Кто сейчас продюсер 1 канала. Константин эрнст - биография, личная жизнь и лучшие фильмы. "Старые песни о главном"

FLB: «Это семейный бизнес, когда из левого кармана – «Первого канала», которым руководит Эрнст, деньги перекладывают в правый – «Красный квадрат» его гражданской жены Синельщиковой», - возмущается в интервью газете «Ведомости» тележурналист Александр Политковский


Блокпакет «Первого» давно перешел к людям из ближнего круга Путина - его однокурсникам по юрфаку ЛГУ Николаю Егорову и Елене Сорокиной. По самым скромным подсчетам команда Эрнста зарабатывает от 1 до 2 млрд. рублей в год.

Кто контролировал 49% акций первого канала с 1998 года и по настоящее время:

1998
Борис Березовский.
ЗАО «Общественно Российское Телевидение» («ОРТ») было преобразовано а ОАО «ОРТ»
«Логоваз» - 11%
ОРТ –КБ (Консорциум банков) – 38%
(все доли консорциума выкупил Объединенный Банк Березовского)

2001
Березовский продал пакеты акций Роману Абрамовичу
«Бетас» - 11%
ОРТ-КБ – 38%
(доли у Объединенного Банка выкупила фирма «Акмос трейд»)

2002
Абрамович продал 25% пакет акций «Первого канала»
ОРТ-КБ – 24%
«Эберлинк 2002» - 11%
«Растрком 2002» - 14%

2010
Происходит перерегистрация фирм
ОРТ-КБ – 24%
Перерегистрирована по адресу фирм Дарьи Жуковой

«Эберлинк 2002» - 11%
«Растрком 2002» - 14%
Перерегистрированы по адресу фирмы адвоката Николая Егорова, однокурсника В.Путина

Как стало известно «Ведомостям», Роман Абрамович, возможно, уже не контролирует 49% акций «Первого канала». Бывшая собственность Бориса Березовского поделена между петербургскими и московской компаниями. Петербургские зарегистрированы по одному адресу с фирмами однокурсника Владимира Путина, московская - с фирмами подруги Абрамовича.

Бенефициары блокпакета «Первого канала» - секретная информация! - так ответил «Ведомостям» бывший аудитор Счетной палаты, которая неоднократно проверяла канал, где 51% принадлежит государству. - Какая вам разница, кто является номинальным держателем этих акций? Главное, де-факто они у государства«. Примерно то же самое отвечали почти все чиновники и бизнесмены, которые хоть каким-то боком могли быть причастны к тому, что происходило за последний десяток лет с 49% крупнейшего телеканала в стране. И все-таки нашлись люди, которые кое-что рассказали.

49% на двоих

Совладелец 49% «Первого канала» (тогда он назывался ОРТ - «Общественное российское телевидение») Борис Березовский стал одним из первых бизнесменов, которых свежеизбранный президент Владимир Путин равноудалил из России. В 2000 г. Березовский оказался в Лондоне, и к нему, вспоминает он, зачастили посредники из Кремля с предложением выкупить доли в телеканале и других компаниях. Березовский сперва объявил было, что подарит 49% «Первого» творческой интеллигенции. Но потом передумал и в январе 2001 г. вместе с другими активами продал пакет равноприближенному к новой власти бизнесмену Роману Абрамовичу. Березовский уверен, что ему сильно недоплатили, и судится с Абрамовичем. Из судебных документов следует, что Березовский и его партнер Бадри Патаркацишвили просили за 49% «Первого» по $150 млн на брата, но в итоге сумма сделки составила $175 млн на двоих.

Представитель «Миллхаус», которая управляет активами Абрамовича, утверждает, что структуры Абрамовича и сейчас контролируют 49% «Первого». Но источники «Ведомостей» с этим не согласны. Уже в 2002 г. у структур Абрамовича осталось лишь 24% телеканала, а блокпакет бизнесмен отдал, утверждают два его знакомых, которым якобы об этом говорил он сам.

Косвенные подтверждения этой информации можно найти в открытых источниках.
Из данных СПАРК следует, что до сделки с Березовским 38% акций «Первого» владела фирма ОРТ-КБ (тогда для выкупа миноритарного телепакета был организован консорциум банков, сокращенно КБ), а 11% - «ЛогоВАЗ». После сделки с Березовским владельцем ОРТ-КБ вместе с 38% «Первого» стала компания «Акмос трейд», а еще 11% канала напрямую - компания «Бетас». Потом произошла перегруппировка. К октябрю 2002 г. «Бетас» продала свои 11% фирме «Эберлинк 2002», а ОРТ-КБ - 14% из своего пакета фирме «Растрком 2002». Возможно, понять эту абракадабру будет проще, если сформулировать ее так: в сумме 25% «Первого» перешли двум неизвестным конторам. А компании-продавцы почти чудесным образом перестали существовать.

Операция «Ликвидация»

Компании «Бетас» и «Акмос трейд», на которые выкупались акции «Первого» у Бориса Березовского, ушли из жизни не совсем естественным путем. Они были зарегистрированы в 2000 г. в Калмыкии, позже их перерегистрировали на Чукотке в Анадыре. В 2003 г. местные налоговики выяснили, что «Бетасов» два. Обе компании появились практически в одно время, зарегистрированы по одному юридическому адресу, у них одинаковый ИНН, но разные регистрационные номера и учредители. Регистрация одного из «Бетасов» была признана налоговиками ошибочной, и ее отменили, второй ликвидировали сами учредители. Ошибочной была признана в 2005 г. и регистрация «Акмос трейд». К моменту ликвидации этих компаний акций «Первого» у них уже не было.

Гендиректор ГК «Крикунов и партнеры» Андрей Лебедев не смог вспомнить случая, когда налоговая ошибочно зарегистрировала бы два одинаковых ООО под различными ОГРН. Он считает, что эта ошибка могла бы помешать Березовскому оспорить сделку. «При судебном разбирательстве очень сложно было бы найти правопреемника ошибочно зарегистрированных и поэтому ликвидированных компаний, чтобы предъявить им претензии», – говорит юрист. Но в Лондонском суде на такие уловки не обращают внимания, предупреждает он.

Эта перегруппировка нашла отражение и на «человеческом» уровне - на собрании акционеров «Первого» голосовать этими пакетами стали разные люди (что следует уже из документов самого канала). В сентябре 2002 г., т. е. до перегруппировки, акционеров «Бетаса» и ОРТ-КБ по доверенности представлял один человек - Яков Русин, сын гендиректора ОРТ-КБ Натальи Русиной. А в 2003 г., после перегруппировки, уже два: от ОРТ-КБ, которая с 24% «Первого» осталась у Абрамовича, выступал Павел Иванов, сотрудник Millhouse Capital UK Ltd., а от «Эберлинк 2002» и «Растрком 2002» с 25% - гендиректор «Первого» Константин Эрнст. Представитель «Первого» комментировать действия акционеров отказался.

25% вокруг Путина

Через семь лет после развода акций «Первого» последовал их разъезд. Летом 2009 г. «Растрком 2002» и «Эберлинк 2002» были перерегистрированы в Петербурге по адресу: 8-я линия, д. 33, лит. А, помещение 4-Н. А гендиректором обеих компаний стала однокурсница Путина по юрфаку Ленинградского университета Елена Сорокина .

На это в сентябре обратил внимание журнал Forbes, который предположил, что пакет «Первого» переехал поближе к питерскому знакомому Путина Юрию Ковальчуку, который сейчас строит медиаимперию (что, собственно, и стало отправной точкой расследования «Ведомостей»). Представитель пресс-службы банка «Россия» Юрия Ковальчука утверждает, что компании группы банка (а в нее входит и «Национальная медиа группа» - НМГ) переговоров о покупке акций «Первого» не ведут.

Гендиректор Сорокина - не единственная ниточка, связывающая блокпакет «Первого» с именем Путина. Судя по данным СПАРК, по указанному выше адресу зарегистрированы две компании, связанные с другим однокурсником премьера - Николаем Егоровым («Партнер», где ему принадлежит 77,5% акций, и «Северный путь», где гендиректором был его брат Михаил). А в соседнем офисе, 7-Н, зарегистрирована юридическая фирма «Лекс», учредителем которой опять же числится Егоров.

Николай Егоров - основатель адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАМ). На сайте бюро цитируется исследование европейского юридического рынка «Chambers Europe 2009», где сказано, что ЕПАМ находится «в числе первых компаний, к которым следует обращаться, когда возникает необходимость в выстраивании взаимоотношений с российским правительством». Бюро известно, в частности, тем, что участвовало в возвращении в Россию из Катара разведчиков, обвиненных в убийстве чеченского лидера Зелимхана Яндарбиева, отстаивало честь России от нападок Грузии в Международном суде ООН в Гааге. Судя по данным самого юридического бюро, одним из основных бизнес-клиентов ЕПАМ является UC Rusal.

Есть и еще одна ниточка. Заместителем гендиректора «Растрком 2002» в мае 2007 г. стал Леонид Лившиц. Как указано в СПАРК, он владеет 25% петербургской компании «Гидросфера», 75% которой - у Анатолия Рахлина, первого тренера Путина по дзюдо.
Связаться с Лившицем и Рахлиным не удалось. Егоров не ответил на вопросы «Ведомостей», которые были отправлены его помощникам.

Блокпакет «Первого» давно перешел к людям из ближнего круга Путина , резюмирует чиновник, близкий к администрации президента. То же самое говорит знакомый Абрамовича. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков отрицает, что кто-либо держит блокпакет акций «Первого» в интересах Путина: «Государство владеет контрольным пакетом акций и в дополнительном пакете через посредников не нуждается».

«ОРТ-КБ, у которой 24% акций “Первого канала”, зарегистрирована в Москве, а две другие фирмы, в сумме владеющие 25%, зарегистрированы в Петербурге, - говорит представитель “Миллхаус”. - Мы давно работаем с ЕПАМ, хорошо знаем его основателя Николая Егорова, поэтому и зарегистрировали владельцев акций “Первого канала” там».

24% рядом с Абрамовичем

«Абрамович с самого начала дал понять, что готов нам помочь в выкупе акций у Березовского, но не более того, дальнейшее финансирование и развитие канала не входило в его планы», - рассказывал в 2001 г. «Ведомостям» чиновник из Кремля.
Если учесть, что дивидендов «Первый» за 11 лет (1998-2008 гг.) заплатил около 140 млн руб. (данные Счетной палаты), 24% канала должны быть для Абрамовича как чемодан без ручки: нести неудобно, а выбросить жалко. Чего он только с ними не пытался делать! Знакомый предпринимателя рассказывает, что в 2005 г. Абрамович думал о продаже этого пакета иностранным инвесторам, но администрация президента идею не поддержала, и тему «аккуратно замяли». Еще он говорит, что Абрамович закладывал этот пакет под кредит Сбербанка на $150 млн (это подтвердил бывший сотрудник Сбербанка, а официальный представитель не смог это прокомментировать). Впрочем, представитель «Миллхаус» все это отрицает. Зато он говорит, что в 2005 г. рассматривалась идея создания на базе «Первого» медиахолдинга, в том числе путем покупки других медийных активов за рубежом.

Летом нынешнего года и этот пакет сменил прописку. По данным ЕГРЮЛ, в июне ОРТ-КБ переехала с ул. Солженицына, 38 (где зарегистрированы несколько компаний, близких к Абрамовичу), на ул. Крылатскую, д. 8, стр. 1. Это здание спортивного центра профсоюзов «Крылья спорта». По этому же адресу зарегистрированы две фирмы: «Тиллидж», принадлежащая подруге Романа Абрамовича Дарье Жуковой, и «Джиси компани».

«Тиллидж» и «Джиси компани» имеют прямое отношение к центру современной культуры «Гараж» [Жуковой]: первая занимается книжной торговлей, а вторая - кафе», - рассказывает руководитель фонда Жуковой «Айрис» Светлана Звягинцева. По ее словам, выбор адреса связан с тем, что «просто понравилось место, у нас там маленькое помещение». «Никакой связи между регистрацией этих компаний и ОРТ-КБ по одному и тому же адресу нет», - настаивает Звягинцева.

Команда Эрнста

Несмотря на скудные дивиденды, «Первый» - успешная в коммерческом отношении компания (например, по итогам 2008 г. прибыль составила 3,6 млрд руб.). В более выгодном положении по сравнению с акционерами находятся поставщики канала - им «Первый» платит регулярно.

Крупнейший телеселлер России «Видео интернешнл» (ВИ) бессменно продает рекламу на «Первом» с 2000 г. (доход от рекламы - 99% выручки канала). За свои услуги ВИ берет с каналов комиссию: в 2007-2009 гг. «Первый» отчислял селлеру 12% рекламных доходов, подсчитала Счетная палата. В 2007 г. ВИ, по данным Счетной палаты, заработала на «Первом» 2,5 млрд руб., в 2008 г. - 3,2 млрд руб. С 2010 г. этот доход достался банку «Россия», структуры которой весной купили ВИ. Скорее всего, этот селлер будет обслуживать «Первый канал». На этой неделе должны быть объявлены итоги конкурса на продавца рекламы c 2011 г., который сейчас проводит канал, и ВИ - явный фаворит.

Доход от «Первого» получают и компании, которые делают для канала телепередачи и сериалы. В 2007-2008 гг. на контент пришлось 38-39% расходов «Первого» (6,53 млрд и 8,1 млрд руб. соответственно), следует из отчета Счетной палаты. В прошлом году канал израсходовал на эти цели около 8 млрд руб., сообщил представитель «Первого». По его словам, около 60% этой суммы, т. е. примерно 5 млрд руб., пошло на закупку программ российского производства, в том числе около 3 млрд руб. - на сериалы и фильмы и 2 млрд руб. - на телепередачи.

Крупнейшие поставщики шоу и передач для «Первого канала», по словам его представителя, - группа компаний «Красный квадрат», российско-шведский холдинг «Телеальянс медиа групп» и телекомпания «Останкино» Алексея Пиманова. В 2009 г. на эти три компании пришлось до половины всех закупленных каналом телепередач и шоу (около 1 млрд руб.), говорит представитель канала. По его словам, проекты «Телеальянса» и «Красного квадрата» сопоставимы по собираемой аудитории (у проектов «Останкино» она меньше), но «Красный квадрат» зарабатывает «несколько больше» - ведь его передачи идут в вечерний прайм-тайм в выходные дни. «Красный квадрат» производит для «Первого канала» больше, чем «Телеальянс», подтверждает основатель последнего Александр Левин. Преобладание в сетке «Первого» программного продукта «Красного квадрата» хорошо видно и невооруженным глазом (см. врез).

Представитель «Первого» объясняет тесное партнерство с «Красным квадратом» и «Телеальянсом» тем, что у этих компаний «очень талантливые руководители» - Лариса Синельщикова и Александр Левин. Синельщикова - не только талантливый руководитель, но еще и совладелец компаний, входящих в группу «Красный квадрат», и гражданская жена гендиректора «Первого» Константина Эрнста . «Это семейный бизнес, когда из левого кармана - “Первого канала”, которым руководит Эрнст, деньги перекладывают в правый - “Красный квадрат” Синельщиковой», - возмущается тележурналист Александр Политковский. Слова Политковского представитель «Первого канала» не комментирует.

Основные компании «Красного квадрата», согласно СПАРК, появились в 2007 г., Синельщикова стала президентом группы в 2008 г. В «Квадрат» входят пять студий. Но на «Первый» работают не только они. Так, по данным самой группы, компания «Изюм» является основным дистрибутором «Первого канала» и компании «Красный квадрат» (в ее каталоге более 35 000 часов всех телевизионных жанров, которые она предлагает для покупки за пределами России). А входящее в группу агентство «Мандарин» снабжает «Первый» «спонсорской рекламой» - интегрирует ее в шоу, художественные фильмы и сериалы.

Реальных собственников группы «Красный квадрат» вычислить не легче, чем частных акционеров «Первого канала». Практически во всех этих компаниях основной акционер - офшор, а миноритарий с долей в 1-5% - Синельщикова. Представитель «Первого» отказался назвать бенефициаров офшоров.

Сколько зарабатывает «Красный квадрат» на «Первом»? «Ведомости» попробовали оценить это двумя способами, цифры получились разные, но ни одна из них не укладывается в приведенную выше оценку самого «Первого»: 1 млрд руб. на трех лидеров.

