Самые известные трюки знаменитых фокусников и их разоблачение

В современном мире фокусники и иллюзионисты пользуются особой популярностью. Они устраивают грандиозные шоу, часто мелькают на телевидении, удивляя зрителей своим мастерством. Но когда-то дела обстояли совсем по-другому. Во времена язычества таким людям приписывали магические свойства, с наступлением эпохи Средневековья их нарекали колдунами и казнили, прилюдно сжигая на костре. С тех пор прошли века, начались времена просвещения, когда природу иллюзий принялись истолковывать при помощи научных методов. В статье мы расскажем о самых известных иллюзионистах мира, чьи выступления будоражили умы публики.

Настоящее имя Гудини - Эрик Вайс. Он родился 24 марта 1874 года в Будапеште (Венгрия), хотя сам фокусник утверждал, что появился на свет в Висконсине (США). Желание освоить мастерство иллюзиониста появилось еще в детские годы. Уже в 10 лет Эрик развлекал публику, демонстрируя фокусы с картами. В юные годы он принимает решение взять псевдоним Трюки лучшего иллюзиониста мира просто ошеломляли зрителей, присутствовавших на его выступлениях:

  • За считанные минуты он освобождался от оков и успевал выбраться из наполненного водой резервуара.
  • Его трюк с исчезновением слона шокировал публику Лондона.
  • На глазах у зрителей Гарри был подвешен в мешке на карнизе небоскреба. Применив невероятную гибкость, с легкостью освободился от пут.
  • Он проходил сквозь стены, приводя публику в недоумение.
  • За несколько минут Гарри Гудини мог всплыть со дна реки Темзы, хотя перед этим он был сброшен в нее с грузом весом в 30 кг.
  • Еще одним не менее изумительным трюком было освобождение из камеры смертников в Бутырской тюрьме.

Один из самых популярных иллюзионистов мира умер в возрасте 52 лет от перитонита, вызванного разрывом аппендикса. Несчастный случай произошел в Монреале. Трое почитателей таланта Гудини вошли в его гримерку. Один из них поинтересовался, правда ли, что иллюзионист способен выдерживать сильные удары в живот. На что Гарри ответил утвердительным кивком. Он не ожидал, что парень тут же нанесет удар. После этого случая у него возникали боли, но иллюзионист не обращал на них внимания, что и привело к разрыву аппендикса. Так как антибиотики были открыты только через три года после смерти Гарри Гудини, он скончался из-за невозможности побороть инфекцию.

Дай Вернон

Одним из самых великих иллюзионистов мира по праву считается Дай Вернон (настоящее имя Дэвид Вернер). Он родился в Канаде, 11 июня 1894 года. Его фокусы с картами настолько удивительны и загадочны, что сам Гарри Гудини не смог найти ответ, как Дай выполняет трюк «Амбициозные карты». Иллюзионист сделал большой вклад в развитие этого жанра. Вернон стал учителем для многих фокусников, а свое мастерство он оттачивал до конца своей жизни. До своего столетнего юбилея Дай Вернон не дожил всего 2 года. Он умер в 1992 году в Калифорнии (США).

Дэвид Копперфильд

Одним из наиболее известных иллюзионистов мира считается Дэвид Копперфильд (настоящее имя Дэвид Сет Коткин). Он появился на свет 16 сентября 1956 года в штате Нью-Джерси (США).

Увлечение фокусами у него появилось в раннем детстве благодаря его деду, который научил Дэвида нескольким трюкам с картами. Его карьера иллюзиониста началась в 12 лет. Дэвида принимают в Американское общество магов, в котором он был самым молодым участником. До 1974 года фокусник выступал под псевдонимом Давино, затем он поменял его на Дэвида Копперфильда. Это имя ему навеяли произведения Чарльза Диккенса.

В возрасте 22 лет он стал популярным благодаря шоу The Magicof ABC, в котором выступил в роли ведущего.

На сегодняшний день у популярного в мире иллюзиониста целый арсенал трюков и фокусов, которые поражают воображение. Самые известные из них:

  • Побег из Алькатраса.
  • Трюк с исчезновением габаритных объектов: самолета, Статуи Свободы в Нью-Йорке, Эйфелевой башни в Париже. Аудитория зрителей насчитывала более 1000 человек. Шоу транслировали в прямом эфире на нескольких популярных телеканалах.
  • Прохождение сквозь знаменитую Китайскую стену и другие трюки.

Ури Геллер

Известный на весь мир иллюзионист Ури Геллер родился в городе Тель-Авиве, в 1946 году. Его трюки полны мистики и кажутся чем-то сверхъестественным. Он с легкостью сгибает ложки, не прилагая при этом никаких усилий. Многим он запомнился как человек, способный останавливать время. Говорят, что знаменитый «Биг Бен» однажды остановился благодаря Ури Геллеру, однако этот факт не был снят на видео, поэтому не имеет документального подтверждения. Некоторые иллюзионисты называют своего коллегу мошенником, так как не верят, что он мог осуществить вышеописанный трюк с остановкой часов.

