В чем проявляется любовь к родине. Любовь к Родине (Школьные сочинения). Высказывания известных людей

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм (национализм) - в основании имеет чувства любви к своему народу ;
  4. государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству .
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в истории

Автомобильный магнит - популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.

Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма . Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовали сближению народов Римской империи и препятствовали местному национализму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города. Яркий пример такого противостояния - реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города. (Деян. 19:-24-28)

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению .

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники , стоики - в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa , то есть «гражданина мира»).

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» . Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

Современное христианство о патриотизме

Мнения современных богословов и христианских иерархов о патриотизме до некоторой степени расходятся. Патриарх Алексий II , в частности, заявил:

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<...>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

Современная критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служащим главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму . Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона : . Владимир Ильич Ленин неоднократно писал, что «у пролетариата нет отечества». В Апрельских тезисах он идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством . Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом , в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс : если патриотизм - добродетель , а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны ; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель .

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: "Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств". Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм , как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». . В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви.» Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране». .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов». . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части.» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

Высказывания известных людей

  • Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! - Александр Пушкин
  • Те, кто радостно маршируют в строю под музыку (…) получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом «патриотизм», равно как презираю подлую войну, что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций - Альберт Эйнштейн .
  • Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств. - Владимир Ленин
  • Патриотизм - это изумительное чувство, которого не существует у людей, которые вслух произносят это слово. - Игорь Губерман .
  • Патриотизм есть, главным образом, уверенность в том, что данная страна является лучшей в мире, потому что вы в ней родились. Вы никогда не будете жить в спокойном мире, пока не выбьете патриотизм из человеческого рода. - Бернард Шоу
  • Права она или нет - это наша страна. - Стивен Декейтер
  • Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость - Марк Твен .
  • Чтобы быть патриотом, надо было сказать и повторять: «это наша страна, права она или нет», и призывать к маленькой войне. Разве не ясно, что эта фраза является оскорблением для нации? - Марк Твен
  • Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский
  • Патриотизм – это готовность убивать и быть убитым по пошлым причинам - Бертран Рассел
  • Патриотизм - это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека. - Эдлай Стивенсон
  • На мой взгляд, является ужасным унижением, если душу контролируют по географическому признаку - Джордж Сантаяна
  • Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами. - Томас Маколей
  • Патриотизм – добродетель порочного - Оскар Уайльд
  • Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству. Н. Г. Чернышевский
  • Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т. е. 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Владимир Ильич Ленин
  • Наша революция боролась с патриотизмом. Нам пришлось в эпоху Брестского мира идти против патриотизма. Мы говорили: если ты социалист, так ты должен все свои патриотические чувства принести в жертву во имя международной революции". (В.И.Ленин, ПСС, т.37, стр.213).
  • Патриотизм, это - такое чувство, которое связано с условиями жизни именно мелких собственников. (В.И.Ленин, ПСС, т.38, стр.133)
  • Долг сознательного пролетариата отстоять своё классовое сплочение, свой интернационализм, свои социалистические убеждения от разгула шовинизма патриотической буржуазной клики (В.И.Ленин, ПСС, т.26, стр.17)
