Самый большой музыкальный орган в мире. Орган - музыкальный инструмент. История и устройство органа

Который звучит при помощи труб (металлических, деревянных, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.

Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры.

По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов». Вследствие своей выразительности, он давно стал достоянием церкви.

Человек, исполняющий музыкальные произведения на органе, называется органистом .

Советские реактивные системы залпового огня БМ-13 солдаты Третьего рейха называли «орган Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.

История органа

Зародыш органа можно видеть в , а также в . Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis - «водный орган») изобрёл грек Ктезибий, живший в Александрии Египетской в 296 — 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.

Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног.

Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.

В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.

Устройство органа

Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок ; например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок. В органе бывают трубы и трубки следующих величин: в 1 фут ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фута - ноты звучат двумя октавами выше писанных, в 4 фута - ноты звучат октавой выше писанных, в 8 футов - ноты звучат как пишутся, в 16 футов - ноты звучат октавой ниже писанных, в 32 фута - ноты звучат двумя октавами ниже писанных. Закрытие трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.

Клавиатур в органе бывает от 1 до 7 (обычно 2-4) ; называются они мануалами . Хотя каждая клавиатура органа имеет объём в 4-5 октав, благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, объём большого органа имеет 9,5 октав. Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром .

Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра. Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. (Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.) Регистров в органах бывает от 2 до 300 (чаще всего встречается от 8 до 60).

Все регистры распадаются на две категории:

  • Регистры с трубами без язычков (лабиальные регистры). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (микстуры), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков.
  • Регистры, у которых трубы с язычками (язычковые регистры). Соединение регистров обеих категорий вместе с микстурой называется plеin jeu.

Клавиатуры или мануалы расположены в органах террасой, один над другой. Кроме них, существует ещё педальная клавиатура (от 5 до 32 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух нотоносцах - в ключах и как для . Партию педалей пишут чаще отдельно на одном нотном стане. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком (до XIX века - только носком). Орган без педали называется позитив, маленький переносный орган - портатив.

Мануалы в органах имеют названия, которые зависят от расположения труб в органе.

  • Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) - в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grand orgue, Grand clavier) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду;
  • Второй по значимости и громкости мануал в немецкой традиции называется Oberwerk (более громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Рositif), если трубы этого мануала расположены НАД трубами Hauptwerk, либо Ruckpositiv, если трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа и установлены за спиной органиста; клавиши Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются уровнем выше клавиш Hauptwerk, а клавиши Ruckpositiv — уровнем ниже клавиш Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.
  • Мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи в немецкой традиции называются Schwellwerk (фр. Recit (expressif). Schwellwerk может быть расположен как в самой верхней части органа (более распространенный вариант), так и на одном уровне с Hauptwerk. Клавиши Schwellwerka располагаются на игровом пульте на более высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.
  • Существующие разновидности мануалов: Hinterwerk (трубы расположены в задней части органа), Brustwerk (трубы расположены прямо над местом органиста), Solowerk (сольные регистры, очень громкие трубы, расположенные отдельной группой), Choir и т.д.

Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат следующие устройства:

Копула - механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, при чём выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Копула даёт возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого.

4 подножки над клавиатурой педалей (Pеdale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров.

Жалюзи - прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих всё помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит усиление или ослабление звучания. Дверцы приводятся в движение подножкой (швеллером).

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю.

Орган нередко соединяется с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.

Также существуют электрические (электронные) органы, например, Hammond .

Композиторы, сочинявшие органную музыку

Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Адам Рейнкен
Иоганн Пахельбель
Дитрих Букстехуде
Джироламо Фрескобальди
Иоганн Якоб Фробергер
Георг Фридрих Гендель
Зигфрид Карг-Элерт
Генри Пёрселл
Макс Регер
Винцент Любек
Иоганн Людвиг Кребс
Матиас Векман
Доминико Циполи
Сезар Франк

Видео: Орган на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Король инструментов — так часто именуют орган, внешний вид которого вызывает ощущение восторга, а звучание завораживает и воодушевляет. Большой, тяжеловесный струнно-клавишный инструмент, обладающий широчайшим регистром звучания, по праву считается чем-то вроде «легенды во плоти». Кто же изобрел орган и чем уникален этот тяжеловес?

Кто изобрел необычный инструмент?

История легендарного инструмента, научиться играть на котором способен далеко не каждый профессиональный музыкант, насчитывает сотни веков.

Название «organum» упоминается еще в античных писаниях великого Аристотеля и Платона. Но точно ответить, кто изобрел сие чудо, не представляется возможным. По одной из версий его родоначальником является вавилонская волынка, формирующая звук за счет направления струй воздуха в сторону краев трубки. По другой – флейта пана или китайское шэне, функционирующие по такому же принципу. Играть на соединенных между собой дудочках было не очень удобно, поскольку у исполнителя порой в легких не хватало воздуха. Идея качать воздух во время игры мехами стала настоящим спасением.

Близкий брат органа, его водяной аналог, был изобретен греческим умельцем Ктезибием еще в 200-х годах до н.э. Он называется гидравлос. Позднее гидравлическая конструкция была заменена мехами, что дало возможность значительно улучшить качество звучания.

Музыкальные инструменты более привычных для нас размеров и внешнего вида стали появляться в IV веке. В этот период благодаря стараниям Папы Виталиана органы стали задействовать в роли сопровождения католических богослужений. Начиная с первой половины V века струнно-клавишный инструмент стал неизменным церемониальным атрибутом не только византийской, но и всей западно-европейской императорской власти.

Широкое распространение в странах Европы легендарный «клавишник» получил к середине XIV века. Инструмент того времени был далек от совершенства: он имел меньшее количество труб и более широкие клавиши. К примеру, в ручной клавиатуре при ширине самих клавиш порядка 50-70 мм расстояние между ними составляло 15-20 мм. Для извлечения звуков исполнителю приходилось по огромным и тяжелым клавишам не «пробегать» пальчиками, а в буквальном смысле стучать локтями или кулаками.

Наибольшего размаха органостроение приобрело в XVI-XVII веках. В славно известную эпоху барокко мастера научились создавать инструменты, которые своим мощным звучанием смело могли конкурировать с целым симфоническим оркестром. Звуковые возможности инструментов позволяли имитировать звон колокольчиков, рокот камнепада и даже заливистое пение птиц.

Апофеозом органостроения по праву считается 1908 год, когда на всемирной выставке была представлена модель, включающая 6 мануалов. Самый крупный в мире действующий орган весит чуть более 287 тонн. Сейчас он украшает торговый центр «Macy’s Lord & Taylor» в Филадельфии.

То, что ценитель органной музыки наблюдает из зала – фасад инструмента. За ним скрывается просторное помещение, порой включающее по несколько этажей, уставленное механическими элементами и тысячами трубок. Чтобы понять принцип действия сего чуда, стоит рассмотреть хотя бы его краткое описание.

Орган является одним из самых громких музыкальных инструментов. Такой эффект достигается за счет регистров, включающего несколько рядов органных труб. Эти регистры по окраске звучания и целому ряду других объединяющих признаков делятся на несколько групп: микстуры, аликвотны, гамбы, флейты, принципалы. Регистровые трубы звучат в соответствии с нотной записью. Их можно включать как по отдельности, так и одновременно. Для этого задействуются расположенные на боковых панелях клавиатуры рукоятки.

Пультом управления исполнителя, работающего за инструментом, являются мануалы, педальная клавиатура и сами регистры. Число мануалов в зависимости от модификации «клавишника» может варьироваться от 1 до 7. Они располагаются террасой: один непосредственно над другим.

Педальная клавиатура может включать от 5 до 32 клавиш, посредством которых запускаются в действие регистры, формирующие низкие звуки. В зависимости от аппликатуры музыкального инструмента исполнитель нажимает на педальные клавиши носком или каблуком.

Наличие нескольких клавиатур, а также всевозможных тумблеров и рычагов довольно усложняет процесс игры. Поэтому зачастую вместе с исполнителем за инструментом сидит и его помощник. Для удобства чтения нот и достижения синхронности исполнения партия для ног традиционно располагается на отдельном нотном стане непосредственно под партией для рук.

В современных моделях функцию нагнетания воздуха в меха выполняют электромоторы. В средние века эту работу выполняли специально обученные кальканты, услуги которых приходилось оплачивать отдельно.

Несмотря на широкое распространение органов сегодня практически нереально встретить две одинаковых модели, поскольку все они собираются по индивидуальным проектам. Размеры установок могут варьироваться от 1,5 м до 15 м. Ширина крупных моделей достигает 10 м, а глубина – 4 м. Вес таких сооружений измеряется в тоннах.

Рекордсмены разных номинаций

Самого древнего представителя легендарного инструмента, сроки «жизни» которого датируются 1370-1400 годами, можно встретить в Стокгольмском музее. Он привезен из церковного прихода шведского острова Готланд.

Лидер в номинации «самый громкий орган» украшает Зал Согласия в Атлантик-Сити. Рекордсмен включает 7 мануалов и довольно обширный тембровый набор, формируемый за счет 445-и регистров. Звучанием сего гиганта насладиться не получится, поскольку его звук может спровоцировать у слушателей разрыв барабанных перепонок. Весит этот музыкальный инструмент свыше 250 тонн.

Инструмент, украшающий церковь Святой Анны, которая расположена в столице Польши, примечателен тем, что включает самые длинные в мире трубы. Их высота достигает порядка 18 метров, а издаваемый звук, способен в буквальном смысле оглушить. Частотный диапазон инструмента располагается в пределах, охватывающих даже область ультразвука.

Папа Римский Виталий (?-672), который своим декретом ввел орган в литургический обиход

В небольшом старинном немецком городе Пассау, где всего 50 тысяч жителей, среди которых 10 тысяч студентов местного университета, уже многие десятки лет в соборе Святого Стефана звучит самый большой в Европе орган. По богатству и красоте звучания, по воздействию на слушателей он уникален. Не случайно его считают королем духовых музыкальных инструментов, «поработителем человеческих душ». Из соседних городов и стран приезжают сюда, чтобы послушать его.

Пассау расположен у самой границы с Австрией на вытянутом участке суши, с двух сторон омываемой водой. Это место слияния трех рек: Дуная, Инна и Ильца. Поэтому город называют еще «Баварской Венецией», «Плывущим кораблем», «Воротами Востока». Он возник в I веке на месте поселения древних римлян, которые построили в междуречье на возвышении две крепости Боётро и Батавию. От последней и произошло название Пассау.

Исторически так сложилось, что в эпоху раннего Средневековья Пассау превратился в резиденцию епископов и остался ею до наших дней. Правление в ней князей-епископов определило и наличие в Пасcay соответствующего церковного учреждения. В XVI веке им стал построенный тогда собор Святого Стефана, который до сих пор является основной достопримечательностью города.

Собору епископского города нужен был соответствующий крупный орган. Первый появился в конце XVI века. Однако пожары XVII века, бушевавшие в городе, уничтожили собор и орган. Приглашенные из Италии мастера-строители возвели Пассау заново, у города появилось два архитектурных стиля — итальянское барокко и прежний поздне- готический. Тогда же в обновленном соборе повесили 8 многотонных колоколов, а в специальном приделе установили новый орган, более мощный и звучный.

Одновременно в Пассау зародилась и музыкальная артель, объединившая мастеров-органистов, занимавшихся ремонтом и созданием новых музыкальных инструментов. Артель теперь, кстати, превратилась в фирму с мировым именем, ее высококлассные специалисты продолжают изготавливать новые органы по заказам других стран уже с элементами электроники.

Самый большой механический орган в соборе Святого Стефана установили в 1928 году. С тех пор орган многократно реставрировали, улучшали, обновляли. В конце XX века была проведена последняя кардинальная переделка инструмента. Несколько лет ушло на его изготовление и проверку. Стоимость всех произведенных работ не разглашается, но предполагается, что на изготовление и установку этого клавишного духового инструмента потребовалось несколько миллионов евро…

Орган появился примерно в III веке до нашей эры. Его создание приписывают греческому механику- изобретателю Ктезибию, жившему в Александрии, который смастерил небольшой звучащий гидравлос с духовыми трубами. Давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось водяным столбом. Греки, а за ними римляне, использовали гидравлос во время проведения массовых зрелищных мероприятий, на ипподромах, в цирках. Звук у гидравлоса был сильный, пронзительный — это производило на публику впечатление. Позднее водяной насос заменили более компактными воздушными мехами, что позволило увеличить количество и размеры звучащих труб.

В 666 году Папа Римский Виталий своим декретом ввел орган в проведение литургических обрядов католической церкви. С той поры в Италии стали создавать собственные органы. С IX века их начали отправлять во Францию, позднее в земли Германии. Но наибольшее распространение орган получил в XV-XVII веках. Это было его «золотое время». Он стал важнейшим атрибутом католических соборов.

Средневековые органы были грубыми, тяжелыми, играть на них могли только физически крепкие люди, поскольку по широким клавишам приходилось бить кулаками, а на педали — давить ногами. Платили органистам немного, чаще всего продуктами питания. Считалось, что для церковных литургий органист должен играть не за деньги, а по зову сердца. Самый знаменитый органист и композитор Иоганн Себастьян Бах вынужден был не только играть в Лейпцигской церкви на органе, но и обучать желающих игрена нем, писать музыкальные произведения.

Современный орган — это сложный и очень дорогой музыкальный духовой инструмент. Он состоит из множества металлических труб и трубок различных размеров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух. Количество трубок достигает нескольких тысяч. Они изготавливаются из олова с добавлением других металлов для полноты звучания, для блеска и прочности.

Перед органистом расположены несколько клавиатур для рук, они могут доходить до 7, а внизу — педальная клавиатура, которая состоит из 5 педалей, у некоторых органов их число достигает 32. Они предназначены для извлечения низких звуков.

В современных органах воздух в трубы нагнетается с помощью электромоторов. В настоящее время «фасады» органа делают часто фальшивыми — это декор, а основные трубы скрыты во внутренней части придела. У каждой мастерской по изготовлению органов есть свои секреты.

Самым большим в мире на сегодняшний день является концертный орган, созданный в Атлантик-Сити (США), в нем насчитывается 33 112 труб. У инструмента две кафедры, на одной из них — семь клавиатур. Для обслуживания такого гиганта органисту нужны помощники.

Но стремление к созданию самого большого органа не привело к улучшению качества его звучания. И в настоящее время чаще изготавливают органы средних традиционных размеров, которыми может управлять один человек. Считается, что сегодня во всей Европе нет более прекрасного, более звучного органа, чем в католическом соборе Святого Стефана в Пассау.

Орган этот был создан в 1608 г., ремонтов на своем веку пережил много, но основа у него — все та же, выполненная 400 лет назад добросовестными мастерами Средневековья. В соборе покоятся члены многочисленной династии Фуггеров — богатейшего рода местных купцов.

Известно, что самые большие музыкальные инструменты – это органы, но и среди них есть самые внушительные по размерам. Известны рекордсмены по габаритам среди барабанов, пианино, роялей и контрабасов.

Большие органы

Самым большим, самым громким и самым сложным музыкальным инструментом в мире является орган. Наиболее крупный из известных органов находится в американском городе Бордуок. Известно, что его строительство велось на протяжении четырёх лет, и было закончено в 1932-ом году. В нём тридцать три тысячи труб. Этот огромный инструмент служил верой и правдой целых шестьдесят пять лет. С 1998-го года он молчит, так как требует реставрации. Из-за необходимых больших финансовых затрат, орган всё ещё не отреставрирован. Сбором средств занимаются жители города.

Лидер по размеру среди действующих органов в мире находится в США в Филадельфии. В нём двадцать восемь тысяч четыреста восемьдесят две трубы. Он установлен в торговом центре и звучит ежедневно.


В немецком городе Пассау находится самый большой орган в Европе. Он установлен в соборе святого Стефана. В нём семнадцать тысяч семьсот семьдесят четыре трубы. В Калининградском кафедральном соборе звучит орган, состоящий из восьми тысяч пятисот труб.

Огромные пианино

«Королём инструментов» именуют фортепиано. У него широкий диапазон и внушительные размеры. Среди оркестровых инструментов только этот может гордиться столь богатым звуковым диапазоном. Размеры инструмента могут значительно варьировать.


Challen Concert Grand – название самого большого в мире пианино. Его длина – три с половиной метра, натяжение струн в общей сложности более тридцати тонн. Само пианино весит более тонны.

В 2010-ом году в «Книгу рекордов Гиннеса» поступила заявка от «Stolëmòwi Klawér» на признание их концертного рояля самым большим в мире. Комиссией были зафиксированы следующие размеры: длина – шесть метров четыре сантиметра, ширина – два метра пятьдесят два сантиметра, высота – один метр восемьдесят семь сантиметров. Вес гигантского рояля составил одну тонну восемьсот килограмм.

Самые большие барабаны

Считается, что первыми музыкальными инструментами людей были ударные. Самые большие барабаны называются «тайко». Этот термин переводится, как пузатый барабан. В Книге рекордов Гиннеса зафиксированы следующие размеры самого большого в мире барабана: диаметр – четыре метра пятьдесят два сантиметра, вес – три с половиной тонны. Этот гигант находится в Японии в Музее Большого Барабана. Там же хранится ещё один огромный барабан, который немного уступает в размерах лидеру. Диаметр второго «тайко» - три метра семьдесят один сантиметр в диаметре, его вес – три тонны. Музей находится в городе Цузуреко. Кроме этих двух гигантов, в музее представлено ещё сто пятьдесят разных барабанов, привезенных со всего мира.


Известно об огромных барабанных установках. Мировой рекорд, отмеченный Книгой рекордов Гиннеса, установлен священником Марком Темпарато. В его установке восемьсот тринадцать инструментов. Он собирал её на протяжении двадцати лет. Некоторые инструменты находятся на высоте двух-двух с половиной метров. В неделю священник тратит около семнадцати часов на то, чтобы содержать гигантскую ударную установку в надлежащем состоянии.


Самая высокая ударная барабанная установка появилась в Вене в парке аттракционов «BigBoom» в 2012-ом году. В неё кроме огромных размеров барабана входит бочка, две тарелки, два тома и хай-хэд. Высота установки – шесть с половиной метров при весе полторы тонны. Можно подумать, что это бутафория, однако инструменты там самые настоящие. Раз в неделю на этой установке играет группа барабанщиков.

Самый большой контрабас

Среди смычковых инструментов самым большим является контрабас. Чтобы на нём играть надо либо стоять, либо сидеть на высоком табурете. Без этого большого музыкального инструмента сложно себе представить настоящий оркестр.


История появления контрабасов насчитывает не одно столетие. То контрабас изготавливали небольшим, то меняли количество струн. Сегодня стандартная длина инструмента – метр восемьдесят сантиметров. В процессе же создания и некоторых экспериментов с размером и звучанием, был изготовлен четырёхметровый контрабас. Его автор – мастер Ж. Вильом.


Самые большие контрабасы называются октобас, субконтрабас или октавный контрабас. В Англии в одном из музеев хранится контрабас, размер которого – два метра шестьдесят сантиметров. Его называют «Голиафом». В парижском музее сохранился октобас, длиной три метра сорок восемь сантиметров.

В городе Цинциннати мастером Джоном Гейером был изготовлен контрабас шириной два метра и длиной четыре метра пятьдесят сантиметров.

Самый большой музыкальный инструмент в мире

Лидер по размерам среди всех музыкальных инструментов – это орган, находящийся в городе Бордуок (США). Его строительство велось четыре года. В нём тридцать три тысячи труб. На строительство было потрачено около полумиллиона долларов, что в тридцатых годах двадцатого столетия считалось огромнейшей суммой.


На протяжении последних шестнадцати лет инструмент находится на реконструкции. Этот орган не только самый огромный, но ещё и самый громкий музыкальный инструмент.

А вот гитары редко делают большими. Зато дорогими достаточно часто. Например, прототип Fender Broadcaster (Telecaster)продали 375 тысяч долларов. .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен