Анализ трехчастной формы музыкального произведения "новая кукла". Детская классическая музыка

4

Дорогие читатели, сегодня я вас приглашаю немного отдохнуть, наполниться прекрасной музыкой вместе с вашими детьми и внуками. Поговорим мы с вами о музыке П.И.Чайковского, о его «Детском альбоме». Я вспоминаю то время, когда и сама играла многие пьесы из этого удивительного альбома. Вспоминаю и то, как работая в музыкальной школе, давала многие произведения детям, помню их отклик на эти произведения. Музыка из этого альбома близка, понятна и интересна детям. Они словно проживают свою жизнь в музыке, узнают себя, сопереживают героям, учатся размышлять, познают мир.

На страницах своего блога я часто обращаюсь к вам: приобщайте детей к прекрасному с детства. Слушайте хорошую музыку, ходите с ними в филармонию, на концерты, которые им будут близки и понятны. Это очень важный момент воспитания в наших детях чувства прекрасного. Да и для семьи всегда это важно. Обсуждайте с детьми услышанное, развивайте их кругозор.

Надеюсь, что и наши небольшие беседы на блоге будут вам в помощь. Сегодня мы вместе с Лилией Шадковски, читательницей моего блога, учителем музыки с огромным опытом работы с детьми, подготовили материал в нашей рубрике Передаю слово Лилии и сама чуть дополняю ее статью.

Добрый день всем читателям блога Ирины! Сегодня мы еще раз приглашаем Вас вместе с вашими детьми и внуками совершить путешествие в увлекательный мир музыки великого русского композитора П.И. Чайковского, чью чудесную и поэтическую музыку любят не только взрослые, но она понятна и интересна детям.

Цветы, музыка и дети – лучшее украшение жизни

П.И. Чайковский очень любил детей, тонко и чутко понимал их душу, чувствовал их настроение. Он часто говорил: «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни».

И действительно, детская тема проходит через все его творчество, а «Детский Альбом» стал первым сборником пьес для детей в России, вошедшим в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В нем поместилась целая детская страна, большой мир ребенка, рассказанный в звуках.

История создания «Детского альбома П.И.Чайковского

Одним из факторов, определившим желание композитора написать музыку для детей, стал пример Роберта Шумана, чьи увлекательные пьесы «Альбома для юношества» очень полюбились и детям и учителям.

Другим очень важным фактором к созданию «Детского альбома» послужило необычайно теплые отношения с детьми своей сестры. Он подолгу гулял с ними, много играл, рассказывал им о своих путешествиях и невероятные истории о странах, в которых бывал. И всегда с большим интересом он слушал детские рассказы о разных событиях в их жизни. Необычайно нежные и теплые отношения с племянниками дали толчок к написанию детского альбома.

В марте 1878 года Петр Ильич Чайковский приехал в имение своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В Каменку он свалился неожиданно, как снег на голову, и произвёл радостный переполох. Дети Александры Ильиничны устроили ему такой концерт, что пришлось затыкать уши. Опять дом огласился «сладостными, райскими» звуками. Пётр Ильич преуютно расположился в своей комнате и уже что-то строчил за письменным столом. Через несколько дней он проговорился:

— Вот, эти пичуги, — он указал на детей,- непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!

И писал для «Детского альбома» и играл их с детьми. А еще любил Петр Ильич слушать, как дети занимаются музыкой. Слушая игру маленьких музыкантов, он не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много.

Кому посвятил Чайковский «Детский альбом»?

После того, как был закончен «Детский альбом», Петр Ильич решает посвятить его любимому племяннику.

«Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом»,- писал Чайковский в письме к Н.Ф. фон Мекк. И действительно, на титульном листе первого издания было написано: «Посвящается Володе Давыдову».

Мы перелистываем страницы музыкального сборника и перед нами одна за другой встают картинки из жизни детей. Сколько событий, интересных историй и происшествий!

Здесь веселые игры и огорчения, занимательные сказки и картины русской жизни, а так же — зарисовки русской природы. Я думаю, что Вам тоже будет интересно прочувствовать через музыку Чайковского особый дух того времени, узнать как жили тогда дети, что их окружало, как они проводили свое время?

Посмотрите на содержание альбома. Название пьес сразу о многом расскажет.

«Детский альбом» Чайковского. Содержание

В «Детский альбом» вошли следующие пьесы:

  1. Утренняя молитва
  2. Зимнее утро
  3. Игра в лошадки
  4. Марш деревянных солдатиков
  5. Болезнь куклы
  6. Похороны куклы
  7. Вальс
  8. Новая кукла
  9. Мазурка
  10. Русская песня
  11. Мужик на гармонике играет
  12. Камаринская
  13. Полька
  14. Итальянская песенкa
  15. Старинная французская песенка
  16. Немецкая песенка
  17. Неаполитанская песенка
  18. Нянина сказка
  19. Баба-Яга
  20. Сладкая грёза
  21. Песня жаворонка
  22. Шарманщик поёт
  23. В церкви

Пройдемся по страницам «Детского альбома» и послушаем музыкальные зарисовки, пьесы, некоторые из них наверняка вам уже знакомы. В сборнике 24 пьесы, где просматривается несколько сюжетных линий. Мы с вами послушаем часть из них.

Утренняя молитва

Первая сюжетная линия связана с пробуждением ребенка и началом дня. День в семье начинался и заканчивался молитвой. Мы предлагаем вам послушать «Утреннюю молитву», чьи светлые и лирические интонации полны возвышенного покоя и созерцания. Это своего рода размышления о Боге, о душе. Наверняка дети настраивались на добрые дела и поступки, проговаривая тексты молитв. Послушаем её вместе с детьми.

Зимнее утро

Своими особыми композиторскими приемами П.И. Чайковский передал поэтическую атмосферу зимнего утра. Стремительное и колючее, тревожное и неприветливое. В такое утро хочется посидеть дома в тепле, почитать книжку или просто прижаться к маме, уткнуться в её теплые ладошки…Вспомните с детьми строчки Ф.Тютчева.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Ф. Тютчев передает умиротворенное состояние зимней природы, погрузившейся в волшебный сон при помощи образных метафор. В лучах утреннего солнца она действительно становится похожа на настоящее сказочное королевство! А вот сама музыка. Слушаем «Зимнее утро» из «Детского альбома» Чайковского.

Мама

Необычайно трогательные звуки умиротворенности и покоя. Сразу же перед нами встаёт светлый образ матери и все, что связано с вечным символом материнства. Мы чувствуем её нежные руки, слышим ласковый голос, чувствуем защиту и дружескую поддержку, видя её спокойный взгляд.

Наверное, это были воспоминания Петра Ильича о своей маме, которую он безмерно любил. Недаром всю жизнь он вспоминал её необыкновенные глаза. Послушаем пьесу «Мама» из детского альбома П.И. Чайковского.

Игра в лошадки

Но вот душевные переживания сменяются озорными, веселыми мелодиями второй сюжетной линии. Мы погружаемся в безудержное веселье, смех и радость. Не было у детей ни машинок, ни самолетиков во времена Чайковского, поэтому для любого мальчика того времени – оловянные солдатики, барабан или игрушечная лошадка были предметом особой гордости. Послушайте, как необычно звучит музыка пьесы «Игра в лошадки».

Марш деревянных солдатиков

А вот бодро и торжественно звучит «Марш деревянных солдатиков» – одна из самых популярных детских пьес. Слушаешь и представляешь, как маршируют под эту музыку целое войско деревянных солдатиков. Думаю, что и вашим малышам захотелось взять в руки барабан и гордо пройтись, как настоящий бравый солдат, чеканя каждый шаг.

Болезнь куклы. Похороны куклы. Новая кукла

А дальше (для девочек особенно) будут интересны темы с куклой. С ней связаны три пьесы. Кукла заболевает. Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла. На похороны пришли все, все игрушки. Ведь они так любили куклу! Маленький игрушечный оркестр провожает куклу: Обезьянка играет на трубе. Зайчик – на барабане, а Мишка ударяет в литавры. Бедный, старый плюшевый мишка, он совсем промок от слёз.

Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом и всю могилу украсили цветами. И вот, однажды, в гости пришёл папин друг. В руках у него была какая-то коробка.

— Это тебе, Сашенька! – сказал он.

— Что же там такое, — сгорая от любопытства, думала Сашенька.

Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке. Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица! Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

— Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.

Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

— Какое счастье, получить такой подарок! – думала Саша. Давайте послушаем пьесу «Новая кукла» из «Детского альбома».

Сладкая греза

Одна из любимых мною пьес «Детского альбома»- это «Сладкая греза». Греза — это мечта, трепетное состояние души, созерцание чего-то необычного и возвышенного. Думаю, что нет таких людей, которые бы не мечтали о чем-то своём сокровенном. Поговорите с детьми, спросите, о чем мечтают они.

Нянина сказка

Как и в те далекие времена, полный разных впечатлений день заканчивается хорошей доброй сказкой. С затаённым дыханием малыши слушают свои любимые сказки, искренне переживая за любимых героев.

«Нянина сказка» имеет замысловатый ритмический рисунок, создающий атмосферу сказочности и тревоги. А какие только сюжеты не предлагают дети, слушая пьесу «Нянины сказки» Вот уж где простор для полета детских фантазий! Давайте и мы послушаем эту музыку.

Песни дальних стран

Следующая сюжетная линия представлена «Старинной французской песенкой», «Немецкой песенкой», «Итальянской песенкой». В каждой из пьес отражаются особенности народной музыки этих стран. Известно, что Петр Ильич очень много путешествовал, и свои впечатления он воплощал в музыке. Вот и мы с вами совершим увлекательное музыкальное путешествие и постараемся понять особенности народной музыки и колорит этих стран.

Немецкая песенка

«Немецкая песенка» из «Детского альбома» напоминает звучание шарманки и очень похожа на старинный немецкий танец лендер, который танцевали крестьяне, с кружением и притопами в своих деревянных башмаках

Неаполитанская песенка

«Неаполитанская песенка» – одна из самых популярных и самых ярких пьес «Детского альбома», отражающая веселый итальянский карнавал. Петр Ильич на основе этой пьесы создал «Неаполитанский танец к балету «Лебединое озеро».

Музыка Чайковского, как и поэзия Пушкина, приходит к нам в детстве и остается с нами на всю жизнь. Петр Ильич оставил нам прекрасное музыкальное наследие – это наша культура, это наше искусство, без которого не может быть достойного будущего.

А знаете ли вы, что:

  1. «Детский альбом» написан в мае 1878 года. История его создания неразрывно связана с Каменкой, небольшим украинским селом близ Киева. Каменка –родовое гнездо многочисленной семьи Давыдовых Сам Лев Васильевич Давыдов был большим другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны. Каменка была излюбленным местом композитора, где он вдохновенно работал и отдыхал. Это необычайно живописное место Чайковский называл «лучезарным краем». Здесь свое свободное время он проводил среди детей, наблюдал за их играми, слушал их детские истории. Именно необычайно нежные и теплые отношения с племянниками дали толчок к написанию «Детского альбома».
  2. Созданию «Детского альбома» предшествовало и длительное общение с Колей Конради- глухонемым воспитанником П. И. Чайковского. Именно с ним и со своим братом они провели часть времени с 1877-1978 г.
  3. 3. Мысль о посвящении Володе Давыдову «Детского альбома», очевидно, возникла после окончания сочинения. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке.
  4. Еще позже в 1878 года из Флоренции он писал Л.В. Давыдову, мужу своей сестры: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя, и что на них написано: посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! А я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр.

Вот такое путешествие состоялось у нас сегодня с вами, дорогие читатели. Надеюсь, что оно было интересно вам и вашим детям.

Душ Шарко

Цитата сообщения По страницам "Детского альбома" Чайковского. Музыка в картинках

Я уже обращалась к этому замечательному произведению здесь:

Сегодня все пьесы из этого альбома прозвучат в исполнении Камерного оркестра "Гнесинские виртуозы". Художественный руководитель и дирижер Михаил Хохлов. Видеоролики выполнены с использованием рисунков юных художников IV детского фестиваля искусств "Январские вечера" (2010)

В марте 1878 года П.И. Чайковский приехал в имение своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой.

И мение А. И. Давыдовой
Сейчас музей П.И. Чайковского и А.С. Пушкина

В Каменку он свалился неожиданно, как снег на голову, и произвёл радостный переполох. Дети Александры Ильиничны устроили ему такой концерт, что пришлось затыкать уши. Опять дом огласился «сладостными, райскими» звуками. Пётр Ильич преуютно расположился в своей комнате и уже что-то строчил за письменным столом. Через несколько дней он проговорился:

Вот, эти пичуги, - он указал на детей,- непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!

И писал для «Детского альбома» и играл их с детьми.


