Личное: Как научиться писать интересные тексты. Как научится писать и сочинять стихи с нуля? Как красиво писать истории

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы решили узнать, как усовершенствовать свои писательские навыки, чтобы написать роман, сценарий, достойную колонку или безукоризненный репортаж. Редактор The Village Weekend выбрала несколько книг, курсов и лекций по теме, а также узнала у экспертов, возможно ли самому научиться писать легко и интересно.

Сергей Волков

доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, преподаватель истории русской литературы в Школе-студии МХАТ, главный редактор журнала «Литература»

Само понятие «хорошо писать» весьма относительно . Хорошо - для кого? Одним читателям покажется, что написано хорошо, другие будут воротить нос. Это как с певцами: в принципе, в ноты все попадают, но кого-то ты слушаешь как заворожённый, а кого-то терпеть не можешь. Но у него есть свои поклонники, которые, в свою очередь, могут не выносить твоего кумира.

Впрочем, если особо не мудрить, то хорошо писать - это писать ясно, понятно, образно, структурно и по делу. Так, чтобы было чем поживиться читательским мозгам и от чего испытать чувственное удовольствие. Языковое чувство - тоже чувство, и его надо лелеять в себе и удовлетворять в других.

Поэтому, прежде всего, у пишущего должно быть что сказать. У него должна быть мысль. В процессе писания она может разветвляться и усложняться, но исходный сгусток должен существовать до текста. Или не мысль, а образ. Какая-то плотная пульсирующая зона, побуждающая к тому, чтобы в эту пульсацию впасть. Вообще желание и побуждение для писания так же важны, как для любви.

И второе. Чтобы уметь писать - надо писать. Постоянно. Нельзя теоретически научиться ездить на велосипеде. Чтобы ездить - надо ездить. Каждый день. Садиться и крутить педали. Падать, вставать и снова садиться. Хорошим «велосипедом» для пишущего может стать блог, страничка в соцсетях. Туда можно писать коротко, потихоньку приучаясь выражать то, что ты думаешь и чувствуешь, как можно более точно. И здесь же есть возможность получить обратную связь от читателей.

Ради тренировки можно писать обо всём: подслушанный в метро разговор, неожиданный снегопад в апреле, пришедшее в голову воспоминание из детства. Главное - найти «разность потенциалов», какое-то напряжение между двумя полюсами, началом и концом зарисовки, сознательно устроить в своём рассказе какое-то противостояние элементов. Чтобы на этот крючок попался читатель и уже не слезал с него.

А чтобы увидеть, как это делать, надо читать. Как можно больше разного. Не только художественные тексты, но и публицистику, хорошие научные тексты, записные книжки, мемуары и письма. И тех, кто активно и хорошо - с вашей точки зрения - пишет в Сети. Можно и поподражать кому-то вначале - для ученичества полезно. Осваивая разные манеры и стили, вы постепенно находите свой.

Вот чего далеко ходить: возьмите и напишите пародию на мои рацеи о том, что значит «хорошо писать». Если вам удастся поймать некоторые особенности только что прочитанного текста и повторить их, гротескно преувеличив, - это будет здорово. Зааплодирую первым.

Конечно, писательский навык можно развить: если бы я не был в этом убеждён, я бы не вёл литературные курсы вот уже шестой год. Все наши навыки опираются на какую-то природную склонность, но без должного развития этой склонности ничего не получится. В этом смысле ремесло профессионального составителя текстов ничем не отличается от ремесла музыканта. На мои курсы приходят люди скорее начинающие и даже любопытствующие, которые имеют некоторую предрасположенность, но обстоятельства ранее не позволяли эту предрасположенность реализовать. Не меньше половины приходящих - люди, работающие в PR и журналистике, то есть умеющие составлять тексты и нуждающиеся в толчке для перехода грани между журналистикой и литературой. Я по мере сил стараюсь помочь им преодолеть эту грань. Наши курсы устроены как семинарские занятия: сначала я читаю лекцию на определённую «техническую» тему, а потом задаю писать этюды, которые проверяются в классе. Мы устраиваем круговые семинарские обсуждения с их коллегами и товарищами, а я на правах мэтра эти обсуждения подытоживаю. Я не изобретаю велосипед: именно так работают литературные семинары в моём родном .

Есть ряд ошибок, которые допускают начинающие авторы. Всё зависит от бэкграунда, с которым они приходят. Если автор приходит с журналистским бэкграундом, то он чувствует ритм фразы, знает, что нельзя дважды в одном предложении ставить слово «был», но у него есть провалы и изъяны в сюжетосложении. Тогда я ему подсказываю, что финал из произошедшего не вытекает логически, что экспозиция слишком затянута. Как правило, это случается из-за того, что сочинённый текст слишком близко связан с биографией самого автора (что совершенно нормально для первой, второй, третьей книги: вспомним Толстого с его «Отрочеством»), и говорит о том, что литературные законы отличаются от законов жизни. А есть люди с другим бэкграундом - простите меня за некоторую гендерную неполиткорректность, - как правило, взрослые, сложившиеся мужчины, которым есть что сказать. Они делают простейшие ошибки на уровне фразы - то самое двойное «был». Я им это показываю. То есть занимаюсь тем, чем занимается редактор в издательстве.

Осенью, если на землю не обрушится комета, я продолжу вести такие курсы и по-прежнему испытываю по этому поводу большой энтузиазм. Мне будет легче, потому что в этом году запустилось сразу несколько подобных проектов - попробуйте набрать в «Яндексе» «литературные курсы Москва» и посмотреть на подборку. Это все мои друзья, и я рад за них, потому что пока этот рынок представляет собой зияющую пустыню.

Олег Кашин

журналист

Надо много читать, я бы даже сказал - читать всё , то есть не составлять себе списков авторов, СМИ или книг, а реально читать всё подряд, включая всякий информационный мусор. Надо иметь представление, что и как уже написано, как сейчас пишут, как не пишут. В любом деле важнее всего система координат, в которой ты существуешь. Для пишущего человека такой системой должны быть все тексты, которые ему доступны.

Писательский блок или, наоборот, вдохновение - это не то чтобы миф, но что-то близкое к этому. Пусть Лев Толстой, царствие ему небесное, страдает от писательского блока, он гений, ему можно. Мы с вами люди простые, у нас дедлайн, и от нас ждут текста, всё остальное - глупости. В молодости у меня были проблемы, когда я долго не мог начать текст, и тогда я открывал окно нового поста в ЖЖ или нового письма в почте, писал там, и всё получалось сразу, потому что написать письмо или пост проще, чем статью. Очень помогает придумать конкретного адресата, к которому обращён текст: вот как будто ты персонально ему рассказываешь эту историю, ориентируясь на то, что ему будет интересно, сколько минут он будет тебя непрерывно слушать (а потом надо отвлечься, как-то пошутить или сменить тему) и тому подобное. А секрет хорошего текста на то и секрет, что никто его не знает и предугадать, получится текст или нет, по-моему, просто нельзя.

Что читать

Кристофер Воглер. «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино »

Свежеизданный на русском языке учебник по сценарному мастерству от одного из ведущих сценаристов и кинопродюсеров, консультанта голливудских киностудий, принимавшего участие в создании, например, «Бойцовского клуба» и «Короля Льва».

Юрген Вольф. «Литературный мастер-класс. Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хэмингуэя и многих других современных авторов »

Как составить распорядок дня и заработать на творчестве, почему Джон Ирвинг писал без отдыха, а Клайв Стейплз Льюис - с пяти до семи вечера и кто считал, что писатели не должны встречаться друг с другом, - в своей увлекательной, и притом полезной, книге рассказывает писатель Юрген Вольф.

Роберт Макки. «История на миллион. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только »

Ещё одна важная книга для сценаристов от наставника 35 оскароносных авторов, Питера Джексона, Джулии Робертс и доброй половины сотрудников Paramount и Pixar. В своём неоднократно переиздававшемся труде Роберт Макки подходит к сторителлингу системно, предлагая отказаться от набора сюжетов и придумать для истории драматическую структуру.

Марк Уайтхаус, Максим Трудолюбов, Александр Гордеев, Леонид Бершидский. «Догма газеты „Ведомости“ »

Обязательное чтение для молодых журналистов: не только о беспристрастной работе с фактами и правах интервьюера, но и о бессмысленности слов «очевидно» и «своеобразный».

Лидия Чуковская. «В лаборатории редактора »

Трогательная книга литературного редактора, писательницы и дочери Корнея Чуковского о том, с чем сталкивались редакторы прозы в советских журналах, как пишут одарённые писатели и почему некоторым авторам стилистическими правками не поможешь.

Что смотреть

Джулиан Фридман - об искусстве сторителлинга

Литературный агент с 30-летним стажем рассказывает, как из 6 тысяч заявок от молодых писателей ему каждый год приходится отбирать шесть.

Светлана Рейтер - о том, как писать репортаж и расследование

Мастер-класс бывшего спецкорреспондента Lenta.ru и автора многочисленных расследований «РБК».

Дмитрий Быков - о том, где искать сюжет и что дозволено писателю

Небольшое интервью, кажется, самого плодовитого современного российского писателя и публициста о том, в чём заключается миссия автора и почему ему разрешён промискуитет.

Arzamas. «Русская классика. Начало»

Как Толстой хотел написать роман о декабристах, а написал «Войну и мир», зачем Лермонтов переносит развязку в начало «Героя нашего времени» и другие секреты классических произведений XIX века, полезные всякому, кто задумал стать автором сам, - в специальном проекте Arzamas.

Где учиться

Creative Writing School

Лауреат Бунинской премии, литературовед и профессор НИУ ВШЭ Майя Кучерская запускает Школу писательского мастерства, в которой профессиональные авторы (среди них Дмитрий Быков, Александр Архангельский и Авдотья Смирнова) будут учить слушателей писать рассказы, биографии и сценарии, а также расскажут об особенностях российского книжного рынка. Набор на мастерскую прозы уже закрыт, в мастерских по биографии, переводу и сценарию ещё осталось несколько мест.

Где: Библиотека-читальня имени Тургенева

Стоимость: 20 тысяч рублей/курс

Школа редакторов

Дизайн-бюро Артёма Горбунова открывает школу, в которой научат редактуре, типографике, вёрстке, проектированию интерфейса, управлению проектами, переговорам и работе с клиентом, а также «юридической стороне творчества». Лучшим выпускникам школы после почти годового обучения предложат работу в издательстве «Манн, Иванов и Фербер», компаниях «Актион» и SuperJob, а также в самом бюро.

Где: дистанционно

Стоимость: от 40 тысяч за одну степень обучения. Есть 10 бесплатных мест.

Вашему ребенку нравится слушать сказки, а вы уже прочитали все книги и не знаете, где взять что-нибудь новое? Попробуйте сами сочинить сказку. Это не сложно. Но чтобы она получилась хорошей, вы должны соблюдать несколько правил. Прочтите и узнайте каких.

Хорошая идея. Подобрать идею не сложно. Просто оглянитесь вокруг, посмотрите, что вас окружает. Подойдет любое событие, интересное животное. Например, кот вашей бабушки. Расскажите о том, как он путешествует в дальние страны в поисках приключений.

Герои из жизни. Дети очень любят, когда главные герои сказки – реальные люди или животные, которых они знают. Ребенку очень понравится ваш рассказ о событиях, которые произошли с близкими людьми. В качестве главного героя сказки старайтесь выбрать того, кто пользуется авторитетом у крохи, чтобы он хотел быть похожим на него.

Не нужно делать из них идеальных людей, пусть будут просто веселыми и находчивыми. Рассказ о том, как какой-то малыш смог перехитрить взрослого, вызовет у ребенка неподдельную радость. Еще желательно ввести в сказку какого-нибудь фантастического персонажа (домовой, фея, волшебник).

Не страшный рассказ. Не нужно рассказывать истории с большим количеством ловушек и опасностей. Это может испугать кроху. Лучше выбирайте смешные ситуации. Например, про кота, который запутался в клубке ниток. Такие ситуации рассмешат малыша.

Присутствие отрицательного героя. В сказке обязательно должен присутствовать отрицательный герой (только не из близких людей). Такая роль подойдет для выдуманного героя. При этом он не должен быть страшным, пусть этот персонаж будет неловким, неуклюжим. Потому что малыш ни в коем случае не должен его бояться.

Ребенок в центре событий. Сделайте кроху одним из героев, ему обязательно понравится. Но сказка, в которой участвует ваш малыш, не должна быть страшной, в сюжете не должно появляться никаких опасностей.

Еще подготовьтесь к тому, что не все ваши сказки понравятся карапузу. В 2-3 года ему иногда нравится самостоятельно придумывать героев. И если вы не угадаете его желания, он может возмутиться. В таком случае может потребоваться срочная замена некоторых событий и героев.

