Оценка интеллектуальных способностей. Издательство "Питер": Электронный каталог

В начале 20 века в системе спецшкол для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью - понадобилась система диагностики для отделения нормальных детей.

Симон и Бине - проделали серию экспериментов по исследования мышления, памяти, восприятия у детей с 3 лет.

В 1905 году создал систему интеллектуальных тестов , затем задания улучшались, и в 1908 году вышла вторая редакция тестов Бине-Симона, в 1911 году вышла последняя редакция.

Поиски отклонения баллов в сочетании с ограничением наличия нескольких предметов для оценки студенты, делают такие предметы привлекательными для тех, кто строит стандартизированные тесты достижений. Но предметы, которые в первую очередь измеряют различия в умственных способностях учащихся, явно не способствуют действительным выводам о том, «как хорошо учатся дети». Хотели бы мы, чтобы все дети преуспели в таких «находках»? использование таких предметов для принятия решения об эффективности образования просто необоснованно.

Внеучебное обучение. Самые тревожные предметы на стандартизированных тестах достижений оценивают, что учащиеся узнали вне школы. К сожалению, вы найдете больше этих предметов на стандартизированных тестах достижения, чем вы подозреваете. Если дети приходят из благополучных семей и среды, богатой стимулами, то они более склонны преуспеть в предметах стандартизованных элементов теста достижения, чем другие дети, чья среда не мешает также тем, что измеряет тесты. Элемент на рисунке 3 делает ясно, что на самом деле оценивается по ряду пунктов на стандартизированных тестах достижений.

Самые существенные изменения произошли в 1908 году. Был расширен диапазон испытуемых по возрасту (от 3 до 13 лет), увеличено число заданий, введено понятие "умственный возраст". Интеллектуальное развитие оценивалось с его помощью.

Эти тесты - индивидуальные тесты интеллекта (только с одним ребенком).

Для каждой возрастной категории - свои задания.

Этот предмет науки 6-го класса сначала рассказывает ученикам, что является атрибутом плода. Затем студент должен определить, что «не является плодом», выбрав вариант без семян. Как и любой ребенок, столкнувшийся с сельдереем, сельдерей - это растение без семени.

Но что, если вы были молодым человеком, у ваших людей не было денег на покупку сельдерея в магазине? Что делать, если ваши обстоятельства просто не дали вам шансов иметь значимые взаимодействия со стеблями сельдерея к тому времени, когда вы настигнете 6-й класс? Насколько хорошо вы думаете, что делаете правильно, отвечая на элемент на рисунке 3? И насколько хорошо вы бы это сделали, если бы не знали, что тыквы являются семеноводческими сферами? Ясно, что если дети знают о тыквах и сельдерее, они будут лучше делать этот предмет, чем те дети, которые знают только о яблоках и апельсинах.

Из всех разработанных заданий в систему тестов включались те, которые выполняли 80-90% детей этого возраста.

Дети до 6 лет - 4 задания, старше - по 6 заданий.

3 года - показать свой нос, ухо, выполнить простое поручение (подать ключ), умение повторить слово.

6 лет - различение право, лево; задание из нескольких звеньев, повторить фразу.

Это то, как социально-экономический статус детей смешивается с выступлениями детей на стандартизированных тестах достижений. Чем выше социально-экономический статус вашей семьи, тем больше вероятность того, что вы преуспеете в ряде тестовых предметов, столкновение в таком тесте.

Предположим, что вы являетесь директором школы, в которой большинство студентов приходят из действительно низких социально-экономических ситуаций. Как ваши ученики могут выступать на стандартизированных тестах достижения, если значительная часть предметов теста действительно измеряет интенсивность стимулов ваших учеников «Фоны?» Правильно, ваши ученики вряд ли будут зарабатывать очень высокие баллы. Означает ли это, что ваши школьные учителя плохо справляются с работой?

8 лет - повторить все месяцы года, пересказ простого текста.

13 лет - умение оперировать абстрактными понятиями (разница между счастьем и удовольствием).

Диагностика по тестам Бине-Симона.

Предъявление всех заданий, соответствует хронологическому возрасту. Если выполнил свои, то давали задания более старшего возраста.