Различные детские игры, танцы, случайные впечатления, нашли своё место в альбоме. Музыка как веселая, так и грустная ...

Утренняя молитва

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

Зимнее утро

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями. Из хижин ранний дым разносится клубами. Отливом пурпурным блестит снегов сребро; Иглистым инеем, как будто пухом белым, Унизана кора по ветвям помертвелым. Люблю я сквозь стекла блистательный узор Картиной новою увеселять свой взор; Люблю в тиши смотреть, как раннею порою Деревня весело встречается с зимою... А.Майков

Мама

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

Костас Кубилинскас

Игра в лошадки

На своей лошадке вихрем я лечу,
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.

Новенькие, красивые солдатики так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно и отправить на парад. Вот и маршировать они умеют как настоящие, да так здорово, что прямо так и тянет маршировать с ними вместе.

Марш деревянных солдатиков

Мы деревянные солдаты,
Мы маршируем левой-правой.
Мы стражи сказочных ворот,
Их охраняем круглый год.
Мы маршируем чётко, браво.
Нам не страшны путей преграды.
Мы охраняем городок,
Где музыка живёт!

Играя, дети выдумывают самые невероятные истории. Глядя на них, свою историю придумал и Петр Ильич и рассказал ее детям, да не просто рассказал. Уместилась это история в три пьесы, которые дети и услышали.

Первая история рассказывала о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой. Но вдруг кукла заболела. Кукла лежит в кроватке, жалуется. Просит пить.

Болезнь куклы

Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла.

За пьесой «Болезнь куклы» следуют «Похороны куклы».

На похороны пришли все, все игрушки. Ведь они так любили куклу! Маленький игрушечный оркестр провожает куклу: Обезьянка играет на трубе. Зайчик - на барабане, а Мишка ударяет в литавры. Бедный, старый плюшевый мишка, он совсем промок от слёз.

Похороны куклы

Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом и всю могилу украсили цветами.И вот, однажды, в гости пришёл папин друг.

В руках у него была какая-то коробка.

- Это тебе, Сашенька! - сказал он.
-Что же там такое, -сгорая от любопытства, думала Сашенька.

Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке…

Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица!

Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

- Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.

Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

- Какое счастье, получить такой подарок! - думала Саша.

Новая кукла

Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных, -
И зал плывёт, плывёт в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный -
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.

И. Бунин

Вальс

Мазурка

"Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки," - писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах "Детского альбома": это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская".

Камаринская

В Камаринской имитируется балалаечный наигрыш. И написана она в форме вариаций, очень характерной для русской музыки.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

г. Ульяновска

Методическая разработка

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

преподаватель высшей квалификационной категории

по классу фортепиано

МБУ ДО ДШИ № 8

Чевачина Галина Александровна

201 6 г.

Аннотация

В работе представлена история создания самого известного и популярного сочинения для детей в тесной взаимосвязи с биографией композитора. В основной части работы даётся образная характеристика пьес и методические рекомендации преподавателям в работе над произведениями. .

1.Вступление……………………………………………..………….………….2-4

2.Основная часть………………………………………………………………5-20

3.Заключение…………………………………………………………………….20

4.Литература………………………………………………………………….20-21

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

I . Вступление

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.

Но это слово направляет нашу фантазию. Например, в пьесе «Песня жаворонка» небольшие фигуры триолями и форшлаги передают щебетание птиц.

Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называют программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой. Все произведения сборника «Детский альбом» программные.

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И.Чайковского. Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи.

«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся.

Вернувшись в Россию после заграничного путешествия весной 1878 г., Чайковский навестил в с. Каменке свою сестру Александру Ильиничну Давыдову, у которой было 7 детей. Пётр Ильич обожал своих племянников и племянниц, он с ними гулял, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей.

Чайковский часто слушал, как ребята занимались музыкой, особенно 7-летний Володя Давыдов. О своём племяннике он с большой теплотой писал Н.Ф. фон Мекк: «Ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать».

Этому Володе Давыдову и посвятил П.И.Чайковский свой «Детский альбом «, который обогатил детскую музыкальную литературу.Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан П.И.Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На титульном листе первого издания полное название цикла: « Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского».

Действительно, можно проследить связь «Детского альбома»

П.И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества». Это выражается не только в выборе сюжетов («Марш солдатиков» – и «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» – «Похороны куклы», «Народная песенка» – «Русская песня» и др.), но и в выборе средств музыкального воплощения. Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. Подобно Шуману, Чайковский в большинстве пьес обогащает музыкальную ткань элементами полифонии. Но и в этих произведениях для детей композиторы не отступают от основных принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.

Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается в сходстве фактуры, ритма и динамики. В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы интонационно запоминающиеся, доступные ребёнку, контрастные по характеру, но объединённые одной идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они отражают целый мир. Программность сборников делает их понятными и интересными для начинающих пианистов. С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая его повседневно окружала.

В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш оловянных солдатиков», обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-Яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», европейские танцы – «Вальс», «Мазурка», «Полька».

Произведения сборника написаны для детей, поэтому фактура, аппликатура, гармония, артикуляция, динамика и педализация учитывают исполнительские возможности ребёнка. Чайковский 19 пьес из 24 написал в мажорных тональностях, аккорды предназначены для детских рук, динамика от pp до f. Большинство пьес написано в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Цель написания работы:

    Разобрать программные произведения русских композиторов для детей на примере «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Задачи работы:

    проанализировать актуальность появления сборника;

    раскрыть образную характеристику пьес альбома;

II . Основная часть

    «Утреннее размышление»

В первой редакции пьеса называлась «Утренняя молитва», напоминает сарабанду – строгое четырёхголосие, ритмическая фигура – четверть с точкой – восьмая.

Светлое и серьёзное настроение как бы предупреждает, что рассказ о детях будет идти всерьёзном тоне. Пьеса написана в тональности соль-мажор. Характер спокойный, вдумчивый, фактура с элементами полифонии, форма расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте.

Артикуляция и динамика должны подчеркнуть выразительность пьесы. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах.

Особо следует поработать над тоническим органным пунктом.

    «Зимнее утро»

В пьесе запечатлена картина снежного, морозного зимнего утра и в то же время передаётся психологическое настроение ребёнка. Произведение начинается радостным Ре-мажором, который вскоре модулирует в параллельный минор, как будто радость омрачается пасмурной погодой.

Пьеса написана в простой 3-х частной форме. Взволнованным, напористым крайним частям контрастирует середина, где появляются умоляющие, жалобные интонации.

В начале пьесы последовательность из ниспадающих секунд в быстром темпе создаёт ощущение оживлённости, суеты только что начавшегося дня. А в середине ритмическая перегруппировка, звучание интервала увеличенной секунды и смена восходящего направления движения на ниспадающее создают впечатление жалобной интонации ребёнка. В репризе активные и умоляющие интонации как бы соединяются.

Фактура пьесы аккордовая. Педаль в первой части пьесы прямая, короткая: берётся на первую долю, а в середине – на первую долю каждого второго такта.

    «Мама»

В самом названии заключается смысл произведения, который подчёркивает авторская ремарка – «С большим чувством и нежностью». Поёт ласковая, нежная, светлая мелодия, поёт и вся фактура с «мелодизированным» нижним голосом. Работая над мелодией, надо добиваться красивого, глубокого, кантиленного звука (лучше извлекать его подушечкой слегка вытянутого пальца с лёгким объединяющим движением кисти на каждые три ноты).

В середине пьесы набегает «теневое облачко», появляются мелодические подголоски. Важно хорошо слышать мелодическую линию баса. Его необходимо учить отдельно и легато.

    «Игра в лошадки»

Это бойкое, изобразительное, солнечное скерцо задорно мальчишеское, с упрямым остинатным ритмом. Это темп маленькой токкаты, для которой характерен быстрый тем, лёгкость исполнения. Ученик может себя представить действующим лицом, скачущим на палочке или игрушечной лошадке. Вся пьеса должна звучать очень отчётливо и остро.

Пьеса написана в простой трёхчастной форм в виде токкаты с однотипным ритмическим пульсом, имитирующим цокот копыт скачущей лошади. Пьеса созвучна с миниатюрой Р.Шумана «Смелый наездник».

С начала до конца пьеса написана в четырёхголосном квартетном аккордовом складе. Ученику нужно помочь добиться звуковой стройности аккордов. Поэтому необходимо поработать над стаккато в медленном темпе: staccato исполняется мельчайшими движениями кисти при подобранных кончиках пальцев. Педагог должен проследить, чтобы ученик не делал никаких лишних движений, а при повторяющихся нотах пользовался двойной репетицией рояля.

Полезно поучить отдельно мелодию и аккомпанемент, можно также проработать в медленном темпе партию правой руки, играя её двумя руками.

При усилении звучности к пальцам «подключается» кисть, а затем и предплечье. При переходе к быстрому темпу нужно сохранять пианистические приёмы.

В средней части пьесы (с 25-го такта) ясно ощущается смена лада (сначала си-минор, а затем всё повторяется в ми-миноре). В аккордовой фактуре появляются подголоски. После набежавшей тени особенно светло и напористо в репризе звучит Ре мажор.

    «Марш деревянных солдатиков»

Эта пьеса представляет собой забавный марш, под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков. Поэтому главные трудности в этой пьесе – ритмические. Всю пьесу надо играть предельно чётко, ровно, строго, в умеренном темпе. Сначала важно поучить пьесу в медленном темпе крепкими пальцами. Важно добиваться от ученика одновременного снятия рук на паузах, точного исполнения ритмического рисунка, обратить внимание на аппликатуру.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина пьесы звучит затаённо и даже немного угрожающе, благодаря смене лада (ля-минор) и применению неаполитанской гармонии.

    «Болезнь куклы»

Чайковский написал цикл о куклах, в который вошли: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

Сколько у П.И.Чайковского живой наблюдательности, метких зарисовок капризной ребячьей психики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью.

«Болезнь куклы» – печальная пьеса: кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. Работать с учеником надо над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями следующими одна за другой. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать её развитие. Гармонии по вертикали нужно собрать в аккорд, чтобы легче их было услышать.

На этой пьесе хорошо учить ребёнка запаздывающей педали. Брать её на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать её вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно снять. И так в каждом следующем такте.

В музыке слышны и вздохи, и слёзы, и порывистое дыхание.

7.»Похороны куклы»

Первые потери маленького человека, серьёзные переживания, встреча со смертью созвучны с пьесой Р.Шумана «Первая утрата».

В торжественном траурном шествии, мрачном до-миноре звучит похоронный марш. Динамикой композитор изображает то приближение похоронного шествия, то удаление. Ритмическая фигура: половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная – характерна для похоронного марша.

Мрачный характер музыки подчёркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе.

Ребёнку нужно объяснить, что в этой пьесе похороны кукольные и отнестись к ним нужно, как к игре.

    «Вальс»

Вальс – это парный танец, он основан на плавном кружении. Вальс один из любимейших жанров П.И.Чайковского. Этот вальс имеет черты и бального, и лирического настроения в I части, и становится характерным, блестящим во II части. А можно представить I часть как «улыбку ребёнка»,а II часть как «всхлипывание». Ведь только дети умеют и улыбаться, и всхлипывать одновременно.

Эта пьеса написана в сложной трёхчастной форме. Наряду с собственно вальсом в нём есть разделы с элементами характерного танца (в средней части). Чтобы раскрыть особенности произведения, нужно придумать образные сравнения. Например, представить новогодний праздник и детей, танцующих возле ёлки. Один весёлый танец следует за другим. На смену плавному, изящному вальсу, приходит танец маленькой балеринки, выделывающей затейливые па (такты 18-38), который сменяется неуклюжей и смешной пляской ряженых (такты 38-52).

Работу над вальсом лучше начать с аккомпанемента – легато, с чуть заметной опорой на бас.

При работе над мелодией нужно добиваться певучести и пластичности, обратить внимание на синкопы во 2 – 4 тактах.

В средней части надо помочь ученику ощутить полиметрию – сочетание трёхдольного вальсового аккомпанемента с двудольностью партии правой руки, ощутить двухголосие.

Выявлению танцевальности поможет педализация: соединение запаздывающей педалью баса с аккордами.

    «Новая кукла»

Это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы.

В основу пьесы положен жанр вальса. Лёгкость гибкого прерывистого движения мелодии создаёт атмосферу детского счастья.

Ощущение « взлетающей» мелодии к ноте « соль» шестого такта даёт возможность сыграть всё первое построение «на одном дыхании».

Ученику следует объяснить, что лиги в средней части не фразировочные, а штриховые, они отражают взволнованность и нетерпение.

Педаль брать короткую, на счёт «раз».

    «Мазурка»

Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «мазур» – названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трёхдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов.

Отчётливое, точное прикосновение кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый темп, ясное слышание гармонии, удобная аппликатура, педализация, помогающая отметить то сильную долю, то синкопу – это то, что поможет ученику выучить мазурку в нужном характере.

    «Русская песня»

«Русская песня» построена на подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка», включенная композитором в его сборник – «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки».Это образец русскойнародной подголосочной полифонии, в которой четырёхголосие чередуется сдвух- и трёхголосием.

При неизменной мелодии музыка варьируется за счёт подвижного баса и подголосков.

При работе над пьесой нужно добиться того, чтобы ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели двухголосие в одной руке надо поучить двумя руками.

    «Мужик на гармонике играет»

Пьеса чрезвычайно образна. Образ мужика на завалинке, пытающегося научиться играть на гармонике. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит мужик меха гармоники – он умеет, очевидно, играть только один этот мотив и бесконечно его повторяет. Развития здесь никакого нет.

По форме это тема вариациями. Завершается миниатюра многократным повторением основной своей гармонии – доминантсептаккорда, выполняющего роль тонального устоя. Несмотря на свою простоту, пьеса звучит свежо и живописно.

13. «Камаринская»

Эта пьеса приобрела наибольшую популярность. В ней Чайковский использует натуральную бытовую интонацию пляса.

«Камаринская написана в Ре мажоре, это тональность героя цикла, итог развития героя, формирование его как русского человека.

В «Камаринской» слышна народная песня – пляска с удалым, задорным характером.

«Камаринская» имитирует народные приёмы варьирования. В теме (12 тактов) в партии левой руки гудящий басовый звук «ре» и верхний голос напоминают звучание народного инструмента волынки, на которой можно сыграть одновременно и мелодию и тянущийся бас. Верхний голос звучит как переборы балалайки. Стаккато нужно играть очень коротко, «щипком».

Кульминация пьесы во второй вариации. Массивные аккорды, изложенные в двух октавах, звучат густо, насыщенно. Для достижения требуемой звучности их надо извлекать всей рукой, движением «от клавиши».Эта вариация по звучности напоминает гармонику.

Педаль прямая, короткая, на каждый аккорд.

14. «Полька»

Полька – танец изящный и весёлый с задорным юмором в крайних частях и с оттенком комической угловатости и неуклюжести в средней. В польке нужно добиваться лёгкого, изящного звучания. Необходимо поработать над аккомпанементом, добиваясь лёгкого стаккато с небольшими «уколами» басовых нот, стаккато лучше исполнять небольшим толчком «от клавиши».

15. «Итальянская песенка»

Написана в тональности Ре-мажор. Она создана как бытовая зарисовка во время путешествия за границу. В письме из Флоренции композитор написал, что однажды они с братом услышали десятилетнего мальчика, поющего трагическую песню под гитару. Пел он красивым густым голосом с такой теплотой, что задел за сердце Петра Ильича. И вот эта песня и вошла в сборник под названием «Итальянская песенка».

Пьеса написана в простой двухчастной форме. Светлая мелодия льётся спокойно, неторопливо.

Разучивая эту пьесу с учеником, надо заострить внимание на вальсовости музыкального образа. Необходимо отдельно работать над мелодией (в первой части подвижная, грациозная, а во второй – кантиленная) и аккомпанементом (лёгким, вальсовым, с чуть заметной опорой на бас).

Во второй части фактура усложняется.Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное «механизированное» движение четвертей.

Нужно позаботиться о том, чтобы аккомпанемент в правой руке звучал очень тихо и не заглушал мелодию.

16. «Старинная французская песенка»

Это меланхолическая, задушевная песенка, словно память о далёком былом.

Пьеса написана в трёхчастной форме, в соль миноре. Мелодия в первой части должна звучать глубоко, протяжно. В левой руке два голоса.

Средняя часть начинается затаённо, на «виолончельном» стаккато аккомпанемента и затем быстро приходит к кульминации. В мелодии, несмотря на короткие лиги, необходимо стараться избегать дробления. Аккомпанемент лучше исполнять лёгкими движениями кисти, но крепкими пальцами. Перед кульминацией уместно сделать небольшое ritenuto и цезуру, чтобы после неё ещё проникновеннее прозвучала чудесная мелодия репризы.

17. «Немецкая песенка»

«Немецкая песенка» - весёлая, с «подпрыгивающей мелодией». В основу её положены интонации тирольской песни, а ритм напоминает старинный популярный в Германии и Австрии танец лендлер.

С учениками полезно поучить отдельно аккомпанемент: глубже брать бас и легче вторую и третью доли.Запаздывающую педаль брать на счёт «раз». «Немецкая песенка» написана в трёхчастной форме.

18. «Неаполитанская песенка»

«Неаполитанская песенка» насыщена суетливым оживлением итальянских площадей. Должна исполняться легко, точно соблюдая все штрихи.

Темпераментная, грациозная пьеса напоминает национальный итальянский танец тарантеллу – полную энергии, разгорающуюся весельем к концу. В мелодии и ритмике пьесы переданы характерные обороты итальянской народной музыки – повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз, имитация звуков народных музыкальных инструментов.

Распространённым недостатком исполнения является нечёткое звучание ритмической фигуры, типичной для кастаньет или гитары, – две шестнадцатые и две восьмые ноты, в которой вторая шестнадцатая не всегда звучит ясно.

Другим недостатком является тяжеловесность аккомпанемента, что значительно снижает выразительность исполнения пьесы. Для преодоления этих технических трудностей полезно поучить партию левой руки с кистевым движением вверх на акцентированную вторую долю такта. Исполняя мелодию, необходимо выполнять все указанные композитором штрихи: лиги, паузы, акценты.

Пьеса написана в трёхчастной форме. Она представляет собой три периода, каждый из которых состоит из двух предложений. Второй период (20-й и 36-й такты) развивает первый, но звучит более лирично, мягко. Третий, наоборот, более темпераментно и ярко: меняется темп, динамика, фактура. Исполнение аккомпанемента этой части вызывает некоторые затруднения из-за его разбросанности. Необходимо объединить одним движением бас и аккорд (постоянно чередующиеся). Это позволяет избежать суетливости, тяжеловесности, придаёт игре точность и уверенность.

Повторяющиеся звуки мелодии после лиг должны звучать легко, но чётко. При исполнении пьесы необходимо избегать густой педальной звучности.

