Энциклопедия кольера. Музыкальная энциклопедия Определение пантомима

Пантомима - это особый вид искусства

Пантомима- это особый вид искусства, особый способ существования в искусстве, особый способ общения с миром и людьми.

Пантомима - наш любимый жанр… лирический, смешной, милый, понятный, бессловный, академичный, черно-белый, игривый и игровой, интерактивный, простой, сложный, интимный, редкий, торжественный, не мешающий, востребованный, легкий и сложный, пластичный и такой, каким видите его вы…

«Почему без слов? Потому, что в жизни есть такие тайны, о которых словами не рассказать».

Леонид Енгибаров

Поделитесь с друзьями

Мим-комик дуэт "Он и Она" www.ona-ion.ru









ПАНТОМИМА, театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики.

;Элементы пантомимы можно найти во всех примитивных культурах, где мимические сцены являются частью религиозных ритуалов. Как самостоятельный вид театрального искусства пантомима впервые появилась в Риме в эпоху императора Августа (27 до н.э. – 14 н.э.). Греческое pantomimus означало «тот, кто изображает все» и относилось к актеру и виду искусства в целом. Римский танцор Пилад Киликийский первым стал выступать с серьезными сольными номерами, разыгрывая пантомимы на мифологические сюжеты. В отличие от Пилада, его современник и соперник Батилл Александрийский потешал римлян веселыми представлениями. Его любимым персонажем был козлоногий сатир, пляшущий с прекрасными дриадами.

Театр пантомимы So-Tvorenie - Париж, я люблю тебя!

Http://youtu.be/8CFPSg_g-Ak

Как писал греческий писатель-сатирик Лукиан Самосатский (125–180) в трактате « О танце» ( De saltatione ), хорошему мимическому актеру необходимо иметь гибкое мускулистое тело, превосходную память, глубокое знание мифологии, серьезное музыкальное образование. Исполняя пантомиму, актер надевал плащ и шелковистую тунику, доходящую до лодыжек. Его игре аккомпанировал оркестр из свирелей, флейт, кимвалов и труб. Хор рассказывал о происходящем на сцене.

Комната смеха. Клоун-мим театр "МирЛиц"

Http://youtu.be/IK3piix4gpo

Пантомима была модным развлечением при императорском дворе, в царствование Адриана (117–138) актеры занимали придворные должности. Однако в 534, по настоянию императора Юстиниана, танцы и представления были запрещены как безнравственные с точки зрения церковной морали.

Церковные запреты не смогли уничтожить любовь к пантомиме, и в Средние века это искусство сохранилось благодаря странствующим мимам и менестрелям. Пантомима вновь расцвела в 16–18 вв. в импровизированных фарсах бродячих итальянских актеров, получивших название комедии дель арте. Из Италии комедианты отправились через Альпы во Францию, Германию и Испанию, играя на понятном всем языке жестов. Главными героями комедий обычно были распутник Панталоне, старый купец-венецианец; доктор-педант Грациано, знатная дама Коломбина и ее слуги-дзанни (zanni): Арлекин, Пульчинелла и др.

Marcel Marceau - The Tango Dancer

Http://youtu.be/D8brJ1S3VXk

Под влиянием классической мифологии и комедии дель арте Д.Уивер (1673–1760), балетмейстер театра «Друри-Лейн», поставил в 1702 пантомиму. Английская пантомима напоминала скорее театрализованный балет. Сюжеты, заимствованные из античной мифологии, переплетались с баловством влюбленных Арлекина и Коломбины. Такие пантомимы давались в качестве интермедий в антракте трагедий и комедий. Со временем, исчерпав себя как жанр, пантомимы стали основой для водевилей. Сегодня в Англии пантомима – традиционное развлечение на Рождество.


Leonid Engibarov Леонид Енгибаров "Пантомимы"

Http://youtu.be/aNQaYVfu2vY

В 1750 хореограф Ж.Ж.Новер (1727–1807) представил публике драматические балеты (ballets d"action). Он отказался от геометрической выстроенности придворного балета, танцоры его театра доносили мифологические предания на языке жестов. В 1819 Ж.Г.Б.Дебюро вывел на сцену парижского Театра Фюнамбюль (1816–1862) Пьеро, отвергнутого влюбленного, изможденного, бледного, в белом балахоне, ставшего классическим персонажем пантомимы. Атмосфера скромного Театра Фюнамбюль (букв. «канатный плясун») удивительно точно передана в фильме М.Карне Дети райка ( Les enfants du Paradis ,1944).

Марсель марсо без слов

Http://youtu.be/e6On10BXpYQ

Молчат, как известно, и артисты балета. И танцовщик и мим «разговаривают» на

Языке пластического движения. Не означает ли это, что сущность их творчества
одна и та же? Нет, между балетом и пантомимой гораздо больше различий, чем
общности. Балет невозможен вне музыкальных образов, без соответствующей им
танцевальной пластики. В пантомиме же действие, как правило, свободно от
музыкального размера и ритма. Пантомима часто вообще исполняется без музыки.
Если же музыка становится необходимым компонентом того или иного
пантомимического действия, то играет в нем не главную, а подчиненную
роль.
Итак, мы видим, что пантомима существенно отличается и от
драматического и от балетного театров? И отличается прежде всего способом
выражения своих идей. Для мима молчаливое пластическое действие
основное
выразительное средство в создании художественных образов.
Всякое ли
молчаливое действие есть пантомима? Далеко не всякое.

Пантомима "В мире животных" - Надежда Смирнова

Http://youtu.be/qS__CoTlrV8

Представим, что мы сидим у
телевизора. Идет спектакль драматического театра. И вдруг пропал звук. А в это
время на телеэкране актеры продолжают двигаться, жестикулировать, в общем,
действовать. Пантомима ли это? Конечно, нет, - ведь нам в данном случае явно
будет не хватать потерянных слов, безмолвие действия не окажется органичным,
художественным.
Пантомимическое построение требует специально отобранного
действия.

Потрясающий номер!

Http://youtu.be/8WjVja0KYDk

ЛИТЕРАТУРА

Маркова Е. Современная зарубежная пантомима . М., С
Хайченко Е.Г. Метаморфоза одной маски : Джозеф Гримальди. М., 1994

http://www.kstyati.ru/cre_articles/act_pantomime1.html

http://www.whitemask.ru/classic

Актёру не всегда нужны слова, чтобы передать свои чувства и мысли зрителю. Он может это сделать при помощи жестов, мимики, пластики. Вид сценического искусства, где действующие лица изъясняются без слов, только посредством языка тела – вот что такое пантомима.

Искусство пантомимы известно с древнейших времён. Её зачатки можно найти в языческих религиозных ритуалах примитивных культур. В Риме во времена правления Августа она выделилась в самостоятельный вид театра, став модным развлечением при императорском дворе. В Средние века на пантомиму начались гонения, но она продолжала жить и развиваться в выступлениях бродячих комедиантов по всему миру.

Различают 4 вида пантомимы:

  • Танцевальная пантомима – берёт начало в культуре первобытного общества, некоторые элементы до сих пор сохранились в народных плясках у людей различных национальностей.
  • Классическая пантомима – произошла из зрелищных представлений древней Греции и Рима, включает в себя три составляющих: стихи, музыку, действие.
  • Акробатическая пантомима – родом из театров Востока, сопровождается прыжками и жонглированием.
  • Эксцентрическая пантомима – в основе лежит комическая ситуация и используется гротесковый реквизит.

Искусству пантомимы доступны любые жанры: от трагедии до юморески, от остросатирической миниатюры до драматической новеллы. Очень трудно определить границы между ними, они часто бывают тесно взаимосвязаны и как бы проникают друг в друга. Пантомима может исполняться только одним актёром или целой группой мимов. Неизменным остаётся одно: без единого слова донести до зрителя историю, воссоздать характер, рассмешить или взволновать.

Развитие искусства пантомимы в России

В России искусство пантомимы берёт начало в народных обрядах и праздниках, которые не обходились без игры, пляски и песни. Люди рядились в животных, пародировали различных персонажей. Игры часто сопровождались элементами пантомимы, когда движениями и жестами пояснялись слова песен. Такие сценки часто встречались в обрядах, приуроченных к праздникам: Масленице, Святкам, Рождеству. Примеры игры-пантомимы можно увидеть в самодеятельных представлениях, посвящённых различным событиям: концу жатвы, сватовству, свадьбе и т. д. Постепенно элементы пантомимики стали проникать в различные сферы искусства:

  • в русский профессиональный балетный театр;
  • на балаганные подмостки театральных площадей;
  • арены цирков;
  • драматические театры;

Со временем, переходя с площади на сценические подмостки, пантомима приобретает техническую виртуозность, обогащаясь выразительными приёмами. К искусству пантомимики обращались Станиславский и его великие ученики, среди которых были титаны театральной системы образования Вахтангов, Мейерхольд, Таиров.

Пантомимика стала широко применяться в театральной среде во время обучения актёров мастерству перевоплощения. С её помощью они учатся выражать мысли и чувства без слов, делая упор на внутренние ощущения.

