Василий кандинский и россия. Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и "Синий всадник"

Василий Кандинский. Импровизация 21а. 1911

Wikimedia Commons

В 1896 году 30-летний юрист Василий Кандинский отправился в Мюнхен изучать живопись. Большая часть его ученических работ того периода не сохранилась, но уже в первых дошедших до нас импрессионистических пейзажах цвет играет гораздо большее значение, чем форма.

В 1910-1912 годах он еще использует образы реального мира, которые передает с помощью геометрических фигур, но уже называет свои работы «композициями», «впечатлениями», «импровизациями».

Постепенно отказываясь от конкретных изображений в пользу полуабстрактных композиций, в 1910 году он создает первую серию картин, демонстрирующих принципы абстракционизма. Тогда же Кандинский пишет один из главных своих теоретических трудов «О духовном в искусстве», в котором рассказывает о психологической мощности чистого цвета и связях между живописью и музыкой. «Импровизация 21а» — хрестоматийная работа периода перехода от конкретного к абстрактному искусству. Несмотря на то что картина уже выглядит как абстракция, в ее очертаниях еще мелькают реальные предметы: гора, увенчанная башней, человеческая фигура.

Альманах и объединение «Синий всадник» (1911)

Василий Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник». 1911

Wikimedia Commons

В 1911 году Кандинский вместе со своим другом-художником Францем ом организовал группу «Синий всадник»:

«Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников», — говорил он о названии объединения.

Его членами стали такие художники, как , Марианна Веревкина и . Первая выставка объединения прошла 18 декабря 1911 года в мюнхенской галерее Танхаузер. В мае того же года «Синий всадник» издал альманах — в нем участники сформулировали идею грядущей «эпохи Великой Духовности», которая наконец объединит все виды искусства и культуры. Правда, после выхода альманаха группа успела провести еще лишь одну выставку. Через год у состоялась первая персональная выставка в Берлине, которую публика, мягко говоря, не поняла, чем повергла художника в глубокое уныние. Когда началась Первая мировая война, он покинул Германию, и на этом период «Синего всадника» в его биографии закончился.

«Композиция VII» (1913)

Василий Кандинский. Композиция VII. 1913

Wikimedia Commons

Седьмая «Композиция» считается вершиной творчества Кандинского довоенного периода и одним из главных его визуальных манифестов. Всего художник написал семь «Композиций», первая из которых была создана в 1911 году, а последняя — в 1939-м.

Несмотря на то что сама «Композиция VII» была написана всего за четыре дня, ей предшествовали около тридцати эскизов, с помощью которых детально был представлен процесс создания работы.

Она представляет собой вихрь цветов и геометрических форм, которые концентрируются вокруг овала, рассеченного прямоугольником. Некоторые искусствоведы видят в ней пересечение нескольких сюжетов — таких как Воскрешение из мертвых, Судный день, Всемирный потоп и Райский сад. Постоянно картина экспонируется в Третьяковской галерее.

«Вибрация» (1925)

Василий Кандинский. Вибрация. 1925 год

Wikimedia Commons

В 1922 году Кандинский вместе с женой Ниной приезжает в Веймар — преподавать в новой школе искусств «Баухауз». Через два года, правда, знаменитой школе пришлось переехать из-за нападок ультраконсервативных противников нового искусства (окончательно школу закроют фашисты в 1933 году). В этот период Кандинский пишет свой фундаментальный труд о воздействии геометрических фигур на психику человека — «Точка и линия на плоскости».

В «Вибрации» мы видим именно этот «контакт между острым треугольником и кругом», который художник называет «новым Адамом», тянущимся к Богу, как у Микеланджело.

Это довольно тяжеловесная, но математически выверенная композиция. Фигуры, среди которых доминируют круги, вписаны в сложную структуру. Со временем Кандинский откажется и от этой жесткой рамки.

«Красный узел» (1936)

Василий Кандинский. Красный узел. 1936

Wikimedia Commons

В 1928 году Кандинский принял немецкое гражданство, но когда в 1933-м к власти пришли нацисты, художник эмигрировал во Францию. С 1933 года он обосновался в Париже и окончательно разорвал отношения с академизмом. Отошел Кандинский и от строгих геометрических форм предыдущего периода, предпочитая теперь «биоморфные абстракции», которые свободно плавают по поверхности холста.

«Красный узел» стал одной из первых работ «нового» Кандинского.

Вскоре он вообще откажется от геометрических фигур, но здесь они еще присутствуют. Его картины по-прежнему были беспредметными, но в них появились новые мягкие линии и формы, напоминающие простейшие организмы.

