Карамзин, николай михайлович. Н.М.Карамзин — известный русский писатель, историк, поэт Что написал карамзин произведения

Николай Михайлович Карамзин – известный российский литератор и историк, прославившийся реформами русского языка. Он создал многотомную «Историю государства российского» и написал повесть «Бедная Лиза». Николай Карамзин родился недалеко от Симбирска 12 декабря 1766 года. Отец в это время находился в отставке. Мужчина принадлежал к дворянскому роду, который, в свою очередь, происходил из древней татарской династии Кара-мурзы.

Учиться Николай Михайлович начал в частном пансионе, но в 1778 году родители направили мальчика в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена. У Карамзина было желание учиться и развиваться, поэтому в течение почти 2 лет Николай Михайлович посещал лекции И.Г. Шварца в учебном заведении Москвы. Отец хотел, чтобы Карамзин - младший пошел по его стопам. Писатель согласился с родительской волей и поступил на службу в Преображенский гвардейский полк.


Недолго Николай был военным, вскоре подал в отставку, но кое-что положительное из этого периода жизни вынес – появились первые литературные работы. После отставки выбирает новое место проживания – Симбирск. Карамзин в это время становится членом масонской ложи «Золотой венец». Надолго в Симбирске Николай Михайлович не задержался – вернулся в Москву. В течение четырех лет состоял в «Дружеском ученом обществе».

Литература

На заре литературной карьеры Николай Карамзин отправился в Европу. Писатель встретился с , посмотрел на Великую французскую революцию. Итогом путешествия стали «Письма русского путешественника». Эта книга принесла известность Карамзину. Подобных произведений до Николая Михайловича еще не писали, поэтому философы считают творца родоначальником современной русской литературы.


Вернувшись в Москву, Карамзин начинает активную творческую жизнь. Он не только пишет истории и рассказы, но и руководит «Московским журналом». Издание публиковало произведения молодых и известных авторов, в том числе и самого Николая Михайловича. В этот период времени из-под пера Карамзина выходят «Мои безделки», «Аглая», «Пантеон иностранной словесности» и «Аониды».

Проза и стихи чередовались с рецензиями, разборами театральных постановок и критическими статьями, которые можно было прочитать в «Московском журнале». Первая рецензия, созданная Карамзиным, появилась в издании в 1792 году. Писатель делился впечатлениями от ироикомической поэмы «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку», написанной Николаем Осиповым. В этот период творец пишет повесть «Наталья, боярская дочь».


Карамзин добился успехов в поэтическом искусстве. Поэт использовал европейский сентиментализм, который не вписывался в традиционную поэзию того времени. Никаких од или , с Николая Михайловича начался новый этап развития поэтического мира в России.

Карамзин восхвалял духовный мир человека, оставляя без внимания физическую оболочку. «Язык сердца» использовал творец. Логичные и простые формы, скудные рифмы и практически полное отсутствие троп – вот что представляла собой поэзия Николая Михайловича.


В 1803 году Николай Михайлович Карамзин стал официально историком. Соответствующий указ подписал император . Писатель стал первым и последним историографом страны. Вторую половину жизни Николай Михайлович посвятил изучению истории. Государственные посты Карамзина не интересовали.

Первым историческим произведением Николая Михайловича стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Карамзин представил консервативные слои общества, выразил их мнение относительно либеральных реформ императора. Писатель творчеством пытался доказать, что Россия не нуждается в преобразованиях. Эта работа представляет набросок к масштабному труду.


Только в 1818 году Карамзин издал свое главное творение – «Историю государства российского». Она состояла из 8 томов. Позже Николай Михайлович выпустил еще 3 книги. Эта работа помогла сближению Карамзина с императорским двором, в том числе с царем.

Отныне историк проживает в Царском селе, где государь выделил ему отдельное жилье. Постепенно Николай Михайлович переходил на сторону абсолютной монархии. Последний, 12-й том «Истории государства российского» так и не был завершен. В таком виде книгу опубликовали после смерти писателя. Карамзин не был основоположником описаний истории России. По мнению исследователей, Николай Михайлович первым смог достоверно описать жизнь страны.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - », - заявил .

Популярность книг по истории обусловлена тем, что Карамзин выступил больше писателем, чем историком. Он соблюдал красоту языка, но не предлагал читателям личных оценок случившихся событий. В специальных рукописях к томам Николай Михайлович делал пояснения и оставлял комментарии.

Карамзин известен в России как писатель, поэт, историк и критик, но о переводческой деятельности Николая Михайловича осталось мало информации. В этом направлении он трудился недолго.


В числе трудов - перевод оригинала трагедии « », написанной . Эта книга, переведенная на русский язык, не прошла цензуру, поэтому была отправлена на сожжение. К каждой работе Карамзин прикреплял предисловия, в которых давал оценку произведению. На протяжении двух лет Николай Михайлович работал над переводом индийской драмы «Сакунтала» авторства Калидаса.

Русский литературный язык менялся под влиянием творчества Карамзина. Писатель специально игнорировал церковнославянскую лексику и грамматику, придавая произведениям налет жизненности. За основу Николай Михайлович брал синтаксис и грамматику французского языка.


Благодаря Карамзину русская словесность пополнилась новыми словами, в том числе появились «достопримечательность», «благотворительность», «промышленность», «влюбленность». Варваризмам тоже нашлось место. Впервые Николай Михайлович ввел в язык букву «ё».

Карамзин как реформатор вызывал много споров в литературной среде. А.С. Шишков с Державиным создали сообщество «Беседа любителей русского слова», участники которого пытались сохранить «старый» язык. Любили члены сообщества критиковать Николая Михайловича, и других новаторов. Соперничество Карамзина с Шишковым завершилось сближением двух литераторов. Именно Шишков способствовал избранию Николая Михайловича членом Российской и Императорской Академии наук.

Личная жизнь

В 1801 году Николай Михайлович Карамзин впервые сочетался законным браком. Супругой писателя стала Елизавета Ивановна Протасова. Молодая женщина была давней возлюбленной историка. По признанию Карамзина, Елизавету он любил в течение 13 лет. Жена Николая Михайловича слыла образованной гражданкой.


Она при необходимости помогала супругу. Единственное, что беспокоило Елизавету Ивановну – здоровье. В марте 1802 года родилась Софья Николаевна Карамзина, дочь литератора. Протасова страдала послеродовой горячкой, которая оказалась смертельной. По мнению исследователей, произведение «Бедная Лиза» было посвящено первой жене Николая Михайловича. Дочь Софья служила фрейлиной, дружила с Пушкиным и .

Будучи вдовцом, Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Девушка считалась внебрачной дочерью князя Вяземского. В этом браке родилось 9 детей. В юном возрасте умерло трое потомков, в том числе две дочери Натальи и сын Андрей. В 16-летнем возрасте скончался наследник Николай. В 1806 году в семье Карамзиных случилось пополнение – родилась Екатерина. В 22 года девушка вышла замуж за подполковника в отставке князя Петра Мещерского. Сын супругов Владимир стал публицистом.


В 1814 году родился Андрей. Молодой человек учился в Дерптском университете, но после уехал за границу из-за проблем со здоровьем. Андрей Николаевич подал в отставку. Женился на Авроре Карловне Демидовой, но в браке дети не появились. Однако внебрачные наследники у сына Карамзина имелись.

Через 5 лет в семье Карамзиных вновь случилось пополнение. Сын Владимир стал гордостью отца. Остроумный, находчивый карьерист – так описывали наследника Николая Михайловича. Он был остроумным, находчивым, достиг серьезных высот в карьере. Владимир работал в консультации при министре юстиции, сенатором. Владел имением Ивня. Женой стала Александра Ильинична Дука – дочь известного генерала.


Фрейлиной стала дочь Елизавета. Даже пенсию женщина получала за родство с Карамзиным. После того, как мать скончалась, Елизавета переехала к старшей сестре Софии, которая в то время обитала в доме княгини Екатерины Мещерской.

Судьба у фрейлины была непростой, но девушку знали как добродушную и отзывчивую, умную личность. Даже считал Елизавету «примером самоотвержения». В те годы фото были редкостью, поэтому портреты членов семьи рисовали специальные художники.

Смерть

Весть о смерти Николая Михайловича Карамзина облетела Россию 22 мая 1826 года. Трагедия произошла в Санкт-Петербурге. В официальной биографии писателя сказано, что причиной гибели стала простуда.


Историк заболел после посещения Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Похороны Николая Карамзина проходили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Библиография

  • 1791-1792 – «Письма русского путешественника»
  • 1792 – «Бедная Лиза»
  • 1792 – «Наталья, боярская дочь»
  • 1792 – «Прекрасная царевна и счастливый карла»
  • 1793 – «Сиерра-Морена»
  • 1793 – «Остров Борнгольм»
  • 1796 – «Юлия»
  • 1802 – «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
  • 1802 – «Моя исповедь»
  • 1803 – «Чувствительный и холодный»
  • 1803 – «Рыцарь нашего времени»
  • 1816-1829 – «История государства российского»
  • 1826 – «О дружбе»

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) — русский историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук, создатель «Истории государства Российского» - одного из первых обобщающих трудов по истории России.

Коротко о биографии Н.М.Карамзина

Н.М. Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 , село Михайловка (Преображенское) Бузулукского уезда Симбирской губернии (по другим данным - село Богородское Симбирского уезда Симбирской губернии). Он родился в семье помещика среднего достатка.Получив первоначальное образование дома, учился в дворянском пансионе в Симбирске, затем - в одном из лучших частных пансионов профессора Московского университета И. М. Шадена, слушал также лекции в Московском университете. Николай Карамзин - автор и один из издателей первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума». Интерес к истории мировой и отечественной, древней и новой, событиям сегодняшнего дня превалирует в публикациях первого в России общественно-политического и литературно-художественного журнала «Вестник Европы», издававшегося Карамзиным в 1802-03. Он опубликовал здесь и несколько сочинений по русской средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.), свидетельствующих о замысле масштабного исторического труда.В 1801 Николай Карамзин женился на Е. И. Протасовой, умершей через год. Вторым браком Карамзин был женат на сводной сестре П. А. Вяземского, Е. А. Колывановой (1804), с которой прожил счастливо до конца дней.В октябре 1803 Карамзин добился от Александра I назначения историографом с пенсией в 2000 руб. для сочинения российской истории. Для него были открыты библиотеки и архивы. До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского», оказавшей значительное влияние на русскую историческую науку и литературу , позволяющей видеть в ней одно из заметных культурно-формирующих явлений не только всего 19 в., но и 20. Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, Карамзин успел довести «Историю» до Смутного времени. Это составило 12 томов текста высоких литературных достоинств, сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических примечаний, в которых были опубликованы и проанализированы исторические источники, сочинения европейских и отечественных авторов.
Подробная биография Н.М.Карамзина тут, тут, тут

Статьи о жизни и творчестве Н.М.Карамзина

10 ссылок

  • Николай Михайлович Карамзин — биография
    Подробная биография
  • Карамзин Николай Михайлович
    Статья в Литературной энциклопедии
  • Что читают пушкинские герои?
    О повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
  • М.П.Алексеев. Английские переводы произведе…
    Ранние опыты более широкого и систематического ознакомления в Англии с новой русской литературой относятся к началу XIX в. Одним из первых здравствовавших в то время русских писателей, произведения которого неоднократно привлекали к себе английских переводчиков, стал Н. М. Карамзин
  • Белинский В.Г. История государства Российск…
  • П.И.Шаликов. О слоге господина Карамзина
    Слог г-на Карамзина составил новую эпоху в русском языке, и г. Карамзин приобрел лестное имя Автора классического.
  • Н.В.Шелгунов. Попытки русского сознания. Сен…
  • Г. П. Макогоненко. Николай Карамзин и его «Пи…
  • «Вестник Европы» Н.М.Карамзина. 1802–1803
  • Н.Н.Страхов. Вздох на гробе Карамзина
    Письмо в редакцию «Зари»

Портрет Н.М.Карамзина

Художник Тропинин .(1818, Москва, Третьяковская галерея) Источник

Произведения Н.М.Карамзина

3 ссылок

  • Полный перечень произведений Н.М.Карамзина
  • Перечень отдельных журнальных стетей Н.М.Ка…
  • Николай Михайлович Карамзин «Письма Ивану �…
    Переиздание уникальной книги 1866 года, ссылками на которую наводнена литература и о Карамзине и о Дмитриеве.

Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»

В 1792 году в «Московском журнале» была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь». Как отмечали многие исследователи творчества Карамзина, эта повесть явилась первым опытом художественного воспроизведения русского исторического прошлого. По мнению Резанова, «карамзинское течение» характеризуется «тенденцией обрабатывать взятый из той же русской старины сюжет гораздо менее затейливо, просто и с возможным для того времени соблюдением верности или хоть вероятности исторической» О повести

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В 18-м веке не поприще литературы трудилось много замечательных людей, среди них – писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Его перу принадлежит такая повесть, как Бедная Лиза . В центре повести два характера: крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Характеры героев проявляются в их отношении к любви. Повесть начинается с описания Москвы, где автор именует ее алчной, с описания С …инова монастыря, недалеко от которого впоследствии похоронили Лизу. Продолжение

Н.М.Карамзин Бедная Лиза

Иллюстрация к повести «Бедная Лиза» Мстислав Добужинский
Источник

Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Сочинение
Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Сочинение
Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная Лиза

Russian Animation- Бедная Лиза- Poor Lisa (N.Karamzin),part1

Союзмультфильм, 1978г.

1 видео

Мюзикл "Бедная Лиза" в Театре у Никитских ворот

Н. Карамзин
Режиссер: Марк Розовский
Артисты: Вера Десницкая, Станислав Федорчук, Галина Борисова, Маргарита Рассказова, Юрий Голубцов, Сергей Лазуткин, Максим Заусалин, М. Леонова и другие
О спектакле
Режиссер заставил нас по-новому посмотреть на сюжет повести Карамзина. Марк Розовский сочинял свою «Бедную Лизу» вместе с талантливым поэтом Юрием Ряшенцевым, известным всем нам по песням к фильму «Три мушкетёра» и мюзиклу «Метро». Песни на слова Ряшенцева подтверждали или заставляли сомневаться в искренности героев, комментировали или высмеивали, объяснялись в любви. (из отзывов о спектакле)

Н.М.Карамзин "Письма русского путешественника"

В основу «Писем» легло реальное путешествие, совершенное Карамзиным по странам Западной Европы (Германия, Швейцария, Франция и Англия) с мая 1789 по сентябрь 1790 г. Таковы крайние даты «Писем», обозначенные в их тексте, но, вероятно, не совсем соответствующие реальной хронологии карамзинского путешествия.
«Письма...» - это оригинальная модификация популярного в сентиментализме всех европейских литератур жанра записок о путешествии, комбинирующая одновременно два типа повествования и две жанровых разновидности путешествия. Продолжение

Титульный лист «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина в изд. 1797 г. (Москва).

Фронтиспис к «Письмам русского путешественника» Н. М. Карамзина в немецком издании 1800 г.
Источник

Н.М.Карамзин "История государства Российского"

Удивительна судьба главного творения Николая Михайловича
Карамзина -«История государства Российского».
При жизни автора ею
зачитывалась едва ли не вся просвященная Россия, читали даже вслух в
салонах, обменивались впечатлениями по поводу драматических событий, описанных мастерской рукой историка, наиболее чувствительные проливали слезы. Сошлемся на свидетельство горячего поклонника таланта Николая Михайловича А.С. Пушкина:»Все, даже светские женщины, бросались читать
историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием". В чем притягательная сила ставшего бессмертным
сочинения Карамзина? Почему только на протяжении второй четверти XIX столетия «История государства Российского»перездавалась шесть раз? Продолжение

Н.М.Карамзин История государства Российского


Издание "Истории Государства Российского" 1850 г.
Источник

История Государства Российского, первая серия "Рюрик"

1 видео

История Государства Российского, третья серия "Аскольд и Дир"

1 видео

История Государства Российского (серия 245)