Во времена Советского Союза пантомима проходила сложный путь, иногда даже просто предавалась забвению. Поскольку идеология нуждалась более всего в разговорной драме. В послевоенное время была практически одна маленькая площадка при Всесоюзном институте кинематографии, где сохранялись традиции пантомимического искусства.

Лишь в 60-х годах наметилась тенденция к её возрождению. Ярким примером этого может служить пантомима «Девушка, хулиган и шарик» в исполнении артистов Натальи и Олега Кирюшкиных. Номер был показан в 1973 году на гала-концерте Всемирного фестиваля молодёжи в Германии, транслировался в прямом эфире и имел огромный успех.

Всего 6 минут длилась пантомима, где мальчик-хулиган в рыжих конопатках и хрупкая девочка играют трогательную историю о вечной проблеме добра и зла. Публика рукоплескала и не отпускала артистов со сцены 20 минут.

Просматривая видео пантомимы «Девушка, хулиган и шарик» становится ясно, как выразительной пластикой без единого слова можно передать чувства и мысли. На глазах рождается сказка: появляется юная девочка с обыкновенным воздушным шариком в руках. Девочка танцует, радуясь жизни. Неожиданно возникает хулиган, уверенный в своей силе, пытается отобрать шарик. Но происходит чудо, которое хорошо передаёт даже старое снятое видео. Шар становится тяжёлым, и парень не в силах даже поднять его с земли. Тогда девочка объясняет, что шарик нуждается в любви и бережном отношении. Постепенно хулиган понимает, что шар не может служить злу и насилию, а только добру. Они уходят, взявшись за руки. Видео пантомимы транслировалась на экранах больше двух лет, его и сейчас хорошо помнят советские зрители.

Так, пантомимическое искусство возвращалось к людям, несмотря на то, что чиновники смотрели на него с некоторым опасением.

Пантомима для детского развития

Пантомимическое искусство нашло широкое применение не только на сцене. Оно очень важно для развития детей: дошкольников и школьников. Пантомима решает несколько задач:

  • развивает творческое мышление;
  • учит корректному выражению чувств и эмоций;
  • расширяет кругозор детей;
  • раскрепощает, снимает скованность;

В зависимости от возраста детей подбираются задания или сценки с элементами пантомимы. Это может быть конкурс, игра, даже постановка целого представления, в основе которого будет лежать заранее написанный сценарий.

Когда ребёнок не посещает детский сад и мама занимается с ним дома, особенно важно с пользой проводить его досуг. Если за окном осень, холодно и дождь, а телевизор надоел, на помощь придёт игра в пантомиму без слов. Малышам до 4 лет можно предложить простые задания, например, показать, как мама выполняет ту или иную работу:

  • подметает пол;
  • развешивает бельё;
  • моет посуду и т. д.;

Для дошкольников предлагают задания посложнее: разыграть отдельные сценки на определённую тему. На тему «Осень» показать, как собирать грибы в лесу или прятаться от дождя. На зимнюю тему: кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Если ребят много, есть возможность разыграть пантомимические смешные сценки, к примеру, по басням. Взрослый будет читать текст, а дети изображать героев и их действия.

Школьников уже можно просить изображать не только движения, но и чувства:

  • показать человека, получившего радостное известие;
  • на улице холодно, осень, слякоть и идёт дождь;
  • когда навстречу несётся громадная собака;

Для школьников педагоги могут давать самые разные творческие задания:

  • изобразить, какие профессии они знают, или кем хотят стать;
  • показать походку: курицы, индюка, гуся, пингвина и т. п.

Детский праздник: день рождение или Новый год – ещё один повод поиграть в пантомиму. Новогодняя пантомима для детей может также включать в себя разные коллективные сценки и задания:

  • изобразить космонавтов на орбите, которые водят хоровод вокруг ёлки;
  • изобразить пантомимой мигающую гирлянду из лампочек;

Таких заданий и конкурсов можно придумать достаточно много, всё зависит от фантазии и желания взрослых сделать досуг детей полезным и увлекательным. Талантливый педагог может создать для детей театр пантомимы.

В последние годы растёт популярность пантомимического искусства. Актёру-миму, как и любому танцору, необходимо каждый день выполнять упражнения для того, чтоб в совершенстве владеть своим телом. Кроме того, он должен обладать большим обаянием, чувством юмора и трудолюбием.

Словарь Ушакова

Пантомима

пантоми ма , пантомимы, жен. (от греч. pantomimos - все представляющий, изображающий без слов) (театр. ). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями.

| Сценарий для такого представления, а также сопровождающая его музыка.

Культурология. Словарь-справочник

Пантомима

(греч. pantomimоs , букв. – все воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика исполнителя.

Античный мир. Словарь-справочник

Пантомима

(греч. pantomimes - все воспроизводящий подражанием)

в Древ. Риме танцевальное представление, передающее содержание жестами и пластикой. Иск-во П. развилось из ритуал, танцев, но впоследствии приобрело развлекательный характер. Сюжетами для П. служили преим. трагедии и эпос. Исполнителями вначале были мужчины, выступавшие в масках; женщины были допущены в III - IV вв. Наибольшей популярности жанр П. достиг в эпоху Рим. империи и был запрещен имп. Юстинианом (527 - 565) из-за фривольного содержания.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Словарь музыкальных терминов

Пантомима

(от гр. panta - все и mimeomai - подражаю)

1. Искусство выражать мысли и чувства средствами мимики и жестов.

2. Театральный спектакль, в котором художественный образ создается средствами мимики, жестов и сопровождается музыкой.

3. Один из основных элементов балетного искусства (наряду с танцем).

Энциклопедический словарь

Пантомима

(от греч. pantomimos, букв. - все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика.

Словарь Ожегова

ПАНТОМИ МА, ы, ж. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.

| прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Пантомима

  1. ж.
    1. :
      1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями.
      2. Соответствующий жанр в театральном искусстве.
    2. Цирковое представление феерического характера, в котором эффектные постановочные номера объединены определенным сюжетом.
    3. :
      1. Сюжетная сцена в балете, опере, драме, основанная на бессловесной драматически выразительной игре исполнителей.
      2. Игра актера в подобной сцене.
    4. Жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Пантомима

Театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление, П. впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые П. Батилл (см.) и Пилад (см.), которых считают основателями римской П. Древняя П. существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках; различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Несмотря на такую ограниченность сценических средств, pимскиe П. умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская П. не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки - вот сюжеты П. Для каждой П. составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica); под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела П. первенствующее место на римской сцене; успеху римских П. не мало способствовал и их чувственный, развратный характер. В П. все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию П. Вернее, однако, думать, что П. были только отражением римской жизни. Сюжеты П. всегда касаются чувственной любви; для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн П. еще увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П. на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что названия гетера и танцовщица были однозначущи. Любовь к П. перешла и на исполнителей; любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести соблюдалось недолго: уже Сенека называет римскую молодежь своего времени лакеями пантомимов. Заводить с пантомимами знакомство считали для себя за честь и удовольствие даже сенаторы; пантомимы - всегда любимцы римских дам; им покровительствует Август, не особенно их стесняет и Тиберий, вообще не любивший актеров; Калигула не скрывает своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал самые неприличные знаки внимания; при Нероне, который сам выступал в П., страсть к ним не знает пределов; Тит не любил игры пантомимов, при Домициане они опять в большом почете; Траян всеми мерами старается ограничить страсть римлян к П.; при Антонине П. опять в большом ходу. Позднейшие христиaнскиe императоры снисходительно смотрят на представления П., в которых цинизм растет с каждым поколением; в царствование Юстиниана в П. отличается бесстыдная Феодора. Единственное ограничение, которое установил Юстиниан - это запрещениe воздвигать пантомимам статуи на площадях подле статуй кесарей. Кроме Батилла и Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас, затем Мнестер и Парис, один из приближенных Нерона (см. Парис). К самому позднему периоду римской империи относятся П. Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало драматическое искусство, пали и П. В средние века они еще сохраняются, но грубость актеров мешает их развитию. Развитие так называемого балета-пантомимы новейшего времени не могло идти вперед до половины XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время балет-П. начинает вытеснять оперу-балет, сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Ввел П. в балет впервые известный хореграф Новерр (см.), своим балетом "M édé e et Jason". Новерровский балет не был, однако, мимической драмой древних: у Новерра мимика подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. П. встречается не только в балете, но и в опере, напр. сцена Эльзы в первом действии "Лоэнгрина", Вагнера. Для старинной П. брали сюжеты весьма сложные; напр. Новерр пользовался сюжетом "Семирамиды" Вольтера, Галеоти - "Макбета" и "Ромео и Джульеты". Подобного рода П. имели до 5 актов.

Пантомима – это известный с древнейших времен и неизменно популярный вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются мимика и пластика артиста. Элементы пантомимы часто встречаются в народных танцах, распространены в современной актерской игре и широко применяются при обучении молодых артистов искусству игры на сцене.

«Пантомима – это поэзия тишины».Иозеф Михаэль Кройтцер.

Задачи, стоящие перед актером-мимом, по своей сути, неотличимы от задач актера драматического. Это:

  1. Создание яркого сценического образа.
  2. Непрерывное действие в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами.
  3. Эмоциональная выразительность и узнаваемость.

