детективов имеют четкое деление на положительных, отрицательных, нейтральных и комичных. Исходя из их качеств давайте им фамилию, которая должна либо подчеркнуть их достоинства, либо интригу до конца произведения.

5. Ничего не исправляйте в уже завершенных частях, пока не опишите развязку. По окончании процесса написания детектива начинается ревизия, в ходе которой оказывается, что произведение слишком короткое, а начало придется переписывать, или вводить дополнительную сюжетную линию и т.д.

6. Включайте в текст диалоги героев, они воспринимаются читателем легче, чем сплошное изложение. Старайтесь, чтобы был не менее 50-70%. При этом герои не должны вести всегда беседы о том, кто кого убил и кто в чем виноват, можно выбирать и другие темы для разговоров.

7. Не стоит пренебрегать деталями. Значение может иметь любая мелочь, даже занавески на окне, ржавчина на воротах, запахи и многое другое. Как бы между прочим описывайте все улики по ходу описания сюжета.

8. Введите в повествование любовь и . Это интересно многим, только подобных вставок не должно быть много, все же это не любовный роман и читательские аудитории у этих жанров совпадают очень редко.

9. Не делайте жертвами преступников детей. Люди болезненно относятся к подобным сюжетам. К тому же, большая часть читателей сами являются родителями и им читать такое произведение будет крайне неприятно.

10. Пишите ежедневно, иначе увязните в работе навсегда. Определите минимум, который надо отработать, даже если соседи устроили потоп в квартире.

11. Отправляйте полный текст произведения. Шансы, что кто-то в издательстве заинтересуется частью детектива, малы.

16. Не надо требовать от редакторов отчета, кроме того, не стоит высказывать возмущение. Рецензенты внимательно читают все, что приходит в адрес издательства. И если они не дали ответа, значит детектив не будет ими принят, то есть ответ отрицательный.

17. Можно разместить детектив в интернете, там его может прочесть редактор из начинающего книгоиздательства и поспособствовать скорому выпуску ограниченной серии.

18. Можете обратиться к литературному агенту, который, пока вы пишете свое произведение, будет искать способ его выпуска. Здесь есть свои . Хорошо то, что сидя дома, вы не озадачены будущим своего детектива. Плохой стороной станет необходимость делиться собственным гонораром.

19. Закончив первую книгу, немедленно - пока вас не забыл читатель и издатель - приступайте к написанию второй.

20. Работайте постоянно, так шансы на публикацию хотя бы одной из ваших работ возрастут, а успех даже одной книги сможет окупить все затраченное на работу время.

Почему мы читаем детективы? С одной стороны, это форма убегания от реальности, лишнее доказательство того, что мы живем в справедливом мире. Это спортивный азарт - мы болеем за своего сыщика. Это приятная иллюзия - мы отождествляем себя с главным героем и в результате кажемся себе более сильными, смелыми и т.п.

С другой стороны, это упражнение для ума - многим нравится отгадывать шарады.

Главные элементы детектива

Четырьмя столпами детектива являются:

Загадка. Читатель вместе с главным героем ищет ответы на вопросы: Что это было?, Кто это сделал? и иногда - Поймают или не поймают?

Напряжение. Чтобы читатель всерьез заинтересовался тайной, на кон должно быть поставлено что-то важное. Поэтому детективные сюжеты апеллируют к таким фундаментальным ценностям как жизнь, свобода и деньги. Динамичный сюжет и высокие ставки создают напряжение, и читателю хочется узнать, что будет дальше.

Конфликт. Детектив уходит корнями в древние легенды об эпическом путешествии воина, который борется со Злом. Раскрытие преступления, в особенности убийства, - это символическая победа над смертью. Поэтому в детективе белое отделено от черного и Добро и Зло находятся в состоянии непримиримой войны.

Сюрприз. Теоретически читатель имеет возможность сам раскрыть преступление: по ходу повествования ему даются все необходимые ключи. Но он разочаровывается, если все-таки угадывает, кто именно убил мисс Джейн или стащил бриллианты из тумбочки.

Мир жанрового детектива лишь отдаленно напоминает мир реальный. В нем нет места случайностям, совпадениям и невыясненным обстоятельствам. Все должно быть четко продумано и логично. Каждый из героев выполняет строго определенную функцию: сыщик расследует, свидетели преподносят ему нужные факты, преступник скрывается. Но при этом правдоподобность остается важной особенностью детектива.

