Впечатления о романе мастер и маргарита кратко. Рассуждение отзыв впечатление по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл). Тема: - Книга, которая оставила сильное впечатление

Сочинение Булгаков М.А. - Мастер и Маргарита

Тема: - Книга, которая оставила сильное впечатление.

В этом сочинении я хочу рассказать об одном из самых известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которое мне очень понравилось. По сведениям В.Я. Лакшина, Михаил Афанасьевич писал свой роман на протяжении более десяти лет. Последние вставки он диктовал своей жене в феврале сорокового года, за три недели до смерти.
Основой этого романа является конфликт добра и зла. Добро здесь представляется в лице Иешуа Га-Ноцри, близкого по образу к Христу, а зло в лице Воланда, сатаны в человеческом обличье. Однако неординарность этого романа состоит в том, что зло не подчиняется добру, а обе этих силе равноправны. В этом можно убедиться, рассмотрев следующий пример: когда Левий Матвей приходит просить Воланда за Мастера и Маргариту, он говорит: «Иешуа прочитал сочинение Мастера <..> и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем». Иешуа именно просит Воланда, а не приказывает ему.
Воланд приходит на землю не один. Его сопровождают существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу. Своими действиями они раскрывают людские пороки и слабости. Также их задача заключалась в том, чтобы делать всю «черную» работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя. Свиту Воланда составляли три «главных» шута – Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и девушка-вампир Гелла.
Одна из самых загадочных фигур романа «Мастер и Маргарита» является, безусловно, Мастер, историк, сделавшийся писателем. Сам автор назвал его героем, но познакомил с ним читателя только в тринадцатой главе. Этот герой мне в особенности понравился. Хотя мастер и не смог пройти несломленным все испытания, отказался бороться за свой роман, отказался продолжить его, но сам факт того, что он смог написать этот роман, возвышает его над остальными людьми и, безусловно, не может не вызвать симпатии у читателя. Также, нельзя не отметить, что Мастер и его герой Иешуа во многом схожи.
С образом Маргариты в романе связан мотив любви и милосердия. Подтверждением этого может служить то, что она просит после Великого бала у сатаны за несчастную Фриду, тогда как ей явственно намекают на просьбу об освобождении Мастера.
На мой взгляд, суть романа заключается в критике многих людских пороков того времени. По сведениям, опять же, Лакшина, когда Булгаков писал свой роман, у него возникали большие трудности с острой политической сатирой, которую писатель хотел скрыть от глаз цензуры и которая, безусловно, была понятна людям, действительно близким Михаилу Афанасьевичу. Некоторые наиболее политически открытые места романа писатель уничтожил еще на ранних стадиях работы.
Для меня роман «Мастер и Маргарита» – очень важное произведение, которое ставит человека на новую ступень его духовного развития. Прочитав этот роман, легко можно понять, почему он стал классикой не только русской, но и мировой литературы.

УСОШ №4

Разработки уроков по одному из разделов учебной программы, демонстрирующие использование учителем современных образовательных технологий

Уроки разработаны учителем литературы

МБУО «Удомельская средняя общеобразовательная школа №4» Тверской области

Хакимовой В.А.

Разработка уроков с применением новых технологий

по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Велик потенциал романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», уникального произведения литературы XX века. Его нелегко изучать в школе, хотя старшеклассники читают роман с увлечением. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычные герои – все это разжигает в учениках читательский интерес.

Но школьникам бывает трудно связать воедино сюжетные линии романа, осмыслить представления автора о жизни и смерти, о добре и зле, о вине и расплате.

На изучение биографии писателя и самого романа необходимо выделить 6 уроков.

Урок 1. Биография писателя. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита».

Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, выявить читательское восприятие романа.

1. Слово о писателе.

2. Верите ли Вы, что…

(используется прием технологии критического мышления).

М. Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии?

По образованию М. Булгаков - медик, закончил Киевский медицинский

Университет с отличием?

Имел частную медицинскую практику, как А.П. Чехов?

Первые произведения писателя – пьесы?

Все произведения, прославившие писателя, написаны в Москве?

