Д родари произведения. Как Джанни Родари стал писать сказки? (Сергей Курий). Литературная и журналистская деятельность

Произведения Джанни Родари завоевали сердца детей всего мира. По мнению писателя, книги, как и игрушки, должны в занимательной форме научить ребенка основным жизненным принципам. Такими и старался сделать свои произведения Джанни Родари для детей: яркими, животрепещущими, поучительными. Годы его детства нельзя назвать благополучными, тем не менее он не обозлился на жизнь: в его сказках много светлого и юмористического, однако не лишены они и грустных аспектов социального неравенства. Ведь книга должна быть правдивой, открывать все стороны жизни, пусть даже это и сказка о мальчике, обладающем чрезмерно громким голосом, или о бедном Чиполлино, или о путешествии игрушек перед Рождеством.

Биография писателя

Писатель - выходец из семьи пекаря. К сожалению, отец будущего писателя умер от пневмонии, когда Джанни был десятилетним мальчиком. Семья осталась на плечах одной матери. Помимо Джанни, у Родари было еще двое сыновей.

За неимением средств на светскую школу мальчики поступают учиться в духовную семинарию. Как же не любил Родари эти занятия, такие скучные и монотонные! Вот и сбегал после в библиотеку, чтобы хоть как-то развлечься. Там он увлекался книгами Шопенгауэра и Ницше, совсем нехарактерными для подростка.

Великой радостью было окончание учебы. Юноша поступает в университет, параллельно начинает работать учителем, ведь нужно было поддержать мать, выбивающуюся из сил, чтобы прокормить сыновей. Жизнь начала налаживаться, однако этот период не продлился долго: началась война.

Родари не взяли на фронт - его признали непригодным к военной службе из-за слабого здоровья. Сложные экономические условия, нехватка денег заставили писателя вступить в фашистскую партию. Хотя он пробыл ее членом недолго, примкнув к Сопротивлению.

После войны Родари работает журналистом, пишет детские книги. 1953 год принес счастье в личную жизнь писателя: он женится, а еще через четыре года становится отцом. Его дочь Паола стала единственным ребенком. В эти годы он не выпускает произведения, занимается журналистикой (в 1957 году Родари аттестовался как профессиональный журналист).

Всемирное признание писатель получил после вручения ему премии Андерсена - престижной литературной награды.

Скончался Родари в 1980 году от тяжелой болезни.

Становление творчества

Как же начали появляться произведения Джанни Родари для детей? Список их весьма внушителен. Сюда входят и сказки, и короткие рассказы, и даже стихотворения. Творческую деятельность писатель начал в 1950 году, выпустив небольшой сборник стихотворений, а после - сказку «Приключения Чиполлино». Тогда его назначили главным редактором детского журнала - это и продиктовало направление писательской деятельности.

Особенно сказка о мальчике-луковке, борце с социальной несправедливостью, полюбилась в СССР. Уже в 1953 году ее начали с интересом читать юные жители Союза. Переводом руководил сам С. Маршак.

В конце 60-х годов Родари полностью посвящает свое время журналистике, на время отказавшись от сочинения детских произведений. Он лишь ведет работу с подрастающим поколением.

Многие произведения Джанни Родари ставят в кино, причем в одном из них он снимается сам.

Успех «Чиполлино» побудил писателя сотворить свои последующие сказки о Джельсомино и о Голубой стреле. Пишет он и многочисленные короткие сказки, рассказы, поучительные стихотворения - таковы произведения Джанни Родари. Список их настолько велик, что остановимся на самых крупных и известных. Начнем с самого первого, принесшего писателю популярность, - «Приключения Чиполлино»

Родари-сказочник: "Приключения Чипполино"

Эта сказка сразу приходит на ум, как только зададут вопрос: «Какие произведения написал Джанни Родари?» Кто из детей не грустил с паном Тыквой, не злился на притеснителя сеньора Помидора, не восхищался храбрым мальчиком Чиполлино?!

Сказка полюбилась читателям по всему миру, пережила многочисленные постановки на театральных подмостках, анимационные и киноверсии. Особо полюбилось произведение в СССР. Наверное, потому, что поднимаются в сказке серьезные вопросы классового неравенства. Этим отличаются многие детские произведения Джанни Родари.