Архивное. О московской выставке

Василий Кандинский. Гармонист. 1917. Стекло, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. via . По клику via

Выставка «Багатели» Василия Кандинского

В Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина с 20.12.2016 по 12.02.2017 проходит выставка ”«Багатели» Василия Кандинского. Живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915-1920 ”. Фотографировать там нельзя, поэтому фотографии собраны в интернете.

Из услышанных разговоров публики на выставке: "Что уж они не могли целым стеклом закрыть? Странные какие-то"; вопрос смотрителю: "То что разбито – это так задумано?"

Кандинский в декабре 1921 году уезжал из страны очень спешно. Что тогда случилось специалистам до сих пор неизвестно. Свои работы Кандинский договорился оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи. Ящик с имуществом Кандинского, в том числе стеклами, перевозил уже не он сам, а его друг. Вероятно, во время транспортировки стекла разбились. При вскрытии ящика в музее они уже были битые.

«Багатели» в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи». Часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений.

Куратор выставки, заведующая отделом личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Борисовна Автономова о Кандинским и выставке :

Московский период

«Родившись в Москве, он в пятилетнем возрасте из-за болезни отца вместе с родителями переехал в Одессу.


2.


1911 год. Василий Кандинский в своем доме в Мюнхене / Wassily Kandinsky at home (36 de la Ainmillerstrasse), Schwabing, 1911-nd. from: Rainer Metzger, ‘Munich 1900 - La Sécession, Kandinsky et le Blaue Reiter’, Éd. Hazan 2009 via

Получив юридическое образование в Московском университете, он в тридцатилетнем возрасте решает посвятить себя искусству и переезжает в Мюнхен, где поступает в частную студию живописи Антона Ашбе. Мюнхен — второй родной город Кандинского после Москвы, город прекрасной художественной школы и больших возможностей.

3.


Нина Андреевская и Василий Кандинский, Дессау. 1929 г. via

В 1914 году разразившаяся Первая мировая война вынуждает его вновь вернуться в Москву, где он останется вплоть до 1921-го. Московский период в творчестве Кандинского — поистине уникальное время. Особенно насыщенными были три послереволюционных года: он активно участвует в выставках, занимается педагогической работой. В этот момент он, не отказываясь от абстракции, снова возвращается к предметной живописи — создает маленькие этюды и виды из окон своего дома. В 1916 году он пишет очень интересную картину «Москва. Красная площадь», которая стала своего рода точкой отсчета его новой жизни: он встречает свою будущую вторую жену, Нину Андреевскую.

4.

Нина Кандинская. Прогулка. 1917. По рисунку Василия Кандинского. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Первое свидание Василия Кандинского и Нины Андреевской прошло в сентябре 1916 года в музее имени Александра III, т.е. в нынешнем главном здании Пушкинского музея, чем музей очень гордится. Через полгода они поженились и провели вместе 27 лет.

Их знакомство состоялось по телефону — она позвонила ему, чтобы передать какую-то книгу или посылку, и ее голос настолько его впечатлил, что после этого разговора он написал акварельную фантазию «Одному голосу». И это не случайно — Кандинский был чрезвычайно музыкален, с музыкой у него были особые отношения. В детстве он играл на виолончели, прекрасно знал оперу, увлекался Вагнером и Скрябиным, общался с представителем Новой венской школы, революционером в музыке Арнольдом Шенбергом, которому он говорил, что тот делает в музыке то, что сам он воплощает в своих живописных произведениях.

5.


Слова из воспоминаний Нины Николаевны Кандинской. Фотография: vesti.ru. . Василий Кандинский познакомился с Ниной осенью 1916 года, поженились они в феврале 1917 года. Первые годы совместной жизни молодой семейной пары нашли отражение не только в работах Василия Кандинского, но и в творчестве жены художника

С Ниной Андреевской Кандинский прожил тридцать лет, несмотря на солидную разницу в возрасте (на момент их встречи Нине было 23, а Кандинскому — 50). Это была удивительная пара и любовная история. Подготавливая выставку, я стала искать какие-то их письма, но ничего не обнаружила: как вспоминает Нина, они „ни на день не расставались“».