Главная разница в том, что мим не пользуется речью, отсутствие которой компенсируется разнообразием невербальных выразительных средств – пластикой, мимикой, жестикуляцией.

Несмотря на гротескный и утрированный характер жестикулятивных, мимических и пластических приемов, использующихся в пантомиме, все они родом из жизни, из свойственных человеку эмоциональных реакций и их физических выражений. Вот почему уроки пантомимы преподаются не только на факультете театрального искусства , но и в сферах, не связанных со сценической практикой: от уроков соблазнения девушек до методов ведения следствия и дипломатических переговоров.

Пантомима для детей


Любой современный детский театр пантомимы в Москве или театральный кружок начинает обучение маленьких артистов именно с пантомимики. Чаще всего малыши учатся изображать животных и играют в шарады, когда один ребенок показывает некую сценку, а остальные пытаются угадать слово. Польза таких упражнений для детского развития огромна, к ней можно отнести:

  • развитие воображения;
  • выработку умения правильно выражать эмоции;
  • раскрепощение и укрепление самооценки;
  • вкус к творчеству и творческое мышление;
  • расширение кругозора и приобретение ценного эмоционального опыта;
  • развитие навыков общения и взаимодействия с другими детьми.

Игра пантомима для детей подходит для любого возраста и рекомендуются к домашним занятиям. Это веселый, увлекательный и захватывающий способ провести время с пользой, который может заменить вашим детям бессмысленное просиживание за компьютером или экраном телевизора. Играть в шуточные пантомимические игры можно вдвоем или в большой детской компании, на днях рождения, елках, школьных утренниках или просто каждый день в свободное время.

Детские задания


Смешные задания для пантомимы могут быть разной сложности, в зависимости от возраста малыша. Для самых маленьких детей (до 4-х лет) подойдет вариант простого повторения за взрослыми. Дети очень любят подражать мамам и папам, показывая, как они делают уборку, готовят ужин, собираются на работу и прочее. Именно этим и следует заниматься с детьми, постепенно усложняя задания. Можно предлагать детям изображать разных домашних и диких животных, неживые предметы (например, транспорт), представителей профессий (например, полицейского, пожарника, доктора) и т. п.

Дети 4–6 лет вполне могут включать воображение и придумывать идеи для пантомимы самостоятельно, от вас требуется только предлагать им несложные темы. Ребенок учится вспоминать, что он обычно делает в разных ситуациях, и воспроизводить небольшие сценки из собственной жизни.

Примеры тем:

  • времена года,
  • детский сад,
  • во дворе.

Пантомима для детей начальных классов может включать задания на выражение чувств и переживаний. Переживания должны быть простыми и знакомыми школьнику, например, страх, радость, огорчение, удивление и т. д.

Примеры заданий:

  • папа принес новую игрушку;
  • у тебя день рождения;
  • к тебе бежит собака;
  • ты получил двойку (пятерку).

С подростками лучше всего заниматься в коллективе, т. к. первое, что вызывает интерес у подростка, – общение со сверстниками. Прекрасно подойдут сказки пантомимы по ролям для компании, шарады и подобные им игры. Загадывать лучше сложные слова для пантомимы, требующие работы воображения и поиска нестандартных подходов.

Это могут быть интересные животные:

  • хамелеон,
  • божья коровка.

Популярные телепередачи:

  • «Модный приговор»,
  • «Дом 2»,
  • «Большая Разница».
  • Сергей Зверев,
  • Тимати,
  • Борис Моисеев,
  • Ксения Собчак.
Подростки ценят юмор, поэтому лучше придумывать смешные слова для пантомимы. Загадывая знаменитостей или известные телешоу, останавливайтесь на тех, которые лучше всего поддаются пародии.

Сценарий сказки без слов для детей


Постановка полноценного спектакля-сказки без слов может стать замечательным времяпрепровождением для вашего ребенка и его друзей по случаю праздника или просто в свободное время. Для этого вам не потребуется специальный адаптированный сценарий сказки пантомимы для детей без слов, вы можете выбрать любую сказку в ролях и приспособить ее для постановки. Вот как это делается:

  1. Поиск сказки. Выбирая сказку, внимательно читайте текст, в нем должно быть как можно меньше «воды» и как можно больше действия. Проверить это можно очень легко: по мере чтения реплик, пытайтесь представить себе, как вы выражаете их суть без слов, с помощью жестов и мимики. Получается? Значит, это хороший текст, смело берите его в работу.
  2. Распределение ролей и подготовка. Обсудите сказку с детьми, предложите им самим выбрать себе роли, расскажите сюжет сказки в подробностях, но своими словами.
  3. Условное место действия и мизансцены. Договоритесь с маленькими артистами о том, как вы оборудуете игровую площадку, на какие зоны поделите в соответствии с требованиями сказки (дворец, башня, пещера, темный лес и т. д.). Каждый герой должен понимать, где ему полагается быть и что делать. Конечно же, дети не смогут все запомнить, но не волнуйтесь на этот счет, ведь вам выпадает роль ведущего сказки – единственного человека, который может и должен говорить. Вы будете руководить всем действом и сможете помогать актерам.
  4. Когда подготовительная работа закончена, можно открывать спектакль. Вы, как ведущий, объявляете выходы персонажей и читаете их текст, а дети-актеры переводят этот текст на язык жестов. Выглядит это примерно так:

Ведущий: «Я – Царь Горох, царь тридевятого царства!»

Ребенок с гордым видом бьет себя в грудь, поправляет воображаемую корону и рукой показывает, как широки его владения.

Пантомима для взрослых


Пантомима – это не только комплекс развивающих упражнений для детей, но и способ разнообразить любую взрослую вечеринку. Игра «Крокодил» не уступает по популярности даже «Мафии», т. к. отлично раскрепощает компанию и поднимает настроение. Помимо досуга в кругу друзей, «Крокодил» может быть использован в качестве тренинга для сотрудников, т. к. в процессе игры вырабатываются ценные навыки:

  • чувство команды, сплоченность;
  • умение и желание взаимодействовать друг с другом;
  • сообразительность и логика;
  • воображение и творческий подход к решению задач.

Как бы далеки ни были друг от друга два человека, в процессе игры они становятся союзниками, приобретают общие интересы и приятно проводят время вместе. Барьеры и дистанции исчезают сами собой. Людям гораздо проще общаться после подобных практик, поэтому сказка пантомима для корпоратива по ролям широко используется для создания здоровой и положительной атмосферы внутри коллектива.

Правила игры «Крокодил»:

  1. Игроку, который показывает загаданное слово, запрещено говорить, проговаривать слово губами и пользоваться любыми звуками.
  2. Запрещено показывать слово по буквам.
  3. Разрешается показывать каждое слово отдельно, если загадано словосочетание или фраза.
  4. Зрители могут задавать вопросы, действующий игрок может отвечать на них только средствами пантомимы.

Примеры слов

  • вежливый олень,
  • неуловимый Джо,
  • белая горячка,
  • роды,
  • клизма,
  • конь в пальто,
  • жизнерадостный наркоман,
  • бомж оптимист.

Место действия:

Обстоятельства:

  • задержали зарплату,
  • женился,
  • развелся,
  • уволился,
  • выиграл в лотерею,
  • перепил,
  • недоперепил.

Персонажи и герои:

  • Д’Артаньян,
  • Винни-Пух,
  • Всадник без головы,
  • Магистр Йода,
  • Кенни из «Южного Парка»,
  • Бендер из «Футурамы».

Задания для компаний и корпоративов


Вот еще несколько популярных игр с элементами пантомимы для подростков, подходящих также для взрослых компаний:

Оркестр (желательно выполнять под ритмичную инструментальную музыку)

  • Компания представляет собой оркестр, играющий на воображаемых музыкальных инструментах. Инструменты у всех разные.
  • Один из оркестрантов выбирается дирижером. Он стоит на виду у всех, изображая игру на своем инструменте.
  • Внезапно дирижер меняет свой инструмент на инструмент любого из оркестрантов, например, на флейту.
  • Обладатель флейты должен перестать играть и закрыть уши руками, а весь остальной оркестр принимается изображать игру на флейте по примеру дирижера.
  • Дирижер возвращается к своему инструменту, оркестр возвращается к своим. Все повторяется сначала.

Живописцы

  • Компания делится на 2 команды, каждая команда загадывает картину желательно с соответствующим количеством действующих лиц, чтобы участвовать могли все («Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо султану», «Не ждали» и т. д.).
  • У первой команды есть отведенное время на подготовку и показ своей картины в виде небольшого пантомимического этюда.
  • Второй команде дается время посовещаться, после чего нужно угадать, какую картину оживила команда №1.
  • Команды меняются, а в конце игры по очкам определяется команда-победитель.

παντόμῑμος (pantomimos)) - вид сценического искусства,в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.

