Почему были созданы докучные сказки народом. Формы проявления фольклорного сознания. Отрывок, характеризующий Докучная сказка

Ермоленко Стефания.6 класс

Рецензия на работу

Несказочные

размышления о ДОКУЧНОЙ сказке

(анализ основных черт докучной скзки)

Представленная на конкурс работа соответствует основным условиям конкурса, написана хорошим языком и затрагивает одну из малоисследованных областей в русской фольклористике.

В работе четко прослеживается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи; наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.

В этой работе представлены не только умения работать с научной литературой, но и навык исследовательской деятельности учащихся.

Работа над этой темой способствует воспитанию уважительного отношения к культурным традициям общества, родному языку, ценностям страны, в которой живешь

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ЦО«Каразей»

665327Иркутская область, Куйтунский район, с.Каразей, ул.Мира56

Исследовательская работа

Несказочные

Ермоленко Стефания,ученица 6 кл.

Научный руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Шарова Татьяна Геннадьевна

2012 г

Введение…………………………………………………..…………………………..…………

Глава 1

Что такое сказка? . ……………………….............………….............................……...…….........4

Глава 2

Главные герои сказок о животных и особенности их характера ..............................................8

Глава 3

Анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни» с открытым

видом вопросов среди учащихся 4, 11 класса и Интернет- анкетирование....................... ....12

Глава 4

Проба пера: сочиняю сказку о животных..................................................................................15

Заключение…………………………………………………………………………………...…17

Список использованной литературы………………………………...…….……………….....18

Приложения…………………………………………………………………..............................19

Рецензия на работу

Несказочные

размышления о ДОКУЧНОЙ сказке

(анализ основных черт докучной скзки)

Представленная на конкурс работа соответствует основным условиям конкурса, написана хорошим языком и затрагивает одну из малоисследованных областей в русской фольклористике.

В работе четко прослеживается деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи; наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.

В этой работе представлены не только умения работать с научной литературой, но и навык исследовательской деятельности учащихся.

Работа над этой темой способствует воспитанию уважительного отношения к культурным традициям общества, родному языку, ценностям страны, в которой живешь

Введение

Какой же из жанров старого фольклора лучше всего известен людям 21 века? Пожалуй, сказка.

Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно.

Но какие сказки мы знаем? В основном уже записанные собирателями, обработанные писателями. А живые-то, настоящие народные сказки, есть они?

Есть великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки, сказки о животных, докучные сказки.

В них много песен, игр. Они всегда интересно звучат, в них, как во всех произведениях детского фольклора, часто встречаются шутки, и вообще игра звуками.

Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну докучную сказку, наверняка, знают все. Её знают и дети, и их родители, и дедушка, и бабушка, знали прадедушка и прабабушка. Немало поколений детворы повторяло эти незамысловатые строчки: «У попа была собака…» За что же им такая честь? Что в них такого привлекательного?

Что же такое докучная сказка? В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать докучные сказки.

Мы по ставили следующую цель :

Углубить свои знания об одном из жанров детского фольклора- докучной сказке; составить их классификацию.

В процессе исследования мы решали следующие задачи :

1) узнать историю докучных сказок;

2) выявить основные черты докучных сказок, их направленность, композиционное построение;

3) сочинить собственные (авторские)докучные сказки

4) составить презентацию «Несказочные размышления о докучной сказке» для использования на внеклассных занятиях по литературе

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией,предполагающая словотворчество.

Объектом нашего исследования является один из жанров детского фольклора – докучная сказка;

предметом исследования – своеобразие и отличительные черты докучных сказок, их классификация и направленность.

В ходе выполнения исследования нами использованы такие методы :

Теоретические: анализ литературных источников, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы;

Эмпирические: опросно- диагностические методы (анкетирование),наблюдения, сочинение собственных (авторских)сказок на основе анализа народных;

Глава 1

Что такое докучная сказка?

Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно изучить его объект. Поэтому мы решили выяснить, что такое докучная сказка как жанр устного народного творчества.

Если к слову «докука» подобрать однокоренные слова, то получится следующий ряд: докука – скука – докучный – докучать. То есть докука – это то, что надоедает,делается скучным. За толкованием слова «докука» мы обратились к различным словарям и справочникам:

1) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано такое значение:

ДОКУЧАТЬ, докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает. И ленивому свое брюхо не докучит. Докучиться чего, допроситься, выпросить, вымолить, выходить у кого; докука и самая просьба, ходатайство, хлопоты просителя. У меня к тебе докука есть. Чужая докука злая мука. Убогого докука, богатого скука одолевают. Молись до пупа, Бог любит докуку, кланяйся больше, ниже. Много докуки, да ничего в руки, не далось. Быть или ходить в докуке, хлопотать, кланяться, просить. Докучный, докучающий просьбами, наводящий скуку. Есть потешно, а работать докучно. Это докучная сказка, бесконечная. Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Докучливый проситель. Докучность ж. свойство докучного; докучливость, свойство докучливого.

2) В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение: «докука,-и, ж.(устар.)Надоедливая просьба, а также надоедливое,скучное дело.

3) В книге для чтения «Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»

4) Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: « сказки – бесконечки, напоминающие дразнилки.»

В результате изучения данных определений, мы пришли к выводу, что самое точное определение дал «Толковый словарь живого великорусского языка»В.И.Даля «Докучная сказка от «докучать» надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать, кучиться кому… дойти кучась [- прося] до каких последствий. «Докучный» докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная .

2 История докучной сказки

Каждый ребёнок рано или поздно задаёт вопрос «А кто же создал сказки? Когда и как они появились?

Есть такое объяснение происхождение сказок – фантастическое. Сказки сочиняют цыганки, вроде русалок. Они в море сидят… и сказки сказывают… А люди сидят на берегу и слухают и записывают… и пускают написанное по свету. Вот один читает, а другой слухает, а этот передает другому, а другой – третьему, а третий – четвертому… Так сказки и идут своей дорогой по всему свету.

Да, сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Безвестные сказители и сказительницы сочиняли и устно передавали слушателям свои поэтические творения. Так, сказки стали произведениями устного народного творчества.

Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?

Исследованием докучной сказки занимались известные ученые, фольклористы и этнографы - А.Ф.Можаровский, А.Н.Афанасьев, Н.П.Колпакова, А.И.Никифоров. Особое внимание в работах этих и других авторов уделяется созданию различных типологий докучной сказки, где за основу берется формальный (выделение сказок-коротушек, усеченных сказок (сказки-шутки, сказки-издевки) .

Главное в докучной сказке, как отмечают ее исследователи, это то, что она «ненастоящая»: - Ты настоящую расскажи! - просит слушатель. «Ненастоящая» сказка «одевается» в поэтические формулы волшебной сказки, используя, например, традиционный зачин: Жил-был царь, У царя был двор; Жил-был старик со старухой У самого синего моря, Жил-был царь Ватута… А потом следует саморазоблачение «ненастоящей» сказки: И вся сказка тута.

Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок». Традиционным стало замечание о безобидной шутливости докучной сказки

И все- таки, докучная сказка –это лишь веселая отговорка или самостоятельное произведение народного творчества с определенной структурой,композицией?

3 глава

Композиция, сюжет и структура докучной сказки.

Что же такое текст докучной сказки, как он организован, как проявляется обманная природа докучной сказки в ее композиции, в системе сюжетов, образов и персонажей?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы проанализировали ряд докучных сказок и сделали выводы,

Суть докучной сказки заключается в некоем обмане. Анализируя тексты, мы выяснили,что в них отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует быстрый конец, в подмене начала концом и конца - началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Эти сказки неоправданно короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся.

Рассмотрим их поподробнее.

1. Неоправданно короткие.

Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.

Жили были два гуся, Вот и сказка вся;

Жил-был старик. У старика был колодец, А в колодце то ялец: Тут и сказке конец.

Жил –был жеребец, Вот и сказке конец.

Жил-был царь Ватута, и вся сказка тута.

Персонажами таких сказок могут быть различные звери,птицы,сказочные персонажи.

Основным звеном построения текстов является рифма.

На -ся (гуся-порося-лося-карася-вся ), рифма на -ец (елец-жеребец-огурец-конец ), рифма на -тута (Ватута-кнута-тута ). рак-дурак, сказать-слизать, слушал - скушал и т.п.

У этих сказок неожиданно скорый конец.

2. Неоправданно незаконченные .

Бесконечность такой докучной сказки создается открытостью ее конца.

Неоправданно незаконченные, когда время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве и только после этого можно будет продолжить повествование. Таким образом, сказка сменяется реальностью; в тексте они соединены, а не противопоставлены друг другу.

Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить - перемочили, Стали сушить - кости пересохли, Опять намочили...
- Ну что же дальше было?
- А когда намокнут, тогда доскажу.

Жил-был один мудрец, вздумал он из человеческих костей построить через Киян-море мост. Собирал он кости не год, не два, целых сорок лет и пустил их, чтобы были мягки, мокнуть в воду… (- Ну что же дальше было?) Подожди, еще кости не размокли.

3 .Неоправданно повторяющиеся и бесконечные.

По своей структуре эти сказки напоминают маятник., принцип которого - бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста

Раз иду я через мост - Под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, положил ее на мост - Пусть ворона сохнет. Вновь иду я через мост, На мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, положил ее под мост - Пусть ворона мокнет. Вновь иду я через мост - Под мостом ворона мокнет …

Данные тексты не имеют начала и конца: весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало - концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?» Образуется без начала, без конца круг, кольцо, из которого рассказчик не собирается выходить:

Жил был баран да овца, Накосили они стожок сенца, Поставили средь польца, Не сказать ли опять с конца?;

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу была мочала, не сказать ли сказочку сначала?

Пришел медведь к броду, Да бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, Выкис, Вылез, Высох, Встал на колоду - Бултых в воду…;

Жил был поп, На колоду скок, С нее в воду хлоп: Кис-мок, кис-мок, Выкис, вымок, вылез, высох, На колоду снова скок, С нее в воду снова хлоп

…Однажды мой товарищ пошел к колоде, Влез на колоду… Сел воевода на колоду Да бултых в воду…Летел ворон, Сел на колоду…Летел журав, сел на колоду…

Персонажами этих сказок являются уже знакомые нам Додон царь Картаус, ворон, ворона, журавль, цапля, кулик, лягушка, медведь (в «маятниковых» сказках они то мокнут, то сохнут, то вязнут своим клювом/хвостом/лапками в болоте/в грязи, то освобождаются),

4.Особую группу докучных сказок составляют, на наш взгляд, сказки с приращением

конец этих сказок отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетенная» рассказчиком в ключевую формулу сказки

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи,
Да чего у нас будет,
Да доколь у нас будет,
Сказать тебе сказку про белого бычка?..

В этих сказках ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку:

Был себе человек Яшка, На нем красная рубашка, На затылке пряжка, На шее тряпка, На голове шапка. Хороша ли моя сказка? - Хороша (Нехороша). - Ты говоришь: хороша (нехороша), Я говорю: хороша (нехороша), А вот послушай: Был себе человек Яшка…

Такая сказка длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем. Ты: не хочу, да я: не хочу…; Ты говоришь: молчи, я говорю: молчи… А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений.

В бане был? - Был. -Тело мыл? - Мыл. - А где мочала? Начинай сначала;

Жил был журавль с журавлихою, Поставили они копну сенца. Аль начать опять с конца? - Начни. - Я начни, да ты начни. Жил был журавль с журавлихою…

Докучная сказка с игровыми моментами:

«Купи слона»: - Купи слона. (- Отстань.) - Все говорят: отстань. А ты купи слона. (- Сам купи.) - Все говорят: сам купи. А ты купи слона. (Отворачивается.) - Все отворачиваются. А ты купи слона. (Молчит.) - Все молчат. А ты купи слона…;

…Хороша ли моя сказочка? (Хороша.) Ты говоришь: хороша, и я говорю: хороша. Шел мужик по мосту, Нес лапти за поясом, Хороша ли моя сказочка? (Молчание). Ты молчишь. Я молчу. Шел мужик по мосту…

Механизм сказки-игры прост: что бы ни отвечал (что бы ни делал) слушатель в ответ на вопрос-«приставанье» рассказчика, все будет «вплетено» в текст и послужит его бесконечным «приращением».

Вывод.

Итак, мы рассмотрели разные типы докучной сказки, в которых тем или иным способом рассказчик подменяет настоящую сказку ненастоящей .

Мир в докучных сказках лжив, лукавен: начало превращается в конец, а конец - в начало, она не имеет срединного звена (собственно содержания), не имеет конца. она противостоит сказочному, волшебному пространству.В докучной сказке создается не волшебное пространство, а его иллюзия; вымысел. Здесь повествуется о событиях вневременных, бесконечно повторяющихся

В докучной сказке много разных персонажей, но все они составляют одно целое. Нет разных, в отличие от обычной сказки (волшебной, бытовой или о животных), где у каждого персонажа есть свое лицо, своя роль, характерные действия и поступки. В докучной сказке нет «хороших» и «плохих», героев и врагов, так же как нет хорошего или плохого конца. Может быть, поэтому «страшилки» докучной сказки типа моста из человечьих костей или попа и его убитой собаки не пугают слушателя, оставаясь просто фоном, на котором рассказчик демонстрирует тот или иной технический прием построения текста.

В докучной сказке иллюзорен сюжет, потому что цель ее - не рассказать слушателям нечто интересное, неизвестное, а продемонстрировать механизм, который обеспечивает непрерывность повествования чисто технически.

Докучная сказка - игра, своего рода построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг ее неискушенных слушателей.

Наши исследования и наблюдения подтвердили гипотезу: докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией,

Докучная сказка большой воспитательной ценности не имеет, но способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

4 глава

Изучая эту тему, мы заинтересовались, знают ли учащиеся нашей школы,что такое докучная сказка? Для этого мы провели анкетирование

Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни» с открытым видом вопросов среди учащихся 5- 11 классов

Анкета «Докучные сказки в нашей жизни»:

1.Укажите Ваш возраст.

2.Какие сказки называют докучными?

3.Какие докучные сказки Вы знаете?

4. В каком возрасте Вы впервые услышали докучные сказки? От кого Вы их услышали?

5.Для чего,по вашему мнению, предназначены докучные сказки?

В анкетировании приняли участие 30 человек.

Результаты анкетирования:

Русские народные сказки создавались народом на общей поляне?

Русские народные сказки любят все дети, с трепетом и удовольствием перечитывают и рассказывают своим маленьким «сокровищам» взрослые. Но нашим удивительным «хочувсезнайкам» совершенно недостаточно просто прочесть или рассказать сказку. Они засыпают взрослого множеством вопросов, на которые, к сожалению, далеко не каждый сможет ответить. «Почему именно «народные», неужели их создавал целый народ, сидя на общей поляне и придумывая по строчке?» «Почему сказка всегда имеет счастливый конец?» «Почему во всех сказках бедные - умные, добрые и хорошие, а богатые - плохие, злые и глупые, младший брат - дурак - всегда в конце становиться умным и богатым, а старшие - умные и отличные парни в начале, в конце проявляют себя, как полные профаны?»

А действительно, почему?

Как появились русские народные сказки?

В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и интернета, они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали. Самые интересные и яркие рассказы оставались в памяти многих на долгие времена и устно пересказывались, распространяясь в пространстве и времени. Никто не знал, кто первым рассказал ту или иную историю, чья именно фантазия породила удивительный шедевр. «В народе говорят…», «мне рассказала моя бабушка, а ей ее» - так объясняли происхождение сказок, именно поэтому они считаются народными. Итак, «народные» потому, что никто не знает имя настоящего автора, оно попросту забыто. Гораздо позже, когда в мире появились рукописные книги, затем печатные, а у творцов - перо и бумага, а потом и печатная машинка, то все, созданные человеком произведения записывались с указанием имени автора. Сказки, у которых есть автор, называются «литературными».

Сказка - мечта в буквальном смысле слова

В литературе существует большое разнообразие народных произведений, позже ученые объединили их в группы за общими признаками и дали этим группам названия: мифы, легенды, предания, сказки. Все эти группы имеют и разное происхождения.

Русские народные сказки - это словесно изображенные мечты людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умный, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается!

Докучные сказки - это небольшой стишок, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не устаните вы или ваш слушатель. Очень помогает переключить внимание вашего ребенка.

***
Жили-были два братца,
два братца - кулик да журавль.
Накосили они стожок сенца,
поставили среди польца.

***
Жил-был старик,
у старика был колодец,
а в колодце-то елец;
тут и сказке конец.

***
Жил-был царь,
у царя был двор,
на дворе был кол,
на колу мочало;
не сказать ли с начала?

***
Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

- Скажи.

- Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

- Скажи.

- Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет!

Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

***
Рассказать ли тебе докучную сказочку?

- Расскажи.

- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе

докучную сказочку?

- Не надо.

- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную

сказочку? - и т. д.

***
- Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.

***
Летел гусь, и как сел на дорогу - так и упал в воду.
Мок, мок. Кис, кис - вымок, вылез, выкис.
- сел на дорогу и снова пал в воду.
Мок мок кис кис - выкис вылез т. д.

***

Встал медведь на колоду -
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду...

***

- Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова -
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела...
Сказывать ли дальше?..

***

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

***

У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.

***

Шла собака через мост,
Завязила в тине хвост,
Тянула, тянула, вытянула хвост,
Только завязила в болоте нос.
Тянула, тянула..

***

Жили-дружили
Кот и Воркот.
Ели они с одного стола,
В окошко глядели с одного угла,
Гулять уходили с одного крыльца. . .
Не послушать ли сказочку опять с конца?

***

- Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки...
- Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
- Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

***

На горушке - избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи,
Жуёт калачи.
Вот она встала,
Из-за печи мочалу достала. . .
Хороша у старушки мочала!
Не начать ли сказку с начала?

***
У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала - молчала.
Увидала: на заборе-мочала.
Увидала мочалу - замычала...
Не сказать ли про Бурёнку сначала?

***

Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала...

***

Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!

***

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?..

***

Жил-был царь Бубенец.
Захотел он построить себе новый дворец
Навезли ему мокрых досок,
Положили сушить на песок.
Сушили, сушили - пересушили.
Положили в реку-перемочили.
Снова сушили - пересушили,
Снова мочили - перемочили!
Вот как будут доски готовы,
Тогда и за сказку за эту примемся снова.
Только будет это нескоро:
Это будет в тот год,
Когда леший помрёт, -
А он ещё и не хворал!

***

Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост -
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост -
Пусть она обсохнет!
Едем дальше...

***

Стоит над рекой дуб.
На том дубу сидит сорока -
в реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползёт...

***

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..

***

Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли!
- Я тебе его дал?
- Дал!
- Ты его взял?
- Взял!
- А где же он?
- Кто?
- Да не кто, а что!
- Что?
- Сапог!
- Какой?
- Ну такой! Мы с тобой шли?
- Шли!
- Сапог нашли?
- Нашли

***
В некотором царстве,
В незнакомом государстве,
Не в том, в котором мы живём,
Случилось диво дивное,
Явилось чудо чудное:
Выросла в огороде репа важная,
Хвалила старуха кажная:
Одним деньком
Не обойдёшь кругом.
Половину той репы вся деревня месяц ела,
Едва доела.
Соседи увидали -
Три недели другую половину доедали.
Остатки на телегу навалили,
Мимо лесу потащили,
Телегу обломили.
Пробегал медведь - удивился,
Со страху спать повалился...
Когда он проснётся -
Тогда и сказка дальше поведётся!

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело...

***

Жил Кутырь-Мутырь посреди польца,
Накосил себе стог сенца.
Пришли баран да овца,
Съели весь стог сенца...
Не сказать ли сказку опять с конца?

  1. Потешки
  2. Заклички
  3. Сказки на ночь




Действительно, докучная сказка начинается как всем знакомые обычные сказки, но вдруг резко заканчивается.

Так происходит видимо потому, что не всегда есть время рассказать сказку, так как длиться она долго, вот и придумали такие короткие докучные сказки.

Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».

Докучные сказки рассказывали детям в рабочее время, тогда когда было мало времени на то, чтобы выполнить желание ребенка и рассказать ему сказку полностью.

Дети же не понимают, что родители сейчас должны выполнить работу и надоедали своими просьбами рассказать им сказочку. Отсюда и название "докучные сказки" - надоедливая просьба рассказать сказку.

А когда приходил вечер и родители могли уделить своему ребенку время, тогда этим надоедливым детишкам рассказывали всю сказку полностью.

Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка. Запиши её в "Рабочую тетрадь".

Докучная сказка для 3 класса.

Жил был полосатый Жук.

И его мохнатый друг Паук

Они в игры с мухами играли

и все вместе с дуба упали

хвостики подняли и убежали.

Вот и сказочке конец,

а кто слушал- Молодец!!!

Относятся к русскому устному народному творчеству. Они имеют ряд характерных особенностей, позволяющих выделить их среди остальных: несколько раз повторяющиеся элементы, недолгое повествование, часто не наделенное особым смыслом.

По сути, докучная сказка - это короткий рифмованный стишок, который можно читать детям младшего возраста (два-три года) неограниченное количество раз. В данной статье будут рассмотрены вопросы о том, откуда берет начало докучная сказка, как она влияет на развитие ребенка, какова практическая польза от ее чтения детям.

Происхождение докучных сказок

Докучная сказка возникла еще в Древней Руси. Предположительно первыми сочинителями этих творений стали «уставшие» сказочники, которые хотели отделаться от надоедливых слушателей. Они придумывали эти небольшие истории на ходу, затем рассказывали их тем, кто приставал к ним с просьбой, и благополучно уходили. Недоуменные слушатели предпринимали многочисленные попытки разъяснить себе смысл этих сказок, поэтому стали передавать их из уст в уста. Возможно, люди между собой начали повторять эти истории по нескольку раз, передавая друг другу смысловую нагрузку и заученные лексические конструкции.

Название «докучная сказка» происходит от слов «надоедать», «докучать». Обратите внимание, что когда много раз подряд читается одно и то же, звучат повторяющиеся фразы, это вызывает чувство скуки и появление некоторого раздражения. Должно быть, именно такие чувства испытывали первые создатели докучных сказок.

Переключение внимания ребенка

Докучная сказка - это идеальный вариант, когда подошло время укладывать ребенка спать, а дитя отказывается засыпать без сказки. Родителям можно выучить несколько таких стишков наизусть, чтобы в нужный момент суметь их продекламировать. Можно также использовать книжку с докучными сказками, если она имеется у вас дома. При желании ее можно купить в магазине, так будет даже лучше.

Докучные сказки короткие, поэтому их чтение не отнимет у вас много времени. Ребенку будет интересно и забавно слушать веселые истории, и он не раз попросит вас повторить уже рассказанное. Не спешите ему отказывать! Эти сказки вы можете читать своему малышу, чтобы отвлечь от чего-то. К примеру, ребенок раскапризничался на улице или в магазине настойчиво требует купить ему игрушку. Вместо того чтобы ругать его и всячески одергивать, попробуйте применить в качестве воспитательной меры докучные сказки: «Жили-были гуси у моей Маруси». Ребенок вместо того, чтобы капризничать, откроет от удивления рот и примется вас слушать с величайшим вниманием.

Развитие познавательных процессов

Чтение взрослыми детям прекрасно развивает у ребенка память, мышление, речь, воображение. Дети очень быстро запоминают тексты, которые им интересны и вызывают приятные эмоции. Вот увидите, с каким энтузиазмом малыш примется повторять забавные строчки, вызывающие у него улыбку и хорошее настроение! Докучные сказки для детей отличаются большой эмоциональностью и объемной юмористической составляющей. Слушая, ребенок будет вникать в каждое слово, даже если ему не совсем понятно его значение. В этом случае задача мамы и папы заключается в том, чтобы правильно объяснить малышу незнакомые слова, встречающиеся в тексте.

Интерес к устному народному творчеству

Докучная сказка - это настоящий клад для родителей и детей. Несмотря на то что она часто воспринимается как бессмысленная и лишенная логики, это обманчивое впечатление. Докучные сказки для детей являются устным народным творчеством, а значит, являются отражением жизни русского народа Древней Руси. Именно из таких бессмысленных на первых взгляд сказок ребенок сможет узнать, как одевались на Руси, какие порядки царили в городах, как простые люди жили в деревнях, чем питались, увлекались, занимались, как трудились, не покладая рук.

Систематическое чтение детям докучных сказок не только воспитывает ребенка, но и прививает ему любовь к родному слову. Каждый родитель хочет, чтобы в будущем его драгоценный отпрыск получил хорошее образование, читал серьезную художественную и классическую литературу. Во многом достижению этой цели способствует знакомство с докучными сказками, которое происходит в раннем детстве. Поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент! Любовь к книге не рождается за один день, но приходит постепенно.

Как надо читать детям докучные сказки

Казалось бы, что в этом трудного: достаточно взять в руки соответствующую книгу и начать читать ребенку вслух. Но все не так просто. Если родитель хочет, чтобы чтение принесло ребенку ощутимую пользу, то не стоит пренебрегать следующими правилами. Читайте ребенку только тогда, когда сами находитесь в хорошем настроении. Если вы станете читать, находясь в угнетенном состоянии духа, ребенок это сразу заметит. Кроме того, такое чтение обязательно отразится на восприятии ребенка: текст покажется ему неинтересным, скучным, и он отложит книгу в сторону. Чтобы не отбить у ребенка интерес к чтению, поощряйте его любые попытки пересказывать прочитанное самостоятельно, не отказывайтесь, когда он обращается к вам с просьбой прочитать сказку. Стихи можно выучить наизусть. Читайте с воодушевлением, выразительно, четко проговаривая каждое слово. Докучная сказка - это народный дух Руси, уважайте его!

Таким образом, докучная сказка во многом помогает привить ребенку любовь к изящной словесности. Пусть хорошая литература начнется для малыша с изучения памятников русского народного творчества. Такой подход обязательно принесет в будущем свои плоды.