Виды детективов

Детектив закрытого типа. Преступление совершается в замкнутом пространстве (на корабле, в горном пансионате и т.п.), и подозрение может пасть на ограниченный круг людей. Закрытый детектив был особенно популярен в 1920-1930 гг.

Психологический детектив. Основной акцент делается на психологию как преступника, так и сыщика.

Крутой детектив и близко стоящий к нему детектив-нуар (т.е. черный). Насилие, трупы и секс живописуются во всех подробностях.

Исторический детектив. Действие происходит в прошлом. Одна из разновидностей исторического детектива - расследование преступления, совершенного давным-давно.

Политический детектив. Действие разворачивается вокруг выборов, политических акций или частной жизни политиков.

Шпионский детектив. Описываются приключения разведчиков.

Искусствоведческий детектив. Расследуется похищение произведения искусства.

Любовный детектив. Любовная интрига (зачастую между двумя антагонистами) серьезно влияет на развитие сюжета.

Иронический детектив. Повествование ведется в ироничном тоне. Расследованиями, как правило, занимаются дамы-любительницы. Кровавые подробности опускаются.

Милицейский детектив. Подробно описываются следственные процедуры и работа профессионалов. Вариация - судебный детектив. Авторами этих произведений обычно становятся адвокаты или бывшие сотрудники правоохранительных органов.

Фантастический детектив. Расследование проводится в вымышленном мире.

Частный детектив. Следствие ведет частнопрактикующий сыщик.

Сыщик-любитель. За раскрытие преступления берется непрофессионал - свидетель, подозреваемый, родственник или друг героя, замешенного в деле. Если речь идет о серии романов о сыщике-любителе, возникает парадокс, когда обычный, казалось бы, человек раз в полгода натыкается на труп.

Персонажи детектива

Сыщик - человек, который ведет следствие. Как уже было выше сказано, сыщики делятся на следующие типы:

Работник правоохранительных органов;

Адвокат;

Частный детектив;

Сыщик-любитель.

Характерные черты главного героя детективов - это отвага, чувство справедливости, замкнутость и способность нарушить закон ради правого дела. Например, сыщик может запугивать негодяя-свидетеля, чтобы узнать истину. Он способен постоять за себя и готов прийти на помощь другим. Он профессионал в своем деле, хотя речь необязательно идет именно о следственной работе.

Зачастую у него имеется особый талант: уникальная память, способности к языкам и т.п. Одним словом, он всегда чем-то отличается от простых смертных - это часть мифа.

Странности и парадоксы в характере героя украшают повествование: тихая библиотекарша может гонять на мотоцикле; патологоанатом - по выходным работать клоуном и т.п. Но тут надо соблюдать осторожность: лесоруб, обожающий балет, выглядит ненатурально. Если библиотекарша ездит на работу на Харлее, пусть у этого будет рациональное объяснение. Например, мотоцикл достался ей в наследство от погибшего мужа.

Помощник - служит для того, чтобы сыщик мог объяснять кому-то детали расследования. Как правило, это человек средних способностей, на чьем фоне главный герой выглядит более представительно.

Преступник - человек, совершивший или организовавший преступление. Как правило, его имя неизвестно до конца.

Вот что советует Джеймс Н. Фрей в книге «Как написать отличный детектив»:

Преступник должен быть эгоистичным и действовать из личных интересов. Если читатель обнаружит, что убийство совершила добрая монашка, защищавшая детей-сирот, теряется один из факторов удовольствия от прочтения детектива. Люди хотят, чтобы зло было наказано. Нет зла - нет конфликта - нет чувства удовлетворения. Если хороший преступник необходим для развития сюжета, наращивайте остроту конфликта другими методами.

Преступник должен бояться разоблачения - в противном случае опять теряется острота конфликта. Сделайте его умным и изобретательным. Пусть они с сыщиком борются на равных.

У преступника в прошлом может быть душевная травма, после которой он и вышел на кривую дорожку.

Подозреваемый - человек, на которого изначально падают подозрения. Как правило, он оказывается невиновным.

Жертва - человек, погибший или пострадавший в результате преступления.

Свидетели - люди, снабжающие сыщика важной информацией о преступлении и/или преступнике.

Мудрец - дает сыщику ценные советы о том, как вести расследование.

Эксперт - снабжает сыщика важными научными или профессиональными данными. Например, в области баллистики, лингвистики, искусства и т.п.

План детектива

Обычно детектив строится по следующей схеме:

1) Сыщик берется за расследование. В некоторых случаях автор описывает сцену преступления или вводит пролог - для того, чтобы создать нужную атмосферу.

