Выставка жана-этьена лиотара в лондоне. Все интересное в искусстве и не только Старейшая торговая марка США

(1702-12-22 ) Дата смерти:

Восточный костюм так нравился Лиотару, что в 1744 году он изобразил самого себя в этом наряде на двух портретах - одном, написанном для флорентийского собрания портретов художников, и другом, находящемся в дрезденской галерее. Из Вены Лиотар прибыл в Париж в то время, когда пастельный род живописи пользовался там особым почетом, а законодательницей мод была маркиза де Помпадур . Она пожелала иметь свой портрет работы Лиотара и доставила ему титул королевского живописца и члена академии. Этого было достаточно, чтобы сделать Лиотара модным портретистом красавиц, блиставших в то время при французском дворе. На парижских выставках 1751-1753 годов работы Лиотара являлись во множестве; но это было для них пагубно, так как здесь рядом с ними выставлялись мастерские пастельные портреты Латура , с которыми сравнение было слишком невыгодно для Лиотара.

После четырёхлетнего пребывания в Париже Лиотар отправился в Англию (где познакомился с Фрэнсисом Котсом), а оттуда в Голландию . Конец своей жизни он провёл в Женеве . Кроме множества портретов, из которых многие были гравированы, им исполнено несколько картин. Сам он награвировал несколько офортов.

Работы художника оказало значительное воздействие на творчество Жана Гюбера , с которым Лиотар был хорошо знаком.

Напишите отзыв о статье "Лиотар, Жан Этьен"

Примечания

Литература

  • Mariette. Abecedario (III), Portraits de la Galerie de Florence (IV);
  • Nagler. Allg. Künstler-Lex. (VII); Nouvelle biographie générale // publ. par Firmin Didot (т. 3 1).

Отрывок, характеризующий Лиотар, Жан Этьен

– Это не он самый. Это отец того, который написал прокламацию, – сказал адъютант. – Тот молодой, сидит в яме, и ему, кажется, плохо будет.
Один старичок, в звезде, и другой – чиновник немец, с крестом на шее, подошли к разговаривающим.
– Видите ли, – рассказывал адъютант, – это запутанная история. Явилась тогда, месяца два тому назад, эта прокламация. Графу донесли. Он приказал расследовать. Вот Гаврило Иваныч разыскивал, прокламация эта побывала ровно в шестидесяти трех руках. Приедет к одному: вы от кого имеете? – От того то. Он едет к тому: вы от кого? и т. д. добрались до Верещагина… недоученный купчик, знаете, купчик голубчик, – улыбаясь, сказал адъютант. – Спрашивают у него: ты от кого имеешь? И главное, что мы знаем, от кого он имеет. Ему больше не от кого иметь, как от почт директора. Но уж, видно, там между ними стачка была. Говорит: ни от кого, я сам сочинил. И грозили и просили, стал на том: сам сочинил. Так и доложили графу. Граф велел призвать его. «От кого у тебя прокламация?» – «Сам сочинил». Ну, вы знаете графа! – с гордой и веселой улыбкой сказал адъютант. – Он ужасно вспылил, да и подумайте: этакая наглость, ложь и упорство!..
– А! Графу нужно было, чтобы он указал на Ключарева, понимаю! – сказал Пьер.
– Совсем не нужно», – испуганно сказал адъютант. – За Ключаревым и без этого были грешки, за что он и сослан. Но дело в том, что граф очень был возмущен. «Как же ты мог сочинить? – говорит граф. Взял со стола эту „Гамбургскую газету“. – Вот она. Ты не сочинил, а перевел, и перевел то скверно, потому что ты и по французски, дурак, не знаешь». Что же вы думаете? «Нет, говорит, я никаких газет не читал, я сочинил». – «А коли так, то ты изменник, и я тебя предам суду, и тебя повесят. Говори, от кого получил?» – «Я никаких газет не видал, а сочинил». Так и осталось. Граф и отца призывал: стоит на своем. И отдали под суд, и приговорили, кажется, к каторжной работе. Теперь отец пришел просить за него. Но дрянной мальчишка! Знаете, эдакой купеческий сынишка, франтик, соблазнитель, слушал где то лекции и уж думает, что ему черт не брат. Ведь это какой молодчик! У отца его трактир тут у Каменного моста, так в трактире, знаете, большой образ бога вседержителя и представлен в одной руке скипетр, в другой держава; так он взял этот образ домой на несколько дней и что же сделал! Нашел мерзавца живописца…

В середине этого нового рассказа Пьера позвали к главнокомандующему.
Пьер вошел в кабинет графа Растопчина. Растопчин, сморщившись, потирал лоб и глаза рукой, в то время как вошел Пьер. Невысокий человек говорил что то и, как только вошел Пьер, замолчал и вышел.
– А! здравствуйте, воин великий, – сказал Растопчин, как только вышел этот человек. – Слышали про ваши prouesses [достославные подвиги]! Но не в том дело. Mon cher, entre nous, [Между нами, мой милый,] вы масон? – сказал граф Растопчин строгим тоном, как будто было что то дурное в этом, но что он намерен был простить. Пьер молчал. – Mon cher, je suis bien informe, [Мне, любезнейший, все хорошо известно,] но я знаю, что есть масоны и масоны, и надеюсь, что вы не принадлежите к тем, которые под видом спасенья рода человеческого хотят погубить Россию.
– Да, я масон, – отвечал Пьер.

Жан-Этьен Лиотар и его «Прекрасная шоколадница»
К 270-летию создания знаменитой картины

«Шоколадница» может быть отнесена к чудесам обмана
зрения в искусстве, вроде гроздей винограда на картине
древнего художника, который пытались клевать птицы»
М. Алпатов. Академик искусствоведения

Кто не помнит одну из жемчужин Дрезденской галереи, изящную картину «Шоколадница», на которой изображена молоденькая венская красавица, грациозно несущая на подносе хрупкую фарфоровую чашку с новомодным шоколадным напитком и стакан чистой прозрачной воды? Написанная почти три века тому назад на пергаменте в технике пастели, картина поражает живописным мастерством и поэтической свежестью.
Автором «Шоколадницы» (другие названия - «Прекрасная шоколадница», нем.„Das Schokoladenm;dchen“, фр. „La Belle Chocolati;re“) является швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (1702 - 1789). Его считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Сохранилось множество легенд о его странствиях и приключениях.
Лиотар родился в Женеве в семье ювелира из французов-протестантов, которым когда-то пришлось эмигрировать в альпийскую республику. Склонность к рисованию он проявил еще в детстве. Любил рисовать портреты друзей, сцены из римской истории, увлекался миниатюрами и эмалевой живописью. Начав заниматься в мастерской у Гарделя, за несколько месяцев превосходит своего учителя. Лиотар виртуозно копирует полотна старых мастеров.
В 1725 году художник отправляется на три года в Париж, чтобы совершенствовать свою технику. Через несколько лет он оказывается в Риме, где создает множество пастельных портретов, в том числе папы Климента XII и ряда кардиналов, это послужило началом его известности в Европе.

Надо сказать, что у Жана-Этьена было два главных увлечения: живопись и тяга к странствиям, и многое в жизни художника складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, связанных именно с путешествиями. Однажды, благодаря знакомству со знатным англичанином, Лиотар совершает поездку на Восток (Мессина, Сиракузы, Мальта, Смирна, острова Делос и Парос), которая завершилось в Константинополе. Здесь художник «задержался» на целых 5 лет. Свои впечатления он воплотил в великолепных рисунках, в которых мастерство и свобода владения техникой (причудливая вязь узоров, линий, утонченные тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины) сочетались с документально точным воспроизведением облика персонажей, их костюмов, фактуры тканей и даже кроя одежды. Люди органично вписывались в пышное убранство помещений с обилием ковров, драпировок, столиков, ваз, подушек. Правда, его восточные красавицы иногда напоминали изысканных парижанок.
Вернувшись в Европу, Лиотар продолжал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что получил прозвище «художник-турок». Он постоянно переезжал из одной страны в другую, общался с интересными людьми, писал их портреты, оставив потомкам достоверный «...внешний облик давно исчезнувших с лица земли людей». Синтез декоративности французского рококо и ясности голландского реализма XVII века в творчестве художника, принес Лиотару большой успех.

