Чапаев и пустота спектакль актерский состав.  Театр Эстрады - Театр Эстрады

Режиссер: Павел Урсул

В ролях: Михаил Ефремов, Михаил Крылов, Михаил Полицеймако, Павел Сборщиков, Мария Козакова / Екатерина Смирнова, Владимир Майсурадзе, Тимофей Савин

Спектакль с антрактом Продолжительность: 2 часа 30 минут

Культовый спектакль по культовому роману «Чапаев и Пустота» - один из самых успешных и нестандартных спектаклей на современной российской сцене.

Необычный литературный материал, смелая режиссура и звездный актерский состав вот уже 15 лет пользуются невероятным успехом у публики.

Непредсказуемый Михаил Ефремов в роли Чапаева, виртуоз Михаил Крылов – Петр Пустота, весельчак и шоумен Михаил Полицеймако – Котовский, молодая и талантливая Мария Козакова – Анка-пулеметчица и брутальный красавец Павел Сборщиков – Сердюк. Несомненно, это как раз тот случай, когда сумма всех слагаемых больше, чем каждый актер по отдельности.

Ставить спектакль по Пелевину – это не просто вызов. Ведь воплощать на сцене действие, которое «происходит в абсолютной пустоте» - задача не из легких. Но творческое трио – Евгений Сидихин, Александр Наумов и режиссер Павел Урсул - мастерски выдало свое видение нашумевшего романа, ведь постановка понятна даже тем, кто книгу не читал. И, судя по долгожительству спектакля, это удалось!

Зритель оказывается между двумя мирами, в одном из которых - герой-комдив Василий Иванович Чапаев и его оруженосец Петька стараются разобраться в целесообразности всего происходящего во вселенной, а в другом – пациент психиатрической лечебницы пребывает в мире своих сюрреалистических грёз.

В невероятную игру включаются и другие «психи»: бородатый мужчина представляет себя Просто Марией и ходит на свидания с Арнольдом Шварценеггером, а группа больных во главе с Котовским «объедается грибами в поисках вечного кайфа»...

Несмотря на кажущуюся бесшабашность сюжета, «Чапаев и Пустота» - спектакль философский, пронзительно грустный и, при этом, невероятно смешной и современный. Звездам театра и кино Михаилу Ефремову, Михаилу Полицеймако и остальным задействованным в постановке актерам удается филигранно объединить все эпохи, в которых разворачиваются события, - гражданскую войну, современную психушку и великую Пустоту, в которую, наконец, уходят герои…

Культовый спектакль по культовому роману Виктора Пелевина

Дата: 23 мая
Место: Московский театр мюзикла
Начало: 19:00

«Чапаев и Пустота» — один из самых успешных и нестандартных спектаклей на современной российской сцене. Необычный литературный материал, смелая режиссура и звездный актерский состав вот уже 15 лет пользуются невероятным успехом у публики.

Непредсказуемый Михаил Ефремов в роли Чапаева, виртуоз Михаил Крылов — Петр Пустота, звезда театр и кино Гоша Куценко — Котовский, молодая и талантливая Мария Козакова — Анка-пулеметчица и брутальный красавец Павел Сборщиков — Сердюк. Несомненно, это как раз тот случай, когда сумма всех слагаемых больше, чем каждый актер по отдельности.

Ставить спектакль по Пелевину — это не просто вызов. Ведь воплощать на сцене действие, которое «происходит в абсолютной пустоте» — задача не из легких. Но творческое трио — Евгений Сидихин, Александр Наумов и режиссер Павел Урсул — мастерски выдало свое видение нашумевшего романа, ведь постановка понятна даже тем, кто книгу не читал. И, судя по долгожительству спектакля, это удалось!

Зритель оказывается между двумя мирами, в одном из которых — герой-комдив Василий Иванович Чапаев и его оруженосец Петька стараются разобраться в целесообразности всего происходящего во вселенной, а в другом — пациент психиатрической лечебницы пребывает в мире своих сюрреалистических грёз. В невероятную игру включаются и другие «психи»: бородатый мужчина представляет себя Просто Марией и ходит на свидания с Арнольдом Шварценеггером, а группа больных во главе с Котовским «объедается грибами в поисках вечного кайфа»...

Несмотря на кажущуюся бесшабашность сюжета, «Чапаев и Пустота» — спектакль философский, пронзительно грустный и, при этом, невероятно смешной и современный. Звездам театра и кино Михаилу Ефремову, Гоше Куценко и остальным задействованным в постановке актерам удается филигранно объединить все эпохи, в которых разворачиваются события, — гражданскую войну, современную психушку и великую Пустоту, в которую, наконец, уходят герои...

Действующие лица и исполнители:
ЧАПАЕВ — Михаил Ефремов,
ПЕТЬКА ПУСТОТА — Михаил Крылов,
КОТОВСКИЙ — Гоша Куценко,
СЕРДЮК — Павел Сборщиков,
АНКА — Мария Козакова / Екатерина Смирнова,
ПРОСТО МАРИЯ — Владимир Майсурадзе,
САНИТАР — Тимофей Савин.

Описание

23 мая 2018 года на сцене на сцене Московского Театра мюзикла состоится показ комедийного спектакля ЧАПАЕВ И ПУСТОТА по одноименному роману Виктора Пелевина. Необычные действующие герои - обитатели психиатрической лечебницы подарят хорошее настроение и заставят смеяться целых три часа!

«Чапаев и Пустота» - один из самых успешных и нестандартных спектаклей на современной российской сцене. Необычный литературный материал, смелая режиссура и звездный актерский состав вот уже 15 лет пользуются невероятным успехом у публики.

Непредсказуемый Михаил Ефремов в роли Чапаева, виртуоз Михаил Крылов - Петр Пустота, весельчак и шоумен Михаил Полицеймако - Котовский, молодая и талантливая Мария Козакова - Анка-пулеметчица и брутальный красавец Павел Сборщиков - Сердюк. Несомненно, это как раз тот случай, когда сумма всех слагаемых больше, чем каждый актер по отдельности.

Ставить спектакль по Пелевину - это не просто вызов. Ведь воплощать на сцене действие, которое «происходит в абсолютной пустоте» - задача не из легких. Но творческое трио - Евгений Сидихин, Александр Наумов и режиссер Павел Урсул - мастерски выдало свое видение нашумевшего романа, ведь постановка понятна даже тем, кто книгу не читал. И, судя по долгожительству спектакля, это удалось!

Зритель оказывается между двумя мирами, в одном из которых - герой-комдив Василий Иванович Чапаев и его оруженосец Петька стараются разобраться в целесообразности всего происходящего во вселенной, а в другом - пациент психиатрической лечебницы пребывает в мире своих сюрреалистических грёз.

В невероятную игру включаются и другие «психи»: бородатый мужчина представляет себя Просто Марией и ходит на свидания с Арнольдом Шварценеггером, а группа больных во главе с Котовским «объедается грибами в поисках вечного кайфа»...

Несмотря на кажущуюся бесшабашность сюжета, «Чапаев и Пустота» - спектакль философский, пронзительно грустный и, при этом, невероятно смешной и современный. Звездам театра и кино Михаилу Ефремову, Михаилу Полицеймако и остальным задействованным в постановке актерам удается филигранно объединить все эпохи, в которых разворачиваются события, - гражданскую войну, современную психушку и великую Пустоту, в которую, наконец, уходят герои…

Купить билеты на культовый спектакль Чапаев и Пустота онлайн теперь возможно на сайте iCity.life.

Действующие лица и исполнители:

ЧАПАЕВ - Михаил Ефремов,
ПЕТЬКА ПУСТОТА - Михаил Крылов,
КОТОВСКИЙ - Михаил Полицеймако,
СЕРДЮК - Павел Сборщиков,
АНКА - Мария Козакова / Екатерина Смирнова,
ПРОСТО МАРИЯ - Владимир Майсурадзе,
САНИТАР - Тимофей Савин.



ВНИМАНИЕ!!!
В программе мероприятия возможны изменения.
Если вы заметили неточность или ошибку – просим сообщить нам на электронный адрес

«Чапаев и Пустота» вышел в 1996 году - за три года до «Generation П», где писатель со свойственной ему серной кислотой эзотерики и постмодернизма живописал новую Россию. В её пересекающихся параллельных мирах обитали ларьковый бандитизм, концептуальный рекламный бизнес, наркотические трипы, поиск национальной идеи в мире духов, коспирологически всемогущая государственная власть и эхо вавилонской культуры, которая именно в российских землях спрятала пса П***еца - предвестника апокалипсиса. В 2011 году роман довольно бережно (Пелевин якобы прислал ему благодарственный е-мейл), но смутное обаяние наждачного текста, передававшего, казалось, сложный культурный и идейный рисунок 90-х, испарилось. Вау-фактору XXI век не поразился. «Чапаев и Пустота» же, напротив, оказался извлечен из библиотеки своевременно.

События «Чапаева» происходят в нескольких измерениях: в революционной России 1918-19 поэт-декадент Петр Пустота бежит от персональных демонов и встречает легендарного начдива Василия Ивановича Чапаева, который хорошо осведомлен в духовных практиках и, попутно с командованием РККА, становится для запутавшегося поэта своего рода бодхисаттвой. В это время в 90-х Петра лечат в психиатрической лечебнице, куда он угодил с раздвоением личности (считает себя не Наполеоном, но поэтом-декадентом революционных годов). Его и еще троих подопечных врач Тимур Тимурович пичкает наркотиками, чтобы найти в трипах пациентов ключ к их болезням. В галлюцинациях одного фигурирует алхимический брак с Западом, у другого - с Востоком, еще один апеллирует к идее сверхчеловека.


В общем, разброд в сознании героев в полной мере отражал развилку, на которой оказалась Россия после развала СССР. Пелевин фиксирует глубинную внутреннюю растерянность от времени перемен, сформулированную Тимуром Тимуровичем: «И когда в реальном мире рушатся какие-нибудь устоявшиеся связи, то же самое происходит и в психике. При этом в замкнутом объеме вашего «я» высвобождается чудовищное количество психической энергии. Это как маленький атомный взрыв ». Режиссер решил поставить «Чапаева» аккурат к 20-летию текста - и тот удивительным образом вновь попал в настроение растерянности, пускай некоторые детали пелевинского повествования звучат избыточно и архаично (преимущественно в главе про бандитов).

Привыкший упаковывать слова в сценографию и ансамблевое действо, , разумеется, ставит Пелевина избирательно - от всего 500-страничного романа осталось три главки-акта. «Сад расходящихся Петек», «Чёрный бублик» и «Условная река абсолютной любви». Первые два действия обязаны именем черновым заглавиям романа, третье - пелевинской расшифровке названия реки Урал.


Первый акт - рок-концерт в красных, но мягких стенах психушки; Актёры Мастерской Брусникина ( - Петька, Илья Барабанов - Чапаев), разодетые в костюмы, смешивающие японскую, революционную и рок стилистику, задорно исполняют песни на стихи Петра Пустоты, он же - поэт Фанерный («не путать с тигром бумажным и солдатиком оловянным»). Энергичная музыкальная программа, написанная композитором Иваном Кушниром , переходит в сеанс коллективной психотерапии, которую устраивает врач Тимур Тимурович ( ). В зале включается свет - доктор произносит монолог про перемены и их влияние на внутренний мир человека (Пустота пытается спорить).

Второй акт - сочный нарко-трип в свете желтых люминесцентных ламп: стереотипные бандиты из 90-х (Буткевич, Барабанов и ) ходят по кругу и ищут Вечный кайф, то есть выход из колеса сансары, чьи законы сформулированы по понятиям. Рядом с ними незримо присутствует тот, кто вечный кайф познал и чьё лицо скрыто маской. Неонового демона второго действия зрители принимают с еще большим энтузиазмом, чем энергичное первое, - благодаря абсурдно-прямолинейному юмору Пелевина, который снова и снова, на разных примерах старается прояснить концепцию Вечного кайфа.


Третий акт - бессловесный балет в полосато-синих купальниках под несмолкающую песню-мантру «Ом, то не вечер, то не вечер» в исполнении в той же маске. Здесь переплетаются взрывы снарядов, игра в «Море волнуется раз», слаженная работа коллектива по синхронному плаванию, а также обретаемый в реке абсолютной любви покой. Сценограф и художник по костюмам Галина Солодовникова решает реку в виде загона с прозрачными шариками - как в детской комнате торгового центра. Ироничная деталь вполне в пелевинском духе.

Для Пустоты же финалом оказывается то ли просветление, то ли излечение от психического недуга, то ли просто конец спектакля - потому что нет реального мира, всё иллюзия, пора по домам. Но прежде в холле по четырем телевизорам, где в антракте рассказывают истории, например, про поработивший человечество грибок, еще покажут шеренгу из актеров в полном боевом раскрасе из первого акта. Они уже совершили вход в пустоту.

18 ноября московский театр «Практика», специализирующийся на постановках по современным текстам, показал премьеру «Чапаев и Пустота» по самому известному роману Виктора Пелевина. Режиссер - неутомимый Максим Диденко, который всего пару месяцев назад выпустил нашумевшего «Черного русского», а в ролях - молодые театральные звезды из Мастерской Брусникина. The Village рассказывает, из каких компонентов собран потенциальный хит «Практики».

Режиссура Максима Диденко

На сегодняшний день Диденко - чуть ли не самый востребованный молодой режиссер Москвы. Только за последний год он выпустил пантомиму по «Идиоту» Достоевского в Театре наций, поэтический спектакль о Пастернаке в «Гоголь-центре» и независимый интерактивный проект «Черный русский» в настоящем дореволюционном особняке.

Диденко - полиглот от режиссуры. Он чувствует себя своим в разных жанрах исполнительских искусств - перформансе, танце, пантомиме, драме, мюзикле - и произвольно миксует их на сцене. В одном из его последних спектаклей «Пастернак. Сестра моя - жизнь» заглавный герой был разделен на три ипостаси (молодой мужчина, старик и ребенок): один артист отвечал за поэтическую читку, другой - за пение, третий - за пластику. Тот же прием - назовем его «трехстороннее приближение» - Диденко применяет в новой работе по тексту Виктора Пелевина: первый акт - это музыкальный концерт на стихи из романа, второй - драматическая сцена, третий - танец.

Заключительное танцевальное действие - не столько трактовка литературного первоисточника, сколько комментарий к пелевинскому «Чапаеву»: режиссер обыгрывает эклектичную природу текста и его буддистские мотивы. Наблюдая за медленными движениями актеров, зрители должны войти в состояние, похожее на медитацию - вот только мантрой служит не санскритское слово, а строчка из народной песни «Ой, то не вечер». Вполне в духе оригинала.

Роман Виктора Пелевина

В постмодернистском тексте Пелевина продолжилась эволюция Василия Ивановича и Петьки - исторических фигур, превратившихся сначала в эпических героев, а потом и в комический дуэт из анекдотов: Петька стал поэтом-интеллектуалом с буддистской фамилией Пустота, а Чапаев - его духовным наставником. Для Пустоты существуют две реальности - Гражданская война и психиатрическая клиника в России 90-х, и один из этих миров - определенно галлюцинация (Чапаев утверждает, что оба).

«Чапаева и Пустоту» можно читать как популярное изложение буддистской философии - особенно занятно, как персонажи описывают концепцию нирваны, пользуясь аналогиями из криминального мира. Роман, изданный в 1996 году, не так сильно связан со своей эпохой, как, например, «Generation П», а звучащие в спектакле реплики о сталинизме и православии так и вовсе кажутся написанными вчера.

Второпях пересказывать «Чапаева» на сцене, стараясь уложиться в два-три часа, - заведомо провальная затея: такая постановка почти наверняка будет проигрывать первоисточнику. Диденко выбрал, наверное, единственно правильный путь - создать самостоятельное произведение по мотивам Пелевина. Режиссер оставил от романа большую диалоговую сцену, где бандиты из 90-х едят грибы и рассуждают о дуккхе и нирване, стихи Петра Пустоты плюс выдержки из бесед поэта с Чапаевым (в 1920-х) и психиатром (в 1990-х).

«Брусникинцы»

Мастерская Дмитрия Брусникина - группа выпускников Школы-студии МХАТ - еще до окончания института стала любимой молодой труппой театральной Москвы. Руководитель курса Дмитрий Брусникин придерживался стратегии, которая шла вразрез с консервативным укладом творческих вузов: его студенты занимались с успешными режиссерами, играли спектакли по пьесам современных авторов, обучались перформансу, документальному и пластическому театру - словом, осваивали актуальный контекст искусства.

«Брусникинцы» рано вышли на профессиональную сцену: их учебные спектакли то и дело появлялись за пределами Школы-студии - в Центре имени Мейерхольда, «Театре.doc», той же «Практике». В июне 2016 года, через год после вручения дипломов, «Практика» объявила, что предоставит Мастерской резиденцию.

В «Чапаеве» немало серьезных вызовов для артиста: современный танец, пение, огромный драматический эпизод, где вместо нормальных эмоций нужно играть рефлексию человека под веществами. Универсальные актеры Мастерской все это умеют: заслуга Диденко еще и в том, что он сумел за три часа выгодно показать молодую труппу со всех сторон.

Главного героя, Петра Пустоту, играет один из самых узнаваемых «брусникинцев» Василий Буткевич, недавно снявшийся в «Тряпичном союзе», и это безукоризненно точный кастинг: суровые стихи Пустоты эффектно контрастируют с нежной, почти детской внешностью артиста.

Психиатром Тимуром Тимуровичем стал в одном из составов сам Дмитрий Брусникин, что служит поводом для инсайдерских шуточек. «Когда я представляю себе, сколько с вами будет возни, мне становится страшно»: то ли доктор говорит это больным, то ли мастер - ученикам.

Музыка Ивана Кушнира

Композитор Кушнир - бессменный соавтор Максима Диденко. Тандем выпустил два оригинальных мюзикла - «Ленька Пантелеев» по мотивам «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта и «Хармс. Мыр» на слова обэриута Даниила Хармса.
А еще Кушнир написал роскошные аранжировки народных песен и первого российского гимна для «Черного русского», положил на музыку прозу Бабеля для «Конармии» и стихи Пастернака для «Пастернака», сочинил саундтреки «Идиота» и «Земли». Продюсерская компания Ecstátic, выпустившая «Черный русский», пересмотрела совместные спектакли Кушнира и Диденко и собрала целую музыкальную программу: концерт «Черная свадьба» запланирован на 29 ноября.

В «Чапаеве и Пустоте» основным интересом композитора был первый, вокальный акт: Кушнир создал репертуар вымышленной рок-группы, основываясь на стихах Петра Пустоты.

Но в «Чапаеве» сценографа ограничивал тесный подвал театра «Практика», и в результате энергия сопротивления помогла Солодовниковой спроектировать одну из лучших своих декораций - лаконичную, остроумную и эффектную. Крошечная сцена превратилась в музыкальную студию, облицованную шипастыми звукопоглощающими панелями: в первом, «песенном» отделении зрители как будто присутствуют на записи альбома. Стоит им уйти на перерыв, и красная комната превращается в точно такую же желтую, а та, в свою очередь - в голубую: каждый цвет соответствует основному настроению акта.

Бывший фэшн-дизайнер, Солодовникова обожает придумывать эксцентричные наряды, и «Чапаев» - не исключение. К примеру, для первого действия художница сочинила костюмы, в которых объединила русскую революцию с мексиканским карнавалом смерти, - микс, достойный Пелевина.

Фотографии: Даша Трофимова/Театр «Практика»