Тем не менее зрители восхищены его паранормальными способностями, хотя сам иллюзионист несколько устал от такой славы и хотел бы стать обычным эстрадным фокусником.

Дэвид Блейн

В список знаменитых иллюзионистов мира входит американец Дэвид Блейн Уайт. Он родился в Бруклине 4 апреля 1973 года. С 1997 года устраивал уличные представления, показывая прохожим увлекательные фокусы. Его шоу, транслируемое на канале АВС, получило высокие рейтинги и стало очень популярным среди зрителей. С 1999 года Дэвид Блейн демонстрирует грандиозные трюки:

  • Его заживо погребают в пластиковом контейнере.
  • Иллюзиониста замораживали во льду.
  • На протяжении 35 часов Блейн неподвижно стоит на 22-метровой колонне.
  • Он провел 44 дня совершенно без еды, будучи заточенным в ящике, подвешенном над Темзой.
  • В 2008 году он продемонстрировал задержку дыхания на 17 минут и 4 секунды.

Крис Энджел

Наиболее успешным иллюзионистом в мире, после Гарри Гудини, по праву считается Крис Энджел. Он показывал чудеса левитации, удивлял зрителей хождением по воде. Но фокусы и иллюзия - это еще не все, чем прославился Крис. Будучи разносторонней личностью, он занимается йогой, музыкой и режиссурой, оттачивает мастерство каскадера и практикует гипноз. Крису Энджелу принадлежит бар-ресторан и несколько магазинов. В 2006 году иллюзионист издал книгу, в которой поделился секретами своих фокусов.

Лэнс Бартон

Лэнс Бартон - один из популярных иллюзионистов мира, который выступал перед такими влиятельными людьми, как президент США Рональд Рейган и королева Великобритании Елизавета II. Американский фокусник появился на свет в городе Луисвилле (штат Кентукки) 10 марта 1960 года. Интерес к миру иллюзии у Лэнса проявился в раннем возрасте. Будучи пятилетним ребенком, он попал на шоу Гэри Колинса и стал добровольным помощником иллюзиониста при выполнении одного из фокусов. С тех пор Бартон увлекся этим мастерством. Мальчик проявлял огромный интерес к фокусам, поэтому Колинс взялся обучать Лэнса, раскрыв ему основы профессионального ремесла.

Нынче Бартон демонстрирует свои способности в Лас-Вегасе. Для проведения его шоу был построен театр. По мнению зрителей, лучший фокус Лэнса - когда он достает различные предметы и голубей из ниоткуда.

Эмиль Кио

Эмиль Теодорович Гиршфельд, многим известный как Кио, родился 11 апреля 1894 года. Первым сценическим псевдонимом было имя Ренард. Этот иллюзионист стал родоначальником знаменитой цирковой династии фокусников. Когда Эмилю Кио исполнилось 26 лет, он попал в актерский состав московского театра миниатюр «Одеон». Со временем увлечение цирком взяло верх. До 1921 года он успел поработать администратором, униформистом и берейтором. Первые фокусы он начал показывать на подмостках эстрадных театров «Эрмитаж» и «Акариум». Кио разработал множество трюков, которые используются иллюзионистами и по сей день.

Фокусники 18-го столетия

В XVIII веке иллюзионизм стал одним из самых популярных развлечений. Фокусники использовали различные трюки, ловкость рук и даже специальные устройства, для того чтобы создать иллюзию, которая удивляла публику. Самыми известными в этом виде исполнительного искусства были:

  • Николя-Филипп Ледрю (Комю). Он являлся не только иллюзионистом. Благодаря большим познаниям в физике Комю демонстрировал различные научные эксперименты. Он часто выступал перед представителями королевской власти и аристократическим обществом. Лучшими номерами считались: «сирена», которая отвечала на вопросы зрителей; «женщина-робот», одевающаяся по просьбе присутствующих; «лицо с глазами», у которого зрачки меняли свой цвет; «искусственная рука», фиксирующая на бумаге мысли публики.
  • Барталамео Боско. Детство известного фокусника прошло в бедности, но благодаря своему таланту он смог выбраться из нищеты. Боско демонстрировал невероятное мастерство иллюзии. Он мог обезглавить голубей и поменять им головы, но после всего этого птицы оставались живы.

  • Алессандро Калиостро. В детские годы он промышлял продажей снадобий и фальшивых карт сокровищ, занимался мошенничеством. После смерти своей тетушки Винченцы Калиостро Алессандро берет себе ее фамилию и титул графа. Демонстрируя свои способности, он поражал публику тем, что мог значительно увеличить бриллиант в размерах и даже устранить трещину с драгоценного камня. Калиостро утверждал, что нашел эликсир бессмертия и постиг секрет философского камня. Жизнь графа была настолько увлекательной, что его образ стали использовать в различных кинофильмах и романах.

