Дерево для смычковых инструментов. Какие сорта дерева лучше всего подходят для изготовления музыкальных инструментов Из какого дерева делают муз инструменты

Одним из самых важных этапов при изготовлении смычковых инструментов является выбор дерева. От того насколько удачно мастер подберет материал, будет зависеть конечный результат.

Перед тем как перейти к подробному анализу, перечислим сорта древесины, которые используются при изготовлении инструментов:

  • Ель (редко сосна, или пихта) - используется для создания верхней деки;
  • Клен (иногда тополь, груша, береза и др.) - для грифа, нижней деки, а также обечаек и подставки.
  • Ель, красное дерево, липа, ива, ольха - эти породы деревьев используют для внутренних частей скрипки, например, клоцев и обручиков.
  • Черное дерево, палисандр, тамаринд, самшит - используется для создания колков, подгрифников и др.

Перед тем как древесина попадает к мастеру - она проходит процесс заготовки. Ныне этот вопрос не так актуален, и можно приобрести уже готовое дерево, которое прошло все необходимые этапы подготовки. С точки зрения конвейерного производства это возможно было бы и правильно, но любой, уважающий себя, мастер должен знать основы заготовки дерева и его методы.

Есть несколько методов заготовки дерева, но хотелось бы остановиться на двух самых интересных.

Классический метод

Данный метод заготовки мы разделим на несколько этапов, чтобы было понятно, что и когда делать:

  1. Выбор дерева . На заготовки для инструментов зачастую выбирают хорошие, прямые стволы, без видимых повреждений, с минимальным количеством сучков и достаточным возрастом дерева.
  2. Вырубка . Когда выбраны стволы для заготовки - их рубят. Это нужно делать строго в начале зимы, когда соки уходят из дерева. Это значительно облегчает процесс сушки древесины и позволяет избежать порчи дерева насекомыми и другими организмами.
  3. Сушка в бревнах . После того как деревья срублены их хранят в бревнах в течение 2-3 месяцев для того, чтобы дерево еще подсохло и от него отделилась кора естественным путем, не повреждая ствол. Бревна складывают и хранят под навесом, чтобы в древесину не попадала влажность из окружающей среды.
  4. Очистка от коры . Дерево очищают от коры, которая со временем отслоилась от ствола. Делают это для того, чтобы избежать прелостей. Ведь между корой и стволом собирается влага, которая может негативно повлиять на качество древесины.
  5. Осушка стволов . Некоторое время бревна должны подсохнуть от влаги, которая была под корой.
  6. Распил . После того, как дерево достаточно подсохло, бревна распиливают на части и складывают под навесом штабелями.

ВАЖНО! Стоит обратить внимание на то, что доски не складываются все вплотную и между ними должно быть свободное пространство, чтобы обеспечить необходимую вентиляцию и предотвратить прелости, а также обеспечить необходимые условия для сушки материала.

В таком состоянии дерево должно пролежать около года.

  1. Хранение в помещении . После того, как дерево пролежало в штабелях около года - его нужно занести в помещение для дальнейшей сушки. Согласно многим источникам дерево стоит хранить при определенной влажности и температуре, показатели которых не должны меняться. По факту же основным условием является нормальная влажность 15-30% и температура - 15-20 градусов по Цельсию.

ВАЖНО! Температура и влажность могут быть немного выше или ниже данных показателей, но главным условием является ОТСУТСТВИЕ ПЕРЕПАДОВ ТЕМПЕРАТУРЫ И ВЛАЖНОСТИ.

В таком состоянии дерево должно пролежать минимум 3-4 года, но по факту - чем дольше, тем лучше.

Метод «свежего сухостоя»

Данный метод был описан Евгением Францевичем Витачеком в книге «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов». Так называемый «сухостой», дерево которое усохло на корню, считался лучшим материалом для изготовления музыкальных инструментов среди мастеров эпохи Страдивари, и закупали такое дерево целыми стволами на местных складах.

Более новые мастера считали его непригодным для использования. Но все споры вокруг этого вопроса были решены А.А. Ушаковым - архитектором, скрипичным мастером и исследователем. Он занимался изучением резонансной древесины и в итальянских документах разных эпох нашел метод правильной заготовки «сухостоя», который мы ниже рассмотрим:

«Кольцевание» дерева. В начале зимы выбранные деревья очищали от коры вокруг ствола при корне и оставляли до весны.