Сказка рассказывает о бедняке Чиполлино, отца которого по нелепой случайности бросают в тюрьму - он ненароком наступил на ногу принцу Лимону, правителю воображаемой страны овощей. Пообещав вызволить родителя, мальчик-луковка отправляется в путешествие. Следует сказать, что Родари не уточняет название страны, что говорит о ее универсальности. Во главе - принц Лимон и графини Вишни, есть у них управляющий - сеньор Помидор. Их всех и предстоит наказать Чиполлино и его обретенным друзьям.

Таким образом, в непринужденной игре, ярких и забавных персонажах юным читателям открывается правда о мире, где существует социальная несправедливость и угнетение бедных. Родари пытался провести параллель со сказкой «Пиноккио», однако у ее автора Коллоди вопросы общественной розни, бедности и несправедливости, хоть и звучат, но отражены не так явно, как в «Чиполлино».

"Джельсомино в Стране лжецов"

Джанни Родари не переносил ложь. Лгунов и лицемеров он считал величайшими врагами человека. По его мнению, лишь правда могла сокрушить оковы неправды. Она, словно разящий голос, должна разбить ложь. Таким даром и наделил Родари Джельсомино.

Сюжет сказки разворачивается в Стране лгунов, куда попадает главный герой - мальчик Джельсомино (в переводе на русский язык «жасмин»), обладающий сверхгромким голосом. Поначалу мальчик не понимает, дар это или проклятие. Однако, убедившись, что ему не место среди обычных людей, Джельсомино уходит из родного города. Путешествуя, он попадает в волшебный мир - страну, где все говорят неправду: в магазине вместо хлеба продают чернила, люди вместо комплиментов говорят друг другу оскорбления, художники рисуют неправдоподобные картины, а в ходу только фальшивые деньги. Даже животные должны подчиняться данному правилу: кошки - лаять, коровы- ржать, собаки - мяукать, а лошади - мычать.

Виной всему - диктатура короля Джакомона. Сначала Джельсомино не понимает, что происходит вокруг, но вскоре привыкает к новым условиям, заводит друзей, среди которых есть даже трехногая кошка, которая, в отличие от остальных сородичей, принципиально не хочет лаять. Друзья разоблачают короля, и страна начинает жить в атмосфере правды.

Примечательно, что произведения Джанни Родари подарили миру крылатые изречения. Одно из них касается чудесного голоса Джельсомино. То, что человек говорит подобно Джельсомино, означает, что он чрезмерно громок. Иногда выражение «поет, как Джельсомино» может определяться как высокая похвала в манере сольного исполнения. Это же имя употребляется к исключительно честному человеку.

Переводов сказки было несколько, уж очень она, как и многочисленные произведения Джанни Родари для детей, полюбилась жителям СССР.

"Путешествие "Голубой стрелы"

Детство Родари вряд ли можно назвать счастливым и радостным. Вся грусть, несправедливость такого положения вещей, когда малыши из бедных семей не могут получить подарки, потому что у родителей нет денег, вылилась в сказке «Путешествие «Голубой стрелы».

Игрушки, живущие на витрине магазина, каждый день видят мальчика, который с грустью смотрит на электронный поезд. У мамы ребенка нет денег, чтобы купить игрушку: она еще не расплатилась за рождественские подарки прошлых двух лет. Кстати, в оригинале речь идет о рождественских подарках, тогда как в переводе - о новогодних.

Игрушки решают покончить с несправедливостью и отправляются в путешествие к детям, которых оставили в Рождество без подарков. Таким списком поделилась с ними помощница хозяйки магазина. Сам мальчик Франческо в это время захватывается в заложники во время ограбления игрушечного магазина. Полиция не верит в его невиновность, а спасает мальчика хозяйка лавки, пожилая Фея, серьезность которой - только напускная маска.

"Сказки по телефону"

Особым поэтизмом проникнуты «Сказки по телефону». Эти произведения Джанни Родари основаны на фольклорных мотивах. Таковы сказки о цукатном дворце, который мог отведать каждый, находящийся на площади.

Эти коротенькие истории полны глубокого смысла: нужно быть внимательными (сказка о мальчике, который все время терял вещи и даже части тела), добрыми, отзывчивыми. Однако нужно и уметь смотреть на мир с непривычной стороны («Синий светофор»).

Сказки осуждают лень, грубость и даже обжорство.

"Грамматика фантазии"

Родари не только писал сам, но и призывал к этому других, пытался в своих юных читателях открыть сочинительский дар, научить придумывать собственные яркие, поучительные «книги-игрушки». Об этом труд «Грамматика фантазии».

Не раз писатель посещает СССР, его привлекает система воспитания в Союзе - своими мыслями об этом, также о развитии творческого начала он и делится в данной книге. Она написана таким же легким, непринужденным языком, как и художественные произведения, поэтому читать труд несложно детям и взрослым.

Часть глав посвящена теоретическим основам писательской деятельности: структуре произведения, правильного оформления - все это разобрано на примерах конкретных произведений. Автор доносит простую мысль: творчество писателя - не талант, берущийся из ниоткуда, этому можно и нужно учиться.

Родари-поэт

В самом начале творческой карьеры Родари пишет стихи. Самое известное в нашей стране - «Чем пахнут ремесла». Это призыв к обретению действительно важной профессии.

Родари, верный принципам коммунизма, считал, что развитие страны - в руках обычных рабочих, людей простых, но очень значимых профессий. Это он и пытается донести до маленького читателя.

Джанни Родари - известный итальянский детский писатель и журналист.

В детстве Джанни Родари много болел, но упорно занимался — учился играть на скрипке, сочинял стихи, рисовал и мечтал стать знаменитым художником.

Отец мальчика был бульончиком, и умер когда сыну исполнилось 10 лет. В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью (у Джанни было еще два брата — Чезаре и Марио), мать устроилась работать служанкой в богатый дом.

Учиться Джанни Родари пришлось в духовной семинарии - там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали.

Окончив семинарию в 1937 году, он был вынужден идти работать. Родари стал учителем в начальной школе и одновременно посещал лекции на филологическом факультете Миланского университета, занимался самообразованием.

Джанни Родари нравилось работать с детьми, он придумывал для своих учеников забавные и поучительные истории. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки.

Во время Второй мировой войны Родари был освобожден от службы из-за плохого здоровья. После смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концентрационный лагерь, он стал участником Движения Сопротивления, в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию.

В 1948 г. Родари стал журналистом в коммунистической газете «Унита» (L’Unita) и начал писать сказки для детей. В 1950 г. партия назначила его редактором только что созданного еженедельного журнала для детей, «Пионер» (Pioniere) в Риме.

В 1952 году Джанни Родари впервые приехал в СССР, где затем бывал неоднократно.

В 1953 году он женился на Марии Терезе Феретти, через четыре года у них родилась дочь Паола.

В 1957 году Родари сдал экзамен на звание профессионального журналиста, а в 1966-1969 годах не публиковал книг и лишь работал над проектами с детьми.

В 1970 году писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность.

После «Пионера» Родари работал в журнале для юношества «Авангард», потом он перешёл в массовую левую газету ««Паэзе сера», где до конца жизни работал литературным сотрудником.

Родари написал много разных стихов и такие сказки: «Приключения Голубой стрелы» (1952), «Джельсомино в Стране лжецов» (1959), «Сказки по телефону» (1961), «Торт в небе» (1966) и др.

Представь себе: однажды на главной площади города вдруг появился… дворец из мороженого! Самый настоящий дворец, у которого крыша была из взбитых сливок, а печные трубы — из цукатов. М-м-м… какая вкуснятина! Все-все горожане — дети и даже старушки! — целый день уплетали за обе щеки вкусный дворец, и при этом ни у кого не заболели животики! Этот замечательный дворец из мороженого “построил” в одной из своих сказок итальянский писатель, которого зовут Джанни Родари.
…Родителями самого знаменитого сказочника в мире — Ганса Христиана Андерсена — были башмачник и прачка. А Джанни Родари вырос в семье булочника и прислуги. Оба сказочника не были избалованы в детстве ни роскошью, ни сытостью. Однако именно рядом с ними поселилась с юных лет замечательная волшебница и фея, которая выбирает очень немногих, — Фантазия. Точнее, в детстве она приходит ко всем, а потом остается только с самыми любимыми. Она покидает злых, жестоких, жадных и несправедливых, но приходит туда, где живет доброта и жалость. Маленький Джанни сочинял стихи, учился играть на скрипке и с удовольствием рисовал, мечтая стать знаменитым художником.
Когда мальчику Джанни было всего девять лет, его любимый отец, который всегда жалел бездомных кошек, собак и вообще всякое живое существо, спас во время проливного дождя маленького котенка, который чуть не утонул в огромной луже. Котенок был спасен, а вот добрый булочник простыл под холодным дождем, заболел воспалением легких и умер. Конечно, у такого благородного человека просто не мог вырасти плохой сын!
Джанни Родари всегда помнил о своем отце и перенял от него стремление к справедливости, трудолюбие и добрую светлую душу.
В семнадцать лет Джанни стал учителем начальных классов. Его воспитанники строили домики из букв, вместе с учителем сочиняли сказки и чувство-вали себя совершенно счастливыми: от таких занятий было много радости.
Ну разве могла фея Фантазия покинуть такого замечательного человека? Она с восхищением наблюдала за необычным взрослым, не забывшем о мире детства, а иногда даже помогала ему писать книги.
Но и он тоже полюбил ее. И даже написал в честь своей феи одну из самых удивительных книг для детей и взрослых под названием «Грамматика фантазии» — о том, как учить детей сочинять. Вовсе не для того, чтобы все они становились писателями и поэтами, а для того, чтобы «никто не был рабом». Потому что фантазия не только развивает ум. Главное — она делает человека добрее, сильнее и свободнее.
Джанни Родари ненавидел угнетение, всегда сражался за справедливость — и когда воевал с фашистами с оружием в руках, и когда работал корреспондентом в газете «Единство» (его острое перо было оружием не менее сильным, чем винтовка).
Со злом боролись и его герои: и умница Чиполлино, и честный мастер Виноградинка, и мягкий профессор Груша и многие другие, благодаря которым сказочная страна овощей стала свободной, и дети в ней смогли учиться и играть, где им хочется.
Джанни Родари, веселый, неунывающий, неистощимый на выдумки и очень добрый сказочник, подарил детворе множество необыкновенных ис-торий, с которыми можно играть, как с разноцветными мячиками. «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране лжецов», «Грамматика фантазии» — эти книги полюбили дети всего мира.
Это он, Джанни Родари, привел в наши дома храброго и доброго Чиполлино, он дал нам возможность услышать чудесный голос Джельсомино, разрушающий стены тюрем, это в его сказочной повести преданный игрушечный щенок Кнопка превращается в живую собаку, а в другой сказке мальчик Марко, путешествуя в космосе на деревянной лошадке, попал на планету новогодних елок, где нет ни страха, ни обид. Впрочем, если рассказывать обо всех героях книг итальянского сказочника, то не хватит никаких страниц в журнале. Так что лучше прочитайте книги Родари, и их герои станут вашими верными друзьями на всю жизнь!

Биография

Джанни Родари (итал. Gianni Rodari, 1920-1980) - известный итальянский детский писатель и журналист.

Родари родился 23 октября 1920 г. в маленьком городке Оменья (северная Италия). Его отец, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Родари и его два брата, Чезаре и Марио, росли в родной деревне матери, Варесотто. Болезненный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке) и книгами (почитал Ницше, Шопенгауэра, Ленина и Троцкого). После трёх лет учебы в семинарии Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. В 1939 г. некоторое время посещал филологический факультет Миланского университета. Во время Второй мировой войны Родари был освобожден от службы из-за плохого здоровья. Ненадолго вступил в фашистскую партию. После смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концентрационном лагере стал участником Движения Сопротивления и в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию. В 1948 г. Родари стал журналистом в коммунистической газете «Унита» (L"Unita) и начал писать книжки для детей. В 1950 г. партия назначила его редактором только что созданного еженедельного журнала для детей, Il Pioniere, в Риме. В 1951 г. Родари опубликовал первый сборник стихов, «Книжка весёлых стихов», и своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино» (русский перевод увидел свет в 1953 г.). В 1952 г. впервые поехал в СССР, где затем бывал неоднократно. В 1953 г. женился на Марии Терезе Феретти, которая через четыре года родила ему дочь, Паолу. В 1957 г. Родари сдал экзамен на звание профессионального журналиста. В 1966-1969 гг. Родари не публиковал книг и лишь работал над проектами с детьми. В 1970 г. писатель получил престижную медаль Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность. Также писал стихи, дошедшие до русского читателя в переводах Самуила Маршака. Родари умер на операционном столе 14 апреля 1980 г. в Риме. Некоторые произведения Сборник «Книжка весёлых стихов» (Il libro delle filastrocche, 1950) «Наставление пионеру», (Il manuale del Pionere, 1951) «Приключения Чиполлино» (Il Romanzo di Cipollino, 1951; выпущенное в 1957 под названием Le avventure di Cipollino) Сборник стихов «Поезд стихов» (Il treno delle filastrocche, 1952) «Джельсомино в Стране лжецов» (Gelsomino nel paese dei bugiardi, 1959) Сборник «Стихи в небе и на земле» (Filastrocche in cielo e in terra, 1960) Сборник «Сказки по телефону» (Favole al telefono, 1960) «Джип в телевизоре» (Gip nel televisore, 1962) «Планета новогодних ёлок» (Il pianeta degli alberi di Natale, 1962) «Путешествие Голубой Стрелы» (La freccia azzurra, 1964) «Какие бывают oшибки» (Il libro degli errori, Torino, Einaudi, 1964) Сборник «Торт в небе» (La Torta in cielo, 1966) «Как путешествовал Джованнино по прозванию Бездельник» (I viaggi di Giovannino Perdigiorno, 1973) «Грамматика фантазии» (La Grammatica della fantasia, 1973) «Жил-был дважды барон Ламберто» (C"era due volte il barone Lamberto, 1978) «Бродяжки» (Piccoli vagabondi, 1981) Избранные рассказы «Гвидоберто и этруски» «Десять килограммов Луны» «Дом из мороженого» «Как Джованнино потрогал нос у короля» «Лифт к звёздам» «Маги на стадионе» «Мисс Вселенная с тёмно-зелёными глазами» «Робот, которому захотелось спать» «Сакала, пакала» «Сбежавший нос» «Сиренида» «Человек, который купил Стокгольм» «Человек, который хотел украсть Колизей»

Джованни Франческо Родари, (23.10.1920 г. - 14.04.1980 г.) - итальянский писатель, который родился в городке Оменья в семье пекаря.

Беднота не позволяла поступить Джанни в обычную школу, из-за этого учился он в духовной семинарии. Там была огромная великолепная библиотека, где он любил проводить время.

Джанни окончил семинарию, когда ему было 17, после чего стал работать школьным учителем в начальных классах. Вместе с тем, он, как вольный слушатель, ходит в Миланский католический университет.

Когда началась война, Родари не удосужилось уйти на фронт из-за плохого состояния здоровья, в то время, когда множество его друзей погибло. Это повлияло на тот факт, что Джанни Родари в 1944 г. вступил в Итальянскую Коммунистическую партию и Движение Сопротивления.

В 1948 году писатель работал журналистом в коммунистической газете «Унита» (L’Unita) и начал писать детские книжки. А в 1950 году Джанни Родари был назначен партией редактором в недавно созданном детском журнале. р>

В 1952 г. писатель впервые посетил СССР, а спустя некоторое время он женился на Марии Терезе Феретти. Джанни Родари получил мировую известность благодаря С. Маршаку, который смог перевести на русский «Приключения Чиполлино».

В 1957 г. Джанни сдает экзамен и получает звание профессионального журналиста. Потом (1966-1969 гг.) писатель перестает публиковать свои книги, а начинает работать над детскими проектами.

В 1970 году писатель награжден литературной премией Г.Х. Андерсена. Скончался писатель Джанни Родари в 1980 г. на операционном столе.

Так уж случилось, что моей самой любимой книгой (именно книгой) Джанни Родари стала вовсе не знаменитые сказки про Чиполлино и Джельсомино. Ею стала «Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй)» — по признанию автора, единственная книга, которую он написал для взрослых, но которую «по ошибке» прочли многие дети.

Впрочем, мои родители купили её именно для меня, подметив тягу сына к сочинению сказок. В то время приобрести хорошие книжки было не так просто. В советские времена их расхватывали, как горячие пирожки. Правда, для тех, кому не повезло, всегда были к услугам библиотеки...

Вот почему, будучи семилетним мальчишкой, я с таким упорством вчитывался в недетский текст «Грамматики фантазии». И за это получал вознаграждение в виде забавных примеров, которыми Родари иллюстрировал свою методологию придумывания сказок. Тут был и вариант Золушки на современный лад (где знакомство с принцем происходит на дискотеке), и забавные игры в слова, вроде той, когда на основе двух разных слов — вроде «пёс» и «шкаф» — можно нафантазировать множество самых невероятных историй (пёс в шкафу, пёс со шкафом, шкаф пса). Как говорил о своей книге сам Родари: «Идея, лежащая в основе, сводится к тому, что воображение не есть привилегия выдающихся людей, что им наделены все».

Откуда же взялся этот неутомимый фантазёр с открытым хорошим лицом, глядящим на меня с обложки?

Сочувствие к простому народу, сквозящее в каждой сказке Джанни Родари, не было для него эстетской сентиментальностью. О нуждах бедняков он знал не понаслышке.

Будущий писатель родился 23 октября 1920 года в городке Оменья на севере Италии. Его отец Джузеппе содержал маленькую пекарню.

Д. Родари:

Вот перед вами булочник белый.
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встаёт он раньше, чем птицы...

Однако когда Джанни исполнилось 9 лет, его семья лишилась этого единственного кормильца — Джузеппе полез в огромную лужу спасать котёнка, простудился и умер от воспаления лёгких. Чтобы как-то прожить, мать устраивается служанкой в богатый дом.

Д. Родари:

Дня не проходит
Без новой придирки:
Соус без соли,
Крендель без дырки...

Лопнул стакан
И разбиты две банки...
Трудно приходится
Бедной служанке!

Ну, а сыну пришлось пойти в духовную семинарию — единственное место, где бедняков не только обучали, но одевали и кормили. Кем только не мечтал стать Джанни! Страстно любил рисовать, старался обучиться игре на плохонькой скрипке, хотел делать игрушки «с выдумкой», которые бы не устаревали... Ни в одном из этих начинаний наш герой не преуспел. Зато позже он наградит талантом скрипача своего мастера Грушу, а игрушки станет делать... из слов.

Первую «практику» придумывания историй Родари прошёл, когда работал учителем младших классов.

Д. Родари:
«Учителем я был скорее всего никудышным, к педагогической деятельности не подготовленным... Но, смею утверждать, скучным учителем не был. Я рассказывал в классе — и потому что любил детей, и потому что сам был не прочь позабавиться — истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу».

Впрочем, о том, что он станет сказочником, Джанни тогда не подозревал...

Вскоре разразилась война. Родари повезло, он с детства был очень болезненным, поэтому призыва в армию избежал. Но когда фашистский режим Муссолини уничтожил двух его друзей, а брата Чезаре заключил в концлагерь, Джанни, подобно многим другим честным итальянцам, вступил в движение Сопротивления, а в 1944 году вступил в Компартию. Не будем забывать, что в те времена коммунисты не ассоциировались с престарелыми ретроградами, это были отважные борцы за социальную справедливость и равенство.

Д. Родари «Приключения Чиполлино»:
«— Бедный ты мой отец! Тебя засадили в каталажку, как преступника, вместе с ворами и бандитами!.

— Что ты, что ты, сынок, да ведь в тюрьме полным-полно честных людей!»

После войны Родари получил партийное задание — стал работать журналистом в газете итальянских коммунистов «L’Unita» («Единство»). Зная о прошлом опыте работы с детьми, редактор предложил Джанни вести в газете специальную рубрику «Детский уголок».

Д. Родари:
«Взявшись за перо, я представил себе, что на меня устремились глаза моих учеников, что они ждут от меня сказки или весёлой истории. Так я начал писать для малышей».

Новое занятие пришлось Родари по душе. Его забавные стишки и коротенькие сказки пользовались популярностью, и вскоре его назначили редактором уже целого детского журнала «Pioniere» («Пионер»). Именно на его страницах в 1951 году впервые была опубликована первая объёмная сказка «Il Romanzo di Cipollino» («Роман про Чиполлино»), позже переименованная в «Le avventure di Cipollino» («Приключения Чиполлино»).

В сказке в полной мере раскрылся главный талант автора — умение облечь серьёзные идеи в увлекательную форму. Выходило это настолько естественно, что ни возникало сомнений — автор не переводит революционные идеи на детский язык, а сочиняет от души, с удовольствием купаясь в море фантазии. А уж идея никуда не денется, ведь сказка — это ещё и личность автора.

Д. Родари:
«В действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в неё — и это детям куда забавнее — через форточку.

...Тут многое предназначено для взрослых. Впрочем, я всегда, когда пишу для детей, одним глазом вижу папу, который склонился над читающим сыном».

Как и Андерсен, свои источники вдохновения Родари легко находил в окружающем мире — хотя бы на том же овощном рынке...

Монолог Д. Родари из к/ф «Приключения Чиполлино» (1973):
«У меня особое представление о лимоне. Обычно его ценят за витамины, а я чувствую в нём иную силу. Вот и помидоры. Я убеждён, что в них не только семена. В них много разных тайн. Надо научиться понимать их. Тайны есть и в яблоках, и в петрушке, и в луке. Да-да, и в луке тоже. Все знают, что лук вызывает слёзы, но в нём есть место и весёлому смеху.

Много лет тому назад я собрал истории, которые услыхал от фруктов на рынке. Я записал их, и получилась книга. Когда я её перечитал, я увидел, что это был рассказ не только о помидоре и лимоне, петрушке и горошке. Это получилась повесть о людях. Я уверен, что во всех предметах, которые нас окружают, таятся правдивые истории».

Несмотря на то что прозвища героев сказки — сплошь овощные, русские переводчики решили оставить итальянскую транскрипцию для семьи Чиполлино (от cipolla — лук). Также сохранили и переиначенное на англоязычный манер имя Моркоу — пародию на пресловутых британских сыщиков.

История борьбы угнетённого народа против богатых иждивенцев вышла у Родари яркой, весёлой и динамичной. В ней есть место дружбе и предательству, отваге и трусости, а победа даётся героям не так уж легко. Овощной облик персонажей и сказочная форма давали автору раздолье для метафор, пародий и каламбуров. Вот едкий и неунывающий мальчишка Чиполлино, вот красный и самодовольный синьор Помидор, вот мечущийся приспособленец — адвокат Горошек, вот барон Апельсин, пузо которого возят на тележке.

«Убедившись, что беглецов и след простыл, принц Лимон велел прочесать все окрестности. Лимончики вооружились граблями и старательно прочесали поля и луга, леса и рощи, чтобы найти наших друзей».

«На прошлом заседании трибунал постановил, что не только земля, но и воздух в деревне является собственностью графинь Вишен, и поэтому все, кто дышит, должны платить деньги за аренду воздуха. ...Кум Тыква, который, как известно, очень часто вздыхал, платил, конечно, больше всех».

Однако писательская слава пришла к Родари окольным путём — через... Советский Союз.

Получилось так, что одного из своих лучших сказочников родина поначалу проглядела. Зато книги Родари имели оглушительный успех в Советском Союзе. Тому было много объективных причин: и то, что писатель был коммунистом, и то, что его активно «пиарил» патриарх советской детской литературы Самуил Маршак. Именно Маршак первым стал переводить стихи Родари.

В 1952 году итальянский писатель впервые посещает СССР. А в 1953 году (всего через 2 года после публикации оригинала) вышел русский перевод «Чиполлино» (авторства Златы Потаповой, но под редакцией того же Маршака). Сказка стала столь популярной, что в 1956 году Чиполлино становится членом «Клуба Весёлых Человечков» в журнале «Весёлые картинки» (наряду с другими полюбившимися советской детворе персонажами, вроде Незнайки, Буратино, Самоделкина и др.).

Через 5 лет после этого в прокат вышла первая (и до сих пор самая блестящая) экранизация «Чиполлино». Конечно, я говорю об одноименном мультфильме Бориса Дежкина (режиссёра таких шедевров, как м/ф «Необыкновенный матч» и «Шайбу! Шайбу!»). Именно его образы героев сказки Родари стали каноническими и самыми тиражируемыми. Взять хотя бы графинь Вишен, которых Дежкин превратил в остроумное подобие сиамских близнецов — они ходят всегда вместе, сросшись, как это часто бывает у настоящих вишен, черенками. Образ настолько устоялся, что даже в книжных изданиях сказки иллюстраторы стали изображать их сросшимися. Хотя в оригинале графини разные — как по возрасту, так и по росту.

Естественно, в мультфильме хватает и других расхождений с книгой. Понятно, что из-за ограниченного хронометража сюжет был изрядно сокращён. Из мультика было исключено много приключений — прежде всего тех, где участвовали «нерастительные» персонажи — вроде Крота, Медведя, Паука-почтальона, зверей из зоосада. Остались разве что собаки — пёс Мастино и ищейка сыщика Моркоу. Впрочем, отсутствуют в мультфильме и многие персонажи-фрукты — например, адвокат Горошек, барон Апельсин, герцог Мандарин и другие. А отрицательного слугу-Петрушку заменяет положительный слуга-Кактус.

Если в книге на ногу принцу Лимону наступает Чиполлоне, то в м/ф это делает сам Чиполлино, а отец просто берёт вину сына на себя. Различается и судьба главных злодеев. В м/ф Лимон гибнет, нечаянно выстрелив в себя из пушки, а Помидор просто сбегает. В оригинале же сбегает именно Лимон, а Помидор, отмотав срок в тюрьме, устраивается работать садовником. Пассаж про налоги тоже немного изменили и сократили, но от этого он стал ещё саркастичней: «После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать!»

Особенно удалась режиссёру динамика мультфильма. У каждого персонажа не только свой характер, но и походка: Чиполлино ходит задорно подпрыгивая, сыщик Моркоу слепо и стремительно несётся по следу, Лимончики двигаются синхронно, как и положено солдафонам. Поразительной пластике персонажей, чуть ли не дословно, следует музыка композитора Карена Хачатуряна (в 1974 г. на её основе будет создан балет).

Ну, и не будем забывать про замечательных актёров, голоса которых усилили характеры персонажей: Эраст Гарин (Кум Тыква), Григорий Шпигель (Синьор Помидор), Георгий Вицин (Кактус) и др.

Родари вспоминал, какую радость и удивление испытал он во время очередного визита в СССР, когда его дочка Паола заметила на витрине «Детского мира» героев папиной сказки в виде игрушек. Не удивительно, что писатель говорил, что «каждая поездка в СССР заводила мой творческий механизм как часы, минимум на десять лет» .

В 1959 году Родари издаёт второй сказочный роман «Джельсомино в Стране лжецов». А в 1964-м — третий, «Путешествие Голубой Стрелы» — трогательную историю о том, как под Новый год игрушки из лавки феи Бефаны (итальянский аналог нашего Деда Мороза) решают сами отправиться в опасное путешествие, чтобы принести себя в дар бедным детям. И здесь писатель остаётся верен своим принципам — нести детям правду даже в сказках.

Д. Родари «Путешествие Голубой Стрелы»:
«Этот не хотел деревянную саблю — подавайте ему пистолет! А знает ли он, что пистолет стоит на тысячу лир дороже? Другой, представьте себе, хотел получить аэроплан! Его отец — швейцар курьера секретаря одного служащего лотереи, и было у него на покупку подарка всего триста лир. Что я могла подарить ему за такие гроши?»

Постепенно писателя замечают и на родине. Родари называют лучшим итальянским писателем 1967 года, а в 1970 году ему вручают, так называемую, «малую Нобелевскую» — медаль имени Х. К. Андерсена.

Д. Родари, из благодарственной речи на церемонии вручения:
«Можно всерьёз говорить с людьми, даже если речь пойдёт с котятах. Можно говорить о вещах важных и значительных, рассказывая сказки...

Думаю, что сказки — старые и современные — помогают развивать ум. В сказках хранятся тысячи гипотез. Сказки могут дать нам ключи, чтобы войти в действительность новыми путями. Они открывают ребенку мир и учат, как преобразовывать его...».

В 1970-х годах у сказок Джанни Родари появился новый режиссёр. Им стала Тамара Лисициан. Будучи женой сына итальянского коммуниста она имела возможность выезжать в Италию и была лично знакома с писателем. Недаром в её — на этот раз художественной — экранизации «Приключений Чиполлино» (1973) появляется сам Родари с уже подросшей Паолой.

В фильм вошло немало деталей книги, исключённых из мультверсии, но сам антураж был изрядно осовременен. Лимоны разъезжают на машинах, вооружённые автоматами. На месте домика Тыквы собираются строить военную базу. А правитель Лимон (в исполнении Владимира Басова) делает недвузначный фашистский жест, а в тексте своего выступления перед народом не забывает упомянуть, что он «выходец из простых лимонов» .

В фильме был отличный актёрский состав и отдельные удачные сцены. До сих пор помню, как солдаты-лимоны готовят «грязный люд» к встрече правителя, обрызгивая толпу парфюмом, а папа Чиполлино (Алексей Смирнов) чмокает губами и с пониманием говорит: «Чувствую, тройной». Но, несмотря на это, экранизация всегда казалась мне во многом наигранной (например, Сеньор Помидор сыграл откровенно плохо) и слишком заполитизированной.

Намного удачнее вышел у Лисициан фильм по другой сказке Родари... Но это уже тема для другой статьи.