Яркая лексика. Постарайтесь, чтобы ваши истории были образными, с обилием яркой, экспрессивной лексики. Так что вы не только развлечете малыша, но и познакомите его с идиоматическими выражениями, новыми словами, речевыми оборотами.

Динамичный сюжет. Сочинение сказок должно быть развлечением, как для ребенка, так и для мамы. Во время рассказа нужно подстраиваться под малыша, так как у него могут появляться свои любимые герои, которые обязательно должны побеждать. Любимая игрушка крохи также может стать одним из персонажей. Это должно понравиться карапузу.

Больше эмоций. Рассказывать сказку нужно как можно эмоциональнее. Пробуйте играть интонацией. Можно подражать голосам животных или птиц, если они встречаются в сказке. Не забывайте, что ваша мимика и жесты также играют не последнюю роль в восприятии ребенком услышанной истории.

Спасибо большое. Ваша статья мне очень помогла!! =)

С недавнего времени увлеклись сочинением сказок с нашим сыном. Много полезного узнала после посещения семинара по сказкотерапии с удивительным человеком — *IN LOVE* анной кашиной. Вот хорошее интервью с ней _http://myfamily.by/together/terapiya/item/60-anna_kashina_1

Вы абсолютно правы! Самое главное, что это действительно легко и интересно даже для мамы. Даже самые маленькие оценят ваши усилия, если в них вложить побольше эмоций и интонаций.

Музыка всегда была и будет значимой частью бытия. Слова каждой композиции отражают переживания, рассказывают истории и описывают события, волнующие ту или иную сторону человеческой души. Поэты и композиторы могут дать множество советов о том, как написать песню, но ни один из них не найдет для вас основные компоненты – душевный полет, энтузиазм и вдохновение. С этим каждый автор должен справиться самостоятельно. Если вы чувствуете, что готовы творить, читайте далее. Впереди вас ждет масса ценных советов, которые помогут преобразовать поток мыслей в музыкальное произведение.

Структура написания песен

Существует ограниченный набор структурных вариаций песен, использующихся в подавляющем большинстве композиций. Если вы решили заняться созданием текстов, запомните их как «Отче наш». Процесс освоения структуры нельзя назвать самой волнующей и захватывающей частью обучения, однако он необходим. Воспринимайте это как базис, без которого успех невозможен. Итак, для большинства песенных композиций используются следующие вариации структуры:

  • куплет – припев – куплет – припев – припев;
  • куплет – куплет – припев – куплет – припев – бридж – припев – припев;
  • куплет – куплет – бридж – куплет;
  • куплет – припев – куплет – припев – бридж – припев – припев;
  • куплет – припев – куплет – припев – куплет – припев – припев.

Куплет

Основной задачей куплета является передача информации, которая подводит слушателя к смыслу композиции. Куплет рассказывает историю и задает настрой. В нем должен содержаться сюжет, а еще действие и детали эмоциональной картины. Слова каждого куплета в одной композиции будут отличаться, однако мотив должен сохраняться неизменно. Количество слогов в строках нужно рассчитывать так, чтобы исполнитель мог пропеть все куплеты в одном ритме.

Пред-припев

Дополнительным элементом внутри куплета может быть пред-припев, представляющий собой одну или две пары строк, стоящих непосредственно перед началом припева. Задачей этого компонента является подготовка слушателя к припеву. Он не считается обязательным, однако, если в первом куплете вы его использовали, придется продолжать по всему тексту. Мелодия для всех пред-припевов будет одинаковой. Слова могут повторяться или отличаться – на усмотрение автора.

Припев

Эта часть песни призвана быть самой чувственной. Припев цепляет слушателя за душу. Если вы решили написать текст песни, продумайте припев на все 100%. Он должен быть коротким и эмоциональным. Припев принесет композиции популярность, если в нем будет выражаться основная идея. Используйте слова, которые будут сочетаться с текстом припева, и не пытайтесь вносить новую информацию. Чтобы стихи нормально соотносились с музыкой, не делайте значительных отличий между припевами в начале и конце.

Бридж

Этим элементом вы можете разбавить свою песню, внести разнообразие и на секунду отвлечь слушателя от основной идеи, чтобы следующим куплетом/припевом вновь захватить внимание и окунуть в прежнюю эмоциональную атмосферу. Правильно составленный бридж будет уместен в песне любой тематики и направления. Это может быть композиция про любовь или про дружбу, откровенная лирика под гитару или текстовка для рэпа. Построение бриджа представляет собой сложную задачу. Чтобы понять, как с ней справиться, возьмите несколько примеров популярных групп различных жанров.

