История самых известных музеев мира. Лучшие музеи россии. Египетский музей в Каире


Оглавление
    Введение………………………………………………………… …….…..3
    2.1. Возникновение музеев…………………………………………….....5
2.2. Профильные группы музеев…………………………………………7
    Исторические музеи………………………………………………………9
    Военно-исторические музеи……………………………………………….12
    Истории религии музеи…………………………………………......... ........15
    Историко-бытовые музеи……………………………………..……………18
    Археологические музеи…………………………………………………….21
    Этнографические музеи…………………………………………………….23
    Общеисторические музеи………………………………………..…………26
Заключение…………………………………………………… …………...27
Список использованных источников………………………………..…...28

1. Введение
В настоящее время разветвленную сеть учреждений культуры можно характеризовать по территориальному признаку. Территориальный признак учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края, республики. Профсоюзная сеть претерпевает кардинальные изменения в связи с переходом на рыночные отношения. Многие предприятия отказываются содержать Дворцы культуры, и им приходится менять профиль работы.
В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы - это клубы, дома культуры, Дома творческой интеллигенции, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы.
Дальнейшая демократизация общества вызвала к жизни большое число самодеятельных объединений, фондов, союзов, центров, ассоциаций в сфере культуры и искусства.
Изучение практики работы данных объединений, опыта взаимодействия государственных, профсоюзных и общественных структур является важнейшим условием функционирования деятельности учреждений культуры.

Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно- просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой.

Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие.

Музеи составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты порой пользуются мировой известностью.

Пока в тяжелом положении находятся народные музеи. Собранные в них экспонаты рассказывают о славной истории предприятий, трудовой и боевой славе производственных коллективов, многих поколений замечательных тружеников. Большой популярностью пользуются и народные картинные галереи. Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.

Целью данной работы является описание исторических музеев на территории Российской Федерации. Объектом является музей в целом, а предметом – исторический тип музея.
Задачи, поставленные в работе:
    История возникновения музеев как таковых, и в том числе исторических;
    Описание групп исторических музеев.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости знаний о том, что такое исторические музеи как особый тип музея.

2. Возникновение музеев
Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся, когда и как они появились, кто их придумал и как они устроены. Истинное предназначение музеев - дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Недаром музей (от греч. museion - "храм муз") называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний.
История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.
Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.
Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.
В XV веке музеи возникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.
Первые музеи в России появились в эпоху Петра I (1696-1725). Император основал знаменитую "Кунсткамеру" в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу - ориентация на западную культуру.
Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.
Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.
Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.
Каждый экспонат музея имеет свою "легенду", которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления.

2.2. Профильные группы музеев
Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности. Все музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно выделить более узкую специализацию - вплоть до музеев одного объекта.
Комплексные музеи - многочисленная и постоянно растущая группа, к которой относятся большинство краеведческих музеев , ансамблевых и средовых музеев , музеев-заповедников , экомузеев . Эти музеи совмещают признаки двух и более профилей (историко-литературные, архитектурно-художественные), а иногда и профильных групп. Так, сельскохозяйственные музеи могут рассматриваться как в группе производственных, так и естественнонаучных музеев. Музеи, совмещающие более 2-х профилей, принято определять как комплексные.
Профильные группы музеев:

Гуманитарные профильные группы
1. Художественные музеи :

    Музеи изобразительного искусства
    Музеи декоративно-прикладного искусства
    Музеи народного искусства
    Художественно-промышленные музеи
    Музеи современного искусства
2. Исторические музеи :
    Общеисторические музеи
    Военно-исторические музеи
    Истории религии музеи

    Историко-бытовые музеи
    Археологические музеи
    Этнографические музеи
3. Литературные музеи :
    Искусствоведческие музеи
    Театральные музеи
    Музыкальные музеи
    Музеи кино
4. Архитектурные музеи
5. Педагогические музеи:
    Музеи наглядных пособий
6. Естественнонаучные музеи:
    Антропологическое музеи
    Биологические музеи
    Ботанические (в т.ч. Ботанические сады)
    Геологические музеи
    Зоологические (в т.ч. Зоопарки, террариумы, экзотариумы и т.п.)
    Минералогические музеи
    Океанариумы
    Палеонтологические музеи
    Почвоведения музеи
7. Сельскохозяйственные музеи
8. Научно-технические музеи
9. Политехнические музеи
Отраслевые музеи:
1. Промышленные музеи
2. Сельскохозяйственные музеи
3. Музеи транспорта
4. Музеи связи
5. Музеи строительства
6. Авиации и космонавтики музеи
7. Военной техники музеи
Комплексные музеи:
1. Краеведческие музеи
2. Музеи-заповедники
3. Экомузеи

