Cочинение «Принцип антитезы и его идейно-композиционная роль в романе Л. Толстого. Сочинение Толстой Л.Н

Принцип антитезы можно определить как важнейший художественный принцип романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Он является одним из способов воплощения философии истории, описание которой было наиболее значимой задачей для автора. При определении жанра романа как исторического, Толстому, тем не менее, было важно раскрыть в нем философскую подоплеку исторического действия, исторического процесса, у которого два состояния: либо война, либо мир. Эти два понятия четко определены и противопоставлены Толстым. Война представлена им как "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие", а мир – как жизнь людей без войны под мирным небом и без пролития невинной крови. Для автора очень важен переход от состояния мира к состоянию войны, так как здесь у него появляется возможность противопоставить поведение тех или иных героев его романа в данной героической ситуации. Такие герои произведения, как Наташа Ростова, Долохов или купец Ферапонтов остро чувствуют и понимают ответственность и опасность сложившейся ситуации. В романе им принадлежит роль героев-камертонов, то есть персонажей, совершающих тот или иной поступок в соответствии с тем жизненным моментом, в котором они находятся. Так, например, и купец Ферапонтов в сцене оставления Смоленска, и Наташа, выезжающая из Москвы, забывают о своих личностных целях. Помыслы и действия этих героев подчинены общей цели – победе над врагом. Таким образом, Толстой показывает, что в ситуации войны люди сплачиваются и действуют сообща. Причем схожие мысли возникают у них не по чьему-либо намеку и не по какой-то установке. Они естественным образом появляются у всех думающих и нравственно развитых персонажей романа "Война и мир".

Однако не все герои Толстого способны, осознав значимость ситуации, сплотиться с другими и образовать единство. Им автор противопоставляет героев, оказавшихся вне этого единого целого. Одним из таких героев является Берг, который даже в ситуации войны не оставляет своих корыстных целей. Он озабочен покупкой "шифоньерочки" и просит у Ростовых по своей необходимости одного из их мужиков. Но Ростовы, не вняв несвоевременной просьбе Берга, выгнали его со двора. С этой же точки зрения можно осудить императора Александра I, который, не уловив настроения народа, не понимает их желаний и надежд. Все, чем государь может приободрить свой народ, это кидание в толпу с балкона бисквитов.

Одним из наиболее значимых противопоставлений является противопоставление двух основных героев романа "Война и мир" – Наполеона и Кутузова. Эти герои как бы олицетворяют собой два разных полюса, между которыми формируется своеобразное магнитное поле, в котором размещаются все герои произведения, каждый в зависимости от своей душевной и нравственной развитости тяготеет к тому или другому полюсу. Кутузов воплощает собой то самое единство, целостность, а Наполеон – эгоистический произвол. Это – основные антиподы романа. Наполеону безразлична судьба его армии и солдат в отдельности, так как они являются только орудием в достижении им своих целей. Кутузов же относится к своим солдатам как к родным детям и готов рисовать своей жизнью ради спасения своих подопечных. В отличие от Наполеона Кутузов равнодушен к славе. Главное для него – победа русской армии и изгнание неприятеля с родной земли, причем с наименьшими потерями. Русский полководец не думает о почестях или о возможном попадании на скрижали истории. Он с честью выполняет свой военный долг, и лучшей наградой для него является уважение и преданность ему его армии. Наполеон, напротив, мнит себя величайшим героем истории. Толстой тем самым демонстрируя свое личное отношение к французскому императору, показывает несоответствие между фантазиями Наполеона и достоверными фактами, переводя описание этого героя в сферу комического. Наполеон представляется Толстому подобным "ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит". Даже такие проявления болезненности его организма, как насморк и дрожание левой икры, французский полководец способен принять за признаки его величественности и тем самым заявить претензию на исключительную роль в театре жизни.

Кутузов также описан Толстым не как герой: он стар, время от времени проявляет свою старческую слабость и импульсивность. Но подобная характеристика никоим образом не может быть отнесена в сферу комического. Напротив, Толстой так показал естественность Кутузова, а значит, и всю свою авторскую симпатию и восхищение этим великим русским полководцем. Поэтому одним из самых значимых недостатков Наполеона является отсутствие в его образе естественности и способности к проявлению обычных человеческих чувств и эмоций. Когда французский император смотрит на портрет сына, то для того, чтобы окружающие заметили на его лице трепетное отцовское чувство, императору приходится делать усилие: "Со свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности". Толстой, не принимая таких неестественных проявлений чувств, переводит всю, как казалось Наполеону, пафосность ситуации в комизм: "Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история". Воображая себя героем, Наполеон в своем сознании настолько превозносится над окружающими его людьми, что не замечает их, и в его глазах все происходящие вокруг него события происходят как-то сами собой.

В этих двух образах полководцев Толстой воплотил не только два разных принципа отношения к жизни. Автор изобразил в них идею войны и мира. Поэтому героям, тяготеющим к полюсу Наполеона, можно приписать некоторые наполеоновские черты – умение способствовать возникновению войн, разногласий между людьми. Таковы Анна Павловна Шерер, Курагины и другие. Герои же, близкие Кутузову, проповедуют идею мира и добра. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, некоторые военные – капитан Тушин, Денисов. Что же касается центральных героев романа – Андрея Болконского и Пьера Безухова, то эти персонажи проходят путь от Наполеона к Кутузову, тем самым отказываясь от ложных ценностей и приобретая истинные идеалы.

На принципе антитезы также вводятся в общую структуру произведения и образы двух городов – Москвы и Петербурга. Именно в Москве происходят основные значимые события романа. В этом городе живут любимые и наиболее дорогие Толстому герои: Ростовы, Безухов. Москва представлена в произведении душевным городом, близким, родным. В сложившейся героической ситуации Москва находится как бы на грани между войной и миром: если ее захватит Наполеон, то победит эгоистический произвол, а если отстоит Кутузов, то принцип единства, родового начала.

Петербург же выступает в роли неестественного, чужого города, его можно вынести за пределы "роевого" единства, образуемого жителями Москвы и самим городом. Война не затрагивает Петербург, но даже узнавая страшные новости из Москвы, жители города на Неве не делают никаких попыток помочь людям, оказавшимся в беде, и находятся вне героической ситуации.

Также выделению Петербурга из родового целого способствует один из существующих мифов о его основании – о том, что он построен по прихоти царя, а не по нуждам людей, и стоит на костях. Толстой не симпатизирует этому городу, а соответственно и тем героям, которые по желанию автор оказываются его жителями – постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен.

В романе "Война и мир", как можно уверенно утверждать, антитеза важна и как композиционный прием, и как один из способов изображения характеров, и как средство создания исторического пространства. И, очевидно, именно этот принцип обеспечивает целостность произведения, несмотря на колоссальное количество героев, широкие временные рамки и его идейную насыщенность.

Роль антитезы в романе. Л.Н. Толстой - классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра ромайа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идей­но-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе «Война и мир» очень разнообразны. Этот стилисти­ческий прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Прием антитезы лежит в основе построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку «естественности» или «ложно­сти» их натур.

Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Не­смотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные тра­диции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Осо­бенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умира­ющим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и На­таша настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа,всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совер­шающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова - естественность и просто­та. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от ра­дости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя час­тью «рая» и не мешать движению истории.

Этим героям противопоставлен искусный «позер» Наполеон в рома­не - воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, са­молюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подоб­ны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей («подлой, бессердечной породой» назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимаю­щий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, иг­рающая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Бо­рис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.

Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский про­ходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются лож­ными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистичес­ких чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И по­могают им в этом простые русские люди. Князю Андрею - капитан Ту­шин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь позна­комился в сражении при Шенграбене. Пьеру - солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. На­блюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бес­конечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, - полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.

Образы природы в «Войне и мире» - символы высшей гармонии, от­кровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность - это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ноч­ное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молдые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после ветре- чи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.

«Историческим» главам в романе противопоставляются главы, опи­сывающие «живую жизнь», осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толсто­му нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестествен­ной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.

Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы ис­пользуется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В «Войне и мире» наиболее отчет­ливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузо­ва (которые являются символами, определяющими направленность дви­жения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между эти­ми героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове - стариковская полнота, дряб­лость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Куту­зов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинс­кого сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Ку­тузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не заме­чательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напро­тив, - противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в рома­не «Война и мир». Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро й зло, показать опасность эгоистическое разъедине­ния людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

Л.Н. Толстой – классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идейно-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе "Война и мир" очень разнообразны. Этот стилистический прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Прием антитезы лежит в основе построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку "естественности" или "ложности" их натур.

Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Несмотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные традиции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Особенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умирающим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и Наташа настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совершающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова – естественность и простота. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от радости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя частью "рая" и не мешать движению истории.

Этим героям противопоставлен искусный "позер" Наполеон в романе – воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, самолюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подобны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей ("подлой, бессердечной породой" назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимающий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, играющая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Борис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.

Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистических чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И помогают им в этом простые русские люди. Князю Андрею – капитан Тушин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь познакомился в сражении при Шенграбене. Пьеру – солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. Наблюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бесконечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, – полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.

Образы природы в "Войне и мире" – символы высшей гармонии, откровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность – это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ночное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молодые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после встречи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.

"Историческим" главам в романе противопоставляются главы, описывающие "живую жизнь", осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толстому нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестественной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.

Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы используется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В "Войне и мире" наиболее отчетливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузова (которые являются символами, определяющими направленность движения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между этими героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове – стариковская полнота, дряблость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Кутузов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинского сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Кутузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не замечательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напротив, – противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в романе "Война и мир". Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро и зло, показать опасность эгоистическое разъединения людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

В своем видении истории Толстой в значительной мере зависел от многовековых традиций русской литературы в изображении нашествия врагов, войн, подвигов полководцев и простых ратников.

Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман « », в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний мир, душевное богатство.

Роман-эпопея «Война и мир» был написан в 1869 году, работа над ним продол-жалась в течение шести лет. Л. Н. Толстой рассказывает о начале века, о войне с Наполеоном Бонапартом, о храбрости русских людей, а также о том, что война, разрушая жизни и судьбы людей, не способна заставить их изменить свой образ жизни и образ мыслей. Главное, на чем построена вся композиция романа, - это прием антитезы, противопоставление добра злу, справедливости - лжи, живого - мертвому. Пожалуй, самыми «полярными» героями здесь являются две великие исторические личности - Наполеон Бонапарт и Михаил Илларионович .

Стоит заметить, что в «Войне и мир» не точно изображены оба полководца, в их портретах (не столько внешних, сколько психологических) видна пристрастность суждений автора. Еще в самом начале явно прослеживается недоброжелательное отношение Толстого к Наполеону и симпатия к российскому главнокомандующему. В течение всего романа Толстбй возмущается ролью, отведенной аналитиками тех лет Наполеону. Бонапарта считают великим полководцем, а между тем, пишет Толстой, всему причиной стечения многочисленных обстоятельств, а не воля одного человека. Иначе как могла французская армия, руководимая «великим» Бонапартом, пройти через всю Европу и, войдя в Россию и захватив Москву, проиграть войну? Как Кутузов, потерявший половину войска и отдавший неприятелю Москву, в конечном итоге одержал победу? На эти вопросы есть еще один ответ, помимо стечения обстоятельств: отношения полководцев к этой войне.

Мечта Наполеона захватить Россию роднит его в «Войне и мире» с завоевателями русских воинских повестей, а заодно и лубочными картинками. Завоеватель мечтает легко захватить город, страну, богатую добычу. Но для победы, считает Толстой, нужна моральная правота.

Для Наполеона вся эта кампания была просто игрой, «игрой в солдатики». Он, важная, влиятельная особа, только отдавал распоряжения, он просто «играл». Перед Бородинским сражением Толстой иронично замечает: «шахматы расставлены, игра началась».

Совсем иначе все обстоит с Кутузовым. Он «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего…, а та неуловимая сила, называемая духом войска»; «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов - умудренный опытом полководец, и мудрость его сводилась к простой аксиоме, выведенной Толстым: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». У Наполеона была своя правда, верная для него, а у - правда всего русского народа.

За эту близость к народу Кутузова любили солдаты. И фельдмаршал любил этих людей, был с ними прост и по-стариковски нежен. Французские солдаты, возможно, боготворили Наполеона, но не потому, что он был им «отцом» или «братом», а потому, что был создан культ личности Наполеона.

Лучше всего отношение к армии обоих полководцев можно определить во время Бородинского сражения. Старик Кутузов, несмотря на то, что слаб, находится близко к самым горячим точкам сражения. Наполеон же наблюдает издалека в подзорную трубу за ходом сражения. Он победил, но справедливо заметил: «Еще одна такая победа, и я останусь без армии». Но победил он только численно; нравственная победа осталась за русскими: наполовину «растаявшее» войско еще не сдавало свои позиции. Однако Кутузов принял решение оставить Москву: он знал, что солдаты будут драться до последнего, но это было бы напрасной жертвой, потому что с потерей армии Россия была обречена. Почти все приближенные Кутузова были против этого, но властью главнокомандующего было принято окончательное решение, не угодное свету и людям высших чинов, но спасительное для России, народа.

По Лихачеву, исторические воззрения писателя зиждутся на моральном оптимизме; в Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, ибо нравственная правда сильнее любой грубой силы.

Именно эта философия лежит и в основе исторического изображения событий нашествия Наполеона и, в конечном счете, его изгнания. Ее не было и не могло быть ни в одной из работ по философии истории, которые читал Толстой, где законы истории едины для всех - нападающих и обороняющихся.

Толстой был убежден, что историю творит не отдельная личность, а миллионы людей. По Толстому, истинное величие человека - в близости к народу, простоте, добре и правде, что он и показал на примере Кутузова.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Антитеза в «Войне и мире». Моральный оптимизм Толстого .

Принцип антитезы можно определить как важнейший художественный принцип романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Он является одним из способов воплощения философии истории, описание которой было наиболее значимой задачей для автора. При определении жанра романа как исторического, Толстому, тем не менее, было важно раскрыть в нем философскую подоплеку исторического действия, исторического процесса, у которого два состояния: либо война, либо мир. Эти два понятия четко определены и противопоставлены Толстым. Война представлена им как "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие", а мир – как жизнь людей без войны под мирным небом и без пролития невинной крови.

Для автора очень важен переход от состояния мира к состоянию войны, так как здесь у него появляется возможность противопоставить поведение тех или иных героев его романа в данной героической ситуации. Такие герои произведения, как Наташа Ростова, Долохов или купец Ферапонтов остро чувствуют и понимают ответственность и опасность сложившейся ситуации. В романе им принадлежит роль героев-камертонов, то есть персонажей, совершающих тот или иной поступок в соответствии с тем жизненным моментом, в котором они находятся. Так, например, и купец Ферапонтов в сцене оставления Смоленска, и Наташа, выезжающая из Москвы, забывают о своих личностных целях. Помыслы и действия этих героев подчинены общей цели – победе над врагом. Таким образом, Толстой показывает, что в ситуации войны люди сплачиваются и действуют сообща. Причем схожие мысли возникают у них не по чьему-либо намеку и не по какой-то установке. Они естественным образом появляются у всех думающих и нравственно развитых персонажей романа "Война и мир".

Однако не все герои Толстого способны, осознав значимость ситуации, сплотиться с другими и образовать единство. Им автор противопоставляет героев, оказавшихся вне этого единого целого. Одним из таких героев является Берг, который даже в ситуации войны не оставляет своих корыстных целей. Он озабочен покупкой "шифоньерочки" и просит у Ростовых по своей необходимости одного из их мужиков. Но Ростовы, не вняв несвоевременной просьбе Берга, выгнали его со двора. С этой же точки зрения можно осудить императора Александра I, который, не уловив настроения народа, не понимает их желаний и надежд. Все, чем государь может приободрить свой народ, это кидание в толпу с балкона бисквитов.

