Русская литература XX века. Русская литература XX века Популярные писатели 20 века

Настоящий Словарь входит в систему энциклопеди­ческих трудов, посвященных русской словесной куль­туре. В нем характеризуются все виды писательского творчества: проза, поэзия, драматургия, детская лите­ратура, литературоведение и литературная критика.

Он отвечает основным положениям современной на­уки об историческом пути русской литературы в двад­цатом веке. Этот путь был как бы предугадан послед­ними классиками предшествующего столетия А. Чеховым и Л. Толстым, встретившими новый век с тревогой и надеждой, относящимися и к культуре. (Строго говоря, надо было бы включить и эти имена в настоящее изда­ние, но все-таки они - плоть от плоти века девятнад­цатого.) И то и другое подтвердилось в полной мере.

По данному Словарю можно составить мартиролог писателей 20 века куда более гигантский по сравнению с известным мартирологом А. Герцена. Трагической оказалась не только история России, но и судьба ее художников слова. Даже внешне благополучных, не отторгнутых властью (М. Горький, М. Шолохов, А. Фадеев, И. Эренбург, К. Симонов и др.) не мино­вали драмы.

С другой стороны, одним из подтверждений надеж­ды великих писателей прошлого был расцвет отечест­венной литературы, сохранившей несмотря ни на что в целом свою эстетическую свободу. Из русских худож­ников слова 20 века более ста писателей - мировые величины. В количественном отношении это куда боль­ше того, что дал «золотой век» русской литературы.

Политические режимы в 20 веке не любили культу­ру. Не только ту, что прямо противостояла власти, но и ту, что была на стороне существующего строя: в данном случае опасались ее относительной независимо­сти. Поэтому, например, после Отечественной войны 1941-1945 годов, которая была выиграна отчасти бла­годаря литературе, формировавшей патриотические чувства парода, одной из первых политических акций власть сделала суд над писателями, а вскоре и над ху­дожниками, представляющими другие виды искусства. II общий мотив осуждения столь несхожих но миро­воззрению и стилю художников, как А. Ахматова и М. Зощенко - они мыслят и ведут себя независимо.

Защищаясь, художественная литература во второй половине 20 века апеллировала к народу и одновре­менно защищала и его от режима. Неслучайно ее глав­ным эстетическим достижением в этот период стала так называемая «деревенская проза», подготовленная ве­ликим поэтическим опытом А. Твардовского и пред­ставленная такими именами, как Ф. Абрамов, С. Залы­гин, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Распутин, В. Белов и, естественно, А. Солженицын.

Словарь отрицает кладбищенские, «поминальные» мо­тивы относительно советской литературы. Не говоря о ее классиках, нельзя не признать, что даже многие писатели русского зарубежья созревали в ее пределах. Новые известные имена, заявившие о себе в последнее десятилетие, в большей степени наследники предшест­вующего длительного этапа в истории культуры 20 века, чем это кажется современной критике.

Д. С. Лихачев говорил, что история культуры не есть ее прогресс: она - накопление культуры. Отвергая ме­тонимический взгляд на литературу, когда часть худо­жественного явления выдается за ее целое, Словарь старается представить общий позитивный эстетический результат всего накопленного в истории нашей нацио­нальной литературы. «Слагаемые» этого результата очень разные по ценности, по художественному содер­жанию, но присутствуют между ними и внутренние свя­зующие нити, что вполне понятно: культура - едина.

Словарь можно воспринимать как продолжение многотомного словаря «Русские писатели. 1800-1917», осуществляемого издательством «Большая Российская энциклопедия» (опубликовано четыре тома). Но пред­лагаемое издание имеет и специфические структурные признаки: его можно назвать «авторской энциклопе­ дией». Разумеется, все традиционные жанровые и со­держательные качества словарных статей, их библио­графические «нормы» здесь присутствуют, но наличе­ствуют индивидуальные авторские стили и аналитиче­ские подходы к материалу. Условное определение издания как «авторской энциклопедии» объясняет его некоторые содержательные и структурные моменты. Редакционная коллегия приняла в расчет авторские терминологические характеристики исторических со­бытий. Например, «октябрь 1917 года»: и «револю­ция» и «переворот» - тем более, что эта разноголосица была обычной и для того времени, в том числе и в среде большевиков (И. В. Сталин озаглавил свою юби­лейную статью в газете «Правда» в 1918 году: «Октяб­рьский переворот»).

Мы посчитали также необходимым согласиться с ав­торским определением объема той или иной статьи он, как правило, диктовался не только (а иногда - и не столько) значительностью объекта энциклопедиче­ского рассмотрения, сколько степенью изученности «предмета» или сегодняшней информированности о нем (например, статьи о Д. Бедном, А. Безыменском). А также - манерой изложения того или иного автора статьи, которую редколлегия стремилась сохранить, -п редставляя, таким образом, не только панораму лите­ратуры 20 столетия, но и спектр различных исследова­тельских подходов и стилевых особенностей современ­ных аналитиков литературного процесса. Это послед­нее обстоятельство отчасти проясняет вопрос об адре­сате издания. Оно предназначено как для всех тех, кто интересуется русской словесностью 20 века, так и для ее исследователей. Создатели Словаря надеются, что эта книга послужит содержательным материалом для будущей научной истории русской литературы уходя­щего столетия - и в то же время составит увлекатель­ное чтение для самого узкого круга читателей, в т. ч. школьников и студентов. Это неудивительно для кни­ги, среди авторов которой есть такие писательские име­на, как С. Залыгин, Л. Озеров, Ф. Искандер, А. Борщаговский, а также крупнейшие литературоведы и критики, которым и принадлежала инициатива этого издания. Некоторые из них и сами стали объектами энциклопедического повествования.

На структуре статей не могло не сказаться большое различие в литературном опыте авторов и их принад­лежность к разным литературным «цехам». В Словаре, по существу, предпринята попытка объединить два, строго говоря, неодинаковых «ведомства»: литературо­ведение с его историческим «великодушием», обяза­тельным для науки, и литературную критику, свобод­ную от этого (что является не ее недостатком, а самой природой). Но публицистических пристрастий авторы-критики старались избегать (один из характерных при­меров - статьи А. Бочарова о писательских антиподах: В. Гроссмане и В. Кожевникове), хотя, конечно, кое-какие мировоззренческие предпочтения не могли не ска­заться в тексте.

