Легенды о рыжем люторе. Лекс Лютор в тюремной камере. Расширенная версия. Бэтмен против Супермена: На заре справедливости С кем разговаривал лекс лютор

C финансовой точки зрения новый комиксный суперблокбастер «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости » состоялся. Он уже собрал более 400 миллионов долларов, и ему вполне по силам преодолеть планку в миллиард долларов. Критики, однако, разнесли фильм по кочкам, и у поклонников комиксов тоже нашлось немало претензий. В частности, многие профессионалы и непрофессионалы сошлись на том, что из картины не ясно, почему Лекс Лютор прилагает столько усилий для уничтожения Супермена. Действительно, эта тема раскрыта невнятно, поскольку Лютор часто говорит метафорами и обиняками. Но если осмыслить слова Лютора в контексте фильма, то его мотивация окажется вполне прозрачной. И раз это для многих камень преткновения, то мы решили рассказать, как мы понимаем поступки суперзлодея. Эта статья не рекомендуется тем, кто еще не видел картину, но мы все же постарались свести спойлеры к необходимому минимуму.

Чтобы понять логику Лютора и Бэтмена в фильме Зака Снайдера , нужно осознать, что начало картины воскрешает в памяти американцев чудовищные события 11 сентября 2001 года. Конечно, по сути своей воспроизведенное в «Бэтмене против Супермена» сражение Супермена с криптонцами в небе над Метрополисом, которое мы уже видели в «Человеке из стали », имеет мало общего с терактами радикальных исламистов. Но с точки зрения тех, кто в те дни бессильно взирал в небо, разница была невелика.

11 сентября террористы в Нью-Йорке не просто разрушили небоскребы и убили тысячи американцев. Они унизили государство, которое тратит на свою армию больше, чем все его противники и союзники вместе взятые. Да, Америка никогда не была безопасной страной. Но после развала СССР и всего советского блока единственной угрозой для американцев стали другие американцы. И тут такой афронт. Символы американского капитализма уничтожили люди с ножами для резки картона. И эта трагедия породила колоссальную психологическую травму, несравнимую с реакцией на теракты в привычных к ним странах. Для Израиля палестинские преступления - страшная рутина. Для Америки же 11 сентября было днем крушения мироздания. И это немедленно проявилось во всем - прежде всего в готовности на любые нарушения чужих и собственных прав и свобод, лишь бы никогда больше не почувствовать столь же бессильными.

Кадр из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости"

Наложим эту реальную ситуацию на трагедию вымышленного Метрополиса. Что почувствовали американцы и все земляне в тот день, когда война пришельцев превратила многие небоскребы в руины? Очевидно, тот же экзистенциальный ужас перед крушением мироздания. Для публики, наблюдавшей за катастрофой из зрительного зала, финал «Человека из стали» был демонстрацией героизма Супермена - хорошо знакомого и понятного поклонникам комиксов. Но для вымышленных землян Супермен был столь же страшен, как его инопланетные враги. И не важно, на чьей он стороне. Американские атомные бомбы тоже на стороне американцев - но разве это делает их менее ужасающим оружием? А Супермен куда страшнее атомных бомб и президентов с «атомными чемоданчиками», поскольку он может уничтожить Землю и остаться в живых, а для землян применение сверхмощного оружия - самоубийство.

Чем выше взлетаешь, тем больнее падать, и самым шокирующим сражение над Метрополисом было для тех, кто потратил всю свою жизнь на то, чтобы никогда больше не чувствовать себя беспомощным. «Бэтмен против Супермена» показывает, как эта трагедия повлияла на Бэтмена, и он проводит параллель между событиями в Метрополисе и гибелью родителей Брюса Уэйна. В том, что случилось с семьей Брюса, не было вины маленького мальчика, но дети верят, что мир вращается вокруг них, и боль от потери родных всегда была для Уэйна смешана с чувством стыда от того, что он не смог их защитить. Поэтому Бэтмен потратил десятилетия на превращение себя в борца с преступностью, которого нельзя застать врасплох.

И вот, после всех его подвигов, в день битвы над Метрополисом Уэйн вновь почувствовал себя беспомощным мальчишкой, которому нечего противопоставить злодеям. Даже не зная об этом, Супермен унизил Бэтмена так, как его не унижали с детства. И это становится ключевой мотивацией Темного Рыцаря, хотя, конечно, он придумывает и более героические причины для охоты на Супермена.

Фильм Снайдера не показывает, где был и что чувствовал Лекс Лютор в день битвы над Метрополисом. Но он проводит параллель между суперзлодеем и супергероем, и чувства Бэтмена можно использовать как ключ к чувствам Лютора. Мы узнаем из картины, что отец Лекса, которого все окружающие считали блистательным бизнесменом и воплощением Американской Мечты (Лютор-старший сбежал в Штаты из советской ГДР), был домашним тираном и что чувство беспомощности, которое накрыло маленького Уэйна в день гибели его родителей, было для маленького Лекса страшной повседневностью. И когда парень наконец-то избавился от отцовского гнета, он использовал свою корпорацию, чтобы стать закулисным вершителем судеб мира.

