Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел. Психологическая характеристика условий деятельности сотрудника ОВД

    Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел: причины, проявления.

    Психологическая профилактика профессиональной деформации.

ПД- негативное изменение его личностных черт и качеств, приводящих к искажению общественной и моральной направленности его профессиональной деятельности.

Причины- своеобразие соц.сферы, в которой действует сотрудник.

Специфика служебной деятельности.

Проявления- профессиональные стереотипы оценки и соответствие установки

Перенос своей служебной роли, проф.установок и стереотипов во

внеслужебные взаимоотношения.

Правовой нигилизм

Наиболее значимые изменения при проф.деформации:

    Гипертрофия проф. Важных качеств, их трансформация в противоположную сторону.

    Актуализация и развитие соц.- негативных черт.(вседозволенность, цинизм)

    Угнетение и дальнейшее атрофия качеств, к-ые субъективно оцениваются как второстепенные.

    Не соразмеренное, дисгармоничное, искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств.

Формы проявления проф. Деформации:

1)Проф. Стереотипы оценки и соответствие установки.

2)Перенос своей служебной роли, проф.установок и стереотипов во внеслужебные взаимоотношения.

3)Правовой нигилизм.

3. Психологические требования к личности сотрудника овд

- связанные с содержанием работы сотрудника ОВД

С правовой регламентацией деятельности.

С противодействием заинтересованных лиц.

С наличием властных полномочий.

С охранением служебной тайны.

С дефицитом времени.

4.Роль общения в профессиональной деятельности сотрудника овд.

Общение- это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Включает в себя обмен информации, восприятие и понимание другого человека.

Сотрудник ОВД как субъект всевозможных межличностных контактов активно участвует в различных видах проф.общения- с различной категорией гр-н, руководством…(очная ставка, допрос, а т.ж. не процессуальные формы общения)

5.Приемы и способы эффективной коммуникации в правоохранительной деятельности.

Коммуникация (общение)- это намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При коммуникации происходит обмен информации, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера.

Способы передачи информации в общении: ВЕРБАЛЬНЫЕ (речевые) и НЕВЕРБАЛЬНЫЕ(мимика, жесты, поза, интонация)

Способы эффективной коммуникации:

    Психотехника визуальной диагностики собеседника

    Техника психологического воздействия

    Техника установления психологического контакта и доверительного общения

    Психотехника бесконфликтного взаимодействия.

6.Основные формы взаимодействия в общении. Специфика профессионального общения сотрудника .

Профессиональное общение сотрудника ОВД - это обусловленный правом и служебным этикетом процесс установления, и поддержания психологического контакта, позволяющего решать задачи по поддержанию общественного порядка и борьбе с преступностью.

Основными функциями коммуникаций являются:

1.Интеллектуальная функция - связана с взаимным восприятием и пониманием друг друга, оценкой психических состояний, проявлений других индивидуальных особенностей людей.

2 .Информационная функция - включает в себя передачу различных сведений, обмен мыслями и чувствами в процессе общения.

    Функция взаимного воздействия – организация взаимодействия, коррекции поведения других лиц.

Основными факторами ,влияющими на успешность коммуникаций и установления психологического контакта в служебной деятельности являются:

1. Личность сотрудника (его общительность, умение установить и поддерживать контакт даже при неблагоприятных обстоятельствах).

2. Личность людей ,с которыми сотрудники полиции вступают в общение.

3.Условия общения , в ходе которого устанавливаются психологический контакт и взаимоотношения с гражданами и сотрудниками при решении профессиональных задач.

7.Сущность взаимодействия и воздействия в процессе общения.

Способы воздействия:

    Заражение- бессознательное, невольное подверживание человека опред.псих.состоянием.

    Подражание- воспроизведение черт и образа демонстрирующего поведения.

    Внушение- это целенаправленная, не аргументированное воздействие одгого человека на другого.

    Убеждение- целенаправленное аргументированное воздействие одного чел-ка на др.

Тема 8. Психологическая характеристика

Задание 1. Диагностика эмоционального «выгорания» личности (В. В. Бойко)

Инструкция. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального «выгорания».

Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Опросник Ответ
Да Нет
1.Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
2.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
3.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4.Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
5.Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения - хорошего или плохого.
6.От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
7.Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть одному, чтобы со мной никто не общался.
8.Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
9.Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
10.Моя работа притупляет эмоции.
11.Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
12.Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13.Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
14.Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
15.Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
16.Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
17.Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
18.Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
19.Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
20.Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
21.Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
22.Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
23.Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
24.При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
25.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
27.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
28.У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все как надо, не сократят ли и т. п. .
29.Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
30.В общении на работе я придерживаюсь принципа: «Не делай людям добра, не получишь зла».
31.Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
32.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
33.Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
34.Я очень переживаю за свою работу.
35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
38.Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
39.В последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
41.Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
42.Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих».
43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
44.Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
46.Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
47.На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
49.На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
50.Успехи в работе вдохновляют меня.
51.Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
52.Я потерял покой из-за работы.
53.На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
54.Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
55.Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
56.Я часто работаю через силу.
57.Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
58.В работе с людьми руководствуюсь принципом: «Не трать нервы, береги здоровье».
59.Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
60.После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
61.Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
62.Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
63.Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
64.Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
65.Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
66.Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
67.Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
68.Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
69.Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
71.Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
72.Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
73.Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
75.Моя карьера сложилась удачно.
76.Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
77.Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
79.Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) на общении с домашними и друзьями.
80.Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
81.Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
82.Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
83.Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
84.Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.


Обработка и интерпретация результатов

Каждый вариант ответа предварительно оценен компетентными судьями тем или иным количеством баллов (указывается в ключе рядом с номером суждения в скобках). Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку (10 баллов) получил от судей признак, наиболее показательный для симптома.

В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

1) определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,

2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,

3) находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» - сумма показателей всех 12 симптомов.

НАПРЯЖЕНИЕ

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)

Ваш балл____________

2. Неудовлетворенность собой:

2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(5),

Ваш балл____________

3.«Загнанность клетку»:

3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

Ваш балл____________

4.Тревога и депрессия:

4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2}, +76(3)

Ваш балл____________

РЕЗИСТЕНЦИЯ

5(5); -17(3), +29(10), +41(2), +53{2), +65(3), +77(5)

Ваш балл____________

2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

Ваш балл____________

3. Расширение сферы экономии эмоции:

7(2}, +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79{5)

Ваш балл____________

4.Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +5б{3), +68(3), +80(10)

Ваш балл____________

ИСТОЩЕНИЕ

1. Эмоциональный дефицит:

9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

Ваш балл____________

2.Эмоциональная отстраненность:

10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)

Ваш балл____________

3.Личностная отстраненность (деперсонализация); +11(5),+23(3),+35(3),+47(5), +5Э{5),+72(2),+83(10)

Ваш балл____________

4.Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Ваш балл____________

Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

9 и менее баллов - не сложившийся симптом,

10-15 баллов - складывающийся симптом,

16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов - фаза не сформировалась;

37-60 баллов - фаза в стадии формирования;

61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Ответьте, исходя из полученных сведений, на следующие вопросы:

Какие симптомы доминируют;

Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;

Объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;

Какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности;

В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;

Какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Будучи на практике в органах внутренних дел, обратите внимание на внешний вид и одежду следователей, их манеры, выражение лица, жесты и позы; первые фразы, создающие привлекательный образ сотрудника. Опишите наиболее привлекательный для Вас имидж, используя указанные критерии, расположив это в самой левой части листа. Влияет ли это, по вашему мнению, на эффективность выполняемых функциональных обязанностей и решение оперативно-служебных задач? Если да, то в средней части листа перечислите признаки имиджа сотрудник, снижающие эффективность следственных действий. В оставшейся правой части опишите то, каким Вы представляете свой внешний образ сотрудника. Сравните эти описания и сделайте вывод для себя как сотрудника. При этом учтите, что природа имиджа и самопрезентации заключается том, что они строятся на генетической способности человека к подражанию, актерству (игре), получению удовольствия от общения. Если сотрудник ставит перед собой осознанную цель – формирование позитивного имиджа, то благодаря волевым усилиям он может достигнуть этой цели. Чтобы быть обаятельным и привлекательным, необходима непрерывная работа над собой, несмотря на поражения, которые следует переносить достойно. Для этого нужно постараться разобраться в себе, определив свои сильные и слабые стороны. Для самопрезентации важно также помнить о своих достижениях и потенциальных способностях и возможностях, укреплять уверенность в собственных силах.

Задание 3. При оформлении протоколов некоторые инспекторы ДПС ГИБДД, как правило, молча делают записи, не реагируют на объяснения граждан, по их лицам трудно понять, что они хотят, и вызывают тем самым возмущение по отношению к себе, действуя по принципу «инспектор всегда прав». Своим поведением провоцируют возможное написание жалоб.

Ø Используя профессиограмму сотрудника органов внутренних дел, докажите, что работа таких сотрудников малоэффективна.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø Какой вид деятельности в профессиограмме таких сотрудников требует серьезного пересмотра и совершенствования?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ø Основываясь на «Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» и психологические знания, разработайте рекомендации такому типу инспекторов ДПС, направленные на повышение эффективности данного вида деятельности.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание выполнил ______________________________________________________

Замечания преподавателя _______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Сводная таблица результатов

Показатели Методики
1.ДДО Е.А. Климова 2.Опросник «Как я изучаю собеседника» 3.Определение уровня лидерского потенциала 4.Выявление степени внушаемости 5.Оценка способов реаг. в конфликте К.Н.Томаса 6.Определение уровня готовности к риску 7.Определение дестр.установок в отношениях (В. В.Бойко) 8.Опросник «Какой вы детектив?» 9.Диагностика эмоц. «выгорания» (В. В. Бойко)
1. Профессиональная группа
2. Средний балл
3. Уровень лидерского потенциала
4. Степень внушаемости
5. Преобладающий стиль
6. Уровень готовности к риску
7. Преобладающие установки
8. Уровень
9. Доминирующие симптомы

Зачастую, сознательно стремясь к достижению поставленной цели, мы бессознательно бываем не готовы к тому, чтобы ее достигнуть., оцените свою готовность к достижению цели по следующим компонентам (отвечая на поставленные вопросы):

Исходя из данных, полученных по результатам диагностики Ваших особенностей, напишите краткое обязательство добиться за ____месяцев выполнения цели.

Я обязуюсь________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример: по результатам теста №3 был определен низкий уровень развития лидерских качеств. В связи с этим, я ставлю перед собой цель - повысить уровень своих лидерских качеств, что будет выражаться в конкретных действиях: целеустремленности, умении вовлечь других в общее дело, брать в свои руки управление в решении коллективных задач и т.д.

Проще всего достичь цель - разбить ее на мини-цели и реализовывать их поэтапно. Для этого составьте план самосовершенствования по предложенной таблице:


См.: Столяренко А.М. Вводный обзор к разделу «Психологические технологии в правоохранительной деятельности» // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 285.

Психологияуправления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с пер­соналом / Под. ред. А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. М., 2007. С. 426.

См.: Аминов И.И. Юридическая психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: НИТИ-ДАНА, 2007. С. 52.

Из Информации по аварийности в области с 1 по 10 января 2010 года // www.uvd.infoorel.ru (Сайт УГИБДД Орловской области).

См.: Сорокотягина Д.А., Сорокотяги И.Н. Практикум по юридической психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 96.

См.: Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса / Под общ. ред. проф. А.Л. Винберга. – М., 1965. С. 146.

Любая профессиональная деятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразный отпечаток на его личность и весь образ жизни. Чтобы определить, какими личностными качествами, обусловливающими эффективность профессиональной деятельности, должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимо подвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность, выявить ее специфические особенности, раскрыть ее структуру. Выяснение закономерностей профессиональной деятельности позволяет не только изучить ее, но и разработать систему организационных мероприятий, направленных на ее совершенствование.

С лужба в органах внутренних дел сопровождается экстремальными нагрузками, деятельность протекает в напряженных, сложных условиях, связанных с применением оружия, физической силы, специальных средств. От добросовестности и профессионального мастерства личного состава зависят не только результаты служебной деятельности, но также жизнь и здоровье сотрудников.

Повышение сложности решаемых задач, признание доминирующей значимости правовых и нравственных начал в оперативно-служебной деятельности личного состава требуют поиска новых подходов к обеспечению высокой эффективности профессионального отбора и подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел

Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящее время довольно подробно исследованы в юридической психологии. При этом разработка данной проблемы шла как в плане психологического анализа структуры профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, так и в плане психологической характеристики присущего ей комплекса психологических особенностей.

По мнению авторов, проводивших эти исследования (В.Л. Васильев, А.В. Дулов, В.Е. Коновалова, А.Р. Ратинов, А.М. Столяренко и др.), деятельность сотрудника органов внутренних дел характеризуется следующими специфическими психологическими особенностями.

Во-первых, это правовая регламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел - одна из наиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в этой сфере. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми нормами (законодательными актами, нормативными документами МВД и т.п.). Эта особенность отличает работу сотрудников органов внутренних дел от многочисленных отраслей человеческой практики, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда. Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушением того или иного закона. Всё это в конечном итоге порождает повышенную ответственность сотрудника за свои решения и действия.

Это, однако, не означает, что сотрудник не свободен в своем волеизъявлении, в выборе средств осуществления деятельности, ее наиболее рациональной и эффективной организации. К числу психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел следует отнести и наличие широкого тактического простора, который дается им в рамках норм закона и профессиональной морали.

Другой психологической особенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличие властных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право в необходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства, которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан, ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее. Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной властью, определяется прежде всего высокой степенью ответственности, а применение им своих полномочий предполагает решение ряда мыслительных задач, позволяющих определить необходимость и разумность действий, их законную основу. Нередко это связано с необходимостью остановиться на одном из вариантов и поэтому характеризуется особой напряженностью. Умение разумно, законно пользоваться предоставленной властью - одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органов внутренних дел. В значительной степени правомерность и целесообразность использования власти зависит от личностных качеств сотрудника.

Важной психологической особенностью профессиональной деятельности сотрудников является постоянное противоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает деятельности сотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений характер борьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоления опасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на пути сотрудника, вызывают у него различные эмоциональные реакции, требуют постоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности. В условиях активного противоборства возникает необходимость постоянной сложной интеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительных социальных ролей.

Следующей характерной особенностью профессиональной деятельности является коммуникабельность как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носит многосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникабельности сотрудника состоит в том, что он общается с представителями разных возрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различное правовое положение. Это требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Коммуникабельность сотрудника - черта, необходимая для правильной организации производства различных следственных, оперативно-разыскных и профилактических мероприятий.

Отличительной чертой коммуникабельности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимость этого объясняется важностью установления психологического контакта со всеми лицами, попадающими в сферу его деятельности.

К специфическим особенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицит времени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят в число основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем дольше преступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобы уйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельности, скрыться от следствия. На его стороне всегда - выигрыш во времени. Промедление в расследовании ведет к неудаче.

С другой стороны, дефицит времени проявляется в необходимости соблюдения процессуальных и других сроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрение заявлений граждан и пр. Сотрудник постоянно находится из-за этого в напряженном состоянии. То, что в других видах деятельности свойственно лишь «аварийным ситуациям», является обычным в работе сотрудника органов внутренних дел.

Напряженность связана и с большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывает сотрудник из-за высокой экстремальности его деятельности, с действиями в условиях конфликтной ситуации, с воздействиями различного рода стресс-факторов, ненормированным рабочим днем, наличием отрицательной эмоциональной окраски деятельности, так как сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человеческого горя, сложными условиями его служебной деятельности.

Ну и конечно, профессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженный познавательный характер , что требует не только многообразного решения мыслительных задач различного плана и трудности, но и организации их практического осуществления. При этом деятельность чисто мыслительная, имеющая целью построение различных версий, составление планов осуществления оперативно-служебных мероприятий и планов работы в целом, соединяется с практической организацией работы, реализующей мысленные схемы и решения.

В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел можно выделить следующие основные элементы: познавательную, конструктивную, организаторскую и коммуникативную деятельность. Разумеется, в реальной работе сотрудников каждый из этих структурных компонентов не встречается в чистом виде, все они осуществляются в органическом единстве.

Познавательная деятельность. Трудно переоценить ее значение для всей деятельности сотрудника. Без осуществления познавательной деятельности невозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не может реализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше ее видов. Только в результате процесса познания появляется возможность целенаправленного осуществления других действий сотрудника.

Чтобы решать задачи борьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должна обеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей, относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени. Например, на сборе, анализе, обобщении информации по выявлению лиц, представляющих оперативный интерес, и предвосхищении их незаконных действий в будущем зиждется вся работа по предотвращению преступлений, а также работа по раскрытию совершенных преступлений.

Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, а зачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличие элементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательную деятельность сотрудника к творческой, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.

Конструктивная деятельность. Под ней понимается мыслительная деятельность, направленная на планирование действий по раскрытию, расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников и т.д. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится в основном дать ответ на вопросы: что еще неизвестно, что нужно дополнительно обнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивной деятельности осуществляется планирование самих этапов познавательной деятельности, т.е. в ней дается ответ на вопрос: в какой последовательности мы будем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивная деятельности сотрудника есть две стороны единого процесса мышления, характеризующие разные его этапы.

Организаторская деятельность. Она имеет своей целью обеспечение оптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональной деятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессами раскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется в оперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия между участниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией, так и организации действий других лиц, которые должны по роду своих обязанностей выполнять указания сотрудника.

Коммуникативная деятельность. Как отмечалось выше, профессиональная деятельность сотрудника отличается широкой коммуникативностью. Его коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонично сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.

Психологические особенности личности сотрудника органов внутренних дел

Психологические особенности сотрудников органов внутренних дел издавна являются объектом исследования психологов. Само предназначение такого социального института, как полиция, определяет особые требования к личности каждого сотрудника. Постоянное нахождение в агрессивной и криминально-ориентированной среде, ненормированный рабочий день, доступ к оружию и право его применять не может не сказываться на адекватности реакций. Имеющиеся на сегодняшний день исследования в области психологии сотрудников МВД, как правило, касаются изучения их надежности, агрессивности, способности контролировать применение оружия. Структура подразделений Министерства внутренних дел широка, и принадлежность к ним сказывается на видах деятельности, объему, частоте, эмоциональной включенности, характеру контактов с населением и т.д.

Развитие профессиональной компетентности сотрудников полиции определяется сложностями, связанными с временными ограничениями, финансовыми, интеллектуально-информационными и другими ресурсами человека. Выделяется период адаптации к условиям службы в ОВД, в процессе которого осуществляется развитие следующих ключевых компетенций: оперативно-разыскных, нормативно-правовых, организационно-аналитических, коммуникативно-социальных. Они реализуют следующие основные направления: относящиеся к самому себе как к личности, как к субъекту жизнедеятельности; относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; относящиеся к профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность определяется как интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в правоохранительной области. Процесс развития профессиональной компетентности сотрудников полиции определяется как достижение соответствия профессионально-личностного развития сотрудника требованиям служебной деятельности и потребностям самого индивида в мотивированном выполнении своих служебных, оперативных и социальных обязанностей с высоким сознанием общественного долга.

Множественность задач, стоящих перед полицией, ведет к развитию многофункциональности в деятельности, выделению групп сотрудников, выполняющих специфические функции. Различающаяся по применяемым способам деятельность различных работников полиции совпадает по своим целевым параметрам. Звеном, объединяющим их и заставляющим тесно взаимодействовать, является наличие единого объекта деятельности - преступника (правонарушителя).

Даже самый общий обзор основных психологических особенностей и структурных элементов профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна его деятельность. Она предъявляет к нему множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности .

В первую очередь к ним относят:

профессионально-психологическую ориентированность его личности;

психологическую устойчивость;

развитые волевые качества (умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество, разумную склонность к риску);

хорошо развитые коммуникативные качества (умение быстро устанавливать контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения);

способность оказывать психологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебных задач;

ролевые умения, способность к перевоплощению;

развитые профессионально-значимые познавательные качества (профессиональная наблюдательность и внимательность, профессионально развитая память, творческое воображение);

профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной работе, сообразительность, развитую интуицию;

быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.

Данные качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это является необходимым условием профессионального становления сотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствует нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой - формирование у сотрудников данных качеств.

Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников. Цель такой подготовки - формирование у них готовности действовать профессионально, грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.

Оперативно-служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально важным. Особенности этой деятельности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников, формирования у них психологической надежности при воздействии стрессовых факторов.

Основные задачи психологической подготовки заключаются

в том, чтобы:

- повысить психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел;

- развить у сотрудников психологические качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.

Психологическая подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов :

профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);

подготовленности сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, проявляющейся в понимании психологических условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умелом использовании психологических средств реализации профессиональных действий (речевых и неречевых), в умелом применении всего комплекса психологических приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения оперативно-служебных задач;

развитой профессиональной наблюдательности и памяти сотрудника (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятия, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации);

психологической устойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).

Психологическая подготовленность существенно повышает профессиональное мастерство сотрудника. Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на необходимость введения специальных задач, форм и методов целенаправленного повышения психологической подготовленности в системе профессионального обучения. Психологическая подготовка сейчас - важный вид профессиональной подготовки в органах внутренних дел, это специально организованный, целенаправленный процесс воздействия на сотрудников по формированию, развитию и активизации необходимых качеств, обусловливающих успешное, эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

Сама психологическая подготовка обусловлена особенностями служебной деятельности сотрудников. В соответствии с этим содержание психологической подготовки должно характеризоваться четко выраженной профессиональной направленностью.

К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее:

формирование психологической готовности к борьбе с преступностью;

развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности;

формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств;

совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан;

формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами;

формирование психологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности;

развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления;

формирование волевой активности и навыков волевых действий;

подготовка к психическим перегрузкам в работе.

По нашему мнению, формирование психологической готовности к борьбе с преступностью является самым важным в психологической подготовке. Главное здесь - формирование профессиональной направленности сотрудников, развитие у них стойких профессиональных интересов к их деятельности. Это также предполагает формирование у сотрудников нетерпимости ко всякого рода правонарушениям, стойкой привычки безоговорочного исполнения правовых норм, обостренного чувства правды, справедливости и законности.

Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности предполагает ознакомление сотрудников с основами психологии, формирование у них навыков и привычек учитывать психологию людей, групп в своей работе. Ориентированность в психологических аспектах оперативно-служебной деятельности предполагает знание и учет сотрудниками психологических особенностей проводимых следственных, оперативно-разыскных и иных действий.

Профессионально значимые познавательные качества обеспечивают эффективность познавательной деятельности сотрудников. К таким качествам относят профессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, память, мышление, воображение. Специальные упражнения и тренировки по развитию этих качеств предполагают овладение сотрудниками основными приемами и знаниями определенных правил повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения профессионально значимой информации, развития логического мышления и творческого воображения. Проведенные исследования (А.М. Столяренко, А.А. Волков, О.Е. Сапарин, наши собственные) показывают, что целеустремленное развитие перечисленных качеств с помощью практических занятий и специальных тренировок позволяет улучшить показатели их развития в 2-3 раза.

Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан также весьма значимы для психологической подготовки. Деятельность сотрудника органов внутренних дел немыслима без постоянного общения с различными категориями граждан (потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, подучетными и т.д.). От умения сотрудников общаться с ними, устанавливать психологический контакт, доверительные отношения зависит качество получаемой оперативно значимой информации, что в свою очередь влияет на успешность деятельности в целом. В ходе психологической подготовки сотрудники должны овладеть системой методов и приемов установления психологического контакта. У них должны быть сформированы умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе, умение выслушивать людей, умение преодолевать психологические барьеры в процессе общения. Психологическая подготовка предполагает усвоение сотрудниками определенных правил, которые позволяют облегчить процесс установления психологического контакта.

Необходимым компонентом профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел являются навыки ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности , они используются с целью получения необходимой для раскрытия или предупреждения преступлений информации. В этой связи в ходе психологической подготовки сотрудники должны вырабатывать умения маскировать свою принадлежность к органам внутренних дел, свои истинные качества и состояния, цели общения.

Необходимо развивать и совершенствовать умения применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами. Подобные ситуации являются наиболее типичными для деятельности сотрудников органов внутренних дел, поэтому весьма важным становится формирование у сотрудников умения нейтрализовать конфликтную ситуацию, обучение их способам разрешения конфликтов. Эффективность деятельности сотрудников во многом зависит и от умелого использования определенных методов психолого-педагогического воздействия на людей, таких как убеждение, внушение, принуждение, стимулирование. У сотрудников должны вырабатываться и навыки использования различных тактических приемов поведения в ситуации конфликтного поведения, в том числе и использования конфликтной ситуации в оперативных целях.

В повседневной практической работе сотрудники подвергаются воздействию многих неблагоприятных психологических обстоятельств, которые могут влиять на качество выполнения профессиональных действий. И психологическая устойчивость, умение владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности рассматриваются как один из важнейших показателей психологической подготовленности, которая проявляется в способности сотрудников не поддаваться воздействию негативных обстоятельств. Здесь важно формирование знаний и умений предвидеть эти трудности при решении оперативно-служебных задач. Формирование психологической устойчивости способствует натренированности сотрудников в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей, что может достигаться путем моделирования напряженности в процессе тренировок и практических занятий.

Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления также является неотъемлемой частью психологической подготовки. Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенных эмоционально-волевых качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок сотрудники должны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Психологическая подготовка включает формирование волевой активности и навыков волевых действий . В практической деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с различными трудностями, препятствиями, которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и препятствуют достижению поставленной цели. В этих ситуациях им приходится проявлять волевую активность, побуждающую их к преодолению этих трудностей и препятствий. Развитию навыков волевых действий способствует включение в процесс занятий определенных элементов, помех, препятствующих реализации поставленной задачи. Опыт волевой активности, накопленный в процессе таких тренировок, будет влиять на развитие воли, волевых качеств личности.

Подготовка к психическим перегрузкам в работе также необходима и целесообразна, поскольку деятельность сотрудников органов внутренних дел характеризуется тем, что воздействующие на них различные факторы, зачастую носят стрессовый характер, приводят к чрезмерным нагрузкам и перегрузкам нервной системы.

Это, в свою очередь, сказывается на эффективности осуществляемой ими деятельности. Поэтому сотрудники должны быть ознакомлены с основными закономерностями протекания этих процессов и приемами (в частности, например, приемами психорегулирующей тренировки), которые позволяют в короткое время восстановить работоспособность и снять излишнее психическое напряжение.

Заключение

Профессиональная деятельность сотрудника ОВД принадлежит к разряду «сложных» профессий, предъявляющих очень высокие психологические и психофизиологические требования к сотрудникам.

Личность сотрудника органов внутренних дел отличается сложностью и многогранностью. Она складывается и формируется в основном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определяющим является личность человека, который избрал профессию сотрудника органов внутренних дел в качестве одной из главных своих жизненных целей.

Формирование личности сотрудника ОВД - это сложный процесс превращения требований современного законодательства, соответствующих ведомственных установлений в убеждения, привычки, личностные качества, навыки и умения у лица, которое выбрало для себя работу в органах внутренних дел. Огромное значение в формировании личности сотрудника ОВД имеет учебная подготовка и профессиональная деятельность, которая предъявляет сложный комплекс требований к его личностным качествам и профессиональным навыкам, развивая и закрепляя их в структуре личности.

Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных психологических методов облегчает труд человека, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике.

Всё это необходимо сотруднику полиции для того, чтобы осуществлять возложенные на него функции максимально эффективно и с наименьшими потерями собственного эмоционального равновесия.

Ирина Семчук,
преподаватель кафедры юридической психологии
Московского университета МВД России

16.08.2013

Особенности профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений состоят в том, что они имеют дело с людьми. Этим они близки врачам, учителям, журналистам, представителям других уважаемых профессий. Однако действия органов внутренних дел направлены на правовую регуляцию человеческих отношений в обществе, поэтому сотрудники оперативных подразделений часто действуют в ситуациях противоборства, когда для установления справедливости, защиты себя или других людей, предотвращения преступления и т.п. необходимо применять силовые методы, т.е. „сопротивляться злу силой”. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования чувства меры и адекватности в применении силовых методов сотрудниками оперативных подразделений.

Применение физической силы в борьбе со злом возможно небессмысленно, но это вторичное и подчиненное средство в общей системе духовного воздействия и воспитания. Оно должно применяться не тогда, когда его можно применить, а тогда когда его применить необходимо; и всюду, где в нем нет необходимости, его применять не следует. Важно уяснить, что физическое понуждение и пресечение - это крайняя мера борьбы, и сфера ее применения начинается только там, где внутренние меры оказываются несостоятельными и недостаточными. Предел, от которого становится необходимым физическое воздействие, - это и есть «духовная несостоятельность воспитываемого человека и духовная безоружность воспитывающего человека». По словам Ильина, сопротивляющийся злу должен:

Развивать в себе чуткость и зоркость для распознавания зла и для отличия его от явлений, сходных с ним по внешней видимости; стремиться к достижению тех путей и законов, по которым протекает жизнь зла в человеческих душах, а также техники его внутреннего одоления;

Всегда начинать с духовных средств, нисходя к мерам внешней борьбы лишь постольку, поскольку духовные средства оказываются неосуществимыми, недействительными и недостаточными;

Обращаясь к физическому воздействию, всегда искать умственно и практически тот момент и те условия, при которых физическое воздействие сможет быть прекращено, не повредив духовной борьбе;

Постоянно проверять подлинные, внутренние истоки и мотивы своей личной борьбы со злом .

На последнем пункте автор останавливается подробнее, объясняя, что ставить и исследовать вопрос о сопротивлении злу можно только от лица «живого добра». Найти зло, «постигнуть его качество и его природу и противостать ему, приемля борьбу с ним, но не приемля его самого», - это задача добра.

Только лучшие люди способны вынести всю тяжесть духовного компромисса, не заразиться от соприкосновения со злом, не соблазниться на его мнимые дары. Спасение воина и правителя, пишет Ильин, - в голосе совести. Они должны твердо знать, где, в чем и почему их деятельность отступает от заветов праведности, и допускать этот строй поступков и установлений не более, чем этого требует необходимость борьбы со злодеями. Владеть силой и мечом может лишь тот, кто владеет собой, в противном случае он погибнет от меча не физически, а нравственно и духовно: силы его будут растрачены, душа его будет изуродована и борьба проиграна.

Таким образом, профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов должна основываться на глубоких философских и психологических принципах. В связи с эти возникает вопрос о путях, условиях и факторах формирования личности сотрудника милиции.

По словам В.Л. Махлина, «современный человек формируется медленно и, увы, в одиночку», ему не у кого учиться и не от кого отталкиваться . Для полноценного и быстрого формирования личности профессионала необходимо общение с людьми, у которых можно учиться, кто является примером в работе, кто, опираясь на жизненный опыт, может объяснить возникающие противоречия и т.д.

Преемственность поколений - важный фактор формирования внутреннего облика сотрудника ОВС. Отсутствие старшего авторитетного коллеги наносит непоправимый урон для молодого поколения правоохранителей.

Правоохранительная деятельность представляет собой труд, который требует большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности, основанной на безусловном соблюдении норм закона.

Многочисленные должности, специальности, профессии в органах внутренних дел (ОВД) следует отнести к сложным видам профессиональной деятельности.

Особенности выполнения работниками милиции поставленных перед ними чрезвычайных задач сами по себе уже являются предрасполагающими к физическому и другому воздействию на работников, вследствие чего они могут быть ранены или убиты. Поэтому проблема обеспечения личной безопасности работников ОВД была и остается весьма актуальной.

Работники милиции выполняют свои служебные обязанности часто в экстремальных условиях, подвергая опасности свою жизнь и здоровье.

Их работе свойственны дефицит времени для принятия решений и их реализации, влияние на личность сильных раздражителей, доминирование негативных эмоций, повышенная ответственность и необходимость применения адекватных мер .

Особая социальная и психологическая среда, в которой осуществляется деятельность работников ОВД, характеризуется стресс-факторами повышенной интенсивности, а также спецификой социально-коммуникативного взаимодействия. Поэтому, наряду с социальными, экономическими, правовыми, административными факторами служебного травматизма в ОВД и обеспечения личной безопасности работников милиции, одними из определяющих являются психологические факторы.

Специфической особенностью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является то, что в процессе осуществления практически востребованными оказываются специальные знания из области психологии личности и индивидуальных различий, межличностного взаимодействия, общения и т.д., а также основанные на них соответствующие навыки и умения. Владение системой теоретических и прикладных психологических знаний, а также их умение реализовать эти знания на практике выступают одним из факторов оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности. В современных условиях деятельности правоохранительных органов психологическая компетентность специалистов все в большей мере приобретает значение профессионально важного качества.

В руководящих документах МВД России последних лет психологическая подготовка рассматривается как одно из важнейших звеньев профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел. В этих условиях возрастает роль психологических воздействий, направленных на поддержку развития определенных особенностей личности. Подготовка курсантов образовательных учреждений МВД, согласно научным разработкам ученых, должна осуществляться в органической взаимосвязи с целостным развитием личности, с учетом всех ее личностных свойств и качеств, установок и мотивов, потребностей, идеалов, опыта жизни, общих и профессиональных знаний, навыков и умений.

К наиболее актуальным требованиям, предъявляемым к молодым сотрудникам правоохранительных органов, относятся формирование у них практической социально-психологической компетентности, подразумевающей не только запас комплекса теоретических знаний психологических закономерностей, проявляющихся в общении людей, но и наличие прочных умений и даже навыков использования их в профессиональной деятельности, а так же овладение наиболее эффективными средствами решения коммуникативных задач в межличностном взаимодействии и при разрешении конфликтных ситуаций.

В настоящее время развитие науки и требования практики ставят задачу овладения курсантами вузов МВД России системой теоретических и прикладных психологических знаний, а также умения реализовать эти знания на практике. Значимость специальной психологической подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел к деятельности является актуальной, независимо от специфики их будущей деятельности. Это обусловлено в первую очередь тем, что деятельность сотрудников правоохранительных органов связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой личной ответственностью за результаты выполнения служебных задач.

Психологическая подготовка существенно расширяет научный кругозор курсантов вузов МВД России, пробуждает у них стремление к более глубокому овладению профессиональными знаниями в области психологии, формирует навыки практического их использования в правоприменительной практике, поскольку максимально приближена к решению проблем человеческого фактора в области отношений, регулируемых правом. Обратившись к проблеме эффективных методов, позволяющих стимулировать рост и развитие личности, логично прийти к предположению о том, что одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы с будущими юристами в вузе является специально организованный тренинг развития профессионального самосознания и личности, включающий деловые и организационно-управленческие игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т.п. Большинство существующих видов тренингов направлено на преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания, именно тренинг позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания обучающихся.

Рассматривая проблему профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, необходимо помнить, что деятельность сотрудников милиции требует особого рода знаний, навыков и умений. Их применение осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от специфики содержания изучаемого, что имеет существенное значение для понимания роли и места профессионально-психологической подготовки в общей структуре подготовленности курсантов вузов МВД России. Содержанием всех видов и форм профессионально-психологической подготовки является такая психологическая коррекция личности сотрудника, которая позволила бы ему максимально эффективно и качественно выполнять поставленные задачи служебной деятельности, причем с минимальными затратами нервной энергии и за минимальное время.

Психология в деятельности сотрудников ОВД

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД)



Психологические особенности действий и деятельности

Психологическая структура правоохранительной деятельности

Профессиограмма сотрудника полиции

Заключение



Подготовка высококвалифицированных сотрудников внутренних дел требует изучения ими психологических своей деятельности. Современное общество ставит перед органами правопорядка России сложные задачи, решение которых требует улучшения результатов индивидуальной и групповой деятельности сотрудников внутренних дел прежде всего за счет профессионального мастерства.

Эффективность выполнения работником должностных обязанностей, во многом предопределяемая качеством его профессиональной подготовки, зависит и от психологических особенностей отношения человека к своей профессии.

Цель контрольной работы состоит в изучении психологических аспектов деятельности сотрудника органов внутренних дел (ОВД).

Задачи контрольной работы:

)изучить психологические особенности действий и деятельности;

)определить психологическую структуру правоохранительной деятельности;

)рассмотреть профессиональную компетенцию сотрудников органов внутренних дел;

)изучить профессиограмму сотрудника полиции.

При написании контрольной работы была использована учебная литература по юридической психологии, а также отдельные работы, посвященные психологии сотрудников внутренних дел.

Методологической основой контрольной работы являются общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение и аналогия) и методы частнонаучного познания (формально-логический, системный и комплексный анализ).


1. Психологические особенности действий и деятельности


Человеческая психика познается и проявляется в определенной деятельности. Человек выступает в жизни как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельность - это человеческая специфически форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Человеческая деятельность предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности. Человек видит для себя объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

Деятельность - это категория социальная, свойственная людям в обществе. Животным же присуща жизнедеятельность, необходимая им для выживания в природе. Человеческая личность проходит свое развитие именно в деятельности, в процессе которой формируется человеческое сознание. Деятельность является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества.

Признаки деятельности:

-это всегда деятельность субъекта, носит общественный характер;

-деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной;

-ей присущи целенаправленность, плановость и длительность;

-она всегда творческая;

-самостоятельная.

Общественный характер деятельности состоит в том, что любая деятельность по своему содержанию и способам выполнения является результатом общественно-исторического развития обществом совместно в процессе его исторического развития.

Целенаправленность деятельности связана с тем что она осознана и направлена на достижение определенного результата.

Плановость деятельности состоит в том, что она представляет собой определенную систему отдельных действий.

Деятельность можно классифицировать по разным основаниям. Она может быть разделена на:

) материальную и духовную;

) производственную, трудовую и нетрудовую;

) репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную (творчество) связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

Действие является единицей анализа в деятельности.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих людей. В этом случае, данные действия становятся актом поведения, поступком.

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Действие состоит из: 1) двигательной (моторной) части; 2) умственной (внутренней) части; 3) умственной (сенсорной) части.

Таким образом, базовый тезис теории деятельности формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.


2. Психологическая структура правоохранительной деятельности


Мотивация (от греч. motif от лат. moveo - двигаю) - внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Способы и приемы - это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности.

Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности.

Результат - итог деятельности, то чего достигает индивид.

В качестве общих характерных особенностей юридического труда следует отметить то, что данная деятельность представляет собой сложную в социальном отношении открытую систему, поскольку включается в широкий круг правовой системы общества и решает поставленные государством задачи правосудия, личной и общественной безопасности, борьбы с преступностью. Доминирующие видами правоохранительной деятельности являются:

-расследование преступлений;

-проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших

В преступлении;

-осмотры мест совершения преступлений;

-проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов;

-поиск улик, имеющих отношение к совершению преступлений;

-организация работы других специалистов, участвующих в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.);

-выяснение причин и условий совершения преступлений;

-ведение документации (составление протоколов, постановлений);

-анализ собранных данных по преступлению;

-сбор информации, необходимой для раскрытия преступления;

-профилактические мероприятия, направленные на снижение преступности.

Элементы психологической структуры правоохранительной деятельности:

) Профессиональная мотивация. На этой основе в процессе профессионального обучения у субъектов юридического труда формируется соответствующая профессиональная мотивация, включающая в себя сложный комплекс потребностей, интересов, идеалов и убеждений. В структуре мотивации юриста особую роль играют такие побуждения, как стремление к справедливости, любовь к истине, чувство долга, патриотизм, желание помогать людям, оберегать их от бед.

) Цели - достижение справедливости (например, желание наказать виновного в преступлении), помощь пострадавшим в их желании установить истину по делу, добиться правосудия др.

) Средства - полномочия по ведению дела (компетенция), определенные в законе

) Результат - наказание виновных, восстановление нарушенных прав (например, возврат украденного имущества) и др.


Профессиональная компетенция сотрудников органов внутренних дел


Деятельность сотрудника внутренних дел относится к социономическому виду профессий типа "человек - человек" ("человек - группа" и "человек - общество"), поскольку связана с постоянным взаимодействием с людьми, оценкой их поступков с позиций закона.

Основными психологическими особенностями профессиональной деятельности сотрудника ОВД являются:

) правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений сотрудников ОВД и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности.

Вся правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур четко регламентирована законом. Нарушение закона, пренебрежение своими должностными обязанностями и принципами для недопустимы и свидетельствуют в первую очередь о низком уровне его профессиональной квалификации;

) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов.

Данное положение формирует потребность к неукоснительному, наиболее точному и качественному исполнению правовых предписаний, формирует направленность личности, ее правомерное поведение. Именно потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является основным, социально значимым качеством личности, формирующим ее правосознание. А все это в совокупности составляет высокий уровень социализации личности, ответственность сотрудников ОВД перед обществом, нормативность их поведения;

) экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Профессиональная деятельность работников юридического направления, в первую очередь тех, кому приходится бороться с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорированием ими правовых норм.

) нестандартный, творческий характер юридического труда.

Все это ведет к нервно-психическим перегрузкам, которые усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от отдыха, что приводит к состоянию психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний;

) процессуальная самостоятельность, персональная (для многих - повышенная) ответственность сотрудников ОВД. В Федеральном законе "О полиции" от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ указано, что:

-Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание" (ч. 1-3, ст. 5).

-Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. (ч. 3,4 ст. 6);

-Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (ч. 4 ст. 7).

Особо значимыми в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел выступают 4 основных аспекта психологической неподготовленности и связанных с этим психологических проблем:

-неподготовленность к психологическим перегрузкам, объему работы, давлению психологической ответственности за процессуальные решения (применение мер пресечения, привлечение к уголовной ответственности);

-несформированность профессионально важных психологических качеств у отдельных сотрудников;

-отсутствие во многих подразделениях системы профессионально заостренных тренировок в целях выработки специфически для следственной работы психологических навыков и умений.

-неподготовленность к психологическому противоборству, которое нередко навязывается подозреваемым, обвиняемыми и другими лицами.

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников. К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее.

Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью.

Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности.

Формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств.

Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан.

Формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Совершенствование умений применения психолого-педагогических приемов воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами.

Формирование психологической стрессоустойчивости, умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления.

Формирование волевой активности и навыков волевых действий.

Подготовка к психическим перегрузкам в работе.


4. Профессиограмма сотрудника полиции


Профессиограмма (от лат. Professio - специальность + Gramma - запись) - система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Профессиограмма сотрудника полиции - научно обоснованный перечень взаимосвязанных видов (сторон) деятельности, а также профессионально важных качеств личности, которые влияют на успешность профессиональной деятельности.

Основные подструктуры профессиональной деятельности сотрудника полиции:

) познавательно-прогностическая (когнитивная);

) коммуникативная (общения);

) организационно-управленческая;

) воспитательная (профилактическая).

Познавательно-прогностическая деятельность лежит в основе профессиограммы сотрудника полиции и заключается в собирании исходной информации об обстановке, лице, подозреваемом в совершении преступления и др.

В решении перечисленных задач, велика роль профессионального и жизненного опыта сотрудника полиции, а также профессионально-психологических качеств:

-психологическая наблюдательность (умение подмечать внешние проявления состояний граждан, угадывать их психологические мотивы действий и поступков);

-уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок;

-профессионально развитые мышление, память, воображение, интуиция (вычленить существенные признаки правонарушения, определять обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу; оценить взаимоотношения с гражданином, запомнить профессионально значимую информацию и пр.);

-прогностические способности (спрогнозировать последствия события, что позволит принять правильное решение);

-владение письменной речью, которая отличается соблюдением правил грамматики, логики, стилистики при оформлении специально предусмотренных законом форм: постановлений, протоколов, рапортов и т.д.

Коммуникативная деятельность сводится к главным инструментам в работе сотрудника полиции - речи и языку.

Успешность взаимодействия сотрудника с гражданами и коллегами зависит от психологического контакта и доверительных отношений между ними, а это, в свою очередь связано с уровнем знаний и профессиональным опытом общения.

Профессионально важные качества сотрудника, влияющие на успешность коммуникативной деятельности:

-позитивная направленность не людей;

-интеллектуальные способности (внимательность, наблюдательность, сообразительность любознательность и др.);

-эмоциональные качества (уравновешенность, доброжелательность, эмпатийность и др.);

-волевые качества (самообладание, решительность, целеустремленность и др.);

-коммуникативные способности (учитывать индивидуальные способности граждан, устанавливать психологический контакт и доверительные отношения различными категориями граждан и сотрудников, преодолевать конфликты и пр.);

-культура речи, общения, поведения (тактичность, вежливость и др.).

Организационно-управленческая деятельность. Сотрудник полиции выступает и как организатор собственной профессиональной деятельности (например, сотрудник ДПС ГИБДД контролирует соблюдение правил дорожного движения), принимая ответственные решения, и добивается их реализации.

Для осуществления организационно-управленческой деятельности сотруднику органов внутренних дел необходимы следующие профессионально важные качества, умения и способности:

-способность точно ориентироваться в деятельности, разбираться в качествах людей и их возможностях;

-умение организовывать свою деятельность, а также деятельность и поведение других (особенно в экстремальных ситуациях);

-организованность, энергичность, настойчивость, обеспечивающие деятельность по контролю за соблюдением правил дорожного движения, регулировании дорожного движения и пр.;

-ответственность, требовательность, находчивость при руководстве деятельностью участников дорожного движения, коллегами при выполнении своих обязанностей;

-выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами, должностными лицами, руководством.

-умение оказывать управляющее воздействие на участников дорожного движения, разумное использование при этом власти.

Воспитательная деятельность охватывает рофилактические мероприятия, правовую пропаганду среди граждан, оказание воспитательного воздействия на граждан, должных лиц, напарника (особенно менее опытного в профессиональном и житейском плане).

Эффективность ее осуществления зависит от следующих качеств, умений и способностей:

-высокий уровень правосознания и нравственных качеств;

-устойчивая профессиональная направленность (интерес к профессии; мотивы, побуждающие к эффективности профессиональной деятельности);

-положительно эмоциональное отношение к профессии и профессиональной деятельности;

-коммуникативные способности;

-умение оказывать воспитательно-профилактическое воздействие на различные социальные и возрастные категории правонарушителей правил дорожного движения и др.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

)формальное отношение к работе;

)неумение излагать свои мысли;

)плохое развитие долговременной памяти;

)рассеянность;

)неспособность воспринимать новую информацию;

)отсутствие умения налаживать контакты с людьми;

)невыдержанность;

)жестокость, агрессивность, нетерпимое отношение к людям.

психологический правоохранительный профессиограмма полиция


Вопрос: какие изменения в Вашей профессиональной деятельности произошли в связи с реформой МВД


Можно выделить следующие изменения:

-Была создана новая нормативно-правовая база. Принято три основных федеральных закона "О полиции", "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел…", "О службе в органах внутренних дел…";

-Сформирована единая федеральная структура органов внутренних дел;

-Произошло технологическое обновление и внедрение современных форм и методов работы;

-Улучшено социальное обеспечение.

-Учитывается мнение населения о качестве работы органов внутренних дел на основе независимых источников социологической информации.

В целом же, профессиональная деятельность стала более ответственной.


Заключение


Итогом рассмотрения психологических аспектов деятельности сотрудника органов внутренних дел являются следующие ключевые понятия:

Деятельность - это человеческая специфически форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Базовый тезис теории деятельности "Не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание".

Действия - это движения, социального характера, направленные на предмет и преследующие определенную цель.

Любая деятельность, в том числе и правоохранительная включает в себя: 1) мотивы; 2) способы; 3) цель; 4) средство; 5) результат; 4) сам процесс деятельности. Неотъемлемый признак деятельности - её осознанность.

Доминирующие видами правоохранительной деятельности являются: расследование преступлений; проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших в преступлении; осмотры мест совершения преступлений; проведение обысков, анализ собранных данных по преступлению и др.

П сихологические особенности профессиональной деятельности сотрудника ОВД: 1) правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения; 2) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов. 3) экстремальный характер правоохранительной деятельности; 4) процессуальная самостоятельность, персональная ответственность.


Список литературы


1.Федеральный закон "О полиции" от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 7. - Ст. 900.

Бондаренко, Т. Л. Юридическая психология для следователей. Учебное пособие / Т. Л. Бондаренко. - М., 2010.

Лебедев, И. Б., Родин, В. Ф., Цветков, В. Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание, дополненное / Под ред. В. Я. Кикотя. - М., 2012.

Осинцева, А. В., Германова, О. В. Профессионально важные качества личности сотрудника ОВД в зависимости от вида деятельности / А. В. Осинцева, О. В. Германова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 4.

Простяков, В. В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел / В. В. Простяков // Юридическая психология. - 2012. - N 1.

Юридическая психология. Учебник для студентов вузов. / И. И. Аминов и др. - М., 2012.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.