Если главный герой - профессионал, то пояснять его мотивацию (почему он согласился вести следствие) не нужно: у него работа такая. Если главный герой — любитель или частный детектив, без вводной части не обойтись: надо показать, с какой стати герой ввязался в дело. Это можно сделать в порядке флэш-бэка.

2) Сыщик начинает расследование и сначала ему сопутствует удача. В мифологии это называется инициацией - герой оставляет привычную жизнь и попадает в тридевятое царство криминала.

Расследование ведется двумя способами:

Охота - сыщик сразу находит важную улику и это позволяет ему распутать весь клубок;

Собирательство - сыщик изучает разрозненные факты, которые впоследствии соединяются в картину преступления.

Конфликт может заостриться, если сыщик попадает не в свою среду: например, простой немногословный парень из социальных низов расследует убийство на Рублевке.

3) Сыщик сталкивается с серьезным кризисом, который переворачивает его жизнь, собирается с силами и продолжает расследование уже в новом направлении.

4) Следствие идет по горячим следам. Сыщик обнаруживает недостающие звенья цепи. Наступает момент просветления - он находит ответы на все ключевые вопросы.

5) Сыщик ловит преступника. Убийца (похититель, шпион и т.п.) получает по заслугам.

6) Рассказывается, как события романа повлияли на героев.

На что обращать внимание при написании детектива

Сыщики всегда отслеживают:

Мотив - причину совершения преступления,

Способ - подозреваемый должен иметь доступ к орудию преступления и иметь физическую возможность совершить то или иное действие.

Продумывая сюжет детектива, следует начинать именно с мотива: почему слесарь Кувалдин задушил балерину Тапкину? Далее продумываем, как легче всего это сделать: голыми руками, собственными штанами или проводом от тостера. Не усложняйте: вода течет туда, где ниже, преступники действуют так, как проще.

В детективе должно быть как минимум две истории: одна подлинная, вторая - ложная. Сначала сыщик разрабатывает ложную версию: она настолько хорошо сочетается с фактами, что у него не возникает сомнений насчет избранного пути. И лишь потом, ближе к кульминации, начинает выявляться истинное положение вещей. Ситуация переворачивается с ног на голову и именно в этот момент читатель испытывает катарсис.

Полезно где-то на середине романа остановиться и прописать: о чем к этому времени догадывается читатель? Какие прогнозы он строит? И как минимум два-три прогноза не должны оправдываться.

Чтобы убийцу невозможно было вычислить сразу, наделите каждого из подозреваемых равнозначными достоинствами и недостатками. Пусть внимание читателей концентрируется на сыщике: если самым интересным персонажем романа будет убийца, тайное тут же станет явным.

То же самое произойдет, если вы подчеркнете, что слесарь Кувалдин не имел ни мотива, ни возможности убить балерину Тапкину. Когда автор отводит подозрение от героя, возникает ощущение, что именно здесь собака и зарыта. Эту особенность восприятия часто используется для создания ложных ключей. Например, автор показывает, что Кувалдин невинен как ромашка, читатель довольно ухмыляется: «Ну, все понятно!», а на самом деле понятно далеко не все. При этом не стоит забывать, что ложные ключи срабатывают только тогда, когда они идеально вписываются в первоначальную следственную версию.

Хороший детектив напоминает квест - компьютерную игру: чтобы добраться до цели, надо собрать определенное количество предметов, которые впоследствие пригодятся игроку. В детективе эту роль выполняют улики.

Уровень мастерства автора во многом зависит от того, насколько искусно он их прячет. Искусно не значит далеко. Напротив, улики должны лежать на поверхности, но при этом иметь такой незначительный вид, что читатель не обращает на них внимание. В результате в момент кульминации ему остается только развести руками: Ну как я не догадался? Ведь мне дали все ключи к разгадке!

Как спрятать улику? Американская писательница Шеннон Окорк приводит такой совет: «Если улика большая, покажите ее маленькой. Если она должна потеряться, положите ее на видное место. Красивую улику испачкайте или сломайте, опасную представьте как совершенно обыденный предмет».

Отличный пример спрятанной улики можно найти в рассказе Роалда Дала Жертвенный агнец: жена убивает супруга замороженной бараньей ногой, а потом скармливает ее полицейским, которые целый день безуспешно искали орудие преступления.

