План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: Урок одного стихотворения. Юрий Кузнецов "Атомная сказка". «Атомная сказка» вызвала взрыв возмущения Из сталинградской хроники. Посвящение

Самое страшное, когда человек становится лишним предметом (мало того, что предметом, так ещё и лишним), когда не находит себе места в самом буквальном смысле слова. Порой достаточно пяди земли в чужом сердце, чтобы человек устоял, не погиб, даже если в материальном мире места для него больше нет. Но если нет и сердца, готового стать пристанищем для души, тогда она считай погибла. Именно это случилось с Цветаевой.

Если я вам кажусь прекрасной - не верьте, я намного хуже.
Если же вы поражены моим уродством - опять не верьте, я - лучше.

Богу от нас ничего не нужно, кроме того, чтобы мы были.

Заяц, встречаясь с волком, дрожит от страха.
Волк при встрече с зайцем дрожать не станет.

Православие - не трон, а крест.

Мир стоит, пока существуют чудаки. Когда останутся только умники - мир рухнет.

Мою Родину определяет мой внутренний человек, который сформирован даже не культурой, а каким-то внутренним голосом, зовом быть. Но быть не вообще, а в конкретных координатах.

Дар - это не только наличие чего-то, но и отсутствие; это не только одарённость, но и уязвимость.

Новый вид христианской любви к врагу изобретён сегодня. Мы теперь так любим врагов, что предаём из любви к врагу святыни и святых.

Мы своими действиями или бездействием создаём реальность, в которой живём. На самом деле реальностей много, побеждает в итоге та, носители которой наиболее активны.

Как пёс приходит с прогулки по пустырю в репьях, так читатель должен приходить с прогулки по книге весь в искрах жизни, смыслов и радости.

Принципы - палка, которой маленькие люди избивают больших.

Бездарных людей не бывает наверное, но есть пренебрегшие даром, неразвитые, плоские. Ведь дар - это не столько данность, сколько заданность. То есть, человек должен быть устремлённым навстречу дару, жаждать его, должен расти, питаясь вожделенным. Правильная жажда и устремлённость - в основе всего.

Тот, кто личную корысть ставит выше общей пользы, оказывается не только преступником и предателем, но и проигравшим.

Зависть - это внешнее чувство, т.е. оно не может прийти изнутри внутреннего события. Озарение роднит, соединяет людей, а зависть и злоба присуща тем, кто вне этого опыта, кто не вошёл, кто «за дверью». Может быть, зависть - это начальная степень «плача и скрежета зубов» внешних, о котором говорит евангелист (Мтф. 8:11).

Сначала возникает в нас вопрос, вопрошание, потом неизбежно следует ответ. Подлинное вопрошание беременно ответом. А ответ без вопрошания не дает ничего кроме надмевания и мнения о своем знании, с которым так яростно боролся ещё Сократ.

Достоинство - это собранность воедино, наличие всех частей целого на своих местах и нахождение этих частей в правильных отношениях друг с другом - т.е. отношениях целостности.

Любую проблему можно решить, используя принцип «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди» (Мтф. 18:20), т.е. если проблемы не решаются, значит мы не собираемся их решать во имя Его, а хотим решить во имя своё (если вообще хотим решить, а не предпочитаем ничего не видеть и не слышать). Или же попросту каждый находится на своей волне и думает лишь о себе и своём, теряя из виду другого.

Человек без моральных принципов - чудовище. Но живущий по моральным принципам вместо любви - чудовище не меньшее.

Если Луч направить на козу, она заговорит. Если Луч направить на камень, и он заговорит. Говорение - в Луче, а не в предмете; в Луче, а не во мне.

С середины 70-х годов XX века в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение школьников от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика новыми педтехнологиями и нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Педагогические технологии – такое построение деятельности учителя, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер, гарантирует успех учебного процесса. В основе технологии – ценностные ориентации, целевые установки учителя, технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели. Любая педтехнология воспроизводится с учетом авторского почерка учителя. Авторский почерк учителя особенно отчетливо прослеживается в такой форме учебной деятельности как нестандартный урок.