«Багатели»

«Московский период интересен еще и тем, что Кандинский возвращается к живописи на стекле — старинной традиционной технике, которая была распространена в Баварии, Чехии, Словакии и на юге России. Главными героями этих сюжетов были в основном почитаемые в народе святые. Кандинский заинтересовался этой техникой в Мюнхене, у него была целая коллекция баварских стекол, которую он собирал вместе со своей верной соратницей художницей Габриэле Мюнтер. Он сам писал композиции на стеклах, которые сейчас хранятся в собрании мюнхенской галереи Ленбаххаус.

7.

Василий Кандинский. «Амазонка с голубыми львами», 1918. Стекло, масло. Государственный Русский музей / Amazona com Leões Azuis, 1918, Óleo sobre vidro, Museu Estatal Russo. Kandinsky, Wassily.

И вот в 1917 году, когда он счастлив в новом браке, у него только родился сын, он снова обращается к подстекольной живописи. Возможно, причина в его эмоциональном состоянии, а может, он чувствовал необходимость в создании некоего интимного мира посреди голодного и холодного 1917-го.

8.

Василий Кандинский. «Амазонка в горах», 1918. Стекло, масло. Государственный Русский музей. via

Отсюда и фольклорные, сказочные сюжеты «багателей» (от французского bagatelle, что означает «безделушка», «пустячок»). Изначально Кандинский так называл акварели, которые он писал в 1916 году в Стокгольме. Уже открыв к тому времени новые пространства в искусстве, он как бы играючи возвращается к своим старым привязанностям и темам, но уже на другом уровне и в очень свободной манере. Можно смело сказать, что это своеобразные шедевры в своем малом формате.

О выставке

Немного обработанная (куски переставленных местами и т.п.) информация о выставке, размещенная на сайте и в фейсбуке музея:

К 150-летию со дня рождения художника. В год юбилея выдающегося художника XX века Василия Кандинского (1866-1944) ГМИИ им. А.С. Пушкина показывает его работы, выполненные в уникальной технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915-1920 годов. Именно в эти годы, когда Кандинский живет и работает в Москве, он вновь возвращается от абстрактных работ к предметной тематике.

10.


Василий Кандинский. Белое облако. 1918. Стекло, масло. 25х31. Государственный Русский музей / A white cloud. 1918. Oil on glass. 25x31. State Russian Museum

На выставке показываются и акварели 1915-1916 годов из небольшого города Яранска, что под Вяткой, нынешним Кировым. Там в краеведческом музее около десяти лет назад совершенно неожиданно обнаружили шесть акварелей и рисунков, которые попали туда в 1920-е годы. Вообще многие вещи Кандинского московского периода оказались рассеяны по разным галереям и музеям России и бывших советских республик. Это связано с тем, что, покинув Россию в 1921 году, он оставил в Москве работы, которые впоследствии были национализированы и, в соответствии с распространенной в 1930-е годы практикой, разосланы по стране. Так, на выставке можно увидеть три стекла из Национального музея Азербайджана в Баку, которые долгое время были известны исследователям лишь в черно-белых фотографиях».

11.

Василий Кандинский. «Всадник». Национальный музей искусств Азербайджана, Баку. Это не подстекольная живопись: здесь краска нанесена сверху, по зеркалу. via

Интеллектуал авангарда и человек XIX века

«Нина Николаевна в своих воспоминаниях пишет, что после революции Татлин обратился к Кандинскому, пригласив его принять участие в строительстве новой культуры. У него появилось огромное поле деятельности: организация выставок, охрана памятников, строительство музеев, педагогическая деятельность в ГСХМ (Вторые государственные свободные художественные мастерские).

12.


Фарфор, расписанный по эскизам Василия Кандинского. Дулевский фарфоровый завод. 1920-е.

И хотя он аккумулировал эти веяния времени, надо понимать, что Кандинский все же был родом из XIX века, в нем не было радикализма Родченко, с которым они и не смогли найти общий язык, хотя и были дружны. В отличие от Родченко, видевшего развитие живописи в союзе с архитектурой и дизайном, Кандинский, с его символистскими корнями, тяготел к музыке и поэзии.

Вообще Василий Кандинский очень не прост для изучения — в его творчестве одинаково сильны интеллектуальная и интуитивная составляющие».

13.


Фарфор, расписанный по эскизам Василия Кандинского. Дулевский фарфоровый завод. 1920-е. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета.

Творчество Кандинского сформировалось на основе национальных традиций двух культур - русской и немецкой. Два города - Москва и Мюнхен были одинаково значимы для него.

14.


Hinterglasmalerei. Религиозные сюжеты и изображения святых. Западная Европа. XIX - нач. XX в. Стекло, масло. Собрание Владимира Спивакова. Фотография: Михаил Свешников, vesti.ru.

Старинную технику «Hinterglasmalerei» художник изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии.

15.


«Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни.

16.


Одна из народных картинок Hinterglasmalerei. Религиозные сюжеты и изображения святых. Западная Европа. XIX - нач. XX в. Стекло, масло. Собрание Владимира Спивакова. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета.

Hinterglasmalerei /«Картинки под стеклом» – это варианты лубка, или народной картинки.

17.

Hinterglasmalerei.

Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи - художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции слева направо.

18.

Василий Кандинский. «Дама с цветком», 1917. Стекло, масло. Национальный музей искусств Азербайджана.

В московский период Кандинский создал серию абстрактных акварелей и около 27 «стекол». В примитивистских сценках он возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908-1909 годов.

Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи». Часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений. В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам.

19.


Василий Кандинский. Эскиз композиции «Красное с черным», 1915. Бумага, акварель. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Фотография: Сергей Куксин, Российская газета.

Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года.

20.

Василий Кандинский. «Беспредметная композиция», 1915. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. via

После принятия художником немецкого гражданства, произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.

Помимо произведений Кандинского в состав экспозиции также вошли семь работ его супруги, Нины Кандинской – шесть - из собрания ГМИИ и одна - Азербайджанского музея, которые впервые показаны российскому зрителю.

22.

Василий Кандинский. Композиция Ж. «Одному голосу». 1916. Бумага, акварель. 31 х 20,5. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Представленная на выставке знаменитая акварель мастера «Одному голосу», 1916, была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой Ниной Николаевной Андреевской в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III - ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина.

23.


Василий Кандинский. Иматра. 1917. Бумага, акварель, кисть. 22,9 х 28,9. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В 1917 году после свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом. В результате поездки была написана акварель «Иматра», 1917.

24.


Нина Кандинская. Спящая женщина. 1918. По рисунку Василия Кандинского. Стекло, масло. ГМИИ. Фотография: Михаил Свешников, vesti.ru.

Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского. Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Первая работа Нины «Прогулка» (он на иллюстрации 4), согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа.

25.

Нина Кандинская. Ваза с цветами. 1918. ГМИИ.

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Багатели», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. С 20 декабря 2016 года по 12 февраля 2017 года ее можно посетить в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Для юбилейной выставки собрали уникальные и редко выставляемые работы из самых разных музейных и частных собраний. На ней представлены графические работы московского периода (1915-1920 гг.), а также пожалуй самые необычные работы Кандинского, созданные в технике живописи по стеклу.


“Амазонка с голубыми львами” 1918

Технику создания живописных «стёкол» Кандинский изучил в Баварии. Он называл такие работы багателями, что в переводе с французского означает «безделушки» или «пустячки». Техника состоит в том, что художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы, учитывая оптические и цветовые особенности восприятия.

“Амазонка в горах” 1918

Творчество художника сформировалось на основе национальных традиций двух культур – русской и немецкой. Выставка в Пушкинском музее посвящена московскому периоду Василия Кандинского, который с началом первой мировой войны как гражданин России вынужден был покинуть Германию (он проживал там с 1896 года).

Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года. После принятия художником немецкого гражданства, произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.


“Белое облако” 1918

Помимо произведений Кандинского в состав экспозиции также вошли семь работ его супруги, Нины Кандинской, которые впервые представлены российскому зрителю. Художником Нина Николаевна не была, но живя рядом с гением, решилась попробовать себя в этом – копировала работы мужа и экспериментировала с техниками.


“Одному голосу” 1916

Многие работы художника связаны с его супругой. Представленная на выставке знаменитая акварель «Одному голосу» (1916), была написана под впечатлением от первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой Ниной Николаевной Андреевской в мае 1916 года. Голос Нины его очаровал. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1917 году после свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом (в результате поездки была написана акварель «Иматра» (1917)).

Василий Кандинский. «Иматра», 1917 г. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Куратор выставки,

заведующая отделом личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Автономова рассказала Posta-Magazine о московском периоде художника, самой большой любви и музыке его жизни и творчества.

Московский период

«В этом году весь мир отмечает 150 лет со дня рождения Василия Кандинского , и предстоящая выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков - одно из многочисленных юбилейных событий. Родившись в Москве, он в пятилетнем возрасте из-за болезни отца вместе с родителями переехал в Одессу. Получив юридическое образование в Московском университете, он в тридцатилетнем возрасте решает посвятить себя искусству и переезжает в Мюнхен, где поступает в частную студию живописи Антона Ашбе. Мюнхен - второй родной город Кандинского после Москвы, город прекрасной художественной школы и больших возможностей.