Авторы не использовали материал для обоснования своих нынешних культурно-социологических концеп­ций. Они исходили из того, что он самодостаточен, дорог своим историческим качеством. Информацион­но-аналитический принцип издания можно назвать «объединяющим». То есть, создавая своеобразный пан­теон русской художественной словесности уходящего века, писатели, литературоведы, критики увидели в этом возможность творческого согласия, в котором очень нуждается современное литературное сообщест­во. Всеми осознается такая общественно-нравственная потребность. В русской литературе 20 века, которая при всех своих различиях (и не только в смысле эсте­тического качества) имела в лучших образцах, как уже сказано, общее - относительную свободу от диктата внешних обстоятельств. Необходимость же ее энцикло­педической характеристики вытекает из общей задачи нашего времени: расширить информационное про­странство знаний о прошедшем культурном развитии России, что позволяет хотя бы в малой степени прогно­зировать ее ближайшее и отдаленное будущее.

В основе словника издания лежали два критерия: художественный уровень произведений и знаковость имен их авторов - в общенациональном и мировом сознании. Они не всегда совпадали, эти критерии, но в любом литературном опыте - великом или не столь значимом - присутствовал тот или иной признак.

Настоящий Словарь не академичен, как упомянутые тома широко известного издания «Русские писатели. 1800-1917», и не насыщен большими источниковедче­скими данными (в частности, архивными) - это дело неблизкого будущего.

Естественно, не все достойные писатели 20 века здесь представлены. А многие из тех, кто охарактери­зован, уже не удовлетворяют нынешнее позитивное эс­тетическое восприятие. Но здесь - биографическая ис­тория русской литературы, какой она была в великом и трагическом столетии. Многие авторы статей были и остаются активными участниками литературной исто­рии - тем обоснованнее выглядит их право на участие в данном издании.

Читатели могут указать на отсутствие в Словаре ста­тей о таких замечательных писателях, как Г. Айги, В. Быков, Ч. Айтматов и другие. Многие их тексты создавались на русском языке, их вклад в русскую литературу и вообще в русскую культуру весьма зна­чителен., Но главный источник их творчества - в их национальной духовной стихии: чувашской, белорус­ской, киргизской и т.д. Они, как правило, и начинали писать на родном языке и предметом их повествований была жизнь их национальной родины. Поэтому в со­временном художественном мире они, прежде всего, представляют свою национальную литературу. Приме­ры В. Набокова и И. Бродского не опровергают этого положения: основные начала их творчества - в преде­лах специфически русских художественных феноме­нов.

В работе над Словарем были разные этапы. Перво­начально он создавался, так сказать, на общественных началах, при небольшой финансовой поддержке ин­ститута «Открытое общество», в частном издательстве « Рандеву-АМ » (главный редактор С. А. Надеев). Зна­менитые авторы не сетовали по поводу мизерных гоно­раров. К редакторской работе привлекались - тоже на общественных началах - три-четыре человека (особая роль в редактировании текстов принадлежала И. И. Николаевой, ушедшей из жизни незадолго до выхода в свет Словаря).

Некоторые статьи создавались почти на конкурсной основе: два-три автора, а иногда и более предоставляли разные тексты об одном писателе - чаще всего, круп­ном. Иногда в уточнении биографических данных по­могали живущие писатели (А. Солженицын и др.).

На заключительной стадии, уже в издательстве «Большая Российская энциклопедия», работа над Сло­варем приобрела качественно новый характер, сущест­венно расширился словник издания, и укрепилась его информационная база (здесь особая роль принадлежа­ла доктору филологических наук Г. В. Якушевой). Ис­правлению обнаруженных фактических ошибок и не­точностей способствовала также работа профессиональ­ных энциклопедических библиографов и корректоров.

Исследование русской литературы 20 века в энцик­лопедическом жанре только начинается. Оно, несом­ненно, будет продолжено. Будущим энциклопедистам предстоит оценить огромное количество новых имен, и тогда станет ясно, какое место занимала в духовной жизни России и мира русская художественная словес­ность двадцатого столетия.

Словарь «Русские писатели 20 века», станет заметной вехой в истории российской на­уки и культуры и просто подарком для всех цените­лей великой русской литературы.

Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) – поэт и публицист. Один из лидеров русских славянофилов. Самое известное произведение: сказка «Аленький цветочек».

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) – поэт, литературный критик, лингвист, историк. Вдохновитель и идеолог славянофильства.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – писатель и общественный деятель, литературный и театральный критик. Писал книге о рыбалке и охоте. Отец писателей Константина и Ивана Аксаковых.

Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) – поэт, драматург, литературный критик, лингвист, переводчик. Автор пьес: «Царь Иксион», «Лаодамия», «Меланиппа-философ», «Фамира-кэфаред».

Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844) – поэт и переводчик. Автор поэм: «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница» («Цыганка»).

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) – поэт. Также автор ряда известных прозаических статей: «О характере Ломоносова», «Вечер у Кантемира» и другие.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – литературный критик. Возглавлял критический отдел в издании «Отечественные записки». Автор многочисленных критических статей. Оказал огромное влияние на русскую литературу.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович (1797-1837) – писатель-байронист, литературный критик. Издавался под псевдонимом Марлинский. Издавал альманах «Полярная звезда». Входил в число декабристов. Автор прозы: «Испытание», «Страшное гадание», «Фрегат Надежда» и другие.

Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) – поэт, мемуарист, историк, литературный критик. Один из основателей и первый глава Русского исторического общества. Близкий друг Пушкина.

Веневетинов Дмитрий Владимирович (1805-1827) – поэт, прозаик, философ, переводчик, литературный критик Автор 50 стихотворений. Был также известен как художник и музыкант. Организатор тайного философского объединения «Общество любомудрия».

Герцен Александр Иванович (1812-1870) – писатель, философ, педагог. Самые известные произведения: роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Поврежденный».

Глинка Сергей Николаевич (1776-1847) – писатель, мемуарист, историк. Идейный вдохновитель консервативного национализма. Автор следующих произведений: «Селим и Роксана», «Добродетели женщин» и других.

Глинка Федор Николаевич (1876-1880) – поэт и писатель. Член общества декабристов. Самые известные произведения: поэмы «Карелия» и «Таинственная капля».

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель, драматург, поэт, литературный критик. Классик русской литературы. Автор: «Мертвых душ», цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», повестей «Шинель» и «Вий», пьес «Ревизор» и «Женитьба» и многих других произведений.

Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – писатель, литературный критик. Автор романов: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».

Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) – поэт, драматург и композитор. Был дипломатом, погиб на службе в Персии. Самое известное произведение – поэма «Горе от ума», послужившая источником многих крылатых фраз.

Григорович Дмитрий Васильевич (1822-1900) – писатель.

Давыдов Денис Васильевич (1784-1839) – поэт, мемуарист. Герой Отечественной войны 1812 года. Автор многочисленных стихотворений и военных воспоминаний.

Даль Владимир Иванович (1801-1872) – писатель и этнограф. Будучи военным врачом, попутно собирал фольклор. Самый известный литературный труд – «Толковый словарь живого великорусского языка». Даль турдился над словарем более 50 лет.

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) – поэт, издатель.

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – литературный критик и поэт. Печатался под псевдонимами –бов и Н. Лайбов. Автор многочисленных критических и философских статей.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – писатель и философ. Признанный классик русской литературы. Автор произведений: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Подросток» и многих других.

Жемчужников Александр Михайлович (1826-1896) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.

Жемчужников Алексей Михайлович (1821-1908) – поэт и сатирик. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова. Автор комедии «Странная ночь» и сборника стихов «Песни старости».

Жемчужников Владимир Михайлович (1830-1884) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) – поэт, литературный критик, переводчик, основоположник русского романтизма.

Загоскин Михаил Николаевич (1789-1852) – писатель и драматург. Автор первых русских исторических романов. Автор произведений «Проказник», «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Кульма Петрович Мирошев» и других.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – историк, писатель и поэт. Автор монументального труда «История государства Российского» в 12 томах. Его перу принадлежат повести: «Бедная Лиза», «Евгений и Юлия» и многие другие.

Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) – религиозный философ, литературный критик, славянофил.

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – поэт и баснописец. Автор 236 басен, многие выражения из которых стали крылатыми. Издавал журналы: «Почта духов», «Зритель», «Меркурий».

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) – поэт. Входил в число декабристов. Близкий друг Пушкина. Автор произведений: «Аргивяне», «Смерть Байрона», «Вечный жид».

Лажечников Иван Иванович (1792-1869) – писатель, один из родоначальников русского исторического романа. Автор романов «Ледяной дом» и «Басурман».

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) – поэт, писатель, драматург, художник. Классик русской литературы. Самые известные произведения: роман «Герой нашего времени», повесть «Кавказский пленник», поэмы «Мцыри» и «Маскарад».

Лесков Николай Семенович (1831-1895) – писатель. Самые известные произведения: «Левша», «Соборяне», «На ножах», «Праведник».

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878) – поэт и писатель. Классик русской литературы. Глава журнала «Современник», редактор журнала «Отечественные записки». Самые известные произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос».

Огарев Николай Платонович (1813-1877) – поэт. Автор поэм, стихотворений, критических статей.

Одоевский Александр Иванович (1802-1839) – поэт и писатель. Входил в число декабристов. Автор поэмы «Василько», стихотворений «Зосима» и «Старица-пророчица».

Одоевский Владимирович Федорович (1804-1869) – писатель, мыслитель, один из создателей музыкознания. Писал фантастические и утопические произведения. Автор романа «4338-й год», многочисленных рассказов.

Островский Александр Николаевич (1823-1886) – драматург. Классик русской литературы. Автор пьес: «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова» и многих других.

Панаев Иван Иванович (1812-1862) – писатель, литературный критик, журналист. Автор произведений: «Маменькин сынок», «Встреча на станции», «Львы провинции» и других.

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – литературный критик-шестидесятник, переводчик. Многие статьи Писарева разобрали на афоризмы.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – поэт, писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор: поэм «Полтава» и «Евгений Онегин», повести «Капитанская дочка», сборника повестей «Повести Белкина» и многочисленных стихотворений. Основал литературный журнал «Современник».

Раевский Владимир Федосеевич (1795-1872) – поэт. Участник Отечественной войны 1812 года. Входил в число декабристов.

Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт. Входил в число декабристов. Автор исторического поэтического цикла «Думы». Издавал литературный альманах «Полярная звезда».

Салтыков-Щедрин Михаил Ефграфович (1826-1889) – писатель, журналист. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Господа Головлевы», «Премудрый пескарь», «Пошехонская старина». Был редактором журнала «Отечественные записки».

Самарин Юрий Федорович (1819-1876) – публицист и философ.

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817-1903) – драматург, философ, переводчик. Автор пьес: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

Толстой Алексей Константинович (1817-1875) – писатель, поэт, драматург. Автор поэм: «Грешница», «Алхимик», пьес «Фантазия», «Царь Федор Иоаннович», повестей «Упырь» и «Волчий приемыш». Вместе с братьями Жемчужниковыми создал образ Козьмы Пруткова.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – писатель, мыслитель, просветитель. Классик русской литературы. Служил в артиллерии. Участвовал в обороне Севастополя. Самые известные произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». В 1901 году был отлучен от церкви.

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – писатель, поэт, драматург. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Муму», «Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

Тютчев Федор Иванович (1803-1873) – поэт. Классик русской литературы.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) – поэт-лирик, мемуарист, переводчик. Классик русской литературы. Автор многочисленных романтических стихотворений. Переводил Ювенала, Гете, Катулла.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – поэт, философ, богослов, художник.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – писатель, философ, литературный критик. Автор романов «Что делать?» и «Пролог», а также повестей «Алферьев», «Мелкие рассказы».

Чехов Антон Павлович (1860-1904) – писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор пьес «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» и многочисленных рассказов. Проводил перепись населения на острове Сахалин.

Не скрою, был поражен количеством откликов на мой список 50 лучших писателей ХХ века. Свыше ста откликов по Интернету, письма из разных уголков страны, Андрей Василевский дал ссылку в своем "Живом журнале", поместили еще на других сайтах, и там отклики. Дело не в моей персоне, как пишет в Интернете Клейст: "Не автор удивителен своим списком - в конце концов, его список, кого хочет, того и ставит - но удивительны читатели…"

Газета "Завтра" всё-таки чисто политическая газета, о литературе почти не пишет, это не "Литературка", и всё же читатели "Завтра" по-прежнему читают художественные книги. И спорят о книгах. Значит, поставь литературу на видное место в обществе, и вновь получим "самую читающую страну". Я уверен, нашу литературоцентричность ликвидирует осознанно наша политическая элита. Читающие люди мало ли до чего додумаются, лучше уж пусть пьют свою "Путинку", или что похуже. Итак, альтернативный список, предложенный читателями:

1. Владимир Короленко. "История моего современника" (1905-1910). Эту свою автобиографическую книгу автор писал долго. Известный критик Д.Овсянико-Куликовский сравнивал её с "Детством" и "Отрочеством" Л.Толстого, с герценовскими размышлениями "Былое и думы". Конечно, более известны, да и художественно значимы его "Дети подземелья" и "Слепой музыкант", но это уже век девятнадцатый. Нашумели его "Письма к Луначарскому" (1922), осуждающие насилие революции и гражданской войны, но это уже чистая гражданская публицистика.