Первая оценка получена сложением по данным СПАРК. В таблицу мы включили только те компании группы, бизнес которых непосредственно связан с «Первым». По СПАРК их суммарная выручка без учета «Красного квадрата», по которому нет данных за 2009 г., составляет 2,993 млрд руб., чистая прибыль - 908 млн руб. Правда, российские стандарты отчетности не позволяют корректно вывести консолидированные показатели (попросту говоря, одни и те же деньги могут тут быть посчитаны дважды, а то и трижды).
Вторая оценка получена путем опроса. Два руководителя крупных продюсерских компаний сошлись на том, что «Первый» обеспечил в 2009 г. «Красному квадрату» оборот примерно в $80 млн.

В 2010 г. оборот «Квадрата» должен вырасти, потому что с сентября группа стала делать для «Первого канала» сериалы «Голоса», «Гаражи» и «Побег». Производство каждого из них обходится в $300 000-350 000, рассказали «Ведомостям» два продюсера, знакомых с проектом. Каждую неделю выходит по новому эпизоду каждого проекта, таким образом, только за счет сериалов месячная выручка «Квадрата» может увеличиваться на $4 млн.

Гендиректор «Красного квадрата» - психотерапевт Андрей Курпатов не стал разговаривать с «Ведомостями».

Представитель «Первого канала» в воскресенье не смог оперативно прокомментировать расхождения между предоставленными данными по расходам на контент и оценкой «Ведомостей» выручки «Квадрата». Тесное сотрудничество каналов с ограниченным числом поставщиков контента - практика, повсеместно распространенная не только в России, но и во всем мире, говорит сотрудник крупной телекомпании: «Вопрос в том, поставляют ли “свои” производители качественные телешоу, которые дают высокие рейтинги».

Основатель «Телеальянс медиа групп» (номер два в списке поставщиков контента для «Первого») Александр Левин говорит, что в российской выручке его компании на «Первый» приходится 70%. При этом «Телеальянс» часто продает программы «Первому» с минимальной маржей, зарабатывая за счет большого объема. Рентабельность проектов увеличивается за счет дальнейшей продажи прав за пределы России, объясняет он. Рентабельность «Красного квадрата», «Телеальянс медиа групп» и «Останкино» по проектам для «Первого канала» составляет около 15%, говорит представитель канала.
Семейственность, которая присутствует в отношениях «Первого» и «Красного квадрата», Левина не смущает. «Нужно понимать, что Эрнст многие проекты придумывает сам, а не берет у продюсеров, он очень креативный человек, и для реализации таких проектов ему нужна команда, - объясняет Левин. - “Красный квадрат” и есть команда Эрнста, и Синельщикова - тоже человек этой команды».

Всюду «Красный квадрат»

Продукция «Красного квадрата» занимает видное место в сетке «Первого». Например, в субботу, 30 октября, практически весь вечерний прайм-тайм (с 17.30 до 23.40) занят проектами «Красного квадрата»: «Кто хочет стать миллионером?», «Большие гонки», «Минута славы», «Прожекторперисхилтон» и «Детектор лжи» следуют один за другим, прерываясь только на программу «Время». Для сравнения: у ближайшего конкурента «Красного квадрата» за место на «Первом» – «Телеальянс медиа групп» – в этот день только один проект – «Детективы» в 5.30 утра. Зато в будние дни (возьмем для примера прошлую среду, 27 октября) у «Квадрата» и «Телеальянса» паритет: у каждого в эфир вышло по пять передач. Если не считать новости, футбол и фильмы иностранного производства, эти две компании развлекают зрителей «Первого» больше половины времени вещания.

Цифра $1,5 млрд - в такую сумму оценен рынок контента для телевидения в докладе Роспечати «Телевидение в России 2009». Компания «Амедиа» в 2006 г. оценивала рынок в $1,7 млрд и давала такую раскладку: на $1 млрд контент производили сами телеканалы, по $350 млн шло на покупку прав российских и зарубежных программ и фильмов.»

Ринат Сагдиев, Ксения Болецкая, «Ведомости», 01.11.2010, 206 (2724)
В подготовке статьи участвовали Ирина Резник и Елизавета Осетинская

FLB: Однокурсники владеют блокпакетом «Первого канала» без интересов Путина

Чувствуется, что журналисты «Ведомостей» очень удачно наступили на «останкинскую иглу». Во всяком случае, реакция последовала незамедлительно. Пресс-секретарь премьер-министра России Владимира Путина Дмитрий Песков в интервью радио «Эхо Москвы» сказал: «Это абсолютный абсурд. Государство владеет 51% «Первого канала» и не нуждается в дополнительных акциях через посредников для контроля. Более того - генеральный директор «Первого канала» назначается по представлению президента Российской Федерации».

Из архива Хамовнического суда: Как это было в 2004 году

Семейный бизнес на «Фабрике звёзд»
«Песочница. com» : «Трогательная забота Константина Эрнста о том, чтобы «фабриканты» работали только с указанным им продюсером и больше ни с кем, стала понятной после ознакомления с Уставом ООО «Продюсерский центр Виктора Дробыша». Первые пункты этого документа поначалу повергли меня в полное недоумение:

«1.1. Хозяйственное общество в форме Общества с ограниченной ответственностью «Продюсерский центр Виктора Дробыша», в дальнейшем именуемое Общество, создано и зарегистрировано в г. Москве 21 ноября 2000 года.

2.4. Общество не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме аудиторской и сопутствующих (связанных с аудитом) услуг, перечисленных в п.п.2.2. Устава».

Что за ерунда?! Как центр Дробыша мог быть зарегистрирован в 2000 году, когда он был создан только летом 2004 года?! И при чем здесь аудиторская деятельность?! Ответы на эти вопросы дал прилагавшийся к уставу протокол № 2/04 внеочередного собрания участников ООО «Юридическое бюро «Житомирский и партнеры» от 29 июля 2004 года:

«Собрание постановило: утвердить состав участников общества (Синельщикова, Пригожин, Дробыш), изменить наименование на ООО «Продюсерский центр Виктора Дробыша», утвердить новую редакцию Устава, подписать новую редакцию учредительного договора и подтвердить полномочия гендиректора Житомирского В.М.»

Так вот оно что! Оказывается, центр Дробыша раньше был юридической компанией «Житомирский и партнеры». Как просветили меня знакомые телевизионщики, эта компания располагалась в телецентре «Останкино» и была тесно связана с телекомпанией «ВИД» и ее гендиректором Ларисой Синельщиковой. Если кто не в курсе, Лариса Васильевна как раз производит для Первого канала проект «Фабрика звезд». А также является женой Константина Эрнста. Судя по уставу, она же стала фактической хозяйкой центра Дробыша, претендующей на половину его прибыли:

«3.1. Участниками Общества являются физические лица, граждане РФ: Синельщикова Лариса Васильевна, Пригожин Иосиф Игоревич, Дробыш Виктор Яковлевич .

4.1. Уставной капитал Общества оплачен денежными средствами и составляет десять тысяч рублей.

4.2. Размеры доли участников в Уставном капитале Общества составляют: Синельщикова Лариса Васильевна - 50%, Пригожин Иосиф Игоревич - 25%, Дробыш Виктор Яковлевич - 25%».
Михаил Филимонов

FLB
http://flb.ru/info/48194.html
Обзор FLB
01.11.2010

Константин Эрнст – это человек, без которого представить современное российское телевидение уже, наверное, невозможно. Он умен, талантлив, а также отличается бесспорным талантом руководителя. Именно поэтому, возглавляемый им сегодня российский Первый канал, прочно входит в число самых популярных телеканалов в российской сетке вещания.

Но что же делает Константина Эрнста настолько особенным управленцем? Разобраться в этом мы попробуем сегодня.

Ранние годы, семья Константина Эрнста

Наш сегодняшний герой появился на свет в московской семье, имеющей немецкие корни. О матери известно крайне мало. Совсем другое дело отец Константина Эрнста – Лев Константинович. Во времена существования СССР отец нашего сегодняшнего героя был известным и довольно успешным аграрием, доктором сельскохозяйственных наук, профессором и вице-президентом Российской академии сельскохозяйственных наук. Имя своему сыну Лев Константинович дал в честь своего покойного отца – деда нашего сегодняшнего героя.

Несмотря на тот факт, что Константин Эрнст-младший появился на свет в Москве, большая часть его детства прошла в Ленинграде. В городе над Невой он посещал среднюю школу № 35. В этом же месте он начал учиться в ВУЗе. В Ленинградском государственном университете будущий известный деятель российского телевидения посещал биологический факультет и лелеял мечты об успешной карьере биохимика.

Окончив университет, он отправился работать по специальности. В течение нескольких лет Константин Эрнст работал в различных научно-исследовательских институтах. Кроме того, в двадцать пять лет будущий работник телевидения защитил кандидатскую диссертацию по своей специализации.

Однако судьбе было угодно, чтобы Константин Эрнст выбрал в своей жизни несколько иную дорогу. В конце восьмидесятых годов наш сегодняшний герой подружился с известным советским журналистом Евгением Додолевым, который, собственно и привел его на телевидение.

Звездный путь Константина Эрнста, карьера на телевидении

Весьма примечательно, что попасть на телевидение Константину помог случай. В конце восьмидесятых годов со своим товарищем Евгением Додолевым он случайно заглянул на вечеринку журналистов. В тот вечер на чьей-то квартире гуляла преимущественно молодежь, однако среди приглашенных были и некоторые мастеровитые деятели телевизионного искусства. Одним из таких был тогдашний руководитель передачи «Взгляд» Александр Любимов. В приватной беседе Константин высказал известному мэтру свои соображения по поводу формата телепроекта, а тот в свою очередь абсолютно неожиданно предложил Эрнсту реализовать свои идеи.

Таким образом в 1988-м году наш сегодняшний герой оказался в программе «Взгляд», в которой впоследствии проработал в течение двух лет.

КВН Эрнста преследует маньяк

Накопив необходимый опыт Константин Львович взялся за реализацию новых проектов и уже в 1991-м году возглавил программу «Матадор», над созданием которой работал в качестве продюсера, ведущего и режиссера. Параллельно с этим Эрнст также занимался претворением в жизнь некоторых других амбициозных проектов, среди которых были как телевизионные передачи, так и различные полнометражные фильмы.

В 1995-м году Константин Львович был назначен генеральным продюсером канала ОРТ. Получив высокую должность, наш сегодняшний герой взялся за работу с удвоенной силой.

В ближайшие годы в качестве продюсера и сценариста Константин Эрнст успешно реализовал серию мюзиклов под общим названием «Старые песни о главном», в котором снимались такие звезды, как Лариса Долина , Гарик Сукачёв и многие другие. Кроме того, именно в этот период известным продюсером создан известный «Русский проект», который впоследствии был отмечен многими премиями в России и за рубежом.

В конце девяностых годов Эрнст приложил руку к созданию таких телевизионных фильмов как «Блокпост», «Мама» и «Зал ожидания». Благодаря своей многолетней кропотливой работе, Константин Львович приобрел огромный авторитет на ОРТ и в 1999-м году стал генеральным директором данного канала.

С его приходом на канале начались кардинальные перемены. Значительным образом поменялась сетка вещания, расширилась аудитория, а также был изменен сам бренд, под которым работал весь проект. С 2000-го года ОРТ начала называться Первым каналом. Под этим названием он работает и сегодня.

Пранк с Константином Эрнстом -- Хорек (из архива)

В 2000-е годы в качестве продюсера и сценариста Константин Эрнст реализовал множество ярких проектов, среди которых были как телевизионные, так и кинематографические фильмы. Наиболее известными из них стали проекты «Гибель империи», «Диверсант», «72 метра», «Ночной дозор», «Дневной дозор», а также многие-многие другие. В этих фильмах снимались звезды современного российского кинематографа Константин Хабенский , Владимир Меньшов , Мария Порошина , Алексей Чадов и другие. Под его руководством на экраны вышло также множество новых телепередач, перечислить полный список которых, наверное, попросту невозможно.

Константин Эрнст в настоящее время

В настоящее время Константин Львович работает над новыми проектами. Многолетнее служение российскому телевидению принесло известному продюсеру множество престижных наград творческого и государственного толка. Среди таковых выделяются премии ТЭФИ, Орден дружбы (вручен правительством Абхазии), а также Орден «За заслуги перед отечеством» третьей степени.

Личная жизнь Константина Эрнста

В жизни нашего сегодняшнего героя было два важных романа. Так, первой супругой телевизионного деятеля является театральный критик Анна Силюнас. В данном браке на свет появилась старшая дочь Константина – Александра (1995 г.р.).


В 54 года музой Константина Эрнста стала 27-летняя дочь петербуржского банкира Софья Заика . Примечательно, что отец девушки - глава московского представительства ABLV Павел Заика - моложе Эрнста на 2 года. В 2016 году у Константина и Софьи родился ребенок.

Основной телевизионный канал России вот уже много лет радует своей работой многомиллионную аудиторию зрителей. За время своего существования Первый претерпевал различные изменения и трансформировался в соответствии с тенденциями развития общества.

Руководство Первого канала всегда делало всё возможное для того, чтобы рейтинги передач не переставали расти. Сегодня во главе Первого стоит надёжная команда профессионалов своего дела, работающая во имя искусства и в интересах телезрителя.

От времён ОРТ до наших дней

Главный канал страны начал свою работу уже более двадцати лет тому назад. В далёкие и тяжёлые девяностые, когда неразбериха и разруха в стране тяжким грузом легла на плечи россиян, появилось так называемое Общественное Российское Телевидение. Телепередачи на злобу дня, новостные программы, первые независимые развлекательные проекты - вот что могли увидеть люди на экранах своих телевизоров на всём постсоветском пространстве.

Работать в те времена было непросто: жёсткий контроль со стороны государства прекратился, но что нового и интересного можно и нужно было предложить зрителю, ещё не было до конца понятным. Энтузиасты-руководители и ведущие начинали всё с чистого листа.

В начале двухтысячных на канале произошёл ребрендинг, пришло новое название: "Первый". С течением времени работа стабилизировалась и вышла на качественно новый уровень. Рейтинги передач росли, появлялись и новые ведущие, с новым креативным подходом к ведению эфира. Руководство Первого канала активно привлекало новые кадры и поощряло мастеров своего дела.

Несколько лет назад произошли перемены в технических характеристиках вещания. Это позволило соответствовать всем современным международным стандартам.

На сегодняшний день главный телеканал страны сформировал костяк из профессионалов-руководителей, ведущих, журналистов и корреспондентов, операторов, режиссёров и других специалистов. Порой производя немыслимые перестановки и внедряя нестандартные решения, руководство Первого не перестаёт удивлять зрителей.

Руководители

За время существования телевизионной команды управленческая структура претерпевала изменения. Какие известные люди только ни приходили за весь период на Первый канал! Руководство сегодня представлено следующими людьми:

  • Львович. Главный идейный руководитель, профессионал с большой буквы, занимает пост генерального директора.
  • Вольнов Олег Викторович. Опытный управленец, прошедший путь от редактора газеты до замдиректора по общественно-политическому вещанию.
  • Молчанов Денис. Был имиджмейкером первого президента независимой России (Б. Ельцина), работал в политике, занимал должность в области культуры, ныне является заместителем Константина Эрнста по взаимодействию с органами госаппарата.
  • Файман Александр. Получив театральное образование, на ТВ работал режиссёром, весьма успешно пробовал себя в продюсировании, сейчас занимает должность первого зама руководителя главного канала страны.
  • Алексеевич. Журналист с большим стажем работы, в том числе за границей. Исполнял обязанности ведущего на радио и телевидении, был корреспондентом одного из ведущих печатных изданий. На данный момент пик его карьеры - должность руководителя дирекции информационных программ, а также заместителя главного директора.
  • Писарев Андрей - выполняет обязанности председателя дирекции публицистических и социальных проектов и входит в структуру руководства Первого канала.
  • Аксюта Юрий. Деятель культуры, прошедший путь от диджея и ведущего до главного продюсера по вопросам развлекательных и музыкальных программ. Удостоен медали II степени «За заслуги перед Отечеством».
  • Выдающийся деятель отечественной культуры, зам Эрнста в вопросах стратегических проектов и корпоративного управления.
  • Ефимов Алексей. Журналист, получивший своё образование в МГУ в 70-е годы. Трудился на телевидении начиная с конца 80-х, за это время побывал корреспондентом, шеф-редактором, ведущим. Сегодня он - один из "китов", на которых держится канал, генеральный директор международного вещательного дочернего предприятия - "Первый канал: Всемирная сеть".

