Музей военной формы одежды адрес. Музей военной истории «Стрелецкие Палаты»: обзор, история и интересные факты. Культурная жизнь музея

Музей военной формы одежды – один из самых новых в Москве, он был открыт в 2017 году Российским военно-историческим обществом (РВИО). Благодаря сочетанию классической музейной работы и современных технологий учреждение быстро завоевывает популярность среди москвичей и гостей столицы. Еще одной привлекательной чертой музея стало месторасположение: экспозиции размещены в усадьбе Тургеневых-Боткиных в центре Москвы – это историческое здание, архитектурный памятник.

Ключевая задача Музея военной формы одежды – визуализировать историю отечественной армии, рассказать об истории России и российских вооруженных сил через призму фронтовой и парадной военной одежды. Создателям музея удалось добиться максимальной наглядности и погружения в удивительный мир русского воинства.

В музее размещены две постоянные экспозиции, здесь регулярно проходят временные выставки, научно-исторические конференции, встречи с писателями, историками, реконструкторами.

Постоянные экспозиции Музея военной формы

Спасенные реликвии

«Спасенные реликвии» - первая экспозиция Музея военной формы одежды. В ходе осмотра выставки посетители ознакомятся о образцами обмундирования солдат, офицеров и высших армейских чинов XVIII-XIX вв.

В 2017 г. экспозиции «Спасенные реликвии» был присвоен мемориальный статус: так Музей почтил память главы Департамента культуры Минобороны А. Н. Губанкова, погибшего в авиакатастрофе под Сочи в декабре 2016 г. Именно Губанков задумал выставку «Спасенные реликвии» и передал РВИО 300 экспонатов из фондов Музея Минобороны РФ: это были коллекции старинного обмундирования из бывшего Императорского интендантского музея. Именно с этого собрания началась история Музея военной формы одежды.

Интендантский музей был учрежден Петром I, в него отправляли для хранения образцы отечественной и иностранной военной одежды, опытные экземпляры и швейные выкройки. В 1917 г. музей был закрыт. Вплоть до 1932 г. экспонаты пылились и гнили в ящиках в Петропавловской крепости. Позднее часть коллекции распределили по нескольким музеям, некоторые экспонаты попали в театры. К 1959 г. львиная доля уникальных военных костюмов была безвозвратно утеряна.

В 2016 г. А. Губанков решил собрать воедино коллекции бывшего Интендантского музея. Специалисты Российского военно-исторического общества провели колоссальную работу, отыскивая экспонаты по всей стране. Затем были проведены масштабные реставрационные работы.

В 2017 г. в только что созданном Музее военной формы одежды открылась выставка чудом спасенной коллекции, на 100 лет оказавшейся в почти полном забвении.

Гости Музея увидят военную форму петровских полков, гренадеров, гусар, солдат Наполеоновской армии, артиллеристов, драгун, рядовых и т.д.

Спасенные реликвии: два века славы

В конце 2017 г. открылась вторая часть экспозиции «Спасенные реликвии» - «Два века славы». На этой выставке можно увидеть военную форму императорской Лейб-Гвардии, Лейб-Кирасиров полка Цесаревича Алексея, Павловского, Преображенского и Бородинского полков, нижегородских гусар, гренадеров Зимнего дворца и т.д. Кроме того, в экспозиции представлены коллекции холодного и огнестрельного оружия.

Особое место в коллекции занимает чудом сохранившийся унтер-офицерский мундир Тенгинского пехотного полка: именно такую военную форму носил М. Лермонтов, ее можно увидеть на портретах поэта.

Заинтересуют гостей коллекция миниатюр художника А. Воронова и экспозиция исторических костюмов киностудии «Мосфильм».

Всего в экспозиции «Два века славы» представлено больше 50 экспонатов, наглядно демонстрирующих эволюцию одежды русских военных от петровских времен до последних лет династии Романовых.

Усадьба Тургеневых-Боткиных

Музей военной формы одежды находится в старинном особняке – усадьбе Тургеневых-Боткиных. С 1803 по 1807 гг. усадьбой владел директор Московского университета Иван Петрович Тургенев. В этот период времени в особняке образуется один из самых известных литературных салонов столицы. В гостях у Тургенева бывали Н. Карамзин, В. Жуковский, дядя великого русского поэта А.С. Пушкина, В. Л. Пушкин. Здесь проходили балы, светские мероприятия, детские праздники.

Тургенев скончался в 1807 г., и вплоть до 1832 г. усадьба переходила из рук в руки. Наконец, ее купил с аукциона чаеторговец, большой любитель изящных искусств Петр Кононович Боткин. Особняк, и без того овеянный литературной славой, преумножил ее до невероятных высот. На вечерах у Боткина в разное время бывали Л. Толстой, И. Тургенев, Н. Огарев, М. Щепкин и многие другие.

В советское время дом был оборудован под коммунальное жилье, также здесь располагались детские ясли и конторы казенных учреждений.