В современном мире настолько переплетено различных явлений, что порой невозможно разделить виртуальное и реальное, иллюзию и настоящее. Искусство мистического воздействия на сознание в разные эпохи понималось и истолковывалось по-своему. В язычестве это считали магией, в средние века называли колдовством и сжигали на кострах, в эпоху Просвещения природу иллюзий пытались истолковать научно и использовать силу фокуса при лечении некоторых заболеваний. Сегодня «умельцы» шагнули за грань невозможного.

Итак, один из первых фокусников был французский физик Николя-Филипп Ледрю (1731–1807), выступавший под псевдонимом Комю. Считая свои демонстрации своего рода искусством, взял видоизмененное имя греческого бога празднеств и пиршеств Кома.

Он прославился световыми и звуковыми иллюзиями, магнетическими и электрическими эффектами. Уже в то время публике была продемонстрирована женщина-робот с лицом инопланетянки, принимавшей цвет зрачков смотрящего на ее человека. Она умела выполнять несложные команды, искусственная рука была способна записывать мысли. Этот чудо-робот одновременно приводил в восторг и ужас королевский двор Людовика XVI.
Фокусник сделал много полезного для науки, обогатив ее новой системой для морских карт и возможностью излечения эпилепсии электричеством.
Следующий прославленный иллюзионист Алессандро Калиостро (1743–1795). Его настоящее имя – Жозеф Бальзамо. Рано лишившись родителей, в детском возрасте пристрастился к мошенничеству. Воспитывала его тетка по матери Винченца Калиостро, и после ее смерти юноша присвоил интересную фамилию, а заодно и графский титул. Свой путь к вершинам оптического обмана он начал с продажи поддельных карт с кладами и различных чудодейственных зелий, спасающих практически от всех бед.

С помощью иллюзии он превращал небольшой бриллиант в увесистый камень, мог завуалировать сколы и трещины, позолотить обычный ржавый гвоздь и сделать грубый материал атласным шелком. Граф Калиостро утверждал, что он знает секрет философского камня, и сумел внушить публике, что ему 300 лет. Побывал Калиостро и в России и якобы утроил золотые запасы Потемкина. Граф проводил магические сеансы, изобретая эликсир бессмертия. Скандалы, связанные с его опытами, дошли до Екатерины. Недовольная императрица повелела выслать Калиостро из страны. Однако мистическим образом на четырех разных погранзаставах в документации была роспись графа. Но и в других странах не было ему успокоения. Его таинственную деятельность связывали с различными политическими авантюрами. Закончил свою жизнь в Италии, заключенный в тюрьму по обвинению в шарлатанстве.
Даром прозорливости обладал итальянец Джузеппе Пинетти (1750–1800). Его выступления имели огромный успех. С закрытыми глазами он мог «видеть» предметы, безошибочно называя их. Благодаря чувствительности и развитому «третьему глазу» его слава дошла до Георга III, и он был приглашен в Виндзорский замок.

Для представления высочайшему монарху было подготовлено сложное шоу с экзотическими животными и зеркалами. Вообще Пинетти любил покуражиться, проделывая сложные фокусы-превращения, когда один предмет, извлеченный из другого, становился вдруг авторским жетоном Пинетти. Секрет его манипуляций пытались разгадать многие, что чрезвычайно раздражало иллюзиониста. Свои фокусы он основывал на научных явлениях: физика, химия, математика, механика и медицина давали ему повод для «чудес». Самое знаменитое из них – фокус с ласточкой. Из клетки Пинетти доставал птичку, и она «умирала» у него на руках. Отдав «бездыханное» тельце зрителю и прося подышать над ним, он проделывал чудо оживления. Секрет фокуса прост: иллюзионист незаметно давил на сонную артерию ласточке и временно лишал птицу сознания.
Достигнув славы и известности, Пинетти стал очень капризен и избалован. Он мог позволить себе опоздать ко двору императора Павла и непонятным образом поменять время на часах. Побывал фокусник и в России. Именно здесь он и скончался в возрасте 50 лет.
Не менее окутана легендами деятельность итальянца Джованни Бартоломео Боско (1793–1863). Его «оживления» убиенных птиц поражали воображение толпы и ослабляли бдительность людей. Отрубая головы белому и черному голубю, он словно нарочно переставлял их и, заметив ошибку, исправлял ее. Птицы оживали. Это расценивалось как настоящее чудо и колдовство. Зрителей притягивали фокусы Боско с монетами, игральными картами, платками и шариками.

Сравнивая себя с Мефистофелем, он подражал ему внешностью и манерой одеваться. Виртуоз иллюзий искал приключений и авантюр. Во время Наполеоновского похода на Россию, оказавшись случайно во французской армии, продолжал развлекать солдат, незаметно опустошая их карманы. Попав в плен, он не отчаялся в суровых условиях сибирских морозов, а, наоборот, только усовершенствовал свои фокусы, тем самым сумев покорить и русские сердца. Возвратившись в Италию, Боско стал завсегдатаем богатых салонов, куда его приглашали удивлять публику. Наследник иллюзиониста продолжил дело своего отца и был не менее популярен.
Тайна пронизывает всю жизнь талантливого и непредсказуемого Гарри Гудини (1874–1926). Настоящее имя – Эрик Вайс, родился в бедной семье и с детства познал уличные «профессии». Бродячие циркачи и фокусники завораживали ребенка. Так он увлекся иллюзией. В 18 лет он превратился в Гудини, изменив фамилию знаменитого фокусника Гудина, а имя позаимствовал у Келлара Гарри.

