Структура эстетической культуры. Доклад на тему: "Эстетическая культура личности"

Объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению, распространению — непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека.

Для того, чтобы иметь возможность приобщаться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. Здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют, в основном, такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. Воспитательный процесс должен охватывать не только сознание, (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и внешнюю культуру. Под так называемой "внешней культурой" понимается в данном случае не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д.

Уже известно, что такие особенности личности, как: характер, интеллект, поведение, закладываются во временном отрезке от рождения до шести лет. Последующие годы жизни лишь пополняют, шлифуют и социализируют опыт и навыки, полученные в детстве.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей вызывает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, т.е. создаются все условия для формирования высокоинтеллектуальной, гармоничной личности.

Будущее человечества зависит от того, как будет использован тот великолепный потенциал, который заложен в сегодняшних детях. Какими будут сформированы дети, таким будет общество через 30-40 лет.

Это значит, что для создания культурного, высоко эстетического общества необходимо создать, своего рода элитарную группу числом около миллиарда. Именно столько, сколько детей на планете.

Основными воспитателями детей являются родители. Никакие организации и учреждения не способны так повлиять на формирование личности как мама и папа. Они главные воспитатели и учителя и несут ответственность за развитие своего ребенка. Очень важно на первых этапах развития расширить кругозор человека. Это значит не только учить читать, писать и рассказывать сказки, но и гулять вместе, посещать музеи, театры, выставки, кафе, создать комфортную обстановку внутри семьи. Разумеется, уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов можно лишь при условии, что мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения.

В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель — формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира.

Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения.

// Январь 9, 2009 // Просмотров: 16 430

Эстетическая культура личности – это сложное интегративное качество, выражающееся в способности и умении эмоционально воспринимать, осознавать и оценивать явления жизни и искусства, а также преобразовывать природу, окружающий мир человека «по законам красоты».

Понятие «эстетическая культура личности» включает в себя две составляющие: эстетическое сознание и эстетическую деятельность.

Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.

Эстетическая художественная деятельность –это деятельность, направленная на исполнение или создание каких-либо эстетических ценностей, например, произведений искусства. Конечно, любой вид деятельности содержит в себе в той или иной мере эстетический аспект. Например, формирование эстетического мотива деятельности, постановка цели создания эстетически-выразительного, эмоционально привлекательного продукта; выбор эстетически значимых средств и методов осуществления деятельности, получение эстетически ценного результата.

Таким образом, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В духовной структуре личности совокупность этих составляющих выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Следовательно, составляющими эстетической культуры личности являются:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

На основе вышеперечисленных составляющих эстетической культуры личности, можно рассмотреть критерии и уровни развития некоторых отдельных познавательных процессов личности и эстетической культуры в целом. В качестве такого процесса можно взять эстетическое восприятие, которое определяется как процесс отражения предметов и явлений действительности в искусстве во всем многообразии их свойств, в том числе и эстетических, непосредственно влияющих на органы чувств.



Своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет во всех деталях, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта. Эстетическое восприятие всегда вызывает определенные ассоциации и мысли по поводу воспринимаемого явления. Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.

В качестве критериев, на основании которых возможно определение уровня и динамики эстетического восприятия, можно предложить: адекватность воспринимаемому объекту, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность.

Важной составной частью эстетического сознания являются:

эстетический вкус – способность адек­ватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок. Самые первые градации вкуса: нравится – не нравится, краси­во – некрасиво. Понятно, что данная импульсивная реакция, приоб­ретающая значение невысказанной оценки, имеет естественную тен­денцию усложняться и в конечном счёте осознаваться личностью. Она оказывает непосредственное воздействие на поступки и переживания человека. Эстетический вкус регулирует его эмоциональные реакции, а также опосредованно воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта.

эстетические чувства особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов – произведений искусства, красивых предметов, явлений природы. Они стимулируют социальную активность человека, оказывают регулирующее влияние на его поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических, этических и других идеалов личности.



Эстетический идеал – нормы, не приписывающие определенное отношение к действительности, а выступающие в виде моделей, определяющих границы эстетического отношения.

Эстетическое суждение – эстетическая оценка действитель­ности, мнение об эстетическом предмете или явлении. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категория­ми, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эсте­тических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Таким образом, эстетические качества личности составляют сложное понятие - эстетическая культура. По своему содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества, отличаясь при этом субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Заключение

Курс «Этика и эстетика» играет важную роль в формировании духовной культуры личности, моральных качеств, эстетического вкуса.Мораль имеет общечеловеческое значение и конкретно-историческое содержание. Особенно остро проблема места и роли моральных ценностей встала в XX-XXI веках, в период постсоветской трансформации. Проблема войны в ядерный век, глобальный экологический кризис, проблемы взаимодействия культур и образования стали планетарными проблемами. Решение их без опоры на моральную составляющая человеческого существования невозможно, поскольку интеллект «без морали» способен уничтожить не только окружающий мир, но и себя. Моральное возрождение и духовное совершенствование человека – цель развития украинского общества и человечества в целом.Эстетика играет большую роль в формировании духовной культуры студентов, развития творческого потенциала, способности воспринимать мир по законам красоты.

Самостоятельная работа - важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает. Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы студентов, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний по данному курсу.

а) основная литература

Жаравина Л.В. «У времени на дне»: эстетика и поэтика прозы Варлама Шаламова: Монография. - М. : Флинта, 2010 г. - 232 с.

Современная этика: учебник для вузов/ В. А. Канке. - 4-е изд., стер.. - М.: Омега-Л, 2011. - 394 с.

Основы этики: учебник для среднего профессионального образования: рекомендовано Мин. образования/ А. В. Разин. - М.: Форум; М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.

б) дополнительная литература

Этика и Эстетика [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ Н. И. Безлепкин, О. А. Янутш; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - 1 CD-ROM:

Эстетика и этика в изменяющемся мире. - СПб., Астерион, 2009.

Основы этики и эстетики: учебное пособие /П.А.Егоров, В.Н.Руднев. – М.: Кно-Рус, 2010.

Гусейнов А.А., ДубкоЕ.Л.Этика:Учебник /Под общ.ред.А.А.Гусейнова, Е.Л.Дубко; М-во образования РФ. -М.:Гардарики,2004.

Ионов А.И.Этика и культура государственного управления: Уч. пос. / А.И. Ионова. - Флинта: М-во образования РФ. -М.: ,2005.

КибановА.Я.Этика деловых отношений:учебник; М-во образования РФ. -М.: ИНФРА-М,2003.

Мишаткина Т.В. Этика. – Мн.: Изд-во Новое знание, 2008.

Этика: учебное пособие/ Л.Е.Балашов. – М.: Изд-во Дашков и К, 2008. – 283 с.

Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. - http://e.spbame.ru/

Электронная библиотека СПБУУЭ. - http://library.ime.ru

Электронные информационные ресурсы:

сайт Института философии РАН: http://www.philosophy.ru;

сайт философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru;

портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/;

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection;

- электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru;

- библиотека Гумер: http://gumer.info.ru.

§ 1.1 Эстетическое отношение к миру

§ 1.2 Эстетическое воспитание

Глава 2. Художественная культура личности

§ 2.1 Художественная культура как особая область культуры

§ 2.2 Художественная культура как особая форма эстетической культуры

Заключение

Список использованных источников

Введение

Особое место в социокультурной инфраструктуре принадлежит эстетической культуре. Будучи специфическим способом и результатом преобразования общества и человека, эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих.

Образно говоря, эстетическая культура – это не только одно из ценнейших растений культурного парка человечества, но и неизменный аромат каждого из процветающих здесь растений.

Феномен эстетического, при всей сложности его содержания и всем разнообразии его возможных дефиниций, выступает как носитель специфически человеческого отношения бесконечно многогранного, охватывающего все богатство существующих отношений в мире, но неизменно конструирующего по законам красоты.

Это находит свое проявление в самой полифункциональности эстетической культуры и ее гуманистическом характере. Эстетическая культура – инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений.

В силу отмеченной специфики эстетическая культура выступает в качестве своеобразного связующего звена, цементирующего все звенья культуры общества, а, следовательно, и эффективного инструмента реализации всех его творческих потенций. Она является движущей силой, катализатором и формой общественного прогресса. Все это придает особую актуальность исследованию проблем эстетической культуры.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Из всех форм общественного сознания именно эстетическое в своих ценностных ориентациях является наиболее широким. Оно специфически отражает достижения различных сфер сознания и идеологии, оно отражает чувственно воспринимаемый мир, конечно, в аспекте прекрасного или безобразного, возвышенного или низменного, трагического или комического, героического или антигероического.

Эстетическое сознание - часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни.

В античном мире эстетическое сознание приобрело относительно самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть не уменьшает его самостоятельной роли в истории.

Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.

77 78 79 ..

§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся

Понятие об эстетической культуре личности

Формирование эстетической культуры - это процесс целе­направленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечи­вает удовлетворение от того, что является действительно эстети­чески ценным. Одновременно с этим у школьников воспитыва­ется стремление и умения вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразно­го, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Формирование эстетической культуры не только расширение художественного кругозора, списка рекомендуемых книг, кино­фильмов, музыкальных произведений. Это - организация чело­веческих чувств, духовного роста личности, регулятор и коррек­тив поведения. Если проявление стяжательства, мещанства, пош­лости отталкивает человека своей антиэстетичностью, если школьник способен чувствовать красоту положительного поступ­ка, поэзию творческого труда - это говорит о его высоком уровне эстетической культуры. И наоборот, есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы обще­ственной морали. Такие люди далеки от подлинной эстетической культуры. Эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

Система работы школы по формированию эстетической культуры. Эстетика детской жизни

Человек по натуре своей - художник. Он всюду так или ина­че стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М.Горь­кого представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое ос­воение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало зало­жено в самом человеческом труде, в деятельности человека, на­правленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного состав­ляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обу­зу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухо­творен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохнове­нием, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловко­сти, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель­ность учения. В математике, например, нередко говорят: "Кра­сивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим его простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи­моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан­никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив­ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо­го оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать кра­соту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, зани­маются делом или отдыхают. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. В руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы отмечали массу цветов, сверкающий блеском паркет, зеркала, белоснежные ска­терти в столовых, идеальную чистоту в помещениях.

Ничем не заменимый источник прекрасного - природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное вос­питательное влияние на развитие молодой души, с которым труд­но соперничать влиянию педагога...".*

* Ушинский К.Д. Биографические материалы // Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. - М., 1952. С. 52 - 53.

Формирование эстетической культуры средствами искусства

Художественные потенции человека, его эстетические возмож­ности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материаль­ного производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действи­тельности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисцип­лины художественного цикла - литературу, музыку, изобразитель­ное искусство, они соединяют в себе сложную совокупность самого искусства, науки о нем, навыков практического творчества.

Эстетическое развитие личности средствами искусства при­нято в педагогике называть художественным воспитанием. Об­ращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-про­фессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных худо­жественных впечатлений знанием законов искусства и мастерст­ва художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмыс­ленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уро­ках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произ­ведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и харак­теристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумы­ваться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эс­тетической деятельности, которая характеризуется определенны­ми результатами и предполагает, что во время занятий искусст­вом учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы пре­красного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциа­ций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограни­чен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героиче­ских и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Боль­шое место в школе отводится прослушиванию музыкальных про­изведений в записи, а также ознакомлению с элементарными ос­новами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это в свою очередь требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформи­ровать у них умения пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают бла­годаря обучению их таким средствам художественной выразитель­ности, как фактура материала, цвет - линия - объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубеж­ного изобразительного искусства и архитектуры, научить пони­мать выразительный язык художника, неразрывную связь содер­жания и художественной формы, воспитать эмоционально-эсте­тическое отношение к произведениям искусства. Принцип свя­зи искусства с жизнью реализуется в идейно-тематическом содер­жании занятий: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Ис­кусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - худож­ник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и про­граммой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсирова­ны в системе дополнительного образования.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за "круглым столом", университета культуры, клубы друзей ис­кусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Слушая произведения Глинки, Чайковского, Шостаковича, Римского-Корсакова, Прокофьева, школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов.

Дети особенно эмоционально отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры уча­щихся играют кино и телефильмы. Восприятие экранизирован­ных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников пра­вильно смотреть и понимать кино и телефильмы. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусст­ва", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, но самое глав­ное - создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Социально-педагогические исследования показали, что школьни­ки довольно интенсивно посещают кино, смотрят видеофильмы, к остальным же видам искусства обращаются явно недостаточно.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь "по законам красоты".

Понятие об эстетической культуре личности. Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Эстетика детской жизни. Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.

Эстетическое восприятие природы. Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога..."

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы, как "В багрец и золото одетые леса", "Весны желанные приметы", "Природа и фантазия", "Цветы наших полей", "Осенний букет", "Памятники культуры нашего края" и др. Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекции, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры.

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы ("Белый Бим - Черное ухо" Г. Троепольского, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева, "Белый пароход", "Плаха" Ч.Айтматова, "Царь-рыба" В.Астафьева, "Русский лес" Л.Леонова, "Прощание с Матерой" В.А.Распутина, повести и рассказы В.Белова, Ю.Казакова, В.Солоухина).

Формирование эстетической культуры средствами искусства. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Искусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - художник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, университеты культуры, клубы друзей искусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусства", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.