Меняется ли характер, жизненные ценности людей в результате работы над собой? Изменение системы ценностей

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

Интерес к карьере в 60 лет может быть выше, чем в 40. Взрослые тревожатся о здоровье меньше, чем подростки. А главное, через десять или двадцать лет каждый из нас будет другим человеком с другими приоритетами, хотя сегодня нам очень трудно в это поверить.

Пытаясь заглянуть в будущее и представить себя лет через 10-20-30, мы постоянно совершаем одну и ту же ошибку. Нам кажется, что мы не изменимся. Нет-нет, мы прекрасно понимаем, что станем старше и утратим проворство. Быть может, наберем вес, хотя и постараемся этого не сделать. Поседеем – и будем гордиться сединами или тщательно их закрашивать. Но все это перемены внешние. Как и другие изменения, которые мы себе рисуем: картины достигнутых в карьере успехов или идиллической жизни на пенсии в домике у моря, взрослые дети… Однако на эту будущую жизнь мы смотрим сегодняшними глазами, забывая о главном: мы изменимся не только внешне, но и внутренне. И кто знает, насколько важны для нас, будущих, окажутся успехи в карьере, возможность жить у моря и даже отношения с детьми.

Наши ценности – то, во что мы верим и к чему стремимся – меняются с возрастом. В очередной раз и весьма наглядно эту истину доказала международная группа психологов. Они провели исследование на впечатляющей выборке, включавшей 36 тысяч жителей Бразилии в возрасте от 12 до 65 лет. Мужчин и женщин в ней было примерно поровну, поскольку исследователи хотели заодно выяснить, по-разному ли меняются ценности в зависимости не только от возраста, но и от пола человека.

Мальчишки до седых волос

Ученые создали специальную методику опроса под названием «Анализ базовых ценностей». 18 основных понятий, отнесенных к базовым ценностям, были распределены на 6 групп. К ценностям эмоционального возбуждения были отнесены удовольствие, эмоции и сексуальность. В число ценностей социального роста вошли власть, престиж и успех. Привязанность, чувство принадлежности и поддержки составили ценности взаимоотношений. Нормативные ценности были представлены готовностью исполнять предписания, верностью традициям и религиозностью. Способность ценить красоту, знания и развитие психологи обозначили как ценности актуализации. И, наконец, базовые ценности существования были представлены здоровьем, стабильностью и возможностью выживания. Затем все участники масштабного исследования оценили важность каждого из представленных понятий лично для себя.

Обработка результатов показала, что различные группы ценностей ощутимо приобретают или теряют важность в зависимости от возраста. Так, ценности эмоционального возбуждения, как легко догадаться, выше всего ценят подростки. В дальнейшем их важность неуклонно снижалась, достигая минимальных значений у самых возрастных участников. Забегая вперед, нужно сказать, что лишь в этой категории была выявлена серьезная разница между мужчинами и женщинами. Их отношение к прочим ценностям с течением жизни менялось более-менее одинаково. Но вот эмоциональное возбуждение даже самые пожилые мужчины посчитали намного более важным, чем их ровесницы. Вероятно, этот результат может служить научным подтверждением расхожей мысли о том, что в душе мужчины до глубокой старости живет мальчишка.

Когда семья важнее карьеры

Любопытной оказалась динамика категории социального роста. Власть, престиж и успех представлялись одинаково важными людям совсем молодым и тем, кто перешагнул рубеж середины жизни. И неожиданно теряли важность для 30-40-летних. Психологи объясняют результат тем, что в этом возрасте на первый план обычно выходят интересы семьи и воспитания детей. К социальному и карьерному же успеху мы в наибольшей мере стремимся либо раньше – еще не успев обзавестись семьей, либо позже – когда дети уже понемногу встают на ноги и начинают самостоятельную жизнь.

Наименьшие изменения с течением жизни претерпевают ценности взаимоотношений. Их важность снижается, но не слишком значительно. И это едва ли удивляет или требует объяснений: привязанность и поддержка необходимы всем и абсолютно в любом возрасте. А вот нормативные ценности продемонстрировали самый высокий среди всех категорий рост. Чем старше были участники исследования, тем больше они ценили религиозность и верность традициям. Исследователи предполагают, что приверженность этим ценностям помогает пожилым людям наполнять свою жизнь смыслом. (Интересно, кстати, что пожилые женщины оказались несколько более активными сторонниками религии и традиций, чем пожилые мужчины.)

Чем дорожит старость

Ценности актуализации тоже набирают важность – но примерно до середины жизни. Затем их график выходит на плато, превращаясь в почти ровную линию, и дальнейший рост, хотя и имеется, не очень заметен. Причина, полагают исследователи, состоит в том, что к середине жизни большинство людей оказываются слишком поглощены вопросами скорее практическими. Говоря условно, отправиться в музей или библиотеку за не имеющими сиюминутной практической пользы красотой и знаниями – роскошь, позволительная лишь для тех, кому не нужно спешить в другие места и по делам более насущным.

И, наконец, очень красноречива динамика отношения к базовым ценностям существования. Они имеют огромную важность в подростковом возрасте и в молодости. Затем их важность заметно снижается. Понимая ценность здоровья и жизни, мы в то же время начинаем ясно осознавать, что сохранить их в неприкосновенности, увы, невозможно, – объясняют психологи. Но ближе к старости эта ценность вновь возрастает: приближаясь к последней черте, мы начинаем больше дорожить тем, что нам отпущено.

Стоит оговориться, что исследование не претендует на универсальность. Выявленные им закономерности могут в значительной мере объясняться спецификой культуры и образа жизни Бразилии. И не исключено, что в других странах и результаты оказались бы другими. И все же динамику изменения отношения к тем или иным базовым ценностям с течением жизни полезно иметь в виду, планируя свое будущее.

admin

Взросление – неотъемлемый этап в жизни каждого человека, когда приходится учиться брать на себя ответственность за других людей и в одночасье становится исполнительным, попадая в стрессовую ситуацию. По окончании подобных событий мы нередко делаем философские выводы, не соответствующие с мировоззрением, которое сформировалось на подсознании в юношеские годы. Неудивительно, что вследствие внутреннего диалога возникает личностный конфликт, имеющий еще одно название – . Человек, столкнувшийся с несогласованностью собственных убеждений и суровой реальности, испытывает сильные духовные терзания, стараясь упорядочить свои мысли. В сложившейся ситуации некоторые люди подвергаются паническим атакам, предпочитая отстраниться от окружающих.

Удивительно, но именно , сопровождающееся уединением, способно разрешить появившуюся проблему. Оставшись «с глазу на глаз» с собственными думами, мы можем объективно оценить масштабы произошедшей ситуации, найдя оптимальное решение. Смирившись с изменениями, появляется умиротворение и спокойствие, которым сопутствует гармоничное сочетание моральных идеалов и внешних раздражителей. Переоценка ценностей – это способ совершенствования личностного облика, позволяющий человеку повзрослеть и набраться мудрости. Чтобы разобраться с терминологией подобного явления, важно ответить на следующие вопросы: Когда и почему она происходит? Какие сопутствующие факторы влияют на перезагрузку подсознания? Как ускорить такой процесс? Можно ли контролировать его? Почему мы испытываем необходимость в изменении своего мировоззрения? Существуют ли негативные стороны у этой процедуры?

Предпосылки к переоценке жизненных ценностей

Переоценка ценностей – это естественный процесс, характерный каждому человеку. С течением времени людям свойственно менять свои взгляды на жизнь, корректируя собственное мировоззрение. Подобное явление зачастую сопровождается совершенствованием личностного облика, из которого устраняются нежелательные качества. Неудивительно, что после перезагрузки своего подсознания у человека появляются новые знакомства, интересы и увлечения. Переоценка жизненных ценностей происходит у людей в разном возрасте. Объясняется подобное явление довольно просто – в судьбе человека присутствует множество внутренних и внешних факторов, ускоряющих или замедляющих процесс развития личности. К распространенным предпосылкам, оказывающим воздействие на формирование мировоззрения, традиционно относят следующие аспекты:

серьезное или неизлечимое заболевание, наблюдающееся у близкого человека;
встреча возлюбленного, образ которого не соответствует идеалам, воздвигнутым в детстве;
пребывание на грани между жизнью и смертью, сопровождающееся осознанием ценности человеческого бытия;
трагические события мировых масштабов, забравшие множество жизней;
сильная транспортная авария, лишающая человека полноценных функций (нарушения в работе опорно-двигательной системы и пр.);
рождение ребенка, сопровождающееся изменением привычного образа жизни;
финансовое банкротство или лишение денежных средств;
неожиданный успех, изменяющий социальное положение;
потеря любимого человека.