Мировая известность пришла к нему благодаря номерам, которые демонстрировали умение освободиться от различных пут. Так, прикованный к 30-килограммовому шару и брошенный в Темзу, Гарри не только не утонул, но, ко всеобщему удивлению, быстро вынырнул абсолютно свободным. Также известен и такой трюк, который сегодня повторяют многие иллюзионисты, например братья Сафроновы. Связанный смирительной рубашкой и подвешенный вниз головой на крюке фокусник сумел оперативно выбраться из заточения, продемонстрировав чудеса невероятной гибкости. Конечно, достичь такой гуттаперчевости не удалось бы без многочисленных тренировок, которыми изнурял себя великий иллюзионист с детства. Трюки высвобождения были основными в его программе, и везде, где он гастролировал, собирали огромные залы. Также он увлекался искусством кино и авиацией. Первым облетел Австралию. Помогал экспертам разоблачать шарлатанов. Умер маэстро случайно от перитонита, спровоцированного ударом в брюшную полость.
Последователем Гудини стал Дэвид Вернер (1894–1992). Свои первые фокусы он демонстрировал еще в 7-летнем возрасте. Впоследствии так отточил свое мастерство, что переплюнул своего предшественника, не сумевшего разгадать тайну его фокуса. Работал под псевдонимом Даи Вернон, который приобрел в результате банальной опечатки в газете. Он первый открыл микромагию. Скромный и обаятельный по натуре, он умел расположить к себе людей, многих обучил искусству иллюзии.

Советские иллюзионисты Кио – это уже целая династия. Родоначальником ее был Эмиль Теодорович Гиршфельд-Ренард (1894–1965).

К искусству фокусника он пришел через актерское мастерство. В начале карьеры работал в Московском театре миниатюр, впоследствии заинтересовался цирком. Кем он только не был – и берейтором, и администратором, и даже униформистом. И, наблюдая, ловкость рук циркачей, наконец-то решился выйти со своими фокусами на арену. Какие только шутки вокруг его фамилии ни ходили. Артист даже сам предлагал с юмором расшифровывать ее. Известны такие версии, как из слова «кино» выпала одна буква, КИО – «Киевский Известный Обманщик», «Как Интересно Обманывать», «Колдун Из Осетии». Манера исполнения фокуса была легкой, непринужденной, все обращалось как бы в незатейливую шутку. Он даже издал «пособие» «Фокусы и фокусники».
Наследники Эмиль Эмильевич и Игорь Эмильевич продолжили дело отца. Причем Эмиль (1938 г. р.) дебютировал в дошкольном возрасте, спрятавшись от товарищей в концертном ящике и выкатившись из него в момент представления на залитую огнями арену к удивлению не только зрителей, но и родителей.

Многие трюки из неисполняемых он сделал благодаря изучению законов физики осуществимыми. Например фокус с канатом, по которому идет гимнаст. Мягкий и гибкий при подбрасывании вверх он становился твердым, нужно было только правильно рассчитать нагрузки и верно выбрать материал для изготовления главного атрибута фокуса.
Игорь Кио (1944–2006) всегда выступал ассистентом своего отца. Впервые вышел на арену в 15 лет, когда Эмиль Теодорович заболел.

В своих постановках он старался подражать манере отца, придавая выступлениям характер целого спектакля. Отвлекающие телодвижения танцовщиц создают непринужденную обстановку. Ловкими руками распиливается девушка, а попавшая в клетку женщина превращается под куполом цирка в грозного хищника, царя зверей, льва, манекенщицы мгновенно меняют наряды на лазах у потрясенных зрителей и т. д. Он сделал очень много и для цирка, и для эстрады, и для телевидения. Его по праву называют «загадкой ХХ века», «королем волшебников».
Человеком-легендой, иллюзионистом экстра-класса считают Ури Геллера (1946 г. р.). Отождествляя себя с посланцем высшего разума, он начал с обыкновенных трюков: гнуть ложки, считывал картины в закрытой книге или запечатанном конверте. Затем усложнил фокусы. Сверхъестественное проглядывается в управлении часами.

Настоящий волшебник, человек, преодолевший пространство Дэвид Копперфильд (1956 г. р.). Первые фокусы демонстрировал еще в детском возрасте, с 12 лет стал профессионально выступать с ними. Копперфильд – гениальный генератор идей, воплощающий их в жизнь. Известны его фокусы по «похищению» статуи Свободы, способность летать и трюки высвобождения из огня и смирительной рубашки, стремительные падения с Ниагарского водопада и прохождение сквозь стены.

Самым молодым на сегодняшний день иллюзионистом является Дэвид Блейн (1973 г. р.). Прославился чудесными «оживлениями» птиц, карточными фокусами и создал собственное шоу.

Поистине фееричные трюки высвобождения из царства мертвых (захоронение заживо в пластиковом контейнере), заморозка во льду, заточение в ящике на полтора месяца без пищи демонстрировали сверхъестественные возможности. Блейн может простоять на вершине 22-метровой колонны 35 часов, на 17 минут задержать дыхание под водой. Правда, такие жертвы ради эффектного номера стоят ему здоровьем. Он и худеет, и испытывает клиническое переохлаждение, но зато он закоренелый рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. Блейн готов и дальше терпеть колоссальные нагрузки, рисковать собой, творить на пределе возможностей и придумывает новые трюки. В 2012 году американцы были шокированы программой «Наэлектризованный»: в течение 3 дней без перерыва простоял он в Нью-Йорке на электрическом столбе, притягивая на себя молнии. Зрителям разрешалось регулировать напряжение в трансформаторах с помощью установленного неподалеку от колонны компьютера. Силу тока молнии можно было наблюдать из Лондона, Пекина, Токио и Сиднея.

Иллюзии очаровывают взрослых и приводят в неописуемый восторг детей. Сразу хочется раздобыть где-нибудь цилиндр, белого кролика, и весь ближайший свободный вечер заставлять ушастое животное исчезать. Правда, сострадание к братьям нашим меньшим практически сразу уничтожает этот порыв. А вот желание смотреть на фокусы и каждый раз наивно пытаться их разгадать остается.

Парящая свирель Гордея Иванова

На Русь иллюзия как искусство пришла из Византии, а греческое «скоммархос» (потешник) надолго закрепилось за артистами этого жанра. Скоморохи развлекали и царей во дворцах, и простой люд на площадях. На рубеже XIX–XX веков искусство иллюзии успешно демонстрировал талантливый Гордей Иванов. Пластический трюк «Игра со свирелью» заключался в волшебном «парении» свирели, которая подчинялась движению рук фокусника, при этом исполнитель не касался инструмента. Руководить свирелью Гордею помогала невероятная пластика рук и… тончайший конский волос, но у зрителей создавалась волшебная иллюзия о «парящей свирели». Кстати, Гордей Иванов первым не побоялся указать на афишах свое русское имя. До него все русские исполнители выбирали исключительно иноземные псевдонимы: Флорандом называл себя Фролов, а Ларионов именовался не иначе как Леони.

Магический шар Нины Зубаль

Считается, что подобный фокус первым продемонстрировал японец Окито. Однако это не так. Жизнь этому номеру подарила одна из первых русских иллюзионисток Нина Зубаль, выступавшая в Санкт-Петербурге в мужском костюме герольда Средних веков (отсюда и ее псевдоним «Герольд»). Большой блестящий шар нанизывался на веревку, которую исполнительница растягивала в руках. В определенный момент она переворачивала веревку вертикально, но шар не съезжал вниз, а оставался в центре. Только реплики публики «Поехали!» и «Стоп!» приводили хрустальный шар в движение. Секрет фокуса прост: в шаре был сконструирован туннель, при сильном натяжении веревка плотно закреплялась в этом туннеле, но стоило только ослабить натяжение, и шар начинал движение.

Неистовый Александр

В начале XIX века публика рукоплескала Александру Германнову, который растворял поднесенный к губам бокал, а затем извлекал его из кармана одного из зрителей. При этом бокал был наполненным. Посередине номера один из зрителей вскакивал в изумлении и некоторой растерянности, потому что с его пальца таинственным образом исчезало кольцо. В руках фокусника серебряная монета становилась золотой. При этом иллюзионист практически непрерывно жонглировал, имитировал голоса птиц и животных. Ловкость рук и никакого мошенничества, скажете вы, и будете абсолютно правы! Пальцы иллюзиониста обладали исключительным проворством и подвижностью, а также были настолько сильны, что брошенные карты легко ловили зрители даже на самых дальних рядах. Любил Александр Германнов «пошалить» и вне работы, например за завтраком в ресторане. Исчезающие с тарелки и появляющиеся из галстука одного из гостей заведения яйца всмятку, превращающаяся в ботинок накрытая шляпой бутылка шампанского… При этом фокусник надевал ботинок на свою разутую ногу, а из-за пазухи доставал бокал с шампанским. В общем, веселились все, кроме официантов.

«Израненные» пальцы Александра Нагеля

Гвоздем программы Александра Нагеля стал фокус, простите за каламбур, «Прокалывание пальца гвоздем». Сам по себе фокус достаточно прост: сначала публике показывается один гвоздь, желающие даже могут убедиться, что гвоздь настоящий, а пальцы прокалываются совсем другим, специально изготовленным для фокуса. Мастерство фокусника заключалось в уникальном умении заворожить зрителей. Так, на одном из выступлений парижская публика обступила иллюзиониста со всех сторон, не оставив ему личного пространства, которое необходимо для выполнения того или иного трюка, но тот блестяще исполнил номер. Правда, Нагеля несколько обижало, что его постоянно просили исполнить номер с гвоздем. Как же еще можно объяснить, что на одном из представлений в ответ на очередную просьбу он реально проколол себе палец настоящим гвоздем? Правда, как настоящий профессионал, попытался превратить все в шутку.

