Особенности античной культуры (Древняя Греция и Древний Рим). I. Общее и особенное в греческой и римской культуре

Культуру Древней Греции и Древнего Рима принято называть «античной» что в переводе на русский язык означает «древняя». В IX-VIII веках до н э начался процесс распада родового строя греческих племен и переход к классовому обществу, в результате чего росло значение городов-государств (полисов), которые постепенно становились самостоятельными политическими центрами Среди таких полисов с древнейших времен наиболее сильными были Коринф и Афины, а также ионийские города Малой Азии.

Как в литературе, так и в искусстве Древней Греции центральное место принадлежало образу человека, поэтому мы говорим о культуре Древней Греции, как о первой гуманистической культуре. Победа, одержанная греками над могучим Персидским государством, привела к еще большему укреплению полисов, особенно в Аттике (Афины), где в конце VI — начале V века до н. э. образуется рабовладельческая демократия, являвшаяся в древнем рабовладельческом мире высшей формой государственной власти.

В Древней Греции мы наблюдаем необыкновенный расцвет философии, литературы и искусства. Греки создали высокохудожественные памятники искусства и литературы, непревзойденные по мастерству. Карл Маркс писал о древнегреческих памятниках: «они продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца».

Древнегреческое искусство было проникнуто идеалами гражданственности.

Служение своему народу, прославление благородства, мужества и красоты человека было основной его идеей. «Много в природе дивных сил, но сильнее человека нет», — сказал великий греческий поэт Софокл в своей трагедии «Антигона». В разных частях Греции художники по разному подходили к решению основных задач искусства, отсюда различные направления или школы в древнегреческом изобразительном искусстве: дорическая, ионическая и аттическая.

Искусство Древней Греции делится на несколько периодов:

  • древнейший период (X-VI века до н. э.) называется архаическим.
  • Начиная с VII века, впервые появляются мраморные статуи, изображающие богов или атлетов. Они отличаются торжественной неподвижностью (например, фигура Аполлона Тенейского).
  • С VI века до н. э. начинается большое строительство храмов, вырабатываются греческие архитектурные ордера.

С первой половины V века до н. э. наступает период, называемый классическим, который характеризуется расцветом культуры и искусства Древней Греции. Художники в известной мере преодолевают условность архаического искусства. Наряду со статуями богов и мифологических персонажей, особое значение приобретают статуи атлетов — победителей в спортивных состязаниях. В этих статуях скульпторы воплощают идеал свободного гражданина, «прекрасного и доблестного», способного защищать свою родину и служить ее процветанию. Статуи украшали городские площади и гимнастические школы-палестры, где происходили состязания. Эти статуи являлись примером для окружающих, показывали, каким должен быть свободный гражданин греческого полиса. Над образом героя-победителя работали величайшие мастера Древней Греции — Мирон, Поликлет и другие.

Вторая половина V века до н. э. является периодом наивысшего расцвета древнегреческого искусства и обычно называется искусством высокой классики. К этому времени относится строительство храма богини Афины Парфенос-Парфенона, скульптуры которого, проникнутые глубокой человечностью, были выполнены величайшим мастером Греции Фидием и его учениками.

Но уже в конце V века до н. э. намечается кризис полисной системы, особенно углубившейся вследствие Пелопонесских войн. Это вызвало ряд изменений в мировоззрении греков. В истории древнегреческого искусства наступает период поздней классики (конец V-IV веков до н. э.), для которого характерно появление различных художественных направлений. В искусстве этого времени возникает интерес к передаче личных переживаний человека. Величайшими мастерами этого времени были скульпторы Скопас, Пракситель, Лисипп.


Третий и первый века до н. э. называются эпохой эллинизма. Это был период проникновения эллинской, т. е. греческой культуры на Восток вследствие завоевания этих областей войсками Александра Македонского и появления новых государственных образований типа царства Селевкидов. Македонского царства, Пергама, Родоса и т. д. В результате взаимодействия греческого искусства с искусством стран Востока создаются памятники, отличные от классических. В архитектуре и скульптуре наблюдается стремление к грандиозному (Пергамский алтарь).

Искусство Древнего Рима начало складываться в начале I тысячелетия до н. э.

История его развития происходила в тесной связи с искусством племен, населявших древнюю Италию. К III веку до н. э. Рим подчинил своей власти всю Италию, в том числе и Этрурию, заимствовав культуру последней. В I веке до н. э. Рим превратился в мировую державу. Влияние греческой культуры на римскую, было особенно плодотворно. Именно с этого времени римская культура стала ведущей в древнем мире.

Однако, заимствуя и перерабатывая культуру других народов, римляне создали своеобразные высокохудожественные памятники изобразительного искусства, отличающиеся реализмом и строгой ясностью художественных форм.

Стремление к точной передаче окружающей жизни нашло отражение, прежде всего, в искусстве скульптурного портрета.

Римское портретное искусство прошло сложный путь развития от раннереспубликанских портретов, передающих образ с необычайной тщательностью, со всеми мелкими особенностями лица и фигуры без попытки добиться пластической обобщенности (статуя АвлаМетелла) до портретов, раскрывающих внутренний мир и настроение человека, портретов психологических эпохи императорского Рима. Наиболее ранним образцом произведений такого рода является портрет Юлия Цезаря.

