Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Русский национальный характер в пословицах и поговорках русского народа. Когда и как появились сказки
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ
В 4 «а» КЛАССЕ
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:
«РОССИЯ, РОДИНА МОЯ».
ТЕМА УРОКА:
«ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ».
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ УРОК:
ИСТОРИЯ, МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА,
ЖИВОПИСЬ.
УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г. ЛЮБЕРЦЫ
2012-2013 ГОД
ТЕМА УРОКА
ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ.
Эпиграф:
«Где песня льется, там легче живется»
Русская народная песня – летопись жизни народа.
Цель урока:
Показать многомерность и гармоничность всех жанров фольклора и животворящую силу природы, как основу.
Доказать, что народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека.
Тип урока:
Интегрированный урок-игра «Посиделки» (литература, музыка, трудовое обучение, изобразительное искусство).
Средства обучения:
Магнитофон;
Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.
Предметы прикладного искусства – изделия Хохломы, Гжели, Палеха, Вологды, Жостова;
Музыкальный материал:
финал Симфонии №4 П.И.Чайковского,
сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;
Литературный материал:
М.Горький «Как сложили песню»;
Г.Серебряков «Ты откуда русская зародилась музыка…» (стихотворение)
Реквизиты:
Элементы русских народных костюмов; предметы домашней утвари.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Объявление темы и целей урока.
Тема урока «ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»
Фольклор – копилка знаний, необходимых для сохранения и продления жизни человека на Земле. В содержании отражено вдумчивое и бережное отношение к окружающему миру, неразрывная связь человека с природой и обществом.
Коллективная память передает из поколения в поколение свою национальную культуру.
Фольклор основывается на двух основных понятиях: устное народное творчество и прикладное.
Подумайте, почему дали такие названия – устное и прикладное народное творчество,- и назовите, что относится к каждому из этих понятий(к устному народному творчеству -песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, обряды, - к прикладному - все, к чему приложены руки – предметы быта, домашняя утварь, орудия труда)
В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга, ведь еще с давних времен считали, что солнце - колесо, которое катится с востока на запад.
Мы до сих пор говорим «Круглый год».
Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это время «годное», «угодное»
Начинался год с марта, в это время пробуждается природа, тепло побеждает холод, прилетают птицы
МАРТ – его наши предки называли протальник, грачевник, капельник,
Народные приметы:
Март – утро года.
В марте курица из лужицы напьется.
22 марта - Сороки - хозяйки пекли из ржаной муки сорок шариков и затем каждое утро бросали на улицу по одному шарику, таким образом, отсчитывая сорок заморозков.
В марте закликали перелетных птиц, пели заклички, голосянки, вот когда пригодятся сделанные зимой свистульки. С ними дети забирались на крыши домов и голосили, зазывая перелетных птиц.
Закличка «ОЙ, КУЛИКИ» (использование свистулек и свирелей)
АПРЕЛЬ – цветень (водогон, ручейник, первоцвет)
Приметы:
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени
Солнышко с апрельской горки в лето катится
Апрельские ручьи землю будят.
В апреле начинались работы по подготовке земли к севу. Земля играла в жизни людей главную роль. – Почему? (Земля – мать всего живого, она кормила)
Ее называли кормилицей, называли Мать сыра земля, при заключении договоров целовали ее, а в особых случаях небольшой комочек земли ели.
В конце апреля наступал праздник, когда молодежь впервые после зимы выходила на уличные гуляния – «Красная Горка» (качались на качелях, водили хороводы.)
«СО ВЬЮНОМ Я ХОЖУ» – хороводная.
МАЙ – травень (Майя - богиня плодородия в Древнем Риме) .
Приметы:
Майская травка и голодного кормит.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Март – с водой, апрель с травой, май – с цветами.
6 мая Егорьев день, в первый раз выгоняли скотину в поле, играли на пастушьих рожках, свирелях.
«КОРОВУШКА» – свирель.
