Наиболее яркие примеры пасторали? Что такое пастораль. Пастораль

ПАСТОРАЛЬ, пастушеская драма (от лат. pastoralis – пастушеский). Термин имеет несколько значений.

1. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии , но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.

Первые итальянские пасторали – Эгле Дж.Чинтио, Аретуза Лоллио, Жертвоприношение Беккари. Ранние пасторали подготовили появление наиболее ярких итальянских произведений жанра: Аминта Тассо (1573), Верный пастух Гварини (1590). В Испании в жанре пасторали работали Х. дель Энсина, Л. де Руэда и др. драматурги; в Германии – М.Опиц; во Франции – О.Ракан, Ж.О.Гомбо, Ж.Мерре; пасторальные комедии-балеты писал и Мольер (Мелисерта, Комическая пастораль и др.).

Поначалу пасторали исполняли придворные-любители. Позже в них стали принимать участие и профессиональные актеры. Большое внимание (как, впрочем, и во всех жанрах придворного театра) в пасторали уделялось постановочным эффектам и нарядным пейзажным декорациям.

2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион ). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух , 1775; балет Делиба Сильвия , 1876; и др.).

3. Симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

Татьяна Шабалина

{fde_message_value}

{fde_message_value}

Что такое пастораль


Пастораль - (лат. pastoralis , фр. pastorale , пастушеский , сельский ) - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

  1. Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры 6/8, 12/8, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперена, И. С. Баха и других композиторов. Известна также «Пасторальная симфония» Бетховена.
    Пасторалью, также может называться симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).
  2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на идеализированные сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух, 1775; балет Делиба Сильвия, 1876; и др.). Пасторальные оперы писали К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.
  3. Буколическая (от греч. «пастух») поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы - эклога и идиллия.
  4. Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.
  5. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

    Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.

Мой миленький дружок, Любезный пастушок...

Так поет пастушка Прилепа, поджидая своего возлюбленного - Миловзора. Богач Златогор пытается прельстить юную красотку несметными сокровищами, но она отвергает его домогательства, оставаясь верной Миловзору. По этому случаю весело поют и танцуют все окрестные пастушки и пастушки. Таково содержание небольшого эпизода - пасторали «Искренность пастушки» из третьей картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Название «пастораль» происходит от латинского слова «пасторалис» - «пастушеский». Истоки этого жанра уходят в Древнюю Грецию и в Древний Рим, где поэты и писатели противопоставляли городу идеализированную жизнь на лоне природы, отличающуюся в их представлении бесхитростностью нравов, простодушной искренностью и верностью в любви.

В XVII-XVIII вв. мода на пасторальные сюжеты в театре, поэзии, изобразительном искусстве широко распространилась в придворно-аристократических кругах европейских стран. Множество пасторальных сюжетов вошло в старинные оперы.
Для композиторов пасторальные темы послужили поводом к созданию, особенно в программной инструментальной музыке, многих до сих пор глубоко впечатляющих образов природы, сельской жизни, народного юмора и праздничного веселья. Так, серию пасторальных картин представляет собой программа цикла из четырех оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди.

«Пасторальной» назвал Л. Бетховен свою 6-ю симфонию. Здесь каждая часть имеет свой заголовок: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».

В начале XX в. М. Равель, использовав сюжет пасторального романа древнегреческого писателя Лонга, создал балет «Дафнис и Хлоя», оркестровые сюиты из которого часто звучат в симфонических концертах.


Постоянный адрес статьи: Что такое пастораль. Пастораль

Разделы сайта

Форум электронной музыки

Симфония

Симфония (от греч. «созвучие») - жанр симфонической инструментальной музыки многочастной канонизированной формы фундаментального мировоззренческого содержания. Симфония, обычно, является сочинением для оркестра, состоящее, как правило, из нескольких частей. Это один из главнейших жанров европейск...