В 1745 году судьба занесла Жана-Этьена Лиотара в Вену, где в 1740 году императорский трон заняла 23-летняя Мария Терезия, старшая дочь императора Карла VI. Императрица оказала известному художнику теплый прием и поручила князю Дитрихштайну, человеку близкому ко двору, опекать гостя.
Вскоре Лиотар создает здесь свою Галатею – «Прекрасную шоколадницу» (82,5 ; 52,5 см). Непритязательность композиции, лёгкая атмосфера и почти фотографическая точность пастели, после условности и манерности, характерной для мастеров XVIII века, произвели на современников впечатление откровения. Пастель воспринималась ими как шедевр в одном ряду с работами Шардена и Вермеера, с их персонажами, углублёнными в свои повседневные занятия. Венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи в одном из своих писем писал о «Шоколаднице»: «Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели».
Шедевру Лиотара посвящено огромное количество статей и исследований, дающих подробное ее описание. Вот небольшая выборка из них: «...В этой простой жанровой сценке не происходит ничего особенного, но она пленяет поэтичностью восприятия жизни, большим живописным мастерством. ...Здесь все ласкает глаз - миловидная девушка с открытым, ясным лицом и легкой походкой, спокойные, гармоничные сочетания светлых цветов - белого, розового, золотисто-коричневого, серого. ...Девушка изображена на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом.
Художник располагает ее левее центра картины, как бы давая героине возможность двигаться вперед. Направление ее движения подчеркивается жестом вытянутых рук, несущих изящный лаковый поднос, линиями пола. ...Разглядывая эту картину, восхищаешься тем, как виртуозно и точно переданы тонкость фарфоровой чашки (пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый мейсенский фарфор), стакан с прозрачной водой отражает окно, и преломляет линию верхнего края подноса.
Замечательно передана фактура бархата, шелка, кружев. Одни ткани падают тяжелыми упругими складками, другие, легкие и подвижные, переливаются разными оттенками цвета, мягко обволакивая фигуру. ...Цвета одежды «Шоколадницы» подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый розовый чепчик».

Достоверных сведений о том, кого художник изобразил в образе «Прекрасной шоколадницы» нет. В самой романтичной и самой красивой версии легенда о создании «Шоколадницы» звучит примерно так. Однажды в промозглый зимний день 1745 года князь Дитрихштейн заглянул в небольшую венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный горячий шоколадный напиток, о котором в это время шло много разговоров. Приятный напиток считался еще и лечебным, а подавали его со стаканом воды. Обслуживала аристократа молодая официантка Анна Бальдауф, дочь обедневшего дворянина. Князь был настолько увлечен грацией и красотой девушки, что сразу влюбляется в нее. Чтобы знакомиться с Анной поближе, он отныне посещал кофейню почти ежедневно. Вопреки сильному сопротивлению придворного дворянства, еще в том же самом году Анна становится женой Дитрихштейна и австрийской княгиней. В качестве свадебного подарка молодожен заказал художнику Лиотару картину «Прекрасная шоколадница». Мастер создал шедевр, на котором изобразил Анну в костюме официантки-шоколадницы, воспев любовь с первого взгляда.

Круг жизни Лиотара замкнулся 12 июня 1789 года, когда «художник королей и красивых женщин» умирает, вернувшись на родину в Женеву. Он создал немало прекрасных работ, особенно пастелей, но в памяти потомков остался знаменит именно как автор «Шоколадницы».
С 1855 года "Шоколаднца" находится в коллекции знаменитой Дрезденской галереи.

Во время Второй мировой войны картина вместе с другими шедеврами была перевезена нацистами в крепостной замок Кёнигштейн над Эльбой в Саксонской Швейцарии, недалеко от Дрездена. Здесь в глубоком заминированном каземате в плоских сосновых ящиках сокровища из Дрездена были обнаружены советскими войсками. Это чудо, что они не были взорваны во время отступления немецких войск, уцелели и не успели погибнуть от холода и сырости.
В 1955 году пастель Лиотара демонстрировалась на прощальной выставке в Москве среди других немецких художественных трофеев перед возвращением ее в Дрезденскую галерею. Картины выставлялись со 2 мая по 20 августа 1955 года. Народ приезжал издалека, иногда днями выстаивая в очереди, чтобы увидеть легендарные сокровища, среди которых не затерялась и скромная «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара.


Швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар считается одним из самых загадочных живописцев XVIII века. Легенд о его путешествиях и приключениях до наших дней дошло не меньше, чем захватывающих историй о его картинах. Самой знаменитой работой Лиотара, несомненно, является «Шоколадница» . С этой картиной связана интересная легенда: по свидетельствам современников художника, здесь он изобразил официантку, женившую на себе князя, которому она однажды подавала в кафе шоколад. А вот о характере и нравственных качествах этой особы сохранились весьма противоречивые свидетельства…



На картине Лиотара «Шоколадница» мы видим скромную девушку, смиренно потупившую взор, вероятно, перед посетителем кофейни, которому она спешит подать горячий шоколад. По одной из версий, которая долгое время была общепринятой, художник изобразил на этой картине Анну Бальтауф, благовоспитанную представительницу обедневшего дворянского рода. Однажды в 1745 г. князь Дитрихштейн, австрийский аристократ, потомок богатейшего древнего рода зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный шоколадный напиток. Он был настолько покорен скромным обаянием милой девушки, что принял решение на ней жениться, несмотря на протесты своей семьи.



Желая преподнести своей невесте необычный подарок, князь якобы заказал ее портрет художнику Лиотару. Однако это был необычный портрет – князь попросил изобразить девушку в том образе, в котором он встретил ее и полюбил с первого взгляда. По другой версии, художник изобразил на картине камеристку австрийской императрицы Марии Терезии, поразившую его своей красотой.



Скептики утверждают, что на самом деле все было куда менее романтично, чем в красивой легенде. И даже Анна была не Анной, а простушкой Нандль Бальтауф, происходившей не из дворянского рода, а из обычной семьи – все ее предки были слугами, а женщины добивались жизненных благ тем, что частенько оказывали особенные услуги в господских постелях. Именно к такой участи готовила девушку и ее мать, настаивавшая на том, что другим путем дочери не добиться ни денег, ни счастья.



Согласно этой версии, князь впервые увидел девушку не в кафе, а прислуживающую в доме у кого-то из знакомых. Нандль старалась почаще попадаться ему на глаза и всячески пыталась обратить на себя внимание. План удался, и смышленая служанка вскоре стала любовницей аристократа. Однако ее не устраивала роль «одной из», и она добилась того, что князь начал представлять ее своим гостям и перестал встречаться с другими любовницами.



А вскоре свет был шокирован новостью: князь Дитрихштейн женится на служанке! Он действительно заказал портрет невесты Лиотару, и когда рассказал ему о своей избраннице, художник произнес: «Такие женщины всегда добиваются, чего хотят. А когда она добьется, бежать Вам будет некуда». Князь удивился и спросил, что Лиотар имеет в виду, а тот ответил: «Всему свое время. Настанет миг, когда Вы сами это поймете. Боюсь, однако, что будет слишком поздно». Но, по всей видимости, князь так ничего и не понял: до конца дней он прожил со своей избранницей и умер, завещав ей все свое состояние. Ни одна женщина больше не смогла к нему приблизиться. А жена на склоне лет сумела добиться почета и признания в свете.



С 1765 г. «Шоколадница» находилась в Дрезденской галерее, а во время Второй мировой войны нацисты вывезли эту картину вместе с другими экспонатами галереи в замок Кенигштейн над Эльбой, где позже коллекция была обнаружена советскими войсками. Каким чудом драгоценная коллекция там сохранилась, невзирая на холод и сырость подвалов, – искусствоведы удивляются до сих пор.