2. Леонид Андреев. "Рассказ о семи повешенных" (1908). Николай Кузин пишет, что он бы выбрал рассказ "Жизнь Василия Фивейского" (1903) "об исканиях человеческого духа". Мне кажется более значимым, и, кстати, пробелом в моем первом списке именно рассказ о смерти и смертной казни, как о трагическом опыте всего человечества. Покушение на одного царского чиновника повлекло за собой смертную казнь сразу пятерых. Так растет поток насилия.

3. Алексей Ремизов. Как пишет Николай Кузин: "Его повесть "Крестовые сёстры" - психологическое повествование о судьбе маленького человека - извечная тема русской литературы." Но я бы всё-таки, выбрал "Взвихренную Русь" (1927), о революции, как мировом пожаре, где гибнет всё старое и нарождается нечто новое. Сразу и плач, и восторг одновременно. У нас и сейчас "Взвихренная Русь", и опять гибнет всё старое, и что-то там народится новое? Где же новые Ремизовы? Один Проханов с "Пятой империей".

4. Иван Шмелёв. "Лето Господне" (начат в 1927 году, закончен в 1944). Владимир Барахнин пишет: "Думаю, только по недоразумению в список не попал Иван Шмелёв с "Лето Господне". Достаточно напомнить, что Шмелёв номинировался вместе с Буниным (и Мережковским) на Нобелевскую премию." Согласен с ним и Кузин: "Без этого писателя невозможно себе представить список лучших книг ХХ века". Добавлю, да и вообще всей русской литературы. Весь пласт русской народной жизни, живая народная речь. Впрочем, меня потрясло и его "Солнце мертвых", посвященное гибели в Крыму его сына Сергея.

5. Борис Шергин. "Шиш московский"(1930). За отсутствие нашего северного земляка меня критиковал Владимир Личутин. Каюсь, и выбираю из всех его чудесных сказов "скоморошью эпопею о проказах над богатыми и сильными". Народная сатира, беспощадная и озорная, грубоватая и сочная. Самая знаменитая книга поморского моего земляка.

6. Владимир Арсеньев. "Дерсу Узала" (1916, опубл. в 1923). Казалось бы, географические описания путешественника, путевая хроника, описание встречи с охотником-гольдом Дерсу Узала, скромно изданные во Владивостоке в 1923 году, давно уже стали фактом мировой культуры. А русский офицер - одним из самых сокровенных природных писателей. Михаил Пришвин считал Дерсу Узала духовным двойником автора, талант самого Арсеньева - реликтовым. Не случайно всемирно известный японский режиссер Акиро Куросава снял в семидесятых годах фильм "Дерсу Узала", оценив способность Владимира Арсеньева "глубоко проникать в человеческие души".

7. Петр Краснов. Роман-эпопея " От Двуглавого орла к красному знамени" (1922). Не знаю, что было бы, если бы смерть настигла казачьего атамана где-нибудь в начале тридцатых годов. Допускаю, что, подобно Куприну и Бунину, его бы стали печатать еще при Сталине. Особенно утопию "За чертополохом". О печальном превращении русского державника и монархиста, самого популярного русского беллетриста в эмиграции в прислужника Гитлера и борца за независимую от русских Казакию я писал отдельно в "Завтра". Но литература тем и сильна, что она живет "поверх барьеров". "Поверх барьеров" ценил Петр Краснов своего земляка Михаила Шолохова. Их постоянно сравнивали в эмиграции. Кстати, удивляюсь, как еще генерала Краснова не причислили к мнимым авторам "Тихого Дона". Уж поталантливее Федора Крюкова будет. Георгий Адамович писал: "Характер его писаний - шолоховский. Притом талант у него отрицать нельзя…" Иван Бунин: "Не ожидал, что он так способен, так много знает, и так занятен". Александр Куприн: "В военных сценах он проявляет себя настоящим художником" . Над романом-эпопеей он работал более 20 лет. Конец империи и начало революции, особенно хорош первый том.

8. Исаак Бабель. "Конармия" (Первый вариант вышел в 1926 году, потом дополнялся, всего 37 новелл). Как пишет в Интернете некто "фроим": "Я так таки и не понял: а шо с Бабелем?". Это прямо как в старом анекдоте. Противника "Конармии" Семена Буденного спрашивают: "Как вы относитесь к Бабелю?". Тот, поглаживая усы, отвечает: "Смотря какая бабель". Я и сам бы спросил у "фроима", а шо вы таки позабыли своего Бабеля? Его краснознаменность не нравится? Конечно, лучшее, написанное Исааком Бабелем, воспевает большевизм и революцию. Увы, сегодня это не модно у либералов, вот и скинули со своего борта современности. Русским патриотам, как маршалу Буденному, тоже поднимать не с руки. И всё-таки одна из лучших книг о гражданской войне, жесткость коллизий и изощренность стиля. Пафос и ирония - одновременно. Ироничный романтик.

9. Борис Пильняк. "Голый год" (1921). Первый роман о революции. Сегодня прочно забыт всеми. Он соединил в себе стилевые интонации Алексея Ремизова и Андрея Белого с поэтизацией чекистских "кожаных курток". За что и поплатился. И тогда, когда началась чистка чекистов, и сейчас, когда их деяния стараются забыть. Один из самых популярных писателей двадцатых годов.

10. Михаил Зощенко. "Рассказы …господина Синебрюхова" (1922). В этом сборнике рассказов умещался уже весь Зощенко, его стилистика, его образ мещанина, старающегося вжиться и победить советскую реальность своим приспособлением. Кстати, точно также приспосабливались наши партаппаратчики к режиму Ельцина, наши либералы ныне приспосабливаются к Путину и Медведеву. Зощенко писал желчно, беспощадно, "смех сквозь слезы", презирал духовную нищету своих героев. Как он ни пытался, ему не хватало собственного безмятежного приспособленчества под условия жизни, коим обладали Ильф и Петров. Потому и был в опале.

