Как сделать хорошее вступление к тексту: несколько секретных приемов. Как написать вступление к сочинению по литературе? С чего начать сочинение по литературе

Вот сейчас сижу, и думаю – как сделать хорошее вступление именно к этой статье?

Я часто испытываю проблемы с этим самым вступлением. Иногда переписывать приходится по нескольку раз. Одно дело, если это информационная статья или небольшая зарисовка в блоге. Если текст продающий, каждое слово из первых предложений должно просто убивать наповал.

Вот сегодня поделюсь с вами советами, которые собрала как раз для тех, у кого не всегда получается хорошо начать текст.

Каким должно быть вступление?

Логичным продолжением заголовка . Заголовок кратко сообщает, о чем будет идти речь в статье. Вступление же должно немного шире раскрывать тему, пояснять, почему она важна, и для кого.

Увлекающим . Мы словно протягиваем читателю «соломинку» в виде заголовка. Он должен за нее уцепиться. Теперь пришло время тянуть его дальше, увлекать за собой вглубь текста.

Без воды . От всякого бла-бла-бла и очевидных вещей пользователь начнет зевать, даже не начав читать текст.

Аргументирующим . Расскажите, почему он должен прочитать ваш текст.

Информирующим . Намекните или скажите прямо, о чем будет идти речь в статье, таким образом немного расширив заголовок.

Шокирующим . Только в разумных пределах. Скажите в самом начале что-то такое, чего никто не ожидал. Например, какой-то интересный и необычный факт, относящийся к теме.

Нормальным по длине . Вообще если интересно – то неважно, длинное вступление или короткое. Главное, чтобы увлекало. Но стандартная длина вступления – 4-5 предложений.

Я не думаю, что рассказала вам сейчас что-то прям такое уж новое. Все это вы и так знаете. Но как сделать вступление таким, как надо, на практике?

Секретные приемы

Некоторые из этих приемов я применяю сама, другими поделились друзья и знакомые. Забирайте в копилку, чтобы было под рукой.

Опишите, что будет в статье . Вот так просто. По типу: «в этой статье я собрал десять причин, почему вам нужно завести хомячка». Дальше тему можно развить в еще одно предложение: почему именно хомячка, а не кролика.

Опишите явление, о котором будет идти речь . Этот прием ведет свои корни от сео-копирайтинга, когда первое предложение нужно было начать с ключа. «Клинкерный кирпич – это….» и дальше по тексту. Если это подходит к вашему тексту – самое простое и конкретное начало.

Начните с факта . «По данным Организации, которая собирает статистику о домашних животных, хомяков любят больше чем кроликов, на 54% процента. В данной статье объясняется, почему». Интересный факт привлечет внимание, и выглядит убедительно. Подсознательно читатель начинает думать, что и статья будет вся такая же – убедительная.

Чтобы раскачаться, начните со словосочетания «Слушайте сюда», «Итак» … Вообразите, что сидите на лавочке с друзьями, и они попросили вас рассказать о том, о чем вы сейчас собираетесь писать.

Есть и нецензурный вариант: пишешь «Так, б№;?%%;», и дальше по тексту излагаешь свои мысли. Только перед сдачей текста не забудьте убрать первое предложение:)

Кстати, побороть боязнь чистого листа и просто начать писать помогает фрирайтинг . Просто начните, пишите, излагайте свои мысли. А потом удалите первое предложение. Обычно именно в нем вода и всякие очевидности.

Попробуйте писать вступление после того, как написали весь текст . Начните писать саму суть, раскрывать тему. Вступление оставьте на закуску. Вам будет легче описать, о чем речь в статье, и в чем ее важность.

Опишите свое состояние . «Когда я писал эту статью, то сидел в Старбакс и вдыхал аромат свежего кофе, думая о том, как же сложно писать вступления».

Утрирую. Но главную мысль вы уловили. Кстати, наши западные коллеги по цеху часто пишут именно так.

Озвучьте проблему клиента или задайте вопрос об этой проблеме. Если вы знаете свою ЦА и ее боли – работает безотказно.

Зацепите эмоции спорным выражением . «Фриланс – это не всегда свобода выбора клиента». Если то, о чем вы написали, совпадает со мнением читателя – он пойдет читать, чтобы лишний раз убедиться в своей правоте. Если нет – он пойдет читать, потому что это своеобразный вызов.

Озвучьте личный опыт . «Когда я была маленькой, то любила много читать, и начала писать первые рассказы. Потом с меня вырос копирайтер». Люди любят читать личные истории – не лишайте их такого удовольствия.

Если мыслей нет совсем – погуглите и почитайте, как начинали свои статьи на вашу тему другие авторы. Возможно, чье-то решение вдохновит вас, или подскажет, как начать текст самому.

А как вы начинаете свои вступления к тексту? Поделитесь секретами в комментариях!

Как начать сочинение

Вступление и заключение к сочинению.

Вы должны учитывать следующие правила создания вступления и заключения в сочинении:

1. Вступление (без плана и эпиграфа) и заключение вместе не должны превышать по объему четверти всего сочинения.

2. Вступление и заключение должны быть связаны друг с другом по смыслу. Обычно во вступлении задается вопрос или ставится проблема, а в заключении даются ответы или показывается, что проблема решения не имеет.

3. Вступление и заключение должны быть связаны по смыслу с основной частью сочинения.

Виды вступлений к сочинению.

1.Репортажное описание. Самый удачный вид вступления. Если удастся ярко описать какую-то картину, ситуацию, проверяющий просто увлечется чтением сочинения и забудет об ошибках. Глаголы должны быть в форме настоящего времени. Используйте побольше назывных предложений. Описывать ситуацию надо так, будто вы видите ее на самом деле и ведете прямой репортаж о происходящем. Луче всего не говорить сразу, что происходит, потомить читателя ожиданием развязки или пояснения.

Пример.

“На обложке книги - две фигуры: солдат в телогрейке, галифе, кирзовых сапогах и шапке-ушанке и мальчонка лет пяти- шести, одетый тоже почти по-военному. Конечно, вы догадались. Это “Судьба человека” Михаила Александровича Шолохова.” (Тема:Судьба военного поколения в рассказах Шолохова.)

“...За окном сгущались сумерки. Неторопливо падал снег. Кругом была такая тишина, что казалось, только треск дров в жарко пылающем камине напоминал, что жизнь не прекращалась.

Вдруг Пушкин явственно услыхал звон колокольчика. Он бросился к окну. Как был в одной рубахе, босиком - распахнул двери, ведущие из сеней на крыльцо дома. Из саней выскочил кто-то в шубе, схватил в охапку, потащил в комнаты. Это был Пущин, навестивший поэта в ссылке в Михайловском. Шла зима 1825 года.” (Тема:Дружба в жизни и поэзии Пушкина).

2. А - великий русский писатель. Он оставил многотомные труды, которые до сих пор с наслаждением перечитывает все человечество. Его имя бессмертно. И т.д., и т.п.

Слабое вступление, но и его при случае можно использовать за неимением лучшего.

3. Обыгрывание даты смерти автора. Это удачное начало. Во-первых, смерть - повод подвести итог жизни и творчества, во-вторых, под это дело можно написать слезное начало, а если у проверяющего возникли какие-то эмоции - это хорошо. Но любую дату надо связывать с главной мыслью.

Пример.

“Он возвращался на родину. Позади осталась Европа, впереди русская земля. Гоголь ехал умирать. Колокольчик мерно отсчитывал дорожные ухабы пыльного шляха. Стояло душное лето 1847 года...”


4. Обыгрывание даты рождения автора. Школьники часто начинают свои сочинения с даты рождения автора. Это начало не очень удачно и правомерно только в том случае, если дата не просто названа, а связана с основной частью сочинения (через связь с другими событиями в мире: происшедшим в стране, в семье писателя, с затмениями лун и солнца, полетами комет, рождениями людей и эпох.)

Пример.

“Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетья. Все, что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычны для многих его соплеменников. Пушкин значительно обогатил свое время...”

5. Обыгрывание даты написания произведения. Во вступлении такого вида необходимо показать, какие события жизни страны повлияли на автора, как они отразились в произведении.

6. Обыгрывание даты событий произведения. Авторы не всегда пишут о том времени, в котором живут. Пушкин, например, описывал восстание Пугачева, Толстой войну начала века. Во вступлении такого вида важно дать объяснение, почему автор начал описывать именно те исторические события.

7. Отталкивание от цитаты . Сочинение начинается с эпиграфа или цитаты в первом абзаце. Далее идет фраза типа: “я не случайно начал свое сочинение с этих слов” и начинается обсуждение смысла процитированной фраз, потом - плавный переход к основной части сочинения. Такое вступление может получиться очень удачным.

8. Раскрытие основного понятия темы сочинения.

Пример.

“Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом, добро будет открываться человек, освещая ему путь к истине...” (Тема:Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”.)

9. Произведение “...” - неустаревающее, великое, многогранное, всеми читаемое и т.д. Слабое вступление, но пригодное в случае предательства воображения на экзамене.

10. Основная проблема, которая волновала писателя - это... Некоторые писатели всегда пишут об одном и том же (их тема не меняется) или думают над одними и теми же вопросами (их проблема не меняется). Например, Некрасов всегда писал о народе и думал над тем, как народ спасти от гнета. Во вступлении к сочинению можно показать основную тему или проблему автора для того, чтоб рассмотреть конкретное произведение в ряду других произведений этого автора. Если четко выделить проблему и довести ее до философского осмысления, может получиться замечательное вступление.

Пример.

“Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы русского купечества, нарисовал колоритные образы самодуров, мир темного царства. Не побоялся показать консервативную силу этого мира.”

“Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева - гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви...”

11. Личное восприятие. Проблема, которая взволновала автора сочинения после прочтения и анализа произведения. Высказывание и анализ своих мыслей всегда импонирует проверяющему.

Пример.

“Что же такое простота, правда, доброта? Всесилен ли человек, обладающий всеми этими свойствами характера? Я часто задавал себе эти вопросы, но ответить на них мне было трудно. Я обращаюсь к классике. Пусть она мне поможет в этом разобраться. Имя Льва Николаевича Толстого знакомо мне с раннего детства. Но вот недавно, всего лишь год назад, я прочитал роман “Война и мир”. Это великое произведение заставило меня по-иному посмотреть на вопросы, которые стоят в начале моего сочинения.”

Полезные клише к заданию С1 по русскому языку.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …

2) О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…

5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).

6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).

7) (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.

8) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

9) Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.

10) Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …

11) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.

12) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).

13) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

14) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .

15) «…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…


1) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему...

3) Данный текст посвящён теме (проблеме) ...

4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему...

5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах...)

9) Волнующую всех нас проблему... поднимает {указываем автора}.

10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, - это...

11) Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.

12) Что такое...? (В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.


1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}

2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …

3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.

4) Рассуждая над проблемой..., {указываем автора} обращается... {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.


8) В тексте доказывается мысль о том, что...

9) Основная мысль текста заключается в том, что...


1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.


- с использованием жизненного опыта:
1) Как часто приходится сталкиваться с...

2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как...?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как...

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) ...

- из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности...

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях...

- из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) ...

2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи...


1) Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .

2) Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).

4) (Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .

6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор.
Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Вступление - самая легкая и самая сложная часть сочинения одновременно. Легкая, потому что не требует особых знаний и состоит всего из 2-3 предложений. Сложная, потому что ошибаться нельзя. Как и в , важна точность, лаконичность и логичность.

Способы написания вступления

Сообщение о теме

Указание на тему исходного текста. По возможности - выделение аспекта, который затронут в тексте. Можно указать на актуальность.

Пример : текст, предложенный мне для анализа, посвящен теме любви. В нем говорится о важности взаимной любви и ее влиянии на человеческую судьбу.

Цитирование

Цитирование литературного произведения или известного человека добавляет сочинению привлекательности. Но нужно помнить, что цитата должна быть точной и прямо относиться к теме сочинения. Какой бы красивой ни была цитата, она не принесет пользы, если будет приведена не к месту - последует нарушение логики сочинения.

Пример : "Единомыслие создает дружбу", - так говорил Демокрит. Именно эта цитата вспомнилась мне при прочтении текста. Она наталкивает на рассуждение о факторах, способствующих дружбе.

Риторический вопрос

Вступление к сочинению ЕГЭ получается очень удачным, если начать его с риторического вопроса - такого вопроса, ответ на который очевиден. Это придает сочинению некоторую выразительность и вызывает у читателя интерес.

Пример : как можно не уважать свою Родину? Такой вопрос вызывает недоумение у каждого, кто любит свою землю, свою страну.

Указание на актуальность и значимость

Можно написать несколько предложений, указывающих на актуальность темы исходного текста на современном этапе развития человечества. Это добавит интереса. Особенно, если тема по-настоящему актуальна и является дискуссионной.

Пример : экологический кризис из чего-то далекого превратился в близкую и реальную проблему. Не ошибусь, если скажу, что от состояния окружающей среды зависит будущее человечества.

Формулировка определения

Найти ключевое слово в теме текста достаточно просто. Можно попытаться дать его определение. Вам не нужно писать научным языком. Достаточно сказать о том, в каком смысле нужно понимать данное слово в рамках исходного текста.

Пример : что такое совесть? Совесть - это нравственный ориентир человека. То, что руководит его поступками. То, что позволяет судить о нем максимально точно.

Что делать нельзя

Не пишите много: не стоит писать более 4 предложений. Идеальный объем - 2-3 предложения. Лучше меньше, но в тему.

Не будьте слишком эмоциональны : пишите нейтрально. У вас будет возможно выразить свое мнение. Вступление - начало работы, которое должно смотреться органично, а не побуждать к обсуждению и рассуждению.

Не пересказывайте содержание : пересказ в экзаменационном сочинении неуместен. Он не добавит баллов и не украсит работу. Пишите свои мысли, даже если не можете сформулировать их красиво. Стремитесь к простоте.

Не тратьте много времени : вступление пишется быстро. Основная часть работы должна занимать основное время. Время написания вступления - около 10 минут.

Вам знакомо это чувство? Сидишь над девственно белым листом бумаги, пригорюнившись, ручкой щечку румяную подпираешь, и ничегошеньки в голове не рождается… А рождается желание все выкинуть и рвануть отсюда на свободу, в пампасы, так сказать.

Но такой роскоши мы себе позволить не можем, напротив, должны эту болезнь преодолеть. Давайте найдем от нее лекарство!

Общие соображения

Итак, вступление в вашем выпускном сочинении не должно быть больше, чем одна десятая часть всей работы. Это сложно, но возможно. Еще там обязательно должна быть подводка (как говорят телевизионщики) к собственно теме и вопрос, на который вы будете отвечать, потому что сочинение и есть развернутый аргументированный ответ на поставленный вопрос.

Конечно, скажете вы, а если тема – и есть вопрос? Ну перефразируйте его, сделайте конкретнее или из одного несколько – роли не играет. Поверьте, Марь Иванне проще будет проверять, если она увидит вопрос и ответ на него. И апелляций не понадобится.

Какие бывают вступления?

Чтобы вам было проще, приведем несколько типов вступления, которыми можно воспользоваться. Темы взяты в Интернете, прошлогодние (итоговое сочинение 2015).

«Историческое» вступление

Это вступление уместно для тем, которые так или иначе отражают исторические события («Война и мир», «Тихий Дон», военные темы). Иногда такое вступление может быть в темах, посвященных произведениям, отражающим культурные и духовные изменения в обществе, связанные с историей. Например, в романе «Отцы и дети» спор порожден именно исторической обстановкой в русском обществе, а роман «Преступление и наказание» возник как размышление о серии преступлений, совершенных в Петербурге молодыми людьми сразу после отмены крепостного права в 60-х годах XIX века.

Пример такого вступления:

Тема: «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?»

В 60-х годах XIX века Россия стала местом, где не утихали идейные споры, сталкивались мнения, шла борьба между представителями разных сословий. На исторической сцене появлялись новые герои и новые идеи. Это было связано с отменой крепостного права, и у каждой стороны были свои яростные защитники и противники. К этому процессу чутко прислушивались русские писатели, особенно И.С. Тургенев, которому вообще было свойственно обостренное внимание к жизни современного ему общества. В своем великом романе «Отцы и дети» он изобразил двух героев, представителей разных поколений, и спор между ними, затрагивающий все самые актуальные вопросы того времени. Могли ли они прийти к согласию или остались врагами? Родилась ли в споре истина?

Суть «исторического» вступления – показать общие черты эпохи (первые три предложения). Затем «подводка» к писателю и его творчеству (четвертое и пятое предложения), « сужение» темы (6 предложение) и собственно перефразированная проблема-вопрос.

«Биографическое» вступление

Уместно практически к каждой теме, посвященной творчеству одного писателя.

Тема: « Что значит любить Родину? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)»

М.Ю. Лермонтов – великий русский поэт, пришедший на смену А.С. Пушкину. Он родился в богатой дворянской семье и получил прекрасное образование. Однако его жизнь не была легкой и безоблачной: была и ссылка, и травля со стороны светского общества. Казалось бы, что может думать такой человек о Родине, ведь не так много она дала поэту? Может ли его интересовать эта тема вообще? Но нет, Лермонтов размышлял о России и был настоящим патриотом, любил Родину и открыто признавался в этом чувстве. Свою любовь он назвал «странной». Почему? И что значит быть патриотом, по мнению поэта?

Принцип построения такого вступления – тот же самый: общая характеристика писателя-поэта, «подводка» к теме, «сужение» и проблема (перефразированная, конечно).

Для тренировочки: сами найдите, где что!

«Лирическое» вступление

Самое необычное и самое трудоемкое. Самое трудоемкое, потому что истинно лирический текст создать сложно, особенно в экстремальных условиях экзамена. Задержится Муза где-нибудь – и все, пиши пропало. Но если вдохновение есть, то можно попробовать.

Приведу два типа: для лирики и для прозы.

Для лирики

Тема: «Может ли поэт что-либо изменить в этом мире? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)»

Передо мной на столе любимый томик стихов. Это Лермонтов. Когда я его читаю, мне хочется думать, любить, гневаться, тосковать вместе с поэтом. Если мне плохо, я открываю этот том. Если мне хорошо, я листаю не раз читанные страницы. Думал ли сам писатель о том, какое впечатление окажут на читателей его стихи? Мечтал ли об этом? Надеялся на то, что его труд поможет изменить мир?

И опять тот же принцип: общее – «сужение» — подводка – проблема-вопрос.

Для прозы

Тема: « Свобода и ответственность в жизни человека » .

Как мы все хотим свободы! Мы ее ждем, вожделеем, наслаждаемся ею. Мы свободны! Мы можем делать, что хотим! Мы никому и ничему не обязаны! И пусть весь мир подождет! Но как часто в эйфории наслаждения этим состоянием мы совершаем поступки, которые могут причинить вред другим, обидеть, оскорбить кого-то! Над этими проблемами напряженно размышлял молодой Максим Горький в своем рассказе «Старуха Изергиль» и ответил для себя и читателей, как свобода связана с ответственностью на примере судеб главных героев.

Последнее вступление интересно тем, что немного по-другому подана проблема.

Есть еще «универсальное» вступление, о нем я писала раньше. Оно суперпростое и суперпримитивное. Советую использовать в крайнем случае, ну, если уж совсем ступор. О таком вступлении писала ранее в статьях, посмотрите там, не вижу смысла повторяться.

Вступления для выпускного сочинения можно прописать и кинуть в папку «Шпаргалочки».

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