В 2000-е годы была проведена научная реставрация усадьбы Тургеневых-Боткиных. Фасаду был возвращен изначальный внешний вид и частично восстановлены интерьеры. Власти Москвы передали здание РВИО, разместившему в нем исторические экспозиции Музея военной формы одежды.

Долго колебался ехать или нет в данный музей, куда организовывало пресс-тур министерство обороны, но в последний день все же созрел и поехал. Абсолютно не пожалел и был дико доволен, потому что место реально интереснейшее.

Вкратце история музея такова. На базе интендантского управления при Александре II был создан Императорский Интендантский музей куда свозили все образцы военной формы, эскизы, и не пошедшие в серию "бета-версии" различного обмундирования. В 1917 году экспонаты уложили в ящики, и 15 лет они тихо приходили в негодность в Петропавловской крепости. В 1932 году создается комиссия, которая осматривает коллекцию и распределяет ее следующим образом: большая часть экспонатов передается в Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, часть в киностудии и театры, часть в интендантское управление Красной Армии в качестве образцов. В 1949-1950 из Музея артиллерии множество экспонатов передали в интендантское управление, где они опять же на восемь долгих лет легли в ящики. Наконец в 1958 году их извлекли на белый свет и выставили в войсковой части в Одинцово, где никаких особых условий для хранения не было. С 1985 года музей находится в нынешнем здании в Бахчиванджи.

Съемки. Сами понимаете, что я не профи, а снимать приходилось в плохо освещенном помещении да еще и через стекло, которое постоянно стремилось бликовать и отражать меня самого.
Следующая проблема - подписи к фото. Времени было не так уж много, а экспонатов наоборот - масса, поэтому запомнить все не было никакой возможности. Кое-что прокомментировать смогу, кое-что выложит Тарлит, а уж он по форме специалист признанный.

Что ж, поехали.

Гобелен конца XVIII века. Чтобы его соткать у мастера ушло около 28 лет.

Различная форма.





Такие штаны называются чикчиры.

На мундире не штопанные места, а нитяные петли, на которых ранее носились награды.

Головные уборы.








А это шлем для экипажей бронетехники первой мировой.


Гимнастические рубахи для занятий спортом. Впоследствии они трансформировались в знаменитые гимнастерки.


Погон с вензелем Александра III.


Эполет.

Мундир генералиссимуса, изготовленный для Парада Победы 1945 года. Слева - первый вариант, который был забракован Сталиным, вроде потому что на швейцара смахивал, а справа тот, в котором вождь народов был на Красной площади.


Экспериментальная форма полковника Советской армии. На папахе откидываются бока и задняя часть (отложной назатыльник) и есть отворот ткани для закрытия лица (ветрозащитный клапан).

Есть и иностранные образцы формы различных государств.

Германская Демократическая Республика.



США

Среди экспонатов есть различные бытовые предметы.

Мыло. На нем не плесень, а вкрапления дегтя.


Это не колба для химических опытов, а стеклянная фляжка для воды.


Вот еще один вариант уже советской эпохи.


Солдатские госпитальные бахилы XIX века.


Кожаная сумка - ташка.


Раритетный ствол.


После февральской революции 1917 года Временное правительство решило избавиться от царской символики. Встал вопрос как поступить с боевыми знаменами полков. Выкрутились просто - нашили тряпочки на двуглавого орла и слово "царя".

Советские знамена времен Великой Отечественной войны.




Макеты воинских повозок, имеющие специальное цифро-буквенное обозначение.

Пароконная повозка ПХ-I.


Конно-пулеметная тачанка КПТ.

Телефон: 74956481813

Адрес: Москва, РФ,Москва,Петроверигский пер, д 4.

В феврале 2017 года в здании усадьбы Тургеневых-Боткиных открылся новый музей Российского военно-исторического общества – Музей военной формы одежды. Первая выставка «Спасённые реликвии» знакомит посетителей с отдельными образцами русской военной формы XVIII–XIX столетий. Выставка стала мемориальной – это память о погибших в районе Сочи 25 декабря 2016 года, об Антоне Николаевиче Губанкове – директоре Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации. Он поддержал идею передачи предметов из запасников музея Минобороны Российскому военно-историческому обществу для их реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды РВИО. Среди них настоящие реликвии – бесценные предметы военного обмундирования из Императорского интендантского музея. В него поступали предметы военной форменной одежды не только российской армии, но и иностранных.Жизнь музея прекратилась после событий 1917 года: экспонаты уложили в ящики и отправили на хранение в Петропавловскую крепость. В 1932 году начались скитания бесценной коллекции: часть была передана артиллерийскому историческому музею, часть отправилась в костюмерные театров.Реставрация бесценной коллекции началась в 2016 году, при непосредственном участии РВИО. Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения посетители могут увидеть удивительные экспонаты. Все предметы рассказывают о подвиге воинов, которые носили эту форму и гордились ею.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

разместившегося в Щелковском районе Подмосковья недалеко от платформы Бахчиванджи.
Музей военной формы одежды создавался на основе коллекции Императорского интендантского музея, существовавшего до революции под покровительством Российского Императора. Высочайшим Указом было повелено собирать как типовые образцы военной формы, так и опытные, экспериментальные, дабы «сохранить для истории образцы военной формы».

