Романское искусство сообщение. Яркие особенности романского стиля в архитектуре средневековья. Скульптура в украшении зданий

Глава «Романское искусство». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга I. Европа. Авторы: А.А. Губер, Ю.Д. Колпинский; под общей редакцией Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1960)

Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11-12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен - он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».

Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. - как время «зрелого» романского искусства. Однако, хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в.

Ведущим видом романского искусства была архитектура. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов - одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Впрочем, монастыри умели привлекать к себе различных мастеров и со стороны, требуя от них работы в порядке благочестивого долга.

Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Камни отесывались различными мастерами - одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две совершенно одинаковые детали, например капители. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез, имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Отесанный камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени.

Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Главным монастырским зданием была церковь; рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски - cloitre, по-немецки - Kreuzgang, по-английски - cloister). Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.

Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Романская базилика - трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом; боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Такая планировка позволяла регулировать потоки паломников, поклонявшихся выставленным в абсиде реликвиям.

Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных, традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.

В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы. Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св. Петра: если языческий храм считался жилищем божества, то христианские церкви стали домом верующих, построенным для коллектива людей. Но этот коллектив не был единым. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества, их разное место в иерархической структуре феодального общества. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний. Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции, - все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода. В романской архитектуре, вопреки ложным религиозным иллюзиям, наглядно воплотились и суровая сила духовного мира людей того времени и представление о мощи человеческого труда, борющегося с природой.

При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был и шире и выше боковых. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен; это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманской школе во Франции.

Однако преимущества деревянных перекрытий не остановили зодчих в поисках других решений. Для романского стиля характерны перекрытия главного нефа массивным сводом из клинчатых камней. Такое нововведение создавало новые художественные возможности.

Раньше всего появился, видимо, цилиндрический свод, иногда с подпружными арками в главном нефе. Распор его снимался не только массивными стенами, но и крестовыми сводами в боковых нефах. Так как у зодчих раннего периода не было опыта и уверенности в своих силах, то средний неф строили узким, относительно невысоким; не решались также ослабить стены широкими оконными проемами. Поэтому ранние романские церкви внутри темны.

С течением времени средние нефы стали делать выше, своды приобретали слегка стрельчатые очертания, под сводами появлялся ярус окон. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии.

Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках - так называемого трифория. Наконец, окна образуют верхний ярус. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь,- редко расположенными арками высоких окон.

Часто второй ярус образуется не трифорием, а арками так называемых эмпор, т. е. открывающейся в главный неф галереи, размещенной над сводами боковых нефов. Свет в эмпоры поступал или из центрального нефа, или, чаще, из окон в наружных стенах бокового нефа, к которым и примыкали эмпоры.

Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере их удаления к восточной части церкви (например, в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно более правдиво выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви; снаружи обычно отчетливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Так, столбам-устоям, членящим интерьер нефов, соответствуют контрфорсы, приставленные к наружным стенам. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.

В 11-12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.

Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчеркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получали изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объемность человеческого тела, правда, в схематичных и условных формах. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлиненные. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Поэтому в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно.

Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. Но в рамках средневековой условности искусства неожиданно появлялись и верно схваченные живые детали - своеобразный поворот фигуры, характерный тип лица, иногда бытовой мотив. Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно реалистических деталей довольно много. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Она проявляется и в выборе сюжетов, например в распространенности сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса. В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе - преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях - мрамор. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Произведения из дерева, стука и камня, не исключая монументальной скульптуры на фасадах церквей, обычно раскрашивались. О характере раскраски судить довольно трудно вследствие скудости источников и почти полного исчезновения первоначальной раскраски сохранившихся памятников. Некоторое представление о впечатлении, производимом такой раскраской, дает скульптурная капитель из Иссуара, изображающая тайную вечерю.

В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величавой торжественности архитектурного целого. Известное развитие получили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится к готическому времени.

Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры - к искусству готики. Вместе с тем суровая экспрессия и простая, монументальная выразительность романской архитектуры, своеобразие монументально-декоративного синтеза определяют и неповторимость вклада романского искусства в художественную культуру человечества.