М. Булгаков писал письмо Сталину с просьбой о выезде из СССР из – за

Бедственного положения?

Работал ассистентом режиссера во МХАТе?

Ставил инсценировку поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

По роману Булгакова снят фильм «Мастер и Маргарита» режиссером В. Бортко?

3. Сообщения учащихся по биографии писателя.

1) Детские и юношеские годы М.Булгакова.

2) Военная служба писателя. Начало литературной деятельности.

3) Литературная деятельность писателя.

4) Работа над романом «Мастер и Маргарита».

5) Последние годы жизни писателя.

4. Соотнесите предположения, выдвинутые в начале урока, с биографическими данными М.А. Булгакова.

5. Анализ читательского восприятия романа «Мастер и Маргарита».

Для беседы предлагаются вопросы:

Какое впечатление произвел на вас роман?

Какие страницы особенно запомнились?

При чтении каких эпизодов романа вам было трудно удержаться от смеха?

Какие эпизоды читались со слезами на глазах?

Какие ваши первые представления о Мастере и Маргарите?

Какие сюжетные линии вы можете назвать?

В качестве домашнего задания ко второму уроку ученики перечитывают «московские главы».

Урок 2. Воланд и его свита. Сатирическое мастерство писателя.

Цель урока: проверить знание учащимися текста романа, провести анализ эпизодов, связанных с Воландом и его свитой, выявить сатирическое мастерство писателя.

I. Тест по роману.

  1. Действие романа не происходит:

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Ершалаиме

г) в Ялте

  1. О ком пишет свой роман Мастер?

а) об Иване Бездомном

б) о Воланде

в) о Понтии Пилате

г) о Маргарите

  1. Какой герой является главным в «ершалаимских главах»?

а) Иешуа Га – Ноцри

б) Понтий Пилат

в) Марк Крысобой

г) Левий Матвей

  1. Кто из героев не входит в свиту Воланда?

а) Бегемот

б) Коровьев

в) Азазелло

г) Барон Майгель

  1. Что объединяет членов МАССОЛИТа, возглавляемого Берлиозом?

а) призвание писателя

б) упорный труд

в) молодость

г) получение благ

  1. Что сделал со своим романом Мастер?

а) отдал в печать

б) потерял

в) сжег

г) убрал в стол

  1. Кем была Маргарита на балу у Воланда?

а) хозяйкой бала

б) гостьей

в) Маргарита не была на балу у Воланда

г) служанкой

  1. Какую черту характера человека Иешуа считал самым страшным пороком?

А) жадность

Б) трусость

В) подлость

Г) зазнайство

  1. Какое событие не связано с героями романа Коровьевым, Азазелло, Бегемотом?

А) поджог дома Грибоедова

Б) фокусы черной магии

В) карнавальное шествие

Г) пополнение клиники новыми пациентами

10) Произведение какого писателя напоминают главы сатирического

изображения московского общества?

а) М.Е. Салтыкова – Щедрина

б) А.П. Чехова

в) Н.В. Гоголя

г) А.С. Грибоедова

а,в

  1. «Погружение» в текст романа, работа в группах.

Деление класса на группы, обсуждение каждой группой своей темы.

1 группа. Воланд и его свита.

Вопросы для обсуждения:

Найдите портреты Воланда и его свиты;

Какова сюжетно – композиционная роль Воланда в романе?

Чем булгаковский дъявол похож и не похож на своих литературных

Предшественников?

Какова связь между поступками Воланда и авторским выбором эпиграфа?

2 группа. Черная магия и её разоблачение.

Вопросы для обсуждения:

В каких эпизодах романа действует свита Воланда?

Как ведут себя москвичи в сценах, связанных с черной магией?

Зачем Воланду понадобилось такое представление?

Типизации персонажей?

3 группа. Бал у сатаны.

Вопросы для обсуждения:

Для чего появляется Воланд в Москве?

Какие герои являются гостями бала?

Почему Воланд выбирает хозяйкой бала Маргариту?

С какой целью введен этот эпизод?

  1. Выступления представителей групп с сообщениями.

Подведение итогов урока.

В качестве домашнего задания учащиеся должны выбрать описание нравов современной Булгакову писательской среды. Обратить особое внимание на историю Мастера.

Урок 3. Проблемы литературного творчества в романе Булгакова.

Цель урока: раскрыть проблемы литературного творчества в романе, пригласить учащихся к поисковой деятельности с целью сотрудничества.

  1. Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении романа:

Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?

Каким должен быть настоящий писатель? Какими проблемами озабочены писатели в романе Булгакова?

Может ли сумасшествие стать прозрением?

В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова?

Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником Мастера?

Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:

а) работа с текстом;

б) выбор цитат;

в) анализ эпизода;

г) сопоставительный анализ;

д) выявление художественных особенностей текста.

К каждому вопросу учащиеся собирают необходимый материал, собранная информация оформляется в виде схем.

  1. Почему Воланд наказал Берлиоза и не наказал Ивана Бездомного?

Берлиоз

Иван Бездомный

Редактор толстого журнала,

Председатель правления

МАССОЛИТа;

Пролетарский поэт;

Носит фамилию известного

Композитора;

Фамилия напоминает

Фамилии пролетарских поэтов:

Бедный, Приблудный, Голодный

Догматик;

Типичный представитель советского

Общества;

Псевдоученый;

Талантливый поэт;

Лицемер;

- «загипнотизирован» Берлиозом.

Идеолог, оболванивавший

Начинающих поэтов и писателей.

Выводы:

Воланд наказывает Берлиоза, произнося знаменитые слова: «Каждому будет дано по его вере». Но в том – то и беда, что ни во что не верит Берлиоз. За ним – непреклонность догматика, псевдоученость, высшая школа лицемерия. Редактор толстого журнала, управляя литературой, плодит себе подобных. Поэтому и казнит его Воланд страшной казнью, а из его головы делает чашу для вина.

Иван Бездомный «загипнотизирован» учителем, но в нем есть талант, недаром его Иисус «как живой». Воланд его прощает.

  1. Каким должен быть писатель? Какими проблемами озабочены писатели в романе Булгакова?

Чем должны жить писатели?

Чем озабочены члены МАССОЛИТа?

1. Думами о назначении человека.

1. Расширением собственной жилплощади.

2. Размышлениями о путях развития общества.

2. Выгодными командировками.

3. Поисками места человека в окружающем мире.

3. Высокими гонорарами.

4. Дачными проблемами.

5. Социальный заказом.

Выводы:

Нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни, думают лишь о личном благополучии. Никто из них никогда не размышляет о литературе. Бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах, ради них готовы оболгать и очернить любого.

  1. Может ли сумасшествие стать прозрением?

Очищение Ивана Бездомного:

Из купели выходит другим, вместе с одеждой исчезает удостоверение МАССОЛИТа и чувство причастности к цеху литераторов;

Убежден, что сатана находится в доме Грибоедова;

Иконка и свеча в руках.

Выводы:

Теряя рассудок, Иван Бездомный прозревает. Он стал видеть бездарность своих собратьев по перу. Душевное потрясение – освобождение от стереотипности мышления, от сковывающих разум догм, от марксистской идеологии.

  1. В чем сходство судьбы Мастера с судьбой Булгакова?

Сходства

Различия

Внешний облик

Мастер имеет возможность спокойно работать. У Булгакова такой возможности не было.

Судьба писателя – сатирика

Мастер отрекся от своего романа, Булгаков не отрекался от своих произведений.

Бешеная травля со стороны критики

Мастер предал любовь.

Сожженный роман

Булгаков писал свои произведения «в стол».

Любовь на закате дней

Выводы:

В романе мы наблюдаем явную параллель собственной судьбы М. Булгакова и Мастера, ведь, как известно, из почти двух сотен статей и рецензий о произведениях писателя, напечатанных при жизни, только две были положительными.

5. Почему и как Иван Бездомный стал преемником и духовным наследником Мастера?

Иван Бездомный

Постигает диалектику жизни и впитывает

Гуманистические идеалы;

Обретает веру;

Проявляет интеллигентность;

Становится просвещённым.

Сотрудник института философии и истории;

Идейный преемник и духовный наследник Мастера.

