Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Внеклассное мероприятие по литературе: "Современная литература: читать или нет". план-конспект занятия (11 класс) на тему Интересные мероприятия по литературе

В форме литературного кружка дается общее представление о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах, идет знакомство с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха, анализ его рассказа "Замыкание в Вене".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия по литературе

для старших классов

Тема: «Современная литература: читать или нет».

Цели мероприятия:

  1. Формирование общих представлений о современной литературе, о путях ее развития и основных распространенных в современной литературе жанрах.
  2. Развитие устной речи, внимания, умения слушать.
  3. Воспитание интереса к современной литературе, уважительного отношения к собеседнику, оппоненту.

Форма проведения: литературный кружок.

Формы и методы обучения: беседа, лекция с элементами беседы, проблемная дискуссия, творческое задание.

Подготовительная работа:

учитель: подбор музыкального оформления, подбор книг, выбор рассказа для обсуждения (В.Пьецух «Замыкание в Вене»), составление лекции и беседы;

ученики: подготовка к презентации любимой современной художественной книги.

Оборудование: магнитофон, выставка книг современных авторов.

Оформление: выставка книг, запись темы на доске, парты соединены в один общий стол, за которым рассаживаются участники кружка.

Ход мероприятия:

Вступление.

Учитель: Я приветствую всех, кто пришел сегодня на наш литературный кружок. Сегодня мы обсудим интересную тему, которая вызывает много вопросов и порождает многочисленные споры в самых различных кругах. «Современная литература: читать или нет?» – это тема нашего заседания. Одновременно она станет проблемой, которую нам предстоит решать.

Вводная беседа.

Учитель:

Наверное, вы хотя бы небольшую часть своего свободного времени уделяете чтению любимых книг. Какие книги вы читаете?

Какую художественную литературу вы предпочитаете: классическую или современную?

Что из современной литературы вы читали или читаете?

Нравится ли вам современная литература? Предпочитаете ли вы современную литературу классической? Почему предпочитаете? Если нет, то чем вас не привлекает современная литература?

Лекция с элементами беседы «Основные черты современной литературы».

Учитель: Чтобы вы имели более полное представление о современной литературе, я вам расскажу о ней.

Современная литература – явление сложное и спорное. Невозможно сегодня однозначно ответить на вопрос, что есть такое современная литература, какая она. На сегодняшний день в нашей стране есть много писателей, известных и неизвестных, т.к. есть широкие возможности писать.

Если говорить о современной литературе в целом, то можно выделить три пути развития современной литературы:

  1. первый - путь, продолжающий традиции реалистической русской литературы,

традиции классики XIX века, но по-своему. Для нее характерны:

Позиция писателя как носителя истины;

Стремление писателя понять закономерности жизни и ее противоречия;

Писатель исходит из того, что человека и мир познать возможно.

Отличие современной реалистической литературы в том, что она наряду с социальными и историческими проблемами представляет своих героев и в сфере частной жизни. Примеры: «Плаха» Ч.Айтматова, «Карьер» В.Быкова, «Пожар» В.Распутина. Круг проблем замкнут на проблемах личностного плана в произведениях Виктории Токаревой (Учитель демонстрирует книгу и дает рекомендации к прочтению нескольких рассказов).

  1. Второй путь развития литературы – это постмодернизм. Но это

понятие характеризует не только литературное направление и творческий метод писателя, но и тип мировоззрения: постмодернизм – это мироощущение, что наступил конец человеческой истории вообще. В постмодернизме реальность игнорируется как данность. В литературном творчестве это мировоззрение проявляется в конструировании художественной реальности, в игре с текстом. Понятие «текст» принимает более крупный масштаб: мир воспринимается как текст. Человек – это тоже текст, который несет много информации. В постмодернизме (это касается и русской, и зарубежной литературы) мир разделен на разобщенные части. Мир есть нарисованная картина. Автор умирает, его нет в тексте. Он ничего и никого не оценивает, как это было у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого в XIX веке. Текст включает в себя много различных цитат, реминисценций. Происходит своеобразная игра со всеми элементами художественного произведения. Мы видим героя, который может сочетать в себе несочетаемые черты.

Читали ли вы роман П.Зюскинда «Парфюмер»? (или хотя бы смотрели экранизацию этого произведения?)

Роман был написан в 1985 году. Он является одним из ярких примеров литературы постмодернизма. Он имеет подзаголовок «История одного убийцы», т.е. предполагается, что это детектив, но роман не детектив. «Парфюмер» - это история одного мальчика, описанная с самого рождения до смерти. Действие происходит во Франции и начинается в Париже. Мы следуем за героев повсюду. Этот мальчик обладал особым даром – исключительным, невероятным обонянием. На страницах романа Зюскинд описывает запахи и делает это так хорошо, что начинает пахнуть каждая страница. Убийцей герой становится случайно: ему нужно создать божественный запах, который может получиться только от человека. И тогда он начинает убивать всех красивых молодых девушек страны, чтобы собрать их запахи. Но сцены убийств написаны так, что не вызывают страха и даже отвращения, они описываются как ненастоящие действия. Герой не похож на человека: он многократно сравнивается с пауком и носит показательное имя – Гренуй, что в переводе с французского означает «лягушонок». В этом романе автор играет с другими, предшествующими литературными текстами, строит диалог с другими авторами, существующими традициями, смеется над ними, потому что, по мнению постмодернистов, история уже кончилась. Герой никак не оценивается, Гренуй предстает как гениальный художник.

В русской литературе под влиянием постмодернизма происходит размывание систем ценностей. Истины нет. Плюрализм, многозначность абсолютно во всем. Нет ничего единого. Мы и сейчас живем в ситуации постмодерна. Примеры: «Чапаев и пустота», «Жизнь насекомых» Виктора Пелевина, «Бесконечная пустота» Дмитрия Голковского. (Учитель демонстрирует сборник рассказов «Антология современного рассказа» и зачитывает представленных авторов и их произведения).

  1. Третий путь развития современной литературы – это путь синтеза,

слияния традиций реализма, постмодернизма и модернизма, характерного для первой половины XX века (поэты Серебряного века в России, в зарубежной литературе – Ф.Кафка, например). Мы часто встречаем постмодернистские приемы, но не постмодернистскую реальность, в литературном произведении все реально. По пути абсолютного синтеза идут Т.Толстая, Л.Петрушевская, Довлатов, из поэтов – И. Бродский. (Учитель зачитывает фрагмент или все стихотворение И. Бродского). Героями писателей, идущих по такому пути, оказываются маргиналы: больные, слабоумные, люди «социального» дна, беззащитные (дети, старики). В рассказах Т.Толстой проявляется сочувствие к таким людям.

В современной литературе темы оказываются разнообразными. Предмет описания также различен. В современной литературе есть такие жанры, как политический роман, психологический роман, детективный роман, роман-фэнтези, сентиментальный роман, эротический роман. Предметом многочисленных острых дискуссий становится наличие в литературных произведениях откровенных, постельных, сцен, мата. То, что раньше опускалось, сейчас изображается во всех подробностях. Мат используется для экспрессии, но может быть только в репликах героев. Если он присутствует в авторской речи, нужно искать причины сознательного включения ненормативной лексики в текст или сомневаться в литературном профессионализме автора, т.к. мат снижает, портит художественное произведение. Поэзия во многом меняется: чаще используется игра слов. Поэты пытаются воссоздать тишину и молчание (А.Бик-Булатов).

Учитель: Теперь мне бы хотелось узнать, что же вы читаете из современной литературы. Вам было дано задание, подготовить презентацию своей любимой книги или последней прочитанной книги.

Презентация любимых книг. (После презентации участники кружка задают вопросы выступающему относительно его книги).

Чтение и аналитическая беседа.

Учитель: А теперь я хочу познакомить вас с творчеством современного писателя Вячеслава Пьецуха.

Вячеслав Алексеевич Пьецух – русский советский прозаик, родился в 1946 году в Москве, окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, работал учителем истории в школе. Живет в Москве.

Фантаст, видный представитель литературного авангарда, его произведения имеют явно выраженную сатирическую направленность. Вместе с тем в ряде произведений писатель вполне серьезно и оригинально разрабатывает такие направления научной фантастики, как альтернативная история. Например, одна глава романа «Роммат» (1989) , название которого расшифровывается как «романтический материализм», посвящена описанию победы декабристов и ее последствий; в рассказе «Разговор» (1990) исследуются (в более легкомысленном ключе) последствия победы белых в Гражданской войне. В двух других рассказах – «Новый Завод» (1987) и «Чаепитие в Моссовете» (1990) – построены варианты весьма двусмысленной утопии и антиутопии близкого будущего; во втором рассказе нарисована впечатляющая картина обезлюдевшей Москвы, из которой все подались на Запад.

Давайте прочитаем фантастический рассказ В. Пьецуха «Замыкание в Вене». (На столе лежат распечатки этого рассказа. Один из учащихся читает рассказ вслух).

Аналитическая беседа:

Учитель: Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

Показался необычным, не сразу можно понять суть рассказа.

Учитель: Какая структура у рассказа?

Сначала идет что-то похожее на предисловие, а затем уже сам рассказ.

Учитель: Можете ли сказать, какова тема этого рассказа?

Сложно определить, потому что рассказ сложен по структуре.

Это нужно, чтобы лучше выразить идею и свое отношение к современной литературе.

Учитель: Если бы этот рассказ был без всякого критического предисловия, то он был бы художественным?

Был бы, но мы хуже поняли бы его и, может быть, сочли бы за плохой рассказ.

Учитель: Как вы думаете, соответствует ли рассказ его предварительной характеристике?

Да, потому что рассказ написан как описание того, что было в жизни. А с другой стороны, такого на самом деле быть не может.

Учитель: В этом рассказе есть черты научной фантастики, когда с полной серьезностью и реалистично подробно изображаются технические процессы или явления, которых на самом деле не было. Какие тут можно выделить литературные приемы?

Гиперболизация.

Учитель: Характерные черты – сказочность и карнавальность. С помощью каких выразительных средств реализуется этот прием?

Сравнение, эпитеты.

Он сатирически относится к тому, что описывает.

Учитель: Вы можете представить себе ситуацию, которая происходит в рассказе?

Поверить можно, но этого нет на самом деле.

Учитель: Это характерно для научной фантастики. Можете ли вы вывести идею рассказа?

Рассказы берутся из жизни. А наша жизнь оказывается порой смешнее, чем сатирическая литература.

Дискуссия.

Учитель: Теперь, после моего рассказа и ваших презентаций, представление о современной литературе у вас расширилось. Хочу услышать ваше мнение.

Вопросы для дискуссии:

  1. Как вы думаете, стоит ли читать современную литературу или лучше читать классику?
  2. Что может дать нам нового современная литература?
  3. Как определить, что данное современное произведение стоит читать, а другое – нет?
  4. Допустимы ли в литературном произведении сцены насилия, откровенные сцены и мат?
  5. Почему в последнее время становится все больше писателей?
  6. Какие темы преимущественно, на ваш взгляд, должны быть в литературе?
  7. Хотели бы вы быть писателем?

Итог мероприятия:

Учитель: Итак, ответим окончательно на поставленный сегодня вопрос: читать или не читать современную литературу? (Учащиеся высказывают несколько мнений).

Заключительное слово учителя.

Необходимо читать и знакомиться с современной литературой, т.к. литература – отражение современной жизни и современной культуры. Современная литература вбирает в себя весь прошлый культурный и литературный опыт и уже является предметом изучения не только в вузах, но и в школах. Только нужно вырабатывать свой читательский вкус и научиться отличать золото от мишуры, хорошее литературное произведение от графоманского. Художественность предполагает отражение жизни в образах. Н.Г. Чернышевский говорил следующее: «Только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма совершенно соответствует идее». Всем спасибо за участие, успехов в творчестве и выборе книг! До встречи на занятиях кружка!


Предметная неделя гуманитарного цикла

Внеклассное мероприятие по литературе «Литературная шкатулка».

для учащихся 5-9 классов

учитель: Билибина Валентина Николаевна

Цель проведения:

Проверить знания обучающихся по литературе; развивать познавательный интерес к литературе;
- способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- прививать любовь к литературе как к учебному предмету ; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Оборудование: карточки с заданиями, бумага, клей, карточки с монетами

(5 и 10 рублей).

Участие принимают две команды. Игра проводится в несколько туров. Команды получают игровые поля с темами и ценой вопроса. выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход мероприятия.

1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. - Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит)
- Охотница до чужих мехов. (моль)
- Канцелярская «острячка». (кнопка)
- Домашний иллюминатор .(окно)
- Часть лица, которую иногда вешают. (нос)
- «Яйцо» в геометрии.
(овал)
- Пора, которая в сентябре бывает «бабьей».
(лето)
- Зеленая, от которой «мухи дохнут».
(тоска)
- Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла.
(огород)
- Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.
(косметика)

I тур.

Литературные игры.

1. Сказки Пушкина

10

Из какой сказки эти слова:

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно.

В год по три щелчка тебе по лбу.

Есть же давай мне варёную полбу.

«Сказка о попе и работнике его Балде»

10

В кого превращала Лебедь князя Гвидона?

В комара, муху, шмеля

10

С какими словами царица обращалась к зеркальцу?

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»

10

Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке?

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»

10

Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»

«И я там был, мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попадало»

Продолжи пословицу

10

По одежке встречают -

по уму провожают

10

Кто другому яму роет,

тот сам в неё попадет

10

Глаза страшатся,

а руки делают

10

На бога надейся,

а сам не плошай

10

Семь лет мак не родил,

а голода не было

Отгадай загадку

10

Сам металлический, а мозг электрический.

Робот

10

Сторож плохой:

Слепой и глухой,

Не тронешь – молчит,

А тронешь – кричит.

Мотоцикл

10

Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

Звонок

10

У конька у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая бежит.

Рубанок

10

Моряков тревожит он и радует,

Сообщая о погоде вести.

То он поднимается, то падает,

Но всегда – на месте.

Барометр

Продолжи строку стихотворения

10

Вечор, ты помнишь вьюга злилась

(На мутном небе мгла носилась,

луна, как бледное пятно

сквозь тучи мрачные желтела,

и ты печальная сидела…

А нынче погляди в окно..)

А.С.Пушкин

10

Белеет парус одинокий…

(В тумане моря голубом,

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет

И мачта гнется и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой)

М.Ю.Лермонтов «Парус»

10

Я вас любил…

(Любовь моя, быть может

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.)

А.С.Пушкин

«Я вас любил…»

10

Умом Россию не понять…

(Аршином общим нет измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить)

Ф.Тютчев

10

У врат обители святой…

(Стоял просящий подаянья.

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, муки и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто-то камень положил

В его протянутую руку…

Так я молил твоей любви,

С слезами горькими, с тоскою.

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою)

М.Ю.Лермонтов

Всякая всячина. 1. В известной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Тридевять - это сколько? (27, так как в Древней Руси считали девятками. 3*9=27).

2. Как звали трех девиц в «Сказке о царе Салтане»? (нет имен).

3. Книжку, ребята, в руках я держу,

А как называется, вам не скажу…

Автор этого произведения - известный русский писатель, родившийся на Украине. В своих произведениях он высмеивал все дурное, что наблюдал в жизни. А само произведение рассказывает о том, как два друга превратились из-за пустяка в злейших врагов. (Н. В.Гоголь «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

4. «Счастливый билет»

Таверна приключений и фантастики.

1. Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте. (Н. В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

2. Назовите имя героини, которая была сиротой, жила одна на вилле и предпочитала при болях в животе жевать горячую тряпку. (Пеппи Длинный Чулок).

3. Назовите поэму А. С.Пушкина, прочитав которую В. А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).

4. Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж. Родари «Приключения Чипполино»).

II Тур.

Сказочный ералаш.

1. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной , которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

2. Назовите известной сказки русского поэта. Герой получил черепно-мозговую травму, потерял речи, сошел с ума. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. В какой сказке решается проблема жилья или, говоря взрослым языком, ЖКХ? (Теремок).

4. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»).

Семь бед – один ответ.

1. Называются имена писателей, а команды называют по 3 произведения.

1) А. С.Пушкин 3) Н. В.Гоголь

2) А. П.Чехов 4) М. Ю. Лермонтов

Стихов любимейшие строчки.

1. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: кроет, крутя, завоет, дитя. (А. С.Пушкин «Зимний вечер»).

2. Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: сырой, молодой, крылом, под окном (А. С.Пушкин «Узник»).

III Тур.

2.

Писатель – не писатель

Счастливый случай

Музыка и книга.

2. В какой сказке говорится о художественном уровне вокально-инструментальных ансамблей «Гримм «Бременские музыканты»).

3. Какой герой любил сочинять песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т. д. (Винни - Пух).

4. Писатель Э. Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В. Шаинский) .

« Писатель – не писатель»

Вы должны быть очень внимательными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку вверх исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Выиграет та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной.

А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Софья Ковалевская (математик), Николай Рубцов, Сергей Ожегов (автор словаря), Лев Толстой, Сергей Безруков (актер), А.Фет, Джанни Родари, Мария Разумовская (автор учебника русского языка),М.Ю.Лермонтов, В. И. Даль (автор словаря), А.Барто, Илья Репин (художник), В. Г. Короленко, И.С.Тургенев, А.Пугачева (певица), Алексей Толстой, Льюис Кэрролл, Геннадий Беленький (автор учебника литературы).

« Счастливый случай»

1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).

2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).

3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).

4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).

6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).

7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?

(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)

8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

И.Репин или В.Васнецов? (И.Е.Репин.)

9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?

(Хамелеон).

10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(НЕ БЫЛ ДАН ВЕЛИКОМУ НАРОДУ!»)

IY тур.

1 комплект:

Произведение устного народного творчества в прозе или в стихах

Речь идет в нем о вымышленных, иногда фантастических событиях.

Эти произведения бывают о богатырях, бытовые, о животных, волшебные.

Иван-крестьянский сын и чудо-юдо. (Сказки)

2 комплект:

Литературный жанр, чаще всего стихотворный рассказ.

В этих произведениях имеется иносказательный смысл (аллегория)

Действующими лицами являются как люди, так и животные, птицы, растения, даже неодушевленные .

Произведение состоит из основной части и морали.

И. А.Крылов прославился в этом жанре. (басня)

3 комплект:

Это стихотворение известного русского поэта написано в 1937 году.

Стихотворение посвящено 25-летней годовщине знаменитого сражения.

Рассказчик – простой солдат, рядовой участник сражения.

- «Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри, не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы! (« »)

4 комплект:

Она родилась в тихой скандинавской стране Швеции.

Главная героиня произведения – девочка с рыжими косичками, огненными веснушками на лице и смеющимися глазами.

Она может побороть гимнаста-силача, пронести на руках лошадь, наказать воров, спасти детей от пожара.

Героиня не имеет ни отца, ни и живет одна на вилле «Курица» (Пеппи Длинный Чулок).

5 комплект:

Он известен не только как поэт. Но и как писатель.

Родился в Москве, сочинять стихи начал с раннего детства

В Москве есть памятник этому поэту

Он учился в известном лицее недалеко от Петербурга

А втор стихотворения «Узник». (А. С.Пушкин)

Y тур. Блиц.

За 1 минуту победившая команда отвечает на 10 вопросов.

1. Кто из героев русской народной был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)

3. Назовите французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)

4. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

5. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)

6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)

7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)

8. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)

9. Сколько произведений входит в « » (Пять)

II. Подведение итогов.

Подводятся итоги мероприятия.

Награждаются победители и участники.

МБОУ «Золотухинская СОШ»

Внеклассное мероприятие по литературе

для 6, 7 классов

«Книга – великая вещь …»

подготовила учитель

русского языка и литературы

Кузьмина Валентина Фёдоровна

2013 год

« Книга – великая вещь…»

Цели:

заинтересовать детей чтением книг, расширить кругозор и словарный запас учащихся;

предоставить учащимся возможность раскрыть свои способности; развивать мышление, память, умение использовать полученные ранее знания;

формировать умение работать в команде, нести ответственность перед членами коллектива.

Как из копеек составляются рубли, так и

из крупинок прочитанного составляется знание.

В. И. Даль.

Опережающее домашнее задание:

каждая команда должна подготовить

1)представление литературного героя (костюм + фраза),

2)литературный кроссворд для своих конкурентов.

Условие:

1) в игре принимают участие 2 команды, состоящие из учеников 6 и 7 классов;

2) за каждый правильный ответ жюри (2 ученицы 9 класса) присуждает 1 балл, команда получает жетон – ключ познания; за представление литературного героя — 2 балла.

Ход мероприятия

Учитель: Я рада приветствовать вас здесь, и сегодня мы проведём мероприятие, посвящённое книге. А. Блок говорил: «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Для начала хотелось бы познакомить вас с историей книги.

1 ведущий: Книга – периодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала, средство массовой, научной и технической информации. Одна из древнейших форм книги – свиток (6 – 3 тысячелетие до нашей эры, позднее заменился кодексом). Основной материал для изготовления книг: первоначально – папирус, со 2 века до нашей эры – пергамент и с 13 века (в Европе) – бумага.

2 ведущий:

В античном мире в средние века книги размножали путём переписывания. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведённый ксилографическим путём (изображение получали с плоской деревянной печатной формы) в Корее (704-751 гг.). Книгопечатанье возникло в Китае (11 век), в Европе печатные книги появились в середине 15 века (создатель Иоганн Гуттенберг, 1456).

1 конкурс. «Блиц-интеллект»

Перечислите все известные вам пословицы и поговорки о книгах.

(Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

Одна книга тысячу людей учит.

Книга книгой, да и своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

Прочёл новую книгу – встретился с другом (кит.).

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Книга для ума что тёплый дождь для всходов.)

2 конкурс. «Это же элементарно»

    Титульный лист – это…(начало книги).

    Книголюб – это человек…(любит книги).

    Записки, литературные воспоминания о простых событиях, сделанные современником или участником этих событий (мемуары).

    Старинная рукопись в переплёте, заменившая свиток (кодекс).

    Создатель первой библиотеки на Руси (Ярослав Мудрый, 1037г.).

    В 15 веке в Европе появилась первая печатная книга. Кто её создатель? (Иоганн Гуттенберг.)

    В 1564 году Иван Фёдоров издал первую печатную книгу в России. Как она называлась?(«Апостол».)

    Количество экземпляров книги, выпущенное издательством (тираж).

    Как называется учебный предмет, позволяющий глубоко мыслить, уметь рассуждать, задавать вопросы и просто помогающий жить? (литература)

    Как называли пахаря в Древней Руси? (оратай)

    Разбойника, убивавшего людей звуком своего голоса, победил человек, едва научившийся ходить. Назовите их имена (Соловей-разбойник и Илья Муромец).

    И. И. Пущин вспоминал: «У моего друга, известного поэта и писателя, было прозвище Француз». Как фамилия этого писателя? (А. Пушкин)

    Кто из русских поэтов назвал зиму «чародейкою»? (Ф. Тютчев)

    Назовите предмет, который Гекльберри Финн, развлекаясь, с упоением крутил на верёвке над головой? (дохлую кошку)

3 конкурс. «Продолжи»

Выходят представители команд и тянут билеты. Нужно продолжить стихотворение не менее 1 четверостишия. Назовите стихотворение и автора.

1. Пора, красавица, проснись… (А. Пушкин «Зимнее утро».)

2. Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов «Парус».)

3. Кто же вас гонит: судьбы ли…(М. Лермонтов «Тучи».)

4. Да не робей за отчизну любезную…(Вынес достаточно русский народ,/ Вынес и эту дорогу железную — / Вынесет всё, что Господь ни пошлёт! Н. Некрасов «Железная дорога».)

4 конкурс. «Откуда пословица»

Команды должны определить, из какого источника появилась пословица.

1.Битый небитого везёт (из сказки «Лиса и волк»).

2.У сильного всегда бессильный виноват (из басни «Волк и Ягнёнок»).

3.А Васька слушает да ест (из басни «Кот и Повар»).

4.А воз и ныне там (из басни «Лебедь, Щука и Рак»).

5 конкурс. «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений. Необходимо правильно подписать автора.

«Демьянова уха» (И. Крылов.)

«Ночь перед Рождеством» (Н. Гоголь.)

«Лошадиная фамилия» (А. Чехов.)

«Барышня-крестьянка» (А. Пушкин.)

«Три пальмы» (М. Лермонтов.)

«Дедушка» (Н. Некрасов.)

«Чёрная курица, или Подземные жители» (А. Погорельский.)

«Мороз, Красный нос» (Н. Некрасов.)

«Спящая царевна» (В. Жуковский.)

«Заколдованное место» (Н. Гоголь.)

«Уроки французского» (В. Распутин.)

«Хирургия» (А. Чехов.)

6 конкурс

Определите произведение и назовите автора по набору героев:

1)зеркало, мальчик, девочка, тролль; (Х. Андерсен «Снежная королева»)

2)дворник, кастелянша, Татьяна, барыня; (И. Тургенев «Муму»)

3)дед, грамота, ведьмы, карты; (Н. Гоголь «Пропавшая грамота»)

4)разбойник, псарня, Верейский, медведь; (А. Пушкин «Дубровский»)

5)Александр Павлович, граф Кисельвроде, Платов; (Н. Лесков «Левша»)

6)мертвецы, граф Клейнмихель, дорога, голод. (Н. Некрасов «Железная дорога»)

7 конкурс. «Восстанови пословицу по 2 словам» (пословицы написаны на табличках).

Например: дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья).

1)лает – кусает (На смелого собака лает, а трусливого кусает);

2)руки – скуки (Не сиди сложа руки, так и не будет скуки);

3)труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит);

4)Родина – постоять (Родина – мать, умей за неё постоять);

5)копейка – рубль (Копейка рубль бережёт);

6)аукнется – откликнется (Как аукнется, так и откликнется);

7)серебро – золото (Слово – серебро, а молчанье – золото);

8)перо – топор (Что написано пером, того не вырубишь топором).

8 конкурс. «Восстановите строфу по рифмам»:

1)позволит, по ручью, пью, изволит.

(Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью…)

2)в окно, одно, своим, улетим.

(Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно…)

9 конкурс. Игра «Буриме» (слово французское, в переводе «рифмованные концы»). Игра заключается в том, чтобы на заданные рифмы написать стихи:

…дело

…класс

…смело

…раз.

Например: Наш Петруша знает дело.

Хоть спросите целый класс.

Бутербродов двадцать смело

За один съедает раз.

10 конкурс. «Кроссворд»

Команды должны разгадать литературный кроссворд, который им подготовили конкуренты. Время -10 минут.

Для зрителей в это время проводится конкурс «Какого роста…»

1)Какого роста был А. Пушкин, если брат поэта Лев Сергеевич вспоминал: «Ростом он был мал (в нём было с небольшим 5 вершков)…»? (Как само собой разумеющееся, Лев Пушкин не упоминал 2 аршина, потому что в старину было принято обозначать рост количеством вершков сверх 2 аршин; аршин – 71,12 см, вершок – 4,45, т.е. 165 см.)

2) Какого роста был главный герой повести «Муму» — Герасим, если И. Тургенев пишет, что это был «мужчина 12 вершков роста»? (196 см)

11 конкурс. «Узнай героя» (домашнее задание).

Подведение итогов. Награждение победителей.

Список использованной литературы

1.Жиренко О.Е., Савченко Е.В., Лобачёва С.И. Мир праздников, шоу и викторин: 5 – 11 класс. М.: ООО «5 за знания», 2008.

2.Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. М.: Вако, 2009.

3.Творческая работа на уроках русского языка. 5 – 11 классы. Авторы-составители: Сулицкая Н.М. и др. Волгоград: Учитель, 2011.

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Шығыс Қазақстан облысының білім беру басқармасы

«Глубокое аграрлық колледжі»КММ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управления образования Восточно-Казахстанской области

КГУ« Глубоковский аграрный колледж»

Тема: Строки, опаленные войной »

Подготовила: преподаватель русского языка и литературы

Легостаева Е.И.

п.Белоусовка

2018 год

Открытое внеклассное мероприятие по литературе

Тема: Поэзия периода Великой Отечественной войны. « Строки, опаленные войной »

Цель:

Образовательные: Познакомить обучающихся с героическими страницами русской поэзии, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;

Развивающие: Развивать навыки умения анализировать; выразительного чтения; совершенствование монологической речи учащихся, навыка самостоятельной подготовки индивидуального сообщения на заданную тему, навыка систематизировать материалы по теме, обобщать, выделять главное, формулировать выводы;

Воспитательные: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Форма мероприятия: устный журнал.

Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий военной прозы; проекты обучающихся на тему «Песня о войне»

Эпиграф: Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

А.Твардовский

Ход мероприятия:

Ведущий 1 : Сегодня мы собрались с Вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о ВОВ, о великой Победе. И поговорим мы о ней на замечательном языке, на языке поэзии. Кажется, что война и стихи - это вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до самого победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.

Песня

Ведущий 2 : Мы открываем наш устный литературный журнал первой страничкой : История (8 минут)

Ведущий 1 : Память... Она возвращает нас в тревожный рассвет 22 июня 1941 года. Четыре далеких года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

Ведущий 2 : 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий, около 5 тысяч самолетов, свыше 3 тысяч танков - все это двигалось на нашу землю.

Ведущий 1 : "Россия должна быть ликвидирована", - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года. А 12 мая 1942-го уточнил: "Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию по крайней мере 100 миллионами людей германской расы".

Ведущий 2: Мирный труд советского народа был нарушен, началась Великая Отечественная война. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Вся страна поднялась на великую освободительную борьбу против фашистских захватчиков.

Ведущий 1 : “Великая Отечественная война, – писал Г.К.Жуков, – явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей”.
Ведущий 2 : Война принесла нашей стране много горя. Она разорила сотни городов и сел.

Ведущий 1 : Война принесла много горя. Но наш народ победил. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить. Это была справедливая война за счастье и мир на земле.

Ведущий 2 : Слово для поздравления предоставляется заместителю директора по УВР Хилькевич Н.В.

Ведущий 2: 2-я страница нашего журнала: Поэтическая тетрадь.

Ведущий 1 : Литература первой откликнулась на призыв партии и правительства. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными».

Ведущий 2 : Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

Ведущий 1: Стихи первых недель войны – это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.

Наиболее сильными были стихи К.Симонова «Ты помнишь, Алёша», «Дороги Смоленщины» и «Жди меня».

Ведущий 2: Вот как сам поэт рассказывал историю появления в печати этого стихотворения:

Ведущий 1 : «Жди меня» – глубоко личное стихотворение, оно мною не предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, я зашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором «Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у меня каких-либо стихов для «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть, правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…» Напечатанное в газете на другой день стихотворение отозвалось в сердцах миллионов.

Выразительное чтение стихотворения «Жди меня». (Штаймец Е.группа П1-17)

Песня «Жди» (Штаймец)

Ведущий 1: Во время войны многие и многие, открывая с неведомой силой своё, личное, индивидуальное, вместе с тем по-настоящему ощутили себя со страной и её народом. Так восстановилась нарушенная прежде связь.

25 августа 1941 года, возвратившись от Анны Ахматовой, П. Н. Лукницкий записывает в своем дневнике: «Она лежала – болеет. Встретила меня очень приветливо, настроение у неё хорошее, с видимым удовольствием сказала, что приглашена выступить на радио. Она – патриотка, и сознание, что сейчас она душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет её».

Ведущий 2 : Мужественные строки Анны Ахматовой выражали чувства сражающегося народа, ненависть к врагу, готовность умереть за родину. Они нашли своё место в боевом строю. Это такие ее стихотворения, как «Мужество», «Клятва», «Победителям» и другие.

Выразительное чтение стихотворения «Мужество» Ахматовой (Левченко С, группа М-17)

Ведущий 1: "Молодость я запахнула в шинель и плотно шинель застегнула". Эти слова Халимат Байрамуковой можно с уверенностью отнести ко всем восьмистам тысячам девушек и парней, вставших наравне с мужчинами на защиту Родины. В семнадцать лет в первый месяц войны добровольцем ушел на фронт Эдуард Асадов.

Ведущий 2 : После недолгой учебы в сентябре 1941 года в составе 4-го гвардейского артминометного полка дал первый залп по врагу из знаменитых "Катюш". В боях за освобождение Севастополя 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью и приговор врачей: "Впереди будет все. Все, кроме света".

Стихотворение Эдуарда Асадова "Письмо с фронта". (аудиозапись)

Ведущий 1: Сколько их, тех, кто ушел не долюбив, не досказав, не допев. Война – это смерть. И за право разговаривать от имени воюющего народа поэзия заплатила жизнями своих детей. Давайте почтим их память и память всех защитников Отечества, не вернувшихся с кровавых полей, минутой молчания.

(минута молчания)

Ведущий 2: В годы войны перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. 1215 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями (впрочем, пули и осколки бомб никого не щадили): многие оказались в строю – воевали в пехотных частях, в ополчении, в партизанах.

Песня «Окончен бой» (Иванов)

Ведущий 1 : Страница 3: Стихи, ставшие песнями.

( Работа в группах: представление песни. Это может быть и пение под гитару, и прослушивание фонограммы, и инсценирование. З атем слушание рассказов о судьбе песен.)

Ведущий 2 : С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Ведущий 1 : Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки. Вот эти песни:

Слайд: Список песен о войне:

    А. Новиков “Дороги”

    А. Александров “Священная война”

    К. Листов “В землянке”

    Э.Колмановский “Алеша”

    В.Мурадели “Бухенвальдский набат”

    Д.Тухманов “День Победы”

    Я. Френкель “Журавли”

    Н. Богословский “Темная ночь”

    М. Блантер “Катюша”

    А. Новиков “Смуглянка”

    «Синий платочек»

Ведущий 2 : Группы подготовили сообщения об этих песнях. Давайте дадим им слово. (Регламент 2 минуты)

1 группа (ТМ-17) представляет песню «Священная война» (во время выступления фоном звучит песня «Священная война»)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Сти хотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

2 группа (Ф-17) представляет песню «Катюша».

Имя Михаила Васильевича Исаковского (1900–1973) широко известно в нашей стране: ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад...», «В лесу прифронтовом...». Поэт сложил свои песни из удивительно простых слов, которыми сумел передать и радость, и горе своего народа, и слова эти стали поистине народными песнями. Среди них особое место принадлежит «Катюше». Вот уже более 60 лет поет ее страна. Да и не только наша. Более того, когда на одном из международных фестивалей в Загребе запели «Катюшу», югославы совершенно серьезно стали утверждать, что это их песня и пелась она якобы в Сербии и Хорватии еще во времена прошедшей войны. Вот какую популярность завоевала девушка, пославшая свой привет «бойцу на дальнем пограничье».

Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. А песней оно стало в следующем – 39-м. Её появление именно в то время было не случайным. Поэзия тех лет переживала состояние приближающейся военной грозы. В ней оказались сплавлены лучшие песенные качества: музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нем.

Исаковский сделал так, что стихи стали «своими», сокровенными для миллионов людей. И вот это восприятие «Катюши» народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен-переложений.

На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав. В них воины обращались к подругам, реальным или воображаемым.

Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили оружие, наводившее ужас на врага.

Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими земляками, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Федорова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочиняли свои продолжения песни.

Отгремела война, а песню все поют на разных языках. Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к прошедшему летом 1985 года в Москве 12 Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучем именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.

Исполнение песни «Катюша».

3 группа (М-17): песня «Землянка».

Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так, убедительнее других свидетельствует судьба «Землянки» Алексея Суркова.

За свою долгую литературную жизнь поэт написал немало песен и стихотворений. Но «Землянка» и сейчас волнует душу и исполнителя, и слушателя. Секрет её необыкновенного песенного успеха, может быть, как раз в том, что она не писалась для пения. Да и вообще не предназначалась для публикации. Это письмо, частное, личное, интимное письмо к любимой женщине.

Сам поэт вспоминал об этом так: «Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков».

Как видим, это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может быть, потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони, и за самое светлое чувство, переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой «о своей негасимой любви» и тем поблагодарить её и саму жизнь, саму судьбу.

Оказавшись в ситуации, в которой бывали сотни тысяч солдат чуть ли не ежедневно, Сурков сказал то, что хотел бы сказать каждый солдат. А потому «Землянку» сразу признали фронтовики.

Еще до того, как была написана известная теперь всем музыка композитором Константином Листовым, солдаты сами начинали подбирать мелодию к полюбившимся словам. Текст «Землянки» переписывался в записные книжки. А вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались интонация, отдельные слова, а иногда и целые строфы «Землянки». А затем эти песни, сочиненные солдатами на мотив «Землянки», начали петь.

Не остались равнодушными к стихотворным посланиям из землянок и окопов и те, для кого они сочинялись, – жены и невесты воинов. В послевоенных фольклорных сборниках опубликованы сотни ответов на «Землянку». В этих ответах, которые женщины отправляли на фронт, слова поддержки, нежной любви, стремление ободрить любимого, укрепить его силы.

Исполнение песни «Землянка».

4 группа: песня «Синий платочек».

Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды. В 1939 году, впервые прозвучала её незатейливая мелодия. В Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Весной 1940 года ансамбль гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Яков Маркович Галицкий.

Через несколько дней состоялась премьера песни «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» её спел солист Станислав Ляндау. Среди многочисленных импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбурского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась Якову Марковичу Галицкому. Во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили её новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов. Ежи Петерсбурский Станислав Ляндау.

В первые месяцы Великой Отечественной войны с песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью.

Заново родившись, песни помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернётся, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли. Вспоминая об этом времени, поэт Алексей Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек». В августе 1942 года Лидия Андреевна Русланова записала вариант «Синего платочка» на грампластинку вместе с «Землянкой» К. Листова и А. Суркова. Однако, пластинке с этой записью суждено было увидеть свет лишь сорок лет спустя, в 1982 году, поскольку в войну были изготовлены лишь матрицы и сделан с них пробный оттиск, а в тираж она не пошла.

Самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрёл как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет. Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года. Их автор - литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.

В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм режиссера Михаила Слуцкого «Концерт - фронту» Именно в нём прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К. И. Шульженко. Вскоре была выпущена открытка с этой песней. Её и сегодня хранят в семьях многих фронтовиков как дорогую реликвию.

Песня живет, уже почти 76 лет. Ежегодно, в День Победы, звучит песня в исполнении современных артистов, в различной музыкальной обработке.

Исполнение песни «Синий платочек» (Шакиева Камила)

5 группа: песня «Смуглянка».

Наверняка большинству людей песня «Смуглянка» знакома по замечательному фильму «В бой идут одни старики» (1973). Но многие знают, что композиция была написана задолго до выхода на экраны военной драмы режиссера Леонида Быкова. Давайте вспомним историю создания популярного музыкального произведения.

В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили от ансамбля Киевского особого военного округа заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому.

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» - песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. - Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, - говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. - Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, - вспоминал Новиков, - и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту. В 1944 году ансамбль впервые исполнил песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.
«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

В последующие годы ее пели многие известные артисты. Лауреатом «Песни-75» была «Смуглянка» в исполнении дуэта Софии Ротару и Миодрага Евремовича.

Кадр из к\ф «В бой идут одни старики»

6 группа: песня «Темная ночь» (группа П1-17)

Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны.

Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой.

После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Из воспоминаний Никиты Богословского: «Однажды вечером пришел ко мне Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни». И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию «Темной ночи», которая и вошла потом в фильм без изменения. Луков сразу же и безоговорочно принял музыку - видимо, она полностью совпала с его видением будущей сцены. Вызвали срочно поэта Владимира Агатова, он тут же, присев к столу, написал стихи, почти без помарок. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок, где-то уже поздно вечером раздобыли гитариста, ночью на студии записали фонограмму, а наутро Луков в декорации уже снимал Бернеса под эту фонограмму».

Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Стоит отметить, что после записи песни съемка фильма пошла гораздо легче – злополучная сцена с письмом была снята с первого же дубля. После выхода на экраны фильма «Два бойца» песню запела вся стана. Её пели на передовой, её пели и дома, ожидая своих родных с фронта.

Но история песни «Темная ночь» на этом не заканчивается. В далекие 40-е весь первый тираж пластинки с только что написанной песней "Темная ночь" был забракован: отдел технического контроля обнаружил в фонограмме незапланированный шорох. Оказалось, что одна из работниц завода, слушая песню, не сдержалась и заплакала. Слезы попали на восковую матрицу и... Так простая труженица Галя Журавлева вошла в историю.

После Победы в Великой Отечественной войне «Темная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский, один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Темная ночь», и что в Америке ее очень любят.

Исполнение песни «Темная ночь».

Учитель : Прочитана последняя страница устного журнала. Благодарим всех участников за хорошую подготовку, проникновенное чтение стихов, личное творчество. Спасибо всем. Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

И мы, сегодняшнее поколение не должны забывать о той войне, должны знать свою историю. Читать книги, стихи, петь песни тех лет и о том времени.

С наступающим праздником Днем Победы! Мирного вам неба над головой!

Песня