Термином «пантомима» также пользуются специалисты в области «языка тела» (полицейские, следователи, профессиональные карточные игроки, воры «на доверии», специалисты в области переговоров, дипломаты, и, естественно, представители юриспруденции, такие, как судьи, прокуроры, и адвокаты), способные оценивать мотивации и внутреннее состояние, равно, как и правдоподобность информации, исходящей от собеседников вне зависимости от произносимого ими текста, и опирающиеся в своих оценках исключительно на био-механические проявления тела оппонента (позиционирование рук, осанка, спонтанные движения губ, изменения температуры тела, проявляющееся в появлении «румянца» или же внезапном исчезновении оного, расширении или уменьшении зрачков, и проч.) См. художественный фильм «True Romance» . Драматический монолог Кристофера Уокена (Christopher Walken) адресованный Деннису Хопперу (Dennis Hopper): «Сицилийцы - лучшие в Мире вруны. Чемпионы мира по вранью в „тяжёлом весе“. Мой отец был лучшим из них. Так вот, согласно ему, у мужчины существует 17 пантомим, показывающих, что он - врёт. У женщин - 20…» («Sicilians are the best liars. The best… The World Heavy Weight champion-liars. My father was the best of them. According to him, there are 17 pantomomes showing that the man is a liar. Women has 20…» Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён. Наиболее известными фигурами в Европейской классической пантомиме были Батист Дебюро (XIX век), Марсель Марсо , Этьен Декру, Жан-Луи Барро , (все - Франция), Адам Дариус (Финляндия), Борис Амарантов , Леонид Енгибаров , Анатолий Елизаров (Россия).

В начале и середине XX века произошёл очевидный и по сей день, досаднейший раскол в развитии и восприятии искусства пантомимы в Старом Свете и Северной Америке (особенно - в США, где, как ни печально, само слово «мим» («mime») по сей день является если не «ругательным», то, по крайней мере, носит саркастический характер). В то же самое время в Европе, в России (и впоследствии, как ни парадоксально - в СССР) пантомима была трансформирована в более синтетическое искусство и серьёзно использована в театре и в системе театрального образования такими титанами, как А. Арто, Б. Брехт, В. Мейерхольд, А. Таиров, М. Чехов, Ю. Любимов, Е.Гротовски, Е.Барба и многими другими)

В 1950-х годах, в Ленинграде , в ДК Промкооперации (позднее переименованном в ДК Ленсовета) Рудольф Славский создал первую в СССР студию пантомимы, из которой вышли В. Полунин (театр «Лицедеи »), В. Агешин, Н. Самарина, А. Елизаров и другие. Так же эта студия сильно повлияла на творчество Роберта Городецкого (театр «Лицедеи »). На основе опыта работы в студии Славский опубликовал книгу «Искусство пантомимы» (1962, переведена на несколько языков).

В 1960-х в Польше, Чехословакии и Прибалтийских Республиках СССР появился феномен театра пантомимы, наиболее значимыми деятелями которого были Генрик Томашевский (Вроцлав, Польша), Ладислав Фиалка (Прага, ЧССР), и, наиболее значимый - Модрис Тенисон (Каунасский Театр Пантомимы, Литовская ССР). М. Тенисон, художник-график, дал искусству пантомимы - новую энергетику, в результате привнесения которой, само действо в его постановке уже почти ничто не связывало с традиционной пантомимой. Единственным, и непреложным качеством, «удерживающим» его искусство в максимальном приближении к «пантомиме» был факт, что слово или звук (не путать с музыкальным сопровождением!) - по-прежнему оставались табу. Но, в отличие от классической пантомимы, краеугольным камнем которой является дивертисмент, состоящий из до блеска отточенных миниатюр (преимущественно комического свойства), в театрах, указанных выше (и в особенности - в театре М. Тенисона) зритель сталкивался с цельным, продолжительном действом, базированным на цельном сюжете, преимущественно аллегорического свойства.

Из театра М. Тенисона вышло 2 наиболее значимых философа новой пантомимы: Валерий Мартынов и Гедрюс Мацкявичюс. Первый (В. Мартынов, Группа Пантомимы при Музее Электронной Музыки, Москва, -) декларировал импровизацию, основанную на медитативном состоянии артиста, как единственный путь к выразительности. Второй (Г. Мацкявичюс, Театр Пластической Драмы, Москва, -) был более «консервативен» и использовал импровизацию, как часть своего творческого метода: провоцируя актера на импровизацию в рамках заданной поэтической (метафорической) темы, он добивался органичного результата, и впоследствии включал этот результат в зафиксированную канву создаваемого спектакля. Исключительно важно отметить, что молчание актера на сцене в вышеозначенных театрах было не насильственно-привнесённым условием, а неотъемлемым и органическим элементом выразительности. (См. К. Станиславский «Работа Актёра над Собой», «зона молчания»)

Отдельно стоит отметить феномен театра клоунады п/р Вячеслава Полунина «Лицедеи ». Будучи классическим мимом «по образованию», В. Полунин привнес в пантомиму - элемент клоунады. Это же, несколько раньше, в меньшем масштабе и в противоположной пропорции, делал Леонид Енгибаров , привнёсший элемент пантомимы в сольную цирковую клоунаду. Как ни парадоксально, в Канаде , (провинция Квебек), основанный в 1984 году Cirque du Soleil , (Ги Карон (Guy Caron), Франко Драгоне (Franco Dragone) интуитивно возродил многие элементы постановочной методики Европейских театров пантомимы 60-х годов. Суть этого возрождения базировалась на синтезе циркового искусства, пластической импровизации, включающей элементы акробатики, гимнастики и хореографии, и цельной ассоциативной канвы, объединяющей весь спектакль.