19. «Нянина сказка»

Среди ярких впечатлений детства, запечатлённых Чайковским, можно отметить образы народных сказок. Дело происходит поздним вечером. Пора уложить ребёнка в постель и «постращать». Вот тут и звучат оригинальные пьески: «Нянина сказка» и «Баба-яга» - очень редкий и выразительнейший пример фантастики Чайковского.

В этой пьесе можно представить себе няню-старушку, которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи

(например, пушкинской Наины). Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности, басовая линия напоминает о детских страхах.

Самобытный образ няниных сказок открывает новую страницу в романтике «детской», совсем иную, нежели у Мусоргского, и по экспрессии и по форме. В «Няниной сказке» необычные созвучия, что-то причудливое, фантастическое слышится в музыке.

Пьеса написана в трёхчастной форме.

«Нянина сказка» и «Баба-яга» - две симфонические мимолётности среди наглядных картин детского мира и лирических образов «Детского альбома».

20. «Баба-Яга»

Баба-Яга – это сказочный, фантастический образ. Сухое стаккато создаёт впечатление жёсткости и колючести, неразрывно связанных в нашем воображении с образом свирепой ведьмы. В музыке слышно как «Баба-яга» мчится за кем-то в погоню. И, кажется, веришь, как летит она над лесами и долами в своей ступе, «шестом погоняет, помелом след заметает».

Яростные наскоки восьмых, словно разбивающиеся об аккорды sforzando, придают этому образу оттенок тупости (аналогичное впечатление создаётся в «Избушке на курьих ножках» Мусоргского неуклонным возвращением к звуку «соль»).

Поучить стаккато с учеником на легато, а потом в медленном темпе портаменто.

Немалую выразительную роль играет гармонический язык пьесы. П.И Чайковский, как и Мусоргский, для характеристики Бабы-Яги применял тритон.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Угловатое звучание начала произведения похоже на прихрамывающую походку сказочного персонажа. В движении восьмых в средней части чудится фантастический полёт, сопровождаемый «свистом ветра», штрих «стаккато» придаёт характеристику музыки зловещую причудливость.

21. «Сладкая грёза»

Эта пьеса написана в жанре романсовой лирики. Каждому ребёнку хочется, чтобы вечером мама рассказала или спела что-то очень приятное, тогда и сны будут сниться приятные. «Сладкая грёза» написана в трёхчастной форме.

Чтобы игра ребёнка не была статичной и монотонной, нужно научить его разбирать построение мелодической линии, ощущать взаимные тяготения звуков внутри фраз. Работая с учеником над мелодией 1-ой части, нужно объяснить ему характер основной интонации пьесы (первый двутакт), выражающей нежное душевное стремление. Показать устремлённость мелодии к звуку «ми», а потом лёгкий спад к половинной ноте «ля». Дальше работать над развитием мелодической линии. Все динамические оттенки Чайковский расставил сам: звук постепенно нарастает к 6-му такту каждого из двух предложений, а главная кульминация всего периода – во втором предложении (14-ый такт). Кульминацию нужно играть не только более ярким звуком, но и шире, как бы несколько расставив звуки. Ученику нужно объяснить смысл некоторых фраз, чтобы он уловил изменения основной интонации, которая то становится настойчивой и энергичной, то - несколько грустной.

Главная кульминация «Сладкой грёзы» находится во втором построении средней части. В средней части пьесы мелодия переходит в нижний «виолончельный» регистр, а потому должна звучать особенно насыщенно. Затем (в тактах 22 – 24, 31 – 32) мелодию ведут два голоса: «скрипичный» верхний и «виолончельный» нижний. Главная кульминация средней части способствует большей рельефности звучания репризы.

Аккомпанемент в пьесе проходит в среднем голосе. Он должен звучать очень мягко и ровно. Для этого необходимо в крайних частях партию левой руки поучить двумя руками: левая легато ведёт нижний голос, а правая мелким прикосновением к инструменту исполняет восьмые.

Педаль надо брать на каждую ноту мелодии, она служит средством окраски.

«Сладкая грёза» является превосходным материалом для овладения легато.

22. «Песня жаворонка»

«Песня жаворонка» – светлая, ясная, словно звенящая в лазури музыка передаёт ощущение пробуждающейся весенней природы. Для детей жаворонок – это птичка над полем, а для композитора – это символ полёта его фантазии, вдохновения. Это просветление Героя в «Детском альбоме». Возвращение в воспоминании к утру жизни, ведь жаворонок поёт рано утром. Это противовес «Зимнему утру». Эта пьеса – кульминация всего цикла. «Песня жаворонка» как бы пронизана «птичьим пением». Это живописная зарисовка со светлым и радостным настроением, и лишь во второй части в грации вальса слышится налёт грусти.

И так, Жаворонок – это сам композитор, певец и творец.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме, сопровождение аккордовое, с подголоском в верхнем голосе. Фактура пьесы основана на небольших фигурах триолями и форшлагах, которые расположены в верхнем регистре. Непрерывная цепь форшлагов вызывает ассоциации с весёлым щебетанием птиц.

Работая с учеником над позиционной фигурой, нужно объяснить ученику, что три шестнадцатые должны быть направлены к восьмой, ритмически точно выигрываться и звучать чётко, рассыпчато, не скомкано.

Форшлаги надо проучить отдельно, чтобы они звучали очень ясно и звонко.

При работе над партией левой руки полезно поиграть её на легато, а затем в виде цепких коротких аккордов.

23. «Шарманщик поёт»

П.И.Чайковский, вспоминая полюбившуюся ему Италию с её шарманками и уличными певцами, написал пьесу «Шарманщик поёт», которая вошла в «Детский альбом». Эта пьеса написана на мелодию одной из песенок, напетую маленькой итальянской девочкой.

«Шарманщик поёт» – это музыкальная картинка, где странствующий музыкант с шарманкой и обезьянкой поёт свои песни, путешествуя по свету, а для композитора – это он сам, путешествующий в своих творениях по всему миру.

Пьеса написана в простой двухчастной форме В ритме вальса, как и «Итальянская песенка». Мелодия светлая, льётся спокойно, неторопливо. Чтобы ученик играл начальную мелодическую линию без разрыва и толчков, ему нужно показать подъём звуковой волны к ноте «ми».

Во второй части усложняется фактура. Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное движение четвертей (это напоминает равномерное движение руки шарманщика). С учеником нужно больше поработать над выразительностью мелодии и тихим звучанием аккомпанемента, не заглушающим мелодию.

24. «Хор»

«Детский альбом» Чайковского начинается «Утренним размышлением» и завершается пьесой «Хорал» (в первой редакции обе пьесы имели другие названия – «Утренняя молитва» и «В церкви»). Музыка «Утреннего размышления» исполнена светлого и серьёзного настроения, как бы предупреждая, что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне. «Хорал» звучит более сосредоточенно, сурово, печально.

Обе пьесы имеют много общего: спокойный, вдумчивый характер, фактуру с элементами полифонии, форму расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте. Сближает их и родство тональностей (Соль-мажор и ми-минор). В «Хорале» Чайковский обращается к канону вечернего богослужения. Эта пьеса звучит, как призыв искать «дорогу к храму». Чайковский обращается к детям с надеждой, что любые трудности в жизни можно преодолеть. Из жизненных конфликтов можно выйти с помощью близких людей – пьеса «Мама», обращению к искусству – «Вальс», в единении с народом – «Камаринская», и, наконец, в собственном творчестве – «Песня жаворонка».

Пьеса написана в двухчастной форме. Характер первой части по земному сосредоточенно углублённый. Аккордовая фактура. Работать с учеником нужно над стройностью аккордов, а для этого ребёнку объяснить, что надо в аккордах выделять верхний голос и бас.

Во второй части аккорды написаны в высоком регистре, а басы на тоническом органном пункте (звук «соль») звучат более напряжен (символизирует неумолимо уходящее время).

Музыка этой пьесы напоминает церковный канон «Господи, помилуй…» Педаль запаздывающая (желательно брать её не до дна).

III . Заключение.

Тонкие смысловые связи, существующие между крайними пьесами сборника «Утренняя молитва» и «В церкви» (названия в первой редакции), способствуют композиционной стройности и завершённости «Детского альбома». Его 24 пьесы – это словно зарисовка пёстрых впечатлений дня.

«Детский альбом» направлен как на формирование исполнителя, так и на воспитание личности ребёнка. Произведения, понятные для детей, являются проводниками во « взрослую» музыку.

«Детский альбом» П.И.Чайковского – это первый русский фортепианный сборник, написанный специально для детей.

«Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

В одном из писем П И Чайковский писал: «Искусство одинаково способно тронуть душу и ребёнка и взрослого человека, потому путь к искусству к творчеству становится темой «Детского альбома». Через «Детский альбом» мы получили блестящие образцы пьес – как музыкально-образовательный материал для детей, но и мудрые уроки жизни для всех нас.

IV . Литература

1.Б.Асафьев Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М.: Академия наук СССР,1955 г.

2.П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М,: Музгиз, 1955г.

3.А.Д.Алексеев История фортепианного искусства М.: Музыка 1988г.

4.А.Альшванг П.И.Чайковский – М,: Музгиз, 1959г.

5.Г.Г.Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.

6.Г.Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.

7.П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г.

Необходимо знакомить детей с классической музыкой в любом возрасте. Пусть она звучит во время их игр и других занятий. Ребёнок будет эмоционально развиваться и приобщаться к искусству, что важно для становления личности – в этом убеждены многие педиатры и педагоги.

Некоторые композиторы-классики писали специально для детей, учитывая детское восприятие и круг интересов детей определённого возраста. Другие же произведения написаны для маленьких исполнителей, они соответствуют не только детскому восприятию самого содержания музыкального произведения, но и техническим возможностям ребёнка.

В нашей статье мы расскажем о некоторых композиторах и их произведениях, написанных специально для детей.

П.И. Чайковский «Детский альбом»


Сборник включает 24 пьесы для исполнения маленьким пианистом. Он посвящен племяннику композитора В.Л. Давыдову . Это первое обращение композитора к детской теме. Позже П.И. Чайковский напишет для детей цикл «Детские песни» и балет «Щелкунчик».

Все названия пьес говорят о том, что перед нами произведения для детей:

1.«Утренняя молитва»
2. «Зимнее утро»
3. «Мама»
4. «Игра в лошадки»
5. «Марш деревянных солдатиков»
6. «Болезнь куклы»
7. «Похороны куклы»
8. «Вальс»
9. «Новая кукла»
10. «Мазурка»
11. «Русская песня»
12. «Мужик на гармонике играет»
13. «Камаринская»
14. «Полька»
15. «Итальянская песенка»
16. «Старинная французская песенка»
17. «Немецкая песенка»
18. «Неаполитанская песенка»
19. «Нянина сказка»
20. «Баба Яга»
21. «Сладкая греза»
22. «Песня жаворонка»
23. «Шарманщик поет»
24. «В церкви»

История создания альбома

П.И. Чайковский очень любил детей, он часто общался с детьми своей сестры А.И. Давыдовой, когда гостил у них в Каменке. Его племянник Володя Давыдов был очень музыкальным ребёнком. В одном из писем Чайковский писал: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».


Сам композитор заботился при издании альбома и о формате сборника, и о картинках, которые должны были сопровождать ноты.

Некоторые пьесы цикла создавались на фольклорном материале. Например, в «Неаполитанской песенке» и в «Итальянской песенке» Чайковский использовал народные итальянские мелодии. Кстати, тема «Неаполитанской песенки» звучит и в третьем действии балета «Лебединое озеро». В пьесе «Шарманщик поёт» также звучит народный (венецианский) мотив. В «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». Пьеса «Камаринская» построена на мелодии известной русской плясовой.

В «Старинной французской песенке» звучит подлинная французская мелодия (в дальнейшем композитор использовал эту мелодию, несколько видоизменив ее, в хоре менестрелей из II действия оперы «Орлеанская дева» ). Тирольский мотив использован в «Немецкой песенке». В пьесе «Мужик на гармонике играет» слышны интонации русских однорядовых гармоник.

Сюжетные линии цикла «Детский альбом»

Они явно просматриваются и как бы составляют целый день ребёнка с момента его пробуждения до сна.

Утро . Пьесы «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».

День. Игры и детские занятия . Пьесы «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».

Трилогия, посвящённая кукле . Пьесы «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

Увлекательные музыкальные путешествия по Италии, Франции, Германии. Пьесы «Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка». Но не забываем и родные напевы («Русская песня», «Камаринская»).

День ребёнка завершается . Пьесы «Нянина сказка», в которой невозможно без «Бабы Яги». И затем пьеса «Сладкая греза».