Техника написания слов песни

Если вы решили творить музыку, исходите из того, что подсказывает сердце, однако не забывайте и о том, что произведение, которое получится в конечном результате, должно быть приятным для уха слушателя. Чтобы добиться этого, придерживайтесь следующих правил:

  • Следите за соответствием текста структуре. Считайтесь с количеством и порядком составляющих элементов произведения.
  • Следите за соответствием текста размеру произведения. Слова должны быть такими, чтобы их можно было пропеть.
  • Строго выдерживайте стилистику. Не пытайтесь писать юмористический текст под грустную мелодию.
  • Старайтесь делать лаконичный текст с простыми рифмами, в особенности, если пишете песню на английском языке.
  • Не уводите внимание слушателя от смысла, заключенного в названии композиции.
  • Стройте куплеты так, чтобы они полностью раскрывали смысл названия.
  • Избегайте нравоучений и наставлений.

Идеи для тем и названий песен

Чтобы ваши творческие труды были оценены по достоинству, научитесь выбирать актуальные тематики и превращать свои произведения в небольшие истории. Общий сюжет может быть почерпнут из реальных событий или личных переживаний. Не забывайте о том, что современный слушатель находит музыку через поиск онлайн. Старайтесь делать так, чтобы ваши произведения выделялись из огромной массы композиций малоизвестных исполнителей. Если вам предстоит написать песню на заказ, трудностей с выбором тематики не возникнет: задача ограничится раскрытием смысла, заложенного в названии.

Создание легенды для песни

Чтобы ясно понять, как написать текст песни, вы должны четко представлять сюжет. Нарисуйте в воображении историю с конкретными событиями, которые будет описывать композиция. Здесь нужно проявить творческий подход, найти оригинальную идею, которую захочется соединить с музыкой, исполнить и записать. Слова каждого следующего элемента должны продолжать главную мысль.

Сочинение текста

Если вы решили написать песню о своих чувствах и переживаниях, будьте готовы к тому, что всеобщего признания такое произведение не обретет. Вас поймут избранные, но в этом нет ничего скверного. Чтобы создать народный хит, который оценят в вашем городе и за его пределами, используйте слова и обороты, доступные широкой аудитории. Такую композицию вы сможете выгодно продать. Главную роль играет манера интерпретации мысли.

Как сочинить песню самому: пошаговая инструкция

Настоящий хит не может родиться случайно: вы должны его создать. Для этого потребуется несколько важных компонентов, собранных в правильном порядке. Пошаговый план самостоятельного написания текста песни выглядит следующим образом:

  • Сгенерируйте идеи. Вы должны четко ощущать посыл, который будет раскрыт в произведении.
  • Сочините название. Имя композиции формирует в голове слушателя первое впечатление. Если оно будет отталкивающим или недостаточно привлекательным, никто не будет интересоваться песней.
  • Обрисуйте историю. Запишите на бумаге цепочку событий, которые будут преподноситься слушателю.
  • Начало. Напишите вступительный куплет, стараясь вложить в него самую ценную информацию, которая будет интересовать и интриговать слушателя.
  • Средина. Яркий, эмоциональный куплет, который будет взрывать эмоции, вызванные первой частью песни. Возможно, пригодится бридж.
  • Концовка. Последние строчки текста должны намекать на что, что сюжет подходит к концу. Сделайте так, чтобы они ставили точку начатой истории. Нить событий подойти к финалу, иначе останется чувство незавершенности.

Как научиться писать рэп

Автор текстов рэп-композиций должен четко знать, какие бывают рифмы, и владеть ими в совершенстве. Этот стиль музыки невероятно сложен, поэтому многие начинающие рэперы терпят неудачу, невзирая на приложенные усилия. О том, как начать писать рэп, мы можем говорить очень долго, но при этом вы должны понимать главное: тут нет строгих правил и канонов. Каждый автор формирует свой индивидуальный стиль, поэтому необходимо продумывать все элементы песни до мелочей. Рифмы для рэпа могут быть самыми разнообразными. Помнить нужно лишь о том, что они должны быть наполнены смыслом.