Александр Вадимов. Фокусник-изобретатель

Известный трюк с протыканием стальной иглой был усовершенствован известным иллюзионистом Александром Вадимовым, который работал под псевдонимом Алли-Вад. В его исполнении человек, «проткнутый» иглой с лентой, сходил с этой самой ленты. Вадимов был не только исполнителем, но и изобрел много новых номеров и трюков, а также написал много полезных книг для начинающих любителей фокусов. Так, он сконструировал «тамбурин»: широкий, но тонкий шестигранник на ножках, спрятаться за которым просто невозможно. Тамбурин с двух сторон закрывали бумагой, которую иллюзионист разрывал, затем вытягивал оттуда ленту, а из тамбурина выпрыгивали две девушки. Кстати, долгое время в этом номере Вадимову ассистировали сестры-близняшки, которых в дальнейшем переманил в свою программу давний конкурент Александра Алексеевича – Эмиль Кио.

Эмиль Кио. Человек-молния

Семья была в шоке, когда Эмиль Кио начал работать в цирке – никто из родственников никогда не имел никакого отношения к этому виду искусства. В знаменитом цирке легендарного Чинизелли Кио был вынужден успевать все: продавать билеты, помогать дрессировать лошадей, летать под куполом, проводить собеседования с нанимающимися артистами. Иллюзии в жизни Кио появились, когда он купил свой первый «волшебный ящик» – чертовски хитрое приспособление, разработанное неизвестным гениальным немцем. Такие ящики можно было сжигать вместе с человеком, протыкать пиками, в общем, вытворять с их содержимым много любопытных манипуляций, в результате которых это самое содержимое легко выскакивало из ящика как ни в чем не бывало. Одна из первых иллюзий Кио «Омоложение» сегодня может выглядеть немного наивной, но в XIX веке публика захлебывалась от восторга. Дряхлую старуху, заботливо уложенную в ящик, со всех сторон пронзали шпагами, а в конце для верности добавляли еще и пику. Затем колюще-режущие предметы извлекались, крышка откидывалась и… перед изумленной публикой представала модная красотка с собачкой на руках. Еще один знаменитый трюк Кио в стиле Гудини – «Человек-молния». Кио при помощи публики связывали руки и ноги, он залезал в мешок, который завязывали и опечатывали. Мешок запихивали в сундук, сундук заколачивали гвоздями и перекручивали веревками. Ассистент произносил: «Три!», и Кио выскакивал из зрительного зала, а из вскрытого сундука и развязанного мешка перед публикой появлялись две очаровательные женщины. Игорь и Эмиль Кио с успехом продолжили дело отца.

Арютун Акопян. Великий манипулятор

Увлечение фокусами пришло к Арютуну Акопяну во время учебы в Московском институте землеустройства. На одном из эстрадных концертов он видит артиста-фокусника и начинает все свободное время посвящать фокусам. Уже будучи известным артистом со знаниями многочисленных фокусных секретов, он решает освободить свои руки от лишнего реквизита. Это становится возможным благодаря многолетней и упорной тренировке рук. В его программу входили фокусы, почти не предполагавшие участие реквизита и построенные на одной ловкости рук. Он становится фокусником-манипулятором. Даже при внимательнейшем неоднократном просматривании номера уследить за движениями его рук было невозможно. Он рвал афишу на миллион клочков, комкал обрывки, затем расправлял, и афиша оказывалась целой. Понятно, что в какой-то момент фокусник просто подменял афишу. Но в какой? Он репетировал по 18 часов в день, вскакивал с постели среди ночи, чтобы записать новый фокус, держал зрительный зал в напряжении без яркого реквизита и обольстительных красоток на протяжении получаса. Он был выдающимся, великим манипулятором! Его сын Амаяк Акопян тоже стал знаменитым иллюзионистом. Кстати, слова «алахай-малахай», которые так любил произносить во время своих номеров Амаяк, не пустой набор звуков, а слегка искаженное древнее ассиро-вавилонское магическое заклинание.

Магия существует на протяжении сотен лет, и со времен таких великих фокусников, как Гарри Гудини, многие старались изменить саму суть магии. Это список самых талантливых фокусников и их магических трюков.

Ричард Росс — Соединенные кольца

ссылка на ютуб

Ричард Росс был голландским фокусником, известным своей ловкостью рук, кажущимся таким же удивленным своими фокусами, как и зрители. Этот трюк был исполнен в 1983 г. Внимательно следите за кольцами, как они приближаются и отдаляются друг от друга. Простое, но безупречное действие.