Одним из наиболее значимых противопоставлений является противопоставление двух основных героев романа "Война и мир" – Наполеона и Кутузова. Эти герои как бы олицетворяют собой два разных полюса, между которыми формируется своеобразное магнитное поле, в котором размещаются все герои произведения, каждый в зависимости от своей душевной и нравственной развитости тяготеет к тому или другому полюсу. Кутузов воплощает собой то самое единство, целостность, а Наполеон – эгоистический произвол. Это – основные антиподы романа. Наполеону безразлична судьба его армии и солдат в отдельности, так как они являются только орудием в достижении им своих целей. Кутузов же относится к своим солдатам как к родным детям и готов рисовать своей жизнью ради спасения своих подопечных. В отличие от Наполеона Кутузов равнодушен к славе. Главное для него – победа русской армии и изгнание неприятеля с родной земли, причем с наименьшими потерями. Русский полководец не думает о почестях или о возможном попадании на скрижали истории. Он с честью выполняет свой военный долг, и лучшей наградой для него является уважение и преданность ему его армии. Наполеон, напротив, мнит себя величайшим героем истории. Толстой тем самым демонстрируя свое личное отношение к французскому императору, показывает несоответствие между фантазиями Наполеона и достоверными фактами, переводя описание этого героя в сферу комического. Наполеон представляется Толстому подобным "ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит". Даже такие проявления болезненности его организма, как насморк и дрожание левой икры, французский полководец способен принять за признаки его величественности и тем самым заявить претензию на исключительную роль в театре жизни.

Кутузов также описан Толстым не как герой: он стар, время от времени проявляет свою старческую слабость и импульсивность. Но подобная характеристика никоим образом не может быть отнесена в сферу комического. Напротив, Толстой так показал естественность Кутузова, а значит, и всю свою авторскую симпатию и восхищение этим великим русским полководцем. Поэтому одним из самых значимых недостатков Наполеона является отсутствие в его образе естественности и способности к проявлению обычных человеческих чувств и эмоций. Когда французский император смотрит на портрет сына, то для того, чтобы окружающие заметили на его лице трепетное отцовское чувство, императору приходится делать усилие: "Со свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности". Толстой, не принимая таких неестественных проявлений чувств, переводит всю, как казалось Наполеону, пафосность ситуации в комизм: "Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история". Воображая себя героем, Наполеон в своем сознании настолько превозносится над окружающими его людьми, что не замечает их, и в его глазах все происходящие вокруг него события происходят как-то сами собой.

В этих двух образах полководцев Толстой воплотил не только два разных принципа отношения к жизни. Автор изобразил в них идею войны и мира. Поэтому героям, тяготеющим к полюсу Наполеона, можно приписать некоторые наполеоновские черты – умение способствовать возникновению войн, разногласий между людьми. Таковы Анна Павловна Шерер, Курагины и другие. Герои же, близкие Кутузову, проповедуют идею мира и добра. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, некоторые военные – капитан Тушин, Денисов. Что же касается центральных героев романа – Андрея Болконского и Пьера Безухова, то эти персонажи проходят путь от Наполеона к Кутузову, тем самым отказываясь от ложных ценностей и приобретая истинные идеалы.

На принципе антитезы также вводятся в общую структуру произведения и образы двух городов – Москвы и Петербурга. Именно в Москве происходят основные значимые события романа. В этом городе живут любимые и наиболее дорогие Толстому герои: Ростовы, Безухов. Москва представлена в произведении душевным городом, близким, родным. В сложившейся героической ситуации Москва находится как бы на грани между войной и миром: если ее захватит Наполеон, то победит эгоистический произвол, а если отстоит Кутузов, то принцип единства, родового начала.

Петербург же выступает в роли неестественного, чужого города, его можно вынести за пределы "роевого" единства, образуемого жителями Москвы и самим городом. Война не затрагивает Петербург, но даже узнавая страшные новости из Москвы, жители города на Неве не делают никаких попыток помочь людям, оказавшимся в беде, и находятся вне героической ситуации.

Также выделению Петербурга из родового целого способствует один из существующих мифов о его основании – о том, что он построен по прихоти царя, а не по нуждам людей, и стоит на костях. Толстой не симпатизирует этому городу, а соответственно и тем героям, которые по желанию автор оказываются его жителями – постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен.

В романе "Война и мир", как можно уверенно утверждать, антитеза важна и как композиционный прием, и как один из способов изображения характеров, и как средство создания исторического пространства. И, очевидно, именно этот принцип обеспечивает целостность произведения, несмотря на колоссальное количество героев, широкие временные рамки и его идейную насыщенность.