Сочинение на тему «Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого. Сравнительная характеристика грушницкого с печориным

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».
Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.
Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.
Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.
Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.
Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.
Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.
Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.
Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы» . «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.
Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:
«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».

Сейчас смотрят:



Людина - творіння не лише природи, а й суспільства, в якому живе. Отже, оточуюче середовище має великий вплив на формування характе­ру, поведінку і вчинки людей. Ольга Кобилянська у своїй повісті «Люди­на» майстерно схарактеризувала інтелігенцію середнього достатку глу­хого провінційного містечка. Перш за все, це родина головної героїні Олени. Батько, Епамінондас Ляуфер, був цісарсько-королівським лісовим радником, «мав велике поважання, великий вплив і великі доходи». А ще мав слабкість: «л

Образ Офелии - один из ярких примеров драматического мастерства Шекспира. Ее жизнь показана как бы пунктиром: прощание с Лаэртом, разговор с отцом, рассказ о безумии Гамлета, беседа и разрыв с Гамлетом, беседа перед сценой «мышеловки», сцена сумасшествия. Офелия предстает перед нами во взаимоотношениях с братом, отцом, принцем Гамлетом, в которого она влюблена. Воспитанная при дворе, героиня очень одинока. Она окружена людьми, которым нет до нее никакого дела. Девушка - лишь игрушка, орудие в ч

Повесть А.П.Платонова «Котлован» - философская драматическая картина слома времени и слома народной жизни в период выполнения планов первых пятилеток и колхозного строительства. Революционный вихрь семнадцатого года поднял на дыбы всю Россию, указал ей новый путь, по которому устремились «в солнечный край непочатый» миллионы людей. Но на деле все оказалось не так просто. Дорога в светлое будущее не покрыта красной дорожкой, а омыта кровью крестьян, а по обочинам этой дороги мрачнеют гробовы

А. С. Пушкин известен не только своими стихотворениями, но и прозаическими произведениями. Одним из них является повесть «Капитанская дочка», написанная на исторической основе. Прежде чем взяться за перо, Пушкин не только тщательно изучил архивы, собирая интересующие его сведения, но и посетил Казанскую и Оренбургскую губернии, места, в которых начиналось восстание Емельяна Пугачева, переросшее в крестьянскую войну. Он лично осмотрел места былых сражений, большое внимание уделил расспросам пожи

Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма «Мцыри» – плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем» – старшим монахом. В поэме «Исповедь» (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в

Те счастливчики, кому удавалось-таки попасть на приём за отведённые шестьдесят минут, через несколько лет становились обладателями бесплатной квартиры в каменном доме. Ежедневно в городе пять человек обретали свой новый кров, и ради этого можно было стоять в очереди сутки напролёт. Каждого среднестатистического москвича терзала чёрная зависть: почему небо наградило их, а не меня? Кто скажет что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но всё же надо войти и в положение очередника.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является объектом многочисленных споров и исследований у современных литераторов. В произведении автор противопоставил главному герою другой образ. Этот литературный прием позволяет конкретно раскрыть характеры персонажей. Главный герой – Печорин. Это яркая личность, но появление Грушницкого помогло раскрыть другие черты характера Печорина. Это очень интересные персонажи. Кажется, что они похожи друг на друга. Но сравнительная характеристика поможет понять, было ли у них что-то общее или это совершенно разные личности.

Происхождение и отношение к женщинам Печорина и Грушницкого

Печорин – это аристократ, получил светское воспитание. Он особо не беспокоится по поводу своей внешности, но выглядит всегда опрятно. Лермонтов неоднократно обращает внимание читателя на внешние проявления аристократизма Печорина. Для него любовь – это забава, ни одна дама не смогла завоевать его сердце. Дерзкий, неприступный и загадочный – эти черты характера привлекают внимание противоположного пола.

Юнкер Грушницкий воспитывался в простой семье. Это самый обычный парень, который мечтает о любви и продвижении по службе. Но амбициозный юноша стремится любым путем выбиться в люди. Ему важно произвести на окружающих положительное впечатление о себе. Внешний вид имеет для Грушницкого особое значение, ему хочется выглядеть эффектно. В присутствии женщин это качество проявляется очень сильно. Парень верит в настоящую любовь, он романтик и стремится угодить женщинам.

Характер Печорина и Грушницкого

Основные черты характера Печорина:

  • уверенность в себе и рассудительность;
  • хорошо разбирается в людях и отношениях;
  • аналитический склад ума;
  • циничность, язвительность и желание манипулировать другими людьми ради развлечения.

Основные черты характера Грушницкого:

  • умен, но не видит манипуляций других людей;
  • стремление к показательной деятельности и подражание другим людям;
  • романтичность и восторженность;
  • склонен драматизировать и преувеличивать чувства;
  • пародийная разочарованность в людях. Грушницкому нравится чувствовать себя человеком, который много страдает, и изображать одинокого, разочарованного романтичного героя.

У этих двух персонажей романа есть общие черты характера – отсутствие простоты, самолюбование и эгоизм. Но в Печорине все настоящее, он ничего не выставляет напоказ. Это эгоистичная натура, но вместе с тем сложная и противоречивая. Под многочисленными масками Грушницкого скрывается жестокий человек, в котором побеждают ненависть и злоба. Это себялюбивая и мелкая натура.


Роль Печорина и Грушницкого в обществе

Печорин постоянно конфликтует с самим собой и обществом. Он разочаровался в идеалах прошлого поколения, но предложить что-то свое он не может. Не найдет для себя достойной деятельности. Из-за этого у героя появляется чувство одиночества и усталости. Он постоянно противопоставляет себя обществу и смеется над столичными аристократами. Тонкий психолог, видит все пороки современных людей.

Грушницкий доволен современным обществом, у него нет таких проблем, как у Печорина. Ему нравится просто жить. В те годы в моде были разочарованность жизнью и романтика. Это характерно для героя и среди молодежи он чувствует себя своим.


Грушницкий отличается всеми отрицательными качествами Печорина, но от главного героя он не взял ничего положительного. Поэтому его можно назвать своеобразной карикатурой на Печорина. Он выглядит рядом с главным героем смешным и жалким. Характер Грушницкого помог раскрыть в Печорине основные качества его натуры и глубину его души. В своем романе Лермонтов не собирался выносить нравственный приговор. Автор просто показал все бездны человеческой натуры.

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые года девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как года пасмурной реакции, которая настала после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти применение своим силам. Невера, сомнение, возражение стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы родителей они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в моральных ценностях как таких. Вот почему В. Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применение необъятным силам своей душу. Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь таким, которым она была на самом деле. И он нашел новые художественный средства, которых еще не знала ни российская, ни западная литература и которые захватывают нас до этого дня соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого

Давайте же детальнее рассмотрим двух героев романа - Печорина и Грушницького. Печорин за происхождением аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой мир» и « стал наслаждаться бешено всеми приманками». Легкомысленная жизнь аристократа ему в скором времени надоедливая, надоело и чтение книг. После «громкой истории в Петербурге» Печорина засылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «слепяще-чистую белизну». Печорин - физически сильный и выносливый мужчина. Он наделен незаурядным умом, критически оценивает окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичный: «Мы не способные более к большим жертвам нет для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он чудесно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизням « водного общества» и дает уничтожают характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким. Грушницького - юнкер, он самый обычный юноша, который виднеется о любви, «звездочках» на погонах

Вырабатывать эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, принаряженной, что пахнет духами, он отправляется к Мере. Он - посредственность, ему присущая одна целиком можно извинить в него возрасте слабость - «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он будто хочет играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницького - целиком удачная пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятный ему. Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а из другого, как будто стирает всякие расхождения между ними. Ведь Печорин и сам подсматривал за ним и княжной Мери, которая, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким. Грушницкий, как человек недалекий, сначала не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенной, очень проникновенным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он

Но события не улавливается развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, возмущенный страстью, ревностью и негодованием, возникает перед нами в другом свете. Он оказывается не таким уже и невинным, способным на месть, постыдность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя пренебрегаю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарезаю ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места … Грушницкий отбрасывает примирение Печорин хладнокровно стреляет у него. Ситуация становится необратимой Грушницкий гибнет выпив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца. Накануне дуэли, упоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для которой цели родился? И здесь же сам отвечает: «А, наверное, она существовала, и, наверное, было мне назначение высокая, потому что я ощущаю в душе моей силы необъятные». И здесь Печорин понимает, что он давно играет «роль топоры в руках судьбы». «Необъятные силы души» - и мелкие, негодные Печорина поступки; он хочет «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастья, наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеют душой; жажда полноты жизни-и полная безнадежда, осознание своей обреченности. Печорин одинокий, положение его трагически, он в самом деле «лишний человек».

Лермонтов назвал Печорина «героем в свое время», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразивши образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для наследования, а портрет, составленный из пороков всего поколения в него развитии. Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном героя романе. Грушницького - кривое зеркало Печорина - видтиняе истинность и значимость переживаний этого «страдает эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая таится в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена у индивидуалистической философии, присущий романтизма. Лермонтов не стремился выносить моральный приговор

Он лишь с огромной силой показал все безодни людской души, лишенной веры, просякнуту скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих или людях поколения 30-х лет прошлого столетия сказал М. Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»: «… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросили столетий ни мысли плодовитого НЕ гениям начатого работы».

  1. Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан...
  2. Галерею образов “лишних людей”, начатую пушкинским Онегиным, продолжает Григорий Александрович Печорин - герой романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. В его обра­зе автор рисует...
  3. Петр Гринев Алексей Швабрин Внешность Молод, красив, не лишен мужественности. Воплощает в себе черты простого русского человека Молодой, статный, не высокого роста, со смуглым, некрасивым,...
  4. Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного...
  5. Николай Алмазов Верочка Алмазова Черты характера Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная. Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная,...

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор раскрывает перед читателем ряд образов, которые не только ярко демонстрируют разные человеческие судьбы и характеры, но и являются типичными представителями своего времени – тридцатых годов ХІХ века. Время это сложное и противоречивое: в воздухе витает недовольство, однако активных действий практически никто не предпринимает. Тот же, кто смеет возмущаться, тут же ссылается на Кавказ, подальше от Москвы и Петербурга. Молодое поколение современной автору России – это растерянные, потерявшиеся во времени и пространстве люди, не знающие, куда применить свой ум, свой талант, свою энергию.

Печорин и Грушницкий – это тоже дети своего времени. Их многое роднит: оба тщеславны и самолюбивы, всегда стремятся обратить на себя внимание, быть в центре светских разговоров и сплетен, постоянно ищут на свои головы приключений. И Грушницкий, и Печорин желают предстать в глазах общества уникальными, необыкновенными. Так, Грушницкий даже солдатскую шинель способен превратить в атрибут франтовства. «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение…». Произвести эффект стремится и Печорин – то напускной холодностью и равнодушием, то страстными речами и взглядами. И ему это успешно удается, особенно в глазах романтических красавиц. Однако настоящей, благородной жизненной цели у этих героев нет – им просто скучно, они не знают, чем себя занять. Слова «скука» и «скучно» встречаются в произведении Лермонтова, пожалуй, чаще других – как отпечаток времени, как символ потерянного поколения.

Печорин и Грушницкий, тем не менее, сильно отличаются друг от друга. Несмотря на напускную самоуверенность и чрезмерное франтовство, Грушницкий оказывается человеком очень уязвимым, неуверенным в себе, недальновидным и неопытным во многих ситуациях. Свои слабости он пытается скрыть то под солдатской шинелью, то под вычурным офицерским мундиром. Он готов довериться Печорину даже в сердечных делах и не замечает, как тот открыто насмехается над ним. Хуже всего то, что он оказывается трусом, не способным противостоять чужому мнению, не способным достойно принять своё поражение, и подлым предателем, который готов стрелять в безоружного человека.

Печорина же Лермонтов наделяет незаурядным аналитическим умом и сильной волей, которые помогают герою предвидеть и предвосхищать события, предугадывать поступки других людей. Печорин развлекается, предполагая ход событий, и ликует, когда его предположения оправдываются. Однако ликует недолго, ему очень скоро наскучивает все: и светские развлечения, и внимание барышень, и военные баталии. Ему скучно, потому что благодаря своему острому уму, образованности, умению разбираться в людях он способен заранее видеть исход события. Так, например, происходит с княжной Мери, чье внимание Печорин стремился привлечь лишь для того, чтобы насолить Грушницкому, ради развлечения. Когда же он влюбил в себя девушку, то сразу потерял к ней интерес, оставил с разбитым сердцем и без всякой надежды на взаимность. Люди для Печорина лишь игрушки, лишь возможность сделать жизнь веселее. За героем стоит вереница обиженных им людей, разбитых сердец и судеб – Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, Вера, контрабандисты…

Печорин, в отличие от Грушницкого, не слеп в отношении самого себя. Он постоянно анализирует свои поступки, он честен перед самим собой, способен увидеть противоречивость своей натуры: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Печорин готов и осудить самого себя: «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе».

Хотя Грушницкий и представляет Печорина как своего приятеля, друзьями они, конечно, никогда не были. Печорин признается: «я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать». Между Печориным и Грушницким возникает конфликт. Грушницкий был для Печорина такой же игрушкой, марионеткой, как и все остальные. А слабохарактерность и недалёкость Грушницкого, его самовлюбленность и желание выглядеть героем в глазах друзей и общества еще больше усугубляют обстоятельства. С легкостью отбивая Мери у Грушницкого, Печорин выигрывает очередное пари, заключенное с самим собой. Но выигрывает ли? Несчастная, разбитая судьба Мери и смерть Грушницкого – вот главные призы этой победы.

Печорин задумывается: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Почему автор наделяет Печорина таким характером, такой судьбой, зачем сталкивает с Грушницким? В начале произведения Лермонтов сам признается: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Не претендуя на роль лекаря и не предлагая лекарства от всех болезней, автор все же посчитал нужным вскрыть недостатки современного ему общества, возможно, втайне надеясь, что, узнав себя, кто-то задумается и изменится. Спустя почти два столетия, сам того не подозревая, Лермонтов предупреждает и нас, поколение ХХІ века, об опасности таких человеческих пороков, как эгоизм и самовлюбленность, трусость и предательство, бездействие и пустое прожигание жизни.