Выводы:

История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана Бездомного к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония.

Как художник он захвачен буйством фантазии, психологической достоверностью творения Мастера. Теперь он никогда не придет в дом Грибоедова. Он познал суть творчества, ему открылось мерило истинно прекрасного. Сотрудник института истории и философии Иван Николаевич Понырев становится идейным преемником и духовным наследником Мастера.

В качестве домашнего задания предлагается перечитать «ершалаимские главы романа», подготовить индивидуальные сообщения по Евангелиям.


Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», мне кажется, одно из самых загадочных и интересных произведений в русской литературе. Каждый пласт романа, будь то сюжет, система образов героев, композиция, язык повествования – всё необычно, непривычно для глаза читателя. Здесь переплетаются фантастика и реальность, поэзия чувств и сатира.
Роман настолько масштабен по замыслу, глубок, многогранен, что отвечает на множество «вечных» вопросов, волнующих автора и Человека вообще. По-моему, практически все темы, интересовавшие классиков 19-20 веков, нашли особое отражение в романе. Это тема любви, добра и милосердия, свободы, выбора, тема судьбы художника и искусства, тема народа и власти, тема веры и безверия. В этом произведении автор рассматривает такие сложные, спорные философские проблемы, как бессмертие и воскресение души, борьба добра и зла.
Необычайно интересна композиция романа. Мы можем выделить три места действия, вместе с тем и три временных пласта: Москву 1920-1930-х годов, древний Ершалаим и фантастический мир, где царят тёмные силы. Роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри занимает меньше текстового пространства, чем роман о судьбе Мастера, но он играет важную смысловую роль, так как содержит глубокий философский подтекст. Он состоит из четырех глав, которые как бы рассыпаны в тексте повествования о Мастере и Маргарите. Роман о Пилате вводится в повествование при помощи персонажей, входящих в систему образов главного романа, вследствие этого главы о Понтии Пилате становятся частью романа о Мастере и Маргарите. Булгаков настолько искусно переплетает временное и событийное пространство, что мы, не замечая, словно во сне, от беседы Иешуа и Понтия Пилата переходим к описаниям проказ свиты Воланда, а вот уже читаем о любви Мастера и Маргариты. Оттого сюжет кажется нам подвижным, многомерным.
Наверняка каждый читатель найдёт в этом произведении интересную ему тему или любимого героя. Самой загадочной, интересной личностью в романе для меня оказался Воланд, появившийся вместе с Азазелло, Коровьевым и Бегемотом в современной автору советской Москве. Целью визита Воланда было узнать, изменился ли человек за многие века; что движет сегодня его поступками, чем живёт его душа. Эпиграф к роману «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» помогает понять авторскую мысль. Разоблачая зло, Воланд тем самым служит добру и красоте, то есть восстанавливает равновесие между Добром и Злом. Сатана всегда противопоставлялся Богу. Булгаков же вольно обходится с ним и делает Воланда защитником Бога как единственного критерия добра и зла, нравственности и безнравственности в человеке, но сам судит людей безжалостно, не любя.
Булгаков показывает что «бесовское» начало живёт в каждом человеке. Автор показывает нам образ жизни ассоциации литераторов, для которых первым делом является вкусно поесть и поплясать. Зависть, карьеризм, умение устроиться, ненависть к талантливым – вот нравственный портрет тех, кто делал литературу по социальному заказу.
Только наличием тёмной стороны в душе можно объяснить взяточничество председателя жилтоварищества Босого. Кто заставлял его прописывать за деньги, вселять в освободившиеся комнаты за взятку?
«Сеанс чёрной магии» собрал этих героев и других жителей Москвы. Массовый гипноз показал в каждом его внутреннее «я» - человека алчного, грубого, с низкопробными вкусами, любителя хлеба и зрелищ. Но Булгаков, ужаснувшись своему беспощадному гротеску, «спасает» зрителей криками Бенгальского, трепача и фигляра, которому кот Бегемот оторвал голову, поручает Воланду произнести «приговор»: «Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…». Но настоящее наказание ожидало многих на Великом балу у Сатаны. По-моему, сцена бала – самое великолепное место в романе. Этот эпизод является кульминационным для всего сюжетного действия. Воланду нужно было дать оценку увиденному за три дня в столице, нужно было, чтобы Московская жизнь предстала в зеркале вечности. Описание интерьера бальных залов, участников бала, их диалогов сразу напомнило земную жизнь: стена тюльпанов, фонтаны, камины, реки шампанского и коньяка, танцы, в которых сплелись все человеческие пороки – честолюбие и донос, чревоугодие, ревность. Звуки и краски бала сгущены, словно автор задумал изобразить модель целого мира со всеми джазовыми оркестрами, всем выпиваемым человечеством вином, всеми яствами, съедаемыми миллиардами желудков, всей роскошью, потребляемой в ущерб природе во имя удобства и тщеславия. Человек, который праздновал свою короткую жизнь так жадно, бездумно, по Булгакову обменял на пустоутробие свою душу. Скелеты, прах, оставшиеся от прежних красавцев и красавиц, рассказали читателю о делах человеческих: о фальшивомонетчиках, государственных изменниках, убийцах и палачах (Калигула, Мессалина, Малюта Скуратов – исторические персонажи). Слаженный танец символизирует единство для всех танцующих таких идолов, как власть, карьера, деньги, любовь, комфорт. Атеистическая теория Берлиоза, что «по отрезании головы жизнь прекращается», опровергнута Воландом. Он напомнил всем, что после смерти «каждому будет дано по его вере». Главная мысль, заключённая в романе, раскрывается в сцене бала – человек свободен в своём нравственном выборе между Богом и Дьяволом, ничто не освобождает его от ответственности за добро на земле.
Мир булгаковского романа ярок и блестящ. Жизнь в многообразии красок, в блеске неповторимого, поражающего воображение и подстёгивающего фантазию, в ярком кипении причудливых оболочек, «мистерия-буфф» - вот стихия Булгакова. Я думаю, это одно из самых ярких и талантливых творений в русской литературе.


Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» во многом можно назвать автобиографичным. В образе Мастера можно проследить черты самого Булгакова. Автор «подарил» герою фрагменты своей биографии.

Мастер появляется перед читателем только ближе к середине романа. До этого мы уже успеваем познакомиться с представителями «пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества, таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей. Мастер - гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного романа, на Мастера начались настоящие гонения в печати. Его незаслуженно ругали, унижали, оскорбляли. В конце концов, герой был доведен до сумасшествия. Мастер сжег свое детище и сам направился в «дом скорби». Именно там с ним впервые и знакомится читатель.

Описание Мастера дается глазами Ивана, и сначала мы видим, что это «… бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». И сразу мы обращаем внимание на «карие и очень беспокойные глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол.

Бездомный рассказывает гостю историю своего попадания в психиатрическую лечебницу, и читатель неожиданно узнает, что перед ним предстал автор романа о пятом прокураторе Иудеи. Далее нам наконец-то рассказывается история самого Мастера и его возлюбленной. Он был историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала его к творчеству, которое медленно стало вести его к пропасти.

А затем появляется Маргарита! Это, пожалуй, самая красивая, лиричная, романтическая часть романа! Встреча героев предназначалась свыше. Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»

С появлением Маргариты в роман входит излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Каморка Мастера оживает, становится много уютней благодаря заботливости его возлюбленной. Эти персонажи живут в обособленном мирке, где существуют лишь Он, Она и Роман. Так входит в произведение важнейшая для писателя тема творчества. «Тот, кто называл себя Мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное… Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Маргарита становится вдохновительницей Мастера, живущей исключительно для него и его творчества. Кстати, стоит заметить, что она единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования.

К сожалению, вечное пребывание в уютной каморке было невозможно, Мастер закончил свой роман и вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом!..» В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую. Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения. Здесь Булгаков поднимает проблему истинного и ложного творчества. Он убежден, что только полная отдача истине, желание писателя нести правду сердца и ума обеспечивают произведению настоящее бессмертие. Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, - и я не мог от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума. мастер маргарита булгаков творчество

Я думаю, Булгаков назвал свой роман «Мастер и Маргарита», потому что это важнейшие герои произведения. Именно через них писатель вводит в роман тему истинного и ложного творчества. Именно Мастер написал роман, который проходит через все произведение и поднимает еще целый ряд философских вопросов и проблем. А Маргарита - та, которая всегда сопровождала своего возлюбленного. Только благодаря Маргарите Мастера вызволили из психиатрической лечебницы и вернули к жизни его роман.