Особое внимание надо обращать на кульминацию . Она бывает следующих типов:

Сыщик собирает всех действующих лиц и объявляет, кто убийца;

В отчаянии преступник пытается совершить нечто ужасное (хватает заложников и т.п.);

Сыщик знает, кто убийца, но у него нет прямых доказательств. Он расставляет ловушку, и убийца сам в нее попадает;

Преступник уже готов торжествовать, но тут появляется неожиданный свидетель;

Битва между сыщиком и преступником (вариант - погоня);

Сыщик внезапно осознает, что его предположения не соответствуют действительности;

Псевдо-кульминация. Преступник пойман, читатель радуется, но в последний момент выясняется, что взяли не того.

Сама кульминация строится по следующей схеме:

Удивление - например, читатель никак не ожидал, что убийцей будет именно министр обороны;

Усиление угрозы - убийца загнан в угол, ему нечего терять и теперь он готов на все;

Пик конфликта;

Справедливость торжествует.

Сыщик ловит преступника только благодаря собственному уму - никакой удачи, гадания по руке, бога из машины и пр.

Читатель будет чувствовать себя обманутым, если убийство в конце концов окажется самоубийством или несчастным случаем. То же самое произойдет, если преступление будет раскрыто, когда преступник явится с повинной.

Сюрпризы и неожиданные повороты сюжета - это замечательно. Но когда их слишком много, читатель путается. Рекомендуется вводить два-три больших сюрприза и пару маленьких. Ни сыщик, ни преступник не должны делать заведомых глупостей. Иначе на такой поединок неинтересно смотреть.

Удача может сопутствовать злодею до того, как сыщик разоблачит его. Если потом злодей улетает на голубом вертолете, читатель разочаровывается.

Штампы в детективах

Сыщик носит плащ и шляпу, в кармане у него всегда имеется фляжка со спиртным.

Перед ревизией в магазине или на складе преступники устраивают пожар.

Сыщика пытается соблазнить роскошная женщина - главная подозреваемая.

Перед смертью жертва шепчет таинственное слово или имя, которое является ключом к разгадке.

Патологоанатом, жующий на рабочем месте.

Главный мафиози носит на пальце перстень с бриллиантом, зализывает волосы гелем и везде ходит в сопровождении
гориллообразных телохранителей.

Следователь постоянно переживает, как бы у него не забрали дело.

Во всем виновата таинственная секта с маньяком-предводителем во главе.

Преступник удирает, отпросившись в туалет.

Подделка отпечатков пальцев.

Собака не лает на заведомого незнакомца, из чего сыщик делает вывод, что пес знает этого человека.

Поймав сыщика, злодей привязывает его к машине смерти и долго рассказывает о своих коварных планах.

Начальник следователя - полный идиот и/или мерзавец.

В кульминационный момент преступник хватает подругу сыщика и приставляет ей к голове пистолет.

Жена сыщика погибла в самом начале (за несколько лет до начала), и с тех пор наш герой не знает слов любви.

Сыщик находит на месте преступления окурок и по следам от зубов (отпечатку помады) вычисляет злодея.

Преступник обеспечивает себе алиби с помощью манекена или брата-близнеца.

Главный злодей развлекается составлением тайных шифров и хитроумных пиктограмм.

Сыщик делает дедуктивные выводы, которые не так однозначны, как хотелось бы автору.

Выберите, в какую эпоху будет происходить действие. Это может быть любое время, от Древнего Египта до далекого будущего, и даже вымышленная планета в новой галактике.

  • Проведите небольшое исследование о том, что происходило в той или иной стране – убийства, загадочные случаи. Если преступление так и не было раскрыто, вы можете придумать любую развязку.

Создайте образ детектива. Он может быть крутым парнем, интеллектуалом, жертвой обстоятельств или даже источником неприятностей в вашей истории. Отвечать на все приведенные ниже вопросы необязательно. Однако тщательность на этом этапе поможет вам написать правдоподобную историю с живым и сложным центральным персонажем.