Промо-кадр к фильму "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости2

Это совершенно иное поведение, чем в случае Бэтмена, но если разобраться, это тот же феномен - человек с посттравматическим синдромом делает все возможное и невозможное, чтобы всегда быть на коне и чтобы никто в мире не мог ему помешать. Поэтому Супермен своим появлением унизил Лекса так же, как он унизил Бэтмена. Что повлекло предсказуемое и одержимое противодействие. «Карфаген должен быть разрушен!» - как говорили римляне, опасавшиеся соседства с африканской империей.

При этом, если Бэтмен, в принципе, способен поверить, что Супермен ему не враг и что с ним можно сотрудничать (пусть и держа про запас криптонитовое оружие на случай предательства), то для Лютора этот вопрос закрыт. Он не верит в героическое благородство, поскольку годами видел истинное лицо своего отца, скрытое от всех, кроме членов семьи. И чем громче люди прославляют «божественного» Супермена, тем сильнее Лютору хочется его опозорить и уничтожить. В детстве Лекс не мог противостоять отцу, богу для всего мира и демону для своего сына. Теперь же у него есть шанс метафорически расквитаться, и никакое преступление ради этого не кажется ему слишком страшным. Со стороны это может показаться нелепым, но для того, кто страдает посттравматическим синдромом вкупе с нестабильностью психики, это вполне осмысленное поведение.

Давайте вместо этого покопаемся в фильме, отдадим дань уважения исходному материалу, а заодно попробуем понять, что же ждет вселенную DC-фильмов в будущем. В этом материале вы найдете список самых невероятных отсылок, которые вы, вероятнее всего, не заметили (так, я даже после второго просмотра не уверен, что мне не померещилось граффити «Who Watches The Watchmen»). Но кое-что мне известно точно: многое из перечисленного вас удивит.

Когда Брюс взламывает файл, украденный у Лекса Лютора, он находит фотогографию, в которой так нуждалась Чудо-Женщина. На этом фото, датированным 1918 годом, она позирует рядом… со Стивом Тревором! Которого, кстати, играет Крис Пайн.

В фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» висит костюм Робина, на котором написано: «Ха-ха-ха тебя разыграли, Бэтмен». Это дает намек на то, что Джокер уже убил Джейсона Тодда, либо Джейсон Тодд это и есть Джокер (что противоречит канону). При этом, в словах Альфреда есть намеки на ожесточение Бэтмена, что поддерживает первую версию.

Когда Бэтмен устраивает слежку за отгрузкой криптонита с Белого Португальца, он прячет Бэтмобиль в месте под названием Nicholson Trading Co. Хорошая отсылка к одному из прошлых Джокеров, не правда ли? Наконец, можно вспомнить знаки вопроса, нарисованные то тут, то там, и приписать их Загадочнику.

Брюс Уэйн приезжает к Лексу Лютеру на автомобиле Aston Martin DB Mark III. Машина именно этой марки, оснащенная множеством гаджетов и настроек, была у Джеймса Бонда в оригинальном романе Яна Флеминга «Голдфингер».

Исследовательская лаборатория S.T.A.R. Labs сегодня – ключевой элемент сериала Флэш, служащий базой главного героя. Но когда-то лаборатория была еще и местом работы Силаса Стоуна, отца Киборга. В то же время Джо Мортон, который играет Силаса Стоуна, играл похожую роль в фильме Terminator 2: Judgment Day – там он стал создателем Skynet.

Наверняка вы помните сцену, где Флэш появляется из экрана монитора, чтобы доставить Брюсу Уэйну зловещее сообщение. Это кивок в сторону «Кризиса на Бесконечных Землях», где Барри делает ровно то же самое (и так же исчезает, прежде чем Бэтмен понимает, насчет чего или кого он был прав). Снайдер намекнул, что к этой временной шкале мы в том или ином виде вернемся в Лиге справедливости (Флэш упоминает, что он отправился слишком далеко в прошлое, так что решение Брюса собрать команду могло изменить будущее).

Упоминание о том, что Лоис Лейн мертва, а «алая вспышка» в будущем носит доспехи – это кивок в сторону видеоигры Injustice: Gods Among Us, так же изображающей мир с Бэтменом и Суперменом в состоянии войны.

Зак Снайдер позаимствовал множество линий из комикса The Dark Knight Returns. Но один из самых крутых моментов в фильме – противостояние Бэтмена и Анатолия Князева. Похожая ситуация была и там: проломив стену, Бэтмен, как и на изображении, направляет пистолет на злодея… Но, вместо того, чтобы выстрелить ему в голову, герой стреляет в бензобак, и КГБист сгорает в огне! Впрочем, учитывая, что наемник был в шаге сжигания Марты Кент заживо, вряд ли выстрел в него стал бы худшим поступком в мире.

Во сне Брюса о визите на могилу матери, могильная плита начинает кровоточить, но прежде чем нечто ужасное вырывается оттуда, герой просыпается. Сначала я думал, что внутри могилы Парадемон, но затем пригляделся и понял – это Человек-Летучая мышь (Кирк Лангстром, использовавший сыворотку для этого превращения и ставший членом тайного общества суперзлодеев)!