Учитывая приведенные выше факторы, человек начинает , расставив приоритеты под новым ракурсом. Неудивительно, что после переоценки ценностей некоторые люди отправляются в кругосветное путешествие, а другие покидают индустриальные центры, выбрав размеренные будни деревенского жителя. После перезагрузки личностного образа изменяется как духовная сторона, так и моральный облик человека. За короткий отрезок времени мы пересматриваем свое мировоззрение, складывающееся на подсознании в течение долгих лет.

Особенности эволюции личностного облика

Многогранность изменений поражает воображение, ведь в диалоге с верным другом можно не узнать человека, с которым вы знакомы с детства. Вы расходитесь во мнении на произошедшую ситуацию, не чувствуете моральной поддержки приятеля, слышите из его уст философские фразы, о которых раньше он и не задумывался. Причина подобного поведения только одно – вашему товарищу удалось , заложенные в юношестве. В период взросления у него получилось изменить мировоззрение согласно собственным предпочтениям, гармонично обустроив свой внутренний мир. Узнать человека, у которого произошла переоценка ценностей, можно по характерным признакам, свойственным в период становления новой личности:

Психосоматические и физиологические реакции, сопровождающиеся изменениями артериального давления и химической структуры крови, резкими перепадами температуры тела и появлением незначительных хронических заболеваний (подобные явления рекомендуется рассматривать, как путь к очищению – преображению собственного личностного облика).
Утрачивание прежних убеждений, занимающих в устаревшей модели мировоззрения приоритетные позиции. Стремление к пребыванию в полном одиночестве, позволяющем остаться наедине с собственными мыслями. Депрессивное состояние и отчужденность от социальных процессов, объясняемая поиском ответов на появляющиеся вопросы.
Кардинальное изменение мышления, сопровождающееся совершенствованием морального облика. Во внутреннем мире человека устанавливается гармония, помогающая ему сочетать личные убеждения со стандартами общества. Происходит осмысление уже совершенных поступков и переоценка важности близких людей, которые входят в когорту приближенных.
Ощущение духовной невесомости, когда пропадают из поля видимости прежние точки опоры, служившие на протяжении длительного времени оплотом для всех процессов жизнедеятельности. Неудивительно, что моральный облик и психический образ формируются с учетом видоизмененных приоритетов.

В результате перезагрузки собственного подсознания может измениться круг общения человека, ведь прежние знакомства и связи становятся кармически отработанными и бесполезными. После переоценки ценностей в жизни остаются исключительно близкие люди и родственники. Подобное явление психологи называют фильтрацией своего окружения – полезная процедура, которую периодически рекомендуется осуществлять каждому человеку.

Важно отметить, что может произойти не только полная, но и частичная переоценка ценностей, заключающаяся в изменении только 1–2 граней своего мировоззрения. Людям достаточно , чтобы обрести и спокойствие. С течением времени у сформировавшейся личности можно наблюдать исключительно несущественные «отклонения» – смена вкусовых предпочтений в еде или появление нового хобби. Моральный облик и реальный мир гармонично сосуществуют, поэтому необходимость в перезагрузке собственного сознания отсутствует.

Переоценка ценностей: распространенные варианты

В процессе совершенствования личностного образа человек может испытывать физическое недомогание и сильные духовные терзания. Однако ради результата, сопровождающегося улучшением морального облика, подобные мучения стоит стерпеть. Важно учитывать, что кризис среднего возраста или серьезная стрессовая ситуация становятся исключительно предпосылками к изменению мировоззрения. Подобная процедура не может быть мгновенной, человек обязательно постепенно подходит к внутреннему диалогу. Рассматривая сферы жизнедеятельности, которых касается переоценка ценностей, нельзя не отметить следующие направления:

С течением времени люди понимают, насколько важно вовремя признаться в любви и извиниться перед близким человеком. Жизнь настолько «хрупкая», что можно просто не успеть сказать важных слов родственнику или возлюбленному.
Мнение о незнакомых людях преимущественно ошибочно. Финансово обеспеченный человек может быть духовно нищим и несчастливым, а в бедствующих странах наблюдаются нередко улыбки на лицах малышей, которые ходят в пластиковых бутылках на ногах. В результате приходит осознание того, что внешняя оболочка – это не повод для оценивания собеседника, личные качества которого можно узнать только через определенный отрезок времени.

Нельзя достигать заветных целей и добиваться желаемых результатов, не прикладывая для этого никаких усилий. Подобное утверждение формируется на подсознании только у мудрого человека, который успел вкусить радость и горечь жизни.
Терпение – это способ насладиться уже имеющимися ресурсами, а не причина, позволяющая отстраненно наблюдать за происходящими вокруг событиями. Неудивительно, что с возрастом у людей появляется выдержка. Умный человек первостепенно ознакомиться с многогранностью ситуации, учитывая ошибки юношеского максимализма.
В мире не существует идеальных людей, поэтому нужно научиться принимать собственные , правильно преподнося личностный образ своему окружению. Мудрые люди гордятся «минусами», рационально используя их для совершенствования морального облика. Неудивительно, что общество воспринимает подобные «грехи» с другой стороны, отличающейся положительным оттенком.
Жизнь состоит из мелочей, поэтому им нужно уделять особое внимание. Наблюдательность становится неотъемлемой характеристикой внутреннего мира, ведь вокруг происходит множество событий, отличающихся поступками и «подтекстом».
Возможность наслаждаться сегодняшним днем – еще одна мудрость, приходящая в процессе переоценки ценностей. Невозможно заработать всех денег, нельзя пренебрегать чувствами близких людей и поступаться с собственными принципами. Подобное утверждение касается материальных и духовных реликвий.

В результате изменения мировоззрения у человека появляются новые , соответствующие его личным предпочтениям и моральным убеждениям. Духовное прозрение позволяет исправить ошибки прошлого, не допустив подобных эксцессов в будущем. Неудивительно, что сформировавшимся личностям характерна мудрость, отличающая мышление взрослого человека от максимализма подростка.

Расценивайте переоценку ценностей, как способ совершенствования внутреннего мира. После расставления приоритетов человеку удается , согласовав духовные эталоны с социальными мерилами. Главное, руководствоваться в выборе нового личностного образа индивидуальными предпочтениями, не опираясь на мнение общества и окружающих. Предстоящие изменения – это путь в светлое будущее, творцом которого становитесь вы сами.

24 марта 2014

Византийская церковь, которая пришла в Россию в XVI веке, установила свои правила. Государственная политика изменилась. Однако долго управлять страной священникам было не суждено. Императоры, которые делиться властью не хотели, сильно урезали права духовенства.

Такая государственная «чехарда» отражалась на жизни простых людей. Каждый век проходил под знаменем новых идеологических ценностей.

Как менялись духовные и идеологические ценности русских со временем? Факртум собрал самую интересную информацию об убеждениях русских, начиная с XVI века и заканчивая современностью.

XVI век: Москва - третий Рим

В конце XV века византийская принцесса Софья Палеолог выходит замуж за царя Ивана III. Две нации объединяются. Софья приехала не с пустыми руками: с ней в Россию проникла византийская вера. Примерно в это же время Москву начинают называть третьим Римом. И не только за бурное развитие. В то время Россию считали последним оплотом православного христианства. Идеологические ценности на Руси после сближения с Византией, естественно, изменились. Помимо царя и его приближённых, к управлению страной также допускаются священники. Ярче всего подобная модель управления проступает во времена Ивана Грозного. Государственные изменения сказались и на жизни обычных людей.

XVII век: церковь правит страной

В XVII веке позиции церкви значительно укрепляются. Православная церковь получает независимость от Константинополя, что делает её мощной идеологической единицей. Реформы патриарха Никона, поддерживаемые царём Алексеем Михайловичем, окончательно разделяют власть между духовенством и государством. Сам Алексей Михайлович называл такой союз «симфонией». Активно насаждалась идея о том, что правление царя - воля Бога. Однако реформы Никона приводят к расколу церкви. В конце XVII века духовенство отодвигается на второй план.

XVIII век: на европейский манер

Пётр I окончательно определил место русской церкви. Духовенство должно было служить государю и всячески его поддерживать. Пётр внедряет законы, который он «подсмотрел» в Европе. Это не только привело к изменению облика придворных, распространению европейской кухни и быта. В XVIII веке главным стал гражданский закон, а не постулаты церкви. Такие изменения привели к идеологической модернизации общества. После провозглашения себя императором Пётр вообще упразднил должность патриарха. Люди начали верить в закон, стремились мыслить рационально. Бурное развитие производства и науки происходит именно в этот период.

XIX век: православие, самодержавие, народность

Императоры, управлявшие Россией в XIX веке, вернули церкви власть. Главный девиз, который был популярен во время войны с Наполеоном, гласил: «За веру, за царя, за Отечество!» Министр образования Сергей Уваров ввёл также знаменитую триаду «Православие, самодержавие, народность». Эта формула точно передаёт идеологические течения XIX века. Ценности, пропагандируемые государством, поддерживаются даже интеллигенцией. Интеллектуальная прослойка общества, которая, по сути, являлась флагманом, выступала за сохранение величия церкви, признавала эффективность самодержавия и призывала беречь национальные русские традиции.

XX век: новая «святая троица»

Церковь полностью потеряла авторитет после Великой Октябрьской революции. Была провозглашена новая «святая троица» - Ленин, Маркс и Энгельс. В этот период наблюдается резкое изменение идеологических ценностей. На смену религии и духовенству приходит материализм. Вместо церквей и монастырей начинают строить исследовательские институты. Люди больше не верят в правителей и спасение души. Структура общества тоже меняется. Ведущим классом становятся рабочие. Интеллигенция преимущественно состоит из учёных, инженеров и видных политиков.

XXI век: сильные и независимые

Современная Россия строится под девизом «Единство, патриотизм, независимость». Официальная идеология подразумевает объединение россиян для достижения общей цели - величия Российской Федерации. Пропагандируется именно идея общей работы над благосостоянием страны. Россиян призывают быть патриотами и чтить свою историю. Кроме того, отмечается, что русский человек должен быть здоров душой и телом, поэтому здоровый образ жизни - неотъемлемая часть идеологии. В независимости власти видят полную свободу от европейских ценностей. В сложном мультиполярном мире россиянам, по мнению государства, следует хранить преданность своим традициям.

ФОТО Getty Images

Пытаясь заглянуть в будущее и представить себя лет через 10-20-30, мы постоянно совершаем одну и ту же ошибку. Нам кажется, что мы не изменимся. Нет-нет, мы прекрасно понимаем, что станем старше и утратим проворство. Быть может, наберем вес, хотя и постараемся этого не сделать. Поседеем – и будем гордиться сединами или тщательно их закрашивать. Но все это перемены внешние. Как и другие изменения, которые мы себе рисуем: картины достигнутых в карьере успехов или идиллической жизни на пенсии в домике у моря, взрослые дети… Однако на эту будущую жизнь мы смотрим сегодняшними глазами, забывая о главном: мы изменимся не только внешне, но и внутренне. И кто знает, насколько важны для нас, будущих, окажутся успехи в карьере, возможность жить у моря и даже отношения с детьми.

Наши ценности – то, во что мы верим и к чему стремимся – меняются с возрастом. В очередной раз и весьма наглядно эту истину доказала международная группа психологов. Они провели исследование 1 на впечатляющей выборке, включавшей 36 тысяч жителей Бразилии в возрасте от 12 до 65 лет. Мужчин и женщин в ней было примерно поровну, поскольку исследователи хотели заодно выяснить, по-разному ли меняются ценности в зависимости не только от возраста, но и от пола человека.

Мальчишки до седых волос

Ученые создали специальную методику опроса под названием «Анализ базовых ценностей». 18 основных понятий, отнесенных к базовым ценностям, были распределены на 6 групп. К ценностям эмоционального возбуждения были отнесены удовольствие, эмоции и сексуальность. В число ценностей социального роста вошли власть, престиж и успех. Привязанность, чувство принадлежности и поддержки составили ценности взаимоотношений. Нормативные ценности были представлены готовностью исполнять предписания, верностью традициям и религиозностью. Способность ценить красоту, знания и развитие психологи обозначили как ценности актуализации. И, наконец, базовые ценности существования были представлены здоровьем, стабильностью и возможностью выживания. Затем все участники масштабного исследования оценили важность каждого из представленных понятий лично для себя.

Обработка результатов показала, что различные группы ценностей ощутимо приобретают или теряют важность в зависимости от возраста. Так, ценности эмоционального возбуждения, как легко догадаться, выше всего ценят подростки. В дальнейшем их важность неуклонно снижалась, достигая минимальных значений у самых возрастных участников. Забегая вперед, нужно сказать, что лишь в этой категории была выявлена серьезная разница между мужчинами и женщинами. Их отношение к прочим ценностям с течением жизни менялось более-менее одинаково. Но вот эмоциональное возбуждение даже самые пожилые мужчины посчитали намного более важным, чем их ровесницы. Вероятно, этот результат может служить научным подтверждением расхожей мысли о том, что в душе мужчины до глубокой старости живет мальчишка.

Когда семья важнее карьеры

Любопытной оказалась динамика категории социального роста. Власть, престиж и успех представлялись одинаково важными людям совсем молодым и тем, кто перешагнул рубеж середины жизни. И неожиданно теряли важность для 30-40-летних. Психологи объясняют результат тем, что в этом возрасте на первый план обычно выходят интересы семьи и воспитания детей. К социальному и карьерному же успеху мы в наибольшей мере стремимся либо раньше – еще не успев обзавестись семьей, либо позже – когда дети уже понемногу встают на ноги и начинают самостоятельную жизнь.

Наименьшие изменения с течением жизни претерпевают ценности взаимоотношений. Их важность снижается, но не слишком значительно. И это едва ли удивляет или требует объяснений: привязанность и поддержка необходимы всем и абсолютно в любом возрасте. А вот нормативные ценности продемонстрировали самый высокий среди всех категорий рост. Чем старше были участники исследования, тем больше они ценили религиозность и верность традициям. Исследователи предполагают, что приверженность этим ценностям помогает пожилым людям наполнять свою жизнь смыслом. (Интересно, кстати, что пожилые женщины оказались несколько более активными сторонниками религии и традиций, чем пожилые мужчины.)

Чем дорожит старость

Ценности актуализации тоже набирают важность – но примерно до середины жизни. Затем их график выходит на плато, превращаясь в почти ровную линию, и дальнейший рост, хотя и имеется, не очень заметен. Причина, полагают исследователи, состоит в том, что к середине жизни большинство людей оказываются слишком поглощены вопросами скорее практическими. Говоря условно, отправиться в музей или библиотеку за не имеющими сиюминутной практической пользы красотой и знаниями – роскошь, позволительная лишь для тех, кому не нужно спешить в другие места и по делам более насущным.

И, наконец, очень красноречива динамика отношения к базовым ценностям существования. Они имеют огромную важность в подростковом возрасте и в молодости. Затем их важность заметно снижается. Понимая ценность здоровья и жизни, мы в то же время начинаем ясно осознавать, что сохранить их в неприкосновенности, увы, невозможно, – объясняют психологи. Но ближе к старости эта ценность вновь возрастает: приближаясь к последней черте, мы начинаем больше дорожить тем, что нам отпущено.

Стоит оговориться, что исследование не претендует на универсальность. Выявленные им закономерности могут в значительной мере объясняться спецификой культуры и образа жизни Бразилии. И не исключено, что в других странах и результаты оказались бы другими. И все же динамику изменения отношения к тем или иным базовым ценностям с течением жизни полезно иметь в виду, планируя свое будущее.

1 V. Gouveia et al. «Patterns of Value Change During the Life Span. Some Evidence From a Functional Approach to Values». Онлайн-публикация на сайте журнала Personality and Social Psychology Bulletin от 17 июля 2015 года.