Пастораль

Пастораль

ПАСТОРАЛЬ. - Термин «пастораль» (от латинского pastoralis - «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под П. понимается определенная конкретно-историческая разновидность пастушеской поэзии (XVI-XVII вв.). Только в этом последнем значении мы и рассматриваем здесь П.
П. XVI-XVII вв. при всем разнообразии родовой принадлежности отдельных произведений этого жанра (существует П. эпическая, лирическая и драматическая) обладает устойчивой тематикой и идеологической направленностью. Для нее специфично: изображение блаженной жизни пастухов и пастушек; противопоставление беспечной жизни пастухов шумной и суетной жизни горожан, знающих нужду, горе и всякие социальные бедствия; полное отсутствие отражения реальной деревенской жизни XVI-XVII в.; наделение героев П. психикой, манерами и яз. придворной знати.
Все перечисленные идейно-тематические компоненты П. свидетельствуют об ее отмежевании от буржуазно-городской культуры, об отталкивании от становящегося капитализма. Она появляется и расцветает в Италии в эпоху нарастания капиталистических отношений, к-рое явилось следствием грандиозного хозяйственного кризиса первой трети XVI века, обусловленного «революцией мирового рынка» (Маркс). Аналогичные причины вызывают также расцвет П. в других странах. В Англии и во Франции той же эпохи, не переживавших экономического упадка и укрепления феодальных отношений, П. культивировалась в наиболее реакционных кругах феодального дворянства. В целом П. является жанром феодальной реакции, к-рый получает наиболее полное развитие в системе стиля Барокко (см.), реализуя его основные художественно-идеологические принципы.
Но хотя П. и является по существу идеологическим орудием феодальной аристократии эпохи разложения Ренессанса, однако в ней можно найти немало отзвуков отрицаемой ею ренессансной культуры. Объясняется это двойственностью и противоречивостью сознания феодальной знати XVI-XVII вв., воспитанной уже в новых условиях растущего капитализма. Отсюда - присущий П. гедонизм, индивидуализм, культ земных связей, склонность к детальному психологич. анализу. Отсюда же - своеобразный «языческий» колорит П., переполненной мифологич. образами и античными реминисценциями.
Все отмеченные гуманистические элементы подчиняются однако реакционной социально-политической установке П. Преодоление гуманистических традиций осуществляется в П. эпохи Барокко, когда барочная П. вырождается в чисто придворный и салонный жанр.
Родиной П. является Италия, где она вырастает на основе длительной и богатой традиции гуманистической эклоги (см.). Создателем итальянской П. в собственном смысле был неаполитанец Саннадзаро (см.), автор знаменитого романа «Аркадия» (1504), канонизировавший итальянскую П. во всех ее идейно-тематических компонентах.
Громадный успех «Аркадии» породил в Италии целую литературу эклог, писавшихся терцинами в форме диалога (Ариосто, Триссино, Аламанни и др.). Рядом с ними расцветает лирико-эпическая пасторальная поэма («Ninfa Tiberina» Мольцы), стансы Тансилло (1574) и идиллический сонет (Толомеи и др.). Но самое широкое распространение получила драматическая П., развившаяся из диалогизированной эклоги. Пасторальная драма принимает форму то трагедии («Жертва» - «Sacrificia» - Беккари (Beccari A., 1554)), то комедии («Аретуза» - «Aretusa» - Лоллио (Lollio А., 1563)), то пытается возродить античный жанр сатировой драмы («Эгле» - «Egle», 1545 - Джиральди (Giraldi G.)).
Последняя и знаменитейшая ренессансная П. - «Аминта» (Aminta) Tacco (1573) - возвращается вспять, к традициям античной эклоги, порывая с тенденцией к усложнению сюжетной схемы П. Тассо сосредоточивает внимание на утонченном анализе чувств своих героев, воспроизводящих фигуры феррарских аристократов. Сентиментальный идеализм, изящная меланхолия, пронизывающая их речи, резко противополагаясь грубой чувственности буржуазного Ренессанса, уже свидетельствует о совершающемся изменении стилевой системы П. Однако классическая простота, прозрачная ясность слога и непревзойденная гармония стиха Tacco все же заставляют рассматривать его «Аминту» еще в системе ренессансного стиля.
Второй шедевр итальянской драматической П. «Верный пастух» - «Pastor fido», 1590 - Гварини (Guarini) уже вводит нас в круг явлений, типичных для драмы Барокко. Простоте фабулы «Аминты» противостоит запутанная интрига «Верного пастуха», который является уже почти настоящей барочной трагикомедией, сочетающей приемы трагедии и комедии, развертывающей действие по двум параллельным сюжетным линиям, вносящей в словесную ткань элементы орнаментации, расточительной образности, гипертрофии эффектов. От «Верного пастуха» протягивается цепь к основному жанру раннего Барокко - пасторально-мифологической опере, создаваемой Ринуччини (Rinuccini («Дафна» - «La Dafne» - 1594, изд. в 1600)) и в начале XVII в. вытесняющей все прочие «серьезные» драматические жанры.
За пределами Италии П. впервые утверждается в Испании, где находит питательную почву в придворно-аристократическом обществе этой застойно-феодальной монархии («Диана» - «Diana», 1558 - Монтемайора (Montemayor), см.).
Меньшее распространение получает П. в экономически передовой, быстро капитализирующейся Англии («Аркадия» Сиднея, 1580). Наиболее устойчивы традиции П. в английских «масках» (см.).
Во Франции пастораль культивируется также в кругах высшей феодальной аристократии, настроенной оппозиционно к крепнущему абсолютизму (роман Оноре д’Юрфе «Астрея» (D’Urfe H., L’Astree..., 1610-1625)). Громадное распространение получает во Франции пасторальная драма (в первой трети XVII века). Только классицизм кладет этому конец. Пасторальному же роману наносит смертельный удар буржуазный реалист Сорель (Sorel) в своем «Экстравагантном пастушке» (Le berger extravagant, 1627-1628), к-рый явился для П. тем же, чем «Дон-Кихот» был для рыцарского романа.
Наибольшим распространением в XVII в. пользуется П. в экономически отсталой, политически раздробленной, феодализированной Германии. Под непосредственным влиянием пасторальных романов возникают среди немецкой знати сообщества типа «Академии истинных любовников» (1624) и «Пегницких пастухов» или «Цветного ордена» (1644). Большую дань пасторали отдал также Опиц.
Расцвет П. во всех странах Европы завершается в XVII в. В XVIII в. находим только эпигонов этого жанра среди аристократических поэтов Рококо (см.), использующих пасторальную тематику для отмежевания от идей и установок буржуазно-просветительной литературы. Но поскольку пастушеские маски являлись в XVIII в. совершенно застывшими и условными, пользование ими не всегда означало солидаризацию с реакционно-аристократическими тенденциями П. (см. «Итальянская литература»). Совершенно условно также использование тематики П. молодым Гёте («Капризы влюбленного» - «Die Launen des Verliebten» - 1768). Однако по мере укрепления самосознания восходящей буржуазии отмирает постепенно даже такая чисто условная пасторальная тематика, противоречащая реалистическим тенденциям литературы XVIII века.
В России пасторальная поэзия получила распространение в дворянской литературе XVIII века, гл. обр. у сентименталистов и их предшественников.
Фальшивое идиллическое изображение деревни и счастливой жизни на лоне природы занимает весьма большое место в творчестве писателей этого лагеря, начиная с Сумарокова (Майков, Богданович, Карамзин и др.). Однако как самостоятельный жанр П. не выделяется. Примером русской П. (помимо идиллий и эклог, см.) может служить пастушеская повесть в трех песнях графа С. П. Салтыкова «Нина». Довольно широко была распространена в XVIII в. переводная П. (переводы Мерзлякова, Воейкова и др.). Приближалась к так наз. драматической П. и комическая опера XVIII в., зачастую обращавшаяся к пасторальным мотивам («Деревенский праздник» В. Майкова, «Анюта» Попова, «Мельник» Аблесимова и др.). Пасторальную поэзию в более широком смысле найдем и в произведениях первой четверти XIX века у писателей того же лагеря. По мере роста капиталистических отношений, диференциации дворянской литературы и перестройки консервативных дворянских писателей пастораль постепенно сходит на-нет.Библиография:
Кирпичников А. И., Греческие романы в новой литературе, Харьков, 1876; Тикнор, История испанской литературы, перев. Н. И. Стороженко, т. II, М., 1886; Гаспари А., История итальянской литературы, перев. К. Д. Бальмонта, т. II, М., 1897; Корш В. и Кирпичников А., Всеобщая история литературы, т. III, СПБ, 1888; Эйхенгольц М., Предисловие к переводу «Аминты» Tacco, Москва, 1921; Овэтт А., Итальянская литература, перев. С. И. Соболевского, М., 1922; Bonafous N., etudes sur l’Astree, P., 1846; Windscheid K., Die englische Hirtendichtung von 1579 bis 1625, Hdlb., 1895; Marsan J., La pastorale dramatique en France, P., 1905; Olschki L., Guarinis «Pastor Fido» in Deutschland, Lpz., 1908; Carrara E., La poesia pastorale, Milano, 1909; Toffanin G., La fine dell umanesimo, Torino, 1920; Cysarz H., Deutsche Barockdichtung, Lpz., 1924.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Пастора́ль

(франц. pastorale, от лат. pastoralis – пастушеский), произведение европейской литературы 14–18 вв., в котором изображается идиллическая жизнь пастухов на лоне природы. Пастораль, восходящая в первую очередь к античной буколике , включает в себя идиллию , эклогу и пасторальный роман. Появление пасторали связано либо с мечтой автора о мирной и спокойной жизни («Пастораль о нимфе Герцинии» создана М. Опицом в разгар Тридцатилетней войны, в 1630 г.), либо с фрондёрскими взглядами писателя (в романе О. д’Юрфе «Астрея» (1607-27) действительности противопоставлен идеальный галантный мир). Пасторальные мотивы присутствуют в произведениях рококо . В рус. поэзии пасторали писали Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир , В. К. Тредиаковский , А. П. Сумароков .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Пастораль

ПАСТОРАЛЬ , или как прежде называли, буколики - собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков и проч. К П. относятся и деревенские идиллии (см. это слово).

Форма П. может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах) и поэмы, и сценические произведения, и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дал греческий поэт Феокрит (Сиракузы, 3-й век до нашей эры). В его изображении простая жизнь дана без всяких прикрас, со всеми лишениями, как спутниками бедности и тяжелого труда. В том же роде писали греческие поэты II-го века до нашей эры Бион (которого переводили Батюшков и Фет) и Мосх (его стихотворение «Земля и море» переведено Пушкиным). У римлян славились «буколики» Виргилия (I-й век до нашей эры). Здесь уже проявляется стремление противопоставить городской жизни простую и близкую к природе жизнь. Кроме того, Виргилий ставил себе целью прославление Августа и потому поместил в своих «буколиках» много намеков на современную ему политическую жизнь. Поэтому при всей поэтической прелести у Виргилия нет той простоты и естественности, как у Феокрита.

Другое заглавие «буколик» у Виргилия - эклоги (как их и назвал Мерзляков в своем переводе «Эклоги Виргилия» 1807 г.). По буквальному значению слова, эклога - выбор, и первоначально у греков этим именем назывались изборники стихотворений. Попытки теоретиков литературы старого времени выделить признаки эклоги в отличие от других видов П. ни к чему не привели: эклоги и буколики, - термины устаревшие и неупотребительные в новой литературе.

В 1-м веке нашей эры софист и философ Дион Хризостом написал повесть из жизни охотников, в которой показывал, что деревенские бедняки лучше и счастливее богатых граждан. Под влиянием этой повести Лонг (в 4-м веке) написал знаменитый пастушеский роман «Дафнис и Хлоя», вызвавший многочисленные подражания; а имена его героев употреблялись в поэзии, как нарицательные, вплоть до новой литературы 19 века. Затем в эпоху раннего Возрождения появляется «Амето» Боккаччио (1340 г.) - полудрама, полуроман, в которой выведены пастух, охотники, античные божества (нимфы, дриады) и вместе с тем сказывается влияние Данте в том аллегорически-христианском элементе, с каким изображена идеальная любовь Амето. Особенно же сильное влияние на пасторальную литературу оказал роман Саннацаро «Аркадия» (1541 г.). Автор повествует от своего имени. Именно, под влиянием несчастной любви, он удалился в Аркадию, где поселился в прекрасной долине. Сюда сходились окрестные пастухи для игр и празднеств, описание которых и составляет содержание романа. Все здесь искусственно и не является изображением действительной пастушеской жизни. Однако, успех «Аркадии» был огромный; о нем свидетельствуют и более полусотни изданий ее в Италии, и переводы ее на многие европейские языки. В Италии под влиянием «Аркадии» были написаны пасторали в драматической форме: «Аминта» Торквато Тассо (1583 г. Есть русский перевод М. Столярова и М. Эйхенгольца 1921) и „Pastor Fido“ Гварини (1590). В Испании под влиянием «Аркадии» написан знаменитый пастушеский роман «Влюбленная Диана» Монгемайора (следы этого романа находят в пьесах Шекспира «Два веронца» и «Сон в летнюю ночь»). Оба эти произведения оказали влияние на поэму Сиднея (англ.) «Аркадия» (1580 г.), ставшую любимейшей книгой того времени. Авторами английских пастушеских романов являются еще Грин и Лодж. Шекспир знал пастушеский роман и заимствовал оттуда эпизод Глостера и его сыновей в «Короле Лире». Судьбу Памелы, героини романа Сиднея, воспроизвел Ричардсон (18 век) в своем знаменитом романе «Памела». Наконец, в первой четверти 17 века появился лучший из пастушеских французских романов - «Астрея» Оноро д"Юрфе, написанный, главным образом, под влиянием испанского романа «Диана». Успех этого романа не имел себе подобного, а имя главного героя Селадона сделалось нарицательным. В 17 веке пастушеский роман во Франции уступает место героическому, а затем психологическому и бытовому, а пасторали пишутся более в форме сценических представлений. В 18-м веке большой славой пользовались П. швейцарско-немецкого поэта Гесснера, а во Франции к П. принадлежат некоторые стихотворения Андре Шенье, сумевшего воссоздать дух древних П. У немцев наиболее замечательны пасторальные стихотворения Гебеля.

В русской литературе 18 века П. писали Костров, Богданович, Сумароков и другие, дававшие им название «эклоги». В 19 веке произведения этого рода давали Княжнин, а позднее Вл. Панаев (на которого Пушкин написал эпиграмму «Русскому Гесснеру»). Далее уже обладающая значительными художественными достоинствами П. «Рыбаки» Гнедича. К П. относятся превосходные и до нашего времени популярные переводы Жуковского из Гебеля: Овсяный кисель, Летний вечер, Утренняя звезда и др. П. еще у Дельвига, позднее у Майкова («Рыбная ловля», «Сенокос» и др.). У Кольцова элемент П. становится моментом народной песни.

Славились в свое время пасторальные сочинения французской писательницы Дезульер, переведенные Мерзляковым: «Эклоги г-жи Дезульер».

Особое место занимает поэзия земледельческого труда. Образец ее дал Виргилий в лучшем своем произведении «Георгики » (см.).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Пастораль" в других словарях:

    пастораль - и, ж. pastorale f., нем. Pastoral <лат. pastoralis пастушеский. Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской или пастушеской жизни. БАС 1. После сего <обеда> играли на большом театре в замке Италианскую… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. pastorale, от лат. pastoralis пастушеский.). Музыкальное сочинение, изображающее прелести природы или пастушеской жизни, характера идиллического. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАСТОРАЛЬ 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

Пастораль - (латинское pastoralis, франц. Pastorale — пастушеский, сельский) - литературный, живописный, музыкальный и в театральный жанр, в котором в поэтической форме описывается мирная и простая сельская жизнь.

Пасторалью называют:

1. Пасторальную музыку, представленную большими и малыми произведениями, в которой описывается природа или сельская жизнь. Для музыки пасторалей характерными размерами являются 12/8 и 6/8, плавная спокойная мелодия, которая часто удваивается в терцию. К примеру пасторали написаны Д. Скарлатти, А. Вивальди, Ф. Купереном, И. С. Бахом и другими композиторами. Существует и «Пасторальная симфония», автором которой является Бетховен.

Пастораль – это и название симфонического эпизода в произведении музыкально-сценического жанра, в котором изображена природа (к примеру, пастораль в музыкальном сочинении Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

2. Небольшую оперу, балет, пантомиму, которые описывают идилии сельской жизни. Впервые пасторали появились в XIV–XV веках, им предшествовала классическая опера (французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль продолжала существовать до XVIII–XIX веках (балет Делиба Сильвия, 1876 г., опера Моцарта Король-пастух, 1775 г. и др.). Оперы в стиле пасторалей были написаны К. В. Глюком, Ж. Б. Люлли, В. А. Моцартом, Ж. Ф. Рамо.

3. Буколическую (от греческого «пастух») поэзию античных времен, в которой изображалась жизнь пастухов. Синонимы -идиллия, эклога.

4. Европейскую литературу, описывающую буколическое мировоззрение.

5. Жанр придворного театра, который появился в Италии в XVI века и стал популярен в Западной Европе. Пастораль писали как небольшую пьесу, она часто использовалась в программе праздников в королевском дворе. Эта пьеса описывала сельскую жизнь с галантными пастухами и пастушками, которые имели аристократические манеры, чувства и лексику.

Пастораль по сути была построена не на театральных жанрах (комедии, трагедии), а скорее на «пастушеской» поэзии (как например, Буколик Вергилия). Популярность пастораля говорит нам о косвенных свидетельствах подтверждающих теорию бесконфликтности театра Италии эпохи Ренессанса. В пасторале представлялся особенный, немного украшенный, идеализированный образ мира, который мало связан с реальностью. Как раз пастораль оказалась способной передать единое и гармоничное мироощущение периода Ренессанса, – и по сути уничтожила театральное искусство, представляя спектакль с «живыми картинами». Однако, роль пасторали в теории и истории театра была огромна. В пасторали был окончательно закреплен драматургический канон, разрабатывать который начали в итальянской трагедии периода Ренессанса, а затем ее усовершенствовали теоретические работы французских классицистов: структура состоящая из 5 актов, целостность места, действия, времени, персонажи стали строго разделяться по жанрам.

Мой миленький дружок, любезный пастушок…

Эти слова использованы в песни пастушки Прилепы, она поет это ожидая своего возлюбленного Миловзора. Богач Златогор желает обольстить молодую красавицу предлагая ей несметные сокровища, но он ей не по нраву, она верна своему Миловзору. По этому поводу местные пастушки и пастухи исполняют веселые песни и танцы. Об этом рассказывается в одном из эпизодов пасторали под названием «Искренность пастушки», которая принадлежит к 3-ей картине оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

Термин «пастораль» произошел от лат. «пасторалис» (пастушеский). История данного жанра началась еще в Древней Греции и в Древнем Риме, где писатели и поэты пытались найти противопоставление городу и идеализированную жизнь на природе, в которой, как им казалось, существовали простые нравы, искренние чувства и верная любовь.

В XVII-XVIII веках пасторальные сюжеты использовались в поэзии, театре, изобразительном искусстве в кругах аристократии и вреди придворных европейских стран. Большая часть пасторальных сюжетов стала частью старинных опер.

Композиторы использовали пасторали для создания, в особенности в программно-инструментальной музыке, природных образов, которыми по сей день восхищаются люди, они описывали сельскую жизнь, народный юмор и веселье праздника. К примеру, пасторальные картины включены в программу цикла из 4 концертов для оркестра «Времена года» А. Вивальди.

Л. Бетховен называл «пасторальной» свою шестую симфонию. У каждой из ее частей есть свой заголовок: «Пробуждение чувств радости по прибытию в деревню», «Сцена у ручья», «Веселое собрание крестьян», «Пение пастухов, «Гроза. Буря». Чувства, которые раскрывают радость и благодарность после грозы».

В начале 20 века М. Равелем был использован сюжет из пасторального романа написанного древнегреческим писателем Лонгом, он создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты для оркестра из которого часто можно услышать в симфонических концертах.

Хотите знать, что такое рапсодия? .

ПАСТОРАЛЬ - термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства XIV-XVIII веков, связанным с пастушеской тематикой.

В ли-те-ра-ту-ре пас-то-раль-ная то-пи-ка (смотреть То-пос) вос-хо-дит к ан-тич-ной бу-ко-ли-ке; не-по-средственная пред-ше-ст-вен-ни-ца Пастораль - пас-ту-рель XII-XIII веков. Из-на-чаль-но за-ло-жен-ная в бу-ко-ли-ке воз-мож-ность вы-ра-же-ния смыс-ла, пре-вы-шаю-ще-го её не-по-сред-ст-вен-ное те-ма-тич. со-дер-жа-ние (уже для Фео-кри-та зна-чи-мо про-ти-во-пос-тав-ле-ние при-ро-ды и куль-ту-ры; ещё оче-вид-нее тен-ден-ция к ино-ска-за-тель-но-сти у Вер-ги-лия, эк-ло-ги ко-то-ро-го ока-за-ли ре-шаю-щее воз-дей-ст-вие на фор-ми-ро-ва-ние пас-то-раль-но-го ка-но-на), ста-но-вит-ся од-ной из наи-бо-лее ха-рак-тер-ных при-мет пасторали. Ис-пол-не-на на-мё-ков и ал-ле-го-рий пастораль эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния: «Этот род со-чи-не-ния, - пи-сал Ф. Пет-рар-ка, объ-яс-няя пер-вую эк-ло-гу сво-их "Бу-ко-ли-че-ских пе-сен", - не-воз-мож-но по-нять без разъ-яс-не-ний са-мо-го со-чи-ни-те-ля» (Пет-рар-ка Ф. Эс-те-ти-че-ские фраг-мен-ты. М., 1982 год. С. 109). Ус-лов-ность пас-то-раль-но-го то-по-са до-сти-га-ет сво-ей куль-ми-на-ции в литературе XVII века с её под-чёрк-ну-то про-ти-во-стоя-щи-ми «гру-бой» ре-аль-но-сти ари-сто-кра-ти-че-ски-утон-чён-ны-ми пас-ту-ха-ми в кам-зо-лах и пас-туш-ка-ми в кру-же-вах. Сви-де-тель-ст-во кри-зи-са пасторали - по-ле-ми-ка о пер-спек-ти-вах раз-ви-тия жан-ра, раз-вер-нув-шая-ся во 2-й половине XVII - 1-й половине XVIII веков (сре-ди уча-ст-ни-ков - Р. Ра-пен, Б. Фон-те-нель, И. К. Гот-шед). Про-бле-му ре-шил С. Гес-нер : даль-ней-шей судь-бой литературы, свя-зан-ной с пас-то-раль-ной то-пи-кой, и её бо-лее рас-про-стра-нён-ным обо-зна-че-ни-ем ста-но-вит-ся идил-лия.

Основные жан-ро-вые фор-мы пасторали - эк-ло-га, дра-ма, ро-ман, а так-же эле-гия и по-эма. Од-ним из пер-вых к на-сле-дию ан-тич-ной бу-ко-ли-ки об-ра-тил-ся Дан-те, за-тем - Ф. Пет-рар-ка и Дж. Бок-кач-чо, сле-до-вав-шие в сво-их латинских эк-ло-гах Вер-ги-лию, но зна-чи-тель-но уг-лу-бив-шие ино-ска-за-тель-ность жан-ра. В Ис-па-нии к пас-то-раль-ной эк-ло-ге об-ра-ща-лись Х. дель Эн-си-на и Г. де ла Ве-га, в Пор-ту-га-лии - Л. ди Ка-мо-энс, во Фран-ции - К. Ма-ро, П. де Рон-сар и Р. Бел-ло. Англ. пас-то-раль-ная эк-ло-га пред-став-ле-на «Пас-ту-ше-ским ка-лен-да-рём» Э. Спен-се-ра (1579), «Пас-то-ра-ля-ми» А. Фи-лип-са (1706), А. По-упа (1709) и другие.

Осо-бое ме-сто в ис-то-рии пас-то-раль-ной эк-ло-ги за-ни-ма-ет её хри-сти-ан-ская раз-новид-ность, имею-щая свои ис-то-ки как в 4-й эк-ло-ге Вер-ги-лия, где, во-пре-ки пас-то-раль-ной тра-ди-ции, зо-ло-той век по-ме-щён не в про-шлое, а в бу-ду-щее и свя-зан с ро-ж-де-ни-ем див-но-го ре-бён-ка, так и в пас-то-раль-ных мо-ти-вах еван-гель-ских по-ве-ст-во-ва-ний о ро-ж-де-нии Хри-ста и прит-че о доб-ром пас-ты-ре. Пас-то-раль-но-эмб-ле-ма-ти-чен и жерт-вен-ный об-раз Агн-ца Бо-жия, кро-вью сво-ей ис-ку-паю-ще-го гре-хи че-ло-ве-че-ст-ва. Са-мой рас-про-стра-нён-ной фор-мой хри-сти-ан-ской пасторали ста-но-вит-ся ро-ж-де-ст-вен-ская эк-ло-га. На-мёк на пас-то-раль-ную ин-тер-пре-та-цию Ро-ж-де-ст-ва со-дер-жит-ся в на-пи-сан-ной на латинском язы-ке 11-й эк-ло-ге Бок-кач-чо, од-на-ко пер-вой пол-но-цен-ной раз-ра-бот-кой те-мы и об-раз-цом для под-ра-жа-ний яви-лась латинская эк-ло-га «Ро-ж-де-ние Хри-ста» Ф. Пат-ри-ци (1460). Ав-тор 114 латинских эк-лог на сю-же-ты Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та - ни-дерландский по-эт Р. Об-ри-зи-ус (около 1540 - около 1584/1594 годов). В Анг-лии к хри-сти-ан-ской эк-ло-ге об-ра-щал-ся Дж. Миль-тон; в Гер-мании - Ф. Шпее (1591-1635), ав-тор «Эк-ло-ги, в ко-то-рой пас-ту-хи ра-но ут-ром сла-вят Гос-по-да», «Пас-ту-ше-ской пес-ни о Хри-сте и вос-кре-се-нии Хри-ста»; во Фран-ции «Свя-щен-ные эк-ло-ги» соз-дал Р. Ра-пен (1659).

Тра-ди-ция пас-то-раль-ной эле-гии-пла-ча об умер-шем вос-хо-дит к 1-й идил-лии Фео-кри-та, с её пес-ней о смер-ти ми-фич. пас-ту-ше-ско-го бо-же-ст-ва Даф-ни-са, а так-же к «Пла-чу об Адо-ни-се» Био-на (II век до нашей эры), ано-ним-но-му «Пла-чу о Био-не» и 5-й эк-ло-ге Вер-ги-лия. Дань жан-ру в Ита-лии от-дал Б. Кас-тиль-о-не, во Фран-ции - К. Ма-ро, в Анг-лии - Э. Спен-сер, Дж. Миль-тон, Дж. Гей, П. Б. Шел-ли.

Пас-то-раль-ная дра-ма за-ро-ди-лась в Ита-лии: «Ска-за-ние об Ор-фее» А. По-ли-циа-но (1480), «Эг-ле» Дж. Чин-тио (1545), «Жерт-во-при-но-ше-ние» А. де Бе-ка-ри (1554), «Амин-та» Т. Тас-со (1573), «Вер-ный пас-тух» Дж. Б. Гва-ри-ни (1580-1583). Во Фран-ции к пас-то-раль-ной дра-ме об-ра-ща-лись О. де Ра-кан («Пас-ту-ше-ские сце-ны», 1625 год); в Анг-лии - Дж. Ли-ли («Га-ла-тея», 1584 год), Дж. Флет-чер («Вер-ная пас-туш-ка», 1606 год). Зна-чительное ме-сто пас-то-раль-ные мо-ти-вы за-ни-ма-ют в англ. при-двор-ной пье-се (мас-ке), а так-же в дра-ма-тур-гии У. Шек-спи-ра («Два ве-рон-ца», «Бес-плод-ные уси-лия люб-ви», обе 1594 год; «Как вам это по-нра-вит-ся», 1599-1600 годы).

Пас-то-раль-ный ро-ман, вос-хо-дя-щий к ро-ма-ну Лон-га «Даф-нис и Хлоя» II-III веков) и пред-вос-хи-щён-ный про-зи-мет-ри-че-ской (со-че-таю-щей сти-хи и про-зу) пасторали «Аме-то» (создана в 1341-1342 годы) Бок-кач-чо (ав-то-ра так-же пас-то-раль-ной по-эмы «Фье-зо-лан-ские ним-фы», 1344-1346 годы), рас-цве-та-ет в твор-че-ст-ве Я. Сан-над-за-ро («Ар-ка-дия», 1504 год). В Ис-па-нии пас-то-раль-ный ро-ман соз-да-ют Х. де Мон-те-май-ор («Диа-на», 1558-1559 годы), М. де Сер-ван-тес («Га-ла-тея», 1585 год) и Ло-пе Ф. де Ве-га Кар-пьо («Ар-ка-дия», 1598 год); во Фран-ции - О.д’Юрфе («Ас-т-рея», 1607-1618 годы); па-ро-дию на пас-то-раль-ный ро-ман пи-шет Ш. Со-рель («Су-ма-сброд-ный пас-тух», 1627-1628 годы). Са-мый зна-чи-тель-ный англ. пас-то-раль-ный ро-ман - «Ар-ка-дия» («Ста-рая Ар-ка-дия», около 1580 года; «Но-вая Ар-ка-дия», 1590) Ф. Си-д-ни. Немецкий пас-то-раль-ный ро-ман пред-став-лен ано-ним-ны-ми «Аме-ной и Аман-дом» (1632) и «Ле-о-ри-ан-дром и Пе-ре-ли-ной» (1642), а так-же «Ад-риа-ти-че-ской Ро-зе-мун-дой» Ф. фон Це-зе-на (1645).

В Рос-сии пастораль раз-ви-ва-лась в фор-ме эк-ло-ги и пред-став-ле-на в твор-че-ст-ве А. П. Су-ма-ро-ко-ва (сборник «Ек-ло-ги», 1774 год), а так-же М.М. Хе-ра-ско-ва, А.А. Ржев-ско-го, И.Ф. Бо-гда-но-ви-ча, В.В. Кап-ни-ста.

В му-зы-ке пас-то-раль-ная те-ма-ти-ка куль-ти-ви-ро-ва-лась в итальянской и английской мад-ри-га-ле XVI века, в ран-ней опе-ре (с са-мых пер-вых об-раз-цов). Из-люб-лен-ные сю-же-ты пас-то-раль-ных опер - ми-фы о Даф-не (итальянские ком-по-зи-то-ры Я. Пе-ри, М. да Галь-я-но и другие), об Ор-фее и Эв-ри-ди-ке (Пе-ри, Дж. Кач-чи-ни, К. Мон-те-вер-ди, К. В. Глюк). Во французском музыкальном те-ат-ре в конце XVII века сфор-ми-ро-вал-ся жанр ге-ро-ической пасторали, близ-кий му-зы-каль-ной тра-ге-дии, но мень-ших мас-шта-бов, в 3 ак-тах (вме-сто обыч-ных 5) с про-ло-гом («Му-ки и ра-до-сти люб-ви» Р. Кам-бе-ра, «Ацис и Га-ла-тея» Ж. Б. Люл-ли и другие). Оп-ре-де-ле-ние «ге-рои-че-ский» в названии жан-ра ука-зы-ва-ет не на ге-рои-ку как тип об-раз-но-сти, а на дра-ма-тическую дей-ст-вен-ность пасторали и на ми-фо-ло-гических ге-ро-ев в ка-че-ст-ве главных пер-сона-жей. Об-раз-цы французской пасторали в XVIII веке: «Улов-ки Аму-ра» А. К. Де-ту-ша (1726), «Диа-на и Эн-ди-ми-он» Ф. Ко-ле-на де Бла-мо-на (1731), «За-ис» (1748) и «На-ис» (1749) Ж.Ф. Ра-мо, «Ти-фон и Ав-ро-ра» Ж. Ж. де Мон-дон-ви-ля (1753). Опе-ры-пас-то-ра-ли пи-са-ли так-же Г.Ф. Ген-дель («Ацис и Га-ла-тея», 1732 год), В.А. Мо-царт («Царь-пас-тух», 1775 год) и другие. Сти-ли-за-ция пасторали в XIX веке - ин-тер-ме-дия «Ис-крен-ность пас-туш-ки» (эк-ло-га П.М. Ка-ра-ба-но-ва, пер-во-на-чаль-ное название «Серд-ца при-об-ре-та-ют-ся ис-крен-но-стью», 1786 год) в опе-ре «Пи-ко-вая да-ма» П.И. Чай-ков-ско-го. Пас-то-раль-ные мо-ти-вы воз-ро-ди-лись в музыкальном искусстве XX века (опе-ра «Даф-на» Р. Штрау-са, ба-лет «Даф-нис и Хлоя» М. Ра-ве-ля, и другие).

В ин-ст-ру-мен-таль-ной му-зы-ке пас-то-раль-ность про-яви-лась в цик-ле кон-цер-тов «Вре-ме-на го-да» А. Ви-валь-ди, и другие. Пье-сы с названием «Пастораль» для кла-ве-си-на, ор-га-на, скрип-ки соз-да-ва-ли Д. Скар-лат-ти, Ф. Ку-пе-рен, Дж. Фре-ско-баль-ди, И.С. Бах. Основные чер-ты ин-ст-ру-мен-таль-ной пасторали: плав-ное дви-же-ние ме-ло-дии, за-час-тую па-рал-лель-ны-ми тер-ция-ми, ритм си-ци-лиа-ны, бур-дон в со-про-во-ж-де-нии. В сим-фо-нической му-зы-ке пасторали встре-ча-ет-ся как отдельная часть цик-лических про-из-ве-де-ния (например, «Сце-на в по-лях» из «Фан-та-сти-че-ской сим-фо-нии» Г. Бер-лио-за), а так-же как це-лый сим-фо-нический цикл (6-я («Пас-то-раль-ная») сим-фо-ния Л. ван Бет-хо-ве-на).

В изо-бра-зи-тель-ном ис-кус-ст-ве пастораль - раз-но-вид-ность жан-ро-вой сце-ны, изо-бра-же-ние мир-ной сель-ской жиз-ни на фо-не иде-аль-но-го ланд-шаф-та. Бу-ко-лические мо-ти-вы при-сут-ст-ву-ют в эл-ли-ни-сти-че-ско-римском искусстве: Вит-ру-вий ука-зы-вал на ус-то-яв-ший-ся обы-чай в оп-ре-де-лён-ном мес-те жи-ли-ща изо-бра-жать «ро-щи, cтада и пас-ту-хов». Встре-ча-ют-ся они так-же в эл-ли-ни-стических рель-е-фах и на-стен-ной жи-во-пи-си Древ-не-го Ри-ма . В 1-й тре-ти XVI века под влия-ни-ем литературы в ве-не-ци-ан-ском искусстве воз-ро-ж-да-ет-ся ин-те-рес к пас-то-раль-ной те-ма-ти-ке. Про-ис-хо-дит рас-ши-ре-ние те-ма-тического ре-пер-туа-ра пасторали: на-ря-ду с тра-диционными об-раз-ами пас-ту-хов (кар-ти-ны Я. Паль-мы Стар-ше-го, Дж. Са-воль-до и других), пас-то-раль-ный ха-рак-тер при-об-ре-та-ют сце-ны с ним-фа-ми, фав-на-ми и са-ти-ра-ми, ми-фо-ло-гические и литературные сю-же-ты (ано-ним-ные гра-вю-ры к «Гип-не-ро-то-ма-хии По-ли-фи-ла», 1499 год), жан-ро-вые сце-ны («Гро-за» Джорд-жо-не, около 1506-1507 годов, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция; «Ас-т-ро-лог» итал. гра-вё-ра Дж. Кам-пань-о-лы, 1509 год; «Сель-ский кон-церт» Джорд-жо-не или Ти-циа-на, Лувр, Па-риж) и ал-ле-го-рии. Всех их объ-е-ди-ня-ет мо-тив слия-ния че-ло-ве-ка с при-ро-дой и идеа-ли-зи-рованный об-раз этой мир-ной, при-ят-ной при-ро-ды. Пас-то-раль-ным ду-хом про-ник-ну-ты и ре-лигиозные сце-ны ве-не-ци-ан-ских ху-дож-ни-ков это-го вре-ме-ни (Я. Бас-са-но и Ф. Бас-са-но Млад-ший и другие).

В даль-ней-шем пас-то-раль-ные мо-ти-вы объ-е-ди-ня-ют-ся с те-мой зо-ло-то-го ве-ка, эле-гическими мо-ти-ва-ми ут-ра-чен-но-го рая, мо-ло-до-сти, люб-ви, жиз-ни, сбли-жаю-щи-ми пастораль с ва-ни-тас (кар-ти-ны «Et in Arcadia ego» Гвер-чи-но (1622 год, Национальная га-ле-рея ста-ро-го искусства, Рим) и Н. Пус-се-на (1637-1638, Лувр)). Влия-ние пас-то-раль-но-го пей-за-жа чув-ст-ву-ет-ся в ви-дах Кам-па-нии К. Лор-ре-на, сце-нах народных празд-неств у фламанских ху-дож-ни-ков (Д. Те-нир-са Млад-ше-го и П.П. Ру-бен-са). В голландской жи-во-пи-си оно ощу-ти-мо в итальянских пей-за-жах Н. Бер-хе-ма, в кар-ти-нах Я.А. Бак-ке-ра и К. Кас-те-лейн-са.

В жи-во-пи-си французского ро-ко-ко пастораль транс-фор-ми-ро-ва-лась в жанр «га-лант-ных празд-неств» («f ̂etes galantes»), пред-став-ляю-щий изы-скан-ное об-ще-ст-во на при-ро-де: кар-ти-ны А. Ват-то, Ж.Б. Па-те-ра, Н. Лан-кре, Ф. Бу-ше, Ж.О. Фра-го-на-ра и другие; ил-лю-ст-ра-ции к пас-то-раль-ной литературе А. и Ш. А. Куа-пе-лей; так-же фар-фо-ро-вые ста-ту-эт-ки пас-туш-ков Май-сен-ской (И.И. Кенд-лер) и Севр-ской (Э. М. Фаль-ко-не) ма-ну-фак-тур . Пас-то-раль-ные мо-ти-вы в той или иной фор-ме (ино-гда в иро-ническом пе-ре-ос-мыс-ле-нии) при-сут-ст-ву-ют во мно-гих сти-лях и на-прав-ле-ни-ях искусства XIX-XX веков, от сен-ти-мен-та-лиз-ма и ро-ман-тиз-ма до на-ших дней.

Пас-то-раль-ная (бу-ко-ли-че-ская) те-ма рас-кры-ва-ет-ся и в са-до-во-пар-ко-вой ар-хи-тек-ту-ре конца XVIII века («Де-рев-ня» Ма-рии-Ан-туа-нет-ты в Вер-саль-ском пар-ке (1783-1786 годы, архитектор Р. Мик, художник Ю. Ро-бер), Берё-зо-вый до-мик в Гат-чи-не (1780-е годы), «Мо-лоч-ня» императрицы Ма-рии Фё-до-ров-ны в Пав-лов-ском пар-ке (1782 год, по про-ек-ту Ч. Ка-ме-ро-на)).