Является ли это существо метафорой всех ужасов, творящихся в сознании Темного рыцаря, или это просто кошмар с одним из его старых врагов, но очевидно, что Снайдер не зря ссылается на этого плохого парня. Удивительно, что это единственная реальная отсылка к Галерее Злодеев Бэтмена (Batman Rogues Gallery) помимо упоминаний Джокера, которые мы видели в трейлерах и которые, видимо, не вошли в финальный вариант монтажа. Интересно, будет ли эта линия расширена в Ultimate-версии фильма?

Ещё одна вещь, которую можно пропустить в первом просмотре – уникальный взгляд Снайдера на смерть Томаса и Марты Уэйн. Ведь сцена из вступительных титров – когда ожерелье Марты разрывается отдачей стреляющего пистолета – практически один в один сошла со страниц комикса The Dark Knight Returns. Так же как и сцена с вознесением Брюса в небо летучими мышами – это уже прямое цитирование комикса Миллера. Интересно, что сцену с убийством родителей Брюса можно воспринимать и как отсылку к смерти Комедианта из Хранителей – очень многие элементы схожи.

В компании Виктора Стоуна и его отца мы провели только несколько мгновений, но таинственное устройство, которое последний использует, чтобы вылечить сына – определенно является Материнским ящиком (квазиживой компьютер, созданный на Новом Генезисе)! Это небольшое изменение в истории происхождения персонажа: его кибернетические усовершенствования дают Виктору возможность общаться с Материнским ящиком и создавать Бум-трубы (Boom Tubes) для телепортации коллег по Лиге справедливости. Тем не менее, восстанавливая его тело, Материнский ящик отсылает Киборга к Дарксайду, что должно сделать его ещё более важной частью команды.

Это может быть натяжкой, но в конце фильма Лекс Лютор кричит: «Динь-динь-динь!». Напоминает звуки, которые обычно издают Материнские ящики, и создается ощущение, что Лекс намекает на прибытие Дарксайда.

Во время похорон Супермена легко услышать звук, похожий на сердцебиение - очевидный намек, что Человек из стали определенно не умер. Было бы легко предположить, что этот звук всего лишь часть мощного саундтрека Циммера, но его ужасно много и он ужасно похож на сердцебиение. И это выглядит как ещё одна гигантская отсылка к The Dark Knight Returns. Именно там Супермен слышал ещё бьющееся сердце Бэтмена, после того, как тот фальсифицировал свою смерть во время их боя. И пока Брюс, Диана (Wonder Woman) и Лоис ещё не знают о грядущем возвращении героя, нет сомнений в том, что Снайдер включил это в фильм в качестве отсылки к первоисточнику (к тому же, желание экранизировать именно этот комикс Зак не раз высказывал).

Во время съемок фильмов «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» и «Звёздные войны: Пробуждение силы», Зак Снайдер и Дж.Дж.Абрамс часто подшучивали друг над другом (вспомним бэтмобиль, взятый на буксир «Тысячелетним соколом» и арест штурмовика за угон бэтмобиля). В фильме «Бэтмен против Супермена» тюремный комбинезон Лекса Лютора имеет номер «TK-421». Именно так звали одного из штурмовиков, служивших на борту первой «Звезды Смерти», чью форму украли Хан Соло и Люк Скайуокер.

Несмотря на то, что это было показано в трейлерах, вряд ли все знакомы с Омегой. Дарксайд использует этот символ, чтобы отметить тех, кто уязвим к его заражению. Может ли это быть признаком того, что он каким-то образом заразил Супермена? Скорее всего, речь идет о потере Лоис, которая привела Кларка на темную сторону. Помимо комментариев Лекса в конце фильма, нет никаких других крупных отсылок к этому злодею. Хотя мы видим Парадемона, который выглядит так, будто только что сошел со страниц «Лиги Справедливости» Джефа Джонса и Джима Ли. Это очень крутая отсылка к Апокалипсису (планете), и, возможно, нас познакомят как с ней, так и Дарксайдом, когда выйдет «Лига справедливости».

Помните фотографа в начале фильма? В недавнем интервью Зак Снайдер подтвердил, что этим парнем был Джимми Олсен (молодой фотокорреспондент, друг Лоис Лейн, Кларка Кента и Перри Вайта). Представившийся фотографом, Джимми на самом деле был агентом ЦРУ, и был убит выстрелом в голову (как бы то ни было, он пытался защитить Лоис, перед тем как умер). По словам Снайдера, Олсен получит больше экранного времени в расширенном издании «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости».

Зак Снайдер много говорил о желании улучшить Супермена, чтобы создать более интересный характер для аудитории (когда подобное не выходит - получается «Возвращение Супермена»). Но в BvS он ещё и шутит над теми, кто хотел бы видеть старомодную версию героя.

Когда Кент вспоминает о старых идеалах The Daily Planet, Перри Уайт (главный редактор газеты в исполнении Лоуренса Фишборна) говорит, что они устарели, ведь уже далеко не 1938-й. И это отсылка к году, когда впервые был напечатан комикс с Суперменом. Интересно и то, что Перри также обращается к Кларку, называя его «Смолвиль». А это ласковое прозвище в комиксах обычно использовала Лоис Лейн (и кроме того, это отсылка к сериалу от CW и становлению Супермена).

При подготовке статьи использовались следующие источники : comicbookmovie , moviepilot
Над материалом также работали : ,
Наша рецензия на Batman v Superman :

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Как и многие персонажи популярных комиксов, Лекс Лютор за время своего существования перенес несколько довольно серьезных изменений. Когда-то обладавший роскошной рыжей шевелюрой, злодей в современных комиксах чаще всего представляется абсолютно лысым; когда-то бывший шаблонным маньяком, жаждущим захватить власть во всем мире, сейчас Лютор нередко предстает трагической фигурой, бессильной забыть о своем неконтролируемом желании уничтожить Супермена.

Решив очиститься перед общественным мнением, Лютор подался в большую политику и в конечном итоге сумел даже дослужить до президента. Помогли ему в этом любовь к высоким технологиям и участие в компании по восстановлению Готэма (Gotham) – разрушенного, как стало известно позже, из-за ошибки самого Лютора. Некоторое время Лютору везет, однако впоследствии в ходе истории "Супермен/Бэтмен: Враги общества" ("Superman/Batman: Public Enemies") Лютор открывает свое истинное лицо. Очередной бой с Суперменом заканчивается для президента Лютора очередным поражением – и, разумеется, потерей президентского кресла.

В плане физических способностей Лекс Лютор практически не превосходит обычных людей; в некоторых историях он демонстрирует отличную спортивную подготовку, однако ничего превосходящего уровень хорошо подготовленного бойца он явить не может. Главным оружием Лютора был и остается его ум; таланты Лекса проявлялись практически во всех областях научного знания – он изучал энергетику и голографию, робототехнику и вычислительные технологии, биотехнологии и химию. Сам Лекс прекрасно осведомлен о своем высоком интеллекте и ровней себе считает разве что межпланетную сущность Брейниака (Brainiac). Увы, победить Супермена чистым интеллектом Лютору удается не всегда; иногда даже гению приходится снисходить до банального физического насилия. Разумеется, в честном бою против Супермена Лекс выстоять бы не сумел; многочисленные боевые костюмы и активное использование криптонита, однако, делают его опасным врагом и для практически непобедимого героя.


_____________
Лекс Лютор! Самый большой криминальный разум нашего времени! Постоянная проблема Супермена! Мистер Лютор появлялся столько раз на экране, что почти стал легендой злодеев кино. И вот в 2016 году в фильме "Бэтмен против Супермена" злой гений переродится.

Джесси Айзенберг становится следующим лысым ученым. Давайте ознакомимся с эволюцией Лекса до Джесси.


# Atom Man vs. Superman (1950)

Сколько актеров могут сказать, что сыграли как Лекса Лютора так и капитана Гордона? Не один, кроме этого. Лайл Талбот первый, кто сыграл Лекса. Он же в 1949 году сыграл Джима Гордона в экранизации Бэтмена. Актер носил резиновый парик, чтобы имитировать лысину. Лекс Лютор вышел послевоенный, что логично учитывая годы.

# Superman: The Movie (1978), Superman II (1981), Superman IV: The Quest for Peace (1987)

Самый известный актер, который когда-либо играл Лекса Лютора. Джин Хэкмен был своенравным человеком и отказался бриться на лысо, что заставило проявить смекалку гримеров. Хэкмен принес персонажу высокомерный шарм. Персонаж отлично сочетался с Суперменом Кристофера Рива. Его Лекс отлично ладит с наукой и более занят получением денег, нежели желанием уничтожить Супермена.

# Superboy (1988)

В 1986 году DC Comics переродили Лекса Лютора. Больше не было сумасшедшего ученого с желанием уничтожить Супермена, который в итоге попадет в тюрьму строгого режима. Лекс стал миллиардером и уважаемым человеком. Он прятал свои грязные делишки за благотворительностью и армией юристов.

# The Adventures of Superboy (1989-1992)

Шерман Ховард первый Лекс более похожий на героя комиксов. Большого человека в городе заменил сумасшедший ученый, которому нечего терять. Говард иногда переигрывал психопатию Лекса и более походил на Джоккера. Но кто его может винить, если до него никто не показал Лекса как больного на всю голову ученого. Опыт Шермана помог создать Лекса таким, какой он сейчас.

# Lois and Clark: The New Adventures of Superman (1993-1997)

Джон Ши показал Лекса как уважаемого бизнесмена. В первом сезоне приключений Лоис и Кларка Джон очаровал зрителя видением Лекса. Он был остроумный и жизнерадостный человек, который соперничал, а не враждовал, с Суперменом. Этот Лекс думал о интересах Метрополиса. В конце даже испытывал влечение к Лоис. Этот Лекс вежливый и очаровательный, но в тоже время опасный, как кобра.

Клэнси Браун

# Superman: The Animated Series (1996-2000), Justice League Unlimited (2000-2006)

Было много актеров, кто озвучивал Лекса в мультипликации, но только Клэнси Браун закрепился окончательно. Лекс показан как "миллиардер промышленник", который имеет знания науки и средства. К концу "Лиги Справедливости" Лекс конечно использует науку и деньги для зла. Этот Лекс отличается корпоративностью. Лекс Лютор часто заключает союзы и отлично ладит с другими злодеями. Также Лекс показан как не только человек науки, но и тот кто, сев в робота, может дать по морде Супермену.

# Smallville (2001-2011)

Майкл Розенбаум стал одним из самых любимых злодеев телевидения. Лютор Розенбаума показывает то, чего зритель и хотел - как Лекс стал Лексом. Он постепенно уходит на темный путь, который был не избежан. Лекс показан как уверенный в себе человек, который ценит дружбу и отношения. Он пытается бороться с кознями отца. В итоге этого трагического героя заносит в лигу злодеев, но считать Лекса версии Смолвиля злом - нельзя: трудно судить преданного друга Кларка Кента, которого судьба заставила свернуть не там.

# Superman Returns (2006)

Лекс помешан на прибыли. Перед ним мешаются неуклюжие помощники. Поскольку Лекс в конце избивает Супермена криптонитом, можно сказать, что Лекс 2006 обижен на Супермена и имеет скрытых внутренних демонов. Но в быту он показан как несерьезный злодей. Фильм 2006 года вообще очень несерьезный.

_____________________

И вот в 2016 году мы увидим нового Лекса Лютора. Каким-же он будет?

Смахиваем пыль с давно забытой рубрики «Топ 10 спорных моментов» . За миниатюру к посту спасибо нашему другу Асету .

Почти три года назад мы подумали, что данный формат не совсем себя оправдал, и решили в дальнейшем ограничиваться рецензиями на фильмы. Что символично — последним материалом из этой серии стал как раз «Человек из стали» . И вот спустя все эти годы мы решили еще раз вернуться и попробовать разобрать все спорные моменты фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» . Мы не претендуем на объективность и истину в последней инстанции, но возможно после прочтения вы поймете что именно нам не понравилось и почему фильм получил такую низкую оценку.

1. Эвакуация не для слабаков

Первый неоднозначный момент поджидает нас в самом начале фильма. Мы видим ту самую битву Криптонцев в Метрополисе, город постепенно погружается в руины, над центральными улицами завис огромный инопланетный модуль, а местные жители в панике мечутся меж падающих небоскребов. И все бы ничего, если бы не Брюс Уэйн, который лично прилетел в Метрополис на своем вертолете и мчит на все парах к зданию Wayne Ent., чтобы дать команду эвакуировать всех сотрудников.

То есть служба безопасности и здравый смысл не позволили управляющему самостоятельно принять решение об эвакуации. «Он хочет, чтобы мы покинули здание» — говорит Фрэнк сотрудникам после разговора с Уэйном, и в этот момент небоскреб начинает рушиться. Сотрудники в панике пытаются спастись, а сам Фрэнк зачитывает молитву и навсегда становится недоступен для звонков.

Судя по дальнейшим кадрам спастись удалось немногим и при помощи одной жертвы с именем, одного калеки и одной осиротевшей девочки Снайдер закладывает условный фундамент для будущей ненависти Бэтмена к Супермену. Как в лучших учебниках по режиссерскому мастерству. Проблема лишь в том, что сама ситуация выглядит несколько комично. Это какая там трудовая дисциплина, что люди перед лицом верной смерти боятся покидать свое рабочее место без отмашки руководства? За опоздания им сразу ставят бэт-клеймо?

2. Баш на безбаш

Не менее спорно выглядит сотрудничество Лекса Лютора с правительством США. Точнее расстановка акцентов. Наглый самодовольный миллиардер требует разрешение на ввоз радиоактивного инопланетного минерала, полный доступ к космическому кораблю пришельцев и тело Генерала Зода. Взамен на… да по сути ни на что. Что мешает правительству конфисковать криптонит на границе и самостоятельно разработать оружие против Супермена? Впервые на моей памяти военные не пытаются наложить лапу на невероятную военную мощь и остаются не то что за кадром, а вообще за бортом. Что такого может предложить LexCorp взамен? Вряд ли дело в технологической базе, все-таки ВПК США наверняка не сильно уступает пещере Бэтмена, который в конечном итоге оказался проворнее всех и сам смастерил то самое оружие.

И ладно бы переговоры с сенаторами вел убедительный и расчетливый манипулятор из комиксов, но нет, перед нами вспыльчивый инфантильный социопат, который сует вишневые конфеты в рот серьезным правительственным функционерам. Вы бы доверили такому парню доступ к возможно самой важной информации на планете?

3. Экспериментальные пули — залог успеха

Представьте, что вы гениальный злодей и у вас есть сложный многоступенчатый план по дискредитации Супермена. План, который навсегда уничтожит репутацию героя, культ вокруг его личности и развернет общественное мнение на 180 градусов. Вы решаете зайти издали и где-то в Африке организуете театральную постановку с террористами, наемниками и Лоис Лейн в главной роли. Потому что Лоис Лейн — это как бэт-сигнал для Супермена. Хочешь пообщаться с ним — просто столкни его даму сердца с крыши небоскреба или начни в нее стрелять. Красный плащ не заставит себя долго ждать.

Но вернемся к коварному плану, вы уничтожаете целую террористическую ячейку, расстреливая бандитов и местных жителей экспериментальными патронами, и валите вину за все на Супермена. Имеет ли это достаточный общественный резонанс? Нет. Позволяет ли эта операция выйти на вас? Да, и без особого труда. Лоис Лейн потребовалась ровно одна встреча и несколько дней, чтобы узнать, что подобным патронам нет аналога и они произведены компанией LexCorp. Внимание вопрос: зачем использовать уникальные, считай именные патроны, для того чтобы кого-то подставить? Зачем вообще использовать огнестрельное оружие, чтобы подставить Супермена!? Почему не дать своим наемникам, к примеру лазерные пушки, которые прожгут в жертвах раны, похожие на те, что в теории мог нанести Супермен? Да и вообще в чем смысл этой операции?

Если вы хотели поднять риторику о том, что Супермен ставит себя выше мировой политики и считает возможным вмешиваться в международные конфликты, вторгаться в иностранные государства, убивать террористов и наводить там порядок, то вы этого банально не сделали. Люди на телеэкране обсуждали совершенно иные вопросы, а мировые лидеры, включая президента США просто проигнорировали этот инцидент. Да, было слушание в сенате, на котором выступала одна из уцелевших местных жительниц, но тут возникает другой вопрос: почему инцидент, произошедший а Африке, обсуждают в сенате США? Наши американские коллеги также недоумевают по этому поводу, так что сослаться на некую существующую практику нельзя.

Но может Снайдер и Террио просто хотели побыстрее убить Джимми Олсена? Да, тот парень фотограф с Лоис и есть Джимми Олсен. А вы думали сериал «Супергерл» это худшее, что могло случиться с этим персонажем?

4. Пыльное кунг-фу

Пожалуй самым ярким негативным воспоминанием стала именно сцена в пустыне. Но не странное постановочное интервью Лоис Лейн с главой террористов, а сон Бэтмена в антиутопическом мире Супермена. Засада, ловушка, один против десятка врагов — такого Бэтмена мы видели много раз и прекрасно знаем как это работает. Знаем, но лучше бы никогда не видели этой вариации. Дело даже не в том, что Бэтмен проиграл, напротив это пролог к шикарной сцене, где Супермен упоителен в своем злодейском амплуа, а Темный Рыцарь подобен распятому Иисусу. Но сама постановка драки — это отдельный уровень дна и непрофессионализма. Тяжелый и неповоротливый Бэтмен против кучки статистов, которые на всякий случай падают замертво до того как кулак Бена Аффлека окажется слишком близко… это даже не уровень «Стрелы». Видеть такую профанацию, особенно на фоне других хорошо поставленных боев было мягко говоря странно. Просто включите эту сцену и драку Бэтмена с бандой головорезов Лютора, поставленную в лучших традициях игр от Рокстеди.

5. Джокер Супермена

Лекс Лютор стал пожалуй главным камнем преткновения и яблоком раздора. Кто-то называет его самым харизматичным злодеем кинокомиксов, кто-то видит в нем единственное светлое пятно фильма, но все мы забываем одну простую вещь — это не Лекс Лютор. Это не авторская интерпретация или новый взгляд на злодея (как было с Харви Дентом в «Темном Рыцаре»), это принципиально другой персонаж. Как если бы Брюс Уэйн был коммисаром полиции и не надевал по ночам костюм летучей мыши. От невероятно умного, по-настоящему злого, коварного и хладнокровного антагониста осталось только имя. Перед нами кто угодно только не Лекс. Этот парень больше похож на Джокера со своими ужимками, неуместными смешками, пространными монологами и ярко выраженными признаками психического расстройства. И штука в том, что в этой вселенной уже есть один псих, и ей не нужен второй подобный антагонист. Ей нужен серьезный и внушительный злодей, гений и манипулятор, действительно способный аргументированно стравить двух главных героев этого мира. При нынешнем раскладе многоходовочка Лютера выглядит чистой удачей и бросает тень не только на сценаристов, но и на интеллектуальные способности Бэтмена и Супермена, которых удалось так просто развести и обмануть.

В комментариях кто-то высказал предположение, что на протяжении всего фильма Лекс находился под контролем Дарксайда и поэтому вел себя, мягко говоря, странно. Так вот, если это действительно правда, то сценарист, режиссер и актер получают жирный неуд за такую неумелую подачу материала. Кроме того немало вопросов вызывают досье на мета-людей, найденные в LexCorp. Почему Лекс начал выслеживать этих людей? Откуда у него вся эта информация? Для чего ему эти сведения? Придумает ли он логотип для остальных участников Лиги Справедливости? Остается только надеяться, что ответы не эти вопросы мы все-таки когда-нибудь получим.

6. Минутное противостояние

Вероятно главная претензия к фильму это то самое противостояние, вынесенное в заголовок картины, которое по факту длилось всего несколько минут. Чтобы сразу снять все вопросы касательно разницы между сокращениями «v» и «vs» — и то и то означает слово «versus», просто «v» обычно применяется в судебной практике. Например в последнем сезоне «Сорвиголовы» дело Карателя в суде называлось «The People of New York v. Frank Castle». То есть проблема не в проклятых локализаторах, Снайдер действительно снимал противостояние Бэтмена и Супермена. И он даже не поленился дать Брюсу Уэйну какую-никакую мотивацию: уже упомянутая троица из первого пункта, множество других невинных жизней и самое главное — страх перед непобедимым врагом и нежелание полагаться на его милость (привет, Лекс из комиксов). В принципе, для супергеройского блокбастера этого уже более чем достаточно, но что мы видим в красном углу ринга? Мы видим Кларка Кента, чрезвычайно раздраженного существованием Бэтмена и его методами борьбы с преступностью.

Не то что бы Супермен все эти годы на регулярной основе спасал граждан Метрополиса от организованной преступности, помогал восстанавливать город или летал в соседний Готэм с благими намерениями. Нет. Он помогал с какими-то глобальными катастрофами, наводнениями, и был выше всей этой мирской суеты. А тут этот выскочка уже двадцать лет изводит преступников в соседнем городке, и никому до этого нет дела! Даже Daily Planet не хочет об этом писать. Кларк обижен, возмущен и раздосадован. В общем, по сути, у Супермена никакой дельной мотивации для этого противостояния нет, и ее приходится высасывать из пальца. По-другому похищение матери Кларка и не назовешь.

Но самое интересно, что вместо того, чтобы за оставшееся время облететь и просканировать весь Метрополис в поисках Марты Кент, Кларк решает отправиться через залив, подраться с Бэтменом и убедить его помочь в поисках матери. Вопрос: чем? Откуда Кларк может знать о слежке за Князевым и его связях с Лютором? Да ниоткуда, он просто делает это, как завещал Шайа ЛаБафф.

В итоге вместо идеологического противостояния и эпичной битвы мы получаем кислый повод для драки и жесткие временные ограничения. Безусловно, сам поединок поставлен хорошо, и под действием криптонита Супермен очень сочно выхватывает от Бэтмена. Проблема лишь в том, что по масштабу и хронометражу это сражение проигрывает абсолютно всем дракам в «Человеке из стали». Более того, оно выглядит не как центральное событие фильма, которое должно переломить ход сюжета и превратить противников в союзников, а как обычная проходная драка на фоне других более важных событий.

7. Мать твоя моя МАРТА!

Могу ошибаться, но мне кажется «МАРТА! МАРТА? МАРТА!» — должно стать в один ряд с такой нетленкой как «Варювоннакиллмипрпрмрфр!?!» и «ГДЕ ДЕТОНАТОР!?». Сама идея понятна, Снайдер провел сразу две параллели с Мартой Уэйн, дескать, убив Супермена, Брюс станет ничем не лучше человека, убившего его мать, и не сумев спасти одну Марту — у него здесь и сейчас есть шанс спасти другую. Это не вызывает никаких нареканий. Даже отбросив тот факт, что к кодексу Бэтмена после этого фильма очень много вопросов. Нарекания вызывает сама постановка сцены. Добавьте туда пару мелькающих флэшбэков, дайте Аффлеку сыграть внутреннюю борьбу и такими дешевыми приемами вы получите сносный драматичный момент, а не комедийный скетч с выкрикиванием имен. А если бы мать Бэтмена звали Маргарет? Вишенкой на торте традиционно стала Лоис Лейн, просто потому что без нее Супермен не может связать двух слов, да и кто потом утопит криптонитовое копье. Какое копье, спросите вы?

8. Копье? Какое копье?

Копье, которое Бэтмен изготовил из украденного криптонита в качестве основного оружия против Супермена, стало одним из главных провалов фильма. Один из величайших умов планеты, человек продумывающий все свои действия на десять шагов вперед, просто бросает единственное оружие против Супермена в полуразрушенной локации Готэма, и отправляется спасать Марту Кент. Супермен улетает по своим делам, а Лоис остается один на один с этой смертельной для криптонцев палкой. Что бы вы сделали, окажись на ее месте? Сложный вопрос. Возможно связались с пилотом Daily Planet, который вас туда привез и попытались бы спрятать его понадежнее, пока ваш друг Супермен не решит что с ним делать дальше. Но к сожалению вы не Лоис, и не связаны по рукам и ногам сценарием. Дело в том, что через полчаса здесь будет битва с другим криптонцем и это копье станет решающим в финальной схватке, поэтому забирать его отсюда никак нельзя. Но что же делать? Может его утопить тут же поблизости? Тогда можно будет добавить в сюжет дополнительный квест и драму с тонущими людьми. А заодно и еще один риторический вопрос: как в пылу битвы со взрывами и криками Супермен сумел услышать и почувствовать свою любимую, но не стал даже пытаться найти свою мать в Метрополисе?

Что касается такого странного выбора оружия, то тут все просто — оно изначально создавалось для Думсдея, поэтому так нелепо выглядит применительно к Супермену. Но это одна из тех сценарных условностей, которую нужно просто принять, вроде сбежавшего радиоактивного паука в высокотехнологичной лаборатории.

9. Думсдей настал

Эй, Супермен, встречай свой Думсдей! Знаете, если бы локализаторы просто сказали «Судный день» их бы никто не съел и не вылил ушат помоев. Тут все просто: либо вы переводите все по-человечески, либо переписываете фразу целиком, оставляя имя злодея. К чему эти полумеры? Но это претензии к нашей местной версии, а не к самому злодею. Давайте теперь поговорим непосредственно о нем и финальной битве.

Один из самых сильных противников Супермена стал кровной марионеткой Лекса Лютора, и появляется в и так перенасыщенном фильме лишь для того, чтобы бесславно умереть. А перед этим убить Супермена и показать нам, что единственным серьезным воином во всей этой истории является Чудо-Женщина. Феминистки наверное взвыли от радости, когда увидели как Бэтмен стоит в сторонке (что еще ему остается?), Супермен получает на орехи, а Чудо-Женщина бесстрашно и эффективно сражается с Думсдеем. И здесь тоже возникает логичный вопрос: почему бы не отдать копье Диане, ведь она, очевидно, лучше всех понимает как с ним обращаться, ей не страшен криптонит и она ведет бой на максимально близкой дистанции? Ах да, она тоже умеет летать, если что. Но Крис Террио и Зак Снайдер решили, что устроить закат Супермена на заре справедливости — куда более интересная затея.

К тому же сам Думсдей был изначально обречен как персонаж, поскольку совершенно непонятно, что бы дальше делал Лекс, победи его питомец всю эту звездную троицу. Но Лютор в этом фильме настоящий психопат, поэтому он может просто выпустить оружие массового поражения на улицы Метрополиса, не думая о последствиях. Так что об этом подумал сценарист и легким росчерком пера убрал еще одного персонажа из мира Супермена. В конце концов Готэм находится через залив, а уж там злодеев не счесть.

С другой стороны здесь есть одна небольшая лазейка. В дополнительных материалах к «Человеку из Стали» есть упоминание об инопланетном ученом Бертроне, в комиксах он был одержим созданием высшей формы жизни и на протяжении долгих лет проводил различные эксперименты. К тому же, из разговора Лекса с кораблем Зода можно предположить, что ранее подобные абоминации уже создавались, так что остается призрачный шанс на то, что настоящий Думсдей еще появится в киновселенной DC. Но опять же это просто предположения и догадки.

10. Смерть — это только начало

Финальные кадры в лучших традициях «Начала» Кристофера Нолана тонко намекают, что скорбить по Супермену придется не долго, но сам факт смерти героя вызывает определенные вопросы. Насколько правильным было решение сразу на старте киновселенной DC разыграть этот козырь? Смерть Супермена — безусловно один из ключевых сюжетов, но убивать его сразу, толком не раскрыв, не дав зрителю проникнуться персонажем — это по меньшей мере странно. Не хочется проводить аналогий с Марвел, но согласитесь если к примеру в «Гражданской Войне» с Капитаном Америка что-то случится, то это будет иметь совершенно иной эффект, ведь за пять фильмов все так или иначе привыкли к этому персонажу, да и на смену Эвансу действительно может прийти кто-то другой. Здесь же ситуация абсолютно противоположная: от начала и до конца ясно что смерть не имеет никакого веса и значения, Супермен оживет уже в следующем фильме, а у Генри Кавилла впереди многолетнее сотрудничество с Warner Bros.

Одним словом необходимости в подобном финале не было. Троица просто могла победить Думсдея и начать формировать Лигу Справедливости для схватки с Дарксайдом, без напускной драмы, фальшивых слез и пустых гробов.

Послесловие

Безусловно в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» было немало положительных моментов, будь то совершенно прекрасная и такая Снайдеровская сцена убийства четы Уэйн. И множество других безумно красивых кадров, которые правда как и в «Человеке из стали» оказались несколько вырванными из контекста. Отдельным пунктом хочется выделить Галь Гадот, которая стала настоящим украшением фильма. Несмотря на все опасения и придирки к ее внешности и физической форме, она сумела показать настоящую Чудо-Женщину, которая дала фору и Бэтмену, и Супермену.

Было и несколько действительно сильных сцен, например неожиданный взрыв в сенате, граффити на памятнике Супермена, Лекс Лютор, ставящий «бога» на колени, подготовка главных героев к битве друг с другом. А образ Миллеровского Бэтмена и вовсе получился выше всяких похвал. Например, сцена с поимкой работорговца и затаившийся в углу Темный Рыцарь вызывает одновременно и ужас, и дикий восторг. Да, именно такого Бэтмена мы ждали все эти годы. Вселяющего ужас не только в преступников, но и в любого смертного, по обе стороны экрана.

Однако все эти плюсы оказались размазаны по дырявому, почти трехчасовому полотну и не сумели скрасить общее впечатление от фильма. При всей безграничной любви к Заку Снайдеру, чувствуется, что уже второй фильм подряд режиссер не снимает картину, а воюет со студией. Где-то прогибается Warner Bros. и мы получаем клиповое слоу мо, долгие планы полей, чарующие пейзажи и двадцатиминутные драки, а где-то Заку наступают на хвост и мы видим тяжеловесную клишированную супергероику. Снайдер был бы идеален во второстепенных проектах, вроде «Темной Лиги Справедливости», где его талант мог бы найти настоящее выражение, как в визуальном, так и в сюжетном плане. Но в итоге на нем лежит огромный груз ответственности и ключевые фильмы зарождающейся киновселенной DC. Студия Warner Bros. не может и не будет рисковать, а Зак Снайдер просто находится не на своем месте.