3. Исторические музеи
Профильная группа музеев, документирующих историю развития общества. Внутри этой группы, являющейся одной из самых крупных в музейной сети России, выделяют: общеисторические (истории страны, города, учреждения), археологические музеи, этнографические музеи, военно-исторические музеи, историко-бытовые музеи, историко-революционные музеи, музеи истории религии , историко-мемориальные (см. мемориальные музеи ). Большинство музеев естественнонаучной истории и музеев истории науки и культуры также можно отнести к историческим музеям. Все краеведческие музеи имеют исторические отделы и хранят памятники истории. Каждая из названных групп имеет свою специфику в характере экспозиций (см. экспозиционная деятельность в музее ) и составе фондовых коллекций (см. виды коллекций ).
Государственный исторический музей в Москве
В фондах общеисторических и краеведческих музеев хранятся археологические, нумизматические, этнографические коллекции, а также коллекции редких книг, предметов быта (мебель, часы, посуда), оружия, произведения изобразительного искусства, вещевые, фото- и документальные материалы по истории края, личные фонды.
Экспозиция государственного исторического музея
Для исторических музеев характерны долговременные экспозиции, а также различные формы выставочной работы. Значительная группа исторических музеев располагается в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, многие имеют филиалы.
История.
Появление исторических музеев в Европе музееведы относят к 16-17 вв. В России первые собственно исторические музеи появились в начале 19 в. - археологические музеи в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи. Но уже в 17-18 вв. коллекции памятников истории формировались в частных и монастырских собраниях. Нумизматические, а затем и археологические коллекции входили в собрание первого российского музея Кунсткамеры (с 1714 г.) и Эрмитажа (с 1764 г.)
Массовое создание исторических музеев приходится на 2-ю половину 19 в., что связано с развитием исторической науки и осознанием значения коллекций памятников истории как источников для научных исследований. Выдающимся событием в культурной и общественной жизни России стало основание в 1872 г. национального музея исторического профиля - Императорского Российского Исторического музея им. Александра III (ГИМ в Москве). Его экспозиция, открывшаяся в 1883 г., составленная по единому плану и опиравшаяся на понимание общего хода исторического развития как закономерного процесса, стала новым словом в истории мирового музейного дела. И сегодня Исторический музей в Москве остается крупнейшим музеем страны, в фондах которого хранятся около 5 млн. памятников истории и культуры.
После 1917 г. отдельные группы исторических музеев (церковно-археологические, полковые) были закрыты по идеологическим соображениям. Одновременно сложилась большая группа историко-бытовых музеев. Впервые возникли музеи современной истории: историко-революционные, истории Красной Армии. Значительную роль в сохранении и пропаганде памятников истории стали играть краеведческие музеи.
Музей Великой Отечественной войны в Казани
В 1960-80-е гг. сеть исторических музеев значительно расширилась за счет музеев, посвященных истории советского общества: героизму народа в годы Великой Отечественной войны; музеев истории городов, истории крупнейших строек. С середины 1960-х гг. повсеместно в исторических и краеведческих музеях создавались отделы истории советского общества, а в 1980-е гг. предпринимались попытки создания отделов или постоянно действующих выставок "развитого социализма". В связи с широко отмечаемым в 1975 г. 150-летним юбилеем движения декабристов возникла целая группа историко-мемориальных музеев декабристов.
В 1990-е гг. шел процесс повсеместного сворачивания постоянных исторических экспозиций, устаревших физически и переставших удовлетворять посетителей своим содержанием. Музеи активизировали выставочную работу, декларировали полную деидеологизацию музейной интерпретации истории, старались делать акцент на популяризации богатейшего культурного наследия России. В связи с изменением состава посетителей и ослаблением туристических потоков в экспозиционной работе произошла переориентация на интересы местного населения. Десятки историко-революционных музеев были закрыты или перепрофилированы.
На рубеже 20-21 столетий вновь стали предприниматься попытки создания постоянных обобщающих экспозиций, рассказывающих об истории города или края с древнейших времен и до настоящего времени (Красноярский краевой краеведческий музей, 2002; Национальный музей Республики Татарстан, 2005). Возникла группа новых музеев истории городов. Рост национального самосознания вызвал повышенный интерес к этнической истории народов, населяющих Россию, к народному искусству, традиционным промыслам, мифологии. Экспозиции многих региональных музеев в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке имеют сегодня обновленные и яркие этнографические разделы. В отдаленных регионах Севера и Сибири возникли новые этнографические музеи и музеи-заповедники с задачами, близкими к задачам экомузеев .

Группы И сторических музеев:

    Военно-исторические музеи
    Истории религии музеи
    Историко-революционные музеи
    Историко-бытовые музеи
    Археологические музеи
    Этнографические музеи
    Общеисторические музеи.
Описанием этих групп займемся чуть ниже.
3.1. Военно-исторические музеи

Военно-исторические музеи - группа музеев исторического профиля. Собрания военно-исторических музеев отражают военную историю страны, развитие военного искусства, историю отдельных родов войск и видов вооружений. В состав собраний входят коллекции оружия, военной техники и приборов, форм одежды, знамен, медалей, фото-, кино-документов, карт, комплексы личных вещей и документов.
Многие музейные собрания начинались как хранилища оружия, предметов военной утвари, арсеналы. С сер. XVI в. военные трофеи и образцы русского оружия поступали в Оружейную палату Московского Кремля, с 1584 г. известно хранилище образцов вооружения Арсенал в Москве; они одновременно являлись мастерскими и были тесно связаны с производством.
По указу Петра в 1709 г. при Адмиралтействе были основаны Модель-камера для хранения материалов по кораблестроению (в 1805 г. Модель-камера была преобразована в Морской музей), а также Цейхгауз Петропавловской крепости (1703), Арсенал в Петербурге (1711-1712). Образцы и историю отечественного оружия представлял основанный в 1775 г. Достопамятный зал Петербургского Арсенала (в 1868 г. преобразован в Артиллерийский музей). В 1783 г. Московский Арсенал был превращен в музей-хранилище старинного оружия и военно-исторических реликвий. На фоне подъема национального самосознания после войны 1812 г. созданы военно-исторические музеи: Военно-исторический музей при Главном военно-инженерном училище (1819), Военная галерея Зимнего дворца (1826), Арсенал в Царском Селе (основан Николаем I в 1832 г. на основе личных коллекций; с 1852 г. доступен для обозрения). Серьезное развитие получили военно-исторические музеи во 2-ой пол. XIX столетия: основаны Военно-инженерный музей в Петербурге (к.1860-х), Кавказский военно-исторический музей в Тифлисе (1888), музей А.В. Суворова в Петербурге (1898), Бородинский музей (1903), морские музеи в городах русской боевой славы Николаеве, Севастополе, Кронштадте. Появились первые музеи в воинских частях (полковые музеи). В 1900-е гг. открыта Выставка Отечественной войны 1812 года на ст. Бородино, мемориальная Кутузовская изба в Филях.
В советское время были созданы новые военно-исторические музеи: Музей Красной Армии в Москве, 1919, Центральный дом авиации им. М.В. Фрунзе в Москве, 1927, Музей обороны Царицына, 1937. Создаются мемориальные музеи (В.И. Чапаева дом-музей в г. Пугачев Саратовской обл., 1939; Музей Первой Конной Армии в Белгородской обл., 1939).
В годы Великой Отечественной войны музеи страны понесли значительный урон, однако с 1942 г. начали создаваться новые музеи, посвященные событиям войны. Среди них мемориальный музей лётчика Н.Ф. Гастелло в Муроме, Музей обороны Ленинграда, Военно-медицинский музей и др., "по горячим следам" комплектовались ценные коллекции.
Значительно выросло количество военно-исторических музеев в 1950-60-е гг. Были основаны Центральный музей Вооруженных сил в Москве, Музей Отечественной войны 1812 г. в Тарутино, Музей тихоокеанского флота во Владивостоке, Музей-выставка Военно-воздушных сил в Монино , а также мемориальные комплексы, связанные с войной: "Героям Сталинградской битвы" , Музей и мемориал в честь героев Курской битвы, Куликово поле ; созданы диорама "Штурм Сапун-горы" в Севастополе и панорама "Бородинская битва", музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл. В 1995 г. был открыт один из крупнейших военно-исторических музеев страны - Центральный Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
В настоящее время количество военно-исторических музеев ведомственного подчинения Министерства обороны РФ составляет ок. 300. Кроме центральных музеев существуют музеи в военных округах, частях, флотах. Крупные и ценные комплексы по военной истории России хранятся в краеведческих музеях страны; они отражают как историю страны в целом, так и региональные события, персоналии. Комплектование военно-исторических коллекций достаточно интенсивно продолжается в настоящее время, в рамках военно-исторической тематики разрабатываются новые темы отечественной истории. Военно-исторические музеи ведут научно-исследовательскую работу, широкую научно-просветительную деятельность, направленную на формирование чувства патриотизма, интереса к героической истории своей страны.
СПИСОК ВОЕННО- ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ
1. Артиллерии, инженерных войск и войск связи военно-исторический музей в г. Петербург
2. Битвы за Днепр музей в г. Лоев Гомельской обл. (Республика Беларусь)
3. Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны в г. Минск (Республика Беларусь)
4. "Блиндаж", музей в г. Калининград Калининградской обл.
5. Боевого содружества белорусских, русских, латышских и литовских партизан в годы Великой Отечественной войны музей в пос. Расоны Витебской обл. (Республика Беларусь)
6. Боевой славы музей в г. Астрахань
7. Боевой славы музей в г. Коломна Московской обл.
8. "Бородинская битва", музей-панорама в г. Москва
9. Бородинский военно-исторический музей-заповедник в Можайском р-не Московской обл.
10. "Брестская крепость-герой", мемориальный комплекс в г. Брест (Республика Беларусь)