Человек, который обращается за помощью в сотворении собственной песни к компьютеру, вряд ли представляет, с чего начинать и чем заканчивать. Решить эту проблему поможет ролик, расположенный ниже. Успешные музыканты, композиторы и продюсеры подскажут, где найти источник для вдохновения. Используйте это видео в качестве подсказки – и поймете, как написать красивую песню, используя собственное воображение и поэтический талант.

Сейчас ученикам школ необходимо уметь писать сочинения: данное задание входит в ГИА и ЕГЭ, которые все сдают в 9 и 11 классах. Сочинение играет большую роль в ГИА – его необходимо написать всем ученикам, оканчивающим основную школу. В ЕГЭ данное задание входит в часть C. Нередко можно услышать мнения школьников, которые отмечают, что идеально выполнить ЕГЭ крайне сложно, а до части C «дойти» сумеют далеко не все. Тем более, если выпускник не собирается поступать на филологический факультет или любую гуманитарную специальность, стимул к написанию хорошего сочинения и получению высокого балла за часть C совсем пропадает. Но следует взглянуть на этот вопрос и с другой позиции.


Подумайте, насколько повысятся у вас шансы достойно сдать ЕГЭ, если вы покажете отличный результат при выполнении наиболее сложного задания. Хорошее сочинение в ЕГЭ даст вам высокие дополнительные баллы, позволит отлично «подстраховаться» на тот случай, если вы не сумеете вспомнить сложный теоретический материал для набора большего количества баллов по другим разделам ЕГЭ. Стоит научиться писать сочинения, чтобы получать положительные оценки за плановую работу и чувствовать себя уверенно на выпускных экзаменах. Для этого достаточно запомнить правила построения и оформления сочинения, алгоритм работы, следовать несложным рекомендациям.

Как научиться писать сочинения? Несколько простых советов: осваиваем мастерство слова постоянно
Многие школьники задают вопрос: как научиться писать сочинения? Чаще всего они желают получить конкретные ответы, ёмкие советы. Однако для создания хороших текстов необходимо постоянно совершенствовать свои навыки устной и письменной речи. Есть несколько простых рекомендаций, которые помогут вам развивать умение грамотно и литературно выражать свои мысли, писать логично и легко, свободно владеть словом.

  1. Выделите время на чтение книг. Старайтесь изучать классические произведения постоянно, а не быстро просматривать их перед уроком. Обращайте внимание на слог, построение предложений, художественные средства. Анализируйте тексты с точки зрения связи содержания и формы. Соотносите то, о чём автор хотел рассказать в произведении, с выражением этих мыслей в предложениях, конкретных словах и речевых оборотах. Даже если чтение само по себе вас не увлекает, помните о том, что такая работа поможет вам научиться писать тексты самостоятельно, формулировать мысли и излагать собственную точку зрения.
  2. Отдельное внимание обращайте на структуру и повествование в маленьких рассказах. Посмотрите, как автор оформляет вступление, как развиваются события, каким образом строится заключительная часть. Запоминайте интересные обороты, слова, особенности построения фраз.
  3. Вы можете также ознакомиться с критическими статьями, в которых даётся анализ разных произведений художественной литературы. Постарайтесь всегда выделять время на это, особенно, если вам задано прочесть крупное произведение. Работы исследователей помогут вам прояснить неясные моменты, там уже рассмотрены основные художественные средства, особенности поэтики, изложен творческий путь автора. Чтение небольшой критической статьи займёт у вас всего 10-30 минут, принесёт ощутимую пользу в дальнейшем.
  4. Старайтесь следить за вашей устной речью. Если стремиться говорить правильно и красиво всегда, написание грамотного текста не станет для вас проблемой. Люди редко пишут и часто говорят, а устная и письменная речь тесно связаны. Тренируйте разговорную речь, делайте её богаче, избегайте сленга и штампов. Это не только поможет писать логичные и правильные сочинения, но и пригодится в дальнейшей жизни, когда вам понадобится общаться с серьёзными людьми и обсуждать деловые вопросы, демонстрировать свои способности и знания.
  5. Лучше не пользоваться сборниками готовых сочинений. Помните, что все эти тексты хорошо знакомы опытным преподавателям и экзаменаторам. Даже если ваш школьный учитель случайно не заметит подмены, на экзаменах заученные тексты не пригодятся: тем очень много, а сочинение из сборника члены экзаменационной комиссии легко узнают.
  6. Выделяйте на создание сочинения достаточное время. Не старайтесь написать его быстро, в последний момент. Даже если вы уже хорошо владеете слогом и пишете грамотные сочинения, всегда гораздо лучше сначала написать черновой вариант, а потом перечитать его и дополнить, внести исправления. Зачастую ошибки сложно увидеть сразу, а интересные мысли и идеи могут прийти вам в голову чуть позже.
  7. Спокойно относитесь к критике. Если вы что-то не поняли на уроке, не сумели разобраться в тонкостях сюжета и образов героев произведения, займитесь изучением текста дома. Прочтите учебник, просмотрите ещё раз само произведение, перечитайте ключевые сцены. Пользуйтесь услугами библиотек: берите там критические статьи, читайте комментарии в собраниях сочинений. В итоге вы только сэкономите время, поскольку, поработав сначала над собой, создав необходимую базу, вы начнёте писать сочинения гораздо легче и быстрее, будете добиваться лучших результатов.
  8. Желательно найти читателей. Предлагайте почитать ваши сочинения родителям, друзьям. Они смогут обратить ваше внимание на недостатки, помогут их исправить, дадут полезные советы, учитывая характерные особенности ваших текстов.
Всегда следите за грамотностью, читайте больше художественной литературы и не забывайте об основных советах, тогда вы сможете достаточно быстро научиться писать сочинения.