11. Юрий Олеша. "Зависть" (1927). Писатель бунтовал против самого себя. Воспевал героя Гражданской войны, колбасника Андрея Бабичева, строящего новый пищевой комбинат, и всячески принижал Николая Кавалерова, то есть самого себя, тонкого поэта и писателя. Кавалерову оказалось нечего делать со своими метафорами и чувствами в новом обществе, в новом строительстве. Вот Юрий Олеша и замолчал, уйдя в пьянство. По сути, он оказался со всем своим мощным талантом лишь автором сказки "Три толстяка" и романа "Зависть". "Ни дня без строчки" - это уже какой-то постмодернизм, скрытый юмор или скрытый вызов. Писатель, молчащий 30 лет, пишет книгу "Ни дня без строчки". Как большой писатель, Олеша не состоялся, но роман "Зависть" и сегодня может вызвать зависть у пишущей братии. Да и сюжет повторяется, опять колбасники в деле, а поэту Кавалерову тошно и противно. Вся их художественность - это нищета, но как трудно таланту стать новыми Минаевым или Робски? Пора писать новую "Зависть".

12. Константин Вагинов. "Труды и дни Свистонова" (1929). Я полюбил прозу Вагинова еще студентом, в Ленинграде, искал в букинистических магазинах его книжки, вышедшие в "ИПЛ" - издательстве писателей в Ленинграде. Это был наш русский сюрреалист, растворяющий реальность в античности, в древнем прошлом. Он изумительно коллекционирует частности питерской жизни, не желая видеть новое целое, уходя в свою внутреннюю жизнь. При этом - написано сюжетно и завлекательно. Сын жандармского полковника и дочери крупных золотопромышленников, Вагинов, думаю, и в той царской жизни жил бы вне своей среды, а в новой с его биографией ему и впрямь оставалось коллекционировать изумительные детали. Константину Вагинову крупно повезло, он умер от туберкулеза в 1934 году в своей постели. В газетах писали о смерти тончайшего и изысканного мастера. Его в русской литературе даже сравнивать не с кем. Уникальный писатель.

13. Константин Паустовский. "Судьба Шарля Лонсевиля" (1933). Большой мастер, советский романтик. Читать его всегда интересно, но нет одной какой-то великой книги. Нет какого-то увлекательного сюжета. Он чересчур литературен для живых характеров и образов. В его прозе интереснее подробности и отсутствует главная идея. Но писал он много, и хорошо печатался. И потому я выбрал из многочисленных его повестей наиболее близкую мне по северному сюжету "Судьба Шарля Лонсевиля". В Петрозаводске на кладбище он нашел заброшенную могилу французского инженера Шарля Лонсевиля. В эпоху петровских реформ тот строил здесь Петровский завод. Здесь и остался навсегда. В повести всё романтично, особенно в годы её написания. Французский инженер в глухой северной русской провинции.

14. Всеволод Вишневский. "Оптимистическая трагедия" (1933). Одна из лучших пьес советского времени. Матрос и комиссар, любовь и революция. "Кто еще хочет комиссарского тела?" При этом сам автор - дворянин, фронтовик, кавалер трех Георгиевских крестов. В противовес Бабелю, напуганному войной и ничего не увидевшему, Вишневский пишет свою пьесу "Первая Конная". И всё-таки, лишь оценив важность образ героя, в противовес массовым сценам, он создал подлинный шедевр - "Оптимистическую трагедию", написанную явно с учетом античной драматургии.

15. Альфред Хейдок. "Звезды Маньчжурии" (Харбин, 1934). Сборник рассказов. Мне этот сборник в своё время рекомендовал прочесть во время нашей беседы в Ленинграде Святослав Рерих. Позже я и сам познакомился с мощным древним бородачом, приезжавшим в Москву на юбилей Рериха из Алтая. Его мистические рассказы, бывшего белого офицера, служившего у барона Унгерна, дружившего с Николаем Рерихом в его харбинский период, меня покорили. Я написал о них в газете "Советская Россия", в ответ на меня был донос в ЦК КПСС за пропаганду белогвардейской романтики. Помогло мне то, что автор был еще жив, и к тому времени жил не в эмиграции, как считал доносчик, доктор наук Леонид Резников, и уже не в лагерях, а в Казахстане, и печатался в местных газетах. К сожалению, его поздняя проза, которую он присылал щедро мне, уже живя в Казахстане, была намного слабее. Хейдок, латыш по происхождению, храбрый офицер, переживший немало удивительных приключений, оказался автором одной книги. Но и это немало.

16. Александр Беляев. "Человек-амфибия" (1927). Я осознанно не думал трогать фантастику. Но немало читателей возмутилось таким пренебрежением. Впрочем, уже и Альфред Хейдок - некий сверхрелизм, мистическая фантастика. Значит, продолжим. Тем более, мне "Чиж" пишет по Интернету: "Беляевский "Человек-амфибия" половину этих книг (из первого списка. - В.Б. ) переживет. И "Трудно быть Богом"…" Тем более, и сам с детства Александра Беляева люблю, считаю его одним из лучших мировых фантастов.

17. Иван Ефремов. "Лезвие бритвы" (1963). Это уже не столько фантаст, сколько философ. Не хуже Станислава Лема. Да еще и "Артем" на меня давит: "Иван Ефремов с его "Туманностью Андромеды" или "Часом Быка" почему-то отсутствует, хотя это куда более великая литература, чем две трети из перечисленного". Категоричны нынче читатели, каждый готов половину чужого списка перечеркнуть. Но я всё же у Ивана Ефремова ценю прежде всего "Лезвие бритвы". И сюжет увлекательный, и концепция мира цельная, и размышления о красоте.

18. Братья Стругацкие. Раз требует читатель, куда же без них. Но, считаю наиболее достойной для списка "Улитку на склоне" (1966 и 1968 г.г., вместе в 1988). Читал её ещё в 1966 году в журнале "Байкал". Мы и сейчас в таком же Лесу живем, и Управление ничем не лучше. Антиутопия как раз для нашего времени.

19. Даниил Андреев. "Роза мира" (1950-е годы). Раз уж мы дали место мистике и фантастике, завершим эту тему философской мистерией Даниила Андреева, начатой им еще в лагере в 1947 году и законченной после освобождения. Его мистическая картина мира - это некое откровение, объединяющее элементы всех мировых культур и религий.