В альбоме есть и пейзажные зарисовки (пьеса «Песнь жаворонка»), и бытовые («Шарманщик поёт»), а также танцы «Вальс», «Полька», «Мазурка». Цикл завершается пьесой «В церкви», как бы перекликаясь с «Утренней молитвой».

Хотя музыкальный цикл «Детский альбом» адресован детям, его исполнителями нередко становились и взрослые: Я. Флиер, М. Плетнёв и др.

П.И. Чайковский «Детские песни»


История создания

Успех «Детского альбома» вдохновил П.И. Чайковского на создание другого альбома для детей. Этому также способствовал сборник стихов поэта А. Плещеева «Подснежник», который он подарил Чайковскому с надписью: «Петру Ильичу Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие стихи». Чайковский уже был к тому времени автором нескольких романсов на стихи Плещеева. В этой книге было много стихов о детской жизни или посвященных детям, назидательным сюжетам. Эти стихи и побудили композитора к созданию песен. Стихотворения Плещеева дополнены текстами И. Сурикова и С. Аксакова. В отличие от «Детского альбома», «Детские песни» предназначены не для исполнения, а для слушания детьми.

В его основе - отношения взрослого и ребенка, как это видится взрослому. Выделяются мотивы Весны, Птиц и Сада (песня «Мой садик»), но как свойственный взрослому человеку взгляд на детство, несущее надежду. Мотивы Сострадания и Бога связаны с теми нравственными ценностями, которые любящий взрослый хотел бы передать своим детям. В «Легенде» мотив трактован символически и служит раскрытию темы страданий Христа. Песню «Легенда» («Был у Христа младенца сад») Чайковский и Танеев переложили позже и для хора.

Иногда П.И. Чайковский сам переделывал некоторые стихи сборника или дописывал их. Песня «Кукушка» - перевод басни Х. Геллерта. Забавный диалог кукушки и скворца у Чайковского превращается в весёлую и поучительную песню-сценку. Песня «Цветок» - вольный перевод из сборника французского детского писателя Л. Ратисбонна перекликается по содержанию с известной сказкой Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка».

Р. Шуман «Детские сцены»

Сборник впервые был издан в 1839 г. О его назначении и содержании рассказал сам композитор в своём письме к Кларе Шуман – пианистке и его жене: «Я узнал, что фантазию ничто так не окрыляет, как напряжение и тоска по чему-нибудь; именно так было со мною в последние дни, когда я ждал твоего письма и насочинял целые тома - странного, безумного, очень веселого - ты широко откроешь глаза, когда сыграешь это; вообще, я способен сейчас порою разорваться на куски от звучащей [во мне] музыки. - И не забыть бы мне все, что я сочинил. То был словно отзвук слов, которые ты мне как-то написала: «Порою я могу показаться тебе ребенком», - короче говоря, я был поистине окрылен и написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал «Детскими сценами». Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе. Там такие названия, как «Пугание», «У камина», «Игра в жмурки», «Просящее дитя», «Верхом на палочке», «О чужих странах», «Забавная история» и т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы легко напевать».



Несмотря на кажущуюся простоту, достойно исполнить цикл под силу только очень зрелому пианисту, способному проникнуть в сущность авторского замысла.

Музыкальные миниатюры Шумана - своеобразные «музыкальные новеллы», рассказы с незамысловатым сюжетом. Шуман делает акцент не столько на повествовательности, сколько на настроении, на эмоции. «Детские сцены» - это не цикл «для детей», подобно знаменитому «Детскому альбому» Чайковского. Скорее, это музыка для исполнения взрослых, не желающих забывать свое детство. По словам самого автора, этот цикл - «отражение прошлого глазами старшего и для старших».

Содержание цикла Р. Шумана «Детские сцены»

1. «О чужих странах и людях»

2. «Любопытная история»

3. «Игра в пятнашки»

4. «Просящее дитя»

5. «Полное счастье»

6. «Важное событие»

7. «Грёзы»

8. «У камина»

9. «Игра в лошадки»

10. «Не слишком серьезно»

11. «Страшилка»

12. «Засыпающий ребёнок»

13. «Говорит поэт»

С. Прокофьев. Симфоническая сказка для детей «Петя и Волк»

Произведение написано в 1936 г. для постановки в Детском музыкальном театре Наталии Сац. Сказка исполняется чтецом, текст для которого написал сам композитор, и оркестром.

Сюжет произведения незамысловат, но суть в том, что каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом, таким образом, дети знакомятся с музыкальными инструментами, входящими в состав симфонического оркестра.

Сюжет сказки


Ранним утром пионер Петя выходит на большую зелёную лужайку. Знакомая Птичка, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку заходит Утка и идёт к пруду. По пути она начинает спорить с Птичкой о том, кому из них считаться настоящей птицей. За ними наблюдает Кошка, она уже готова поймать одну из них, но Петя предупреждает их. Птичка взлетает на дерево, а Утка ныряет в пруд, и Кошка остаётся ни с чем.

Выходит Петин дедушка. Он предупреждает Петю о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и уводит внука. Вскоре появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но Волк настигает её и проглатывает.

Петя с помощью верёвки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит Птичку отвлечь Волка и накидывает ему на хвост петлю. Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― Дедушка с Кошкой. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.

  • Петя струнные инструменты (преимущественно скрипки).
  • Птичка ― флейта в высоком регистре.
  • Утка ― гобой, «крякающая» мелодия в нижнем регистре.
  • Кошка ― кларнет.
  • Дедушка ― фагот, имитирующий ворчание.
  • Волк ― три валторны.
  • Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш).

Э. Григ «Пер Гюнт»

Норвежский композитор Эдвард Григ не создал специальных детских циклов, но его музыка настолько проста и доступна детям, что её понимают даже малыши 5-6 лет. Особенно близко к сердцу принимают они пьесы из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» - «Песню Сольвейг», «В пещере горного короля», «Танец Анитры» и др.

П.И. Чайковский писал: «В музыке Грига, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик».

Для детей писали и другие композиторы: фортепианный цикл К. Дебюсси «Детский уголок»; М. Равель «Матушка гусыня», пьесы для фортепиано по сказкам Перро; сборник Б. Бартока «Первые шаги за фортепиано», а также многие русские авторы, от А. Гречанинова , С. Прокофьева и В. Ребикова до С. Майкапара, А. Гедике, Е. Гнесиной, Дм. Кабалевского и др. Известны детские циклы С. Гаврилова «Герои сказок», «Ребятам о зверятах», «Для самых маленьких», Д. Шостаковича «Альбом фортепианных пьес для детей».