Романское искусство рома́нское иску́сство

(романский стиль), искусство стран Западной Европы 11–12 вв. (расцвет – 12 в.). В искусстве многих стран (Германия, Испания) традиции романского искусства удерживались и в 13 в., неохотно уступая свои позиции готике . Романский стиль проявил себя в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, при этом главную роль в синтезе искусств играло зодчество.
В это время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделаны значительные успехи в области каменного строительства, увеличился объём строительных работ. Из камня строили преимущественно храмы (базилики ) и военные укрепления, замки . Для построек характерны массивность, суровость облика, толстые стены. Военная угроза заставляла придавать крепостной характер даже храмам. Составленные из простых геометрических объёмов, они имели выразительный силуэт (церкви Сен-Сернен в Тулузе, Франция, 11–13 вв.; Марии Лаах, Германия, 12 в.). Над средокрестием и у западного фасада помещали башни. Храмы часто перекрывали цилиндрическими, а затем и крестовыми сводами (Сантьяго-де-Компостела, Испания; Сен-Сернен в Тулузе). Полуциркульные (полукруглые) арки завершали оконные и дверные проёмы, вели из главного в боковые нефы, открывались в галереи второго яруса. Подобные арки появились в мощной и суровой архитектуре Древнего Рима, за известное сходство с которой здания 11–12 вв. и были названы в 19 в. «романскими». Ведущими элементами архитектурного декора были также полуциркульные арочки и полуколонны (собор в Шпейере, Германия, 11–19 вв.; башня в Пизе, Италия, 11–13 вв.).

«Аббат Дезидерий с моделью церкви». Фреска. 1072-87 гг. Церковь Сант-Анджело ин Формис, близ Капуи





Скульптура представлена в основном рельефами . На тимпане – полукруглом участке стены, расположенном над входом в храм и окаймлённом дугами арок, изображались Христос-Судия во Славе, праведники и грешники (Сен-Мадлен в Везле, Франция, 1120-50). Во многом забытое после гибели античной цивилизации, вновь осваивалось искусство изображения человеческого тела. Неумелость мастеров не заслоняла огромной силы эмоционального воздействия образов, выразительных ритмов линий контуров и складок одежд. Рельефы украшали и капители колонн внутри храма. Одни представляли евангельские сюжеты, в других среди завитков растений появлялись диковинные звери – персонажи из старой, языческой мифологии. Наивность в трактовке фигур сочетается здесь с точным показом состояния («Ева» из церкви Сен-Лазар в Отене, Франция, первая пол. 12 в.), образы людей и природы словно пришли из народного фольклора, овеяны сказочностью. Вообще, народная основа была сильна в романском искусстве. Круглая скульптура представлена алтарными Распятиями и статуями Богоматери, восседающей на троне с Младенцем Христом. Скульптуры чаще делали не из камня, а из дерева. Как и рельефы, они раскрашивались.
Небольшие окна романских храмов давали мало света, зато в распоряжении живописцев оставались большие плоскости стен. Для романских фресок характерна яркость немногих использовавшихся красок, любовь к плоским пятнам цвета и резким, выразительным линиям в контурах и пробела́х, изображавших вспышки света, лаконичность, сдержанность и вместе с тем пластическая выразительность жестов, ощущение внутреннего «горения» персонажей. Фигуры отличаются неподвижностью и подчинены плоскости стены. Как прекрасное и грозное видение, напоминающее о грядущем конце света и Страшном суде, возникает в апсиде церкви Сан-Клименте в Тауле (Испания) фигура Христа с Евангелием в руках.
Романское искусство достигло также высот в области книжной миниатюры , вышивки, но особенно – ювелирного дела (реликварий Карла Великого). Реликварии (сосуды или ларцы для хранения реликвий), чаши, кресты, украшения отличались величавой простотой форм и яркими красочными сочетаниями драгоценных камней и металлов.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "романское искусство" в других словарях:

    Эту страницу предлагается объединить с Романская архитектура. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К о … Википедия

    Романским стилем принято называть стиль архитектуры и прочих отраслей искусства, возникший на Западе Европы в конце Х столетия и продержавшийся до середины XIII столетия после Р. Х. Он образовался через перенесение элементов античного искусства,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Восстановление Иерусалимского храма. Бургундская миниатюра, около 1460 года. Искусство средневековья период … Википедия

    Искусство, развившееся в христианскую эпоху в Закавказье, составляет отрасль искусства византийского, принявшую вследствие местных условий и внешних влияний своеобразный склад. Эти условия и влияния были почти те же самые как для Армении, так и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Статуя Давида, Микеланджело Западное искусство, западноевропейское искусство искусство европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям (например, Северная Америка). Содержание … Википедия

    Историко художественный термин, применяемый обычно для определения раннего и зрелого этапов истории искусства феодальной эпохи (для стран Западной Европы V XIV вв., до эпохи Возрождения; для России X XVII вв.; для стран Востока с III IV… … Художественная энциклопедия

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И БИБЛИЯ. - Образы Свящ. ПИСАНИЯ занимают одно из центральных мест в И.и. тех народов, среди к–рых распространилась христ. вера. История библ. сюжетов в живописи (станковой и настенной), мозаике, *иконописи, пластике, витражах и книжной иллюстрации (см. ст.… … Библиологический словарь

    Эту страницу предлагается объединить с Романское искусство. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/8 мая 2012. Обсужден … Википедия

    - (Sedlmayr) Ганс (1896 1984) австр. историк, искусствовед и философ культуры, основоположник “структурного анализа” в искусствознании. Проф. истории искусств в Вене (1936 45), Мюнхене (1951 64), Зальцбурге (с 1964). В своей… … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе , В.Н. Тяжелов , Том посвящен одной из интереснейших страниц истории искусства - искусству средних веков. Он знакомит с художественными достижениями народов Франции, Германии, Англии, Италии, Испании, Чехии,… Категория: Разное Издатель: Книга по Требованию , Производитель:

Романское искусство Западной Европы было преимущественно религиозным, так же как и мировоззрение феодального общества. Католическая церковь обладала исключительным идеологическим и экономическим могуществом. В условиях феодальной раздробленности Европы она была единственной силой, объединяющей народы. Монастыри представляли собой крупные хозяйственные единицы, являлись средоточием умственной жизни и центрами церковного образования и художественного творчества. Однако церковь была здесь теснее, чем в Византии, связана с политической борьбой, с повседневной жизнью.

Вопросы нравственного поведения человека, его мирской деятельности решались церковью. Для западной церкви характерны попытки примирения религиозного и рационального объяснения мира, что также отличало ее от восточной и открывало возможность более свободного толкования догматов, познания реального мира. Так, Иоанн Скот Эриугена проповедовал мысль о свободе воли, о превосходстве разума над авторитетом церкви.

Стремление к повышенной одухотворенности отличает образы романского искусства (см. ) так же, как и византийского, но их содержание и форма выражения различны. В западноевропейском искусстве с религиозностью совмещалось непосредственное деятельное отношение к жизни. Образ духовно совершенного, отрешенного от реального мира человека не получил здесь развития в такой мере, как в Византии.

Средневековый человек в Западной Европе чувствовал в себе переизбыток сил, жил во взаимоотношениях с себе подобными, в непрерывном действии. Романская архитектура поражает мощью, скульптура – мятущимся духом. В повышенной экспрессии чувств ощущаются традиции варварского искусства, бурный и грозный характер эпохи.

Рождение новой цивилизации, длительный процесс становления феодализма в Западной Европе, сопровождавшиеся разрушением родовых отношений, войнами и крестовыми походами, порождали чувство дисгармоничности жизни, несовместимости красоты и действительности. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика, как бы воплощающего косную материю. В библейских и евангельских сказаниях мастера романского искусства сосредоточивали внимание на выражении сильных страстей, особенно на теме страдания и неизбежной трагической гибели человечества или торжества христианства над темными силами мироздания; создавая картины народных бедствий, они иносказательно отражали характерные стороны современной им жизни. В формировании средневековой художественной культуры огромное значение имело народное творчество. Влияние его сказывалось в монументальных формах архитектуры, в интерпретации библейских и евангельских сюжетов, во влечении к фантастике. Создавалось романское искусство в основном в монастырях. Однако традиция народного творчества проникала и в церковное искусство. Светская культура в романскую эпоху не исчезла. Героический эпос («Песнь о Роланде», около 1100 года; «Песнь о Нибелунгах»), поэзия трубадуров, рыцарский роман, бытовой жанр, фаблио, фарсы, полные насмешливости поговорки, басни достигли в то время расцвета.

Более 150 лет длился в Западной Европе период нескончаемых бедствий, войн и разрухи, постепенно прекратившихся лишь в начале II тысячелетия. Феодальная раздробленность невольно послужила причиной появления в этот период отдельных художественных школ, которые в итоге, однако, привели к формированию единого общеевропейского стиля. Паломничества и Крестовые походы XI-XIII вв. сыграли определенную роль в развитии не только европейской экономики и торговли, но также культуры и искусства, обогатили их, ознакомив с культурой Арабского Востока. Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали. Монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город, из аббатства в аббатство, приносили с собой свой опыт и свои традиции, создавая тем самым фундамент для единого стиля при сохранении местных особенностей.

В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменяется более прочным материалом - камнем. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы - редкими и узкими. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в.). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Стоящий на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок являет собой как бы символ власти феодала над окрестными землями. Основное жилище сеньора - главная башня донжон, также и последнее убежище защитников замка. Нижний ее этаж использовался как кладовые, второй этаж - жилище владельца, третий - помещения для слуг и охраны, подземелье служило тюрьмой, крыша использовалась для размещения дозора. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входила капелла; масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе.

С развитием торговли и ремесла в XI-XII вв. все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, иногда в несколько поясов, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Город рос скученно, вверх: именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижним. С XII в. началась регулярная планировка. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей размещался центр города - рыночная площадь, на которой строился собор города и позже - ратуша. Как правило, город заселялся по профессиям: улицы или целые кварталы оружейников, аптекарей, ткачей, булочников и т.д.

Период XI-XIII вв. - время расцвета монументального искусства, причем как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. Скульптура украшала в основном западный фасад, но особенно канители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. Споры в области теологии в XI-XII вв. (в частности номиналистов и реалистов), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (например, альбигойская ересь, против которой папа Иннокентий III в 1210 г. даже объявил крестовый поход), - все это привело к тому, что по требованию церкви искусство стремились сделать не только "евангелием для неграмотных" и наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда новые сюжеты: обязательный "Страшный суд", апокалипсические видения, история страданий и смерти Христа ("Страсти Христовы"), жития святых - мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи.

Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими сюжетами. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение чёрта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (например, аспиды и василиски - воплощение сил зла). Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового искусства - утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсутствие перспективы - удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.

Франция. Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные пути паломничеств. В XI-XII вв. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре и вообще в духовной жизни Европы. Это время, когда впервые были записаны эпическая поэма "Песнь о Роланде" (Оксфордская редакция - ок. 1170), лирические песни провансальских труверов, первые фаблио, исторические хроники. В романский период во Франции зародились монументальная скульптура и монументальная живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. Отдельные области Франции в этот период были мало связаны между собой, поэтому четко прослеживаются специфические особенности архитектуры разных областей.

Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огромны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных прихожан. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом, иногда тоже в три нефа, и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии (церковь Сен Мартен в Туре, X-XI вв.). Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора отличаются храмы провинции Овернь, расположенные иногда на почти неприступных скатах, с их боковыми нефами, равными по высоте центральному (церковь Нотр Дам дю Пор в Клермоне; 1099-1185). Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн.

Собор Нотр Дам ля Гранд в Пуатье. Франция

Суровостью, нерасчлененностью объемов, толщиной стен, равной высотой центрального и боковых нефов с овернскими храмами сближается зодчество Западной Франции, области Пуату. Обилие наружного декора смягчает общий суровый облик. Так, западный фасад церкви Нотр Дам ля Гранд в Пуатье весь - от портала до верха - покрыт скульптурной резьбой.

Южная и Юго-Западная Франция и особенно Прованс сохранили связь с античной культурой. Некогда район греческой колонии, а затем часть территории Римской империи, Прованс, конечно, был наиболее близок традициям классической древности. Маленькие по размерам, однонефные или зальные храмы Прованса имеют иногда такие величественные фасады, которые напоминают римские триумфальные арки; в портале встречаются мотивы классической архитектуры (коринфские капители, античные орнаменты и т.д.; например, церковь аббатства Сен Жиль, XI-XII вв., церковь Сен Трофим в Арле, XII в.). При церквях непременно есть клуатр (дворик, окруженный крытой галереей).

Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии. Один из богатейших районов Франции, средоточие торговли и ремесел, Бургундия привлекала много делового люда. Кроме того, эта область была в гуще религиозной жизни Франции.

Аббатство Клюни - центр ордена бенедиктинцев - имело влияние и за пределами Франции. Бенедиктинские монастыри были центрами латинской образованности, высокого художественного ремесла, замечательно интересной книжной миниатюры. Существовал даже термин "клюнийская школа". Известно, что именно клюнийские архитекторы стали еще в XII в. вводить стрельчатую арку и нервюрный свод, предваряя, таким образом, искания и находки готики. Здесь были также главные очаги пуританского ордена цистерцианцев. Все это заставляло зодчих Бургундии решать проблемы разных по размеру храмов. Образцом церквей характерного для этой области типа послужила не сохранившаяся до наших дней, поскольку была разрушена во время Французской революции, церковь аббатства Клюни (1089-1130), самая большая в Европе тех времен (длина 127 м, ширина 40 м), пятинефная, с двумя трансептами и очень длинным нартексом; высота центрального нефа - 30 м. Пять башен увенчивало храм: две - по сторонам западного фасада, одна - на средокрестье и две - на концах большого трансепта. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен - контрфорсы. Под влиянием церкви аббатства Клюни построен собор Сен Лазар в Отене (1112-1132).


Монастырь Клюни. Франция

Цистерцианцы в Бургундии, наоборот, создали очень простой тип церкви, лишенной всякого декора, ибо осуждали страсть клюнийцев к великолепию.

Нормандские храмы также лишены декора, но в отличие от бургундских трансепт в них однонефный, отсутствует венец капелл. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви: в них выявлена вещественность, подчеркнута материальность камня (церковь Сен-Трините [Святой Троицы] в Кане, XI-XII вв.). Хотя в романский период светское зодчество только формировалось, Нормандия сохранила нам и пример крепостной архитектуры - крепость Гайар, построенную с учетом всех новейших достижений фортификации и нововведений, заимствованных на Востоке английским королем Ричардом Львиное Сердце в 1189-1199 гг. для защиты английских владений в Нормандии.

Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и книжная миниатюра. В ней все ярче прослеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостного локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции. Сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Тартан (вторая половина XI в.) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоскостность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условности приемов - живость и яркость рассказа. По интенсивности цвета фона фрески получили названия "школы светлых тонов" и "школы синих тонов". Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах. Подобный ковер дошел и до нас: это ковер из собора в Байе, 70 м длиной и 0,5 м шириной, с изображением завоевания Англии норманнами в 1066 г. В прикладном искусстве Франции этого периода особенно интересно искусство выемчатых эмалей (г. Лимож).

С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. В этих областях, где наиболее сильно было оппозиционное церкви движение, искусство носило характер усиленно-назидательный: порталы и тимпаны над входом заняты сценами "Страшного суда", апокалипсических видений и "Страстей Христовых". Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Так, рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо, большую роль играет линейный рисунок, складки одежды не вылеплены, а нарисованы глубоко врезанными линиями. В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра, изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение. В скульптурном декоре сохранившихся до наших дней памятников большое внимание уделено повествовательности. Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей - Христа или Богоматери, которые всегда изображаются неизмеримо большими по масштабу. Рельефы лишены пространственности, причем заполняется вся плоскость: боязнь пустот - также черта, роднящая с миниатюрой.


Страшный суд. Рельеф тимпана над главным входом в собор Сен Лазар в Отене. 1120-е гг. Франция

Бургундская скульптура складывалась под значительным влиянием лангедокской, но в манере исполнения больше мягкости, в движениях - изящества, в лицах - одухотворенности, что подтверждает рельеф с изображением

"Страшного суда" в тимпане западного портала собора Сен Лазар в Отене (мастер Жильбер; 1130- 1140). Огромная фигура вершащего суд Христа величественна и статична, вокруг него идет борьба за души человеческие между ангелами и чертями, и маленькие дрожащие человечки с подкосившимися ногами - жалкие человеческие души - ожидают решения судьбы.

Скульптурный декор Прованса имеет ярко выраженные особенности. По сторонам портала появляются статуи святых, трактованные под несомненным влиянием античной скульптуры. Фасады нередко во всю ширину украшены фризами (церковь Сен Трофим в Арле). Изображения полны драматизма и патетики, но в них много и живых наблюдений, почерпнутых из современной жизни.

Мастер Жильбер. "Взвешивание душ". Деталь рельефа "Страшный суд" в тимпане западного портала собора Сен Лазар в Отене. 1130 - ок. 1145

Близка прованской и скульптура Оверни, в ней тоже живы отзвуки позднеантичных традиций. Богата пластикой Северо-Восточная Франция, область Иль де Франс. В конце XII в. была создана скульптура западного, так называемого "королевского портала" Шартрского собора: в центральном тимпане - изображение Христа во славе, в боковых - Марии с младенцем и сцены "Вознесения". Для французской пластики периода романики характерно подчинение плоскости стены, статичность, мощь, материальность фигур.

В романскую эпоху почти совсем не получила развития скульптура в Северной Франции. Но зато именно этим областям принадлежит первое слово в эпоху готики.

Германия. В XI-XII вв. Германия страдала от жестоких феодальных усобиц. Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, но его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об искусстве Германии феодальной эпохи. Вместе с тем в Германии рано начала складываться городская культура, которая уже к XIV-XV вв. существенно окрепла. Именно в городах, в основном расположенных по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Вормс и др.). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181 - 1234). Эти храмы похожи на церкви оттоновского периода, т.е. ранней романики, но имеют одно конструктивное отличие - крестовые своды. Для саксонской школы были характерны храмы базиликального типа, вроде уже упоминавшейся церкви Святого Кириака, для вестфальской - зальные, как правило, трехнефные, с нефами одинаковой высоты, - в разных частях Германии были свои предпочтения.

На рубеже XII-XIII вв. в архитектуре появляются элементы готики. Строительство Бамбергского собора было начато после 1185 г., когда сгорел предыдущий храм XI в.; освящение нового собора состоялось в 1237 г. Внешне Бамбергский собор очень близок рейнской школе, но облик его живописнее благодаря обилию окон, горизонтальных тяг, декоративному оформлению порталов. Готические черты проявляют себя в том, что собор перекрыт стрельчатыми крестовыми сводами на нервюрах (франц. nervure, от лат. nervus - жила), т.е. на каркасе арок, проходящих по контуру и диагоналям свода.

Собор в Вормсе. Германия

Близок к Бамбергскому собор в Наумбурге (около 1210 - середина XIII в.) с западным хором в раннеготическом стиле, украшенным замечательными статуями и рельефами.

Германия сохранила и образцы светской архитектуры конца X-XIII в. - остатки императорских замков - пфальцев (нем. Pfalz, от лат. palatium - от императорских дворцов на Палатине) и замков феодалов. Из последних можно назвать замок тюрингского ландграфа Вартбург около Айзенаха, заложенный в 1067 г. В общем комплексе замка сохранился дворец (1190-1250; значительно переделан в XIX в.) со знаменитым "Залом певцов". Древнейшая его часть двухэтажная, с суровым наружным фасадом полукрепостного характера.

Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало. Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере. Это резьба купелей, крестов, окладов, иногда надгробия, еще реже - статуи. Материал - бронза, стук или дерево. Каменные и бронзовые надгробия этого времени создают образ застылый и статичный по форме, аскетический по духу. Деревянные распятия обычно раскрашивались. Фигуры суровы и бесстрастны; тело кажется нерасчлененным блоком, лица не имеют ни тени земного, живут как бы в ином мире. Это скорее символические изображения, олицетворяющие победу света христианской истины над темными силами зла. Вещественность, материальность в передаче объемов сочетается с полным пренебрежением анатомией, что усиливает выражение религиозной экстатичности. Обобщенная интерпретация фигуры, абсолютно условный ритм движения не исключают несколько грубоватой, но всегда реалистической трактовки лиц. Знаменательно, что в сюжетных композициях место действия характеризуется обычно какой-либо одной деталью, но при этом трактуется как реальное и, главное, близкое, вполне понятное зрителю событие (например, рельефы бронзовых дверей церкви Святого Михаила (Санкт-Михаэльскирхе) в Гильдесгейме на сюжеты Священного Писания, 1015).

Бронзовые двери собора в Гильдесгейме. Германия

Немецкая скульптура проходит интереснейший путь развития - от полной отвлеченности и схематизма к яркой индивидуализации образа. В конце XII в. застылость и статика "строгого стиля" сменяются преувеличенной динамикой и острой индивидуализацией. Примером могут служить рельефы ограды хора Либфрауен-кирхе в Хальберштадте (начало XIII в.) и особенно рельефы ограды хора Бамбергского собора (ок. 1230), изображающие истово спорящих пророков и апостолов. Несмотря на условность поз, орнаментальность складок одежды, фигуры их очень выразительны: в них читается непримиримость противников, жаждущих доказать истину, которую каждый понимает по-своему.

Скульптура карликовой галереи на восточных хорах собора в Вормсе. Германия

В романский период бурно развивается книжная миниатюра, в которой можно различить несколько художественных центров. В школе Рейхенау (на Боденском озере), где разметалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Излюбленными изображениями в манускриптах X-XI вв. были изображения властителя на троне в окружении символов власти ("Евангелие Оттона III", ок. 1000, Мюнхенская библиотека). Расцвет трирской школы падает на XI-XII вв. Для миниатюр этой школы характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита ("Регистр Святого Григория", Трир). Сохранились памятники XI в. регенсбургской школы. Лучшие произведения кельнской школы были созданы в XII в., когда уже появляются иллюстрации в современном смысле слова.

Италия. Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается непорываемая даже в Средние века связь с Древним Римом. Именно потому еще, что главной силой исторического развития в Италии были города, а не церковь, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с Античностью сказывалась не в простой "цитации" античных форм, а в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты - в итальянской пластике и живописи. Раннее зарождение в итальянском Средневековье элементов гуманистического мировоззрения привело к новой эпохе - Ренессансу.

В романский период средневековой истории в Италии в силу ее раздробленности было несколько локальных художественных школ. Архитектура Южной Италии близка ранневизантийскому зодчеству в слиянии с элементами Востока (например, церковь в Палермо). Венецианская школа - одна из ведущих в этот период Средневековья. Она так же тесно связана с Византией, как и Южная Италия, но сохраняет эту связь дольше, до XVI в. Так, Собор Святого Марка (Сан-Марко) в Венеции строился в 1063-1085 гг., освящен в 1094 г., достраивался в XII, XIII вв. и далее вплоть до XVII в. В плане собора, возведенного по византийской крестово-купольной системе, четко читается равноконечный греческий крест. Интерьер собора сохранил облик XI в. и, как и фасад, обильно украшен мрамором и мозаикой.

Итальянские церкви просты в плане, имеют изящные клуатры, отдельно стоящие колокольни, баптистерии (например, ансамбль в Парме, вторая половина XII в.). Над порталами церквей появляются навесы на двух колоннах, поддерживаемых фигурами животных, чаще всего львов. По фасаду нередки аркады, как и галереи во внутреннем дворике. В облицовке фасадов используется мрамор, в Тоскане - даже многоцветный, как, например, на фасаде флорентийской церкви Сан Миниато аль Монте (конец XI начало XIII в.).

Жизнерадостные, без тени привычной суровости церкви Флоренции - это уже предвестники ренессансной культуры. Из белого мрамора выстроен знаменитый пизанский комплекс: собор с наклонной башней и баптистерий (XI-XII вв., баптистерий - XIV в.).

Собор и башня в Пизе. Италия

Церковь Сант Амброджо в Милане. Италия

Собор в Модене. Италия

Вообще же наибольшее число романских церквей, характерных для Северной Италии, находится в Ломбардии: Сант Амброджо в Милане (VI в., перестроена в XI-XII вв.), Сан Дзено в Вероне (XI-XII вв.), храмы в Модене, Ферраре, Парме.

К этому же времени относится и расцвет итальянской декоративной скульптуры - рельефы канителей, архивольтов, порталов с изображением полузверей-полулюдей - в которой ощущается постепенный переход к пластике Проторенессанса. Библейские сюжеты соседствуют с баснями Эзопа и с историей о Ренаре-лисе или о рыцарях круглого стола и короле Артуре (например, рельефы Моденского собора, 1107, мастер Виллегельмус).

Мастер Виллегельмус. Сотворение Адама и Евы и грехопадение. Рельеф собора в Модене

Сохранилось немало имен итальянских скульпторов этого времени. Рельефы хора Пармского собора исполнил Бенедетто Антелами (1177-1233). В его сложных многофигурных композициях поражают острая наблюдательность, исключительное внимание к конкретным деталям. От французских мастеров он научился искусству заполнять пустое ранее поле тимпана.

В монументальной живописи Италии отчетливо прослеживаются воздействие византийского искусства и прочные раннехристианские традиции. Из различных школ наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская. Так, если мозаики в Чефалу (1148-1189) были исполнены еще греческими мастерами, то в Палатинской капелле 1154-1166 гг. - местными итальянскими живописцами.

Подобно южной или венецианской школам, византийское влияние было сильно и в живописной школе Тосканы, но здесь уже со второй половины XIII в. наблюдается отказ от византийских традиций, утверждаются вещественная убедительность и жизненное правдоподобие образов, в полной мере присущие живописи Проторенессанса.

Реалистические тенденции, подготовившие приход Ренессанса, очевидны и в книжной миниатюре романской Италии, в которой наиболее интересны памятники, вышедшие из монастыря Монтекассино (например, рукописи "Экзультет" ["Возрадуйтесь!", или "Ликование", XI-XII в., с иллюстрациями, расположенными так, что они предстают перед взором молящихся по мере разворачивания свитка).

Испания. Исторические и художественные судьбы Испании в эпоху Средневековья сложились иначе, чем в других странах Западной Европы. История испанского средневекового искусства - это история становления молодой художественной культуры, формирующейся в непрестанной борьбе народа за свое освобождение от иноземного владычества, в сложном взаимодействии традиций европейского Запада и арабского Востока, принесшего на территорию Испании незнакомую Европе культуру.

В романском зодчестве Испании в полной мере отразилась эпоха беспрестанных войн: Реконкисты, усобиц между феодалами, ожесточенных религиозных битв. Поэтому испанские сооружения этого периода всегда имеют крепостной характер, особенно в Кастилии, города которой одни из первых отвоевали независимость от арабов и по мере освобождения торопились на этих землях построить оборонительные сооружения. Примером может служить дворец Алькасар в Сеговии (IX в., перестроен в XVI в.). Большое влияние на испанское искусство оказала Франция. Знаменитая церковь Сантьяго-де-Компостела (1078-1128) представляет тот тип базилики, который сходен с типом церкви Сен Сернен в Тулузе. Встречаются и центрические постройки, например, двенадцатигранная церковь Вера Крус в Сеговии (1208).

В монументальной скульптуре, прежде всего в декоративном рельефе, особенно тех сооружений, которые воздвигались в освобожденных от арабов областях (и, заметим, часто с использованием самих арабов в качестве зодчих или строительных мастеров), можно наблюдать много ориентализмов. Отличительной чертой испанской сюжетной пластики в этот период является выражение религиозной экзальтации: не следует забывать, что церковь всегда играла огромную роль в жизни испанцев и война с арабами происходила под религиозными лозунгами ("Портик Славы" церкви Сантьяго-де-Компостела, мастер Матео, 1168-1188).

Во фресковой живописи, всегда аскетичной по образу, господствуют линейная графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, скупая, но звучная и изысканная цветовая гамма. Цвет условный, подчеркивает неземное, сверхчувственное начало (росписи церкви Сан Клементе в Тауле, капеллы Сан Исидро в Леоне и т.д.). С XII в. появляются алтарные живописные образа на дереве, иногда в сочетании с рельефными изображениями, так называемые фронталес - прообразы будущих ретабло.

Англия. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. сблизило ее художественную культуру с другими европейскими странами, особенно с французским севером. Это период активной феодализации страны, ожесточенной борьбы короля и крупных феодалов, борьбы, которая привела даже к некоторому ограничению королевской власти при сыне Генриха II Плантагенета Иоанне Безземельном (1167-1216, английский король с 1199). Великая хартия вольностей (1215), подписанная Иоанном, явилась, по сути, результатом этой борьбы.

В английском зодчестве романского периода много черт французской архитектуры: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. С XII в. появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение (просто полосы, выпущенной в швах кладки, без функциональной задачи). Один из первых примеров - собор в Дерхеме. Многочисленность духовенства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфически английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что, в свою очередь, привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство английских романских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить трудно. Одни из наиболее чистых по стилю - уже упоминавшийся собор в Дерхеме (1096- 1133) и построенный по типу церкви Сен-Трините в Кане собор в Или (вторая половина XII в.).

В романский период, как и ранее, по-прежнему интересно развивается книжная миниатюра.

XII век - "золотой век" романского искусства, распространившегося по всей Европе и приобретающего черты общеевропейского стиля. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X-XII вв. Архитектура в тот период находилась под сильным влиянием «романского» зодчества (от лат. Romanus - «римский»). Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно: на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII в., в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Архитектура, прежде всего монастырская, заняла ведущее положение в романском искусстве. В монастырях создавались прекрасные произведения архитектуры, скульптуры и живописи, призванные утвердить возраставшее значение церкви в средневековом мире. Именно в романской архитектуре появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Размеры церквей увеличивались, что повело за собой создание новых конструкций сводов и опор: цилиндрические и крестовые своды, массивные толстые стены, крупные опоры, скульптурный орнамент - характерные черты романской церкви. В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в крепости. Росписи романского периода имели назидательный характер; движения, лица и жесты персонажей были выразительными; в одной сцене часто совмещались разные моменты времени. На стенах и сводах храма изображали библейские сюжеты. В апсиде-алтарном выступе обычно находилось изображение Христа или Богоматери; ниже помещались образы ангелов, апостолов, святых. На западной стене располагались сцены Страшного суда. В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения - рельефы - располагали на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей.

Франция. Романское искусство формировалось здесь наиболее последовательно. Выдающиеся сооружения романского периода были созданы во французских провинциях-Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии. К наиболее известным романским постройкам в Бургундии относятся церкви Сен-Лазар в Отене(1112-1132 гг.), Сен-Мадлен в Везле(1120-1150 гг.), Святого Петра и Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг.) (см. рис. 3).

Расцвет романской живописи во Франции пришёлся на конец XI - начало XII в. Сюжеты росписей были необычайно разнообразны. Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Скульптура в западноевропейских храмах впервые появилась в XI в. В XII в. скульптура распространилась по всей Европе.

Германия. Наиболее полно и ярко романский стиль в Германии воплотился в архитектуре. В XI-XII вв. началось строительство крупных соборов в городах на Рейне - в Вормсе (собор в Вормсе (1181-1234) (см. рис. 4)), Шпейере (см. рис. 5), Майнце.

На рубеже XII-XIII столетий в Германии существовал «переходный стиль», в котором сочетались романские и готические черты (собор в Бамберге(1185 г.-XIII в.)). В романский период в Германии наблюдался расцвет живописи, это ярко проявилось в миниатюре. Скульптуру размещали внутри храмов. Выдающимся памятником скульптуры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (около 1230 г.).

Италия. Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых культурных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. В искусстве Венеции и Южной Италии преобладали византийские черты, в Риме и Центральной Италии-античные. К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относится комплекс в Пизе (см. рис. 6).

Своеобразный романский стиль сложился в Сицилии: влияние Византии, Востока и Запада (Палатинская капелла в Палермо (1131-1143 гг.), собор Санта-Мария Нуово в Монреале (1174-1189) (см. рис. 7)).

Романская живопись Италии сформировалась под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры и отличалась большим разнообразием. Скульптура формировалась под влиянием античных традиций. В Северной Италии она представлена монументальными рельефами храмов в Милане, Вероне, Павии.

Испания. Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры. В Испании развернулось строительство замков-крепостей. Один из самых ранних замков романского периода королевский дворец Алькасар был построен в IX в. в Сеговии (см. рис. 8).

В церковных постройках в Испании практически отсутствуют скульптурные украшения. Большую роль играла монументальная живопись, сложилась своеобразная школа фрески.