20. Аркадий Гайдар. "Тимур и его команда" (1940). Не думал я писать и о детской литературе, но настойчивый читатель, который всегда прав, заставил меня назвать хотя бы несколько главных детских книг из трех эпох ХХ века. Конечно, при всей сложности собственной биографии писателя, а тем более - его разрушительных потомков, книга "Тимур и его команда" - детская классика ХХ века. Писатель, удивительно чувствующий и ритм, и композицию, и завершенность сюжета. Герой, который был вызван временем - предвоенным. Впрочем, не слабее и "Судьба барабанщика". Но всё-таки "Тимур и его команда" - знаковая книга, которая еще не раз будет востребована.

21. Николай Носов. "Приключения Незнайки" (1954). Всё тот же Владимир Барахнин пишет: "Наконец, "Незнайка" Н.Носова - наиболее выдающийся (и, увы, чуть ли не единственный) пример русской (именно русской) и одновременно советской сказки для детей…" Барахнин прав вот в чём: большинство других сказочных героев - и Чиполлино, и Буратино, и даже Мурзилка - пришли к нам из других стран, пусть и в обрусевшем виде. Незнайка - даже по этимологии слова придуман у нас и для наших ребятишек.

22. Эдуард Успенский. "Крокодил Гена и его друзья" (1966). Докончу список наших национальных сказочных героев Чебурашкой. Тоже не заимствован из зарубежья. Да и по всем своим корням, пусть кто-то и удивится, Эдуард Успенский - стопроцентно природный русский писатель, любит кто его или нет. Знаю абсолютно точно. Сюда же можно пустить в кампанию и кота Матроскина и дядю Федора. Выдумки у Эдуарда Успенского хватит на всех.

23. Леонид Бородин. "Год чуда и печали". Закончу список детских книг моей любимой книгой у Леонида Бородина - нежной лирической, истинно сибирской, с какими-то даже восточными элементами, повестью-сказкой "Год чуда и печали". Я уже не раз сравнивал её с "Маленьким принцем" Антуана Де Сент-Экзюпери. Сравнение выдерживает. Известности не хватает, фильм бы снять хороший по сказке. Иллюстрированных изданий побольше. А то, как вышла в свое время в эмигрантском "Посеве", так и издается всё среди серьезных книг. Как некое приложение к его же "Третьей правде". А надо издавать для детей. Дети её точно полюбят.

24. Вячеслав Шишков. "Угрюм-река" (1933). Возвращаюсь в предвоенное время. Роман о русском капитализме. Жизнь целого рода сибирских предпринимателей Громовых, которая завершается крахом, гибелью всего рода. Может быть, сейчас проявятся новые Громовы? Не только ворующие, но и созидающие. Эту книгу надо навязывать всем русским предпринимателям, особенно сибирякам. А также книги Мамина-Сибиряка, Новикова-Прибоя, Сергеева-Ценского…

25. Сергей Сергеев-Ценский. "Севастопольская страда" (1940). Прекрасная историческая эпопея. Я с детства был увлечен событиями Крымской войны, моими кумирами были адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин… Тогда же купил и перечитал "Севастопольскую страду". И почему не переиздается сейчас, в период всеобщего увлечения исторической прозой? Бездари боятся конкуренции.

26. Дмитрий Балашов. "Государи московские". Серия романов. (1975-2000). Дмитрия Балашова я знал лично очень хорошо еще с его петрозаводских времен. И романы все его люблю, начиная с первых - "Господин Великий Новгород" и "Марфа-посадница". Но трудно выделить какой-то один. Пожалуй, лучший исторический писатель ХХ века. Впрочем, пишет и Negoro "Удивлен. В списке нет Д.Балашова. А ведь ничего подобного не только в ХХ веке, но и во всей русской исторической прозе нет, как по замыслу, так и по исполнению"…

27. Валентин Пикуль. Конечно же, "Нечистая сила" (1979). Самый проблемный его роман о надвигающейся революции, о бессилии монархии.

28. Семен Бабаевский. "Кавалер Золотой Звезды" (1947). Вернемся в послевоенное время. Это был самый знаменитый и любимый читателями роман. Кстати, и сегодня он читается с интересом, мастерски написан.

29. Иван Стаднюк. "Война" (1971-1974-1980). Смелое соединение фронтовой окопной правды с так называемым стратегическим мышлением, с изображением руководства страны в годы войны. Его совершенно напрасно относят к так называемой "секретарской литературе". В чем-то Иван Фотиевич был посмелее многих диссидентов, и характер имел стойкий.

30. Константин Симонов. "Живые и мертвые".(1959-1971) Больше всего мне досталось от читателей, что не дал в первом списке Симонова. Любят его до сих пор многие. Что удивительно, и правые, и левые. За него и Бушин заступится всегда, и Борщаговский. Мастеровитый писатель. Удивляется "Александр": "Почему-то не упоминается даже косвенно один из самых талантливых и одаренных писателей ХХ века - Константин Симонов. А это писатель, я считаю, самый талантливый из тех, кто творил в 40-х-50-х годах. Уверен, что творчество Симонова переживет 80% этого списка. А его роман "Живые и мертвые" это и есть "Война и мир" о середине ХХ века". Добавляет NN: "Александр. Согласен с Вами насчет "Живых и мертвых", это действительно великое произведение и непременно должно стоять в списке". Вот и стоит. Но с "Войной и миром" я бы не стал сравнивать.

31. Валентин Катаев. "Уже написан Вертер" (1979). Вот уж кто умел писать для всех времен и для всех читателей. Для детей: "Белеет парус одинокий" или "Сын полка" - изумительные книги советского времени. Для взрослых - от "Растратчиков" до "Отче наш". И вдруг под старость написал лично своё, пронзительное по откровенности и искренности произведение "Уже написан Вертер". Либералы заворчали: "заантисемитничал Катаев", а он просто написал то, что ярко помнил, как в его Одессе еврейские комиссары расстреливали русское дворянство. Впрочем, для кого-то лучшее - это "Алмазный мой венец" или "Сухой Лиман".

32. Илья Эренбург. "Люди, годы, жизнь" (1961-1965) Хотя читатели требовали "Хулио Хуренито", я сам ценю эту остроумную парадоксальную книгу. Но для многих и многих книга воспоминаний "Люди, годы, жизнь" определила всё отношение и к жизни, и к эпохе, и к литературе. Либеральный интеллигент заставил всю интеллигенцию смотреть на первую половину ХХ века своими глазами.

33. Станислав Куняев. "Поэзия. Судьба. Россия" (1990-2000). Зато о второй половине ХХ века ярче всех написал уже поэт-почвенник, может быть, и в противовес Эренбургу. Книга о русской судьбе и русской литературе. Всё-таки есть особый дар мемуариста, воспоминаний - тысячи, а остались "Былое и думы", "Люди, годы, жизнь" и куняевский трехтомник.

34. Владимир Дудинцев. "Не хлебом единым" (1956). "Алексей СТ": "Почему нет в списке Дудинцева. Роман "Белые одежды" Очень хороший и со знанием дела написанный роман, перевернувший представление о социализме… По силе воздействия на умы можно поставить в один ряд с Шолоховым…" Афанасий: "У Дудинцева не "Белые одежды", а роман "Не хлебом единым" - сильная вещь, всколыхнувшая в своё время общественное сознание…" Скорее, соглашусь с Афанасьевым, крепкая социальная проза. Не более.

35. Юрий Трифонов. "Дом на Набережной" (1976). В сталинское время нашумел "Студентами", в эпоху застоя их же опроверг "Домом на Набережной". Городская социальная проза. А сейчас будто исчез, никому не нужный.

36. Василий Аксенов. "Остров Крым" (1970). Читатель требует "Звездных мальчиков" и "Коллег", но они безнадежно устарели. Хотя, признаю, в юности все зачитывались ими. Поздняя его проза просто бездарна. Остается или "Ожог", или "Остров Крым". Последний хотя бы занятнее. Некий сохранившийся без красных русский остров Тайвань. Впрочем, такой и был - русский Харбин, где царское время как бы продолжалось до конца 30-х годов. Но кончилось чисто по-аксеновски. Кто не уехал на остров Тубабао, тот переехал в Сибирь.

37. Фазиль Искандер. "Сандро из Чегема" (1973). Плутовской роман про абхазскую деревню. Пишет "Дмитрий": "Странный вы, однако, коли не приметили "Сандро из Чегема", да и Бушин понужнее Пастернака…" Странные, однако, у нас читатели, одновременно требуют ультралиберала Искандера и сталиниста Бушина. Или как пишет из Светлого Яра Владимир Бескровный: "Ты прогнулся под еврейское лобби. Эх ты…" И тут же в своем списке просит добавить Лазаря Карелина, Светлану Алексиевич, Виктора Конецкого и других крутых либералов. Ради таких запутавшихся писателей и нужны списки, подобные моему.

38. Виктор Розов. "Вечно живые" (1956). Это его первая пьеса, написанная по свежим фронтовым впечатлениям. Позже, уже основательно переделанная, вышла в 1956 году. С постановки драмы "Вечно живые" начался театр "Современник". На основе пьесы "Вечно живые" кинорежиссер М.Калатозов поставил фильм "Летят журавли". Честный русский реализм.

39. Георгий Владимов. "Три минуты молчания" (1969). Вообще-то, проза мужественных мужчин, ему бы лауреатом стать, а загнали в диссиденты. Но от русского реализма он и в Германии не отказывался. Борьба за человека, изуродованного жизнью. Об этом и "Верный Руслан".

40. Александр Зиновьев. "Зияющие высоты" (1976). Это салтыковская сатира советских времен. Но его социологическая концепция человека важнее, чем сатира. Блестящий социолог ХХ века. От сталинизма до катастройки.

41. Олег Куваев. "Территория" (1974). "Самый в хорошем смысле советский роман это "Территория"…" - пишет "Вольга"… Величайший имперский роман о строительстве и долге. "Где же "Территория" Куваева?" - спрашивает читатель. Вот и я спрашиваю, где нынче наша имперская Территория, и кто её строит?

42. Михаил Алексеев. "Драчуны" (1981). Владимир Барахнин пишет: "Михаил Алексеев, "Драчуны" - первое в советской литературе произведение о голоде 30-х годов. Достаточно вспомнить общественный резонанс, вызванный статьей Лобанова "Освобождение" об этой книге, и разгромное постановление ЦК. Громили, правда, Лобанова, Алексеева тронуть побоялись, ему просто не дали Ленинскую премию".

43. Фёдор Абрамов. "Пряслины" (1972). Николай Кузин пишет: "Книга, которую нельзя изъять из русской литературы". Самый острый социальный деревенщик.

44. Виктор Лихоносов. "Наш маленький Париж". Большая творческая удача. Первый в послевоенное время роман о кубанском казачестве. Николай Кузин: "Без Лихоносова невозможно представить современную русскую литературу".

45. Анатолий Иванов. "Вечный зов" (1976). Владимир Барахнин пишет: "Конечно, не А.Н.Толстой, но "Вечный зов" не слабее Каверина, да и острота проблематики для 70-х была весьма смелой. Это настоящая, а не "секретарская" литература, сравните уровень популярности "Вечного зова" и, скажем, "Строговых" Г.М.Маркова…"

46. Пётр Проскурин. "Судьба" (1972). Попытка советского эпоса, на примере судьбы Захара Дерюгина, "мужицкого Прометея". О Проскурине мне писали многие наши старики. Но будут ли читать его молодые?

47. Сергей Довлатов. "Чемодан" (1986). Вариант эмигрантского Зощенко. Беспощаден и по отношению к себе, и ко всему эмигрантскому окружению. Читается всегда с интересом.

48. Виктор Пелевин. "Чапаев и Пустота" (1996) Пишет "going out" : "В обшем, нормальный список. Не без вкусовщины, естественно… Но вот Пелевина он зря забыл. Ранние рассказы и "Чапаев…" - пожалуй, лучшее в последней трети ХХ века". Добавляет "tanulla": "…И Пелевина, да, это он зря…". А "Вольга" добавляет: "В самое логово врага нанес удар Виктор Пелевин…"

49. Юрий Козлов. "Колодец пророков" (1998). По мнению Льва Данилкина - это тот же Пелевин, но патриотического разлива. Интеллектуальный увлекательный триллер, где философствуют все герои. Главенствует тема России.

50. Дмитрий Галковский. "Бесконечный тупик" (1997). Если уж мы начинаем Василием Розановым, продолжаем Даниилом Андреевым и Александром Зиновьевым, то и заканчивать надо философским литературным трудом Галковского. Как пишет Евгений Конюшенко из Кемерово: "Эта книга (Галковского. - В.Б.) - настоящий сгусток интеллектуальной и эмоциональной энергии. Заслуга Галковского в том, что он восстановил традицию русского национального философствования, искусственно оборванную в ХХ веке…"

Владимир Бондаренко

С помощью литературы человек попадает в совершенной иной, сказочный мир или в мир детективов и расследований либо фантастических приключений! Давайте же с вами, сегодня рассмотрим десять величайших писателей XX века, которые заполучили сердца миллионов читателей по всему миру.

Камю нет равных в философской эстетике. Самыми популярными его книгами считаются: «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе», именно они принесли писателю всемирную славу. В его книгах герой размышляет о жизни, о её степенности и бунте, о поражении и победе, о приобретении и утрате. Читатель вместе с автором размышляет о тщетности бытия и о радости жизни.


В своих книгах Фриш писал о людях, которые живут в собственном мире и стараются проложить мостик к реальности, делают попытки найти твёрдую опору и почву под ногами. Сочинения Фриша спокойны и размерены, как жизнь в Швейцарии. А главное действие происходит в головах персонажей писателя.


Исаак творил на идише, языке который умирает. Несомненно, в этом есть какой-то писательский подход и рок. Башевис-Зингер является обладателем Нобелевской премии. Его книги были переведены на десятки языков. А его истории о любви и дружбе, о предательстве и верности во многом перекликаются с жизнью современных евреев, но отличаются от их истории.


Борхес гений мистики, головоломки и детектива. Чудовищные лабиринты, огромнейшие библиотеки и герой, который-то и делает, что бродит по ним в поисках реальности…


Великий американский гуманист в смысле литературы! «Человек выстоит, чтобы не случилось» – основное кредо Фолкнера, он постоянно его повторял и всегда придерживался. В его книгах это действительно так и есть, никто никогда не сдаётся, все идут до конца!


Мастер небольших рассказов и афоризмов. Глубоко несчастная личность, покончившая жизнь самоубийством. Сам он не признавал себя великим писателем и не стремился быть знаменитым. Рюноскэ не раз говорил, что у него нет особых технологий и чего-то необыкновенного, он просто живёт и чувствует. Как бы там ни было, его признали читатели. Писатель стал основоположником современной японской литературы широко известным на западе.


Кафка написал не так много, однако является одним из самых популярных писателей, наверняка, потому что его рассказы очень увлекательны и интересны. Его герои простые люди, которые живу обычной жизнью, но замечают что-то абсолютно необыкновенное и фантастическое. Они настолько этим увлекаются, что им уже сложно различить, где реальность, а где фантастика.


Несомненно, книга «Улисс» – самая знаменитая книга XX столетия. Эта книга об обычном дублинце, которые за 24 часа прошёл, почти, что всего гомеровского Одиссея. Удивительно, но как Джойса только не называли, и маньяк, и отшельник, беглец, изгнанник и т. д. Одна только жизнь писателя – самая интересная книга, разве мог такой человек написать что-то посредственное.


«Человек без свойств» – книга о каждом из нас, самая знаменитая книга Роберта Музиля. Согласитесь, у нас в жизни часто бывают периоды, когда мы просто наблюдаем, как кто-то делает революцию, совершает перевороты, творит историю своими руками. Но неужели наблюдение и бездействие должно быть добродетелью, а бунт и протест приведёт к катастрофе? Да, так бы ответил Музиль… Эта книга о трагедии бытия и ироничному к ней отношению.


Этому немецкому писателю славу принесли книги «Будденброки», «Волшебная гора», «Иосиф и его братья» и «Доктор Фаустус». Манн писатель, влюбивший в себя читателя, которому по нраву сложная и запутанная литература. Неизведанными тропинками он ведёт нас то к одному ущелью, то к другой огромной пропасти. Человек, читающий его произведения, жаждет дойти до конца и обрести ясность, но в итоге приходит к очередному обрыву…

Поделится в соц. сетях

Прошедшее столетие подарило человечеству много талантливых авторов. Писатели 20 века творили в эпоху мировых социальных потрясений и революций, что неизбежно нашло свое отражение в их трудах. Любое историческое событие влияло на литературу - если вспомнить, то самое большое количество военных романов было написано в период Второй мировой войны и в последующие 15 лет.

Самые известные русские писатели 20 века - это Александр Солженицын и Михаил Булгаков. Солженицын открыл миру весь ужас советских лагерей в своем произведении «Архипелаг ГУЛАГ», за что подвергся жесточайшей критике и гонениям в нашей стране. Позже Солженицына выслали в ФРГ, и он долгое время жил и работал за границей. ему вернули лишь в 1990 году специальным указом президента, после чего он смог вернуться на родину.

Интересно, что в нашей стране 20 век стал эпохой писателей и поэтов в изгнании - за границей в разные годы оказались Иван Бунин, Константин Бальмонт, Раиса Блох и многие другие. Михаил Булгаков прославился на весь мир романом «Мастер и Маргарита» и повестью «Собачье сердце». Примечательно, что роман «Мастер и Маргарита» он писал более 10 лет - основа произведения была создана сразу, но правка продолжалась долгие годы, вплоть до смерти писателя. Смертельно больной Булгаков доводил роман до совершенства, но так и не успел закончить эту работу, поэтому в произведении можно найти литературные ляпы. И все равно роман «Мастер и Маргарита» стал, пожалуй, лучшим произведением этого жанра за весь 20 век.

Популярные 20 века - это, прежде всего, королева детектива Агата Кристи и создатель лучшей антиутопии «Скотный двор» Джордж Оруэлл. Англия во все времена дарила миру литературных гениев, таких, как Уильям Шекспир, Герберт Уэллс, Вальтер Скотт и многие другие. Прошлый век не стал исключением, и люди во всех странах теперь зачитываются книгами Пратчетта Терри, Джона Уиндома и

В целом писатели 20 века ничуть не походили на своих предшественников - авторов 19 века. стали более разнообразными, и если в 19-м веке существовало всего 3-4 основных направления, то в 20-м их стало на порядок больше. Стилистическое и идейное многообразие породило множество жанров и течений, а поиск нового языка подарил нам целую плеяду мыслителей и философов, таких, как Марсель Пруст и

Русские писатели 20 века ограничились в основном тремя стилистическими направлениями - реализмом, модернизмом и авангардом. Интересным явлением в русской литературе прошлого столетия стало возрождение романтизма в его первоначальном виде, наиболее полно этот факт отразился в трудах Александра Грина, произведения которого буквально пронизывает неискоренимая мечтательность и экзотичность.

Писатели 20 века оставили заметный след в мировой литературе, и нам остается надеяться, что и авторы двадцать первого века окажутся не хуже своих предшественников. Может быть, где-то уже творит новый Горький, Пастернак или Хэмингуэй.