В США в 70-е годы были осуществлены некоторые попытки возрождения пантомимы на новом уровне и для нового зрителя, но, как ни печально, даже наиболее значимые из них (San Francisco Mime Troup и Bread and Puppet) - канули в небытие. Это - вполне объяснимо: обилие и разнообразие хореографических театров в США заняло «нишу зрительского интереса» к пластическому искусству, которая была практически свободна 30-35 лет назад в странах Восточной Европы и бывшего СССР, где единственной «дозволенной» формой физического представления был Классический Балет.

Cовременная Пантомима

Ваграм Зарян / Vahram Zaryan spectacle ILYA

Джеймс Терри / James Therrée 2010

  • Ваграм Зарян (фр. Vahram Zaryan * )

французский актёр, танцор, режиссёр и хореограф, работающий в жанре современной пантомимы. Он создаёт труппу современной пантомимы - труппаа Ваграм Зарян (Compagnie Vahram Zaryan) , которая воплощает на сцене произведения Модерн Арта через искусство жестов. Совместно с драматургом Флорентoм Браконом он ставит спектакль Исповедь (Confession) с которым гастролирует в Восточной Европе и на международном фестивале пантомимы в Армении в Цахкадзоре в августе 2010-ого года. За ним следует ещё один спектакль Илья (ILYA) поставленный в Париже.

  • Джеймс Тьерри (фр. James Thierrée )

Внук Чарли Чаплина акробат, танцовщик, мим, актер и режиссер. Родители Тьерри - Виктория Чаплин и Жан-Батист Тьерри - являются одними из вдохновителей «Нового цирка», течения, объединяющего на арене драму, театр и традиционные цирковые жанры. Джеймс Тьерри работает в рамках этого направления со своей труппой «La Compagnie du Hanneton». После «Симфонии майского жука» он поставил спектакль «Bright Abyss» («Сияющая пропасть»). Джеймса Тьерри прославили шоу, в которых сочетаются театр, цирк и Пантомима.

  • Киевский квартет DEK.RU -это коллектив, работающий в жанре классической пантомимы. В репертуаре которого более 20 номеров представляющих собой небольшие сценки из жизни людей. Их содержание от лирического и романтичного до философского и комического. Но всегда это – высоко - художественно и профессионально исполнено.
  • Нижегородский театр пластики и пантомимы "Малиновая гряда".

Создан в 1985 году на основе школы классической пантомимы, но работает в различных стилистических направлениях: будь то соц-арт, клоунада, буто, перфоманс, модерн-данс, буффонада или другое ответвление пластического искусства. Их спектакли - это яркое отражение обыденности, умение замечать некрасивое в красивом...Преподнесенное всегда профессионально и очень творчески.Режиссёры: Ирина и Евгений Седовы.

Литература

  • кн. С. М. Волконский. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (По Дельсарту). - СПб, 1913
  • В.Румнев «О пантомиме. Театр. Кино»,
  • E.Barba & N.Savarese «A Dictionary of Theatre Anthropology»,
  • И.Рутберг, Книги о теории и истории ПАНТОМИМЫ.
  • Искусство пантомимы, «Искусство», Москва 1962 Рудольф Славский Учебник по основам пантомимы.

Ссылки

  • Пантомима в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Пантомима" в других словарях:

    - (греч., от pan и mimos подражатель). 1) передача мысли телодвижениями без помощи речи. 2) пьеса, в которой актеры передают желания и чувства телодвижениями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНТОМИМА … Словарь иностранных слов русского языка

    пантомима - ы, ж. и устар. ПАНТОМИМ а, м. pantomime m. <лат. pantomimus, гр. 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. БАС 1. Pantomime. Пантомим. Ария, по которой два или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - (от греч. pantomimos букв. все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа пластика, жест, мимика … Большой Энциклопедический словарь

    ПАНТОМИМА, пантомимы, жен. (от греч. pantomimos все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями. || Сценарий для … Толковый словарь Ушакова

    ПАНТОМИМА, ы, жен. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов. | прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова