Литература (лучшие романы двадцатого века). Русская литература XX века Самые знаменитые романы 20 века

33 лучшие книги по версии пользователей Goodreads - самого авторитетного интернет-портала любителей книг. Вчера во всем мире отмечали День Книги. Поэтому предлагаем вам обратить внимание на список, в который вошли лучшие произведения, опубликованные в двадцатом столетии. Некоторые из представленных книг мы помним еще со школьной скамьи, другие же не так хорошо известны в России, однако несомненно доставят массу эстетического удовольствия. Общий рейтинг пользователей портала Goodreads включает в себя 4560 книг и учитывает голоса более 30000 пользователей и постоянных читателей сайта. Среди них именитые критики, публицисты и современные писатели, заслужившие право на публикацию. В честь этой символической даты мы предлагаем ознакомиться со списком читательских предпочтений за рубежом и вспомнить лучшие цитаты из любимых книг.

Убить пересмешника

Автор книги: Харпер Ли "Мужество - это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь"

1984

Автор книги: Джордж Оруэлл "Если ты в меньшинстве - и даже в единственном числе, - это не значит, что ты безумен"

Властелин Колец

Автор книги: Джон Рональд Руэл Толкин "Многие из живущих заслуживают смерти. А другие погибают, хотя заслуживают долгой жизни. Можешь ли ты наградить их? Так не торопись же раздавать смертные приговоры. Даже мудрейшие не могут предвидеть всего"

Над пропастью во ржи

Автор книги: Джером Дэвид Сэлинджер "Если девушка приходит на свидание красивая - кто будет расстраиваться, что она опоздала? Никто!"

Великий Гэтсби

Автор книги: Фрэнсис Скотт Фицджеральд "Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты"

Гарри Поттер и философский камень

Автор книги: Джоан Роулинг "Правда - это прекраснейшая, но одновременно и опаснейшая вещь. А потому к ней надо подходить с превеликой осторожностью"

Дневник Анны Франк

Автор книги: Анна Франк "Человека узнаешь только после настоящей ссоры. Лишь тогда он показывает свой истинный характер"

Маленький принц

Автор книги: Антуан де Сент-Экзюпери "Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр"

Гроздья гнева

Автор книги: Джон Стейнбек "Отчаяться каждый может. А вот чтобы совладать с собой, нужно быть человеком"

451 градус по Фаренгейту

Автор книги: Рэй Брэдбери "Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их"

Сто лет одиночества

Автор книги: Габриель Гарсиа Маркес "Благополучная старость - это умение договориться со своим одиночеством"

О дивный новый мир

Автор книги: Олдос Хаксли "В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И, разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворенность совершенно лишена романтики сражений со злым роком, нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов"

Унесённые ветром

Автор книги: Маргарет Митчелл "Человек не может двигаться вперед, если душу его разъедает боль воспоминаний"

Повелитель мух

Автор книги: Уильям Голдинг "Если лицо совершенно меняется от того, сверху ли или снизу его осветить, – чего же стоит лицо? И чего все вообще тогда стоит?"

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей

Автор книги: Курта Воннегута "Одно из самых главных последствий войны состоит в том, что люди в конце концов разочаровываются в героизме"

Лолита

Автор книги: Владимир Набоков "Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, что бы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та"

Над кукушкиным гнездом

Автор книги: Кен Кизи "По-настоящему сильным до тех пор не будешь, пока не научишься видеть во всем смешную сторону"

Автостопом по галактике

Автор книги: Дуглас Адамс "У этой планеты есть - вернее, была - одна проблема: большинство живущих на ней людей только и делали, что страдали, так как не находили в жизни счастья. Рождалось множество решений, но почти все они сводились к перераспределению маленьких зеленых клочков бумаги - что само по себе весьма странно, так как кто-кто, а маленькие зеленые клочки бумаги никаких страданий не испытывали, ибо счастья не искали"

Трещина во времени

Автор книги: Мадлен Лэнгл "Я твердо знаю одно: не обязательно понимать, что к чему, чтобы уяснить, что происходит"

Рассказ Служанки

Автор книги: Маргарет Этвуд "От недостатка секса никто не умирает. Умирают от недостатка любви"

Мемуары Гейши

Автор книги: Артур Голден "Иногда мы сталкиваемся с неприятностями только потому, что представляем мир,таким,каким рисуем его в нашем воображении, а не таким, какой он есть на самом деле"

Посторонний

Автор книги: Альбер Камю "И тут я увидел вереницу лиц напротив. Все они смотрели на меня, и я понял - это присяжные. Но я их не различал, они были какие-то одинаковые. Мне казалось, я вошел в трамвай, передо мною сидят в ряд пассажиры - безликие незнакомцы - и все уставились на меня и стараются подметить, над чем бы посмеяться"

Хроники Нарнии

Автор книги: Клайв Стэйплз Льюис "От того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь и услышишь!"

Паутинка Шарлотты

Автор книги: Элвин Брукс Уайт "Если это то, что называется свободой, то лучше бы я оставался в сарае!"

Дерево растет в Бруклине

Автор книги: Бетти Смит "Умение прощать - великий дар. Тем более что это ничего не стоит."

Игра Эндера

Автор книги: Орсон Скотт Кард "Вместе с настоящим пониманием, позволяющим победить врага, приходит любовь к нему. Видимо, невозможно узнать кого-то, вникнуть в его желания и веру, не полюбив, как он любит себя. И в этот самый миг любви… – Ты побеждаешь"

Ночь

Автор книги: Эли Визель "Я благословил Бога за то, что он создал грязь в Своём бесконечном и чудесном мире"

Старик и море

Автор книги: Эрнест Хэмингуэй "Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить"

Атлант расправил плечи

Автор книги: Айн Рэнд "На мой взгляд, существует единственная форма человеческого падения - потеря цели"

Щедрое дерево

Автор книги: Шел Сильверстейн "И яблоня была счастлива"

Корабельный холм

Автор книги: Ричард Адамс "Животные не ведут себя так, как люди. Они дерутся, когда надо драться, и убивают, когда надо убить. Но они никогда не обернут всю свою природную находчивость и сметливость лишь на то, чтобы изобрести новый способ искалечить жизнь другого живого существа. Они никогда не теряют чувства собственного достоинства и животности"

Под стеклянным колпаком

Автор книги: Сильвия Плат "Откуда-нибудь издалека я увижу человека, который покажется мне безупречным, но, как только он подойдет поближе, я начну открывать в нем один недостаток за другим и в конце концов решу, что он вообще никуда не годится"

Молитва об Оуэне Мини

Автор книги: Джон Ирвинг "Когда неожиданно умирает любимый человек, ты теряешь его не сразу. Это происходит постепенно, шаг за шагом, на протяжении долгого времени, - так перестают приходить письма, - вот улетучился знакомый запах из подушек, а потом из одежного шкафа и ящиков. Постепенно ты накапливаешь в сознании какие-то исчезающие частички этого человека; а потом наступает день, когда замечаешь: исчезло что-то особое, и охватывает щемящее чувство, что этого человека больше нет и никогда не будет; а потом приходит еще день, и оказывается, что исчезло что-то еще..." Сайт Goodreads основан в 2006 году. Цель создания сайта - дать возможность людям находить и пользоваться книгами, которые им необходимы и интересны. За время существования портала в его каталогах было размещено 395 миллионов книг и создано более 20 000 книжных клубов.

Анна Каренина. Лев Толстой

Величайшая история любви всех времен и народов. История, не сходившая со сценических подмостков, экранизированная бессчетное количество раз – и до сих пор не утратившая беспредельного обаяния страсти – страсти губительной, разрушительной, слепой – но тем более завораживающей своим величием.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков

Это – самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют “Евангелием от Сатаны”. Это – “Мастер и Маргарита”. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но главное, вкоторой все равно понять невозможно. Итак, какие страницы “Мастера и Маргариты” надиктованы Силами Света?

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Грозовой перевал. Эмили Бронте

Роман-загадка, вошедший в десятку лучших романов всех времен и народов! История бурной, поистине демонической страсти, которая будоражит воображение читателей вот уже более полутора сотен лет. Кэти отдала свое сердце двоюродному брату, но честолюбие и жажда богатства толкают ее в объятия богача. Запретное влечение превращается в проклятие для тайных любовников, и однажды.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Евгений Онегин. Александр Пушкин

Читали ли вы “Онегина”? Что вы скажете об “Онегине”? Вот вопросы, по­вторяемые беспрестанно в кругу литераторов и русских читателей”, – отмечал после выхода в свет второй главы романа писатель, предприимчивый издатель и, кстати, герой эпиграмм Пушкина Фаддей Бул-гарин. Уже давно ОНЕГИНА не принято оцени­вать. Говоря словами того же Булгарина, он “написан сти­хами Пушкина. Этого довольно”.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Собор Парижской Богоматери. Виктор Гюго

История, пережившая века, ставшая каноном и давшая своим героям славу нарицательных образов. История любви и трагедии. Любви тех, кому любовь была не дана и не позволена – религиозным саном, физической немощью или чужой злой волей. Цыганка Эсмеральда и глухой горбун-звонарь Квазимодо, священник Фролло и капитан королевских стрелков Феб де Шатопер, прекрасная Флёр-де-Лис и поэт Гренгуар.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Унесенные ветром. Маргарет Митчелл

Великая сага о Гражданской войне в США и о судьбе своенравной и готовой идти по головам Скарлетт О’Хара была впервые опубликована более 70 лет назад и не устаревает по сей день. Это единственный роман Маргарет Митчелл, за который она получила Пулитцеровскую премию. История о женщине, на которую не стыдно равняться ни безусловной феминистке, ни убежденной стороннице домостроя .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Ромео и Джульетта. Уильям Шекспир

Это – высочайшая из трагедий о любви, какую только способен создать человеческий гений. Трагедия, которую экранизировали и экранизируют. Трагедия, которая не сходит с театральных подмостков по сей день – и по сей день звучит так, словно написана вчера. Идут годы и века. Но одно остается и навсегда останется неизменным: “Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Великий Гэтсби. Фрэнсис Фицджеральд

“Великий Гэтсби” – вершина не только в творчестве Фицджеральда, но и одно из высших достижений в мировой прозе XX века. Хотя действие романа происходит в “бурные” двадцатые годы прошлого столетия, когда состояния делались буквально из ничего и вчерашние преступники в одночасье становились миллионерами, книга эта живет вне времени, ибо, повествуя о сломанных судьбах поколения “века джаза” .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Три мушкетера. Александр Дюма

Самый знаменитый историко-авантюрный роман Александра Дюма повествует о приключениях гасконца д’Артаньяна и его друзей-мушкетеров при дворе короля Людовика XIII.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Граф Монте-Кристо. Александр Дюма

В книге представлен один из самых захватывающих приключенческих романов классика французской литературы XIX века Александра Дюма.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Триумфальная арка. Эрих Ремарк

Один из самых красивых и трагических романов о любви в истории европейской литературы. История беженца из нацистской Германии доктора Равика и запутавшейся в «невыносимой легкости бытия» прекрасной Жоан Маду происходит в предвоенном Париже. И тревожное время, в которое довелось познакомиться и полюбить друг друга этим двоим становится одним из главных героев «Триумфальной арки».

Купить бум ажную книгу в Labirint.ru >>

Человек, который смеётся. Виктор Гюго

Гуинплен – лорд по рождению, в детстве был продан бандитам-компрачикосам, сделавшим из ребенка ярмарочного шута, вырезав на его лице маску “вечного смеха” (при дворах европейской знати того времени существовала мода на калек и уродов, забавлявших хозяев). Вопреки всем испытаниям, Гуинплен сохранил лучшие человеческие качества и свою любовь.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мартин Иден. Джек Лондон

Простой моряк, в котором легко узнать самого автора, проходит длинный, полный лишений путь к литературному бессмертию… Волею случая оказавшийся в светском обществе, Мартин Иден вдвойне счастлив и удивлен… и пробудившимся в нем творческим даром, и божественным образом юной Руфи Морз, так не похожей на всех людей, которых он знал прежде… Отныне две цели неотступно стоят перед ним.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Сестра Керри. Теодор Драйзер

Издание первого романа Теодора Драйзера было сопряжено с такими сложностями, что это привело его создателя к тяжелой депрессии. Но дальнейшая судьба романа “Сестра Керри” оказалась счастливой: он был переведен на многие иностранные языки, переиздан миллионными тиражами. Новые и новые поколения читателей с удовольствием погружаются в перипетии судьбы Каролины Мибер.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Американская трагедия. Теодор Драйзер

Роман “Американская трагедия” – вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: “Никто не создает трагедий – их создает жизнь. Писатели лишь изображают их”. Драйзеру удалось так талантливо изобразить трагедию Клайва Грифитса, что его история не оставляет равнодушным и современного читателя.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Отверженные. Виктор Гюго

Жан Вальжан, Козетта, Гаврош - имена героев романа давно сделались нарицательными, число его читателей за полтора столетия с момента выхода книги в свет не становится меньше, роман не теряет популярности. Калейдоскоп лиц из всех слоев французского общества первой половины XIX столетия, яркие, запоминающиеся характеры, сентиментальность и реализм, напряженный, захватывающий сюжет.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Похождения бравого солдата Швейка. Ярослав Гашек

Великий, оригинальный и хулиганский роман. Книга, которую можно воспринять и как “солдатскую байку”, и как классическое произведение, непосредственно связанное с традициями Возрождения. Это искрометный текст, над которым смеешься до слез, и мощный призыв “сложить оружие”, и одно из самых объективных исторических свидетельств в сатирической литературе .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Илиада. Гомер

Притягательность гомеровских поэм не только в том, что их автор вводит нас в мир, отделенный от современности десятками столетий и все же необычайно реальный благодаря гению поэта, сохранившего в своих поэмах биение современной ему жизни. Бессмертие Гомера в том, что в его гениальных творениях заключены неисчерпаемые запасы общечеловеческих непреходящих ценностей – разума, добра и красоты.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Зверобой. Джеймс Купер

Купер сумел найти и описать в своих книгах ту самобытность и неожиданную яркость недавно открытого континента, которая сумела заворожить всю современную Европу. Каждый новый роман писателя ждали с нетерпением. Захватывающие приключения бесстрашного и благородного охотника и следопыта Натти Бампо покоряли как юных, так и взрослых читателей .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Доктор Живаго. Борис Пастернак

Роман “Доктор Живаго” – одно из выдающихся произведений русской литературы, на протяжении долгих лет остававшееся закрытым для широкого круга читателей в нашей стране, знавших о нем только по скандальной и недобросовестной партийной критике.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Дон Кихот. Мигель Сервантес

Что говорят нам сегодня имена Амадиса Галльского, Паль-мерина Английского, Дона Бельяниса Греческого, Тиранта Белого? А ведь именно как пародия на романы об этих рыцарях создавался “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” Мигеля де Сервантеса Сааведры. И пародия эта на века пережила пародируемый жанр. “Дон Кихот” был признан лучшим романом за всю историю мировой литературы.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Айвенго. Вальтер Скотт

“Айвенго” – ключевое произведение в цикле романов В.Скотта, которые переносят нас в средневековую Англию. Юному рыцарю Айвенго, тайком вернувшемуся из Крестового похода на родину и волей отца лишенному наследства, предстоит отстоять свою честь и любовь прекрасной леди Ровены… На помощь ему придут король Ричард Львиное Сердце и легендарный разбойник Робин Гуд.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Всадник без головы. Рид Майн

Сюжет романа выстроен столь искусно, что держит в напряжении до самой последней страницы. Не случайно захватывающая история благородного мустангера Мориса Джеральда и его возлюбленной, прекрасной Луизы Пойндекстер, расследующих зловещую тайну всадника без головы, чья фигура при своем появлении наводит ужас на обитателей саванны, чрезвычайно полюбилась читателям Европы и России.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Милый друг. Ги де Мопассан

Роман «Милый друг» стал одним из символов эпохи. Это самый сильный роман Мопассана. Через историю Жоржа Дюруа, прокладывающего себе «путь наверх», раскрываются истинные нравы высшего французского общества, дух продажности, царящий во всех его сферах, способствует тому, что заурядная и безнравственная личность, какой является герой Мопассана, легко добивается успеха и богатства.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мертвые души. Николай Гоголь

Выход первого тома “Мертвых душ” Н.Гоголя в 1842 году вызвал бурную полемику современников, расколов общество на поклонников и противников поэмы. “…Говоря о “Мертвых душах” – можно вдоволь наговориться о России…” – это суждение П.Вяземского объясняло главную причину споров. По-прежнему актуален вопрос автора: “Русь, куда несешься ты, дай ответ?”

В состав жюри ‘The Top Ten: Writers Pick Their Favorite Books ’ под руководством колумниста New York Times вошли такие известные писатели как: Джонатан Франзен, признанный журналом Таймс лучшим американским романистом, автор романа «Дети императора» Клэр Месуд, Джойс Кэрол Оутс, известная американская романистка, и многие другие. Писатели составили списки из 10 лучших романов и писателей, рассмотрев 544 заголовка. Романы получили баллы от 1 до 10.

Сложившаяся в результате этого эксперимента литературная коллекция, объединившая литературные пристрастия совершенно разных писателей – от Дэвида Фостера Уоллеса до Стивена Кинга, позволяет взглянуть на мировую литературу как на своего рода коллективное творчество великих писателей.
Сложившаяся в результате этого эксперимента литературная коллекция, объединившая литературные пристрастия совершенно разных писателей – от Дэвида Фостера Уоллеса до Стивена Кинга, позволяет взглянуть на мировую литературу как на своего рода коллективное творчество великих писателей.

1. «Лолита» – Владимир Набоков

В 1955 году увидела свет «Лолита» – третий американский роман Владимира Набокова, создателя «Защиты Лужина», «Отчаяния», «Приглашения на казнь» и «Дара». Вызвав скандал по обе стороны океана, эта книга вознесла автора на вершину литературного Олимпа и стала одним из самых известных и, без сомнения, самых великих произведений XX века. Сегодня, когда полемические страсти вокруг «Лолиты» уже давно улеглись, можно уверенно сказать, что это – книга о великой любви, преодолевшей болезнь, смерть и время, любви, разомкнутой в бесконечность, «любви с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда».

2. «Великий Гэтсби» – Ф.Скотт Фитцджеральд

Один из самых известных прозаиков США XX века, Фрэнсис Скотт Фицджеральд возвестил миру о начале нового века - “века джаза”, одним из первых заговорил от имени “потерянного поколения”. Он писал об “американской мечте”, олицетворял ее собою, но действительность обернулась трагедией, и ранняя смерть оборвала жизнь баловня судьбы. Герой романа “Великий Гэтсби” сколотил себе состояние, добился могущества, но ни деньги, ни власть не сделали его счастливым.

3. «В поисках утраченного времени» – Марсель Пруст

Марсель Пруст – знаменитый французский писатель, родоначальник современной психологической прозы. Его семитомная эпопея “В поисках утраченного времени” стала одним из гениальнейших литературных опытов 20-го века. В первый том вошли три романа: “В сторону Свана”, “Под сенью девушек в цвету” и “Германт”. Во второй том вошли четыре романа: “Содом и Гоморра”, “Пленница”, “Беглянка”, “Обретенное время”.

4. «Улисс» – Джеймс Джойс

Великий ирландский писатель Джеймс Джойс (1882 – 1941) стоит у истоков всей модернистской и постмодернистской литературы. Громкое имя и общемировую славу ему снискал «Улисс» – уникальный текст, «роман №1» XX века. Предельно просты и его герой исюжет – один день из жизни дублинского обывателя; но в нехитрую оболочку вмещен весь космос литературы – фейерверк всех стилей и техник письма, виртуознейший язык, переклички с мириадами великих и безвестных текстов, вторжения древних мифов и творение новых, ирония и скандал, издевательство и игра – и встающий из всего этого новый взгляд на искусство, человека и мир. С момента выхода в свет и по сей день «Улисс» остается вызовом Писателя Читателю.

5. «Дублинцы» – Джеймс Джойс

В книгу вошли ранние реалистические рассказы из сборника «Дублинцы» и лирическая зарисовка «Джакомо Джойс» выдающегося ирландского писателя Джеймса Джойса, 100 лет со дня рождения которого исполнилось в 1982 году. В «Дублинцах» Джойс поставил перед собой задачу «написать главу духовной истории своей нации», в «Джакомо» передать внутренние метания своего героя.

6. «Сто лет одиночества» – Габриэль Гарсиа Маркес

В романе «Сто лет одиночества» показаны зарождение, расцвет, закат и гибель рода Буэндиа. История этого рода - это история одиночества, так или иначе проявившегося в судьбе каждого из Буэндиа. Одиночество, разобщённость членов семьи, их неспособность понять и быть понятыми друг другом приобретают в романе поистине мифологический характер. Да и сама история нескольких поколений семьи Буэндиа приобретает характер родового мифа, а с ним и его характерные черты - тяга к инцесту и связанное с ним проклятие, заданность и предопределённость судьбы героев. В романе она воплощена в образе цыгана Мелькиадеса, записавшего на санскрите летопись рода, расшифрованную за несколько минут до гибели Макондо и всех Буэндиа. Одновременно в романе присутствует и пародия на миф. Средством пародии является особый ироничный смех писателя, проявляющийся в нарочито мифологических построениях, обыденном тоне повествования, рассказывающего порой о событиях абсурдных или откровенно фантастических. Мифотворящая «реальность чудесного», «магический реализм» латиноамериканской прозы выступает в романе как важнейшее средство создания неповторимого облика Америки и одновременно как пародия на самого себя.

7. «Шум и ярость» – Уильям Фолкнер

Уильям Фолкнер – крупнейший американский писатель, получивший в 1949 году Нобелевскую премию “за значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа”. Всемирную славу и известность писателю принесли его романы “Свет в августе”, “Авессалом, Авессалом!”, “Святилище”, “Осквернитель праха”, трилогия “Деревушка” – “Город” – “Особняк” и, конечно, вошедший в настоящее издание роман “Шум и ярость”, роман, который Фолкнер называл самым трудным в своей творческой биографии.
Основная сюжетная линия повествует об увядании одного из старейших и наиболее влиятельных семейств американского Юга - Компсонов. В течение примерно 30 лет, связанных в романе, семья сталкивается с финансовым крахом, теряет уважение в городе, а многие члены семейства трагически заканчивают свою жизнь.

8. «На маяк» – Вирджиния Вульф

Имя английской писательницы В. Вулф, автора широко известных романов “Комната Джейкоба”, “Миссис Дэллоуэй”, “Орландо”, ставят в один ряд с именами Дж. Джойса, Т. С. Элиота, О. Хаксли, Д. Г. Лоуренса, – словом, тех, кто определял магистральные пути развития западноевропейской литературы XX века.
В представленном в настоящем издании романе В. Вулф “На маяк”, после “Миссис Дэллоуэй”, наверное, самом знаменитом произведении писательницы, основной темой становится время и жизнь в ее временном истечении.

9. Рассказы – Флэннери О’Коннор

Авторский сборник рассказов выдающегося американского мастера “южной готики”, истории о любви и смерти, полные ветхозаветных страстей, спроецированных в современность. О’Коннор ставит своих эксцентричных персонажей в экстремальные ситуации, выливающиеся в акты насилия, которые возвращают ее героев к реальности и оставляют у читателя привкус загадки.

10. «Бледный огонь» – Владимир Набоков

Роман «Бледный огонь» Владимира Набокова, одно из самых неординарных произведений писателя, увидел свет в 1962 году. Выйдя из печати, «Бледный огонь» сразу попал в центр внимания американских и английских критиков. Далеко не все из них по достоинству оценили новаторство писателя и разглядели за усложненной формой глубинную философскую суть его произведения, в котором раскрывается трагедия отчужденного от мира человеческого «я» и исследуются проблемы соотношения творческой фантазии и безумия, вымысла и реальности, временного и вечного. Однако, несмотря ни на что, это наиболее трудное и непрозрачное англоязычное произведение Набокова стало бестселлером, породив по прошествии некоторого времени множество литературоведческих исследований.

Сегодня я хочу рассказать о двадцати лучших, или «главных» романах ушедшего двадцатого века, - времени, когда литература достигла своего расцвета, своего пика, и, преодолев его, пошла на убыль.


Возможно, мы больше никогда не прочитаем столь совершенных произведений. Важным, однако, является то, что они остались навсегда, и мы можем вновь и вновь испытать радость от прикосновения к великому искусству, погрузиться в миры, созданные человеческим воображением, творцом зачастую более интересных вселенных, чем наша реальность. Критериев при составлении этого списка у меня было немного: это, в первую очередь, глубина замысла и вневременная вечность поднимаемых проблем, «подлинность» и интересность созданного рассказчиком мира, стилистическое мастерство писателя, совершенство его литературного слога, и, наконец, в последнюю очередь, «интересность» (хотя она во всех этих вещах на высоте, и оторваться от них практически невозможно, но увлекательность сюжета является в них только следствием).

Конечно, это не полный список - некоторые вещи, обязательные к прочтению, не попали в него по разным причинам: то ли я еще не успел их прочесть, то ли «не мое», то ли просто не хотелось до бесконечности расширять этот перечень. Но все-таки упомяну, предваряя его, еще несколько произведений, которые было бы несправедливо обойти молчанием. Это «Улисс» Джеймса Джойса, «Волхв» Джона Фаулза, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, «Над пропастью во ржи» Сэллинджера, «В поисках утраченного времени» - семитомная эпопея Марселя Пруста, а также другие, не упомянутые здесь романы Кафки, Беккета, Фриша, Кобо Абэ, Кортасара…

Далее следует основной список с краткими заметками к каждому роману. Они составлены без единого плана, в эклектичном стиле, с цитатами из примечаний переводчиков, критических статей, и призваны лишь дать легкий намек на настроение прочитать эти произведения.

«Волшебная гора» Томас Манн (1924 г.)

Ключевой философский роман немецкой, да и всей мировой литературы 20-го века. Лучше всего будет сказать о нем словами самого Томаса Манна: «Это роман о времени (Zeitroman) в двойном смысле: в историческом, ведь он пытается воссоздать внутренний мир послевоенной эпохи в Европе, но также и потому, что само время является предметом этого романа. Ведь время выступает не только опытом романного героя, здесь речь идет о времени изнутри, о самом времени. Сама книга является тем, о чем она рассказывает: ведь когда она до бесконечности описывает герметичную очарованность молодого героя романа, она же стремится с помощью художественных приемов устранить время, стараясь придать полноту каждому мгновении повествования и создать таким образом магический момент, «nunc stans».

(из Введения к «Волшебной горе» для студентов Принстонского университета, 1939 г.)

«Замок» Франц Кафка (1926 г.)

Франц Кафка начал работу над этим произведением 22 января 1922 года, но уже 11 сентября этого же года в письме своему другу Максу Броду сообщил, что прекращает работу над романом и не собирается возвращаться к нему. Лишь после смерти Кафки, благодаря тому, что Макс Брод не выполнил его завещание, и не сжег все оставшиеся рукописи, текст неоконченного романа, одного из главных романов века, и, возможно, по-своему ключевых текстов в истории человечества, пришел к нам. Соединение всех стилей, ставших ведущими в 20-м веке - модернизма, магического реализма, экзистенциализма, в их необычайно сконцентрированном виде, непревзойденный талант Кафки-рассказчика, многослойная символичность, - все это делает роман своеобразным священным текстом, в котором между словами как раз и проступает ничто , божество, которого нет, бессмыслие этого, данного нам мира.

«Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанд Селин (1932 г.)

"Путешествие на край ночи" - поворотное произведение французской литературы XX века. Этот роман вызвал скандал в момент своего появления во Франции в 1932 году откровенностью исповеди разуверившегося интеллигента, написанной от первого лица, а текст Селина осуществил полный разрыв с прошлой эстетикой французской литературы. Интенсивность эстетики насилия, которая еще в большей степени проявилась в последующих книгах Селина, поразила первых его читателей, и поражает нас до сих пор. "Путешествие на край ночи" заставляет пересмотреть концепцию литературы, и уж во всяком случае, отношения литературы с моралью, унаследованные Францией от века Просвещения и взорванные Селином с обескураживающей непосредственностью. Но даже если оставить в стороне вопрос о разрыве с прошлым и об эстетике насилия, эта книга - прежде всего и бесспорно - подлинное произведение искусства. Один из самых сильных и самых характерных романов первой половины века в Западной Европе. Что же касается художественных открытий в жанре романа, книга Селина не уступает в значимости ни Прусту, ни Джойсу.

«Татарская пустыня» Дино Буццати (1940 г.)

Этот роман классика итальянской литературы Дино Буццати стал культовым, превратившись в один из символов современной литературы. Темы романа - чувство собственного долга, и бессмысленность этого долга (близость к Кафке); сокрушительное и тревожное чувство ожидания чего-то, что придаст смысл существованию; конфликт между поиском оснований бытия и неуловимой реальностью, которая не только враждебна человеку, но и ускользает от него; существование в мире неопределённого зла; необратимый бег времени и неизбежность смерти - возводят его в число наиболее значимых романов 20-го века.

«Аббат С.» Жорж Батай (1950 г.)

Этот скандальный роман, напечатанный небольшим числом экземпляров, спровоцировал резкие нападки критики. Ничего удивительного - Батай всегда исследовал психику человека, мистические и непрозрачные стороны жизни радикально, и поэтому непосвященным массам всегда казался богохульником. Как и «Небесная синь», написанная ранее, но изданная позднее, это произведение, безусловно, относится к разделу чтения «не для всех».

«Конец одного романа» Грэм Грин (1951 г.)

В сердце человеческом есть места,

которых еще нет, и страдание входит

в них, чтобы они обрели жизнь.

Леон Блуа.

Таким эпиграфом начинается роман Грэма Грина, думаю, самого важного его произведения, хотя, к сожалению, малоизвестного, по сравнению с его многими гораздо более блеклыми политико-шпионскими и приключенческими книгами. Печатался роман только в ИЛ в 1992 году, через много лет вышел в серии «Иллюминатор» и мгновенно стал библиографической редкостью.

«Моллой» Сэмуэл Беккет (1951 г.)

Роман стал первой частью трилогии («Моллой», «Мэлон умирает», «Безымянный»), после которой к Беккету пришли, наконец, слава и признание. Он писал этот роман на неродном, французском языке, а позже сам перевел на английский. Около двадцати лет русский перевод существовал в самиздате (В СССР имя Беккета могло упоминаться, и упоминалось только в негативном смысле). Наконец, в 1994 году, в петербургском издательстве Чернышева этот великолепный самиздатовский перевод трилогии был опубликован. Читая этот мрачный, абсурдный по форме текст, видишь воочию, как гений раздвигает границы вселенной, нашего сознания и осознания себя, мира, Бога.

«Штиллер» Макс Фриш (1954 г.)

Этот роман Макса Фриша, ставший ключевым в философском осмыслении человеком своего «я» в 20-м веке - иллюстрация иллюзорности нашего существования, несубстанциональности «я» (на эту тему, но совершенно в другом ключе, снят фильм Бергмана «Перосона»). Штиллер - Гамлет современности, но Гамлет «вывихнутый», как вывихнут и весь современный мир. Попытка героя отрешиться от своей роли, навязанной ему обществом, безуспешна - герой совершает путь по замкнутому кругу и возвращается в исходную точку. « Можно рассказать обо всем, только не о своей доподлинной жизни, - эта невозможность обрекает нас оставаться такими, какими видят и воспринимают нас окружающие» («Штиллер»).

«Повелитель мух» Уильям Голдинг (1954 г.)

Роман был задуман Голдингом как пародия на «Коралловый остров» Р. М. Баллантайна (1858 г.) — приключенческую историю в жанре робинзонады , где воспеваются оптимистические имперские представления викторианской Англии. Путь в свет у романа был труден - рукопись отверг двадцать один издатель, прежде чем издательство «Faber & Faber» согласилось выпустить его с условием, по которому автор убрал первые несколько страниц, описывающих ужасы ядерной войны. Сразу после выхода роман не привлёк к себе внимания (в США в течение 1955 года было продано меньше трёх тысяч экземпляров), однако спустя несколько лет он стал бестселлером и к началу 60-х был введён в программу многих колледжей и школ. В 1963 году знаменитым режиссером Питером Бруком был снят великолепный одноименный фильм. Роман «Повелитель мух» считается одним из важнейших произведений западной литературы XX века. В списке The Times «The Best 60 Books of the Past 60 years» он занимает строку лучшего романа 1954 года. Это жестокое произведение окончательно снимает с современного читателя розовые очки, которые так хочется надеть при рассмотрении человеческой природы.

«Золотой Храм» Юкио Мисима (1956 г.)

Роман «Золотой Храм», написанный в 1956 г., можно назвать эстетическим манифестом Мисимы. «Золотой Храм» считается не только шедевром творчества писателя, но и самым читаемым в мире произведением японской литературы. Произведение основано на реальном событии - в 1950 году послушник буддийской обители в приступе безумия сжег храм Кинкакудзи - самый знаменитый из архитектурных памятников древней японской столицы Киото. Мисиму, всегда считавшего, что гибель делает Прекрасное еще более совершенным, не могло не потрясти это событие. Так родилась идея романа «Золотой Храм» - глубокое, по Достоевскому, исследование, попытка обосновать возможность жизни без Прекрасного, попытка спастись, уничтожив, удалив из мира Красоту.

«Небесная синь» Жорж Батай (1957 г.)

Этот роман, по определению Филиппа Соллерса, «ключевая книга всего современного мира», вышел лишь спустя 20 лет после его написания. Батай писал его перед Первой мировой войной, и в нем очень хорошо ощущается гнетущая атмосфера предчувствия катастрофы западного мира. Но в отличие от многих книг на эту тему, Батай всегда выходит за пределы видимого, реального мира - книга совсем о другом… Роман далеко не для всех, и вряд ли он появится в числе двадцати главных романов 20-го века еще в каком-нибудь списке.

«Конец пути» Джон Барт (1958 г.)

«Конец пути» — наверное, самый «черный» роман Барта, целиком построенный на провокации, на довольно циничном и пугающе откровенном исследовании природы человека, будто вскрываемого на анатомическом столе в морге. Существование людей в его мире - это «смех в комнате смеха», смех как таковой, не имеющий ничего общего с юмором или мягкой иронией. Смех, в котором мир издевается над человеком. Отчего смешно? От того же, отчего бывает страшно. Когда возникает зазор между виденьем мира и истинной, не подлежащей именованию сутью, когда глянет в эту щель черный (для нас, дальтоников) глаз Бога — тогда смешно. Или страшно. Или же смешно и страшно разом. (Добавлю, что не каждый может прочитать этот роман, - читателя просто физически отталкивает этот гениальный, но такой своеобразно-жестко-непростой текст).

«Игра в классики» Хулио Кортасар (1963 г.)

Роман, считающийся своеобразным эталоном магического реализма, философский «текст в тексте», «новый роман» на латиноамериканский манер, и вообще, вещь-в-себе, к которой будешь возвращаться всю свою жизнь. Этот безупречный стилистически, написанный в лирико-поэтической манере, главный роман Кортасара, вобравший в себя целую вселенную, я рекомендую в переводе Л.Синянской.

«Назову себя Гантенбайн» Макс Фриш (1964 г.)

Социально-философский роман позднего Макса Фриша представляет собой великолепный образец литературной игры. Сюжет его распадается на отдельные истории, которые множатся у нас на глазах. Даже повествователь раздваивается на два различных образа, олицетворяющих возможные варианты его существования. Автор не дает «досмотреть» судьбы своих героев до их естественного конца - дело не столько в них, сколько в истинной сути человека, как такового, сокрытой за «невидимым», в «возможном», лишь часть которого выходит на поверхность и находит реальное воплощение в действительности. Что останется от судьбы, жизни, связей, роли, которую человек привык играть, если мы начнем «играть в истории», раскручивать кокон психологии, психики, привычек, убеждений, предрассудков? Что останется от самого человека? Кто он теперь?

«Дон Хуан» Гонсало Торренте Бальестер (1965 г.)

К сожалению, этот один из ведущих испанских писателей ушедшего века практически нам не известен. Торренте Бальестер (1910 - 1999) написал много замечательных романов, но на русский переведен только один, причем издание стало библиографической редкостью почти сразу (замечательная серия «Иллюминатор»). Романы писателя отличает современный стиль, где мифология и действительность переплетаются, история и реальность соседствуют, а герои совершают путешествия во времени. Бальестер разрушает старые мифы и создает новые - так работает современная литература. Сам он назвал свой роман «забавной историей для эрудитов», но мне кажется, все гораздо глубже. Не знаю, как в оригинале, но в русском переводе стиль настолько совершенен, что от повествования невозможно оторваться, и жаль, когда роман заканчивается (перечитывал не раз).

«Тайное свидание» Кобо Абэ (1977 г.)

Своими учителями Кобо Абэ называет Гоголя и Достоевского, двух главных писателей русской литературы. И самого Абэ можно с полным правом назвать «японским Гоголем» - в его романах реальность удивительным образом сочетается с фантастикой, фантасмагорией, сном, бредом и странными видениями. С помощью загадочных, таинственных, увлекательных и жутковатых историй-детективов он исследует темные стороны человеческой психики и грани нашей цивилизации, взгляд его пессимистичен, но метафорически точен.

«Темп» Камилл Бурникель (1977 г.)

Камилл Бурникель - один из самых ярких французских писателей двадцатого века. Его произведения не раз отмечались престижными литературными премиями.

Вершина творчества Бурникеля - роман «Темп», написанный по горячим следам сенсации, произведенной уходом знаменитого шахматиста Фишера, и получивший в том же году Большую премию Французской академии. Но это лишь внешняя канва произведения. Можем ли мы выбрать свою судьбу, отказаться от славы, гениальности, призвания, навязываемого нам другими, и пойти по своему пути, совсем незаметному в сутолоке будней? Тончайшие нюансы стиля создают в романе особое настроение легкой грусти и размышлений о своем предназначении в жизни (мне это настроение немного напоминает состояние, которое охватывает при просмотре фильмов Антониони и, особенно, «Под покровом небес» Бертолуччи).

«Правосудие» Фридрих Дюрренматт (1985 г.)

Дюрренматт начал писать этот роман давно, в пору своих знаменитых произведений «Судья и его палач», «Подозрение», «Обещание», «Авария», «Визит старой дамы». Вернулся к нему гораздо позже, и издал на мой взгляд, самую значительную, зрелую, стилистически выверенную вещь, просто и безжалостно рассказывающую об обществе спектакля, в которое к тому моменту окончательно превратился западный мир.

«Бессмертие» Милан Кундера (1990 г.)

В «Бессмертии», самом продуманном, «театральном» и одновременно самом загадочном романе Кундеры, ставшем бестселлером интеллектуальной прозы, Гете беседует с Хемингуэем, Беттина фон Арним взыскует вечности, настаивая на своем неземном чувстве к великому Гете, прожившая в счастливом браке двадцать лет женщина по имени Аньес понимает, что хотела бы остаться после смерти в одиночестве, а пожилая дама в купальнике легко и кокетливо выбрасывает в приветствии руку жестом юной прекрасной женщины — всё это сквозь время и пространство наблюдает автор. Кундера пишет свое философски зрелое продоложение-переложение «Невыносимой легкости бытия» уже не о бытии, а о небытии, смерти и бессмертии, о возможном существовании по ту сторону этого мира. Автор исследует уже не тело, но душу человека, пытаясь понять, бессмертна ли она. «Смерть — это умолкшие птицы в верхушках деревьев», - говорит он вслед за Гете. Но что за ней?..

«Осень в Петербурге» Джозеф М. Кутзее (1994 г.)

«Осень в Петербурге» — литературный вымысел, роман о Достоевском, тайно приехавшем из-за границы в Петербург для выяснения обстоятельств самоубийства (или убийства) его приемного сына. Пытаясь разобраться в случившемся, Достоевский встречается с людьми, странно напоминающими персонажей его прошлых и будущих произведений. Кутзее удается не менее глубоко, чем самому Достоевскому (что удивительно!), проникнуть в психологию своих персонажей, хоть и делает он это, конечно, по-своему. Одним из достоинств романа является точность воссоздания мира и Петербурга Достоевского. Выверенный до совершенства стиль письма Кутзее (вскоре, кстати, получившего Нобелевскую премию) делает этот роман одним из самых прекрасных произведений двадцатого века.

P. S. Лучшая пятерка: "Волшебная гора" Томаса Манна, "Путешествие на край ночи" Луи-Фердинанда Селина, "Аббат С." Жоржа Батая, "Штиллер" Макса Фриша, "Игра в классики" Хулио Кортасара.

Русская литература XX века (первая половина)

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Аверченко А.Т . Рассказы из сборников «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Сорные травы».

Андреев Л.Н. Баргамот и Гараська. Ангелочек. Петька на даче. Жили-были. Кусака. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных. К звездам. Жизнь человека. Анатэма.

Анненский И.Ф . Кипарисовый ларец. Книга отражений.

Арбузов А.Н. Таня.

Ахматова А.А . Стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая». Лирика 20-60-х гг. Реквием. Поэма без героя.

Бабель И.Э . Конармия. Одесские рассказы.

Бальмонт К.Д . Стихотворения.

Багрицкий Э.Г . Дума про Опанаса. Разговор с комсомольцем Н. Дементьевым. Последняя ночь. Человек предместья. Смерть пионерки.

Бажов П.П . Малахитовая шкатулка.

Бедный Демьян . Стихотворения. Басни.

Белый Андрей. Стихотворения и поэмы. Петербург. Серебряный голубь. Между двух революций.

Белых Г., Пантелеев Л. Республика Шкид.

Беляев А.Р. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля.

Блок А.А . Стихи о Прекрасной даме. Балаганчик. Король на площади. Незнакомка. Песня Судьбы. Роза и крест. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Скифы. Интеллигенция и Революция. Крушение гуманизма. Владимир Соловьев и наши дни.

Брюсов В.Я. Стихотворения. Огненный ангел.

Булгаков М.А . Белая гвардия. Дни Турбиных. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце. Бег. Кабала святош (Мольер). Театральный роман. Мастер и Маргарита.

Бунин И.А . Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Братья. Цикл «Темные аллеи». Окаянные дни.

Вагинов К.К. Козлиная песнь.

Васильев П.Н . Лирика. Стихи в честь Натальи. Песня о гибели казачьего войска.

Вересаев В.В. Без дороги. Записки врача.

Веселый Артем . Россия, кровью умытая.

Вишневский Вс.В . Оптимистическая трагедия.

Волошин М.А . Демоны глухонемые. Стихотворения 1919-1929 гг. Владимирская Богоматерь.

Гиппиус 3.Н . Стихотворения, литературно-критические статьи.

Горький М . Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Супруги Орловы. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Трое. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Дети солнца. Враги. Исповедь. Городок Окуров. Детство. В людях. Мои университеты. Рассказы из сборника «По Руси» Последние. О том, как я учился писать. Беседы о ремесле. Несвоевременные мысли. Лев Толстой. Дело Артамоновых. Жизнь Клима Самгина. Егор Булычев и другие.

Грин А.С. Алые паруса. Крысолов. Бегущая по волнам.

Гумилев Н.С . Стихотворения.

Есенин С.А . Лирика 1915-1925 гг. Певущий зов. Товарищ. Иорданская голубица. Инония. Небесный барабанщик. Пантократор. Кобыльи корабли. Сорокоуст. Пугачев. Страна негодяев. Персидские мотивы. Анна Снегина. Черный человек.

Заболоцкий Н.А. Торжество земледелия. Стихотворения 20-30-х гг.

Зазубрин В.Я. Щепка.

Замятин Е.И . Островитяне. Мы. Я боюсь.

Зощенко М.М . Рассказы. Сентиментальные повести. Возвращенная молодость. Голубая книга. Перед восходом солнца.

Иванов Вс.Вяч . Бронепоезд 14 – 69.

Иванов Вяч.И . Стихотворения и поэмы.

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок.

Исаковский М.В . Лирика 30-х гг. и военных лет.

Каверин В.А . Скандалист, или Вечера на Васильевском острове.

Кедрин Д.Б. Стихотворения. Зодчие. Приданое.

Кириллов В.Т . Мы. Матросы. Железный Мессия.

Клычков С.А . Лирика. Чертухинский балакирь.

Клюев Н.А . Стихотворения 10 – 30-х гг. Погорельщина.

Кузмин М.А . Лирика. Александрийские песни. Форель разбивает лед.

Куприн А.И . Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Изумруд. Суламифь. Гранатовый браслет.

Лавренев Б.А. Сорок первый.

Леонов Л.М. Вор. Половчанские сады.

Луговской В.А. Стихотворения 30-х гг.

Макаренко А.С . Педагогическая поэма. Флаги на башнях.

Мандельштам О.Э . Лирика 10 – 30-х гг. Воронежские тетради.

Маяковский В.В . Я сам (автобиография). Стихотворения. Мистерия-буфф. Владимир Маяковский. Облако в штанах. Война и мир. Человек. Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

Мережковский Д.С . Христос и Антихрист.

Неверов А. Ташкент – город хлебный.

Новиков-Прибой А.С. Цусима.

Олеша Ю.К . Зависть.

Островский Н.А . Как закалялась сталь.

Пастернак Б.Л. Лирика разных лет. Девятьсот пятый год. Высокая болезнь. Лейтенант Шмидт. Спекторский. Детство Люверс. Доктор Живаго.

Паустовский К.Г. Кара-Бугаз. Колхида.

Пильняк Б.А . Голый год. Повесть непогашенной луны.

Платонов А.П . Епифанские шлюзы. Усомнившийся Макар. Котлован. Чевенгур. Ювенильное море. В прекрасном и яростном мире. Река Потудань. Фро. Джан.

Погодин Н.Ф . Человек с ружьем.

Пришвин М.М. Жень-шень. Журавлиная роща. Календарь природы.

Ремизов А.М . Крестовые сестры. Пруд. Подстриженными глазами. Огонь вещей.

Светлов М.А . Гренада.

Северянин Игорь . Стихотворения.

Серафимович А.С . Железный поток.

Смеляков Я.В. Стихотворения из сборника «Работа и любовь».

Соловьев Вл.С . Стихотворения.

Сологуб Ф.К . Стихотворения. Мелкий бес. Творимая легенда.

Тихонов Н.С . Стихотворения из сборников «Орда», «Брага».

Толстой А.Н . Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин. Детство Никиты. Хождение по мукам. Петр Первый. Рассказы Ивана Сударева.

Тренев К.А. Любовь Яровая.

Тынянов Ю.Н . Смерть Вазир-Мухтара. Кюхля. Подпоручик Киже. Пушкин.

Тэффи. Рассказы из сборников «Юмористические рассказы», «Неживой зверь».

Фадеев А.А . Разгром. Молодая гвардия.

Федин К.А . Города и годы.

Форш О.Д. Сумасшедший корабль.

Фурманов Д.А . Чапаев.

Хармс Даниил . Стихотворения.

Хлебников Велимир . Стихотворения и поэмы 1917-1922 гг.

Цветаева М.И . Лирика 20 – 30-х гг. Лебединый стан. Поэма горы. Поэма конца.

Черный Саша. Стихотворения из сборников «Сатиры» и «Сатиры и лирика».

Шварц Е.Л. Тень.

Шолохов М.А. Донские рассказы. Тихий Дон. Поднятая целина. Судьба человека.

Эрдман Н.Р. Мандат. Самоубийца.

Минералова И.Г. Русская литература XX века. Поэтика символизма. М., 2004.

Русская литература рубежа веков (1890 - начало 20-х гг.): В 2 кн. / Под ред. В.А. Келдыша. Кн.1. М., 2000. Кн. 2. М., 2001.

Русская литература XX в.: В 2 тт. / Под ред. Л.П. Керменцова. Т. 1. 1920-1930-е гг. Т.2. 1940-1990-е гг. М., 2002.

Литература русского зарубежья

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Господин из Сан-Франциско.

Куприн А.И. Купол Св. Исаакия Далматского. Юнкера.

Шмелев И.С. Солнце мертвых. Богомолье. Лето Господне. Няня из Москвы.

Ремизов А.М. Взвихренная Русь. В розовом блеске. Подстриженными глазами.

Зайцев Б.К. Авдотья-смерть. Преподобный Сергий Радонежский. Путешествие Глеба. Голубая звезда.

Гиппиус 3.Н. Сияния.

Бальмонт К.Д. Дар земли. Мое – ей. Стихи о России.

Иванов В.И. Римские сонеты.

Адамович Г.В. На западе.

Оцуп Н.А. Град.

Ходасевич В.Ф. Путем зерна. Тяжелая лира. Критические статьи.

Берберова Н.Я . Биянкурские праздники.

Иванов Г.В. Розы. Отплытие на остров Цитеру. Распад атома.

Цветаева М.И . Стихи из книг «Лебединый стан», «Ремесло», «После России». Крысолов. Поэма горы. Поэма конца.

Осоргин М.А. Сивцев Вражек. Свидетель истории. Времена.

Газданов Г . Вечер у Клэр. Призрак Александра Вольфа. Ночные дороги. Эвелина и ее друзья.

Алданов М.Л. Св. Елена – маленький остров. Бельведерский торс.

Набоков В.В. Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дар. Лолита. Весна в Фиальте. Пнин.

Поплавский Б.Ю. Домой с небес. Флаги. Снежный час. Дирижабль неизвестного направления.

Аверченко А. Дюжина ножей в спину революции. Рассказы.

Черный С. Стихи. Кому в эмиграции жить хорошо. Солдатские сказки.

Тэффи Н. Рассказы.

Несмелов А. Стихи о Харбине. Пять рукопожатий. Потомку.

Перелешин В. Заблудившийся аргонавт. Три родины.

Присманова А. Стихи.

Головина А. Стихи.

Дон Аминадо. Стихи.

Ачаир А. Стихи.

Божнев Б. Борьба за несуществование. Фонтан.

Кленовский Д. Стихи.

Моршен Н. Стихи.

Синкевич В. Стихи.

Анстей О. Стихи.

Елагин И. По дороге оттуда.

Нароков Н. Мнимые величины.

Гингер А. Сердце. Стихи.

Довлатов С. Наши. Чемодан. Заповедник. Иностранка.

Соколов С. Школа для дураков. Между собакой и волком. Эссе.

Бродский И. Нобелевская лекция. Письма римскому другу. Двадцать сонетов Марии Стюарт. Конец прекрасной эпохи. Меньше единицы.

Бобышев Д.В. Стихи.

Кублановский Ю. Стихи из книг «С последним солнцем», «Избранное».

МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Адамович Г.В. Одиночество и свобода.

Анненков Ю.П. Дневник моих встреч.

Берберова Н.Я . Курсив мой.

Бунин И.А. Окаянные дни.

Гиппиус 3.Н. Живые лица.

Гуль Р.В. Я унес Россию: Апология русской эмиграции.

Дон Аминадо. Поезд на третьем пути.

Иванов Г.В. Петербургские зимы.

Зайцев Б.К. Молодость – Россия.

Набоков В.В. Другие берега.

Одоевцева И.В. На берегах Невы. На берегах Сены.

Седых А. Далекие, близкие.

Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся.

Терапиано Ю. Встречи: 1926–1971.

Шаховская 3. В поисках Набокова. Отражения.

Ходасевич В.Ф. Некрополь.

Яновский B . C . Поля Елисейские: книга памяти.

СПИСОК ТЕКСТОВ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Цветаева М. Рас-стояние: версты, мили…Чердачный дворец мой, дворцовый чердак! Тебе через сто лет.

Ходасевич В. Жив Бог! Умен, а не заумен… Перед зеркалом. « Баллада (1921).

Черный С. Весна в Шарлоттенбурге. На миг забыть – и вновь ты дома… Ночные ламентации.

Божнев Б. Над городом несется смерч… Неблагодарность – самый черный грех… В четвертом этаже играют Баха.

Присманова А. С ночных высот они не сводят глаз… Сияние (памяти Раисы Блох). Облако.

Поплавский Б. Черная мадонна. Восхитительный вечер был полон улыбок и звуков… Детство Гамлета.

Несмелов А. В. Сочельник. Тихвин. Нищие духом.

Набоков В. Расстрел. К России (Отвяжись, я тебя умоляю…) Люби лишь то, что редкостно и мнимо… (из романа «Дар»).

Бродский И. Рождественский романс. Письма римскому другу. Я входил вместо дикого зверя в клетку…

Кублановский Ю. Ангел. Возвращение. Вчера мы встретились с тобой…

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ

Адамович Г. Одиночество и свобода. – М.: Республика, 1996.

Агеносов В.В. Литература russkogo зарубежья. 1918–1996: Учебн. пособие. – М.: Терра: Спорт, 1998.

Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. – М.: Высш. шк., 2003.

Глэд Д. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. – М.: Кн. палата, 1991.

Журналистика русского зарубежья XIX–XX веков: Учебн. пособие / Под ред. Г.В. Жиркова. – СПб., 2003.

Ильин И. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин. Ремизов. Шмелев. – М.: Скифы, 1991.

История русской литературы XX века: Учебн. пособие: в 4-х кн. / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. – М.: Высш. шк., 2005. – Кн. 2: 1910–1930 годы. Русское зарубежье.

Критика русского зарубежья: в 2 ч. / Сост., предисл., преамбулы, примеч. О.А. Коростелёва, Н.Г. Мельникова. – М.: Олимп: АСТ, 2002. – (Б-ка русской критики).

Культурное наследие российской эмиграции. 1917–1940: В 2-х кн. – М.: Наследие, 1994.

Ланин Б.А. Проза русской эмиграции: Третья волна: Пособие для преподавателей литературы. – М.: Новая школа, 1997.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: Учебн. пособие: в 3-х кн. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Литература русского зарубежья: 1920–1940. – Вып. 2. – М.: ИМЛИ –Наследие, 1999.

Литература русского зарубежья (1920–1990): Учебн. пособие / Под. ред. А.И. Смирновой. – М.: Флинта; Наука, 2006.

Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. – М., 2001.

Поэты русской эмиграции: Учебн. пособие. – Псков, 1993. – Вып. 1.

Плетнев Р. История русской литературы XX века. – Нью-Йорк, 1987.

Раев М.И. Россия за рубежом. История культуры российской эмиграции, 1918–1939. – М., 1994.

Русская литература в эмиграции / Под ред. Н.П. Полторацкого. – Питсбург, 1972.

Русский Париж. – М.: Изд-во МГУ, 1998.

Современное русское зарубежье. – М., 1998.

Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х–40-х гг. – М., 1991.

Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья. – М., 1999.

Струве Г.П. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы. – Париж, М., 1996.

Струве Г.П. Семьдесят лет русской эмиграции. 1919–1989. – Париж, Файар, 1996.

Толстой И.Н. Книжный угол // Толстой И.Н. Курсив эпохи. – СПб., 1993.

Юдин В.А. Исторический роман русского зарубежья: Учебн. пособие. – Тверь, 1995.

«Вернуться в Россию стихами…». 200 поэтов эмиграции: Антология / Сост., автор предисл., коммент. и биогр. сведений В. Крейд. – М. Республика, 1995.

Литература русского зарубежья: Антология: В 6 томах. – М.: Книга, 1990– 1993.

«Мы жили тогда на планете другой…». Антология поэзии русского зарубежья. 1920–1990. Кн. 1–4 / Сост. Е.В. Витковский. – М., 1995–1997.

Третья волна. Антология русского зарубежья. – М., 1991.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917–1940. Материалы к библиографии /Отв. Ред. К.Д. Муратова. – СПб., 1993.

Изучение литературы русского эмиграции за рубежом (1920–1990 гг.). Аннотированная библиография. – М., 2002.

Изучение литературы русского эмиграции за рубежом в 1980-е годы. Аннотированный библиографический указатель (учебники, монографии, сборники). – М., 1995.

Казак В. Лексикон русской литературы XX века. – М, 1996.

Литературная энциклопедия Русского зарубежья. 1918–1940 / ИНИОН РАН; Под. ред. А.Н. Николюкина. Т. 1–3. – М., 1994–1997.

Писатели русского зарубежья (1918-1940): Справочник: В 3-х частях. – М., 1993–1995.

Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь. – М., 1997.

Русское зарубежье. Хроника научной, культурной, общественной жизни. Франция. 1920–1940: В 4 т. / Под. ред. Л.А. Мнухина. – М., 1995–1997.

Русские писатели XX века: Словарь: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Грознова. – М., 1998.

Словарь поэтов русского зарубежья / Под ред. В. Крейда. – СПб., 1999.

Словарь русских зарубежных писателей / Сост. В.Ф. Булгаков; Ред. Г. Ванечкова. – Нью-Йорк, 1993.

Фостер Л. Библиография русской зарубежной литературы (1918–1968). Т. 1-2. – Бостон, 1970.

НАУЧНЫЕ И КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Азадовский К.М., Лавров В.В. 3.Г. Гиппиус. Сочинения. – СПб.: Худ. лит., 1991.

Александров В.Е. Набоков и потусторонность. – СПб., 1999.

Алексей Ремизов: Исследования и материалы. – СПб., 1994.

Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М., 1992.

Ариель (Е. Витковский) «В день кончины моей»: Памяти Валерия Перелешина // Новый журнал. – 1993. – № 190-191.

Белкина М. Скрещение судеб [О творчестве М. Цветаевой]. – М.: Книга, 1988.

Битов А. Грусть всего человека [О творчестве С. Соколова] // Октябрь. – 1989. – № 3.

Богомолов Н. Жизнь и поэзия В. Ходасевича. – Вопр. лит. – 1988. – № 3. – С. 23-61.

Борисов Л. За круглым столом прошлого [О творчестве А. Аверченко]. – Л., 1971. – С. 123-129.

Бочаров С. «Но все ж я прочное звено...» [О творчестве В. Ходасевича] // Новый мир. – 1990. – № 3. – С. 160-167.

Бродский И. Послесловие // Кублановский Ю. С последним солнцем. – Paris, 1983.

В.В. Набоков: pro et contra. Личность и творчество Набокова в оценке русских и зарубежных исследователей и мыслителей. – СПб., 1997.

Возвращение Гайто Газданова: Материалы и исследования / Сост. М.Д. Васильева. – М., 2000.

В поисках гармонии: О творчестве Б.К. Зайцева: Межвузовский сборник научных трудов. – Орел, 1998.

Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского. – Лит. обозрение. – 1990. – № 8. – С. 23-29.

Вайль П., Генис А. Уроки школы для дураков// Лит. обозрение. – 1993. – № 1/2. – С.13-16.