В 1914 году разразившаяся Первая мировая война вынуждает его вновь вернуться в Москву, где он останется вплоть до 1921-го. Московский период в творчестве Кандинского - поистине уникальное время. Особенно насыщенными были три послереволюционных года: он активно участвует в выставках, занимается педагогической работой. В этот момент он, не отказываясь от абстракции, снова возвращается к предметной живописи - создает маленькие этюды и виды из окон своего дома. В 1916 году он пишет очень интересную картину «Москва. Красная площадь», которая стала своего рода точкой отсчета его новой жизни: он встречает свою будущую вторую жену, Нину Андреевскую . Их знакомство состоялось по телефону - она позвонила ему, чтобы передать какую-то книгу или посылку, и ее голос настолько его впечатлил, что после этого разговора он написал акварельную фантазию «Одному голосу». И это не случайно - Кандинский был чрезвычайно музыкален, с музыкой у него были особые отношения. В детстве он играл на виолончели, прекрасно знал оперу, увлекался Вагнером и Скрябиным, общался с представителем Новой венской школы, революционером в музыке Арнольдом Шенбергом, которому он говорил, что тот делает в музыке то, что сам он воплощает в своих живописных произведениях.

С Ниной Андреевской Кандинский прожил тридцать лет, несмотря на солидную разницу в возрасте (на момент их встречи Нине было 23, а Кандинскому - 50). Это была удивительная пара и любовная история. Подготавливая выставку, я стала искать какие-то их письма, но ничего не обнаружила: как вспоминает Нина, они „ни на день не расставались“».

«Багатели»

«Московский период интересен еще и тем, что Кандинский возвращается к живописи на стекле - старинной традиционной технике, которая была распространена в Баварии, Чехии, Словакии и на юге России. Главными героями этих сюжетов были в основном почитаемые в народе святые. Кандинский заинтересовался этой техникой в Мюнхене, у него была целая коллекция баварских стекол, которую он собирал вместе со своей верной соратницей художницей Габриэле Мюнтер. Он сам писал композиции на стеклах, которые сейчас хранятся в собрании мюнхенской галереи Ленбаххаус.

И вот в 1917 году, когда он счастлив в новом браке, у него только родился сын, он снова обращается к подстекольной живописи. Возможно, причина в его эмоциональном состоянии, а может, он чувствовал необходимость в создании некоего интимного мира посреди голодного и холодного 1917-го. Отсюда и фольклорные, сказочные сюжеты «багателей» (от французского bagatelle, что означает «безделушка», «пустячок») . Изначально Кандинский так называл акварели, которые он писал в 1916 году в Стокгольме. Уже открыв к тому времени новые пространства в искусстве, он как бы играючи возвращается к своим старым привязанностям и темам, но уже на другом уровне и в очень свободной манере. Можно смело сказать, что это своеобразные шедевры в своем малом формате.

Также на выставке мы показываем акварели 1915-1916 годов из небольшого города Яранска, что под Вяткой, нынешним Кировым. Там в краеведческом музее около десяти лет назад совершенно неожиданно обнаружили шесть акварелей и рисунков, которые попали туда в 1920-е годы. Вообще многие вещи Кандинского московского периода оказались рассеяны по разным галереям и музеям России и бывших советских республик. Это связано с тем, что, покинув Россию в 1921 году, он оставил в Москве работы, которые впоследствии были национализированы и, в соответствии с распространенной в 1930-е годы практикой, разосланы по стране. Так, на нашей выставке мы показываем три стекла из Национального музея Азербайджана в Баку, которые долгое время были известны исследователям лишь в черно-белых фотографиях».

Интеллектуал авангарда и человек XIX века

«Нина Николаевна в своих воспоминаниях пишет, что после революции Татлин обратился к Кандинскому, пригласив его принять участие в строительстве новой культуры. У него появилось огромное поле деятельности: организация выставок, охрана памятников, строительство музеев, педагогическая деятельность в ГСХМ (Вторые государственные свободные художественные мастерские). И хотя он аккумулировал эти веяния времени, надо понимать, что Кандинский все же был родом из XIX века, в нем не было радикализма Родченко, с которым они и не смогли найти общий язык, хотя и были дружны. В отличие от Родченко, видевшего развитие живописи в союзе с архитектурой и дизайном, Кандинский, с его символистскими корнями, тяготел к музыке и поэзии . Вообще Василий Кандинский очень не прост для изучения - в его творчестве одинаково сильны интеллектуальная и интуитивная составляющие».

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта с 20 декабря по 12 февраля
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков.
Ул. Волхонка, 14
www.arts-museum.ru

Наталия Автономова

ВЫСТАВКИ

Номер журнала:

В 2016 году мировое художественное сообщество отмечало 150 лет со дня рождения основоположника и теоретика абстрактного искусства Василия Кандинского (1866-1944). На его родине юбилею были посвящены ряд выставок в крупнейших российских музеях и международные конференции в ведущих вузах Москвы.

Юбилей открылся необычным проектом «Василий Кандинский. Контрапункт: “Композиция VI” - “Композиция VII”», подготовленным Государственной Третьяковской галереей совместно с Государственным Эрмитажем и Музеем современного искусства «Гараж». Впервые после легендарной персональной ретроспективы художника в Москве и Ленинграде в 1989 году в едином экспозиционном пространстве были представлены два знаменитых шедевра - абстрактные экспрессии 1913 года. Экспериментальный формат экспозиции позволил осуществить своеобразный диалог между этими картинами, созданными в течение одного года. Они последовательно демонстрировали эволюцию творческого пути мастера, воплотив в разной тональности и разнообразии художественных форм тот эмоциональный накал и драматизм, который сложился в Европе накануне Первой мировой войны. В рамках этой выставки в «Гараже» состоялся международный семинар «Кто боится Кандинского? Представляя Василия Кандинского в XXI веке», на котором были рассмотрены вопросы переосмысления наследия Кандинского и классического русского авангарда в контексте современной музейной и кураторской практики. Авторы первых ретроспективных выставок художника и кураторы последних проектов рассказали о своих прочтениях произведений Кандинского, о замыслах и идеях выставочных программ.

Осенью этого же года открылась большая юбилейная выставка художника в Государственном Русском музее (ГРМ), представлявшая его творческую деятельность в России. В нее вошли произведения мастера из собраний столичных и региональных музеев и частных коллекций, при этом особое внимание уделено национальным истокам и корням его творчества. Принципиально расширило содержание проекта включение в состав экспозиции работ единомышленников и соратников художника, участников многочисленных объединений.

В ноябре 2016-го в Институте истории искусств при Российской академии художеств прошли XXVII Алпатовские чтения, посвященные творческому, научному и педагогическому наследию художника, а в декабре в МГУ, Российском государственном гуманитарном университете и Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина) состоялась международная конференция «Василий Кандинский: синтез искусств, синтез культур». В докладах затрагивались и освещались проблемы межкультурного диалога, взаимосвязи науки и искусства, анализ универсального языка форм в живописи, музыке и поэзии.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина в декабре 2016 года открылась юбилейная выставка «“Багатели” Василия Кандинского. Живопись на стекле, акварели и рисунки. 1915-1920», посвященная московскому периоду его творчества. Среди участников проекта - ГРМ (четыре работы на стекле: «Амазонка с голубыми львами», «Амазонка в горах» (обе - 1918) и другие), Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых и Яранский краеведческий музей («Беспредметная композиция», «Эскиз композиции “Красное с черным”», «Акварель», «Рисунок» (все - 1915) и другие), Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» и Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова (фарфор с росписью по эскизам В. Кандинского, 1920-е), а также Национальный музей искусств Азербайджана («Дама с цветком», «Всадник», обе - 1917). Всего в состав экспозиции было включено более 70 произведений Кандинского. Впервые на выставке в таком объеме демонстрировались его работы, выполненные в уникальной технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915-1920 годов. Именно в эти годы Кандинский возвращается к предметной тематике.

Впервые показаны российскому зрителю семь произведений супруги Кандинского Нины Николаевны (шесть из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и одна из Азербайджанского Национального музея искусств).

Перед отъездом в Германию в декабре 1921 года Кандинский вынужден был оставить все работы московского периода на временное хранение во II Музее новой западной живописи. После принятия художником немецкого гражданства в 1928-м его произведения национализировали и распределили между советскими музеями.

Жизненный путь Кандинского был долгим и драматичным. Он дважды стал эмигрантом: сначала как российский, затем как немецкий гражданин. Его произведения в период нацизма отнесли к «дегенеративному искусству», и немецкие музеи избавлялись от них, в то время как в российских музеях вследствие идеологической политики долгое время они хранились в фондах и не показывались зрителю.