Римляне создали также замечательные памятники архитектуры, среди которых многие до сих пор являются непревзойденными по своей монументальности, красоте и архитектурно-техническому исполнению. Греческий архитектурный ордер воспринимался римлянами не только как основа конструкции, но иногда и чисто декоративно (например, полуколонны, украшающие Арку Тита). В римской архитектуре нашло отражение умение римлян рационально использовать внутреннее пространство помещения, что в совершенстве воплотилось в Колизее.

Смотреть на видео Культура Древней Греции и Древнего Рима

На рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в долине реки Нил, в северо-восточной части Африки, возникло рабовладельческое государство с очень сильными пережитками первобытнообщинного строя. Постепенное развитие производительных сил превратило Египет в сильную военно-рабовладельческую державу, занимавшую ведущее положение среди стран Древнего Востока.

Для изобразительного искусства Древнего Египта характерны две основные черты: необычайная устойчивость приемов изображения и создание строгих величественных монументальных образов. Памятники египетского изобразительного искусства отличаются необыкновенным своеобразием, совершенством исполнения и высоким художественным вкусом. До сих пор они сохранили для нас большой интерес и высокую эстетическую ценность.

История Древнего Египта условно делится на несколько периодов:

  • Древнее царство.
  • Среднее царство.
  • Новое царство и поздний период,

В эпоху Древнего царства Египет был еще примитивно-рабовладельческим обществом, наряду с рабами эксплуатировались и свободные общинники. Однако именно в это время закончилось становление государственной власти, сложились взаимоотношения между рабовладельческой знатью и общинниками, определились основные формы египетской культуры и искусства. Это был период зарождения и развития всех видов изобразительного искусства: архитектуры, скульптуры, живописи (роспись и раскрашенный рельеф) и художественного ремесла. Ведущая роль принадлежала архитектуре: египтяне создали величественные и монументальные сооружения — пирамиды и масштаба, служившие усыпальницами для царя и знати. Но самым значительным явлением в искусстве Древнего Египта было возникновение скульптурного портрета, обусловленного наличием у египтян культа мертвых. Жизненная сила, по-египетски «ка», покидающая человека после его смерти, согласно представлениям древних египтян, могла существовать лишь в том случае, когда сохранялось тело (отсюда и возник обычай бальзамировать труп умершего).

Статуи, помещаемые в гробницы, служили заменой мумии, поэтому лицам статуй старались придать сходство с умершими. Средства изображения фараона и знати были строго подчинены определенным правилам — канонам. Умерший изображался стоящим или сидящим в спокойной величественной позе, руки его лежали на коленях или были вытянуты вдоль тела, взгляд устремлен вдаль (статуя фараона Хафры). Изображения на рельефах, покрывающих гробницы, были также подчинены канонам. Царь и вельможи занимают центральное место: они изображены значительно выше окружающих их слуг. При этом художник стремится показать фигуру покойного таким образом, чтобы все части ее были видны одновременно с разных точек зрения. Поэтому на рельефах человек всегда представлен так, что его лицо и ноги повернуты в профиль, плечи и глаз в фас, грудь и живот в три четверти (рельеф Иси).

При изображении слуг художник зачастую отступает от канона, создавая полные жизни и выразительности художественные образы (статуэтка служанки, готовящей пиво).

В конце Древнего царства в результате жестокой эксплуатации обострились внутренние противоречия, ослабившие царскую власть. Египет распался на ряд самостоятельных, борющихся друг с другом, областей-номов.

Время с 2000 до 1750 годов до н, э. принято называть Средним царством. После окончания борьбы между номами начинается бурный подъем производительных сил, укрепляется сельское хозяйство, процветают ремесла, растут города, развивается торговля, углубляются научные открытия в области математики и медицины, появляется письменная литература (сказки и повести). В изобразительном искусстве также происходят существенные изменения: исчезают пирамиды и мастаба, гробницы высекают теперь в скалах, стены их покрывают цветными росписями, для которых характерно реалистическое восприятие окружающего мира. Художник Иртисен, живший в период Среднего царства, так говорит о своем мастерстве: «Я был художником, опытным в своем искусстве.

Я умел передавать движение того, кто размахивает мечом, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего»

Большого расцвета достигает искусство скульптурного портрета, характерными чертами которого, в отличие от портрета Древнего царства, является создание психологического образа, наполненного большим внутренним содержанием. Портреты носят теперь менее обобщенный характер, в них очевидно стремление к индивидуализации черт лица портретируемого (Аменемхет III).

Падение Среднего царства было вызвано ростом внутренних противоречий, ожесточенной классовой борьбой, восстанием рабов и крестьян. В конце XVIII века до н. э. Египет был завоеван чужеземцами-гиксосами.

После изгнания гиксосов начинается период Нового царства, время правления фараонов XVIII династии, проводивших широкую завоевательную политику. Египет превращается в могущественную военнорабовладельческую державу. Для изобразительного искусства этой эпохи при сохранении монументальности характерны усиление реализма, с одной стороны, и поиски утонченной художественной формы с другой.