Учимся писать сочинения. Алгоритм работы
Учитесь писать сочинения по алгоритму, работайте в соответствии с планом, излагайте мысли последовательно.

  1. Внимательно прочтите тему сочинения. Если вам предложено сформулировать заглавие, помните: именно заданную в заголовке тему вам понадобится раскрывать в тексте. Чтобы рассмотреть тему хорошо, полностью её раскрыть и не оставить пробелов, выберите один аспект, конкретную узкую проблему. Пример слишком широкой темы: «Значение романа «Война и мир» в творчестве Л.Н.Толстого»; пример узкой темы, хорошо подходящей для написания сочинения: «Андрей Болконский и Наполеон. Пересечение судеб (анализ эпизода)».
  2. Обдумайте тему тщательно. Сразу начинайте использовать черновик: записывайте факты биографии автора, относящиеся к написанию произведения, цитаты, собственные мысли.
  3. Определите основные проблемы, прямо относящиеся к теме. Найдите среди них ключевой вопрос и запишите его.
  4. Начинайте формулировать ваше личное мнение, отразите в черновике мысли по теме, ваше отношение к проблеме, произведению. Ответьте на вопросы:
    • Что вас заинтересовало?
    • Что показалось главным?
    • На какие детали, факты вы обратили внимание?
    • Согласны ли вы с мнением автора? Кратко объясните свою позицию, приведите доказательства, аргументы, воспользуйтесь вашим читательским и личным жизненным опытом.
    • Какие герои вам понравились? Почему?
    • Какие чувства вызывает произведение, статья?
    • Задумывались вы раньше над этой проблемой?
    • Насколько важным вам кажется поднятый в произведении вопрос?
    • Что нового вы открыли для себя, прочитав произведение?
  5. Запишите основные мысли, которые вы хотите отразить в сочинении. У вас должно получиться не менее 12 предложений.
  6. Перечитайте все черновые материалы и составьте план вашего сочинения. Помните, что композиция должна быть чёткой:
    • вступление;
    • основная часть (комментарии, аргументы, рассмотрение авторской позиции, доказательства вашей позиции);
    • заключение;
    • выводы.
    Пишите план, оставляя свободные места между пунктами. Туда вы можете внести цитаты, наметить предложения и формулировки. Распределите по пунктам плана все ваши черновые материалы. Не забывайте о заданном объёме.
  7. Приступайте к написанию чернового варианта вашего сочинения. Обязательно внимательно следите за логикой повествования: избегайте резких переходов, смысловых сдвигов, не уделяйте слишком много места деталям, незначительным отступлениям. Излагайте мысли плавно, последовательно, помните о смысловых связках между предложениями, абзацами. Ваш текст должен восприниматься как единое целое
  8. Используйте цитаты, вспомните свой личный опыт, аргументируйте и доказываете ваше мнение, позицию.
  9. Особое внимание уделите вступительной и заключительной части сочинения.
    • Во вступлении сформулируйте проблему, поясните задачи, которые вы ставите перед собой при написании сочинения. Можно начать с тезиса, отразить значение произведения в творчестве автора, важность и актуальность поднятой проблемы.
    • В заключении сделайте выводы. Перед написанием заключительной части перечитайте сочинение целиком. Пересказывать его содержание не нужно: обобщите всё написанное, но другими словами.
  10. Перечитайте черновик, найдите и исправьте все ошибки, неточности. Аккуратно перепишите сочинение на чистовик. Перечитайте текст и ещё раз проверьте его.
Пишите сочинение внимательно, вдумчиво и не торопясь, следуйте алгоритму и рекомендациям, тогда вы сможете хорошо выполнить задание.

Песню? Ну кому из нас не приходил в голову этот вопрос? Согласитесь, в жизни каждого человека хоть раз случались ситуации, когда душевное волнение требовало выхода. Казалось, что ни одна существующая песня не передает того, что чувствуешь именно ты. Хотелось сотворить что-то, излить свою радость, передать свою боль.

Но как создать свою песню? Что для этого нужно знать, что нужно уметь? Да и вообще, возможно ли это?

Сегодня возможно все. Но придется постараться, потратить время, научиться чему-то новому. Чтобы понять, как написать песню, нужно слушать много во-первых. Во-вторых, придется выучить освоить хотя бы базовые понятия теории музыки и стихосложения.

Сегодня сделать это можно несколькими путями. Путь первый - обычная музыкальная школа или курсы музыкальной грамоты. Путь второй - освоить специальную компьютерную программу. Их много в Сети.

Мы попробуем пойти третьим путем. Не будем думать о том, как написать песню, а возьмем карандаш и начнем писать прямо сейчас.

Достаем музыкальный инструмент, нужную литературу (или открываем обучающий сайт), начинаем читать и экспериментировать. Вспоминаем, что песни на куплет и припев можно разделить динамикой звука: куплеты обычно тише, припевы - громче. Пытаемся записать нотами самую простую мелодию. Возможно, это получится не сразу, но понять, как написать песню, такая работа поможет.

Как только ликбез пройден, а база изучена, переходим ко второму этапу. Вдохновение никогда не приходит по расписанию. Поэтому всегда нужно иметь под рукой блокнот, чтобы записать песню, которая вдруг пришла в голову. Это может случиться ночью, в метро, во время морского погружения. Помни: вдохновение не должно застать врасплох, песню нужно обязательно зафиксировать. На бумаге или диктофоне.

Ждать только вдохновения - глупо. Если спросить известных музыкантов о том, как написать песню, они ответят, что нужно ежедневно работать. Отведи несколько часов в день и пиши, пиши... Такой же ответ дадут они и на вопрос о том, как научиться писать музыку.

Обязательно исполняй то, что у тебя получилось. Только так ты сможешь услышать, что получилось, исправить то, что не нравится, отредактировать шероховатости.

Старайся понимать, что именно ты написал. Редко случается, что песня приходит целиком. Обычно появляется только один кусок. И от него может зависеть, что именно придется дописывать. Если пришедшие строки (или музыка) яркие, выразительные, их можно сделать припевом. Если написанная часть больше напоминает обычный рассказ, отличается тяжелым слогом или не очень понятной мыслью, ее можно сделать куплетом. Или вообще выбросить из песни.

Помни, в любой песне главное - настроение. Создай его. Придумай музыку: грустную и протяжную, легкую и быструю. Попробуй объединить грустные слова с быстрым темпом: у тебя получится напряженная мелодия. Добавь минорных аккордов, чтобы заставить грустить других.

Постарайся передавать чувства и смыслом подобранных слов, и их звучанием, и правильной рифмовкой. Тут снова придется обратиться к книгам или обучающим сайтам: именно там можно найти информацию о том, с рифмами и словами.

Создавая песню, постарайся найти в ней то, что зацепит слушателя. Это может быть какой-то аккорд или выражение, сочетание слов и музыки. Нет рецепта, как создавать такие зацепки. Но когда она будет найдена, ты сразу ее узнаешь. И твои друзья тоже узнают: «цепляющая» часть надолго засядет у них в голове.

Ну что? Ты понял, как написать песню? Могу ответить коротко: нужно учиться музыке, работать каждый день и стремиться добиться своего. Тогда все получится. Может быть, ты не станешь звездой, и твою песню не исполнят на Евровидении. Но кто сказал, что удовольствие от создания собственной песни меньше, чем удовольствие от полученных денег?