1 видео

Ю.М.Лотман. Поэзия Карамзина

К числу литераторов, направлявших в свое время развитие культуры, но далеких от эстетических представлений современного читателя, принадлежит и Карамзин. Даже образованный человек наших дней знает Карамзина только как автора чувствительной и архаичной «Бедной Лизы», а его «Историю» помнит по нескольким пушкинским эпиграммам. Канонизированный гимназическими и школьными учебниками «мирный» образ Карамзина противоречит тому, что мы знаем об исторической судьбе его наследия. Продолжение статьи
Стизи Н.Карамзина тут, тут, тут

Н.М.Карамзин - о счастье

В 1797 году в Москве вышла первым изданием небольшая брошюра Н.М. Карамзина «Разговор о щастии» (2-е изд. 1802), в которой в форме бесед Филалета и Мелодора изложена представительная для русского варианта сентиментализма концепция счастья. Она во многом ориентирована на те споры и теории, которые развернулись по поводу этого представления в европейской литературе XVIII века. Попытаемся определить своеобразие карамзинского взгляда на эту проблему. Карамзин полагает, что жизнь осуществляется по кругу, как и природа (ср. стихотворение 1789 г. «Гимн», перевод из Томсона). Из противопоставления движущегося времени и пребывающей в статике вечности вытекает предромантическая оппозиция здесь и там (ср. стихотворение 1787 г. «Счастье истинно хранится…».) В стихотворении «Покой и слава» (1797) Карамзин спорит с Руссо, полагавшим, что под влиянием науки и искусств человек растерял ценности «покоя и вольности», а, следовательно, и счастья.
Подробности взглядов Карамзина

    Карамзин, Николай Михайлович знаменитый русский литератор, журналист и историк. Родился 1 декабря 1766 г. в Симбирской губернии; вырос в деревне отца, симбирского помещика. Первой духовной пищей 8 9 летнего мальчика были старинные романы,… … Биографический словарь

    Карамзин Николай Михайлович. Карамзин Николай Михайлович (1766 1826) Русский историк, писатель. Афоризмы, цитаты Карамзин Николай Михайлович. Биография Как плод дерева, так и жизнь бывает всего сладостнее перед началом увядания. Для… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Карамзин Николай Михайлович - .… … Словарь русского языка XVIII века

    Русский писатель, публицист и историк. Сын помещика Симбирской губернии. Образование получил дома, затем в Москве ‒ в частном пансионе (до… … Большая советская энциклопедия

    - (1766 1826), рус. писатель, критик, историк. В раннем творчестве Л. заметно нек рое влияние сентименталистов, в т.ч. и К. Наиболее интересный материал для сопоставления с произв. Л. содержат «светские» повести К. («Юлия», «Чувствительный и… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1766 1826) российский историк, писатель, почетный член Петербургской АН (1818). Создатель Истории государства Российского (т. 1 12, 1816 29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма (… … Большой Энциклопедический словарь

    Запрос «Карамзин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Николай Михайлович Карамзин Дата рождения: 1 (12) декабря 1766 Место рождения: Михайловка, Российская империя Дата смерти: 22 мая (3 июня) 1826 … Википедия

    Историограф, род. 1 декабря 1766 г., ум. 22 мая 1826 г. Он принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое происхождение от татарского мурзы, по имени Кара Мурза. Отец его симбирский помещик, Михаил Егорович, служил в Оренбурге при И. И. Неплюеве и … Большая биографическая энциклопедия

    - (1766 1826), историк, писатель, критик; почетный член Петербургской АН (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1 12, 1816 1829), одного из значительных трудов в российский историографии. Основоположник русского сентиментализма… … Энциклопедический словарь

    Карамзин, Николай Михайлович - Н.М. Карамзин. Портрет работы А.Г. Венецианова. КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766 1826), русский писатель, историк. Основоположник русского сентиментализма (Письма русского путешественника, 1791 95; Бедная Лиза, 1792, и др.). Редактор… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карамзин Николай Михайлович

Псевдонимы:

Дата рождения:

Место рождения:

Знаменское, Казанская губерния, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Санкт-Петербург

Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:

Историк, публицист, прозаик, поэт и статский советник

Годы творчества:

Направление:

Сентиментализм

«Детское чтение для сердца и разума» - первый русский журнал для детей

Почётный член Петербургской Академии наук (1818)

Биография

Начало карьеры

Поездка в Европу

Возвращение и жизнь в России

Карамзин - писатель

Сентиментализм

Поэзия Карамзина

Произведения Карамзина

Реформа языка Карамзина

Карамзин - историк

Карамзин - переводчик

Труды Н. М. Карамзина

(1 декабря 1766, родовое поместье Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии (по другим данным - село Михайловка (ныне Преображенка), Бузулукский уезд, Казанская губерния) - 22 мая 1826, Санкт-Петербург) - выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный русским Стерном.

Почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).

Карамзин вошёл в историю как великий реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

Биография

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца - отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724-1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал в 1781-1782 годах лекции И. Г. Шварца в Университете.

Начало карьеры

В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в преображенский гвардейский полк Петербурга, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом - в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а после приезда в Москву в течение четырёх лет (1785-1789) был членом «Дружеского учёного общества».

В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума».

Поездка в Европу

В 1789-1790 годы предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. Как бы то ни было, в литературе русских «путешествий» Карамзин действительно стал пионером - быстро нашедшим как подражателей (В. В. Измайлов, П. И. Сумароков, П. И. Шаликов), так и достойных преемников (А. А. Бестужев, Н. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка, А. С. Грибоедов). Именно с тех пор Карамзин и считается одним из главных литературных деятелей России.

Возвращение и жизнь в России

По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791-1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина - его признанным лидером.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей Карамзин ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно.

«Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года. Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.

Незаконченный XII том был издан после его смерти.

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Карамзин - писатель

Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803-1815 гг. было напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.

«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», - писал А. И. Герцен.

Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791-1792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России эпохусентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносоваи Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»

Я стыжусь; мне, право, больно

Странность чувств моих открыть

И предметом шуток быть.

Сердце в выборе не вольно!..

Что сказать? Она… она.

Ах! нимало не важна

И талантов за собою

Не имеет никаких;

Странность любви, или бессонница (1793)

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Страшно в могиле, хладной и тёмной!

Ветры здесь воют, гробы трясутся,

Тихо в могиле, мягкой, покойной.

Ветры здесь веют; спящим прохладно;

Травки, цветочки растут.

Кладбище (1792)

Произведения Карамзина

  • «Евгений и Юлия», повесть (1789)
  • «Письма русского путешественника» (1791-1792)
  • «Бедная Лиза», повесть (1792)
  • «Наталья, боярская дочь», повесть (1792)
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792)
  • «Сиерра-Морена», повесть (1793)
  • «Остров Борнгольм» (1793)
  • «Юлия» (1796)
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802)
  • «Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)
  • «Чувствительный и холодный» (1803)
  • «Рыцарь нашего времени» (1803)
  • «Осень»

Реформа языка Карамзина

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии.

Карамзин - историк

Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему - «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должностьисториографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам А. С. Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н. А. Полевого)

В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк - описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину иД. М. Пожарскому на Красной площади (1818).

Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году. Он писал:

Карамзин - переводчик

В 1792-1793 годах Н. М. Карамзин перевёл замечательный памятник индийской литературы (с английского) - драму «Сакунтала», автором которой является Калидаса. В предисловии к переводу он написал:

Семья

Н. М. Карамзин был женат дважды и имел 10 детей:

Память

Именем писателя названы:

  • Проезд Карамзина в Москве
  • Областная клиническая психиатрическая больница в Ульяновске.

В Ульяновске установлен памятник Н. М. Карамзину, памятный знак - в подмосковной усадьбе Остафьево.

В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина

Карамзинская общественная библиотека в Симбирске, созданная в честь знаменитого земляка, открылась для читателей 18 апреля 1848 года.

Адреса

Санкт-Петербург

  • Весна 1816 года - дом Е. Ф. Муравьёвой - набережная реки Фонтанки, 25;
  • весна 1816-1822 год - Царское Село, Садовая улица, 12;
  • 1818 - осень 1823 года - дом Е. Ф. Муравьёвой - набережная реки Фонтанки, 25;
  • осень 1823-1826 год - доходный дом Мижуева - Моховая улица, 41;
  • весна - 22.05.1826 года - Таврический дворец - Воскресенская улица, 47.