Наряду со строительством величественных храмов и созданием монументальных статуй, появляются сложные многофигурные композиции, многоплановые рельефы, изысканные статуэтки. Совершенно исключительное место в искусстве Нового царства, и вообще в древнеегипетском искусстве, занимает, так называемый, период «Эль Амарны» — время правления царя Эхнатона, который ввел культ единого бога Атона, изображавшегося в виде солнечного диска, и упразднил поклонение всем другим богам.Древнеегипетские художники, работавшие в это время, почти не идеализировали образы царя и его близких. Высоким качеством исполнения, отличаются скульптурные портреты из мастерской скульптора Тутмеса. В дошедших до нас портретах Эхнатона, его жены царицы Нефертити и дочерей, мы видим правдивую передачу живого лица и фигуры. Великолепны росписи этого периода, характерной особенностью которых является яркое и эмоциональное восприятие окружающего мира.

Искусство Эль Амарны оказало большое влияние на все последующее древнеегипетское искусство.

После недолгого расцвета Египта при РамсесеII, возродившем могущество и богатство страны, Египет постепенно приходит в упадок. Причиной этого были частые войны, истощавшие страну, острая классовая борьба и главным образом восстания рабов. В VIII веке до н. э. Египет был завоеван Ассирией, в VI веке до н. э — Персией, в IV веке до н. э. -Александром Македонским во II веке н. э. Египет становится провинцией Римской империи.

В эпоху греко-римского господства в Египте сложился своеобразный стиль, в котором гармонично сочетались черты египетской и античной культуры. Особое место в искусстве позднего Египта занимают фаюмские портреты, названные так по месту их находок. Написанные восковыми красками, они точно воспроизводят лицо умершего, заменяя собой маски древнеегипетских саркофагов.

Памятники Древнего Египта до сих пор поражают нас своими высокими художественными качествами и являются ярким свидетельством большой творческой одаренности народа, населявшего Египет в глубокой древности.

История Древней Греции и Древнего Рима, культура этих государств и народов, их населяющих, не перестают привлекать к себе как профессиональных историков и искусствоведов, так и обычных людей, интересующихся достижениями античной цивилизации. Несмотря на кажущуюся удаленность времени расцвета Греции и Рима от наших дней (Греция была включена в состав Римской республики во II веке до н.э., а Западная Римская Империя пала под ударами германских племен в V веке), основные достижения античности не утратили своей актуальности. Люди в школе изучают евклидову геометрию, современное право во многом базируется на древнеримских принципах, любой философ начинает выстраивать свои концепции с упоминания Платона и Аристотеля.

Необходимо учитывать, что выделение античной цивилизации, как цельного этапа в истории человечества, базируется на чертах, общих для культуры Древней Греции и Древнего Рима. О различном же, проистекающем из разного отношения к миру, упоминается вскользь, будто бы это не более чем частный случай проявления одного из общих принципов. Между тем, особенности культуры Древних Греции и Рима проявились уже в формах государственного устройства: Греция - конгломерат демонстрирующих высокую степень автономности полисов (Афины, Спарта, Коринф), Рим - централизованная республика.

Определение понятия культура

Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием культуры. Определение этого термина имеет множество вариантов, зависящих от подхода конкретного исследователя или философской школы. В самом широком смысле культурой называют все, созданное человеком, используя в качестве синонима определение "вторая природа". Однако такой подход оставляет в стороне идейную составляющую человеческой деятельности. В связи с этим в научных трудах вводятся две составляющие культуры: материальная (строения, произведения искусства, костюм) и духовная, в которую входят искусство, наука и образ мыслей. Это разделение является зыбким, поскольку оба аспекта культуры всегда взаимосвязаны: идейная сфера определяет формы выражения (скульптура, живопись, архитектура), а материальные объекты стимулируют эволюцию мира идей (множество средневековых и ренессансных литературных произведений созданы с явной ориентацией на античные образцы).

Общее и особенное в идейной сфере

В отношении менталитета и образа мыслей общее и особенное в культурах Древней Греции и Древнего Рима кратко определяется отношением к человеку и к миру. Как греки, так и римляне во главу угла ставили человека. Если хронологически предшествующие им культуры Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Персия) вписывали человека в окружающий мир, причем не как самый главный его элемент, мыслители античной цивилизации предпочитали наделять богов чисто человеческими качествами. Они способны испытывать чувства, не всегда благородные (гнев, ревность, зависть), совершать мотивированные поступки (в "Илиаде" Гомера боги наравне со смертными участвуют в сражениях) и даже образ их жизни ничем не отличается от того, что вели состоятельные люди. Пожалуй, главным доказательством близости менталитета греков и римлян является тот факт, что по завоевании Греции римляне полностью восприняли греческий пантеон и мифологию, сохранив лишь имена своих божеств.

При этом есть и серьезное отличие. Греки исследовали мир и решали сложные философские проблемы во многом из чисто умозрительных побуждений. Римляне же сразу зарекомендовали себя как прагматики. Постановка проблемы и поиски методов ее разрешения определялись лишь получением практической выгоды. Продолжая тему религии, необходимо отметить, что римляне все из тех же практических побуждений населили сверхъестественными силами каждый уголок. От домашних божеств, ларов и пенатов, охраняющих благосостояние и здоровье членов семьи, римляне дошли до обожествления навозной кучи: бог Стеркул благоприятствовал своевременному и качественному удобрению полей.