Шокирующие перестановки на Первом

Руководство Первого канала за последний период сделало ряд перестановок, поразивших и даже расстроивших некоторых зрителей. Решения о прекращении выхода в эфир старых и появлении новых телепрограмм порой бывали очень неоднозначными.

Так, программа "Жди меня", воссоединившая за годы своего существования тысячи разбросанных по свету людей, больше не украсит собой Первый канал. Смена руководства - вот, что повлияло на это событие: вновь пришедшие управленцы не нашли замены ушедшему из проекта телеведущему. Данный ход очень расстроил аудиторию, которой так полюбилась добрая и сентиментальная передача.

Казалось, всё бы ничего: зрители всё же понимают, что ничто в этом мире не вечно. Но это не единственный проект, который закрыл Первый канал. Новое руководство приняло ещё одно решение: прекратить выход нашумевшего шоу «Наедине со всеми» с провокационной ведущей Юлией Меньшовой. Программа существовала более четырёх лет, за это время Меньшова взяла интервью у множества звёзд отечественной эстрады. Колкие вопросы, игра на самых тонких струнах души - стиль ведения шоу в корне отличался от большинства передач канала и полюбился миллионам жителей страны. Почему проект закрыли - во многом остаётся загадкой.

Очередным громким событием стал переход одного из главных ведущих на другой канал. Андрей Малахов, ведущий нескольких ток-шоу, проработавший на Первом долгие годы, принял решение уйти. В программах, которые вёл журналист, произошли замены.

Нашумевший скандал Первого канала

Кроме закрытия некоторых проектов по так называемым техническим причинам и обстоятельствам, страна была обескуражена и рядом скандалов, которые были связаны с детищем Эрнста.

Так, выходившая в эфир по выходным уже 25 лет (вдумайтесь в эти цифры!) программа «Пока все дома» прекратила своё существование. Версии закрытия передачи выдвигались разные, но неоспоримым фактом, привлекшим всеобщее внимание, стала ссора: руководство Первого не нашло общего языка с бессменным ведущим. Кроме этого, общеизвестным стало то, что Кизякова (автора и ведущего) подозревали в получении коммерческой выгоды от спекуляции темой детей-сирот, которая затрагивалась в программе. Как бы там ни было, шоу продолжило своё существование уже на другом канале, после громкого ухода ведущего и его команды.

Обострение ситуации с новой телепередачей

Казалось бы, было уже достаточно интриг и неоднозначных решений, затронувших Первый канал. Руководство же решило иначе, запустив новый проект под названием «Бабий бунт» и позвав в качестве одной из ведущих скандально известную Ольгу Бузову.

Не столько само шоу, сколько выбор главного действующего лица вызвал такой широкий резонанс, ведь отношение к девушке в обществе неоднозначное. С одной стороны, имея в соцсетях более 11 миллионов подписчиков, Бузова очень популярна. С другой же стороны (скорее, по субъективным причинам) ведётся её травля со стороны как ненавистников среди зрителей, так и среди коллег по цеху. Неоднократно выдвигались требования закрыть передачу либо поменять ведущую. Чем разрешится вопрос, покажет лишь время.

Как гласит народная мудрость, На смену закрывшимся проектам пришли новые, ушедших ведущих сменили свежие кадры.

На канале запустили новое шоу под названием «Короли фанеры». Ведущий программы - молодой знаменитый актёр, любимец девушек, сыгравший главную роль в сериале «Мажор» и ряде других нашумевших шедевров - однозначно принёс Первому рейтинги уже одним своим появлением. Речь идет о Павле Прилучном.

Ещё один новый проект - детище ведущего Дмитрия Шепелева - выводит лжецов на чистую воду посредством использования полиграфа. И называется шоу «На самом деле».

Альтернативой закрытым программам стала телепередача Елены Летучей под названием «Летучий отряд». В проекте ведущая призывает и старается научить простых россиян отстаивать свои права, чего бы это ни касалось.

Всегда ли решениями руководства Первого оказываются удовлетворены телезрители - риторический вопрос. Но то, что канал сумел выстоять в конкурентной борьбе, остаться на плаву, сохранить рейтинги и продолжает подогревать к себе интерес - это неоспоримый факт.

Константин Львович Эрнст. Родился 6 февраля 1961 года в Москве. Советский и российский деятель телевидения, медиаменеджер, продюсер, сценарист. Генеральный директор ОАО «Первый канал».

Отец - Лев Константинович Эрнст (8 января 1929 - 26 апреля 2012), русский немец, биолог, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик ВАСХНИЛ, вице-президент РАСХН.

Назван Константином в честь своего деда (отца Льва Константиновича).

Как ни странно, но о матери Константина Эрнста нет вообще никакой информации. Сам он по какой-то причине неизменно обходит эту тему в своих интервью.

Окончил среднюю школу № 35 в Ленинграде.

В 1983 году окончил биологический факультет Ленинградского университета. Работал в научно-исследовательских институтах.

В 25 лет защитил кандидатскую диссертацию по биохимии на тему «Динамика созревания мРНК при созревании ооцитов млекопитающих in vitro».

После защиты диссертации молодой кандидат биологических наук был приглашен на двухлетнюю стажировку в Кембриджский университет. Однако он выбрал телевидение, отказавшись от перспективного предложения.

В 1988 году Эрнст покинул Ленинград и вернулся в Москву, где три года работал режиссером телепередачи "Взгляд" . Она завоевала огромную популярность зрителей благодаря тому, что в ней впервые на российских экранах поднимались острые, откровенные, злободневные темы.

Константин Эрнст и Владислав Листьев

Константин Эрнст рассказывал, как оказался на ТВ: "Однажды мы с моим приятелем Женей Додолевым пришли на какую-то гулянку, где сидели ребята из «Взгляда» и, в частности, Саша Любимов... И я стал говорить Любимову, что всё, конечно, очень клёво, но стилистически неточно... На что Любимов ответил: «Ну если ты такой умник, так сделай хорошо. Через две недели эфир»... Старый телик треснул, и в этот разлом можно было войти даже с улицы" .

Владислав Листьев был уверен в неординарных способностях молодого Константина и даже считал его более перспективным телевизионщиком, чем он сам.

В 1991 году Эрнст впервые представил свой авторский проект - программу "Матадор" - где лично выступил и продюсером, и ведущим. Эта телевизионная передача выходила на экраны вплоть до 1995 года.

Константин Эрнст - "Матадор"

В 1991-1995 годах реализовал много других успешных проектов, среди которых музыкальный полнометражный фильм «Радио тишины» (1988, режиссёр, продюсер) и короткометражный игровой фильм «Homo Duplex» (1989, режиссёр, продюсер).

В 92-м году Эрнст решил заняться бизнесом. Вместе с Леонидом Парфеновым и Игорем Угольниковым они создали независимую продюсерскую фирму «Мастер ТВ», однако средств для успешной деятельности не хватило и она через год перестала существовать.

В 1992-м его называют лучшим популяризатором мирового кино и присуждают специальный приз фестиваля «Кинопресса-92». Константин Львович становится завсегдатаем столичного бомонда. Кинематографическую тусовку также посещали Рената Литвинова, Иван Дыховичный и др.

На одном из светских раутов Константин Эрнст познакомился с олигархом Березовским, который и помог ему реализовать творческие проекты и сделал его в 1995 году генеральным продюсером ОРТ.

Заняв начальствующее кресло, Константин Львович опять же вместе с другом детства Леонидом Парфеновым стали внедрять давнюю мечту - показать зрителям шоу, где любимые народом песни прозвучат в исполнении современных поп-звезд. Этот проект получил название «Старые песни о главном» .

"Старые песни о главном"

Уже в новогоднюю ночь 1996-го был показан первый фильм с песнями 40–50-х. Успех «Старых песен о главном-1» оказался феноменальным: фильм не только собрал миллионную аудиторию зрителей, но и выручил огромную прибыль по продаже видеозаписи. Этот фурор и вдохновил творческую группу на продолжение проекта. В два последующих года вышли «Старые песни о главном-2» (песни 60-х) и «Старые песни о главном-3» (песни 70-х).

За цикл мюзиклов «Старые песни о главном - 1, 2, 3» получил ряд призов - «Золотая олива» на Международном фестивале в г. Бар, «Золотая Олива» и «Золотая Антенна» на Международном фестивале музыкальных и развлекательных программ в г. Албена (Болгария) за «Старые песни о главном-3».

Следующим ностальгическим проектом продюсера стал «Русский проект» - рекламный сериал с участием известных киноактеров: Олега Ефремова, Зиновия Гердта, Нонны Мордюковой, Никиты Михалкова, Риммы Марковой и других.

"Русский проект"

В 1996-м Эрнст стал участником скандала с великой балериной . Ее продюсер продал фильм о юбилейном концерте Плисецкой Российскому ТВ, однако обещал расторгнуть договор, если Эрнст предложит ему более привлекательные условия. Когда же приближался сам концерт, продюсер внезапно изменил условия сделки. Эрнста они не устроили, и он отказался от общения с продюсером.

В результате концерт балерины был показан по РТР. В видеорепортаже «Вестей» о пресс-конференции с Плисецкой, когда ее спросили, почему концерт был показан по «России», а не по 1-му каналу, который охватывает большую аудиторию, на всю страну прозвучал ее ответ: «В силу того, что на 1-м канале появился некий Эрнст, который запретил трансляцию фильма».

Константин Львович не замедлил откликнуться на этот пассаж. В эфире программы «Время» он обратился к балерине: «Уважаемая Майя Михайловна! Некто Эрнст - это я. Вас ввели в заблуждение: мы в течение двух месяцев пытались договориться с вашим продюсером...». Однако Плисецкая не слышала чистосердечных откровений Константина, зато тот самый продюсер эту программу видел и опять подставил Эрнста, сказав балерине, что генпродюсер ОРТ на нее «наехал». Скандал разгорелся с новой силой. И только после личной встречи с Майей Михайловной удалось достигнуть примирения.

Был продюсером телевизионного сериала «Зал ожидания» (1998). Сопродюсер художественных фильмов «Блокпост» (приз «Золотая роза» за лучший фильм 1999 года на X Открытом Российском кинофестивале в Сочи, «Хрустальный глобус» за лучшую режиссуру XXXIV МКФ в Карловых Варах (Чехия), приз «Везувий» за лучший фильм 1999 года МКФ в Неаполе, приз «Серебряный дельфин» за лучшую режиссуру XV МКФ в Трое) и «Мама» (приз за лучший актёрский ансамбль X Открытого российского кинофестиваля в г. Сочи).

В 2000 году Константин Эрнст спродюсировал четыре сериала: «Убойная сила-2», «Остановка по требованию», «Империя под ударом» и «Граница. Таёжный роман», а также традиционно выступил продюсером и автором идеи новогоднего проекта Первого канала (2000-2001) «Старые песни о главном. Постскриптум».

С 2008 года - член попечительского совета Высшей школы телевидения МГУ.

Эрнст был креативным продюсером церемоний открытия (7 февраля 2014 года) и закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи (23 февраля 2014 года).

Включен Украиной в санкционный список за позицию по войне на Юго-Востоке Украины и присоединению Крыма к России.

Константин Эрнст в эпической фотосессии для GQ

Рост Константина Эрнста: 185 сантиметров.

Личная жизнь Константина Эрнста:

Первой женой Константина Эрнста была театральный критик Анна Силюнас - дочь профессора естествознания. Известно, что она не разделяла тусовочных интересов мужа и шумным компаниям предпочитала домашнюю обстановку.

В этом браке у Константина и Анны в 1994-м родилась дочь Александра.

Долгое время жил гражданским браком с Ларисой Синельщиковой - президентом телекомпании «Красный квадрат», которая производит программы для «Первого канала».

У пары родились сын Игорь Синельщиков и дочь Анастасия Синельщикова.

Константин Эрнст и Лариса Синельщикова

Нынешней фактической женой Эрнста является 27-летняя студентка школы-студии МХAТ (родилась 12 апреля 1988 года), которая на 27 лет младше его.

О романе Эрнста и Софьи Заики заговорили еще в 2013-м. Пара свои отношения никак не комментировала, однако иногда появлялась вместе на светских мероприятиях. К примеру, в июне 2014-го Константин и Софья посетили церемонию вручения премии Олега Янковского.

В сентябре 2015-го стало известно, что - округлившийся живот Заики попал в объективы фотографов на Fashion"s Night Out в Москве. Девочка родилась в начале 2016-го. В июне 2017-го Софья родила Эрнсту вторую дочь.

В июле 2017 года , став мужем и женой.

Константин Эрнст и Софья Заика

Интересные факты про Константина Эрнста:

♦ Один из постоянных членов жюри Высшей лиги КВН.

♦ В книге «Битлы перестройки» описан эпизод 1988 года, когда Константин угнал автомобиль, чтобы отвезти в больницу ведущего «Взгляда» Александра Любимова.

♦ Режиссёр клипа рок-группы «АлисА» на песню «Аэробика» (альбом «Шестой лесничий») 1989 года.

♦ Проходил как один из художественных персонажей программы «Городок» под именем Константин Ёпрст в рубрике «Константин Ёпрст представляет».

♦ Имеет наградное холодное оружие - офицерский кортик.

♦ Являлся руководителем лейбла звукозаписи REAL Records.

♦ В начале мая 2014 года в различных СМИ появилась информация о том, что генеральным директором «Первого канала» якобы была совершена попытка самоубийства. Однако официальный персональный сайт Эрнста опроверг эту информацию.

♦ В биографическом документальном фильме Первого канала «Влад Листьев. Взгляд через двадцать лет» (эфир 1 марта 2015 года) Эрнст объявил, что у него есть собственная чёткая и логичная версия нераскрытого убийства популярного телеведущего, однако нет юридически значимых доказательств, поэтому он не может её публично озвучить.

♦ 25 сентября 2015 года принял участие в театрализованных онлайн-чтениях произведений А. П. Чехова «Чехов жив».

Фильмография Константина Эрнста:

1996 - Старые песни о главном (ТВ)
1997 - Старые песни о главном 2 (ТВ)
1998 - Зал ожидания
1998 - Блокпост
1998 - Старые песни о главном 3 (ТВ)
1999 - Мама
2000-2005 - Убойная сила (все сезоны)
2000 - Воспоминания о Шерлоке Холмсе (сериал)
2000 - Особенности национальной охоты в зимний период
2000 - Граница. Таёжный роман (сериал)
2000 - Империя под ударом (сериал)
2001 - Парижский антиквар (мини-сериал)
2001 - Пятый угол (сериал)
2001 - Подозрение (мини-сериал)
2002 - Азазель (ТВ)
2002 - Спецназ
2002-2012 - Фабрика звезд (телепрограмма)
2002 - Следствие ведут ЗнаТоКи. Пуд золота (сериал)
2002 - Займёмся любовью
2002 - Следствие ведут ЗнаТоКи. Третейский судья (ТВ)
2002 - Ледниковый период
2003 - Спецназ 2
2003 - Другая жизнь
2003 - Участок
2003 - Русские в городе ангелов (сериал)
2004 - Узкий мост (ТВ)
2004 - Диверсант
2004 - Ночной дозор
2004 - Пограничный блюз
2004 - 72 метра
2005 - Охота на изюбря (сериал)
2005 - Есенин (сериал)
2005 - Звезда эпохи (сериал)
2005 - Гибель империи (сериал)
2005 - Брежнев (ТВ)
2005 - Потерявшие солнце (сериал)
2005 - Турецкий гамбит
2005 - Казароза
2006 - Турецкий гамбит (сериал)
2006 - Тихий Дон (ТВ)
2006 - Грозовые ворота (ТВ)
2006 - Моя любовь
2007 - Ленинград
2007 - Громовы. Дом надежды (сериал)
2007 - Ирония судьбы. Продолжение
2007 - На пути к сердцу (сериал)
2007 - Диверсант 2: Конец войны (сериал)
2008 - Про Федота-стрельца, удалого молодца
2009 - Анна Каренина
2009 - Мульт личности (телепрограмма)
2010 - Бриллианты. Воровство
2010 - Чужая
2010 - Голоса (сериал)
2010 - Гаражи (сериал)
2010 - Побег (сериал)
2010 - Край
2010 - Зворыкин-Муромец (ТВ)
2010 - Великая война (сериал)
2010 - Школа
2010 - Попытка Веры (ТВ)
2011 - Краткий курс счастливой жизни (сериал)
2011 - Высоцкий. Спасибо, что живой
2011 - Группа счастья (сериал)
2012 - Мосгаз (сериал)
2012 - Побег 2 (сериал)
2013 - Ку! Кин-дза-дза
2014 - Куприн (сериал)
2015 - Саранча
2015 - Метод (сериал)
2015 - Паук (сериал)
2015 - Палач (сериал)
2016 - Викинг
2016 - Выйти замуж за Пушкина (сериал)
2016 - Таинственная страсть (сериал)
2016 - Шакал (сериал)
2016 - Салам Масква (сериал)