2. Во время революции интендантский музей был частично разграблен, а частично уничтожен. Остатки коллекции интендантского музея были переданы: частично в музей артиллерии, инженерных войск и войск связи; частично в театры и киностудии; частично в интендантское управление Красной армии, для использования в качестве образцов военной формы.

3. Регулярные части, а с ними и единая форма одежды появились при Петре I. Солдаты носили кафтан: в пехоте - зеленый, а в кавалерии - синий, единый для всех камзол красного сукна, шляпы-треуголки и портупею со шпагой. Офицерам полагался также шарф и отличительный знак на груди. Петр I придавал большое значение внешнему виду своих воинов, заботился, чтобы они выглядели достойно и в то же время имели удобное для боя снаряжение.

4. Представленные в музее экспонаты рассказывают о том, как появилась и изменялась военная форма в России, которую с гордостью носили многие поколения защитников Отечества.

5. Долгое время коллекция существовала при научно-исследовательской лаборатории военной формы одежды интендантской службы Министерства обороны и демонстрировалась лишь специалистам. Сейчас музей открыт для всех, интересующихся военной формой одежды.

6. Подавляющее большинство экспонатов — исторические оригиналы.

7.

8. На этом мундире видны петельки для орденов и медалей.

9. Обмундирование нашей армии менялось довольно часто, во многом по причине увлечения государственных мужей европейскими нарядами

10. В первые советские времена экспозиции не поздоровилось. Одни экспонаты подарили другим музеям, другие передали в театры и на киностудии. Многое банально распродали. А то, что осталось, сложили в ящики и заперли на складе. Возродить музей смогли только после войны, когда уцелевшие раритеты вернули Главному интендантскому управлению. Но лишь в 1985 году экспонаты разместились в современном отапливаемом здании, обустроенном целиком силами тыловых служб.

11. В здешних залах узнаешь много интересного об обыденных вещах и привычных с детства названиях. К примеру, фуражиры долгое время были единственными служивыми Русской армии, к головному убору которых приделывался козырек. Но не из форсу и не в качестве знака различия, а в чисто практических целях: считалось, что такой шапкой очень удобно отмерять лошадям овес.

12. Мундир для солдата всегда был чем-то большим, нежели просто одежда. Недаром ведь при увольнении с военной службы особо оговаривалось право ношения военной формы бывшими военнослужащими. Этому придавалось значение как одному из видов поощрения и признания заслуг.

13.

14.

15.

16.

17.

18..

19.

20. Интересна история появления погон и эполет. Первоначально эполеты - плотные металлические пластины - служили защитой от сабельного удара, а погоны были удобны тем, что предохраняли верхнюю часть мундира от быстрого износа при положении оружия «на плечо». К тому же они как бы скрепляли собой остальные части обмундирования - портупею, перевязь, ранцевые ремни. Знаки различия на них появились позже.

21. Чучело лошади Ворошилова по кличке Маузер.

22.

23. Музей располагает большой экспозицией военной формы и послереволюционного периода.
Каждый кавалерийский полк имел свой цвет фуражек, а таких полков было аж 128.

24.

25. Штандарты для Парада Победы. Первый вариант.

26.

27. Когда 27 июня 1945 года Президиум ВC СССР присвоил Сталину звание генералиссимуса, то встал вопрос: какая форма отныне к лицу главнокомандующему? Разработку мундира для обладателя уникального воинского звания поручили начальнику Тыла Вооруженных сил генералу Хрулеву. Представлял пошитую форму главный интендант Советской армии Драчев. Увидев «наряд», Сталин поморщился. Не понравились ему многочисленные галуны, роскошные золотые эполеты и золотые же лампасы на брюках. Выставив Драчева, вождь сказал подчиненным, что не хочет выглядеть, как петух или швейцар из ресторана. Тем не нужно было объяснять дважды: уже через несколько дней представили мундир скромнее — шерстяной китель с отложным воротничком. Он и получил высочайшее одобрение. Теперь оба варианта формы генералиссимуса можно увидеть в единственном месте — Музее русской, советской и иностранной формы одежды Центрального вещевого управления Минобороны РФ.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35. В музее большая коллекция наград разных стран.

36.

37.

38.

39.

40.


Спасибо пресс центру МО military_press за интересную экскурсию.
Музей находится на территории воинской части и является «режимным» объектом, в связи с чем необходимо заранее подавать заявку на посещение.

В связи с «выцветанием» экспонатов от вспышек фотоаппаратов, в музее действует определенный световой режим и фотографирование по особому распоряжению.