Зубы — Дэвид Блэйн

ссылка на ютуб

Известный иллюзионист и артист, показывающий свою выносливость, знаменитый многочисленными уличными трюками и появлением на телевидении. Его прозвали современным Гудини. В этом фокусе он вытягивает зубы у девушки, затем, подув на нее, заставляет их появиться на своем месте. Это вас шокирует.

Разрезанная чашка — Пол Дэниелс

ссылка на ютуб

Английский фокусник, ставший известным после нескольких телевизионных представлений, программ и живых шоу. Трюк с чашкой – быстрый, интерактивный и развлекательный. Как говорит сам Пол Дэниелся, он потратил 300 представлений, чтобы правильно сделать фокус. Ловкость рук идеальна. Это работа мастера.

Гарри Блэкстоун младший — Парящая лампочка

ссылка на ютуб

Гарри Блэкстоун мл, сын Гарри Блэкстойна старшего, (известного как Великий Блэкстоун), умер в 1997г. Его отец родился в 1885г., и вместе они долгое время давали магические представления. Клип показывает лампочку без проводов, парящую по сцене и зрительному залу.

Ланс Бертон — Голуби

ссылка на ютуб

Мастер магии, Виллиам Ланс Бертон сейчас дает вечерние концерты в Лас- Вегасе, но в его карьере были многочисленные телевизионные представления с великолепными трюками. Он победил в конкурсе фокусников в Кентуки. Ланс начал делать фокусы уже в пять лет. Его трюк с голубями был выбран за профессионализм и умение.

Крисс Энджел — Пешком по воде

ссылка на ютуб

Крисс Энджел – самый мрачный фокусник из этого списка, знаменитый своими шоу Сумасшедший, Верьте и Феномен. Он известен своей темной магией. В этой иллюзии показывается бассейн с людьми, которым он показывает, что может идти по воде, выполняет свой трюк, пока они смотрят и плавают вокруг него и под ним.

Дэвид Копперфильд — Исчезающая статуя свободы

ссылка на ютуб

По стандартам фокусников заставить исчезать объекты – это простой случай обмана, иллюзии, ловкости рук или ошибка. Это проходит с картой или украшением, но как насчет чего-то побольше? Зигфрид и Рой стали знамениты после трюка с исчезающим слоном, Копперфильд пошел дальше и заставил исчезнуть статую свободы в Нью-Йорке. Это надо увидеть, чтобы поверить.

Чета Пендрагон — Метаморфозы

ссылка на ютуб

Пендрагон – это муж и жена, фокусники из Америки. Они известны своими быстрыми и опасными иллюзиями. В 2006г. Джонатан Пендрагон упал на стрелу во время репетиции опасного трюка. Стрела задела печень, желудок и сердце, но он выжил. Их фокус метаморфозы признан самым быстрым фокусом в истории.

Пенн и Теллер — Пуля

ссылка на ютуб

Трюк Поймай пулю не только совершенно опасный, но также совершенно великолепный. Фокусники смешивают энтузиазм Пенна с молчаливостью Теллера и добавляют щепотку юмора, делая шоу очень занимательным.

Дэвид Копперфильд — Смертельная пила

ссылка на ютуб

Дэвид Копперфильд – официально самый успешный фокусник в истории, продавший более 40 млн билетов на свои шоу и получающий более 1 млрд долларов. У него 10 мировых рекордов Гиннеса, 20 наград Emmy, звание Живой легенды и многие другие, а также он первый фокусник, у которого есть своя звезда на Аллее Славы в Голливуде. Его трюки очень впечатляющие и драматичные, у него есть харизма и пластика, которые сделали Копперфильда образцом для фокусников по всему миру.

За каждым фокусом стоит работа большой команды и уловки, больше похожие на обман

20 декабря 1946 года родился иллюзионист Ури Геллер, который еще якобы с детства умел передвигать стрелки часов и читать мысли своей матери. Однако бывший фокусник Джеймс Рэнди, готовый заплатить $1 миллион тому, кто докажет наличие у себя паранормальных способностей, более чем скептически относится к умениям Ури Геллера и доказывает их несостоятельность. Кстати, последний отказался пройти тесты в фонде разоблачителя фокусов. И продолжает «гнуть» ложки силой мысли и «видеть», что изображено на спрятанном от него рисунке.

Ури Геллер: ложка мастера боится

Звезда Ури Геллера в полную силу засияла в 70-е годы, когда он начал принимать участие в телешоу. Знаменитый иллюзионист прославился благодаря сгибанию металлических ложек. Тогда же его феноменом заинтересовались ученые и предложили фокуснику-экстрасенсу пройти ряд исследований. Вывод: «Способности Ури – это не гипноз, не иллюзия, не эффект внушения, а реальные психофизические явления». Но тут вмешался Джеймс Рэнди, который к физикам отправил своих единомышленников-скептиков.