Личность модели на портрете до сих пор точно не идентифицирована, но «Шоколадница» Лиотара словно завораживает всех, кто приходит в Дрезденскую галерею, и считается одним из лучших ее шедевров. Примечательно, что «Шоколадница» стала одной из первых торговых марок в истории маркетинга. Ее и сейчас использует в качестве логотипа сеть кофеен.



Лиотар писал портреты и выдающихся людей своего времени – например, императрицы в XVIII веке.

Новость из мира искусства

Jean-Etienne Liotard. Woman on a Sofa Reading, 1748-52. Galleria degli Uffizi, Florence

24 октября в Лондонской Королевской Академии художеств (Royal Academy of Arts) открылась уникальная выставка швейцарского художника Жана-Этьена Лиотара (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789) - гения пастельных портретов, одного из самых известных художников XVIII века. Художник ещё при жизни удостоился титула "живописец королей и красавиц". Более 70 редких работ мастера можно увидеть до 31 января 2016 года в Лондоне. Первая крупная экспозиция пастелей и эмалевых миниатюр портретиста - событие в художественной жизни Европы ещё и потому, что знаменитые работы Лиотара пастелью редко выставляются в целях сохранности. Затем они опять будут скрыты в запасниках и частных коллекциях.

Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца, переселившегося в Женеву. Он с ранних лет проявлял интерес к рисованию и живописи. В то время женевской школы живописи еще не существовало, зато преподавалась техника миниатюры и эмали - ремесел, связанных с производством часов и украшений. В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя. В 23 года он переехал в Париж, а затем отправился в Италию, где и получил свой первый серьезный заказ - портрет папы Климента XII. Вскоре Лиотар стал придворным живописцем императора Франца I и создал целую серию портретов австрийской знати.
Именно в годы странствий по Италии художник открыл для себя пастель, которая стала его любимой техникой. Пастель позволяла Лиотару добиться мягких и плавных переходов цвета, легкой светотени, тончайшей отделки деталей. Работы Лиотара были выполнены в реалистичной манере и строгом стиле, однако ничего общего не имели с жанром парадного портрета, популярного при французском дворе.
Однако не только портретами знати известен Жан-Этьен Лиотар. Ещё одна излюбленная тема его работ - семейный круг. Портрет дочери художника Марии-Анны с куклой и портрет жены художника с дочерью - в числе лучших его работ.


Jean-Etienne Liotard. Marie-Anne Fancoise Liotard with a Doll, 1774. Vienna Shonbrunn Palace



Жан-Этьенн Лиотар. Мадам Лиотард с дочерью, XVIII век

Жизнь Лиотара была не менее насыщенной, чем его творческая деятельность.Постоянные путешествия по всей Европе, пребывание при блестящих дворах европейских монархов, путешествие в Константинополь и возвращение оттуда "турецким художником", странные отношения с супругой. Говорят, что набожная голландка заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, несмотря на то, что примечательная внешность в течение многих лет была его отличительной особенностью, как и самобытный стиль его картин.


Жан-Этьенн Лиотар. Автопортрет (Лиотар смеющийся),1770-1774. Женевский музей искусства и истории


Jean-Etienne Liotard. Issac-Louis de Thellusson, 1760. Museum Oskar Reinhart, Geneva


Jean-Etienne Liotard. Augusta. Princess of Wales, 1754. The Royal Collection


Жан-Этьен Лиотар. Принцесса Луиза Анна, 1754


Jean-Etienne Liotard. Archduchess Marie Antoinette of Austria, 1762. Cabinet d"arts graphiques des Musées d’art et d’histoire, Geneva


Jean-Etienne Liotard. Simon Lutrell of Lutrellstown, 1753-54. Kunstmuseum Bern


Jean-Etienne Liotard. Richard Pococke, 1740. Musee d"Art et d"Histoire, Geneva


Jean-Etienne Liotard. Ekaterina Mavrocordat, 1742-43


Jean-Etienne Liotard. Laura Tarsi, 1741. Fitzwilliam Museum, Cambridge

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он писал натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи. Умер Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе - в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, мало известный художник, разорённый революцией, умер в 1796 году в нищете.


Jean-Etienne Liotard. Still-life: Tea Set, 1770-83. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles

Художник Жан-Этьен Лиотар широко известен во всём мире благодаря своему знаменитому портрету красавицы Анны Бальдауф. В каталоге нынешней выставки "Шоколадница" не значится, она хранится в Дрезденской галерее. Там её и увидел в 1881 году глава американской компании Walter Baker Company. Он приехал в Европу познавать таинства приготовления горячего напитка из шоколада. Пастель с изображением прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке, настолько понравилась Генри Пирсу, что он решил сделать это изображение фирменным знаком своей компании. Так "Прекрасная шоколадница" стала одним из первых логотипов в истории экономики.


Жан-Пьер Лиотар. Шоколадница, 1744. Дрезденская галерея

Швейцарский художник французского происхождения, живописец-пастелист, график, гравёр и теоретик искусства. Жан-Этьен Лиотар (и его брат-близнец Жан-Мишель, получивший впоследствии известность как гравёр и офортист) родился в Женеве в семье ювелира. Родители были французскими протестантами, вынужденными покинуть родину.


Обучение мальчик начал в Женеве у швейцарского художника Даниэля Гарделя, у которого усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью, с большим искусством копируя произведения учителя. В 1723 г. Лиотар уехал в Париж и продолжил обучение в мастерской гравера и миниатюриста Жана-Батиста Массе. Его дружеские отношения с парижским художником Франсуа Лемуаном побудили его заняться портретной живописью и пастелью. Предполагают, что на окончательный выбор техники повлиял успех, которым в 1720-1721 гг. пользовались в Париже работы венецианской пастелистки Розальбы Карриеры.

Лиотар подчеркивает колористические качества пастели. Кроме ряда светлых, окрашенных в нежные тона произведений, где доминируют оттенки белого, среди работ художника имеются некие «фольклорные» турецкие сцены, а также портреты, контрастный, насыщенный колорит которых создается с помощью добавленных в пастельные мелки дополнительных пигментов. Однако и в них Лиотар избегает теней, его пастель не любит темноты, уклончивости и таинственности, не выносит ничего абсолютного и грубого.


Некоторое время Лиотар провел в Риме, где копировал произведения старых мастеров, среди них особо выделяя Корреджо. Затем он сопровождал сэра Уильяма Понсонби в его путешествиях по Востоку. Пять лет Лиотар провел в Константинополе, где в значительной мере перенял турецкие обычаи и даже костюм. Восток оставил глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве рисунков, исполненных карандашом и сангиной. Высокий уровень этих произведений с их сложной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и свобода владения техникой сочетаются с документально точным воспроизведением увиденного.


Портрет археолога и теолога Ричарда Покока . 1738-39. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.





Молодая женщина в Константинополе вышивает, сидя на земле. Ок . 1738. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.





Портрет господина Леветта , английского купца, в костюме татарина. 1738-40. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.


Господин Леветт и мадемуазель Главани в турецких костюмах. 1740. Лувр, Париж.

Картина «Турчанка с тамбурином» представляет собой авторскую копию, сделанную маслом с пастели меньшего размера (Цюрих, Частная коллекция). В работе, сделанной маслом, художник расставляет несколько иные акценты и подчеркивает иные детали. Бархатистую поверхность пастели и ее преимущественно выбеленные краски можно считать теми средствами, с помощью которых элегантная парижская дама на портрете предстает в несколько идеализированном свете. Насыщенные тона турецкого костюма требуют гораздо более интенсивного цвета. Мерцающие оттенки, блеск золотой парчи, сверкающий шелк широких панталон - все в картине словно пропитано цветом и светом.

О технике пастели напоминают только телесные оттенки лица и рук. У женщины на картине холеное лицо француженки. Ее живописной позе соответствует роскошь костюма и окружающей обстановки. Выросшая из любопытства к восточной экзотике мода на все турецкое в эпоху рококо была очень популярна в Европе. Она не только стала темой картины Лиотара, но и предопределила манеру ее исполнения. Заметный контраст между стилем пастели и стилем масла в картине Лиотара указывает на то, что прекрасная, переодетая в турчанку модель желает, чтобы ее воспринимали именно как турчанку.