  • Придумайте самое основное. Мужчина это или женщина? Имя? Возраст? Внешность (цвет кожи, глаз, волос)? Откуда он или она родом? Где живет герой на момент начала истории? Как он оказался в нее замешан? Должен ли он стать жертвой? Является ли он причиной происходящего?
  • Придумайте герою семью. Родители? Братья и сестры? Вторая половинка? Дети? Другие отношения? Социальные группы? Кто-то, кто таинственным образом исчез… Пусть обстоятельства будут настолько реальными или настолько необычными, насколько вы пожелаете.
  • Какой образ жизни ведет герой? Он знаменитость или пока новичок? Обладает ли он исключительным умом? Какие преступления раскрывает – убийства, кражи, похищения?
  • Придумайте, что любит ваш герой. Какая у него любимая фраза? Любимый цвет, место, напиток, книга, фильм, музыка, блюдо? Чего он боится? Насколько он практичен? Пользуется ли парфюмом, и каким – сильным, слабым, приятным или не очень?
  • Подумайте о религии. Религиозен ли ваш главный герой? Если да, то к какой вере он принадлежит? Возможно, он сам ее придумал или выбрал из разных религий то, что подходит лично ему? Как убеждения влияют на его поступки? Суеверен ли он?
  • Решите, как герой ведет себя в отношениях. Много ли у него друзей? Есть ли лучший друг? Романтик ли он по натуре? Какое первое впечатление он производит? Любит ли он детей? Много ли читает? Как относится к курению?
  • Как одевается герой? Если это женщина, пользуется ли она косметикой, красит ли волосы? Что насчет пирсинга или татуировок? Привлекателен ли ваш герой, и насколько привлекательным он считает себя сам? Есть ли что-то, что он хотел бы изменить, или что-то, чем он особенно доволен? Сколько времени он уделяет своей внешности?
  • Может показаться, что для короткого рассказа это слишком много, но как можно глубже и подробнее проработать образ главного героя для хорошей истории необходимо.
  • Придумайте сюжет и преступление.

    • Чтобы начать, задайте себе вопросы: кто? что? где? когда? почему? как? Кто совершил преступление и кто был жертвой? Что это было за преступление? Когда оно произошло (утром, днем, вечером, глубокой ночью)? Где это случилось? Почему оно было совершено? Как оно было совершено?
    • Используя эту схему, полнее набросайте сюжет вашего рассказа, включив в записи столько деталей, сколько на данный момент пришло вам в голову. Идеи сюжета наверняка уже бьют ключом. Не беспокойтесь о том, чтобы их упорядочить, просто ЗАПИШИТЕ их, чтобы затем не забыть!
  • Подумайте о месте преступления. Эта часть вашего рассказа особенно важна, поэтому не спешите и проработайте ее досконально. Попробуйте описать каждую подробность, чтобы картина места преступления стояла у читателя пред глазами. Как оно выглядит? Есть ли разница в дневное и ночное время? Чем отличаются места первого и второго преступления? Каковы детали преступления? Возможно, на этом этапе стоит написать первый черновик сцены преступления, чтобы у вас уже сложилось общее представление.

    Создайте противника главного героя. Вернитесь к вопросам, с помощью которых вы описывали детектива, и повторите то же для его антагониста, проработав его личность так же подробно. Особое внимание уделите его отношению к герою.

    Тщательно продумайте все, что касается преступления, подозреваемых, антагониста и т. д. Убедитесь, что упорядочили всю информацию, прежде чем начнете писать.

    • Составьте список подозреваемых. Проработайте их личность в общих чертах, используя отдельные вопросы из шага 1.
    • Проделайте то же самое со свидетелями и другими персонажами.
    • Не забудьте: вы должны представлять, каким образом преступление будет раскрыто!
  • Подумайте о том, как описать работу детектива. Он должен быть хорош в своем деле. Обдумайте, как ваш главный герой в конце концов раскроет дело (с учетом его личности и качеств). Смотрите, чтобы разгадка не получилась банальной или слишком очевидной.

    Начинайте писать. Вначале представьте читателю персонажей и место действия. Затем пусть произойдет преступление.

    Введите в повествование подозреваемых и свидетелей. Например: "Анна вошла в кабинет. Это была высокая женщина с худыми руками и ногами. Лицо ее было..." Убедитесь, что у читателя сложится живое представление о каждом из них.

    В хорошем детективе будут обаятельные герои, захватывающая интрига и головоломка, которая не позволит вам оторваться от чтения. Но написать действительно стоящий детектив, особенно если раньше вы этого не делали, может быть сложно. При помощи правильной подготовки, метода "мозговой атаки", планирования и редактирования, а также проработки персонажей вы сможете написать детективный рассказ, которым будут зачитываться.

    Шаги

    Часть 1

    Готовимся к написанию

      Поймите разницу между детективным жанром и триллером. Детективы всегда начинаются с убийства. Главный вопрос в детективном рассказе или романе – кто совершил преступление. Триллеры обычно начинаются ситуацией, которая ведет к главной катастрофе, такой как, например, террористический акт, ограбление банка, ядерный взрыв и прочее. Основной вопрос в триллере – это сумеет ли главный герой предотвратить катастрофу.

      • В детективах читатель не знает, кто совершил убийство, до конца романа. Детективы построены на логических цепочках поиска целей преступления или на головоломке.
      • Детективы пишут от первого лица, в то время как триллеры обычно написаны от третьего лица, и в них освещается несколько точек зрения. В детективах течение времени обычно более размеренное, так как главный герой/детектив старается расследовать преступление. Кроме того, в детективах обычно меньше последовательности действий, чем в триллерах.
      • Из-за того, что течение времени в детективах медленнее, герои обычно получаются более глубоко прописанными и разносторонними в детективе, чем в триллере.
    1. Прочтите примеры детективов. Существует множество отличных детективных рассказов и романов, из которых вы можете почерпнуть то, как написать детектив с хорошим сюжетом и проработанными героями.

      Определите главного героя в представленных рассказах и романах. Подумайте о том, как автор вводит главного героя и как он его описывает.

    2. Определите место и обстановку истории-примера. Подумайте о том, как автор показывает место и время истории.

      • Например, во втором абзаце первой страницы Глубокого сна Марлоу помещает читателя в место и временной отрывок повествования: “Главный зал Стернвудов имел два этажа”.
      • Читатель понимает, что Марлоу находится перед домом Стернвудов, и это большой дом, скорее всего, богатый.
    3. Продумайте преступление или головоломку, которую предстоит решить главному герою. С каким преступлением или с какой головоломкой предстоит иметь дело главному герою? Это может быть убийство, пропажа человека или подозрительное самоубийство.

      • В Глубоком сне Генерал Стернвуд нанимает Марлоу, чтобы “позаботиться” о фотографе, который шантажирует генерала скандальными фотографиями его дочери.
    4. Определите препятствия и проблемы, которые могут появиться у главного героя. Хороший детектив захватит читателя теми сложностями, с которыми столкнется главный герой, выполняя свою миссию (раскрытие преступления).

      • В Большом сне Чендлер усложняет преследование фотографа сыщиком Марлоу убийством этого фотографа в ранних главах, а также подозрительным самоубийством шофера генерала. Поэтому Чендлер вводит в повествование два убийства, которые должен раскрыть Марлоу.
    5. Продумайте раскрытие преступления. Подумайте о том, как раскрывается преступление в конце детектива. Раскрытие преступления не должно быть слишком очевидным или надуманным, но также оно не должно быть неправдоподобным или непонятно откуда взявшимся.

      • Раскрытие преступления должно удивлять читателя, не запутывая его. Одним из плюсов детективного жанра является то, что вы можете построить темп вашего рассказа так, что раскрытие приходит постепенно, а не в поспешной манере.
    6. Просмотрите первую черновую копию. Когда вы создадите черновик своего детектива, пройдитесь по рассказу, стараясь просмотреть ключевые аспекты, такие как:

      • Сюжет. Убедитесь, что ваш рассказ идет по плану и имеет четкие начало, средину и конец. Вы также должны отметить изменения в вашем главном герое в конце истории.
      • Герои. Ваши герои, включая главного, уникальные и яркие? Все ваши герои ведут себя похожим образом или они разные? Ваши герои оригинальны и обаятельны?
      • Темп истории. Темп истории – это то, как быстро или медленно разворачиваются события в вашей истории. Хороший темп будет незаметен читателю. Если кажется, что все развивается слишком быстро, уделите больше внимания ощущениям, чтобы выделить эмоции героев. Если кажется, что вы погрязли в деталях, сократите сцены до самой существенной информации. Хорошее правило – это всегда заканчивать эпизод раньше, чем вам кажется, что стоит это сделать. Это поможет сохранить напряжение от эпизода к эпизоду, позволяя истории развиваться в нужном темпе.
      • Поворот. Поворот может или разрушить, или сделать весь детектив. Это остается на усмотрение писателя, но множество хороших детективов имеют в конце поворот. Убедитесь, что ваш поворот не слишком дешевый. Чем более уникальным будет поворот, тем проще будет его описать. Когда вы пишете заезженный поворот, типа "и здесь они проснулись", вы должны быть отличнейшим писателем, чтобы этот поворот сработал. Хороший поворот сможет оставить в дураках не только читателя, но и самого героя. Намекайте на поворот на протяжении сцен эпизодов, чтобы, когда читателя начнет припоминать предыдущие части истории, он был удивлен тем, как он мог это пропустить. Правда, старайтесь не сделать поворот явным слишком рано.