Творчество Кандинского сформировалось на основе национальных традиций двух культур - русской и немецкой. Два города - Москва и Мюнхен - одинаково значимы для него. В Москве он родился и получил университетское образование. Находясь за границей, он почти ежегодно возвращался в свой родной город, черпал силы и вдохновение в его красоте и самобытности. Мюнхен, центр европейского художественного образования, принес ему первый успех и признание как организатора «Нового художественного общества Мюнхена» и «Синего всадника». Первая мировая война нарушила творческие планы Кандинского - как русский он должен был покинуть Германию. Два месяца художник провел в Швейцарии и только в сентябре 1914 года смог вернуться в Россию. В Германии Кандинский оставил около 250 картин и 600 графических работ.

С декабря 1914 года по декабрь 1921 года Кандинский жил в Москве. Это семь счастливых и трагических лет его жизни. В начале 1916 года состоялись его персональная выставка в Швеции и последняя встреча с Габриэлой Мюнтер. Это годы обретения новой семьи с Ниной Андреевской и потеря сына Всеволода (1917-1920), финансовые трудности и многое другое.

В сентябре 1916 года в Музее изящных искусств имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина) Кандинский впервые встретился со своей будущей женой Ниной Андреевской, дочерью капитана русской армии, погибшего под Порт-Артуром. Ранее, в мае, состоялся их телефонный разговор. Кандинский влюбился в незнакомый голос и написал акварель «Одному голосу» (ГМИИ им. А.С. Пушкина). После свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом. Там была написана акварель «Иматра» (ГМИИ им. А.С. Пушкина), передающая сказочно-идиллическое настроение супружеской пары.

В период между 1915 и 1921 годами художник не создал ни одного программного живописного произведения. Это было время поиска, возвращение от абстракции к предметности. Художник работал в акварели, рисунке, гравюре и под влиянием народной баварской традиции «Hinterglasmalerei» выполнил работы на стекле. Техника подстекольной живописи представляет собой сложную оптическую и цветовую систему, когда художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы с учетом восприятия зрителем композиции слева направо. Эта традиция известна с XIV века и была популярна в народном искусстве XIX века в Австрии, Баварии, Чехии и южных областях России. Кандинский увлеченно собирал старонемецкие иконы на стекле, лубки и деревянные игрушки. В 1911-1912 годах он написал на стекле цикл религиозных композиций в неопримитивистском стиле. Особенно его привлекал образ св. Георгия-змееборца. Романтичный образ всадника стал личной эмблемой Кандинского, выражением борьбы и прорыва. На выставке представлены лубки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и мюнхенская фотография Кандинского, сидящего за столом, над которым на стене размещена его коллекция лубков и живописных стекол.

В московский период Кандинский создал серию абстрактных акварелей и большое число «стекол». В примитивистских сценках он возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908-1909 годов. Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи». Часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений. Известны «багатели» Бетховена, Листа, Дворжака, современных художнику композиторов Бартока и Веберна. В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам. Несмотря на то, что они сюжетны, трудно установить связь с той или иной конкретной сказочной или мифологической темой. В их художественном воплощении Кандинский использовал абстрактные линейные и цветовые мотивы. На выставке в мир «багателей» зрителя вводят южногерманские религиозные картинки на стекле конца XIX - начала XX века (коллекция Владимира Спивакова) и декоративные черно-белые гравюры со старинными галантными дамами и рыцарями из сборника «Стихи без слов» (1903-1904, коллекция А. и М. Чапкиных).

В 1916-1918 годы Кандинский создал около 27 работ на стекле. И как этого требовала техника подстекольной живописи, художник предварительно делал рисунки, а затем переносил композицию на оборотную сторону стекла. Сохранилось несколько таких пар, состоящих из подготовительных работ и самих стекол: «Дама с цветком», «Богоматерь с Младенцем», «Гармонист» (все - 1917). По тематике это галантные сценки с дамами и кавалерами, отдыхающими на природе на фоне дворянских усадеб и водоемов, пасторальные мотивы с пасущимися на лугу коровками. В композициях «Две дамы. Ахтырка» и «Золотое облако» художник сделал главными героями жену Нину и ее сестру Татьяну, которые вместе проводили лето 1917 года близ Абрамцева, недалеко от знаменитой подмосковной усадьбы Ахтырка. На трех стеклах изображены скачущие амазонки. Дамы даны в сложных ракурсах, они умело управляют лошадьми, как бы застывшими в прыжке и парящими над землей, над усадьбами, парками со скульптурами львов и горами. «Багатели» на стекле Кандинского посвящены героям эпохи бидермайера или национальным мотивам русских сказок. Им свойственны ироническая трактовка, часто «игривое» начало, когда авторская шутливая насмешка переходит в гротеск.

Наряду с предметными акварелями возник цикл абстрактных графических композиций. Для Кандинского они были своеобразными «упражнениями» перед написанием больших программных живописных произведений. Акварели 1915-1920 годов вошли в историю его творчества как маленькие графические шедевры, поражающие отточенностью мастерства и виртуозностью художественного воплощения. Часть акварелей тяготеет к абстрактным экспрессиям 1910-х годов, другие вобрали в себя новые строго геометрические элементы. Эти композиции более холодные по цветовому решению, в них доминирует рациональное начало. Геометрическая тенденция присутствует и в оформительских проектах Кандинского, в эскизах росписей по фарфору. На выставке демонстрируются чашки с блюдцами с росписями, исполненными по этим эскизам в начале 1920-х годов на бывшем Императорском и Дулевском заводах.

Шесть графических листов Кандинского 1915-1919 годов из собрания Вятского художественного музея им. В.М. и А.М. Васнецовых и Яранского краеведческого музея экспонировались в 1921 году на Третьей передвижной художественной выставке в городе Советске Кировской губернии. Среди 55 ее участников(более 300 произведений) были известные мастера - Варвара Бубнова, Александр Древин, Александр Родченко, Варвара Степанова, Николай Фешин, Давид Штеренберг и другие. Маршрут выставки проходил по городам Кировской губернии. Из-за прекращения финансирования в одном из городков, Яранске, выставка «остановилась», и все произведения оказались в собрании краеведческого музея. И только совсем недавно, в начале XXI века, в музее обнаружили акварели Кандинского, хранившиеся как произведения неизвестного художника. Они были атрибутированы и представлены художественной общественности.

Из четырех произведений живописи на стекле и четырех аппликаций, экспонированных на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, пять работ связаны с именем Нины Кандинской. Своеобразным «посвящением в искусство» стала для молодой супруги Кандинского подстекольная живопись. Ее опыты в этом жанре определяются домашним семейным кругом, совместными творческими занятиями. Живописные стекла «Прогулка» и «Спящая» (обе - 1917) сделаны ею по ранним рисункам Кандинского, «Сцена с фаэтоном» из Азербайджанского музея - по рисунку неизвестного автора. На аппликациях из блестящей
фольги изображены фантазийные восточные персонажи, трактованные в ироничной манере. Вещи выстраиваются в своеобразный триптих: «Три идола», «На собаке», «На кресле». Самая трогательная и наивная из аппликаций - «Букет» - выполнена с подложкой из гофрированной бумаги, на обороте которой надпись-признание: «Моему любимому бесконечно Васику от Нины всегда твоей. Поздравление на 15-е июля 1918». 15 июля - именины Василия Кандинского.

В течение почти 30-летней совместной жизни супруги никогда не расставались. Их объединяли любовь и особое взаимопонимание. «Когда Кандинский умер, - писала в своих воспоминаниях Нина Николаевна, - я подумала: “Это конец всему”... Ни один мужчина не мог в моих глазах выдержать сравнение с Кандинским. Поэтому я сконцентрировала всю свою энергию на работе на пользу его наследия, и это дало мне новые силы, а моей жизни - новый чудесный смысл».

В издательстве «Искусство XXI век» к юбилею художника подготовлен перевод книги воспоминаний Нины Кандинской «Кандинский и я», которая впервые познакомит российского зрителя с баухаузским и парижским периодами в жизни и творчестве великого мастера.

Иллюстрации

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. Гармонист . 1917
Стекло, масло. 23,5 × 19,6. ГМИИ им. А.С. Пушкина

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. Иматра . 1917
Бумага, акварель, кисть. 22,9 × 28,9. ГМИИ им. А.С. Пушкина

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. Композиция Ж. «Одному голосу». 1916
Бумага, акварель. 31 × 20,5. ГМИИ им. А.С. Пушкина

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. Рисунок . 1915
Бумага, тушь. 33,6 × 22,8. Яранский районный краеведческий музей

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. Акварель . 1915
Бумага, акварель. 21 × 26,8. Яранский районный краеведческий музей

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. Беспредметная композиция. 1915
Бумага, акварель. 33,7 × 22,4. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. Эскиз композиции «Красное с черным». 1915
Бумага, акварель. 23 × 33,9. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. Золотое облако. 1918
Стекло, масло. 24 × 31. ГРМ