Лиотар посетил все великие европейские города, писал потреты папы римского Клемента XIII и императрицы Марии-Терезии в Вене. Портрет Марии-Терезии, написанный в 1744 г. и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости, относится к числу лучших его работ. Императрица написана без идеализации, свойственной парадным портретам, в ней нет царственности и величественности. Она похожа на мать семейства с приятным, но простоватым лицом и большими руками.


Портрет Марии-Терезии Австрийской. 1744. Пастель. Галерея Альбертина , Вена.

Там же он создал портрет Анны Бальдауф, служанки при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии, известный также под названием «Шоколадница». Анна вышла замуж за принца Дитрихштейна, а портрет мог быть заказан Лиотару в качестве свадебного подарка.

Картина примечательна тем, что на ней изображен первый фарфор Европы - мейсенский. Характер жанровой сцены, гармоничное сочетание цветов, внимание к деталям. Лиотар считал, что пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов. Сложная живописная задача - показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены. В сочетании серо-сизой юбки и белого фартука с тенями и стальным оттенком воды звучит настоящая поэзия красок. Благодаря применению тонких прозрачных теней, художник добился совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.


В качестве портретиста он работал в Венеции, Лионе, Париже и Лондоне, а затем навсегда вернулся в родную Женеву в 1757 г. Для произведений Лиотара характерен светлый колорит и любовь к деталям окружающего мира, где он почти не видит теней. Гладкие поверхности работ Лиотара свидетельствуют о том, что свой творческий путь он начинал как художник по эмали, миниатюрист.


Портрет Анны-Марии де Кюпи , прозванной мадемуазель Камарго . Ок . 1750. Угольный карандаш, сангина. Галерея Альбертина , Вена.






Мария-Фридерика ван Рид-Атлон . 1755-1756. Пастель. Музей Гетти , Лос-Анжелес .

Портрет Мари-Жюстин-Бенуа Фавар-Дюронсере . 1757. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта , Винтертур , Швейцария.

Повествуя о своих достижениях, художник особенно выделяет портреты Франсуа Троншена, представителя одной из старейших и богатейших женевских фамилий, и его жены.


Портрет Франсуа Троншена . 1757. Пастель. Частная коллекция.

Портрет мадам Троншен . 1758. Пастель. Лувр, Париж.

Портрет Марты-Марии Троншен . 1758-61. Пастель. Институт искусств, Чикаго.


Портрет Марты-Марии Троншен . Фрагмент. 1758-61. Пастель. Институт искусств, Чикаго.

Портрет четы Талассон . 1760. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта , Винтертур , Швейцария.

Портрет четы Талассон . 1760. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта , Винтертур , Швейцария.

Лиотар начал писать натюрморты с чайными и кофейными сервизами в последние два десятилетия своей жизни, когда возраст, смена вкусов и политических убеждений привели к снижению количества заказов на пастельные портреты, на которых он специализировался. Примерно с 1740 г. он иногда включал элементы натюрморта - фрукты и фарфор - в портреты.

Натюрморт с чайным сервизом. Ок . 1781-1783. Масло. Музей Гетти , Лос-Анжелес .

Ко времени написания «Натюрморта с чайным сервизом» в конце XVIII в. чаепитие было популярным как среди высшего класса, так и среднего сословия. Художник противопоставляет роскошную фактуру китайского фарфора и серебра более дешевому подносу из крашеной жести, имитирующему восточные лаки. Он добивается сильного визуального контраста, сочетая прозрачные и отражающие предметы с богато расписанной поверхностью.


Жан-Этьен Лиотар теоретически суммировал свой творческий опыт в «Трактате о принципах и правилах живописи», опубликованном в 1781 г. Талант Лиотара проявлялся не только в пастельных работах, но и в эмалевых, а также в гравюре на меди и живописи по стеклу. Но пастельные портреты занимают главное место в его наследии, отличаясь большим разнообразием.



Принц Уэльский, в будущем Георг III . 1758. Живопись по эмали. Королевская коллекция, Лондон.

Автопортрет. Ок . 1738-43. Живопись по эмали. Королевская коллекция, Лондон.