Начинается весенняя страда: сев в полях и огородах, (весенний день год кормит, - что посеешь, то и пожнешь).
«НЕ БУДИТЕ МЕНЯ, МОЛОДУ».
ИЮНЬ – червень (разноцвет, встреча лета). ЖОСТОВО
Троица – праздник березки, поклонение матушке – природе. Березку несут в церковь, в дом, девушки «завивают» березку (связывают ветви с травой), возле нее водят хороводы, украшают березку цветами, лентами, бусами. А на закате ее «раздевают», вьют венки, вставляют в него свечку и бросают в реку.
Хоровод – важнейшее жизнеутверждающее средство, считалось, что взявшись за руки, люди обретали силу единения. Главный рисунок хоровода – круг, - символ солнца. До Ивана Купала хороводы водили «по солнцу» (по часовой стрелке), а после – «против солнца.
П.И.Чайковский. СИМФОНИЯ №4. ФИНАЛ.
ИЮЛЬ – липень (середка цвета, месяц ягод, сладкоежка)
АВГУСТ – серпень (закат лета, собериха-припасиха)
М.Горький «КАК СЛОЖИЛИ ПЕСНЮ»
СЕНТЯБРЬ – вересень (рябинник, златоцвет) ХОХЛОМА
Время жатвы зерновых (рожь, овес, ячмень)
Все, что жали в поле, называли жито.
От какого слова произошло «жито»? (жизнь)
Разыгрывание песни «ОЙ, ЖАЛИ МЫ ЖИТО, ЖАЛИ…» - ТРУДОВАЯ (дожиточная)
Какими орудиями труда пользовались наши предки? (серп)
Кто жал жито, как об этом говорится в песне? (жнеи – женщины)
21 сентября у крестьян был обряд - встреча осени – рано утром женщины выходили на берег реки. Старшая держала в руках овсяный хлеб, а молодые, стоя вокруг, пели.
К хлебу всегда относились почтительно, с уважением, с детских лет учили бережно относиться к хлебу, ведь он достается огромным трудом
Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
Приметы сентября:
Осенью ревут ветры и лесные олени-ревуны, отсюда и название сентября – ревун.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
В сентябре лист на дереве не держится.
В сентябре днем погоже, да утром негоже.
Если журавли летят не спеша и разговаривают, будет стоять хорошая погода.
В конце сентября начинали заготавливать капусту на зиму.
ОКТЯБРЬ – листопад (грязник, подзимник)
Народные приметы:
Октябрь землю покроет где листком, где снежком.
Октябрь то плачет, то смеется.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
Разыгрывание песни «Бояре, а мы к вам пришли…» - ПЕСНЯ-ИГРА
А еще октябрь называли в народе свадебник. Как вы думаете, почему?
Время свадеб, гуляний, т.к. в поле и в огороде все работы закончены, в каждом доме много наготовлено впрок.
Невеста готовит себе приданое, все ею сделано соими руками. Собрались на девишник подружки, расплетали невесте косы и пели песню.
Песня «Ты река ль моя, реченька…» - СВАДЕБНАЯ.
Какой характер у этой свадебной песни? (грустный, темп медленный.)
НОЯБРЬ – грудень (листогной, ворота зимы) ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ
Приметы ноября:
Ноябрь грудень – везде груды замерзшей земли.
Ноябрь – сентябрев внук, октябрев - сын, зиме - родной батюшка.
Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и снег придет.
В ноябре зима с осенью борются.
12 ноября называли Синичкиным праздником, к этому времени прилетают зимние птицы.
В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается.
В долгие дождливые вечера крестьяне занимались работой по дому: шили, вышивали,
мастерили из дерева домашнюю утварь Детей в семьях всегда было много – мал-мала-меньше. Посреди дома висела колыбель с младенцем, так удобно было ее качать, не отрываясь от работы.
Как называются песни, под которые укачивали детей? (Колыбельные)
Вспомнить начало колыбельной «КАК У МЕСЯЦА» и придумать слова далее.
(девочки исполняют колыбельную и рукодельничают)
ДЕКАБРЬ – студень (стужайло, хмурень) КРУЖЕВА
Приметы:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит через реки мосты.
В декабре после солнцеворота хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.
Долгими декабрьскими вечерами крестьяне ходили друг к другу на посиделки, но просто так сидеть без работы не могли. Женщины ткали половники для избы, пряли, плели кружева, а мужчины готовили к весне сети, невода.
«УЖ, ТЫ РЫБКА, ТЫ РЫБКА-ОКУНЕЧЕК» (поют и плетут невод)
ЯНВАРЬ – сечень (Трескун, лютовей. снеговик) ГЖЕЛЬ
Приметы:
Январь – запевка года, зиме вершина.
В январе растет день, растет и холод.
Январь лед на реках в «просинь» красит
Хоть и силен январский мороз, да веселья и смеха ему не одолеть.
Почему январь называют самым веселым месяцем? (Много праздников – рождество,
Святки, ряженые ходили по домам с колядками)
«ОЙ, КАЛЕДА, КАЛЕДА…» с инструментами
ФЕВРАЛЬ – лютый (снежень, вьюговей) ПАЛЕХ
Приметы:
У февраля два друга – метель да вьюга.
Февраль - кривые дороги.
Если февраль холодный – к благоприятному лету.
Февраль на три часа день прибавит.
15 февраля – Сретенье, зима с летом встречаются. Какая погода в этот день, такую жди весну.
Какой праздник приходится обычно на конец февраля? (Масленица)
Назовите игры и забавы этого праздника (катание с гор, игра в снежки, катание на лошадях, лепка снежной бабы.)
Масленичные запевки – «А мы масленицу дожидаем…»
«Раным рано куры запели…»
«Прощай, масленица…»
Н.А.Римский-Корсаков использовал масленичные запевки в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы Масленицы»
Композитор говорил: «Все интонации придумывает народ, а мы их только обрабатываем.»
Прослушать сцену «Проводы Масленицы» и найти знакомые темы и интонации.
Закрепление материала.
Подведение итогов урока.
Народная песня – это не напев со словами, а часть жизни человека.
Все народное творчество – устное и прикладное тесно связано с природой, сменой времен года.
Темы русских народных песен композиторы использовали в сложнейших музыкальных формах.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ
в 3«А» КЛАССЕ
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:
ТЕМА УРОКА:
«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ
ТИП УРОКА:
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г. ЛЮБЕРЦЫ
МОУ ГИМНАЗИЯ № 24
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МУЗЫКЕ
в 3«А» КЛАССЕ
ТЕМА ЧЕТВЕРТИ:
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО. ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО»
ТЕМА УРОКА:
«НАРОДНЫЕ МОТИВЫ В ОПЕРЕ
РИМСКОГО-КОРСАКОВА «СНЕГУРОЧКА»
ТИП УРОКА:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
УЧИТЕЛЬ СОЛОМИНА И.И.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КАФЕДРЕ
РАЗВИВАЮЩИХ ПРЕДМЕТОВ
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Г. ЛЮБЕРЦЫ
МОУ ГИМНАЗИЯ № 24
Эпиграф:
«Музыку создает народ, мы, художники, ее просто оранжируем…» (М.И.Глинка)
Художественно-педагогическая идея урока:
Народная музыка – неиссякаемый источник для композиторов
Цель урока:
Прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;
На фольклорной основе формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
Найти различие между народной музыкой и музыкой в народном стиле:
Использовать дифференцированные методы обучения;
Развивать умение учащихся работать в парах, в группах, а также индивидуально с опережающим обучением.
Тип урока:
Дифференцированный урок-исследование.
Средства обучения:
Магнитофон, телевизор, диски, фортепиано
Русские народные инструменты – ложки, трещотки. рубель, свистульки.
Элементы русского народного костюма и атрибуты пастушка
Музыкальный материал:
Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»
Литературный материал:
Отрывки из пьесы А.Островского «Снегурочка»
Фрагменты мультфильма «Снегурочка»
Домашнее задание (опережающее обучение).
1 группа. Содержание мультфильма по сказке «Снегурочка»
2 группа. Содержание русской народной сказки «Снегурочка»
3 группа. Рисунки к сказке «Снегурочка».
Каждая группа делает сообщение по своему заданию и группа получает баллы по согласию всех учащихся.
Изучение нового материала (работа в группах).
Работа с учебниками: текст, иллюстрации, ключевые слова и сообщения в виде ответов на вопросы, которые получают на карточках.
1 группа.
а) Какой русский писатель написал сказку «Снегурочка»?
б) Как вы думаете, что послужило первоисточником при создании пьесы?
в) Как называется опера Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского?
2 группа.
а) Кто такой Лель и что он исполняет в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»
б) На каком инструменте играет Лель?
в) Почему его музыкальные номера встречаются в каждом действии оперы?
г) Можно ли назвать песни Леля музыкой в народном стиле?
3 группа.
а) Как называется Третья песня Леля?
б) Какой инструмент подражает пастушьему рожку?
в) Для чего Римский –Корсаков использовал в Третьей песне литавры?
Прослушивание (индивидуальное, групповое обучение).
Звучит Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
Каждая группа отвечает на вопросы, которые звучали в сообщениях при изучении нового материала, данные другими группами.
1 группа.
а) Как назывался этот музыкальный фрагмент? (Третья песня Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».
2 группа.
а) Как называется опера, кто композитор и какое литературное произведение послужило основой для написания оперы? (опера композитора Римского-Корсакова «Снегурочка», литературное произведение – пьеса Островского «Снегурочка»)
б) Какой инструмент имитировал звучания пастушьего рожка Леля? (кларнет – деревянный духовой инструмент симфонического оркестра)
3 группа.
а) Почему композитор отдал эту партию женскому голосу? (этот голос более точно передает тембр и высоту молодого пастушка-Леля)
б) Как в Третьей песне Леля использована форма рондо? (эта песня имеет куплет и припев, а припев при постоянном повторении без изменения и есть форма рондо)
Разучивание (индивидуальное, групповое обучение, работа в парах) Разучивание и исполнение Третьей песни Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Класс делится на разные по составу и функциям группы.
1. Дирижер (1 ученик) – слушает аккомпанемент Третьей песне Леля и руководит исполнением солиста и инструментальной группой.
2. Солист (1 ученик) – исполняет мелодию куплета под руководством дирижера.
3. Хор (10 учеников) – исполняет припев.
4. Инструментальная группа (6 учеников) – исполняют аккомпанемент на шумовых инструментах (ложки, треугольник, малый барабан, бубен, колокольчик)
5. Реквизиторы (2 ученика)– подбирают элементы костюма Леля и его атрибуты
6. Члены жюри (оставшиеся ученики) – парами оценивают работу дирижера, солиста, хора, инструментальной группы, реквизиторов.
Просмотр эпизода мультфильма «Снегурочка» 2-ой и 3-ей группами.
1 группа (она заранее смотрела этот эпизод, чтобы выполнить домашнее задание) в парах решает кроссворд по теме урока, где использованы ключевые слова: песня, кларнет, литавры, меццо-сопрано, Лель, Островский, сказка.
Подведение итогов урока.
Учитель оценивает каждого учащегося и его индивидуальную и групповую работу. Лучшие учащиеся проверяют и оценивают письменную работу «Кроссворд».
Тема сочинения
Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
Разные сочинения
---
Сочинение "Народная мудрость в произведениях устного народного творчества."
Земфира
Народное творчество, или фольклор (фольклор (англ.)— народное знание, народная мудрость
), берет начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Устное народное творчество соединяет в себе особенности нескольких видов искусств. В фольклоре нашли отображение самые разные
стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки,
календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические
песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор. Несмотря на то, что почти все произведения устного народного
творчества возникли в глубокой древности, мы и сегодня используем их: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты, читаем
любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки.
В произведениях устного народного творчества передается народная мудрость. Если говорить, например, о пословицах и поговорках, то можно сказать, что они создаются всем народом, поэтому выражают коллективное мнение народа. В них заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума.
Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.
Вы прочли сочинение Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
Произведения, созданные разными авторами и передававшиеся из уст в уста, претерпев различные изменения, ставшие результатом совместного народного творчества, называют фольклором (от английского folklore - народное знание, народная мудрость). В фольклоре отражена и мудрость веков, и актуальные проблемы современности. Он является спутником истории народа с древнейших времён, когда люди ещё не умели писать. В его произведениях отражается многовековой опыт народа, народные обычаи, мировоззрение, представления о морали и традиции воспитания.
Устное народное творчество
Устное народное творчество- подлинный кладезь народной мудрости. Отражая все перипетии жизни народа, его радости и горести, мечты и стремления, фольклор стал основой для последующего развития письменной литературы.
На протяжении веков в татарском фольклоре формировались такие основные жанры, как сказки, песни, заговоры, пословицы и поговорки, загадки, баиты, потешки, мунаджаты, легенды и предания, дастаны-эпосы и т.д.
Сейчас мы подробнее рассмотрим одну из форм татарского устного народного творчества.
Сказки
Сказки- один из самых широко распространённых и занимательных жанров фольклорных произведений. Сказки знакомы каждому с раннего детства. В увлекательной форме они рассказывают о приключениях вымышленных героев в фантастическом мире.
Однако сказки не только развлекают, они могут многому научить нас. В них отразились народная смекалка, находчивость, мудрость и образцы высокой нравственности. Они учат упорству в преодолении трудностей, в борьбе со злом. Сказки порицают зло, несправедливость, лень и иные отрицательные качества людей и превозносят смелых и бесстрашных героев, борющихся за справедливость и за воплощение своей светлой мечты. Щедрость, честность, доброта и смекалка - вот что приносит победу героям сказок. В сказке всегда добро побеждает зло, так в них выражается вечная мечта людей о более совершенном, справедливом мире.
Когда и как появились сказки?
Их возникновение относится к глубокой древности, к первобытному обществу, в котором господствовали мифы. Чувствуя своё бессилие перед лицом могущественных сил природы, люди стремились по-своему объяснить причины таких явлений природы, как дождь, гром и молния, как проявление высших сверхъестественных сил. Постепенно, с развитием человеческого общества, когда мифы стали терять своё былое значение, из них стали вырастать сказки. Сказочный вымысел - это своеобразное отражение реальной жизни. Изменяясь на протяжении веков, сказки вобрали в себя своеобразие и колорит различных исторических эпох.
По содержанию сказки бывают трёх основных видов: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.
Сказки о животных
Сказки о животных - самые древние представители этого жанра. Их главные герои - различные домашние и дикие животные, птицы и другие живые существа. Древние люди верили, что человеческие чувства и качества есть и у животных, которым приписывали способность говорить и мыслить, как и они сами. В таких сказках разным животным приписывались особенные свойства и роли: конь - всегда трудолюбивый, верный помощник человека, коза - находчивая, волк - злой и глупый, лев - сильный, лиса - хитрая, медведь обладает тяжёлым характером. В таких сказках, как «Хитрый лис», «Голый волк», «Царь-Петух», изображаются, как правило, те животные, которые были более близки и знакомы людям.
Традиционный зачин таких сказок бывает очень коротким и простым: «В древние, древние времена…», «Однажды…», «Некогда…» Такие сказки, как правило, построены на диалоге и соперничестве между героями (волком и овцами, человеком и зверями).
Волшебные сказки
Волшебные сказки - самый распространённый и любимый детьми и взрослыми из сказочных жанров. Они отличаются богатством фантазии, увлекательным, захватывающим сюжетом.
Сказки этого вида («Белый волк», «Танбатыр», «Золотое яблоко», «Камыр батыр», «Три голубя» и др.) повествуют о приключениях героев, встречающихся с волшебными предметами, сверхъестественными силами, которые помогают им совершать неимоверные подвиги: побеждать злых демонов, драконов, в мгновение ока опускаться в подземное и подводное царства, пересекать тёмные леса и бескрайние океаны, возводить восхитительные дворцы.
Как правило, подобные сказки начинаются с особых витиеватых зачинов: «В давние-предавние времена, когда не родились ещё дед с бабкой, а были одни мы с отцом, жили тогда старик со старухой…» («Камыр батыр»). Сказки построены по сходному сюжету: будущий батыр, повзрослев, отправляется путешествовать по свету и переживает множество волшебных приключений. Он спасает прекрасную принцессу из плена дива или дракона или, выполнив все сложные задания правителя, женится на его дочери и сам становится правителем государства. Во всех волшебных сказках можно встретить положительный образ храброго, смелого и доброго героя и прекрасной девушки, в которую он влюблён. Справиться со всеми трудностями герою помогают волшебные животные и люди с необыкновенными качествами, которых сам герой до этого выручил из беды. Так сказка учит нас взаимопомощи, только вместе, объединив усилия, можно справиться с самыми большими трудностями и невзгодами и победить зло.
В сказках разных народов нередко встречаются схожие сюжеты и герои. Так, сюжет сказки «Камыр батыр» есть и в сказках финно-угорских народов, например в марийской сказке «Нончык батыр». А злая ведьма Убыр из татарских сказок в марийских сказках известна под именем Вуверкува.
Одним из многочисленных обычаев древних людей, отразившихся в волшебных сказках, был обычай инициации - обряд перехода от детства к взрослой жизни. Его отголоски часто встречаются во многих сказочных сюжетах: юношей, достигших зрелости, собирали в специальных
домах (как правило, в чаще леса) и долго готовили к важному испытанию, раскрывали им тайны и секреты их племени, рассказывали священные мифы, учили исполнять религиозные обряды. Только прошедший все ритуальные испытания, доказавший своё бесстрашие и мужество юноша мог считаться взрослым мужчиной, равноправным членом своего племени.
Бытовые сказки
Бытовые сказки рассказывают о повседневной жизни обычных людей. В них нет волшебства, чудес и фантастических героев, в них действуют реальные люди: муж, жена, их родные дети и пасынки, хозяин и работник.
В таких сказках, как «Шомбай», «Жадный и щедрый», «Падчерица», «Гульчачак», говорится о том, как благодаря своему уму и смекалке главные герои могут исправить строптивых жён или ленивых мужей, проучить глупых и жадных хозяев, завистливых соседей. В них осуждается лень, корыстолюбие, жадность, невежество, зависть, грубость, жестокость и любые проявления несправедливости. В таких сказках, как правило, с симпатией и сочувствием изображаются простые люди (крестьяне, ремесленники, солдаты), а их нечестные и грубые хозяева осуждаются и высмеиваются. Так в сказочной форме народ выражал свою жажду справедливости. Эти сказки обычно очень кратки и полны народного юмора.
В фольклорных произведениях в своеобразной увлекательной форме отразились историческая память, жизненный опыт и житейская мудрость, добрые обычаи и традиции нашего народа.
Народная мудрость в произведениях устного народного творчества окунает нас в духовную культуру наших предшествующих поколений.
Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Народные песни, сказки, загадки знают все. В глубокой древности не было письменности, и каждый человек рассказывал сказку или былину свою.Таким образом творцом всех песен, и былин становился народ. Вся мудрость народа передавалась в песнях, сказках. Люди заметили что с песней веселее работалось. И песни изменялись в них появилась ритмичность. С песней легче было возделывать землю, валить лес.
Первобытные люди верили в различных духов и богов в силы природы. Они слагали песни прославляющих их. В сказках люди рассказывали о своем труде, о каких-то исторических событиях. Сказки учат детей быть честными, и трудолюбивыми, мужественными. В сказках дается ответ на простой вопрос: «Что такое добро и зло? »
Загадки — составленные народом отличаются оригинальностью и поэтичностью. Помогают детям развивать фантазию.
В пословицах и поговорках отражается жизненный опыт людей. В Русских пословицах можно понять как и чем живет человек на пример: «Кудри завивай да про дела не забывай» «Лицом и туда и сюда, а делами не годится не куда».
Труд в жизни наших предков занимал огромное место. Да и в нашем времени эти пословицы очень актуальны. Ведь они несут большой воспитательный заряд в себе. Вот пословицы о Родине:
Пословицы говорят о ценности нашей земли, воспитывают и вдохновляют нас:
«С родной земли-умри, не сходи».
«Один в поле не воен».
«Смелость города берет».
Народная мудрость в произведениях устного народного творчества (к таковым традиционно относятся былины, сказки, поговорки, загадки, пословицы, песни) составляют сокровищницу народной художественной культуры, тем самым представляют интересный источник познания родного языка, и народного быта.
Устное народное творчество — начало искусства слова
Устное народное творчество — это древнейший вид словесного творчества человека. Возникла она еще много веков назад, когда письменности не было и люди не знали, что такое буквы. Как же возникали такие произведения? Один человек составит, скажем, сказку, переведет ее другим, а те еще кому, и так произведение передается от человека к человеку, из одной местности в другую. Передавая из уст в уста сказку, песню, пословицы, поговорку или загадку, люди могли изменять ее, добавлять что-то свое. Таким образом, один и то же произведение в разных областях мог иметь некоторые отличия. Если литературное произведение пишет некая один человек или несколько людей, то народная песня или поговорка появляется в результате общения многих людей, и уже невозможно установить, кто ее придумал первым. Много народу участвует в ее создании, именно поэтому произведения, появились и долгое время не были записаны на бумаге, называются народных произведений. Другое название устного народного творчества — фольклор. Это слово в переводе с английского означает "народная мудрость". Двести-триста лет назад появились такие люди, которые интересовались этой творчеством и начали ее записывать на бумагу. Это были писатели, ученые или просто грамотные и образованные люди. Благодаря этим людям, которые тратили свое время и прилагали усилия, мы можем прочитать такие произведения просто в книге, нам не надо искать тех, кто знает много пословиц или сказок, чтобы познакомиться с народным творчеством.
В повседневной жизни каждый из нас использует фольклор, не замечая этого. Сначала мама поет нам колыбельные песенки, потом в детском садике мы изучаем загадки. А вот в школе мы знакомимся с остальными видами народного творчества. Сначала изучаем сказки, поговорки и пословицы, затем частушки, песни, думы.
Поговорки и пословицы несут в себе то, что называют народной мудростью. Когда я не хочу делать домашнее задание, то папа говорит: "Не побегаешь — не пообедаешь". И я понимаю, что он имеет в виду не то, что тот, кто не бегает, остается без обеда, а то, что я не получу хорошую оценку, если не выполню домашние упражнения. Поговорки и пословицы охватывают различные темы, а именно: различные человеческие недостатки, семейно-бытовые отношения, здоровье, труд, смелость и отвага, бедность и богатство, счастье и горе и многие другие.
Произведения устного народного творчества всегда отличаются тем, что легко читаются, легко запоминающиеся небольшие по размеру. Это вполне понятно, потому что они нигде не записывались, а запомнить длинный и тяжелый произведение невозможно.
Сейчас считают, что фольклор появился гораздо раньше, чем другие произведения, и я вполне согласен с этим, потому что существовал он уже тогда, когда люди и не представляли, что существуют буквы.