Римский практицизм привел к тому, что между человеком и богами установились партнерские отношения: человек приносил жертву, а бог за это должен был выполнить просьбу. Постепенно это вело к обеднению духовной сферы. Вера становилась все более зыбкой, а боги не так уж и часто отзывались на молитвы. Заимствование соседних культов по мнению римлянина с одной стороны увеличивало могущество Рима, а с другой давало надежду, что чужеземный бог скорее откликнется на просьбу. В связи с этим пантеон становился все шире и в итоге рухнул, под натиском централизованной и детализированной христианской религии.

Воспитание и обучение в античной цивилизации

Для сравнения культуры Древней Греции и Древнего Рима особый интерес представляет процесс передачи знаний и традиционных ценностей от одного поколения к другому. В этом отношении античная цивилизация тоже сделала шаг вперед в сравнении с древневосточными: если в последних преобладали зубрежка и механическое запоминание правил, то римляне и греки стремились к тому, чтобы ребенок воспринял причины и следствия того или иного процесса.

Различия состояли в объеме знаний. Римский практицизм требовал, чтобы ребенок обладал лишь необходимыми навыками: чтением, письмом, счетом. Даже впоследствии, когда образовательные программы расширились, целью изучения, к примеру, классических поэтов и ораторов являлась имитациях их стиля, уже зарекомендовавшего себя как успешный. Греки же стремились к гармонии между интеллектуальным, физическим и музыкальным воспитанием, полагая, что именно в этом состоит красота человека.

Античная культура - Древняя Греция и Древний Рим в этом едины - создавалась и распространялась прежде всего в мужской среде. Хотя женщины могли играть значительную роль в общественной жизни (известны поэтесса Сапфо, римские императрицы - Агриппина, Мессалина, выдающийся математик Гипатия), целью их воспитания прежде всего ставилось умение вести домашнее хозяйство. Разумеется, им преподавались элементарные знания - счет, письмо, но интеллектуальные разговоры, занятия философией в обоих государствах долгое время считались чисто мужским занятием.

Античное искусство

Если говорить о культуре древних Греции и Рима кратко, то все ее формы и разновидности сведутся к постулированию человека как центра мироздания. Одного взгляда на произведения росписи и рельефы, к примеру, Древнего Египта, достаточно, чтобы понять: изображался не конкретный человек, а некоторый идеальный образ. Иначе в Греции. Скульпторы стремились прежде всего придать своему творению портретные сходства с моделью. При этом представления о красоте требовали все же некоторых корректив. Афинский политический деятель Перикл обладал головой неправильной формы, напоминающей луковицу, именно поэтому скульптор Фидий на всех бюстах этого политика маскировал его дефект шлемом.

При этом греческие мастера стремились к аллегории и символизму. Во многом это связано с тем, что большая часть изображаемых сцен (например, росписи сосудов) бралась из мифологии. Фигура человека передавалась не в статике, а в динамике: таковы скульптурные изображения некоторых известных атлетов - победителей Олимпийских игр. В связи с этим греческое искусство открыто миру, находится во взаимодействии с ним.

В сравнении с культурой Древней Греции, Древний Рим больше внимания уделял анализу изображаемого. Греческая пластичность здесь уступает место живописности. Изображения императоров - Нерона, Калигулы, Клавдия - характеризуются реалистическим подходом к их созданию: римский скульптор передает мелкие детали внешности, не стремится к приукрашиванию своей модели.

Особенности архитектуры

Культура античного мира - Древних Греции и Рима - наиболее зримо воплощается в памятниках архитектуры. Греческая открытость миру выражалась в создании построек, по которым можно было перемещаться, не утрачивая связи с окружающей средой. По большей части культовые и общественные сооружения представляли собой лишь выделенное в мире место, предназначенное для исполнения какой либо функции. Характерная черта античного полиса - наличие агоры, то есть площади, на которой может собраться большое количество людей для обсуждения какого-либо вопроса. Отсутствие центральных органов управления в привычном смысле слова, полисная организация не требовали специфических зданий.

Рим же, как централизованное государство, неизбежно столкнулся с необходимостью создания инфраструктуры. Постоянный рост числа жителей города требовал возведения общественных сооружений: амфитеатров, цирков, бань, библиотек. Это потребовало введения новых строительных технологий. Если греки использовали определенное количество колонн, на которых лежат каменные плиты, исполняющие функцию потолка, то римляне применяли бетонную кладку, позволяющую возводить прочное здание за короткий срок. Воспринятые от греков (например, три ордера - дорийский, ионический и коринфский) очень быстро превратились лишь в декоративный элемент.

Литература

При упоминании литературы первое, что вспоминается из истории культуры Древней Греции и Древнего Рима - эпическая поэзия: "Илиада" и "Одиссея" Гомера и написанная в подражание и продолжение им Возможно, именно в этой сфере в наибольшей степени сказалось влияние культуры Древней Греции на Древний Рим. Оратор Цицерон назвал свои речи против Катилины катилинариями, как прежде греческий оратор Демосфен назвал свои речи по имени македонского царя филиппиками. От греков же было воспринято искусство театра и драматургия.

Греция имела богатую устную традицию, на базе которой возник эпос. С заимствованием и модернизацией финикийского алфавита оказалось возможным письменно зафиксировать народное творчество. Римский народ, в силу своей практичности, игнорировал эту область культуры, предпочитая записывать необходимые вещи: значительные события, договоры, речи политических деятелей. Это предопределило подражательность римского эпоса: создавать нечто оригинальное в условиях взаимодействия с греческой традицией оказалось невозможным. Первые писатели занимались лишь адаптацией классических текстов под римские реалии.

В этом можно усмотреть и положительную сторону. От греков римляне заимствовали историографическую традицию, представленную прежде всего трудами Геродота и Фукидида. Римское стремление к анализу и скрупулезному описанию деталей привело к тому, что историческая наука распалась на несколько ответвлений. Самостоятельным стало географическое описание (например, "География" Страбона в семнадцати книгах). Историки же описывали как биографии известных деятелей ("Жизнь двенадцати цезарей" Светония), так и создавали обширные исследования ("История от основания города" Тита Ливия).

Если говорить кратко, культура Древнего Рима и Древней Греции на примере литературы демонстрирует высокую степень взаимопроникновения. Страбон, известный как римский географ, по происхождению был греком, и это касается многих других древних ученых.

Театр

Одним из наиболее значительных достижений античной культуры Древней Греции и Древнего Рима является драматическое искусство. Изначально представления были элементом священного действия во время жертвоприношений Дионису - богу виноделия. Со временем их формы усложнялись и к V веку до н.э. складываются основные театральные жанры: трагедия (чаще всего на мифологические сюжеты) и комедия (очень рано приобрела жесткую политическую направленность). О высоком качестве древнегреческой драматургии свидетельствует то, что и поныне трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида и комедии Аристофана продолжают ставиться на сценах ведущих театров мира.

Наличие театральных представлений является общим в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Различное же в данном случае проявилось во включении театра в программу празднеств, часто устраивавшихся в Риме. Постановки осуществлялись после гладиаторских боев или цирковых представлений. В отличие от греческого, римский театр не стал самостоятельным явлением духовной жизни. На это явно указывает тот факт, что актерская профессия воспринималась римлянином как урон чести и достоинству.

Письменность

Общее и различное в культуре Древней Греции и Древнего Рима достаточно ярко проявилось в способе фиксации знаний. Общим было наличие алфавитного письма, где отдельный знак обозначает отдельный звук, различия же проявились в фонетическом составе речи. Греки могли обходиться 24 буквами, римлянам же потребовалось 26 (включая те, которые требовались для передачи греческих звуков). Использование легкого способа письма, не требующего много материала, позволило зафиксировать многие достижения науки и искусства.

Научные знания

Сравнение культуры Древней Греции и Древнего Рима было бы неполным без обзора научных знаний в этих обществах. Греки, влекомые любопытством и стремлением во всем разобраться, способствовали дифференциации древней натурфилософии на отдельные научные дисциплины. Особую роль играла математика, в первую очередь - геометрия. Греки сформулировали принцип золотого сечения и решили ряд сложных задач, пользуясь лишь циркулем и линейкой без шкалы. Вместе с тем отмечается стремление к сакрализации математического знания: Пифагор и его ученики полагали, что в числе заключено знание обо всем мире. Поэтому они стремились найти особые числа: дружественные, простые, совершенные и так далее.

Римский практицизм не позволял увлечься изысканиями пифагорейцев. Вместо этого ученые занимались более практическими дисциплинами, такими как агрономия, правоведение и филология.

Бытовая культура

Как известно из истории культуры Древних Греции и Рима, мужчины играли преобладающую роль в обществе. К их распоряжению были различные объединения и союзы, где можно было пировать в компании единомышленников, а затем размышлять на сложные темы (особенно ярко это продемонстрировано в "Пире" Платона).

Особенностью культуры Древней Греции и Древнего Рима была сильная патриархальная власть внутри семьи. Она распространялась не только на домочадцев, но и рабов. Выдав опостылевшей жене личные вещи, муж мог отправить ее в родительский дом - это заменяло собой развод.

Римляне стали изобретателями фамилий в современном смысле слова. При рождении ребенок получал личное имя (их выбор был ограничен, наиболее частые: Марк, Гней, Тиберий, Гай) и родовое имя - прообраз фамилии (Семпроний, Юлий и так далее). Вольноотпущенники или принятые в виллу богатого человека иноплеменники получали родовое имя хозяина. За особые заслуги человеку присваивалось третье имя. Наиболее известные среди них: Цезарь, Август, Калигула.

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» - эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» - «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур.

Южноуральский Государственный Университет

Кафедра МиТОМД

« Культура античной Греции и Рима»

Выполнила: студентка группы МТ-128

Полозова Юлия

Проверила: Нагорная В.А.

Челябинск 2009

1.1Условия становления античной культуры.

Термин “античность” (от лат. “anticus” - древний) был введен в употребление итальянскими гуманистами эпохи Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в их время. Позже стало ясно, что Восток древнее, что влияние на античность оказывали и Древний Египет (довольно существенно), и Месопотамия (слабо), а может быть и Древняя Индия (что проблематично). Однако античная цивилизация не была продолжением развития этих эпох, и им подобных культур. Она самостоятельно, и очень своеобразно, развивалась.

Ее становление (как с предисторией) связывают с так называемой эгейской культурой, существовавшей в средиземноморском регионе уже во 2-ом тысячелетии до нашей эры. В истории культуры Древней Греции выделяют архаический период, примерно до 500 г. д. н. э. и классический: от 500 до 338 г. д. н. э., до времени, когда Греция попадает под власть Македонии. Но древнегреческая культура не исчезла, оказалась продолжена. С одной стороны, в явлении “эллинизма” (на Востоке), а с другой - в развитии римской цивилизации, сильное воздействие на которую она оказала, будучи в ряде отношений с ней сходной. Римское государство возникло в VIII в. д.н.э. и просуществовало до V в.н.э. Но и ее история далее продолжалась Византией, наследовавшей что-то и от Древнего Рима и от Древней Греции. Таким образом, античная цивилизация и культура развивалась примерно 3 тысячелетия.

Древнегреческая цивилизация складывалась как земеледельческая, и это роднило ее с речными земледельческими цивилизациями. Древние греки выращивали злаки, разводили оливки, возделывали виноградники. Но они обрабатывали для этого неподатливую почву. В Древней Греции не было ни таких масштабов земледелия, ни таких урожаев, как, скажем, в Египте. И в Древнем Египте (и в древних Индии и Китае) - сложились цивилизации “вертикального” типа, что было связано с ирригационым характером земледелия и относительной замкнутостью культур. Там доминировали деспотический тип правления, четкая сословная иерархия, мировоззрение, направленное более вверх и вниз, чем вдаль (ибо слишком-то двигаться было непродуктивно), углубленная саморефлексия (углубление более в себя, в свой внутренний, а не во внешний мир). В Древней Греции и Древнем Риме неизбежным стало иное: широкое освоение мореплавания, движение вдаль с развитием торговли, а где-то и разбоя. В Древней Греции не сформировалось большого государства. Там появился целый ряд торговых и военных центров. Цивилизация древних греков (и при всем их своеобразии, - древних римлян) развивалась как морская и торговая, динамичная, открытая для воздействий (и воздействующая!), впитывающая в себя многое, направленная на открытие и усвоение. Этой цивилизации была исходно свойственна скорее горизонталь, чем вертикаль, и целенаправленность не на саморефлексию (хотя и это было), а на практическое действие в динамике, Древние греки - не созерцатели, не традиционалисты, а деятели, устремленные к завоеванию жизненных благ и постижению окружающего их мира.

Торговля, динамика хозяйства не продуцировали деспотии, и греки тяготели к созданию государств иного типа. В наиболее развитых центрах Древней Греции появились своеобразные формы демократического управления.

В целом этот тип цивилизации и культуры, родившийся в Средиземноморском регионе, был направлен к увеличению власти человека над природой. Люди здесь очевидно стремились утвердить свою человеческую сущность, усовершенствовать саму природу человека, улучшить его жизнь. Поэтому греческую цивилизацию не без оснований называют гуманистической. И древние римляне, при всех особенностях их культуры, во многом были устремлены к тому же.

Но и античная цивилизация выросла из таких же первобытных отношений, как и все другие. Она сохраняла черты первобытности, а на ее закате (особенно очевидно это для Древнего Рима), приобрела некоторые моменты цивилизованности, гибельные для нее. Не надо преуменьшать достижений и богатства античной культуры, но не надо и преувеличивать, забывая о ее несовершенстве.

Одним из условий блестящего развития античной цивилизации стало рабовладение. В общем, цивилизация и здесь распускалась и взращивалась на том же “черноземе суеверий и мерзостей, на котором выросли все народы мира”.

Но некоторые благоприятные обстоятельства развития этой цивилизации позволили ей до поры прогрессировать необычайно, быть подвижной, а не застойной, и стать во многих отношениях культурой в высшем смысле этого слова.

Материковая Греция была страной гористой. Горы делили страну на множество маленьких территорий, позже обозначенных как “полисы” (города, укрепления, государства). Постепенно образовались десятки полисов, которые воевали друг с другом, объединялись в союзы, снова разъединялись. Но полисы соперничали на только в военном отношении, они вели соревнования и иного рода. Таким образом, полисная разобщенность создавала обстановку конкуренции: военной, торговой, ремесленной, спортивной, художественной. В результате обеспечивались высокие достижения в разных сферах цивилизации и культуры.

Расслоение населения в Древней Греции было одним из важнейших условий развития цивилизации и культуры. И это расслоение в некоторых отношениях отличалось от вроде бы такого же расслоения, происходившего в других древних цивилизациях. Хотя начальный момент был и здесь и там одним и тем же: наряду с общинным владением землей появляется частная собственность на землю. И наряду с крестьянами-общинниками, появляются слои средних и крупных собственников-землевладельцев (последние из которых представляют аристократическую верхушку обществ, бывшую родоплеменную “знать”). Вместе с этим, и в результате внешних столкновений, появляются зависимые обедневшие работники (обращаемые в рабство) и рабы-варвары. В связи с особенностями древнегреческих религиозных верований, жречество не складывается в существенный по значению социальный слой. Но зато относительно велики и значительны были слои торговцев и ремесленников.

      Характеристика основных достижений культуры Древней Греции.

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Греки создали науку, которые некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда блестящих имён открывает страницы античной культуры: драматурги Эсхил, Софокл, Эврипид, историки Геродот, Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель.

Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, системы идей, взглядов на мир и места в нем человека; исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия - любовь к Мудрости - сформировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни.
Знания имели практический смысл, они создали почву для искусства-мастерства - «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины
Греческая философия не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии.
Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания.
В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории.
Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся «чистыми» научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.
Величайшими философами Древней Греции являются: Сократ, Платон и Аристотель. Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип - «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание - путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы иузнали о Сократе. Так, из сочинений Платона «Диалоги с Сократом» мир узнал о существовании легендарной Атлантиды.
Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая - идея блага) - вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи - подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.
Ученик Платона - Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей « поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве.
Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем, нахождения нового, неожиданного решения.
В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир - это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты - 2:3, кварты - 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.
В области физики можно назвать труды Архимеда, который явился не только автором всемирно известного закона, но » автором многочисленных изобретений.
Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».
У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он - основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.
Геродот и Ксенофонт являются авторами трудов по истории. Геродот положил начало собственно греческой историографии, так как он обращался к центральным, политически значительным событиям современной ему истории, пережитых им самим. «Отец истории» стремился к достоверному изложению исторических событий, исследовал их в совокупности, однако его труды характеризуют вера в действие религиозно-этических сил в истории.
Геродот - великий путешественник. Благодаря ему мы имеем многочисленные сведения о народах - современниках Геродота, их обычаях, образе жизни и о странах, а которых они проживали. Описывая географическое положение той или иной страны, Геродот осуществлял повествование как настоящий географ.
Но больше в области географии все же известен Птолемей - автор знаменитой «Географии», ставшей сводом античных знаний о мире, и долгое время (вплоть до средних веков) пользовавшейся огромной популярностью.

      Особенности формирования культуры древнего Рима.

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.
Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, существенно их усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску, изобрели жатку, стали использовать молотильные цепи и серпы современной формы. Рим - родина оконного стекла. В Помпеях найдены бронзовые рамы с остатками стекла размером 100 х 70 см.
Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили поворотный передок и оглобли.
В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам.
Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома - инсулы - в 3-6, а порой и в 8 этажей.
Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея (I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д.
В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики.
Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда. Были специальные приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитая (у мужчин - туника и тога, у женщин - туника и стола); широкое распространение получили разнообразные плащи.
Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху средневековья.
Пересечение сводов породило знаменитую крестово-купольную систему с четырьмя столбами в центре; возникает полукупол, опирающийся на полуцилиндрический выступ стены - апсида: так родились основные элементы будущих христианских храмов.
Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался коринфский ордер, а также тосканский - гладкие колонны на основании. В императорский период возникают комбинации различных капителей. Древнейший тип римского храма - круглый.
Во время правления Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) Рим стал мировой столицей. Начался небывалый расцвет искусства и строительства. Здания украшались портиками и рельефами. Поражают своими размерами частично сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки возводились даже в провинции.
На основе греческой традиции создавались различные по стилю стенные росписи, которые открыли раскопки г. Помпеи.
Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этрусски, у которых изображение головы покойного прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу.
Начало римской литературе положили греки своими переводами на латынь "Одиссеи" и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым действительно выдающимся литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт. Он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедии положений. Более психологичны характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его "серьезная" комедия представляет собой переработку греческой (например, Менандра).
Полноценное формирование личностного сознания на римской почве началось лишь в период разложения республики. Как мы убедились на примере греческой культуры, признаком этого процесса является появление лирики, которая свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему миру человека. (В Риме таким признаком стало и появление портрета.) Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы.
В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия, Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость сменяются углублением содержания и обращением к классической гармонии. Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее все духовные интересы общества, потеряла всякий смысл. Август стремился управлять литературным процессом, заставить литературу выполнять социальные функции по своему собственному заказу.
Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ Сенека, внес значительный вклад в развитие трагедийного жанра. Именно эту античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.
Развитие искусства красноречия, стремление его сохранить содействовали развитию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось возникновение малых прозаических форм - писем (художественных и псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме появился роман. Исторические повествования, ставшие весьма распространенными в Риме, были призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Вершиной античной прозы можно назвать роман сатирический, роман-пародию (Лукиана, Апулея, Петрония).
Сознание политически активных слоев общества, особенно в эпоху республики, непосредственно участвовавших в борьбе за власть, не только было эклектичным само по себе, но придерживалось эклектики как доктрины. Фактически политические деятели готовы были использовать любую теоретическую установку в процессе ораторской практики. Такую позицию можно оценить и как крайне субъективистскую. Вполне закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом, особенно в эпоху империи, когда политическая борьба потеряла былую остроту. Смыкался с субъективизмом и упрощенный материализм, оправдывающий погоню за удовольствиями в личной жизни и пассивность, покорность судьбе в жизни общественной (эпикуреизм). Впрочем, как среди патрициев можно было встретить воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев скрывался подлинный материализм (Лукреций). Существование строго материалистического мировоззрения было необходимо для поддержания закона и законности, культ которой не угасал, вернее, не угасало стремление соблюсти ее видимость.
В эпоху империи все больше распространялись различные учения мистического характера - неопифагореизм, неоплатонизм, которые постепенно приближали рациональную философию к религии. Весьма популярными были религии Востока, египетские культы. Поисками единственно необходимой религии была занята большая часть населения огромной империи.