Константин Эрнст руководит Первым, самым массовым телеканалом страны, уже 15 лет - столько же когда-то занимал этот пост Сергей Лапин, самый могущественный из советских теленачальников . COLTA. RU продолжает публикацию глав из будущей книги искусствоведа и телеобозревателя Юрия Богомолова.

Константин Львович Эрнст, занявший руководящее кресло самого могущественного телеканала (тогда он именовался ОРТ, а затем - Первым), в отличие от Лапина, был руководителем публичным.

При каждом удобном случае он не прочь заострить на себе внимание - многочисленные интервью в газетах, на радио, синхроны в рекламном промоушене, непременное участие в жюри КВН, участие в престижных пресс-конференциях, которые на поверку оказываются самопрезентациями. Одна из них так и называлась: «Логика успеха».

Там он сделал программно-сокровенное заявление: «Я, будучи “вьюношей”, очень хотел заниматься многими делами, я хотел быть черт знает кем, но сразу понял, что одной жизни не хватит, чтобы прожить все. В какой-то момент я понял, что телевидение - то самое место, где в одно и то же время ты можешь прожить сразу несколько жизней. Я этим обстоятельством абсолютно счастлив. Спасибо!»

Константин Эрнст. Справка

В 1988-1990 годах работал на Первом канале в программе «Взгляд» .

В 1991-1995 годах - автор, ведущий, режиссер и продюсер телевизионной программы «Матадор». Реализовал много успешных проектов, среди которых музыкальный полнометражный фильм «Радио тишины» (1988 г., режиссер, продюсер), короткометражный игровой фильм «Homo Duplex» (1989 г., режиссер, продюсер).

В 1995 году назначен на должность генерального продюсера ОРТ . Совместно с Денисом Евстигнеевым - автор и продюсер первой части «Русского проекта» (приз «Золотая олива» на Международном фестивале телевизионных программ в городе Бар). В 1996 году - продюсер и сорежиссер «Русского проекта - 2». В 1995-1997 годах выступил автором и продюсером мюзиклов «Старые песни о главном - 1, 2, 3» («Золотая олива» на Международном фестивале в г. Бар, «Золотая антенна» на Международном фестивале музыкальных и развлекательных программ в г. Албена (Болгария) за «Старые песни о главном - 3»).

Продюсер телевизионного сериала «Зал ожидания» (1998). Сопродюсер художественных фильмов «Блокпост» (приз «Золотая роза» за лучший фильм на X Открытом российском кинофестивале в Сочи , «Хрустальный глобус» за лучшую режиссуру XXXIV МКФ в Карловых Варах (Чехия), приз «Везувий» за лучший фильм МКФ в Неаполе, приз «Серебряный дельфин» за лучшую режиссуру XV МКФ в Трое) и «Мама» (приз за лучший актерский ансамбль X Открытого российского кинофестиваля в Сочи).

В 2000 году Константин Эрнст спродюсировал четыре сериала: «Убойная сила - 2» , «Остановка по требованию», «Империя под ударом» и «Граница. Таежный роман» , а также традиционно выступил продюсером и автором идеи новогоднего проекта Первого канала (2000-2001) «Старые песни о главном. Постскриптум».

Прежде чем стать счастливым, Эрнсту понадобилось стать генеральным директором ОРТ. Он им не родился. Он этому не учился - у него диплом биолога. Тема его диссертации - «Динамика созревания мессенджер-РНК при созревании ооцитов млекопитающих in vitro ».

«In vitro» значит «в пробирке».

Считая себя Фаустом, а не каким-нибудь «ооцитом млекопитающего», молодой биолог Константин Эрнст рискнул переменить профиль своей профессиональной деятельности. Более перспективной «пробиркой» ему показалось ТВ. Поработав некоторое время в ТПО «Видеофильм» и приобретя там навыки обращения с картинкой, не «вьюноша», а муж 27 лет от роду устроился в молодежную редакцию ЦТ Гостелерадио СССР.

Ему повезло - он пришел работать на ТВ в пору, когда одна эпоха кончалась, а другая только брезжила. Кончалась советская власть, и колебался один из ее краеугольных камней - Центральное телевидение (ЦТ); начиналось нечто неизвестное и непредсказуемое.

Предбанником этого «нечто», как сегодня стало очевидно, явилась программа «Взгляд», рядовым сотрудником которой и начинал свою трудовую деятельность на телевидении Константин Эрнст. Сначала работал в качестве интервьюера. Затем - ведущим авторской программы «Матадор». То была программа о дерзновенных людях и дерзких противостояниях. Например, о корриде в испанском городе Памплона. Зритель, тогда не избалованный яркими визуальными впечатлениями, разумеется, не мог не остановить своего внимания на звонкой чеканке выразительных планов с ослепленными яростью быками, с победительно элегантным матадором в центре арены и с вошедшим в кадр автором - серьезным молодым человеком, ни на что, кажется, не претендующим, кроме как на то, чтобы отщипнуть толику славы и восхищения, коими зрители одаривали самого матадора.

Он отшутился не без кокетливости: у него для этой должности слишком длинные волосы и вообще он не любитель обивать пороги кремлевских кабинетов.

Задним числом надо отдать должное тогдашнему эстетическому новаторству Константина Эрнста. Он, во-первых, сделал «телекартинку» картинной, почти самодостаточной, что в те поры действительно было на советском ТВ в новинку. Во-вторых, он сделал автора-ведущего телепрограммы существенной стилистической подробностью изображения. В том же направлении чуть позже будет работать и Леонид Парфенов.

Оба они не просто войдут в кадр как авторы, но и придумают себе по образу. У Парфенова это холодно-ироничный хроникер как дальних, так и ближних исторических событий, обстоятельств и подробностей. Его дело - делиться «ума холодными наблюдениями», оставляя при себе горестные заметы сердца.

Эрнст играет нечто другое. Он - романтик, но сумеречный, несколько демонический. Он - тот, кто над схваткой и над страстями, будь они высокими или низкими. Запомнился выпуск «Матадора», посвященный Каннскому фестивалю: лестница, устланная красной дорожкой, по которой важно течет толпа мегазвезд. Это лестница тщеславия, в центре которой бог ведает каким образом очутился и он - Костя Эрнст. Вот он было потерялся в толпе, слышен только его закадровый голос, но в какой-то момент камера его находит, трансфокатор приближает, и теперь все сливки мирового киносообщества, размазанные по экрану, - лишь фон для длинноволосого строгого юноши в черном одеянии.

Комплекс более или менее очевиден. Он не только в непомерном личном тщеславии молодого телеведущего. Уже тогда живо ощущалось, что в нем бьется неутоленная страсть к кинематографу. Это было видно по тому, как часто его «матадорами» становились значительные режиссеры - такие, как Фрэнсис Коппола или Вим Вендерс. Режиссеры со своими отдельными художественными мирами, в которых они были абсолютными и непререкаемыми властителями, всесильными демиургами.

Вообще надо заметить, что кино посвящают себя честолюбивые, амбициозные люди не всегда ради славы, публичного признания, ореола известности. Есть в нем и кайф обладания миром в обертке мифа, управления и манипулирования им. Тут мало быть актером, даже самым звездным. Тут надобно стать режиссером, хотя бы и небольшим.

В скобках спросим: отчего отец народов так обожал кино, почему он им так много занимался? Оттого, вероятно, что оно для него было наглядной метафорой работы над подконтрольной ему действительностью. За своим письменным столом он мог монтировать и перемонтировать ее, делая срезки с человеческих судеб и отправляя их в корзину, точно так же, как это делал режиссер за своим монтажным столом, гоняя пленку взад-вперед и орудуя ножницами с клеем.

Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Подозреваю, что душу господина Эрнста точила и точит та же амбиция: комплекс демиурга. Судя по его высказываниям, на начальном этапе своей карьеры телевидению он отводил роль первой ступеньки к славе большого кинематографиста. Тогда же он говорил, что при первой возможности снимет фильм. И потом не раз подтверждал: «Мы с Максимовым (кинопродюсером на Первом канале. - Ред. ) - теленачальники, которые страшно любят кино, всегда хотели им заниматься, а на телевидение попали в общем-то случайно».

Насчет «случайности» попадания на ТВ - вряд ли. А уж тем более не случайно, что он там остался.

В начале 90-х Эрнст себя пробует на поприще креативного менеджмента. Однако созданная им совместно с Леонидом Парфеновым и Игорем Угольниковым продюсерская фирма «Мастер ТВ» оказалась не слишком жизнеспособной. Не стану задерживать внимание читателя на перечне его более и менее удачливых бизнес-проектов. Сразу перейду к судьбоносному повороту в его биографии. Он совпал с судьбоносным поворотом всего отечественного ТВ.

Осенью 94-го Борисом Ельциным был подписан указ о создании акционерной телекомпании «ОРТ», а с 1 марта 1995 года она начала функционировать. До сих пор памятны трагические обстоятельства, связанные с ее рождением, - убийство ее первого генерального директора Владислава Листьева. Затем сложные маневры основного акционера компании Бориса Березовского, вследствие которых Константин Эрнст стал ее генеральным продюсером, отвечающим за художественное вещание.

По некоторым сведениям, уже тогда Мефистофель предложил Фаусту возглавить всю компанию, но тот отказался, поскольку еще не оставил надежды стать кинорежиссером.

В ту пору автору этих строк удалось взять у молодого телефункционера интервью. Это сейчас в коридорах «Останкино» рассказывают легенды о его труднодоступности для журналистов (за исключением тех случаев, когда сами журналисты ему нужны). А тогда он легко пошел на контакт, был достаточно откровенен и, я думаю, искренен. Тогда он заверял, что занимается каналом из чувства долга перед погибшим товарищем - Владом. Что свою миссию он видит в том, чтобы вывести канал из штопора. А миссию ОРТ видит в том, чтобы внести в разворошенный муравейник, коим тогда представлялась Россия, успокоение и стабильность. Чтобы, наконец, предложить заново формирующемуся обществу «интегральные ценности». Ну а как только все эти задачи будут выполнены, он, Константин Эрнст, займется реализацией своих собственных творческих планов.

Поскольку тогда же ходили слухи о возможном его назначении на должность генерального директора ОРТ, я его спросил и об этом. Он отшутился не без кокетливости: у него для этой должности слишком длинные волосы и вообще он не любитель обивать пороги кремлевских кабинетов.

Тем не менее в 99-м, уже в новой политической ситуации и опять же с подачи Мефистофеля-Березовского, состоялось как в переносном, так и в прямом смысле «пострижение в гендиректоры» Фауста-Эрнста.

Тут-то он и воскликнул: «Остановись, мгновенье, - ты прекрасно».

Оно остановилось. In vitro (в пробирке, если кто забыл) Первого канала роились ооциты «от четырех до ста лет» - таков возрастной объем подведомственной ему публики. С этого момента его главный творческий постулат - «Нам интересны эксперименты, которые считывают большие аудитории».

Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Эти эксперименты хорошо известны. Сначала «Русский проект» в межпрограммном пространстве. Затем «Старые песни о главном» - раз, два, три, четыре, пять, шесть… «Последний герой», «Фабрика звезд», «Кривое зеркало», «Большая стирка», «Пусть говорят».

Работая с подсознанием аудиторий, зорко отслеживая «динамику созревания» их сознания, Константин Эрнст, вероятно, чувствует себя режиссером и демиургом в более широком смысле, чем Фрэнсис Коппола. Эрнст, дирижируя эмоциями миллионов телезрителей, ловит кайф, который и не снился самым великим матадорам.

Его иногда спрашивают, удовлетворяет ли его собственные эстетические запросы продукция Первого канала. На это он отвечает в том духе, что удовлетворять их предпочитает не у экрана телевизора, намекая на свой богатый внутренний мир.

Не оставляя ТВ, он обратился к кинематографу - к предмету своей первой страсти, плодами которой стали «Ночной дозор», «Дневной дозор» и другие фильмы и сериалы. В кино он уже больше чем режиссер; он - продюсер. То бишь хозяин режиссера и автор проекта. Но, как оказалось, и здесь ему не под силу противиться желанию говорить с большими аудиториями. Объясняет он это следующим образом: «Подростки 15-18 лет, к сожалению, не будут смотреть артхаусные фильмы. Это не их язык. Они до такого кино еще не доросли. И поэтому некие модели правильного поведения - как быть хорошим парнем, как поступать правильно в сложной ситуации - они могут воспринимать только в облатке аттракциона. А жанр фэнтези - прекрасная основа для создания блокбастера».

Собственно, круг замкнулся. Он сделал из ОРТ популярный Первый канал, он старается сделать любое кино блокбастером.

Директорское положение Эрнста много сложнее того, в котором когда-то был Лапин. С одной стороны - рынок, конкуренция, рейтинги, в том числе и репутационные. С другой - Кремль и устанавливаемые им правила поведения. С третьей - собственные творческие амбиции. Тут Сцилла, Харибда и еще тень Фрейда.

Лапин бы не захотел оказаться на месте Эрнста. Эрнст не смог бы занять место Лапина. Но в чем самое фундаментальное различие между этими двумя телевизионными менеджерами? В том, что Лапин сверял линию развития, точнее, стагнации ТВ только с линией партии, которая тоже стагнировала. А Эрнсту приходится ловить настроения аудитории и реагировать на смену вех.

Телевизионщики легко и непринужденно приравняли перо и видео не к штыку, как случалось прежде, а к реактивной системе залпового огня «Град».

Эрнст, делая ТВ, волей-неволей вынужден теоретизировать по поводу телевидения. «Современное телевидение, - говорит он , - очень много чего не дает телезрителю, потому что, во-первых, думаю, главная проблема - то, что сдвинулся тектонический слой, огромный культурный слой, и меняется эпоха. Эпоха ХХ века кончилась буквально несколько лет назад, и запрос аудитории на современном телевидении еще не угадан… Существует точечное попадание, существуют люди, которые говорят “мы знаем как”, но изменения настолько глобальные, что в целом ТВ пока не предлагает своей аудитории того контента, который ее удовлетворял бы».

О чем он умолчал и помалкивает до сих пор - что все последние годы ТВ из средства общения мало-помалу трансформировалось в средство пропаганды. И дотрансформировалось до ребенка, распятого на афишном щите, до принципа «на войне как на войне». Мы увидели, как телевизионщики легко и непринужденно приравняли перо и видео не к штыку, как случалось прежде, а к реактивной системе залпового огня «Град».

Что оказалось для многих сюрпризом, так это высокие рейтинги пропагандистских программ. Оказалось, что убийства и смерть, замешанные на патриотизме, упакованные в патриотизм, - хорошо продающийся продукт. Не слабее, чем развлекательные проекты, столь распространенные и на Первом, и на прочих каналах.

Видимо, российскому ТВ предстоит решить в обозримом будущем заметно усложнившуюся с советской поры задачу: объединить две аудитории - ту, что все еще живет психологически и ментально в СССР, и ту, что не согласна с реставрацией последнего. Это граждане двух разных Россий. Никакой Гудвин в этом деле ТВ не поможет, пока не утвердится гражданское общество. И пока оно не станет равноправным партнером государства. И телевидение ничем не сможет быть нам полезным, не став институцией гражданского общества.