Нестандартный урок – импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов о нестандартных уроках расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Слову «урок» почти полторы тысячи лет. И столько же лет урок решает следующие задачи: обучить, воспитать, главное, развить. Развивающий аспект триединой цели урока – это наиболее трудный аспект для учителя по двум причинам:

1) учитель стремится формировать новый развивающий аспект к каждому уроку, забывая, что самостоятельность процесса развития относительна и происходит медленнее, чем процесс обучения и воспитания;

2) недостаточное знание учителем психологической структуры ребенка и тех сфер личности, которые необходимо развивать.

Развивающий аспект цели урока, в отличие от обучающего и воспитывающего, может быть сформулирован для триединой цели нескольких уроков и целой темы. Складывается он из следующих блоков:

1) развитие речи (обогащение словарного запаса ученика, усиление коммуникативных свойств речи, так как речевое развитие – показатель интеллектуального и общего развития ученика);

2) развитие мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать.

Правило можно вызубрить, хотя это не принесет большой пользы, но развить речь и мышление насильно нельзя. Развитие происходит в том случае, если ребенку на уроке интересно, если он сам активно включается в учебную деятельность. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует, но превращать нестандартные уроки в главную форму деятельности нецелесообразно из-за большой потери времени, невысокой результативности, отсутствия серьезного познавательного труда. Можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают представления о целях и задачах, методике проведения таких занятий. Одним из наиболее интересных нестандартных уроков является урок-мастерская.

Уроки-мастерские впервые стали проводится во Франции более 80 лет назад, в отечественной педагогике практикуются с 1990 года.

Урок-мастерская имеет определенный алгоритм действий:

1. (урок начинается без объявления темы). Первый этап – «индуктор» - толчок, трамплин, творческое начало, которое мотивирует всю дальнейшую деятельность каждого, создает комфортную ситуацию для ребенка. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, но главное – неожиданное, загадочное, личностное. В качестве «индуктора» могут быть использованы открытка, фотография, слово, знак и т.п.

2. Работа с материалом:

а) деконструкция (смешение, превращение в хаос явлений, слов, событий);
б) реконструкция (создание своего текста, рисунка, высказывания и т.п.)

3. Первичная социализация, то есть соотнесение своей деятельности с деятельностью других (работа в группе, диалог, представление промежуточного результата своего труда).

4. Самокоррекция (ребенок критически осмысливает то, что изобрел, сравнивает свое с чужим. Во время обмена

промежуточным результатом замечает что-то полезное для себя у других).

5. Информационный запрос.

6. Творчество (на чистом листе бумаги ученик заново переписывает то, что у него получилось).

7. Новая социализация (ученики могут обменяться листами, прочитать свою работу вслух).

8. Разрыв (момент озарения и кульминации творческого процесса; ученик смотрит на свою работу как на чудо: был исходный материал, все разрушил, перемешал и получил нечто новое).

9. Может вновь появиться информационный запрос.

10. Рефлексия (происходит самоанализ сделанного, но не просто оценочные суждения, должен идти анализ движения собственных мыслей, чувств, знаний).

Работа по вышеприведенному алгоритму часто приводит к неожиданному результату, так как ни одно мнение, высказанное по заданной теме или проблеме, не считается ошибочным. Внутренне раскрепощаясь, ученик пишет и говорит то, что он думает, а не то, что от него хотят слышать. Мы можем говорить о том, что нестандартный урок приводит к «нестандартному» взгляду на произведение. Ребенок не просто откликается на художественное произведение, потому что этого требует учитель, а сквозь призму собственного «Я» рассматривает проблемы, поднятые автором в произведении, соглашается или не соглашается с мнением автора, критиков, учителя, предлагает собственное решение данных проблем. Особенно эффективно проведение урока-мастерской при подготовке учеников к написанию творческих работ.

Цели урока: cовершенствовать умение анализировать поэтический текст; продолжить работу по развитию устной и письменной речи учащихся; привлечь внимание детей к проблеме духовности в бездуховном мире; воспитание сознательного, активного интереса к знаниям.

Оформление доски

(Тема урока не записана)

Иванушка --> Иван-дурак
Звукопись графический рисунок

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Лирические произведения, как это ни печально, любят немногие читатели. Действительно, в одних стихах трудно, почти невозможно уловить смысл, в других могут казаться непонятными и ненужными нагромождения слов. Некоторые поэты даже боялись быть понятными читателям. Например: Осип Мандельштам писал другу: «Я становлюсь понятен, это меня пугает». Стихи – это тайна, а тайна не может быть ясной и понятной. Для того чтобы понять лирическое произведение, мало знать, надо чувствовать: поэзия, в первую очередь, будит чувства. Помните это, когда мы будем говорить о стихотворении. Написал стихотворение, о котором мы будем говорить сегодня на уроке, Юрий Кузнецов – наш с вами современник. Читать произведение мы пока не будем, как оно называется, я не скажу. Вы, с моей помощью, восстановите содержание стихотворения, определите его главную мысль, озаглавите, а затем познакомимся с текстом.

II. Ассоциации

На доске записана первая подсказка – имя лирического героя, который из Иванушки превращается в Ивана-дурака.

Какие ассоциации возникают в памяти, когда вы слышите имена данных сказочных героев. Запишите в тетради эпитеты, характеризующие Иванушку и Ивана-дурака.

(Ученики читают варианты своих ответов, на доске учитель записывает ассоциации и эпитеты, встречающиеся у многих)

Вторая подсказка – что же должно было произойти, чтобы добрый и милый Иванушка превратился в грубого Ивана-дурака?

III. Звукопись

Еще одна подсказка. На доске записана звукопись стихотворения, то есть из слов выписаны звуки, находящиеся в сильной позиции. Звукопись может многое сказать о стихотворении, если знать смысловую характеристику звуков. («а» -светлый, «о» -темный, «и», «ы» - холодные, «э» - теплый)

э а и ы и а э
а э э а ы о у о
а а о ы ы э э а э
у и а и и о
о о э о о у а а
и э ы а ы а а
а о у о ы а а
и о о ы и э а

Чаще всего встречается звук «а». О чем это говорит?

(Общий фон стихотворения «светлый». Такой фон традиционен для народных сказок, где темные силы, как бы сильны они ни были, всегда терпят поражение).

- «Светлому» «а» противопоставлен «темный» «о», «теплому» «э» - «холодные» «и», «ы». Что это выражает?

(Борьбу, происходящую в душе героя).

Обобщим все, что нам известно о стихотворении.

(Действие сказки происходит в современном мире. События развиваются не по сказочному сценарию: лирический герой меняется в худшую сторону).

IV. Графический рисунок стихотворения

Перед вами графический рисунок стихотворения. Каждая черточка в строке заменяет слово, по ломаной линии, которой соединяются концы строк, тоже можно сделать какие-то выводы.

Какова же тема стихотворения?

(Ученики высказывают свои предположения).

V. Чтение стихотворения Ю.Кузнецова «Атомная сказка»

Что мы можем добавить к тому, что уже сказали?

(Современность жестока, добрый человек в ней вряд ли выживет. Сказка из счастливой становится несчастной. От такого поведения Ивана-дурака рушится все хорошее, светлое, что накоплено человечеством. Наша судьба – погибнуть от жестокости и непонимания или научиться быть человечными. Красивая мечта также необходима, как и практически полезная вещь).

VI. Работа над названием стихотворения

Как, по-вашему, называется стихотворение?

(«Жестокая сказка», «Новая сказка», «Современная сказка», «Ужасная сказка». Как правило, никто из учеников не может правильно ответить на данный вопрос, хотя суть проблемы понимают верно)

Стихотворение Ю.Кузнецова называется «Атомная сказка». Почему сказка «атомная»?

(Атом – это не только мирная энергия, но и то, что может привести мир к катастрофе. Благополучие людей зависит от выбора, который каждый из нас сделает).

VII. Домашнее задание или, если есть время, самостоятельная работа в классе

Подвести итог работы над стихотворением, сочинив свою «Атомную сказку».

Примечания

Приведенные в скобках ответы даны учениками 8-го класса.

Стихотворение "Атомная сказка" – своеобразная визитная карточка поэзии Юрия Кузнецова:

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошел в направлены: полета

По сребристому следу судьбы.

И попал он к лягушке в болото,

За три моря от отчей избы.

"Пригодится на правое дело!" –

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Название стихотворения представляет собой реакцию на определенную культурную парадигму, получившую большое распространение во времена его написания. На вторую половину 1960-х – 1970-е гг. приходится эпоха многочисленных переделок классических произведений (особенно сказок) "на новый лад" (достаточно вспомнить, что двумя годами ранее появления стихотворения на экраны вышел знаменитый кинофильм "Айболит-66" с Роланом Быковым и Олегом Ефремовым в главных ролях). Советский театр и кинематограф в этот период охватывает поветрие создания "ремейков", характерной особенностью которых является соотнесенность с "бурной современностью", "временем скоростей и ритмов, рок-н-ролла и синхрофазотрона". Особенно часто при указании на эту соотнесенность упоминаются такие конструкции, как "атомный век", "век атомной бомбы". Две первые строки стихотворения ("Эту сказку счастливую слышал / Я уже на теперешний лад") отсылают к данной парадигме и настраивают читателя на нее. Следующий за ними текст (до середины третьей строфы) представляет собой пересказ сюжета известной русской народной сказки "Царевна-Лягушка". Во второй части третьей строфы наступает неожиданный слом сценария: герой стихотворения Иванушка начинает вести себя не в соответствии с логикой сказки, а в соответствии с моделью поведения, продиктованною "атомным веком" ("Вскрыл ей белое царское тело / И пустил электрический ток").

Стихотворение Кузнецова полемично по отношению к "сказкам на новый лад". Если в таких сказках современность органично встраивалась в фольклорно-мифологическую традицию (типичный пример: советские начитанные школьники помогали Ивану-Царевичу победить Кощея Бессмертного при помощи новейших на тот день достижений науки), то Кузнецов показал, что современность и миф – противоречат и противостоят друг другу. Их противостояние связано с тем, что современность неспособна понять миф. Язык древности навсегда утрачен для человека современности. На смену языку древности пришел новейший, рационалистический, разрушительный язык восприятия мира. Значения одних и тех же понятий в двух этих языках прямо противоположны. Ритуальный язык древности проникнут любовью и созиданием: сказочный ритуал предписывает герою поцеловать заколдованную лягушку и расколдовать ее поцелуем, вернуть ей облик прекрасной девушки. Для новейшего языка "природа – не храм, а мастерская", а лягушка – всего лишь объект вивисекции.

Новейший язык разрушает сказку, делает ее невозможной. Таким образом, Кузнецов подводит читателя к мысли о том, что этот язык (язык техногенной цивилизации) есть антиязык, язык сатаны; что техногенная цивилизация несовместима с мифом.

Две первых строки последней строфы ("В долгих муках она умирала, / В каждой жилке стучали века") усиливают авторскую мысль, останавливая внимание на жестокости героя, вопиющей противоестественности и кощунственной сиюминутности его действий. Две последних строки "Атомной сказки" ("И улыбка познанья играла / На счастливом лице дурака") возвращают герою его сказочное определение – "дурак", сталкивая два смысла этого слова. Сказочный Иванушка – "дурак" в переносном значении: за внешней придурковатостью он скрывает мудрость. Новейший Иванушка – дурак (кретин) в самом прямом смысле слова. Резкое сопряжение разных значений слова "дурак" придает стихотворению оттенок злого гротеска. В советское время "Атомная сказка" Юрия Кузнецова прошла по разряду "экологической литературы", по теме "борьбы за сохранение окружающей среды" (подобная тематика была крайне популярна в 1960– 1970-е гг.). Настоящий смысл произведения был гораздо глубже "экологической проблематики": Юрий Кузнецов поставил под сомнение основы цивилизации, построенной на техническом прогрессе и научно-рациональных способах восприятия действительности (в определенной мере поэт подверг критике материализм и рационализм – основу нормативной советской философско-идеологической системы).

Стихотворение «Атомная сказка» можно встретить в учебнике литературы за 8-й класс под редакцией Кутузова, Киселёва, Романичева, Колосс и Леденёва.

Прочитав его, многие родители приходят в ужас, потому что поэт Юрий Кузнецов представил всеми любимую сказку «Царевна-лягушка» в новом свете. И если раньше там был счастливый конец, то теперь царевич препарирует лягушку и пускает по её телу электрический ток. Бедная животина умирает в страшных мучениях, за которыми Иван наблюдает с улыбкой.

Сын пришёл из школы и принёс мне учебник, чтобы я прочитала стишок, - рассказала мама одного из учеников 8-го класса Светлана Сергеевна. - Я, мягко сказать, пришла в лёгкое недоумение. У меня возник только один вопрос: откуда и зачем это появилось в школьном учебнике? У нас что, не хватает нормальных произведений? Это же какое-то издевательство над детской психикой. Может, теперь и матерные стихи будут включены в школьную программу?

Такое негодование понять можно. Ведь все мы воспитывались на сказках, где добро побеждает зло. Причём мнение родителей разделяют и те учителя, кто работает по другой программе.

Я занимаюсь по учебнику другого автора и такое произведение прочитала впервые, - пояснила педагог русского языка и литературы Оксана Кондрашина. - Своим ученикам я бы не рекомендовала эту сказку ни в 8-м классе, ни в 11-м. На уроке литературы мы, наоборот, пытаемся научить детей добру. Ведь они и так живут в мире, где слишком много грязи и зла.

Но вот учительница литературы, которая уже не первый год работает с этим учебником, считает, что родителям беспокоиться не о чем. Сего-дня у детей другие интересы. И чтобы привлечь их внимание к вечным проблемам, нужен нестандартный подход.

Я согласна, что это произведение может вызвать много споров у взрослых, - сказала Ирина Александровна. - Но сейчас немножко другое время, и дети воспринимают эту сказку не так, как их родители. Да, она написана современным и жестоким языком, и ученики это понимают. Здесь всё построено на контрасте хорошее - плохое. И герой показан как антигерой. А под образом лягушки скрывается не царевна, а фольклор, сказки, традиции, то есть доброе наследие прошлого. И вскрыв «царское тело», Иван-дурак прерывает эту связь времён и лишает себя своих корней. Он рушит всё хорошее, светлое, что накоплено человечеством за века. А значит, и лишается своего будущего. И здесь важно объяснить детям, что, выбирая жестокость и непонимание, мы обрекаем себя на вымирание. Поэтому надо учиться быть человечными.

В областном управлении образования и науки от комментариев отказались, сославшись на то, что они составлением учебников не занимаются. Да и выбор программы зависит от учителя. Есть только одно требование - учебник должен быть рекомендован министерством.

ДОСЛОВНО

Атомная сказка

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта

По сребристому следу судьбы,

И попал он к лягушке в болото

За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело!

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века,

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Юрий Поликарпович Кузнецов (11.02.1941 - 17.11.2003) - поэт и переводчик.

Впервые заявил о себе, ещё будучи студентом литинститута стихотворением «Атомная сказка». Издал около двадцати сборников. Многие произведения Кузнецова положены в основу музыкальных произведений.

Его творчество всегда вызывало споры и интерес читателей. Он часто обращался к вечным проблемам добра и зла, божественного и человеческого. В стихах переплетаются философия, мифология и гражданская лирика. Примером служат поэмы на библейскую тематику («Путь Христа», «Сошествие в Ад»).

МБОУ СОШ №3 г. Темрюк. Краснодарский край.

Учитель русского языка и литературы

Юрий Кузнецов «Атомная сказка».

(8 класс. Учебник под редакцией А. Г. Кутузова « В мире литературы).

Цель: 1. Рассмотреть понятие живой традиции и «вечной темы».

2. Выявить традиции и новаторство в создании образа главного героя, познакомить учащихся с изменением образов устного народного творчества в современной литературе.

3. Воспитать бережное отношение к окружающему нас миру. Доказать важность духовных начал в жизни человека.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

    Организационный момент. (Слайд 1)

    Проверка домашнего задания.

    Дать определения литературным понятиям: литературный процесс, традиция, новаторство.

    Назовите условия сохранения традиций.

    Перечислить основные составляющие волшебной сказки.

(Волшебство, табу, нарушение запрета, волшебные помощники). (Слайд 2)

    Вспомним сказку «Царевна-лягушка». Укажите главных героев. Какое табу (запрет) было нарушено ?

(Иван – царевич спалил шкуру лягушки, то есть отказался от той жены, которая была предназначена судьбой и которую выбрал сам. За это и был наказан. Отправившись в путешествие, исправил свою ошибку и вернул жену.)

    Как вы считаете, почему отец дал сыновьям стрелы?

(Позволил совершить самостоятельный выбор. Но такой выбор требует от человека ответственность за свои действия ).

    Объяснение темы урока.

    Запись эпиграфа. (Слайд 3)

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин.

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(Сказка нас всегда чему-то учит, прививает нравственные нормы поведения, пробуждает совесть в наших душах).

    Составление ассоциативного ряда к слову «атом». (Слайд 4)

Атом – война, развитие, непонятное, угрожающее, новизна, мироздание, уничтожение, наука, физика, холодно, сложно, бездушно, неизвестность

    Работа со словарём. (Слайд 5)

«Философская энциклопедия»:

(от греч. atomos – неделимое) - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур).

Физкультминутка (оздоровительно- гигиеническая ) . Представьте себе, что вы атом, часть огромного космоса. Ваша задача зарядиться энергией для того, чтобы наш урок прошел плодотворно, интересно. Сначала начинаем вращать головой, затем приводим в движение плечи, вращаем кисти рук, зажимаем и разжимаем кулачки. (Движения учащиеся начинают выполнять медленно, а затем убыстряют темп).

4.Работа над заглавием стихотворения.

Совместимы ли слова «атом» и « сказка»?

(Взаимоисключающие понятия: атом – нечто холодное, бездушное, а сказка – родное, тёплое).

О чём говорит название сказки, на какой лад настраивает читателей?

(Современная сказка, повествующая о науке).

    Чтение стихотворения Кузнецова «Атомная сказка».

    Первичное восприятие.

Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

(Жалость к лягушке)

Какие слова особенно запомнились?

(Белое тело, электрический ток, дурак, улыбка).

    Работа с текстом.

1.Работа с глаголами. (Слайд 6)

Лексика, несущая положительные эмоции.

Нейтральная лексика

Лексика, несущая отрицательные эмоции.

Вышел

Пошёл

Запустил

Попал

Положил

Вскрыл

Пустил ток

Положил в платок

Умирала

Улыбка играла

Отсутствие радости не свойственно народной сказке.

Передаёт сюжет фольклорной сказки

Создаётся образ нового героя: современного Иванушки.

Чувствуется ли в стихотворении энергетика? Какого она характера?

(Агрессивная, атомная энергетика)

    На сколько частей можно разделить стихотворение? По какому принципу произведёте разделение? (Слайд 7)

Прошлое

Настоящее

Сказочный страна

Реальная лаборатория

    Укажите антитезу в стихотворении. (Слайд 8)

Атомная

Сказка

Умирала

Улыбка играла

Иванушка

Дурак

(Сталкиваются душевное тепло и холодное безразличие, угрожающее опасностью).

4.Образ главного героя.

Уже в самом начале стихотворения автор отмечает, что его история отличается от сказочной.

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Что же нового мы видим в образе главного героя?

1. Меняется имя: Иванушка – дурак. Уменьшительно – ласкательный суффикс – ушк- передаёт доброту, душевность героя, Слово «дурак» звучит резко, грубо, оно обозначает пустоту души. Этот герой живёт не сердцем, а разумом.

Толкование слова «дурак». (Слайд 9)

ДУ+РАКЪ

* Ивр. ДУ два, двойственность, в сложных словах.
В переводах Нового завета на греческий - Rhaka (рака): пусто (выражение презрения).

2. Меняется социальный статус героя : царевич превращается в учёного, пытающегося познать тайны мироздания, стремящегося управлять этим миром, царём природы. (Слайд 10)

Почему же учёного автор называет «дураком»?

(Герой не видит красоты природы, рассматривает её созданий лишь как материал для опытов во благо человечеству. Автор предупреждает: учёный, руководствующийся не сердцем, а только разумом, в погоне за изучением тайн Вселенной может этот мир разрушить, превратить в пустоту. При стремлении познать загадки устройства планеты учёным следует учитывать, как вторжение человека в законы природы отразится на будущем мироздания.)

- Согласны ли вы с такой позицией? (Слайд 11,12)

(Пример: атомные бомбы, запуск андронного коллайдера).

Физкультминутка (мимическая). Представьте себя Иванушкой, впервые встретившего лягушку, теперь покажите его состояние, когда вместо лягушки он увидел Василису Прекрасную. Передайте выражение лица учёного, проводящего операцию. (Ребята с помощью мимики показывают настроение героев).

5.Работа со словарём символов. Символическое значение образа лягушки у древних славян. (Слайд 13,14)

(Доклад учащегося.

Согласно народным представлениям, в образе лягушки ярко выражено материнское начало. Восточные народы считали, что, если убить лягушку, можно ожидать смерть матери.

За лягушкой прочно закрепилась слава всезнающего, мудрого существа, способного предвидеть будущее.

Лягушка является символом земли, плодородия.)

6.Чем же опасен поступок современного Иванушки?

(Есть опасность уничтожения Земли).

    Живая традиция и вечная тема.

Рассмотрим стихотворение Ю. Кузнецова с позиции жанра волшебной сказки.

Табу (запрет) – человек должен жить в согласии с природой и не нарушать её законы.

Нарушение запре т а – отказ от «следа судьбы», желание учёного стать царём природы, познав её законы.

Волшебство - Иванушке уже не нужны волшебные помощники, он сам с помощью науки готов творить «волшебство».

Счастливый финал сказки - стихотворение Ю.Кузнецова имеет открытый финал: автор не говорит, чем закончился опыт в лаборатории. Куда приведёт «стрела» учёного (его опыты, его «правое дело», направленное на то, чтобы осчастливить всё человечества), неизвестно… Иванушка в сказке «Царевна – лягушка» исправляет свою ошибку, но сможет ли это сделать современный герой?..

Одинаково ли представление о счастье у человека Древней Руси и человека современной России?

    Обращение к эпиграфу. (Слайд 3)

Что же за намёк в себе хранят сказки?

Вывод: Ю.Кузнецов, основываясь на традиции фольклора, рисует образ современного героя, у которого совершенно другие цели в жизни, иное понимание границ добра и зла, иное представление о счастье. Иванушка-царевич вызывает у читателя симпатию своей простотой, душевностью. Современный Иван образован, но не понимает истинных ценностей. В его понимании, благо – это путь к познанию. Он не желает в этом мире быть зависимым от окружающей среды. Но всё же он получает господство мнимое, так как своими опытами нарушает естественную гармонию. Автор передает образ реалиста – прагматика, ставит перед читателем не только вопрос о НТР, но и вопрос более глубокий: куда приведёт нас развитие, к процветанию цивилизации или её гибели?

http://enc-dic.com/enc_philosophy/Atom-876.html