  • Судьбы страны его (пролетариат) интересуют лишь постольку, поскольку это касается его классовой борьбы, а не в силу какого-то буржуазного, совершенно неприличного в устах с<оциал>-д<емократа> "патриотизма" (В.И.Ленин, ПСС. т.17, стр. 190)
  • Нет патриотов там, где речь идёт о налогах. Джордж Оруэлл
  • Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. Джон Кеннеди
  • Патриотизм - это последнее прибежище негодяя . Сэмюэл Джонсон (Биограф Джонсона, цитирующий это устное высказывание, поясняет, что речь шла не об искренней любви к отечеству, а о ложном патриотизме ).
  • Патриотизм необязательно заключается в мятеже: можно ненавидеть своего короля и при этом не любить свою страну Сэмюэл Джонсон .
  • Патриотизм - это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе. А. И. Герцен .
  • Патриотизм - это убеждение, что к людям, живущим по одну сторону от некой условной черты, проведённой на поверхности планеты, следует относиться лучше, чем к живущим по другую сторону. А все остальное – выбор аргументов почему это должно быть так. Виктор Олсуфьев
  • «Патриотизм» - чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, - всякий человек, под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести. Л. Н. Толстой .
  • Мне говорят: «Умри за Ирландию», а я отвечаю: «Пусть Ирландия умрёт за меня» Джеймс Джойс .
  • Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки. Иоганн Вольфганг Гёте
  • Мы прежде всего джентльмены, а уж потом - патриоты. Эдмунд Берк
  • Мой патриотизм - это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других. Мохандас Карамчанд Ганди
  • Мерить дюйм на свой аршин патриотично, но утомительно. В. А. Шендерович
  • Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Н. М. Карамзин
  • Патриотизм - разрушительная, психопатическая форма идиотизма. Джордж Бернард Шоу
  • Каждый гражданин обязан умереть за отечество, но никто не обязан лгать ради него. Шарль Луи Монтескье
  • Истинный патриот - это человек, который, заплатив штраф за неправильную парковку, радуется, что система действует эффективно. Билл Воган
  • Иные так расхваливают свою страну, словно мечтают её продать. Жарко Петан
  • Если Ваша мать родила бы Вас на корабле, то Вы что, старались бы остаться в море навсегда? Эльчин Гасанов
  • Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. Теодор Рузвельт
  • В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Н. А. Добролюбов
  • В знаменитом словаре д-ра Джонсона патриотизм определяется как последнее прибежище негодяя. Мы берём на себя смелость назвать это прибежище первым. Амброз Гвиннет Бирс
  • Мне случалось говорить про патриотизм, указывая на его несовместимость с христианством. И всегда я встречал один ответ. Патриотизм дурной - да, но есть хороший. В чем же хороший, никто не сказал. Как будто патриотизм так же, как и эгоизм, может быть хороший и согласный с человечностью и христианством. Л. Н. Толстой
  • Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа. Адам Михник
  • Патриотизм - достоинство порочного человека. Оскар Уайльд
  • Патриотизм не дан человеку, а задан ему, он должен быть отмыт от всей эгоистической, самоупоённой мерзости, которая к нему прилипает. С некоторым нажимом педали можно было бы сказать, что патриотизм надо "выстрадать", иначе ему грош цена. В особенности патриотизму русскому. Г.В. Адамович
  • Интеллект, патриотизм, христианство и твёрдое доверие к Нему, кто никогда не оставлял эту благословенную землю, по-прежнему в состоянии наилучшим образом уладить все существующие у нас сегодня трудности. Авраам Линкольн , Первая инаугурационная речь, 4 марта 1861 года
  • Патриотизм - означает поддержку своей страны. Это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны. Теодор Рузвельт

Примечания

  1. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
  2. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.
  3. «Культурный шок » от 2 августа , дискуссия о русском патриотизме, Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев, Ксения Ларина. Радио «Эхо Москвы ».
  4. на сайте ВЦИОМа .
  5. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
  6. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
  7. Пример трактовки патриотизма: Вирус предательства , неподписанный материал, статья из подборки сайта ультраправой националистической организации

Любовь к родной земле живёт в сердце каждого человека. Любовь к родине зарождается в нас постепенно, ещё в детстве нас захватывали впечатления окружающей природы. Родина начиналась с тонкой травинки, с россыпи цветов на полянке, с осознания красоты нашей великой и прекрасной Земли. С каждым днём мы узнавали всё больше нового и интересного, вдыхая вместе с воздухом частичку нашего небольшого мира с громким названием – Родина.

Родина – это в первую очередь то место, где ты появился на свет и произнёс первое слово, где обрёл новых друзей и первый раз влюбился, то место, с которым тебя связывают прекрасные и незабываемые воспоминания. В произведениях многих великих людей можно встретить выражение любви к Родине, её видение, призыв любить и беречь родные края.

К примеру, Сергей Александрович Есенин в своём творчестве нередко затрагивал тему любви к родине, и в его поэме «Русь» говорится о том, что истинный патриот никогда и ни за что не променяет свою Отчизну.

Также вспоминается стихотворение Александра Александровича Блока «Грешить бесстыдно, непробудно», в котором он описывает повседневность и глупость Российского общественного строя. Но, не смотря на это, он любит свою Родину: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев дороже мне». Своим стихотворением А. Блок призывает любить свою Родину, несмотря на все беды и трудности.

Родина держится на народе, который верит в неё и искренне любит. Родина – это тёплый уголок, который мы стремимся защитить. Это место, в которое нас будет тянуть всю жизнь, в дали от которого тяжело. Родина – это то место, куда мы всегда возвращаемся с радостью и гордостью. И пока мы будем гордиться нашей Родиной, она будет нашим родным домом.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Любовь к Родине» читают:

Поделиться:

Легко ли ответить на вопрос, что такое любовь к Родине? Конечно, это чувство, которое присуще, думается, всем людям. Но какой смысл вкладывается в это понятие?

Мне кажется, эти слова можно пон6имать очень по-разному.

Первое понимание, наверное, это самое простое, природное чувство, с которым мы относимся к тому месту, где мы появились на свет, где прошло наше детство, где мы впервые осознали себя. Этот уголок страны часто называют «малой родиной», он дорог любому человеку, как милы любому из нас воспоминания детства. Здесь находится любимая речка, в которой купался, любимые деревья, на которые взбирался, лес, в котором собирал грибы. Здесь впервые забилось сердце, восхищенное красотой рассвета или заката, цветущего луга или штормового моря. Это чувство самое первое и простое, присущее от природы любому человеку.

Но человек растет, делается взрослее, многие вещи он начинает понимать глубже, чем прежде. Сейчас я все чаще задумываюсь о том, что такое Родина. Любовь к Отечеству называют святой, но что понимать под этом словом? Отечество – страна отцов. То место, где жили твои предки, где твои воспоминания, где родные могилы. Здесь твоя история, твои корни.

Человек, который не знает своей истории – это несчастный человек, ведь он словно сирота. Как жить, если нечем гордиться, если нет опоры в прошлом, нет корней? Однако нередко можно встретить таких людей, для которых все эти вещи ничего не значат.

Например, в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» один из самых жутких эпизодов – это сцена на кладбище, когда старухи и Богодул пытаются защитить могилы от мужиков, пришедших сносить надгробия. Дарья и другие женщины понапрасну объясняют рабочим «санитарной бригады», что нельзя заниматься таким делом, что это грех. Мужчины просто не понимают, о чем идет речь. Для них могилы – это только камни с надписью, ничего больше.

Так и Петруха, великовозрастный бездельник, лишенный моральной разборчивости и, как выясняется, любви как к матери, так и к родному дому, поджигает собственную избу. Автор уверен, что равнодушие к родине, к корням присуще бывает нравственно недоразвитым людям, способным, по сути, на что угодно. Такие моральные недоросли ходят по нашим улицам, щеголяя свастикой и покрикивая «Хайль!», словно это не их родную землю рвали фашистские снаряды.

Незнание истории часто приводит к равнодушию и к своим предкам, и к родителям, и к родной культуре. Очень легко огульно порицать все, что свято для сердца любого русского, если для тебя это просто пустой звук, тебе что Александр Невский, что Сергий Радонежский – всё это просто скучные древние люди! Людей «без корней» неслучайно в народе презрительно зовут «Иванами, не помнящими родства».

Любовь к Родине немыслима без любви к родной истории и культуре, к родному языку. Только сохраняя родные традиции, народ может сохранить самобытность и свободу. Мы слишком много подражаем дурным примерам из-за рубежа, употребляем иноязычные слова и сленг, смотрим иностранные мультфильмы и слушаем западную попсу. Если так пойдет и дальше, мы вскоре станем неотличимы от миллионов безликих людей, которых можно встретить в любом государстве.

Похожие материалы.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» и др.

Цели:

Образовательные:

  • раскрыть своеобразие темы Родины в стихотворениях разных поэтов;
  • учить анализу поэтического текста.

Развивающие:

Содействовать развитию

  • умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать однотематические литературные произведения разных авторов;
  • воображения на основе положительной мотивации через выполнение заданий творческого характера с использованием средств ИКТ;
  • совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала;
  • навыка рефлексивных действий.

Воспитательные:

  • воспитание гражданских и патриотических чувств;
  • формирование читательской культуры;

Форма урока : урок – эвристическая беседа.

Технологии: личностно ориентированное обучение (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении, технология РКМПЧ.

Оборудование : Мультимедийная презентация; высказывания известных людей о Родине.

План урока:

  1. Вступление. (Инсценировка)
    1. Актуальность.
    2. Постановка целей и конкретных задач.
  2. Основная часть урока.
    1. Работа с пословицами и высказываниями «великих» людей о любви к родине.
    2. Работа с текстами художественных произведений.
      • Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»
      • А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
      • А.А.Ахматова «Мне голос был…»
      • О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город»
      • Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
      • С.А.Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ»»
      • И.С.Тургенев. «Русский язык»
    3. Обсуждение результатов.
  3. Заключение.
  4. Рефлексия. Составление синквейна.

Эпиграфы:

И все пройдя пути морские,
И все земные царства дней,
Я слово не найду нежней,
Чем имя звучное: Россия.
(К. Бальмонт, г. Париж, 1922 г.)

«Без любви к Родине нет поэта»
(Е.А. Евтушенко)

Ход урока

Ι. Вступление.

Звучит начало песни «Как упоительны в России вечера».

Входят Белый и Рыжий Клоуны (ученики.

Инсценировка. (Учебник «Дом без стен. Литература. 8 класс», 1 часть, стр. 253)

Рыжий клоун . Что это с ними? Почему они такие восторженные!

Белый клоун . О! Так они проявляют свою любовь к родине. Это обязательная составляющая человеческой жизни: слезы при разглядывании деревьев родной страны, мурашки по спине при церемонии поднятия государственного флага, желание кинуться в драку с каждым, кто плохо скажет о стране, где ты родился.

Рыжий клоун . Как ты можешь так об этом говорить! Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты чувствовать себя защищенным. В древности у некоторых народов существовало самое страшное наказание – изгнание с родины…

Белый клоун . Да брось ты! Родина там, где сытно, дешево и удобно. А всё остальное сантименты. Тысячи людей покинули и покидают родину. Посмотри на них: они любили одну страну, теперь любят другую. Всё очень просто!

Рыжий клоун . Но это… всё равно что бросить старых немощных родителей и пристроиться к новым – молодым и обеспеченным. У человека есть такая же потребность в родине, как, скажем, в воздухе, воде и пище. И если, не дай бог, человеку приходится бежать с родины, чтобы спасти свою жизнь или жизнь близких, он заболевает страшной болезнью. Имя ей – ностальгия. Она мучает и разрушает человека, если, конечно, он Человек.

Белый клоун . Ты опять за свое! Не рассказывай мне о рабах привычек и привязанностей. Я говорил о настоящих людях, свободных от всех этих предрассудков. А поговорить и поплакаться о потерянной родине нынче очень модно…

Рыжий клоун. Нет, я когда представляю себя вне родины, ощущаю, что земля уходит из-под ног. Чтобы жить, мне нужно держаться корнями за землю. А что можно за неё отдать – это мера для каждого своя, но никто о ней не говорит…

1. Актуальность. Обсуждение:

Как бы вы определили, что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость? (СЛАЙД 1 )

– Есть ли в нашей стране, в нашем районе или в вашем доме что-то такое, что является лично для вас олицетворением понятия «Родина»?

Выступление индивидуально подготовившихся учащихся с демонстрацией коллажа «Моя Родина». (СЛАЙДЫ 2-4)

/Примечание. Коллаж приготовлен и демонстрируется с помощью компьютерных технологий. Как правило, ребята представляют традиционный набор и вполне объясняют свои зрительные образы: государственная символика и города-символы – Москва и Петербург; люди-символы: Пушкин, Ломоносов, Гагарин и другие; русская природа, берёзка, ромашка; родной город, улица, дом, школа, близкие люди, семья, друзья/

Итак, тема нашего урока «Что такое любовь к родине?»

– Что мы можем узнать на нашем уроке? (из чего складывается это понятие)

– А надо ли нам это? Почему именно сейчас нам это надо? (Именно сегодня, в XXI веке, особо остро стоит этот вопрос, так как люди, особенно молодежь, думают, прежде всего, о материальном благосостоянии, забыли о Родине, никто служить не хочет в армии, не хочет работать, все смотрят на запад)

2) – Итак, у нас есть две точки зрения (СЛАЙД 5): первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно.

Какую точку зрения будете отстаивать вы?

– Каким образом мы можем доказать свою правоту? (обратимся к высказываниям известных людей, к народной мудрости, к литературе)

– Дома вы составили витражи мудрости – высказывания известных людей о Родине. Поделитесь находками.

II. Основная часть

1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине .

  • Нет места милее родного дома. Только отечество заключает в себе то, что дорого всем. (Цицерон)
  • Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. (Сенека)
  • Дерзайте отчизну мужеством прославить. (Ломоносов)
  • Самое лучшее предназначение есть защищать отечество. (Державин)
  • Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Байрон)
  • Есть разные страны на свете, а Родина – только одна… (Д. Алтаузен )
  • Родина – это огромное, ды шащее существо, подобное человеку… (А. Блок)

2. Вторая группа собирала пословице, назовите их.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Своя земля и в горести мила. Любовь к родине сильнее смерти. Родина – мать, умей за неё постоять. Человек без родины что земля без семени. Отрекающийся от родины отрекается от совести.

Что общего в этих словах?

Сегодня на уроке мы посмотрим, какое место занимает Россия в творчестве А. Блока, С. Есенина, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Евгения Евтушенко.

3. Работа с текстами художественных произведений.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…». (СЛАЙД 6)

Евгений Александрович Евтушенко – яркий, талантливый поэт. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и совести России. Стихотворение «Идут белые снеги»- одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вечных вопросах: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.

1. Выразительное чтение стихотворения (аудиокассета, запись стихотворения сопровождается любой классической музыкой) Приложение 1 .

2. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение? (О России). Стихотворение представляет лирический задушевный монолог с читателем.

– Какое настроение передаёт стихотворение? Одинаковое ли оно в начале стихотворения и в конце?

Нет, сначала грустное, затем передаёт взволнованное воодушевление

– Почему меняется тон стихотворения, в каких строчках это происходит?

(когда начинает говорить о России)

– Какие образы-ассоциации возникают при чтении стихотворения? (Белый снег, зима, природа, деревенские избы, Пушкин, Степан Разин) (СЛАЙД 7)

– Какой словесный образ олицетворяет Россию?

«Идут белые снеги» – это поэтический символ России. Эта строчка выполняет в стихотворении роль рефрена, т.е. она связывает в стихотворении картины прошлого и будущего, она помогает лирическому герою осознать неотделимость от народа, Родины и понять свою необходимость им. Он с полной ответственностью заявляет: «для России я жил», «я России помог», а в кульминационных строчках делает признание:

Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит буду и я.

Поэт говорит о том, что все, в сущности, преходящее, кроме родины; пока она будет, будет и он. «Белые снеги» - это нечто такое, что заметает наши следы на земле, и вместе с тем – символизируют бессмертие России. (СЛАЙД 8)

Вывод : Что для Евтушенко любовь к Родине? Единение с Родиной, с её природой, с её историей.

– Евгений Евтушенко – наш современник, нам близка и понятна его позиция. А что думали и писали поэты начала 20 века о родине

А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (СЛАЙД 9)

1. Слово учителя о Блоке.

Александр Блок – поэт, живший на рубеже веков. Это было время великих потрясений, время революций. Многие покидали Россию навсегда. У Блока был свой взгляд на мир, на жизнь, на революцию, на Родину. Октябрьскую революцию Блок принял и приветствовал. В статье «Интеллигенция и революция» (1918) Блок писал, что верит в будущее России: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому – великой». У Блока очень много стихотворений и России. В 1908 году он написал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель;

Сейчас послушаем стихотворение «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? и ответим на вопрос: «Какой предстаёт перед нами Россия у Блока?»

2. Чтение стихотворения наизусть (заранее подготовленный ученик) Приложение 1.

Какой же предстаёт Россия? (таинственной, непонятной, загадочной) (СЛАЙДЫ 10-12)

Россия Блока – вечная любовь, вечная Боль, вечная Тайна. Она талантлива, но беспечна. Она нищая, но при этом сильная и гордая Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив.

3. Анализ стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

– Найти ключевые слова в 1-ой строфе. («Русь моя, жизнь моя», «маяться», «разлучиться» «раскаяться», «вольному сердцу», «твоя тьма»)

– Какая мысль не дает покоя лирическому герою? (Мысль о том, не разлучиться ли им, не расстаться ли? Она мучительна для поэта и лирического героя. Такое впечатление, что он хочет вырваться на свободу и знает: это невозможно не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее. Так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной).

– Объясните значение неизвестных слов в 3-4 строфах.

  • Чудь и Меря – древние славянские племена, населявшие северные области России.
  • Гати – настилы из ветвей для перехода через болота;
  • Грады – города;
  • Царьградские святыни – христианские памятники Царьграда, т.е Константинополя, столицы Византийской империи;
  • Соколы и лебеди – это и птицы, и олицетворение русского воинства.

– Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси в 2-4 строфах? И почему страна для него Русь, а не Россия?

Русь для Блока есть нечто древнее, таинственное, дикое, необъяснимое, что-то уходящее корнями в незапамятные времена. Здесь Чудь и Меря, Царьградские святыни, от слова «гать» уже веет болотом и дремучим лесом, дороги, верстовые столбы, лодки да деревянные грады, соколы и лебеди в степи, черная мгла нашествия кочевников и татарские очи, которые «мечут огни» – все это Русь.

– Как понимаете смысл последней 5 строфы стихотворения. Какой образ возникает здесь?

«Тихое, долгое, красное зарево / Каждую ночь над становьем твоим …» – это вечный , трагический, обагренный кровью и озаренный дрожащим пламенем путь Руси в истории. Две последние строки возвращают нас к основной мысли поэта: «вольный дух» (в первой строфе «вольное сердце» лирического героя) – игрушка этого древнего, таинственного, странного мира, этого «сонного марева». А значит, воля лирического героя, его свобода от Руси – лишь призрак. Да и захочет ли он этой свободы?

Теперь понятно, почему Александр Блок не покинул Россию? Он слишком её любил, так же, как любила свою Родину Анна Ахматова, современница Блока, написавшая знаменитое стихотворение «Мне голос был, он звал утешно…»

Чтение стихотворения наизусть. (ученик) Приложение 1

– Какой путь выбирает лирическая героиня? (остаться со своим народом, со своим любимым городом Санкт-Петербургом, о котором в 1915г. писала «Мы ни на что не променяем пышный гранитный город славы и беды». (СЛАЙД 14)

В 1917 году многие покинули Россию. Мы не имеем права осуждать их. Они любили свою родину, об этом говорят строки поэта-эмигранта К.Бальмонта (эпиграф). Но Ахматова осталась. Осталась потому, что считала «недостойным» покинуть Отечество в трагическую для него минуту. Это ли не высшее проявление патриотизма? Александр Блок заучил наизусть это стихотворение и однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор»

О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город…» (СЛАЙД 15)

1. Слово учителя.

Петербург – город детства и юности Осипа Мандельштама. Образ города присутствует во всех книгах поэта. Сюда он возвращался много раз в своей жизни, и каждая встреча с городом таила в себе новые открытия. В 1930 году после поездки на Кавказ Мандельштам вновь возвратился в Ленинград, но город встретил его неприветливо.

2. Чтение стихотворения наизусть. Приложение 1.

3. Комментарий к стихотворению (ученик)

«Мой город», такой знакомый и близкий, обернулся к поэту новым ликом. Он обращается к нему за спасением, но город глух к его мольбам, потому что несвободен, его словно бы тоже арестовали: молчат телефоны, звонок вырван с мясом, дверные цепочки напоминают кандалы. Жёлтый мутный свет – как лицо мертвеца. И в крике: «Я ещё не хочу умирать!» звучит боль, но город глух и нем, он – мёртв.

СЛАЙД 16.

Учитель. И Александр Блок, и Анна Ахматова, и Осип Мандельштам любили Россию, верили в неё, как любил её Фёдор Иванович Тютчев- поэт и дипломат, написавший знаменитое четверостишие:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

С.А. Есенин. «Шаганэ, ты моя Шаганэ» (СЛАЙД 17)

Учитель. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - писал поэт Сергей Александрович Есенин. Любовь к России не просто чувство, это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни

  1. Чтение стихотворения наизусть (ученик) Приложение 1.
  2. Какие чувства переполняют душу лирического героя? (восхищение Востоком, его ярким колоритом и чувство неразрывной связи со своей северной Родиной).

III. Заключение

– Ребята, а из чего вырастает огромная человеческая любовь к родине? В чём вы видите её истоки?

Истоки её – в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к отчему дому, к людям, воспитавшим нас, к своей истории. Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства. Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине и к своему языку – всё это делает нас русским народом. Всё это мы передадим нашим детям, они – своим детям. И тогда Россия будет жить вечно. В это свято верил русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, который незадолго до смерти написал знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык» (чтение стихотворения) Приложение 1.

Вывод. НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.

  • А что вы можете сказать о России?

IV. Творческая работа. Составление синквейна о Родине.

(СЛАЙД 18) (Во время написания синквейна звучит музыка).

(Чтение 2-3 работ)

В заключение я хочу еще раз обратиться к вам стихами нашего современника В. Леушкина. (СЛАЙД 19)

Давайте вместе – без “ура”,
Без истерических упреков…
Заглянем, братья, во вчера
В тьму исторических уроков!
И освещая лица лет,
Посмотрим им в глаза, как в бездну.
Да, это больно, но полезно,
Нам, убегающим от бед.
А после сядем у огня
И помолчим, кто сколько сможет.
Покуда век еще не прожит,
Воспрянем, дух Руси храня

Звучит последний куплет песни «Россия» (Стас Михайлов)

Огромная любовь к Родине у каждого человека, как мне кажется, вырастает из детства. Именно в детстве у человека формируется понятие "Родина" и все, что с ним связано. Родные места, где родился и вырос, обычаи, книги и культура родной страны становятся доступными для человека с самых ранних лет. И потом, спустя много лет, ты вспоминаешь все это и думаешь: "Да, это все мое, родное, близкое сердцу".

Толстой сказал: "Родина - это прошлое народа, настоящее и будущее". По моему мнению, это высказывание можно связать с рассказом Петра Дмитриевича Барановского о храме Василия Блаженного, который, безусловно, является памятником нашей старины и отображает мастерство древних зодчих. По сей день этот храм считается святым местом.

С самых первых дней у человека появляется свой маленький мир, своя маленькая Родина. Это его кроватка, голос матери, колыбельная, первая погремушка, окружающее его пространство и люди. Когда человек растет, вместе с ним растет и понятие его "Родины". Здесь присутствуют его близкие дом, улица, друзья, детский сад, школа, парк, в котором он гуляет, речка за городом, окрестные леса и поля. Он начинает осознавать, что такое чувство долга, привязанность, воспоминания, которые могут проявляться в тоске или в радости. Читая книгу, занимаясь в школе, человек узнаёт, что мир не ограничивается его городом или республикой, а он гораздо шире, и в нем существуют разные страны, материки, другие реки, озера и океаны. Но в его сознании уже существует понятие "родная страна", в которой он живет, и которая ему очень дорога, без которой он не мыслит себе жизни. Именно ее он называет своей "Родиной".

Когда я была еще маленькой, мама с папой возили меня в деревню к бабушке. И не смотря на то, что там дивные луга, чистые озера и воздух, мне уже через неделю хотелось домой. Ведь именно там я родилась и увидела в первый раз солнце. Там все свое, родное.

И я так люблю нашу речку на окраине города, хоть и не совсем чистую, наш двор, пусть и с загазованным воздухом, что не променяю их ни на что. Ведь самым дорогим для каждого человека всегда будет Родина.

Сочинение Что такое любовь к Родине?

Родина - важнейшее понятие в жизни каждого человека. Она всегда одна. Ласковая, милая, нежная родина. Ее часто сравнивают с матерью. Чем старше человек, тем острее чувствуется сопричастность всего, что происходит с твоей страной. С возрастом острее чувствуется разлука с Родиной, радостнее происходит встреча с ней. Почему так происходит?

В народе говорят: Родина – это место, где капнула кровь твоей пуповины. Это – малая родина. Иногда это маленькое село, иногда - большой город. Под словом Родина мы понимаем нашу страну, село, дом, улицу, по которой мы можем пройти с закрытыми глазами, потому, что там все родное и знакомое. Мы любим природу своей Родины, ее людей, историю своего края, гордимся своей Родиной. Не существует понятия бедная или богатая Родина.

Что я вкладываю в понятие «Родина»? Это мой дом, где я родился, где меня научили говорить, уважать старших. Это моя школа, где мне дают образование, выводят на чистую светлую дорогу дальнейшей жизни. Это скамейка в школьном саду, куда я пригласил свою одноклассницу, и впервые взял ее за руку. У нашего класса есть заветное место на реке. Каждый год, летом, мы ходим туда в поход с ночевкой. Вечером у костра мы делимся своими мечтами на будущее. Мне кажется у нас все сбудется. Скоро у нас выпускной бал, мы расстанемся надолго, а может быть навсегда. Я гляжу на речку, на своих одноклассников, у меня щемит сердце. Я думал так бывает только с пожилыми людьми. Это я готовлюсь проститься со своей любимой малой Родиной. Я буду приезжать, и встреча будет такой же трогательной, как и прощание.

Недавно прочитал стихотворение казахстанского поэта. Там есть такие строки: «Здесь родился и рос, мир пытаясь объять...». Очень образно. Действительно, в детстве мы все пытаемся объять, не замечая плохого и безобразного рядом с нами. Сейчас я многое вижу по-другому. Я вижу, как много надо сделать, чтобы мой любимый город стал красивее, а его жители счастливее. Я замечаю несправедливость и знаю, что с ней надо бороться. Я не перестаю любить свою Родину. Я хочу изменить мир к лучшему, хочу, чтобы моя Родина была счастливой, светлой и радостной.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по роману Отцы и дети Ивана Тургенева

    Произведение посвящено новым идеям, проникших в Росси девятнадцатого века. В образах его героев автор показывает разные стороны противоположных убеждений, господствовавших тогда в обществе.

    Шолохов написал огромное количество разных произведений и «Родинка» как и многие другие произведения, входит в цикл «Донских рассказов». И именно здесь и рассказывается вся история и биография автора.