И наоборот, позвольте себе представить, что вы являетесь директором в богатой школе, чьи ученики, как правило, имеют высших классов, хорошо образованных родителей. Каждая весна, ваши ученики оценивают стандартизированные тесты достижений, ослепительно высоки. Означает ли это, что ваши школьные учителя выполняют супер-учебную работу?

Опять же, вы можете спросить, почему на земле стандартизованные разработчики тестов достижений помещают такие предметы в свои тесты? Как обычно, ответ согласуется с доминирующей миссией по измерению этих тестов, а именно, чтобы раздать студентам «тестовые оценки», чтобы можно было сделать точные и мелкозернистые интерпретации, основанные на нормах. Поскольку существенные различия в социально-экономических ситуации, элементы, которые отражают такие вариации, эффективны при производстве вариаций среди студентов в тестах.

Определяли максимальный возраст - базовый умственный возраст (когда решались все задания)

Умственные месяцы начислялись за те, которые решались для следующего возраста.

Если умственный возраст ниже хронологического, то считалось, что ребенок с задержкой психического развития или умственно отсталый. Или наоборот, тогда считалось, что ребенок, в какой то мере одаренный.

Вы только что рассмотрели три важных фактора, которые могут повлиять на оценки учащихся на стандартизированных тестах достижений. Один из этих факторов напрямую связан с качеством образования. Что, если что-нибудь, может быть сделано? Изучение стандартизированных тестов достижений. Слишком много педагогов действительно не изучали предметы стандартизованных тестов достижений с того времени, когда они были, как студенты, обязаны отвечать на эти предметы. Но выводы, сделанные на основе учеников, тестовые выступления покоятся не более чем на совокупная сумма студентов «поэтапные ответы».

Бине видел недостаток в том, что его задачи не решали дети, которые развивались в неблагоприятной среде. Они не мог знать названия некоторых предметов.

Необходима внимательность психолога: заменить незнакомое слово, использовать метод наблюдения.

В целом данная методика очень действенна, принесла пользу в отделении детей, неспособных обучаться в обычной школе.

Что нужно делать преподавателям - это потратить некоторое время на качество с помощью стандартизованных тестов достижений - тщательно изучать элементы теста по одному, чтобы увидеть, что они действительно измеряют. Распространение слова. Большинство педагогов и почти все родители и члены школьного совета считают, что школы должны оцениваться на основе оценки их учеников на стандартизированных тестах достижений. Эти люди должны быть образованными. Все преподаватели должны заниматься этим обучением.

Нет, вы должны быть готовы идентифицировать другие, более достоверные доказательства успеваемости учащихся. То, что нужно учителям, - это инструменты оценки, которые измеряют стоящие навыки или значительные знания. Затем учителя должны показать миру, что они могут обучать детей, чтобы эти дети делали яркие предварительные инструкции о прогрессе в обучении.

Завоевала популярность во всем мире. Перевод и адаптация этой методики в Стенфордском университете.

Тест Стенфорд-Бине (американская методика)

1. Впервые в качестве показателя стали использовать IQ - коэффициент интеллектуальности.

2. Введено понятие "статистической нормы".

Вместо умственного возраста американцы стали использовать понятие IQ, так как умственный возраст обладал существенным недостатком (в 1912 году Штерн указал): одна и та же разница между умственным возрастом двух людей на разных возрастных ступенях имела неодинаковое значение. Например, в 3 и 4 года, в 13 и 14 лет.

Основополагающим моментом является следующее: если преподаватели согласны с тем, что стандартизованные оценки результатов испытаний не должны использоваться для оценки качества обучения, тогда они должны предоставить другие достоверные доказательства, которые могут быть использованы для определения качества обучения. Тщательно собранные, беспартийный доказательства в отношении учителейдотестовое к послетестовом продвижение неоспоримо важных навыков или знаний просто может сделать трюк.

Преподавание детей нации слишком важно, чтобы их не оставляли без внимания. Но оценить качество образования с помощью неправильных инструментов оценки - это подрывное действие здравого смысла. Хотя преподаватели должны предъявлять достоверные доказательства их эффективности, стандартизированными испытаниями достижений являются неправильные инструменты для задачи.

Относительный показатель: умственный возраст делить на хронологический и умножить на 100:

IQ= (умственный возраст: хронологический возраст) х 100

1916 года - первая редакция Стенфорд-Бине.

Статистическая норма - это критерий, применяемый в психодиагностических методиках, для сравнения индивидуальных показателей, их оценки.

Цвета определяют одно стандартное отклонение. Тесты интеллекта бывают разных форм. Большинство тестов дают как общий балл, так и индивидуальные подсчеты. Определение интеллекта было и остается предметом обсуждения. Другие утверждали, что существует множество «разумов», с разными людьми, отображающими разные уровни каждого типа. Особую озабоченность вызывает утверждение о том, что некоторые расы превосходят, что приводит к оправданию расистских ожиданий и поведения. Несмотря на исследования и теории многих ученых, наше понимание интеллекта все еще ограничено.

В 1937 году - вторая редакция Стенфорд-Бине.

Возраст от 2 до 18 лет, составляет шкала из 17 тестов. По одному тесту от 2 до 14 лет и еще 4 теста - для среднего взрослого возраста (16-18 лет).

Методика очень качественная, используется и до сих пор и считается образцом интеллектуального теста .

По тесту Стенфорд-Бине проводится валидизация всех новых тестов.

Возможно, поскольку исследователи используют только свой собственный человеческий интеллект, чтобы открыть секреты человеческих интеллектуальных способностей, такие ограничения следует ожидать. Рассматривая себя как членов одной большой человеческой семьи, каждый из которых обладает нашими способностями и талантами, использование которых обеспечивает радость для себя и для других, позволяет нам глубже понять, что означает «разум».

Было показано, что общий интеллект играет важную роль во многих оцененных жизненных результатах. Недавняя работа продемонстрировала связь между общей разведкой и здоровьем, долговечностью и функциональной грамотностью. Дети с высокими показателями на тестах интеллекта, как правило, больше узнают о том, чему учат в школе, чем их младшие сверстники. Однако успешное школьное обучение зависит от многих личных характеристик, отличных от интеллекта, таких как память, настойчивость, интерес к школе и желание учиться.

Тест Бине-Симона и Стенфорд-Бине являются индивидуальными.

Затем стали появляться групповые интеллектуальные тесты . Это связано с ограниченностью применения индивидуальных тестов.

В период первой мировой войны потребовалось оценивать интеллектуальное развитие новобранцев для их распределения по разным родам войск и учреждениям.

Это отчасти связано с результатами тестов интеллекта, прогнозирующими годы обучения. В меньшей степени они также прогнозируют профессиональный статус и доход. Это может быть связано с тем, что многие высшие статусные и более высокооплачиваемые профессии могут вводиться только через профессиональные школы, которые являются частью их приема на экзаменационные баллы.

Для найма сотрудников без предыдущего опыта работы наиболее достоверным предиктором будущей работы является общая умственная способность. Однако действительность этой меры зависит от типа работы и варьируется в разных исследованиях. Однако на данный момент у нас нет одинаково надежных приборов для их измерения.

Артур Отис - разработал первую систему групповых интеллектуальных тестов - армейские . Впервые опубликованы в 1917-1919 годах.

Две формы: форма Альфа - для знающих английский язык (задания, слова); форма Бета - для неграмотных и иностранцев (графические изображения).

Армейские тесты существуют и сейчас в целях профотбора, обновленные.

Однако точный характер отношений оспаривается. Они пришли к выводу, что психометрический интеллект представляется лишь одним из многих факторов, влияющих на социальные результаты. Результаты таких исследований показывают, что то, как люди создают свою среду, частично обусловлено генетическими влияниями.

Показатели наследуемости в младенчестве достигают 20 процентов, около 40 процентов в среднем детстве и до 80 процентов в зрелом возрасте. Несмотря на небольшие научные дискуссии о существовании некоторых из этих различий, причины остаются весьма противоречивыми в академических кругах и в общественной сфере.

Групповые тесты - инструменты массового тестирования (резкое сокращение времени). Упростили инструкцию, процедуру проведения и обработку результатов.

К тестированию привлекали не психологов, а специально обученных людей.

Они применяются в системе образования, промышленности и армии.

Ограниченность интеллектуального тестирования - нельзя предсказать успешность выполнения узких видов деятельности.

Было обнаружено, что среди мужчин и женщин различия в среднем отличаются тем, насколько хорошо они выполняются на некоторых из этих тестов навыков, хотя они одинаково хорошо влияют на другие тесты. Например, женщины, как правило, набирают больше очков при определенных тестах на устные и запоминающие способности, тогда как мужчины, как правило, выигрывают больше на пространственных тестах, особенно в ментальных пространственных поворотах.

Например, средние баллы молодых мужчин и женщин в математике будут близки, но в очень низких баллах и в очень высоких баллах будет больше мужчин, чем женщин. Таким образом, на диаграмме кривая красного колокола будет представлять женщин по сравнению с зеленой кривой для мужчин.

Нельзя отобрать узкую направленность, надо давать оценку и другим психологическим особенностям.

Появилось направление диагностики специальных способностей . Толчком послужило мощное развитие профессиональной консультации.

Тесты специальных способностей - музыкальные, артистические.

Теоретической основой был факторный анализ - выделение общего, что требовалось в узконаправленных видах деятельности.

Тем не менее, есть серьезные споры о том, как именно такие факторы окружающей среды играют свою роль в создании разрыва и взаимосвязи между этими факторами. Современные теории и исследования в области расы и интеллекта часто основаны на двух противоречивых предположениях.

Что социальные категории расы и этнической принадлежности согласуются с генетическими категориями, такими как биогеографическая родословная, и что интеллект количественно измерим современными тестами и в нем доминирует унитарный «общий коэффициент интеллекта». Хотя общий коэффициент интеллекта является общепринятым и широко распространенным взглядом на способность, все же некоторые теоретики считают его вводящим в заблуждение. Существует широкий спектр человеческих способностей, в том числе многие, которые, похоже, обладают интеллектуальными компонентами, которые находятся за пределами стандартных психометрических тестов.

Особенно развивалась психотехника - использование данных психологии в промышленности и экономике.

Толчком к ее развитию послужила система интенсификации труда (Тейлор).

Нужны точные знания о психологических особенностях работников.

Мюнстенберг предложил 2 метода тестов специальных способностей:

    аналитическое направление - методы диагностики каждой психической функции с помощью отдельных методик.

    синтетическое моделирование - наиболее ответственные моменты профессионального труда, самое существенное моделировалось.

Отдельные тесты специальных способностей объединялись и создавались батареи тестов специальных способностей для ограниченного числа профессиональной деятельности.

Батареи используются для отбора людей на соответствующую профессиональную деятельность.

Вычерчивается индивидуальный профиль кандидата, который соотносится с нормативным профилем.

Тесты достижений (успешности обучения). Особая группа. Вместо учительских оценок, оценивается, насколько успешно усвоена программа.

Замена устных экзаменов - письменными в 1845 году.

В настоящее время они используются для оценки успешности учащихся, вместо обычных экзаменов.

Стенфордский тест достижений (с 1923 года) - объединенный тест, используется в школах для оценки уровня обучаемости по разным предметам (понимание устной речи, письменного текста).

Тесты интеллекта являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно, под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям. Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.) .

Первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтоном , стремившимся охватить «измерением и числом операции ума». Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анализа данных по индивидуальным различиям. Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кеттелла, положившим начало широкому использованию «умственных тестов».

В нач. XX в. в связи с введением в развитых странах всеобщего образования возникла потребность в методах определения интеллектуального развития детей при их поступлении в школу. В 1904 г. министерство образования Франции поручило французскому психологу, доктору медицины и права, А. Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих врожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. А. Бине в сотрудничестве с А. Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет). Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня .

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. А. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания. Шкала А. Бине в последующих редакциях (1908 и 1911) была переведена на немецкий и английский языки. Вторая редакция шкалы (1908) отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей – до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста. Самое широкое распространение получила вторая редакция шкалы А. Бине. Последняя (третья) редакция шкалы, опубликованная в год смерти А. Бине, не внесла существенных изменений .

Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80–90%). Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с предъявления тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагались задания более старшей возрастной группы. Если он решал не все, а некоторые из них, испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, ему давались задания, предназначенные для более младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решались испытуемым. Максимальный возраст, все задания которого решаются испытуемым, называют базовым умственным возрастом .

Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (если умственный возраст выше хронологического). Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена . Этот вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основным, что был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ) , определяющегося отношением между умственным и хронологическим возрастами, и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном , считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить этот недостаток, В. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности.

Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития. Другим нововведением стэнфордских психологов явилось использование понятия статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения (х) был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (<т) равнялась 16. Все индивидуальные показатели по тесту, попадавшие в интервал х + <т, т. е. ограниченные числами 84 и 116, считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы (более 116), ребенок считался одаренным, а если ниже 84, умственно отсталым .

Шкала Стэнфорд-Бине получила популярность во всем мире. Она имела несколько редакций (1937, 1960, 1972, 1986). В последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ , получаемый по шкале Стэнфорд-Бине, на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться на валидность путем сопоставления с результатами шкалы Стэнфорд-Бине.

Наиболее удачная и жизнеспособная адаптация тестов Бине-Симона, названная шкалами Стэнфорд-Бине, в течение многих лет служила единственным инструментом для измерения интеллектуальных способностей, а также использовалась в качестве критерия валидности новых интеллектуальных тестов. Этим в значительной степени объясняется тот факт, что IQ стал представляться символом интеллекта, а не показателем по определенному тесту. Сыграла свою роль и относительная стабильность IQ , установленная при повторных испытаниях одних и тех же групп индивидов через некоторый промежуток времени.

Дальнейшее развитие тестов интеллекта связано с именем Д. Векслера . В 1939 г. была опубликована первая форма шкал Дэвида Векслера , известная как шкала интеллекта Векслера–Белльвью. Она предназначалась для тестирования взрослых. Она имела ряд методических недостатков (это касалось величины и репрезентативности нормативной выборки и надежности субтестов) и позднее была переработана. В 1955 г. была опубликована одна из последних шкал интеллекта для взрослых (WAIS). Она содержала 11 субтестов. Из них 6 субтестов составляли вербальную шкалу и 5 – шкалу действия. В вербальную шкалу входили субтесты на осведомленность, понимание, решение арифметических задач, нахождение сходства, запоминание цифр и определение словарного запаса. Шкала действия состояла из субтестов "Цифровые символы", "Завершение картинок", "Конструирование блоков", "Расположение картинок", "Сборка объектов".

В настоящее время имеются три формы шкал Д. Векслера. Все они характеризуются высокими формальными показателями. От тестов Стэнфорд–Бине эти шкалы отличаются некоторыми важными параметрами:

1) задания одного типа в этих тестах не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастающей трудности;

2) субтесты разделяются на вербальные (объединяемые в вербальную шкалу) и действия (объединяемые в шкалу действия); для каждой шкалы в отдельности вычисляется IQ .

Помимо использования шкал Д. Векслера для измерения общего интеллекта, они применяются и как вспомогательное средство психиатрического диагноза.

Еще одним исследователем, внесшим вклад в развитие тестов интеллекта является Р. Амтхауэр . Он создал один из известнейших групповых тестов, широко используемых в немецкоязычных странах,– тест структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра . Этот тест был создан в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.) и предназначался для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 лет до 61 года. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимался Р. Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют вербальную сферу, два - пространственное воображение, один – память.

Р. Амтхауэр при интерпретации результатов теста предполагал, что с его помощью можно судить о структуре интеллекта испытуемых (по успешности выполнения каждого субтеста). Для грубого анализа "умственного профиля" он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам. Если суммарная оценка первых четырех субтестов превышает суммарную оценку следующих пяти субтестов, значит у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические способности .

В настоящее время существует большое количество разнообразных методик, измеряющих интеллект. Несмотря на это, измерение интеллекта до сих пор остается проблемной областью психодиагностики. Дело в том, что до сих пор среди исследователей нет единого понимания того, что такое интеллект. В связи с этим тесты интеллекта, созданные разными исследователями, порой дают существенно отличающиеся друг от друга показатели. Рассмотрим теперь проблемы, возникающие при тестировании интеллекта.