Василевский А. Разорение III [О творчестве И. Бунина]. – Новый мир. – 1990. № 2. – С. 264-267.

Васильев И. Борис Поплавский. Дальняя скрипка // Октябрь. – 1989. – № 9.

Винокурова И. Замечательный лирик "Н" [О творчестве И. Бродского]. – Октябрь. – 1988. – № 7.

Витковский Е. Еще одна страница [О творчестве А. Несмелова] // Рубеж. – Владивосток, 1992. – № 1.

Зорин А. Насылающий ветер [О творчестве С. Соколова] // Новый мир. – М., 1989. – № 12. – С. 250-253.

Кублановский Ю. Поэзия нового измерения [О творчестве И. Бродского]. – Новый мир. – 1991. – № 2. – С. 242-246.

Дарк О. Загадка Сирина : Ранний Набоков в критике «первой волны» русской эмиграции // Вопросы литературы. – 1990. – № 3. – С. 243-257.

Дарк О. Миф о прозе [О творчестве Саши Соколова] // Дружба народов. – 1992. – № 5. – С. 219-234.

Диенеш Л. Гайто Газданов: Жизнь и творчество. – Владикавказ, 1995.

Долинин А. Поглядим на арлекинов: Штрихи к портрету Набокова. – Лит. обозрение. – 1988. – № 9. – С. 15-24.

Генис А. Довлатов и окрестности. – М., 1997.

Гинзбург Л. Литература в поисках реальности [О творчестве В. Ходасевича]. – Л., 1987. – С. 87-113.

Грачева A.M. A.M. Ремизов и древнерусская культура. – СПб., 2000.

Грачева A.M. Жизнь и творчество A.M. Ремизова. – М., 2000.

Евстигнеева Л. Поэты-сатириконцы // Поэты «Сатирикона». – М.-Л., 1977. – С. 8-53.

Ерофеев В. Русская проза Владимира Набокова // Набоков В.В. Собр. соч.: В 4 т. – Т. 1. – М.: Правда, Огонек. – 1990. – С. 3-32.

Иванов Ю. Прошедший все ступени: «Идеологический сюжет» поэзии А. Несмелова // Литературное обозрение. – 1992. – № 5-6.

Кабалоти С. Поэтика прозы Гайто Газданова 20–30-х годов. – СПб., 1998.

Карпович М. М. Алданов в истории // Новый журнал. – 1956. – № 47.

Колодный Л. Писатель Борис Зайцев // Колодный Л. Хождение в Москву. – М., 1990. – С. 205-209.

Комолова Н.П. Италия в судьбе и творчестве Бориса Зайцева. – М., 1998.

Костырко С. Выжить, чтобы жить [О творчестве Н. Берберовой] // Новый мир. – 1991. – № 9.

Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. А.Т. Аверченко. – РЯЛ. – 1990. – № 4. – С. 52-57.

Кравченко Ю.М., Пересунько Т.К. К.Д. Бальмонт. – РЯЛ. – 1989. – Т. 11. – С. 42-45.

Кременцова Н.К. Творчество И.С. Шмелева. – М., 2002.

Кузнецов П. Утопия одиночества: Владимир Набоков и метафизика. – Новый мир. – 1992. – № 10. – С. 243-250.

Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М., 1979.

Кутырина Ю. Трагедия И. Шмелева // Слово. – 1991. – № 2.

Лавров В. Идти всему наперекор [О творчестве З. Гиппиус]. – Совет. Россия. – 1989. – 17 февраля. – С. 4.

Лавров В. Холодная осень: Бунин в эмиграции (1920–1953). – М.: Мол.гв. – 1989.

Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. – М.: Русский путь, 1999.

Липкин С. Судьба стиха – миродержавная. О поэзии Юрия Кублановского // Знамя. – 1991. – № 10. – С. 43-45.

Лосев Л. Поэзия как добродетель [О поэзии Ю. Кублановского ] // Континет. – Берлин, 1983. – № 37. – С. 415-420.

Лотман М. Русский поэт – лауреат Нобелевской премии по литературе [О И. Бродском]. – Дружба народов. – 1988. – № 8.

Марков В. Неизвестный писатель Ремизов // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Марков В. Русские цитатные поэты: Заметки о поэзии П. Вяземского и Г. Иванова // Марков В. О свободе в поэзии. – СПб., 1994.

Марченко Т.В. Традиции Гоголя в творчестве И.С. Шмелева // Российский литературоведческий журнал. – 1994. – № 4.

Материалы творческой биографии В. Ходасевича. – Вопросы лит. – 1987. – № 9. – С. 225-245.

Михаил Осоргин: Страницы жизни и творчества: Материалы научной конференции «Осоргинские чтения» (23-24 ноября 1993 г.). – Пермь: Пермский ун-т, 1994.

Михайлов О. Аркадий Аверченко // Аверченко А. Избранные рассказы. – М. 1985. – С. 5-18.

Михайлов А.И. Сказочная Русь A.M. Ремизова // Русская литература. – СПб., 1995. – № 4.

Михайлов О. Поэт «потерянного поколения» // Волга. – 1989. – № 7.

Михайлов О. Строгий талант [О творчестве И. Бунина]. – М.: Современник. – 1976.

Мулярчик А.С. Русские романы В. Набокова. – М., 1997.

Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. – М., 1995.

Орлов В. Перепутья [О творчестве К. Бальмонта]. – М., 1976. – С. 179-254.

Орлов В. М. Цветаева // Перепутья. – М.: Худ. лит., 1976. – С. 255-312.

Павловский А. Куст рябины: О поэзии М. Цветаевой. – Л., 1989.

Поплавский Б. Из дневников 1928–1935. Бердяев Н.А. По поводу «Дневников» Б. Поплавского / Публ., прим. С. Никоненко // Лит. учеба. – 1996. – № 3.

Перелешин В. Об Арсении Несмелове // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

Потапов В. Очарованный точильщик: Опыт прочтения // Волга. – Саратов, 1989. – № 9. – С. 103-107.

Приходько В. Что осчастливит паяца: О Саше Черном, известном и неизвестном // Литературное обозрение. – 1993. – № 5. – № 7/8.

Ратгуаз М.Г. О Борисе Поплавском // Ново-Басманная, 19. – М., 1990.

Рогов О. Ю. Кублановский: поэтика путешествий. Очерки неподцензурной поэзии второй половины ХХ века // Волга. – 1999. – № 7. – С. 144-153.

Саакянц А. Поэзия М. Цветаевой. – М.: Худ. лит., 1986.

Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. – М., 1994.

Сухих И. Писатель с «философского парохода» [О творчестве М.А. Осоргина] // Нева. – 1993. – № 2.С. 228- 246.

Сухих И. Сергей Довлатов. – СПб., 1996.

Творчество Н.А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века. – М.: Наследие, 1999.

Телешов Н. Записки писателя [О творчестве А. Куприна]. – М., 1980.

Топоров В. Набоков наоборот. – Лит. обозрение. – 1990. – № 4. – С. 71-75.

Черников А.П. Проза И.С. Шмелева. – Калуга, 1995.

Чуковский К. Онегин на чужбине [О творчестве В. Набокова]. – Дружба народов. – 1988. – № 4. – С. 246-257.

Чуковский К. Саша Черный. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1965. – Т.2. – С. 372-394.

Шайтанов И. Предисловие к знакомству [О творчестве И. Бродского]. – Лит. обозрение. – 1988. – № 8. – С. 55-62.

Шевелев Э. На перекрестках, или размышления у могилы Аркадия Аверченко, а также до и после ее посещения с напоминаниями о том, что писал он и что писали о нем. – Аврора. – 1987. – № 3. – С. 62-85.

... обязательны для ... изученных языковых художествен­ных ... культуры речи. Культура пове­дения, культура речи и речевой этикет. Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для ... произ­ведениях художественной литературы. . Список литературы Для ... -ирова -, ...

  • Русский язык и культура речи (5)

    Документ

    обязательность для произведения список ...

  • Русский язык и культура речи (22)

    Документ

    Устойчивость, 2) общеупотребительность, 3) обязательность для всех носителей языка, 4) ... произведения ; 3) выводы автора реферата; 4) библиографический аппарат. Библиографический аппарат составляют: а) библиографический указатель - список ...

  • Литневская язык краткий теоретический курс для школьников

    Документ

    ... обязательный учебный предмет. Существующие программы и пособия, предназначенные для изучения ... - язык культуры и язык... художественных произведениях на исторические темы эта лексика используется не только для ... В лингвистике список разрядов сочинительных...