…Иной раз удивляешься тому, как всё-таки сильно может измениться взгляд на мир после прочтения хорошей книги!.. Тогда и людей воспринимаешь как-то по-другому, и с собой становишься более откровенным, да и вообще к жизни отношение меняется. А вот как меняется мировоззрение – это зависит от содержания книги и от её автора.

Если речь идёт о прозе, то важен сюжет: например, приукрашенное суеверие, запавшее в душу, может сделать человека набожным, поменять его отношение к религии; добрые рассказы о крепкой дружбе если не прививают чувство ответственности, то хотя бы напоминают о нём. Но здесь искренность автора необязательна. Возможно. Его точка зрения, окажется прямо противоположной мнению героя., от этого читатель ничего не потеряет. Иное дело стихотворения. Стихи – это отражение душевного состояния автора, его мыслей. В стихотворении поэт часто говорит от своего, верит в то, о чём пишет.

Если поэт изливает душу в строках стихотворения, то и душа читателя подхватывает мотив эмоций, сливаясь с переживаниями автора.

Многие становятся настоящими фанатами любимых поэтов. Но, оказывается, можно стать пожизненным поклонником романа, повести, рассказа – совсем не стихотворных жанров.

Вот уже несколько лет моей настольной книгой является роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В нём – и любовь, и история, и политика, и религия; и всё это сатирически отражает дух ХХ века. Каждая глава романа пронизана мыслью бесконечного существования несправедливости и лжи правителей, могущества незримых сил, любви, способной на всё, кроме забвения.

Философско-сатирический юмор произведения после первого прочтения понятен не в полной мере.

Мне нравится то, что, перечитывая главу, с каждым разом открываешь всё новые и новые детали и неслучайные подробности, заставляющие и рассмеяться, и задуматься, многое ли изменилось со времён Пилата.

Наиболее ярким и оригинальным персонажем мне представился кот, «громадный, как боров. Чёрный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами», со своеобразным именем «Бегемот», закусывающий водку ананасом с солью и перцем.

Очень типичным для влюблённой женщины, таящей в душе и скорбь, и ненависть, и нежность, становится образ Маргариты, королевы дьявольского бала, женственной и ранимой ведьмы, бесконечно влюбленной в своего Мастера и во всё то, что связано с ним.

Ужасной и холодной представляется мне Гелла, в прошлом, возможно, такая же, как Наташа или Маргарита, неизвестным образом очутившаяся в свите Князя тьмы.

Неутомим и энергичен Коровьев, этакий массовик-затейник с вечной улыбкой на лице и зловещей искоркой в глазах. Ему принадлежит второе, после Бегемота, место на пьедестале моих симпатий.

Третье место я бы, пожалуй, отдала не столько герою, сколько эпизоду. Вспомните: конец первой части, буфетчик Андрей, обеспокоенный указанием на рак печени, пришёл на приём к доктору Кузьмину, расплатился за осмотр тремя этикетками с бутылок «Абрау-Дюрсо»… Далее – котёнок-сирота «с несчастной мордочкой», потом – «паскудный воробушек», танцующий фокстрот и использующий чернильницу весьма необычным образом. И это в сочетании с окончанием событий первой главы, обдающей холодом. Так-то: и смешно, и страшно…

В том же духе описаны события полночи, в которую проводился «Великий бал у Сатаны», утро после бала, исполнение желаний Маргариты.

Концовка истории о любви Мастера и Маргариты оригинальна и интересна. Главным образом, благодаря придуманной «Мастером» заключительной фразе: «…жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». После этой фразы становится грустно, как всегда бывает грустно читать последние строки, «Успокаивают» несколько листов эпилога, завершающие роман уже окончательно всё той же заключительной фразой.