Древний Рим и Древняя Греция - это такие политические и культурные феномены древности, существование которых заложило мощный фундамент дальнейшего развития Европы. Достижения античности не были утеряны в период темного Средневековья.

Периодизация истории Древней Греции в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.

Древняя Греция и Древний Рим как объекты исторического процесса имеют определенные этапы своего развития, политической и культурной эволюции. На территории Греции первобытнообщинный строй раньше прекратил свое существование, чем на Апеннинах. Рассмотрим особенности развития Греции. Для Балканской и Критской территорий характерны немного разные этапы истории. Например, на острове эволюция происходила так:

  • С 30 до 20 века до нашей эры выделяют раннеминойский период. В это время все еще существовал родовой строй, но уже прослеживался переход к цивилизации.
  • Цивилизация на Крите возникла в период с 20 до 17 века до н.э. Историки называют это время "периодом старых дворцов".
  • Период с 17 примерно до 10 века называется позднеминойским (окончился завоеванием Крита ахейскими племенами).

В Балканской части Греции тоже выделяют три периода. Но нам, честно говоря, интересен более поздний этап, потому что после нашествия племен на несколько веков Греция впала снова в период родового строя.

Древний Рим и Древняя Греция: преемственность традиций

Историю великой Греции принято исчислять с 8 века до н.э. Советские и российские историки за основу принимают такую классификацию:

С 8 по 6 век до н.э. формировалась античная греческая цивилизация, полисная политическая система и демократия;

Период с 6 по 4 век до н.э. считается наиболее показательным в развитии Греции, потому что полисная система сформировалась полностью и достигла своего совершенства;

С 4 по 1 век до н.э. начали проявляться некоторые кризисные моменты в политической жизни: дело в том, что демократия, как оказалось, уже не была настолько эффективной тогда, когда укрепилась монархия Македония.

Древняя Греция и Древний Рим имеют очень много общего. Это можно проследить, даже исходя из периодизации истории Древнего Рима :

С 8 по 6 век длился период, когда на юге современной Италии были греческие колонии, именно в это время был основан город Рим;

С 6 по 3 век Рим завоевывает Италию; завершается формирование классового общества; укрепляются республиканские устои;

Расцвет Римского государства произошел в период со второго века до н.э. по 2 век н.э., хотя были и кризисные моменты, например, Рим из республики превратился в империю;

3-4 век н.э. - распад Римского государства.

Развитие культуры

Культура Древней Греции и Рима, в принципе, практически одинаковая. Дело в том, что, как мы уже отмечали, развитие цивилизованной жизни раньше началось на территории Греции. Соответственно, культурный уровень греков в 6-5 веке до н.э. был намного выше, чем уровень культуры среднестатистического римлянина. Центральным элементом греческой культуры был человек, реальный, живущий именно здесь и сейчас. Именно поэтому ценятся греческие скульптуры, то есть на высоком уровне была культура тела. Кстати, Греция - это родина Олимпийских игр. Древняя Греция и Древний Рим были такими государствами, где кроме интеллектуальной силы почиталась и физическая мощь, крепкое тело. Олимпиада проводилась через 4 года более 100 раз. Хоть Древний Рим и Древняя Греция были такими государствами, которые часто принимали участие в военных действиях, на время проведения этих спортивных состязаний любые войны прекращались. Также не забываем про театр. Во всех крупных городах были театры. В Афинах находился самый крупный из них, вместимость его достигала 17 тысяч зрителей. Спектакли в античных театрах, конечно, проходили не каждые выходные. Там была другая система. Несколько раз в год проводились театральные фестивали. Три-четыре дня с утра до вечера зрители смотрели на великолепную игру актеров. Направленность театральных актов была разная. О чем речь? Жизнь состоит как из позитива, так и из негатива, поэтому античные авторы создавали комедии и трагедии. Люди с удовольствием смотрели каждый спектакль.

Архитектура

Древний Рим и Древняя Греция - это Мекка для архитекторов. Сколько строений, созданных в тот период, до сих пор сохранились и привлекают туристов! Каждый турист, хоть раз побывавший в своей жизни в Риме, бывал в Колизее. Кроме этого, вспомним Акрополь, Пантеон, другие греческие и римские храмы, статую Афины Паллады, Колосса Родосского. Строения возводились достаточно массивные и непростые в плане инженерного исполнения, поэтому мы с уверенностью можем сказать, что эти передовые на тот момент цивилизации внесли огромнейший вклад в историческое развитие.

История Древней Греции и Рима очень богата различными фактами и моментами. Именно поэтому эти цивилизации оставили огромный след в мировом развитии. Во-первых, греческая и римская архитектура популярна и сегодня. Основы многих наук также были заложены именно тогда. Знаменитый математик Пифагор открыл закономерность в 5 веке, еще во время начала подъема античной Греции.