Москва

  • Усадьба Вяземских-Долгоруковых - родной дом его второй жены.
  • Дом на углу Тверской и Брюсова переулка, где он писал «Бедную Лизу» - не сохранился

Труды Н. М. Карамзина

  • История государства Российского (12 томов, до 1612 года, библиотека Максима Мошкова)
  • Стихотворения
  • Карамзин, Николай Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
  • Николай Карамзин в Антологии русской поэзии
  • Карамзин, Николай Михайлович «Полное собрание стихотворений». Библиотека ImWerden. (См. на этом сайте и другие произведения Н. М. Карамзина.)
  • Карамзин Н. М. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Ю. М. Лотмана. Л., 1967.
  • Карамзин, Николай Михайлович «Письма Ивану Ивановичу Дмитриеву» 1866 - факсимильное переиздание книги
  • «Вестник Европы», издаваемый Карамзиным, факсимильное pdf воспроизведение журналов.
  • Карамзин Н. М. Письма русского путешественника / Изд. подгот. Ю. М. Лотман, Н. А. Марченко, Б. А. Успенский. Л., 1984.
  • Н. М. Карамзин. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях
  • Письма Н. М. Карамзина. 1806-1825 гг.
  • Карамзин Н. М. Письма Н. М. Карамзина к Жуковскому. (Из бумаг Жуковского) / Примеч. П. А. Вяземского // Русский архив, 1868. - Изд. 2-е. - М., 1869. - Стб. 1827-1836.
  • Карамзин Н. М. Избранные сочинения в 2 томах. М.; Л., 1964.

В рамках празднования 250 - летия историка и литератора Н. М. Карамзина детская библиотека - филиал МБУК «ОМЦБ» приняла участие в краевом конкурсе «Учимся истории России у Карамзина», проводимого ЗКУНБ им. А.С. Пушкина на лучший инновационный проект по продвижению книги и чтения.

Сегодня дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. Но не всё так печально. Всё - таки огромной любовью пользуется у детейсказка . Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значениесказки . На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень значима. Мы попытались в проекте отразить и творческое наследие Н.М. Карамзина, и значимость сказки, и занять досуг детей творчеством.



В рамках празднования 250 - летия Н.М. Карамзина читателям библиопродлёнки «Отдыхать и познавать» было предложено поучаствовать в проекте «Читаем сказки Карамзина». Проект состоит из нескольких этапов. Сначала показали презентацию «Встреча с Карамзиным», ребята смогли познакомиться с основными вехами жизни и творчества, представить себе видеопортрет Карамзина. После показа презентации был проведен обзор книжной выставки «И будет имя жить его в России вечно». Книжно-иллюстративная выставка с мультимедийной презентацией помогли представить жизнь и творчество российского историка и писателя.

На следующем этапе продолжили нашу хорошую традицию - громкие чтения для детей. Юные читатели библиопродлёнки «Отдыхать и познавать» слушают увлекательные и полезные истории, узнают много интересного из мира детской литературы.

К сожалению, в фонде библиотеки не оказалось сказок Карамзина, но мы распечатали их с Интернета. «У Карамзина есть сказки?» - удивлённо спрашивали ребята, не найдя их на книжной выставке. Вместе совершили путешествие в волшебный мир сказок Николая Михайловича и узнали о судьбах героев этих сказок.

На 3 этапе приступили к самой творческой и интересной работе - иллюстрированию прочитанных сказок. Ребята выбрали две наиболее понравившиеся сказки. Обсуждая прочитанное, они выделили несколько эпизодов, на которые захотели нарисовать рисунки. Поскольку, ребята занимались творчеством в библиотеке, данный этап длился неделю. Мы объединили рисунки, (а у некоторых ребят это были просто раскраски) в книжки - панно « Дремучий лес» и «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Ребятам очень понравилось, они получили много положительных эмоций, собирая сказочные панно. В работе использовали и аппликацию, и квилинг, и многое другое.

Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом и умению слушать других.