Под чутким руководством своего учителя, который пока никому так и не вручил свой $1 миллион, четверо подопытных сумели убедить ученых в том, что тоже обладают суперспособностями. Рэнди разоблачил Геллера, объяснив, что тот использует ложки из мягких металлов и сплавов, которые стоит потереть пальцем, и от тепла на глазах у изумленных зрителей они сгибаются. Разоблачитель обратил внимание на то, что иллюзионист работает исключительно с личным реквизитом, а вот чужие приборы в руки не берет, находя разные отговорки.


Рэнди зафиксировал, как с помощью специальной линзы в очках Геллер подглядывает, что же рисует ведущая телешоу, и тут же, без каких-либо проблем, повторяет изображение за ней. Между прочим, Ури новых фокусов так и не придумал. А в последнее время вообще стал проповедником-парапсихологом.

Гарри Гудини: сквозь кирпичную стену

wikimedia

Знаменитый волшебник и маг первой половины XX века Гарри Гудини мог выбираться из запертых ящиков, опущенных под воду. Проходить сквозь кирпичную стену, выбираться из смирительной рубашки, покидать запертую тюремную камеру, будучи закованным в наручники. И снова никаких сверхспособностей, а лишь мастерство, хитрость и магия иллюзии.

Он знал о замках и отмычках все. Перед знаменитым фокусом Гудини прямо в тюрьме, пока его жена отвлекала внимание полицейских, изучал запоры, затем готовил миниатюрные отмычки. Перед тем как он специально сажал себя в камеру, супруга во время прощального поцелуя передавала ему отмычку, которую Гудини прятал во рту. В смирительной рубашке работал мышцами, напрягая их и расслабляя, чтобы ослабить натянутую ткань. А из бидона с молоком вылезал, легко выталкивая запоры вместе с крышкой именно изнутри. Снаружи их нельзя было сдвинуть. Из ящика, опущенного под воду, выскальзывал с помощью двух неприбитых досок.

В 1918 году Гарри Гудини в первый и последний раз исполнил фокус с исчезновением слона, использовав оптическую иллюзию. Животное накрывали белым покрывалом, а под ним было еще одно – из черного бархата. Цвет в цвет со шторами сцены. На черном фоне ящик с темным покрывалом был незаметен.

Через кирпичную стену, которую возводили прямо на ковре, маг «проходил» через узкий лаз, что располагался под конструкцией.

Дэвид Копперфильд : полеты во сне и наяву

wikimedia

Копперфильд также не увидит миллиона Рэнди. Фокусник, прославившийся полетами через Гранд-Каньон в Аризоне, в стеклянном ящике и на сцене с девушкой на руках, не обладает магическими способностями.

Давно уже известно, что «летает» иллюзионист при помощи тонкого суперпрочного волокна, используемого в космической промышленности. Разглядеть его уже нельзя с расстояния полуметра. А исчезновение Статуи Свободы даже вошло в Книгу рекордов Гиннеса, хотя этот секрет тоже раскрыт.

Съемки проводились в темное время суток. Между световыми вышками натянули материю, закрывшую статую, а потом выключили освещение, и Свобода «пропала» на фоне ночного неба, когда опустили ткань. При этом зрители сидели на достаточном расстоянии и были ослеплены прожекторами.

В 1990 году иллюзионист нырял в Ниагарский водопад и почти сразу выбирался из него... сухим. Явно не обошлось без каскадера. А Великую Китайскую стену в 1986 году Копперфильд проходил через пролом, который быстро потом заделали. Почему-то это трюк он больше не повторял, видимо, дорого обошелся.

Дэвид Блейн : тест на внимательность


turkcewiki

Популярный сегодня американский фокусник и иллюзионист, уличный маг Дэвид Блейн тоже не тянет на сверхчеловека, несмотря на то, что его фокусы и сегодня шокируют публику. Им легко найти объяснение. Трюк с переводом стрелок на часах зрителя не такой уж и сложный. Главное, выбрать человека, у которого часы с подкручивающейся головкой, а потом заболтать владельца и постоянно отвлекать. Пока он не видит, Блейн одной рукой манипулирует своими часами, а другой – участника эксперимента.

Излюбленный фокус: иллюзионист пытается угадать карту, которую вытянул из колоды, загадал и обратно положил прохожий. Фокуснику якобы никак не удается назвать карту, и в итоге в приступе мнимой ярости Дэвид Блейн швыряет колоду в окно. Чудесным образом выбранная карта прилипает к стеклу. На самом деле в этот момент он работает с помощником, у которого в руках такая же вторая колода. Невидимый наблюдатель, который стоит за окном, видит ту самую карту в руках зрителя и с помощью кусочка воска незаметно прилепляет ее к стеклу.


Еще один фокус под названием «заколдованный пепел». Человек из толпы пишет в записной книжке свое имя, затем мнет бумажку и сжигает. Блейн берет пепел, втирает его в свою руку, на которой волшебным образом проступает нужное имя. Пока происходит действие, иллюзионист в книжке подсматривает отпечаток имени на другой странице. Отвлекая внимание зрителя, мылом или воском выводит загаданное слово на руке, а после берет немного пела и втирает в руку. Порошок липнет к воску или мылу, проявляя имя.

turkcewiki