3.2. Истории религии музеи.
Музеи исторического профиля, собрания которых документируют генезис и развитие религии как сложного социокультурного феномена.
В зависимости от отношения к религии в обществе эти музеи изменяют во времени формы существования (музеи отживающего культа, антирелигиозные музей, музеи истории религии) и принципы экспозиционного показа. История этой музейной группы наиболее репрезентативно по отношению к остальным отражает интерпретацию исходного материала в соответствии с идеологическими установками. В современном обществе отношение к историко-религиозным музеям определяется пониманием религии как мировоззрения и мироощущения, а также соответствующего поведения и специфических действий (культа), основанного на вере в существование Бога (или богов). Крупнейшим и единственным в своем роде музеем, показывающим историю разных религий на протяжении значительного хронологического периода, является Музей истории религии в г. С-Петербург. Зарубежные музеи истории религии отражают историю одной конфессии или определённого периода внутри конфессии: Национальный музей раннего христианства, Рим; Музей истории Реформации, Женева и др. В последние годы наблюдается процесс открытия музеев при храмах, епархиях - на разных уровнях административно- территориальной структуры церковной организации, в которых освещена история православия конкретного региона и в конкретный исторический период (Музей истории Православия на Алтае, Музей при кафедральном соборе в г. Тутаев Ярославской обл. и др). Активный рост количества подобных музеев может привести к воссозданию цельной картины истории православия в России.
Раздел по истории религии в конкретном регионе включен в экспозиции многих краеведческих музеев . Крупнейшие музеи истории русской культуры (Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музей им. Андрея Рублева) включают коллекции по истории православия. Активная выставочная деятельность музеев Московского Кремля, знакомившая посетителей в России и за рубежом с 1960-х годов с древнерусским искусством, поступившим в музей из Патриаршей ризницы, соборов Московского Кремля, закрытых церквей и монастырей, была в определённой степени и одновременным знакомством с историей православия.
История
Первые собрания, отражающие историю христианства, формировались в России в ризницах церквей и монастырей. В 19 в. они сосредоточились в открывшихся при епархиях древлехранилищах и церковно-исторических музеях (см. церковные музеи ). После революции 1917 г. храмы и монастыри, утратившие свою функцию, продолжали существовать как музеи церковного быта. Это была единственно возможная форма сохранения наследия в условиях того времени, для этой же цели обществом "Старый Петербург" был создан Музей отживающего культа (существовал 1923-26 гг). Со второй половины 1920-х годов музеи церковного быта закрываются или перепрофилируются в антирелигиозные музеи для борьбы с "церковной контрреволюцией". Но даже и в такой форме существования музеи, комплектовавшие свои собрания предметами из закрывавшихся церквей и монастырей, спасали от гибели культурные ценности. Количество антирелигиозных музеев возросло с 11 в 1925 г. до 80 в 1933 г. (последняя цифра включает музеи в союзных республиках и антирелигиозные отделения при различных музеях). Из них выделялись два крупных музея: Центральн
и т.д.................

Существуют следующие подходы к музееведению:

    музееведение - самостоятельная научная дисциплина;

    музееведение - теория и методика музейной работы, т.е. прикладная вспомогательная научная дисциплина;

    музееведение - сумма методических и технических приемов музейной деятельности.

История и историография исследуют теорию появления музеев, их функ­ционирование в различных исторических условиях, музейную политику, фор­мирование музейной сети и организацию музейного дела.

Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предме­тов, разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использова­ния музейных предметов и коллекций.

Прикладное музееведение включает три раздела:

    Научная методика - принципы построения экспозиции, принципы хране­ния музейных фондов, принципы экскурсионной работы и т.д.

    Техника музейной работы.

    Организация музейного дела - менеджмент и маркетинг.

2. История музеев мира

Коллекционирование уходит своими корнями в глубокую древность. На­чиная со II тысячелетия до н. э. в Междуречье писцы собирали литературные и научные тексты, написанные клинописью на глиняных табличках. Так возника­ли библиотеки, крупнейшая из которых принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу и насчитывала более 30 тыс. табличек.

Понятие «музей» ввели в культурный обиход древние греки, однако они не употребляли его по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» в буквальном переводе означает «место, посвященное музам». Эти постройки в основном представляли собой портик с жертвенником и часто рас­полагались в рощах, предгорьях, у родников. Нередко мусейоны становились местом проведения творческих состязаний поэтов. В Феспийском мусейоне раз в пять лет проходили общегреческие празднества в честь муз - Мусеи.

Святилища и храмы украшались скульптурами, посвященными богам. Произведения живописи греки хранили в «пинакотеках» (греч. pinax - картины, выполненные восковыми красками на деревянных или терракотовых дощеч­ках). Самая известная пинакотека находилась в Афинском Акрополе.

Античный мир не создал музея в привычном для нас понимании.

В средневековье религиозные и светские сокровищницы являлись храни­лищами не только драгоценностей, но и собраний предметов, обладающих ме­мориальной, исторической и художественной значимостью.

Возникновение музеев относится к эпохе Возрождения (конец XIV, начало XV вв.). В развитии коллекционирования произошли качественные изменения. Владельцы собраний стали демонстрировать свои коллекции сторонним зрите­лям. Наиболее распространенными названиями для таких помещений были «галерея» и «кабинет». В немецком языке в качестве синонима к слову «каби­нет» использовалось слово «камера».

Самым первым письменным упоминанием о применении слова «музей» к коллекции была опись имущества Лоренцо Медичи в 1492 г. Музеем стали на­зывать сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редко­сти» и «диковины». Позже музеем стали называть не только коллекцию, но и помещение, в котором она хранится.

В эпоху Просвещения музей вырастает в учреждение, открытое для широ­кой публики и его определяющим признаком становится не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. Первый английский публичный музей, созданный с научно-образовательными целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском университете и позже получили название Музей Ашмола. Его основу составили коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами.

Возникновение музеев в России связано с именем Петра I. По его распо­ряжению в 1703 I. при Московском госпитале был создан Анатомический те­атр, где изготавливались анатомические препараты и проводились вскрытия; в 1709 г. появилась Модель-камера, где были собраны материалы, посвященные кораблестроению. Датой основания первого российского музея - Кунсткамеры, принято считать 1714 г. Покупки готовых коллекций, геодезические и карто­графические экспедиции и добровольные пожертвования позволили Петру I за короткий период составить одно из богатейших музейных собраний в Европе.

В ходе XIX в. музей постепенно превращался в неотъемлемую часть жизни человека. В направлениях деятельности музеев проявились новые тенденции: сохранение национальной культуры и искусства, дифференциация - появление научных (профильных) и просветительских музеев.

Во второй половине XX в. активные поиски путей обновления и демокра­тизации традиционного музея способствовали его качественной трансформа­ции. Появились новые, более доступные для восприятия способы подачи му­зейного материала, разрабатывались инновационные программы культурно-образовательной деятельности, стало уделяться внимание особым категориям посетителей - людям с ограниченными возможностями и детям, работа с которыми требует специальных профессиональных навыков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА

033000.62 Культурология.

Управление социокультурной деятельностью

Владивосток

Издательство ВГУЭС

Учебная программа по дисциплине «История музеев мира» составлена в соответствии с требованиями ООП: 033000.62 «Культурология» на базе ФГОС ВПО. Предназначена для студентов специальности 033000 «Культурология» очной формы обучения.

Составитель: , канд. искусствоведения, доцент кафедры дизайна и искусств ИСТД ВГУЭС

Утверждена на заседании кафедры 05.06.2014 г., протокол

Ó Издательство

Владивостокского государственного

университета экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Курс «История музеев мира» посвящен изучению основных периодов формирования музея как социокультурного института, роли музеев в современном обществе.

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса – дать студентам необходимый объем знаний по истории становления музея как специфического социокультурного института в широких хронологических рам-ках, ознакомить их с многообразием форм работы в ходе развития музея как социального института, продемонстрировать связи музея с различными научными дисциплинами, яв-лениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, харак-терными для той или иной исторической эпохи. В соответствии с указанной целью оп-ределены следующие задачи курса:

1. Изучение мотиваций предмузейного собирательства и этапов эволюции музея как специфического социокультурного института.

2. Рассмотрение эволюции представлений о назначении музея и его функциях в различные исторические эпохи.

3. Выявление способов организации музея и представления информации в музеях различных эпох, их связи с современной им культурой.

4. Рассмотрение становления динамики основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.).

5. Ознакомление с особенностями деятельности современных музеев и новейших музейных центров разных стран мира как реакции на конкретную социокультурную ситуацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «История музеев мира» является дисциплиной общепрофессиональной подготовки федерального комплекса (в соответствии с ФГОС ВПО) и осваивается студентами в течение шестого семестра обучения. Курс учитывает материалы других учебных дисциплин: «История мировой культуры», «Основы музееведения».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 3.1. Формируемые компетенции

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

Общекультурные

ОК-1 владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

истории религий мира в контексте культуры

Владения:

методами сбора и анализа вторичной информации

Общекультурные

ОК-6 стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации

анализировать и воспринимать информацию из источников различного типа, работать над коллективным проектом

Профессиональные

ПК-8 готовностью к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами

Основ истории, литературы и искусства

Основы музейного дела

Профессиональные

ПК-11 способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе

магистральных направлений развития культуры и искусства стран и регионов мира

Профессиональные

ПК-15 готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия

Основных направлений государственной культурной политики РФ в области сохранения и освоения природного и культурного наследия
- проблем сохранения памятников культуры и искусства в музейной сфере

Применять современные теории и инструментарий культурологии в сфере сохранения художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия
- определять и решать задачи, связанные с сохранением и освоением культурного и природного наследия

Профессиональные

ПК-18 готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности

разрабатывать культурно-досуговые программы и участвовать в их реализации

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Таблица 4.1. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет:

Сокращенное название ООП

Форма обучения

Трудоемкость

Аттестация

часов (всего/ауд.)

А1, А2, ДЗ, ИЗ, КО, ТЭ

Темы лекционных занятий

Раздел 1.

Тема 1. Библиотечно-информационная компетентность (1 ч., ознакомительная лекция)

Использование новых информационных технологий в учебном процессе как обязательный компонент подготовки специалиста, условие мобильности и конкурентоспособности выпускника вуза в сфере его профессиональной деятельности.

Раздел 2.

ТЕМА 1. ПРОТОМУЗЕИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (12 Ч.)

Отношение к вещи в древности. Мотивации предмузейного собирательства. Перво-бытные галереи пещерной живописи и петроглифы как протомузеи эпохи мифологиче-ского мышления.

Исторические ансамбли Древнего Египта. Древние собрания сокровищ и произведе-ний мастеров. Комплекс пирамид Древнего царства в Гизе (близ Каира) – одно из «семи чудес света». Строительство пирамиды Хеопса (Хуфу) XXVIII в. до н. э., ее устройство и убранство. Сведения греческих путешественников о пирамидах. Пирамида фараона Хеф-рена (Хафра) и ее храмовый комплекс, каменный Сфинкс. Архитектурные сооружения Нового царства в Долине Царей. Гробницы, их устройство и убранство. Большой Карнак-ский и Луксорский храмы бога Амона (близ Фивы).

Персеполь – музей «культурного пространства» Древнего Ирана. Основание резиденции при Дарии I (522–486 гг. до н. э.). Архитектурный ансамбль Персеполя: монументальная лестница, ворота-пропилеи, дворцы, частные покои. Убранство дворцов: барель-ефные фризы Ападаны; колоннада тронного зала царя Ксеркса. Судьба Персеполя. Архео-логические раскопки в XX в. под руководством Ф. Крефтера, Э. Херцфельда, Э. Шмидта, сотрудников Иранской археологической службы. Экспонаты музея в Персеполе. Роль ЮНЕСКО в сохранении исторических памятников Ирана.

Мусеи (мусейоны) в античной Греции. Культ Муз. Вотивные дары как первые кол-лекции античного мира. Особенности их демонстрации и хранения. Разновидности мусе-ев, их функции. Служители. Афинские пинакотеки. Характер живописных произведений.

Коллекционирования в эпоху эллинизма. Собрание Аттаидов в Пергаме. Мусейон в Антиохии. Александрия – центр наук и искусств. Создание Мусейона Птолемея I Сотера. Деятельность философа Деметрия Фалерского. Ботанический и зоологические сады, ас-трономическая обсерватория, механические мастерские. Ученые Мусейона (Евклид, Ар-химед, Герон, Герофил и др.). Формирование Александрийской библиотеки, ее первые хранители (Каллимах, Эратосфен). Судьба александрийских манускриптов. Современные планы возрождения библиотеки.

Влияние греческой цивилизации на изменения в системе ценностей Древнего Рима (III–II вв. до н. э.). Триумфальное шествие полководцев Клавдия Марцелла (212 г. до н. э.), Эмилия Павла (167 г. до н. э.) с греческими трофеями. Формирование общественных соб-раний и их размещение. Возведение портика Метелла (Октавии). Экспонаты портика Помпеи. Художественные собрания в храмах Согласия, Мира (форум Веспасиана). Обя-занности смотрителей. Попытки консервации и реставрационные работы. Становление художественной критики. Зарождение частного коллекционирования в Древнем Риме. Филэллины и их противники. Коллекции Корнелия Суллы, Гая Верреса. Формирование художественного рынка. Выставки и аукционы. Деятельность экспертов и консультантов. Расширение диапазона интересов коллекционеров. Феномен загородной резиденции. Раз-работка принципов размещения живописных собраний. Императорские коллекции.

Коллекционирование в древнем Китае. Погребальный комплекс правителя царства Цзэн (V в. до н. э.) (провинция Хубэй). Собрание музыкальных инструментов. Надписи на стенах колоколов. Гробница Цинь Шихуанди (II в. до н. э.) (провинция Шэньси). Терракотовая ар-мия: статуи воинов колесницы, оружие. Современные археологические исследования и про-блемы консервации.

Особенности исторического сознания в средневековых культурах мира. 3

Буддизм в Южной Азии: монастыри, храмы. Памятники и средневековые комплексы Японии. Реликвии монастырей Хорюдзи и Якусидзи (VII в.). Сокровищница Сесоин мона-стыря Модайдзи (VIII в.) в Наре. Строительство Киото (с VIII в.) Императорский дворец. Золотой и серебряный павильоны. Храм сокровищ Востока и его коллекция японской жи-вописи. Сад камней монаха Соами.

Исторические комплексы о. Шри-Ланка . Скальная крепость Сигирия (V в.). Скульп-тура льва, охраняющего «Врата рая», «Дворец прохлады», «Сад наслаждений». Галерея древней живописи. Сюжеты фресок. Особенности архитектуры храма «Зуба Будды» в Канди. Предание о происхождении священной реликвии. Условия ее хранения. Нацио-нально-религиозный праздник Эсала-Перакера.

Коллекционирование в средневековом Китае. Собрания произведений каллиграфии. Коллекция императора Тай-цзуна (VII в.). Деятельность Академии живописи. Хранение и экспонирование императорских коллекций. Частное коллекционирование живописных свитков и произведений каллиграфии. Трактаты и каталоги для коллекционеров.

Мусульманский мир Средневековья: особенности исторического сознания и эстети-ческого восприятия. Дворцовые собрания династии Аббасидов в Багдаде, Фатемидов в Каире. Развитие искусства каллиграфии. Работы Ибн Муклы. Коллекционирование иллю-стрированных рукописей. Миниатюры Кемаледдина Бехзада. Деятельность книжных мас-терских в Герате, Тебризе, Стамбуле . Демонстрации мусульманских средневековых кол-лекций в современных музеях.

Христианская Европа. Рассеивание художественных собраний античного мира. Мо-настыри и храмы. Церковные сокровищницы соборов г. Монца (Италия), г. Меца (Фран-ция). Христианские реликвии короля Людовика IX Святого (церковь Сен-Шапель, Па-риж). Собрание культовой утвари в монастыре Сен-Дени. Религиозные реликвии и осо-бенности их сохранения. Терновый венец в соборе Норт-Дам (Париж). Капелла Святой крови. «Слезы Христа» в церкви Святой Троицы в Вандоме. Реликвии капеллы Святая Святых в соборе Сан Джованни ин Латерано (Лютеранский собор св. Иоанна, Рим). Ме-мориальные предметы в храмовых собраниях. Традиции показа церковных реликвий.

Светские сокровищницы средневековой Европы. Собрания императора Карла Вели-кого (742–814 гг.) в Ахене (камеи и инталии, одежда, предметы декоративно-прикладного искусства). Сокровища короля Карла V Мудрого (1364–1380 гг.) во дворцах и замках Франции. Формирование родовой сокровищницы московских великих князей (вторая по-ловина XIII в.). Посольские дары русским царям. Основные хранилища и мастерские: Ка-зенный двор, Постельная казна, Конюшенная казна, Оружейная палата. Реликвии («шапка Мономаха», «Филофеевский крест» и др.), памятные предметы.

Рыцарские дворцы и замки в Европе, их собрания. Функции гардеробных. Форми-рование ценностного отношения к вещи.

ТЕМА 2. ЗАРОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА (10 Ч.)

Движение гуманистов. Расцвет искусства, литературы, гуманитарных наук . Создание научных обществ и академий. Осознание исторических эпох. Интерес к античному наследию. Нумизматические коллекции Ф. Петрарки и А. Полициано. Собрание эпиграфических памят-ников П. Браччолини. Античные коллекции живописца Ф. Скварчоне. Открытие специфиче-ской ценности произведений искусства. Предпосылки возникновения музеев.

Организация собраний в эпоху Ренессанса. Понятия: галерея, антикварий , кабинет. Функции студьоло (студиоло). Документальные свидетельства середины XV в. о студиоло герцога Лионелло д’Эсте во дворце Бельфьоре (близ Феррары). Программа Гварино да Верона по ее декорации. Комплекс личных покоев герцога Федериго II да Монтефельтро в Урбино (1476 г.). Портреты, интарсии, консольные столики в интерьере студиоло. Деко-рации «Капеллы Муз».

Художественные коллекции. Роль античных и естественных памятников в коллекциях XVI в. и способы их экспонирования. Кунст - и вундер-камеры как символическое представление универсума. Основные принципы размещения предметов коллекций. Мебель (шкаф-креденца, шкаф-кабинет, полки, столы).

Известные итальянские коллекционеры и их собрания. Аллегорические картины А. Мантеньи, орнаментальные шпалеры в декорации студиоло маркизы Изабеллы Гонзага, урожденной д’Эсте. Новаторские идеи в представлении коллекций в палаццо Дукале (Мантуя). Размещение книг и произведений живописцев-современников в студиоло. Те-матика картин. Скульптурные произведения в «гротто» и в саду. Роль агентов в пополне-нии коллекций. Произведения Рафаэля Санти, фра Барталомео, В. Тициана, В. Беллини в художественной коллекции герцога Альфонсо д ’Эсте. Античная коллекция Доменико Гримани. Организация экспозиции в зале Дворца дожей (Венеция). Публичный статуарий Джованни Гримани в библиотеке собора Сан-Марко (1596 г.). Труд Паоло Джови «Исто-рия нашего времени» (1551–1552 гг.). Собрание портретов выдающихся современников и принципы его размещения на вилле в Комо. «Джовианский музей» как образец для под-ражания коллекционеров.

Коллекции семейства Медичи во Флоренции (XV–XVI вв.). Собрание Козимо Стар-шего во дворце на Виа Ларга. Студиоло Пьетро Медичи. Собирательская деятельность Лоренцо Великолепного. Программа размещения в саду Сан-Марко комплекса статуй. Главный хранитель Джованни Бертольдо. Доступность коллекций для любителей искус-ства и художников. Превращение Флоренции в культурный центр Возрождения. Рассре-доточение коллекций семейства Медичи после переворота 1494 г. Произведения египет-ского, греческого и римского искусства в собрании герцога Казимо I Медичи. Субсидиро-вание археологических раскопок. Студиоло Франческо I Медичи в Палаццо Веккьо. Уча-стие В. Борчини, Дж. Вазари в оформлении помещения. Осуществление в тематике экспо-зиции идеи господства человека над природой. Центральная композиция «Природа вруча-ет Прометею кристалл кварца». Декор стен помещения. Посетители студиоло.

Галерея Уффици во Флоренции. Сооружение здания по проекту Дж. Вазари. Перестройка дворца архитектором Б. Буонталенти. Состав помещений («Галерея статуй», залы, мастерские, «Трибуна»). Воссоздание образа мира в оформлении «Трибуны» и «Темпьетто». Символы и аллегории . Экспонаты «Трибуны» (драгоценности, геммы, медали, природные редкости, па-радное оружие, картины и т. д.). Оценка галереи современниками (Г. Галелей, Ф. Бокки).

Галерея Питти во Флоренции. Строительство дворца (с 1440 г.). Архитектурные осо-бенности здания. Формирование коллекции Луки Питти. Приобретение дворца Элеонорой Толедской. Перестройки дворца (1558–1570 гг.) архитектором Б. Алеманати. Сюжеты роспи-сей дворцовых залов. Собрание итальянской и фламандской живописи XV–XVII вв.: морские пейзажи С. Розы; картины П. Рубенса, А. Ван Дейка; полотна Рафаэля Санти («Мадонна Грандуга», «Видение Иезекиила» и др.), «Портрет Пьетро Арентино» В. Тициана.

Коллекции папского двора в Риме. Археологические открытия XV в. Внимание пап-ских властей к историко-художественному наследию древнего Рима. Основание Сикстом IV антиквария на Капитолийском холме (1471 г.). Проект Микеланджело Буонарроти по упорядочиванию построек Капитолия в единый ансамбль.

Сооружение архитектором Дж. Дольчи Сикстинской капеллы (1475–1483 гг.). Ее на-значение. Фрески Микеланджело Буонарроти («Потоп», «Сотворение Адама», «Страшный суд»). Реконструкция папских дворцов архитектором Д. Браманте. Создание галерей меж-ду Ватиканским и Бельведерским дворцами.

Собрания древностей папы Юлия II. Скульптуры и скульптурные группы сада-антиквария в дворике Бельведерского дворца. Сюжетные композиции фресок Станцы делла Сеньятура («Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Юстиция»). Собрание манускриптов в библиотеке Ватикана. Строительство собора Св. Петра. Святыни и сокровища собора (мощи, убрус Вероники, железное копье, перстень Фишермана, скульптурные украшения гробниц).

Дворец дожей – памятник державности Венецианской республики. Особенности ар-хитектуры дворца. «Лестница Гигантов» со статуями Марса и Нептуна. «Золотая лестни-ца». Комната-хранилище «Золотой книги Республики». Плафон П. Веронезе «Поклонение 5

волхвов» в помещении библиотеки Св. Марка. «Зал большого совета» и размещение в нем полотна «Слава в раю праведных» Я. Тинторетто. Арсенал. Убранство зала «Совета деся-ти» (роспись П. Веронезе, портреты дожей).

Влияние итальянского искусства на формирование вкусов французского короля Франциска I Валуа. Покровительство Леонардо да Винчи. Приглашение итальянских ху-дожников Р. Фьорентино и Ф. Приматиччо. Разработка и осуществление художественно-декоративной программы в замке Фонтебло. Состав и размещение собраний Франциска I. Предметы искусств в «Зале для ванн». Галерея в Фонтебло: отражение политических ам-биций короля.

Собрания представителей династии Виттельсбахов в Мюнхене . Картины немецких художников в коллекции баварского герцога Вильгельма IV. Деятельность при дворе Альбрехта V по организации коллекций. Строительство Кунсткамеры (1563–1567 гг.). Теория музейного собирательства С. фон Квихельберга и ее воплощение в коллекциях ди-настии Виттельсбахов. Строительство здания Антиквария (проект Дж. да Страд, 1569 г.). Размещение экспонатов. Устройство репрезентативного зала при Максимилиане I.

Коллекции представителей династии Габсбургов. Собрание Фердинанда II (1547–1564 гг.) в замке Амбрас. Содержание коллекций и программа экспозиций. Универсальное содержание коллекций Филиппа II Габсбурга во дворцах Алькасар, Ананхуэс (Испания). Строительство резиденции Эскориал. Размещение художественного собрания. Тематика картин.

Художники, алхимики , астрономы при дворе в Праге. Универсальность коллекций Рудольфа II. Интерес к обработке камней . Размещение собраний (замок Градчаны, дворец Бельведер, Прага). Судьба коллекций.

Рассматривая развитие музейного дела с древнейших времен до наших дней, следует выделить основные его этапы:

· предмузейное (протомузейное) собирательство – с древнейших времен до рубежа XIV – XV вв.;

· становление музея как социокультурного феномена, выделение коллекционирования в особую отрасль культуры, создание элитарных («закрытого» типа) музеев – рубеж XIV – XV в. – конец XVIII в.;

· становление музейного дела как самостоятельной отрасли культуры, появление новых профилей музеев; превращение музея в публичный – конец XVIII – 1-я половина XIX в.

Процесс становления музея как социокультурного института начинается в эпоху Возрождения. Италия переживала этот период во второй половине XIV – конце XVI в., а Западная и Центральная Европа – во второй половине XV – начале XVII столетия.Родиной европейского коллекционирования по праву считается Италия, где уже в начале XV столетия предметы старины и произведения искусства стали собирать правители и патриции многих итальянских городов (Медичи во Флоренции, Гонзага в Мантуе).

В XVI в. идеи гуманизма распространились по всей Европе.Коллекция короля Франции Франциска I положила начало собранию Лувра. В Баварии традиции художественного коллекционирования были заложены герцогом Вильгельмом IV фон Виттельсбахом, его коллекция стала основой Старой Мюнхенской Пинакотеки. Собрание произведений правителя Великой Римской империи Карла V, а затем его сына, короля Испании Филиппа II– важная составная часть музея Прадо в Мадриде. В этот период происходило формирование первичных музейных форм.

На рубежеXVI – XVII вв. проявляется стремление общества к публичности известных собраний. Частные коллекции приобретали публичную известность, служили предметом гордости не только их владельцев, но и их сограждан.В культуре Нового времени возник феномен публичного музея. Это оказало большое влияние на формирование мирового культурного пространства. Первые публичные музеи открываются в Швейцарии, Англии, Венеции, Франции – Базельский художественный музей в Швейцарии,учебный музей Ашмолав Оксфорде (был организован в в 1683 г. в научно-образовательных целях), Британский музей в Лондоне (1753), Старая Пинакотека в Мюнхене, Дрезденская галерея и др.

В течение XVIII в. произошли важные изменения в музейном деле. Началось строительство специальных музейных зданий, зарождалась музеография, вырабатывались принципы описания коллекций, этикетажа, построения экспозиций, музеи постепенно становились общедоступными.Под влиянием идей Просвещения зародилось движение за открытие музеев для широкой публики. Просветители одними из первых отметили роль музея как образовательного учреждения, способного передавать социально значимую информацию. В ходе Французской революции, проходившей под лозунгами Просвещения, были проведены национализация королевских коллекций, имущества церкви, аристократии, их музеефикация и экспонирование для широкой публики. В 1792 г. было принято решение о создании в Лувре музея. Он был открыт для публики в 1793 г.

В XIX в. в Европе на волне национально-освободительных движений началась организация национальных музеев. В 1802 г. создается Венгерский национальный музей в Будапеште (в 1896 г. преобразован в Будапештский музей изобразительных искусств), 1818 г. – Национальный музей в Праге. После освобождения Испании от власти Наполеона в Мадриде открывается музей Прадо (1819). В 1824 г. открывается Лондонская Национальная галерея.Под эгидой просветительских идей и с целью сохранения национальных традиций для такого рода музеев строились монументальные здания классического типа. Новой чертой музейной политики становится движение за открытие музеев для широкой публики. В XIX в. развивается музейная сеть и за пределами Европы. В 1872 г. открывается для публики музей Метрополитен в Нью-Йорке, в основе которого вначале были только частные пожертвования.

Первым российским музеем стала Петербургская кунсткамера, основанная Петром I в 1714 г. Это событие принято связывать с началом музейного дела в России.Деятельность Кунсткамеры носила четко выраженный просветительский характер. Петр I сделал музей общедоступным.Во второй половине XVIII в. проходило становление одного из крупнейших музеев России – Эрмитажа. Музей возник благодаря коллекциям императрицы Екатерины II. Он создавался путем крупных закупок произведений искусства.Формирование первых музеев происходило на фоне развития частного коллекционирования, тесно связанного с музейной деятельностью, результатом этой деятельности стало создание Русского музея в Санкт-Петербурге, Третьяковской Галереи в Москве и многих других.

Формирование основных музеев, было закончено в XIX веке. В XX веке музейная деятельность начинает интенсивно развиваться в период между двумя войнами. Но только после Второй мировой войны резко увеличивается число музеев с самым разнообразным содержанием. Большое значение для развития и успешной деятельности современных музеев имеет работа Международного Совета Музеев (англ. InternationalCouncilofMuseums, ICOM) – неправительственной профессиональной международной организации, созданной в 1946 году. ICOM – это международная организация музеев и музейных специалистов, которые занимаются хранением, развитием и взаимодействием общества и мирового природного и культурного наследия, настоящего и будущего, материального и нематериального наследия.

Тема 2

Музей (от греч. museion - место, посвященное музам, храм муз) - научное и просветительное учреждение, которое осуществляет комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию памятников материальной и духовной культуры, естественноисторических коллекций.

Первый музей (Мусейон) возник в 3 в. до н. э. в Александрии (Египет) как собрание памятников искусства и старины. Коллекции памятников старины - оружия, драгоценностей, архивы и библиотеки собирались еще со 2-го тысячелетия до н. э. К крупнейшим относятся библиотеки храма в Ашшуре (2 в. до н. э.) и дворца в Ниневии (7 в. до н. э.), Архив иньских оракулов в Китае.

Своеобразными хранилищами такого рода были храмы, дворцы царей, их усыпальницы. Интересна небольшая археологическая коллекция, найденная при раскопках в Ниппуре - в Междуречье. Коллекционер, живший в 6 в. до н. э., держал в глиняном кувшине старинные таблички с текстами, самая древняя из которых относится к 3-му тысячелетию до н. э. После завоевания Греции римские аристократы открывали свои коллекции для посетителей. Император Август в своей вилле на о. Капри хранил собрание древнего оружия.

Начало систематического коллекционирования и создания музеев как специфических научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Наименование «музей» присвоил в 15 в. своему собранию древних рукописей и различных древностей флорентиец Л. Медичи. Период Великих географических открытий и последовавший затем период развития капитализма и образования мировых связей усилили интерес к собирательству отечественных древностей, рукописей, книг. На протяжении 17-19 вв. возникают и пополняются крупнейшие национальные и частные коллекции исторического профиля.

Так, в 1683 г. возник музей Эшмола в Оксфорде; в 1753 г. на основе ряда частных собраний в Лондоне был создан Британский музей, в 1862 г. - открыт Национальный музей древностей Франции, в 1837 г. Версальский дворец превращается в Национальный исторический музей страны. В большинстве случаев возникавшие в Западной Европе в 19 - начале 20 в. музеи состояли из археологических коллекций и художественных собраний. Значительная часть коллекций крупнейших музеев Европы (например, Британского) составлялась в период колониальных захватов путем грабежа исторических богатств других стран.

Современные исторические музеи имеют либо широкий общеисторический профиль (национальные, региональные, городские музеи), либо их профиль соответствует специальным историческим дисциплинам (археологические, этнографические музеи), самостоятельным отраслям исторической науки (военно-исторические музеи). Углубляется специализация музеев, возникают новые типы музеев в рамках отмеченных специализаций. Вместе с тем коллекции многих музеев складывались в процессе сложного исторического развития, поэтому многие из них объединяют художественные памятники: картины, скульптуры, нумизматические, археологические собрания, этнографические коллекции, рукописи, книги и т. д. Это определяет специфику крупнейших мировых собраний, таких, как Лувр, Британский музей, Метрополитен-музей, Государственные музеи Берлина, Венский художественно-исторический музей, Эрмитаж. Появляются такие новые виды исторических музеев, как музеи фирм и компаний. Пример такого музея, в котором собрана богатейшая коллекция изделий из стекла, - Корнинг музей в США.

Эрехтейон - третий храм Афинского акрополя. Его отличительные черты - асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек - кариатидами. Конец 5 в. до н. э.

Существуют специальные музеи истории горного дела (немецкий Музей горного дела в Бохуме), музыкальных инструментов (Вена, Художественно-исторический музей), музеи истории науки и технологии (Национальный технический музей в Праге, «Дворец открытий» в Париже, Национальный музей науки и техники «Леонардо да Винчи» в Милане), истории почты (Будапешт, Стокгольм), транспорта, самолетов и космических кораблей (Национальный музей Воздуха и Космоса в США), музеи и коллекции исторического профиля, посвященные какой-то одной категории памятников (Национальный музей костюма в Париже, многочисленные музеи керамики и прикладного искусства). Современные исторические музеи все больше приобретают значение научно-исследовательских центров, проводящих самостоятельные исследования, археологические, археографические, этнографические экспедиции, применяющих новейшие естественнонаучные методы. Своеобразным объединением, включающим научно-исследовательские институты и музеи различного профиля, в том числе исторические, является Смитсоновский институт в США. Примером современного исторического музея может служить входящий в него Национальный музей американской истории с отделами социальной истории и истории культуры, истории науки и технологии. Здесь хранятся документы по американской истории, коллекции керамики, стекла, костюмов, графики, тканей, музыкальных инструментов, а также национальные филателистическая и нумизматическая коллекции.

Историческими музеями являются музеи исторических памятников, включающие древние историко-архи- тектурные комплексы, такие, как акрополи античных городов, королевские замки, средневековые соборы. Помимо архитектурных сооружений, скульптуры здесь можно увидеть произведения живописи, старинные документы, различные находки, сделанные при реставрационных работах.

В большинстве стран, в том числе и у нас, в настоящее время созданы национальные музейные объединения, ассоциации, которые входят на правах национальных комитетов в Международный совет музеев (ИКОМ). В рамках ИКОМ действуют различные комитеты, объединяющие музеи по их профилю, в частности работает Комитет исторических музеев. Археологические музеи хранят и экспонируют древние и средневековые памятники материальной культуры и искусства. Собственно археологические музеи возникли лишь в 19 в. на базе частных, дворцовых или церковных собраний древностей. К крупнейшим из них относятся Национальный и Археологический музеи в Риме; Национальный музей в Неаполе, в котором хранятся находки из раскопок древних городов Помпеи и Геркуланума; Национальный археологический музей в Афинах, Национальный музей древностей Франции в Сен- Жермен-ан-Лэ, музей Эшмола в Оксфорде, Египетский музей в Каире.

Экспонаты Эрмитажа расскажут об истории, культуре, искусстве многих народов мира.

Крупные археологические собрания имеются в Лувре, Британском музее, Государственных музеях Берлина, Метрополитен-музее. В зависимости от специализации выделяют музеи греческой, римской, этрусской, галло-римской археологии (Музей Виллы Джулия в Риме, Римско-германский центральный музей в Майнце, Музей галло-римской цивилизации в Лионе, Пергамон-музей в Берлине, коллекции Лувра, Британского музея, многочисленные археологические музеи Греции, Италии, Кипра, Турции), музеи ближне- и средневосточной археологии (Музей Дамаска, Музей Ирака в Багдаде, Боде-музей в Берлине), музеи и коллекции дальневосточных древностей (Археологический музей в Хошимине, Музей восточноазиатского искусства в Берлине, Галерея искусств Фрира Смитсоновского института), музеи доисторических древностей и археологии (Венский естественно-исторический музей, Музей Шлезвиг-Гольштейна, Археологический музей Познани), средневековых древностей и археологии (Народный музей Праги, Музей Клюни), музеи американской археологии (Национальный музей в Вашингтоне).

К археологическим музеям относятся музеи-заповедники под открытым небом. Они экспонируют открываемые археологами древние города и поселения. Раскопанные архитектурные комплексы консервируются, иногда частично реставрируются. В специально построенных небольших помещениях показываются открытые археологами находки. Такие музеи особенно широко практикуются для показа античных городов. Посетители могут пройти по улицам Помпеи, побывать в тронном зале Кносского дворца на о. Крит. На окраине Будапешта создан музей-парк на месте римского города Аквинкума. Подобные музеи имеются и у нас на юге - в Анапе (древняя Горгиппия), Севастополе (Херсонес), в грузинском городе Вани. В археологическо-архитектурных музеях-заповедниках применяются новые формы знакомства публики с историческими памятниками, как, например, в древнеримском городе Аугсте в Швейцарии.

Здесь в реставрированном античном театре даются представления, а в реконструированной древней пекарне приходящие на экскурсию школьники, размалывая зерно, делая тесто и выпекая булки, узнают, как римляне выпекали хлеб. Здесь же восстановлен настоящий «римский» дом. Такое знакомство с прошлым позволяет лучше понять жизнь наших предков, способствует сохранению старинных обычаев, являющихся частью общечеловеческого наследия.

Благодаря успехам подводной археологии в последние десятилетия созданы музеи, в которых представлены древние находки, поднятые со дна озер, морей и океанов. Один из таких интереснейших музеев - Бодрум- ский музей подводной археологии в Турции. Его главный экспонат - останки корабля, затонувшего около 1200 г. до н. э. у мыса Гелидонья. Выставляются здесь и предметы, найденные на древних судах: амфоры, монеты, слитки металлов, личные вещи потерпевших кораблекрушения, в том числе ювелирные изделия. Известен своими экспонатами, в основном средневековыми и нового времени, Норвежский морской музей. Иногда создаются специальные музеи для экспонирования одного древнего корабля. Такие музеи построены в Гизе для погребальной ладьи фараона Хеопса, в гавани Марселя - для римского корабля, в Портсмуте - для корабля «Мери Роуз» эпохи Тюдоров.

Этнографические музеи хранят коллекции, характеризующие культуру и быт, социальные отношения и общественный строй различных народов. Этнографические музеи и этнопарки возникли в конце 19 в. Часть музеев чисто этнографические (музеи в Амстердаме и Стокгольме, Датский национальный музей, Музей П. Риверса). Одновременно существуют музеи, объединяющие как археологические, так и этнографические коллекции. Крупнейший музей, объединяющий антропологические, археологические и этнографические собрания, - Музей человека в Париже, основанный в 1930 г.

Большинство этнографических музеев создано в эпоху колониальной экспансии. Многие музеи такого рода, открытые в Африке и Азии, были детищами колониальной администрации; цель их состояла в том, чтобы увлечь население метрополий экзотикой колоний и оправдать свое присутствие там. Их коллекции включали самые разнообразные и совершенно не связанные друг с другом предметы (преимущественно маски, статуэтки, украшения), собранные путешественниками, миссионерами, колониальными чиновниками. В Европе крупнейшими музеями такого типа считаются Голландский колониальный музей в Гарлеме, Лейденский музей, Музей Центральной Африки в Бельгии.

В наше время с характерной тенденцией к нивелировке национальных форм быта наблюдается широкий интерес к национальным формам традиционной культуры. В связи с этим создаются новые этнографические музеи и возрастает роль этнографических материалов в экспозициях исторических, краеведческих, художественных музеев. Национальные этнографические музеи имеются практически во всех странах мира. В некоторых из них найдены интересные выставочные решения. Так, создаются трехмерные экспозиции, в которых используются подсветка, звукозапись, кинопроекция, показ слайдов; иногда для большей достоверности устроители прибегают даже к имитации запахов. Пример такого подхода - Музей Милуоки в США, Музей тропиков в Амстердаме и Институт Содружества в Лондоне.