Весенний сруб. Когда приходила весна, дерево давало новые побеги и листья, которые вытягивали из ствола все соки и после этого оно засыхало. Такое дерево рубили и получали уже, достаточно высохшую, древесину.

Нужно также уточнить, что данный метод использовали архитекторы и мебельщики, но Ушаков предполагает, что данная технология применялась и скрипичными мастерами, как наиболее эффективная.

СОВЕТ:

Проблема: При хранении древесины скрипичными мастерами и ремонтниками для своих нужд доводится сталкиваться с проблемой пересыхания древесины, в результате чего, она трескается, начиная от краев.

Решение: Данная проблема решается достаточно просто и без особых затрат. Нужно растопить воск и опустить в него края дерева с той стороны - куда выходят трубки, которые проводили соки. В данном случае воск закрывает их, и влага испаряется медленней и только с поверхности древесины. Это предотвращает растрескивание заготовленного дерева.

Амати делал скрипки из грушевого дерева и защищал их лаком собственного изготовления. Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке.

Из какой древесины делают музыкальные инструменты?

С древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Различные погремушки и барабаны, дудки и разные шумовые инструменты использовали на охоте и в ритуальных целях - например, магические заклинания, которыми шаманы вызывали добрых духов или изгоняли злых, часто сопровождались разными звуковыми эффектами.

С развитием цивилизации возникла целая наука - музыкальная акустика, которая изучает особенности музыкальных звуков, как мы их воспринимаем, и механизмы звучания музыкальных инструментов. Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как музыкальные инструменты, однако человечество немало потрудилось, создавая самые разнообразные специальные устройства для извлечения особого звука. Дерево было и остается одним из важнейших материалов для изготовления музыкальных инструментов. Гитара

и скрипка, виолончель и альт, духовые инструменты - флейта, гобой, кларнет, фагот, деки фортепиано и множество других инструментов или их частей изготавливаются из различных древесных пород. Секрет в том, что древесина обладает еще одним ценным качеством в ряду своих полезных свойств, а именно - способностью резонировать, т. е. усиливать колебания звуковых волн. Есть породы, которые обладают повышенными резонансными свойствами, и к таким породам относится всем хорошо известная ель европейская, произрастающая в Центральной Европе и в европейской России. Также хорошими резонансными свойства обладают другие хвойные: пихта, кедр. Древесина ели и пихты используется почти во всех музыкальных инструментах для изготовления дек. Заготавливается резонансная древесина в зимнее время. Музыкальные мастера подходят с особым вниманием к выбору резонансной древесины. Выбранное дерево не должно иметь изъянов, а годичные слои должны быть одинаковой ширины.

Известно ли вам, что каждая порода имеет еще и свой голос? Самый звонкий и певучий — у ели обыкновенной. Вот, оказывается, почему Страдивари и Амати делали из нее свои замечательные скрипки. Для этого выбранное дерево подсекали и на три года оставляли на корню. Оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость. В результате музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания. Правда, нужно было найти и выбрать из большого числа деревьев именно то, которое пело бы лучше других. Мастерам это удавалось, и доказательством последнего является то, что вот уже почти триста лет их скрипки завораживают слушателей своими «голосами», умеющими петь, плакать, страдать и радоваться.

И по сей день скрипки и другие струнные инструменты — рояли, пианино — продолжают делать из еловой древесины. Ни одно другое дерево не дает такого резонанса как ель. Это объясняется тем, что ее древесина отличается исключительно равномерным распределением волокон. Кроме того, она мягкая, легкая, блестящая, легко колется, прочная. В этом и есть одно из «елкиных» совершенств.

У ели имеются и другие достоинства. Обратите внимание, сколько снега на своих ветвях держит ель. Под белой шубой иногда и не видно самой зеленой красавицы. Узкая крона не задерживает снег слишком долго, при избытке он скатывается с дерева. Широкие ветви-лапы эластичны, пружинисты. Снег гнет лапу к земле, но не ломает. Если снега очень много, лапа прижимается плотнее к стволу и снег сползает с нее. Отряхнувшись от снега, ель снова гордо поднимает свои ветви вверх и красуется себе и людям на диво. Такое строение кроны позволило ели идеально приспособиться к жизни в умеренной зоне и стать одним из самых распространенных деревьев.

Гитара - это уникальный музыкальный инструмент. В руках профессионала она способна выдавать такую симфонию звуков, которая заставит слушателя плакать и смеяться, радоваться и переживать в такт виртуозной игре. Однако не всё в данном случае определяется человеческим фактором. Хорошая гитара способна выразить всю палитру чувств музыканта, плохой инструмент загубит самую великолепную игру. Звук, издаваемый гитарой, во многом определяется тем, из какого дерева она сделана. процесс трудоёмкий и дерево в инструменте играет решающую роль. Если оно «мертвое», то этой гитаре уже ничем не поможешь - как ни крути, а хорошего звука от неё не получишь. Гриф инструмента в большинстве случаев изготавливается из клёна, накладка - также из клёна (Ash), либо из палисандра (Rosewood) или черного дерева (Ebony). С корпусом (декой) далеко не всё так однозначно. Современная промышленность для производства гитар применяет множество видов древесины от всем известной ольхи до экзотического «вороньего глаза». Это обусловлено тем, что разные породы древесины имеют различное звучание. Самым популярным видом дерева для производства гитар является хорошо всем известная ольха (Alder). Из нее сделана практически вся линейка инструментов известных гитарных фирм Fender, Jackson и Carvin. Да и другие фирмы зачастую не чураются использовать её в производстве. Гитары, сделанные из ольхи, имеют хорошо сбалансированное чистое звучание с «сочной» серединой. На них одинаково хорошо удаются и сольные «запилы», и тяжелые металлические рифы. На мой взгляд, такие инструменты, являясь своеобразной «золотой серединой», предназначены для гитаристов, для которых не существует стереотипов в игре и мышлении. Ель (Fir) используют в основном для производства полуакустических электрогитар. Дает теплый ровный звук. Если вы собираетесь играть джазовую музыку, то подобный инструмент станет для вас идеальным выбором. Главным недостатком гитар, сделанных из ели, является их относительно высокая цена. Наиболее звонкие гитары, идеальные для исполнения партий соло, изготавливаются из клена (Maple) и ясеня (Ash). Эти инструменты имеют акцентированную атаку, их звучание в значительной степени более «стеклянное», чем у любого другого вида древесины. Гитары из клена и ясеня выдают звук с ярко выраженными верхними частотами. Эти породы древесин идеально подходят для соло-партий и не слишком хороши для ритма. Таким образом, если вы мечтаете играть музыку а-ля Joe Satriani, то ясень и клен являются идеальным материалом для гитары. Орех (Walnut) довольно широко используется для изготовления акустических гитар high-класса. Большинство эксклюзивных инструментов всемирно известных мастеров изготавливаются именно из этого материала. В производстве электрогитар он используется только для накладок на гриф и для шпонового покрытия корпусов. Из тополя (Poplar) производят гитары так называемой категории «ученический инструмент». Как известно, древесина тополя очень мягкая, что негативно сказывается на качестве звука. Чаще всего из него производят инструменты самой низкой ценовой категории. Красное дерево (Mahogany) используется при производстве гитар для «тяжелых» стилей. Звучание подобных инструментов отличается теплой и сочной серединой, имеет глубокие низы и сглаженные верха. По качеству звучания низов гитарам из красного дерева нет равных (лучше звучат только инструменты, изготовленные из экзотического дерева бубинга - Bubinga). Описанные выше породы дерева - это далеко не полный список материалов, применяемых при изготовлении гитар. Это всего лишь наиболее распространенные. Существует множество экзотических пород типа падуак, коа или той же бубинги, которые используются для производства эксклюзивных инструментов.

Дерево, безусловно, играет важную роль в том, как будет звучать будущий инструмент. Однако не будем забывать, что это всего лишь дерево. Лишь в руках опытного мастера оно приобретает вид инструмента, способного стать продолжением тела и души музыканта.

Делают из сосны в настоящее время, а также ознакомиться со старинными видами этих творений. Мы живем в мире звуков. Их гармония и ритмы очаровывали людей еще в глубокой древности. Одним по душе рок, поп, кантри, другие тяготеют к классике. И конечно, музыка, которую вы слышите в записи, не выдерживает никакого сравнения с живым звучанием. Поэтому многим людям (со слухом и без него) приносит удовольствие играть самостоятельно. Они всерьез и подолгу занимаются, чтобы воспроизводить мелодии на клавишных, ударных, струнных. И лишь единицы создают музыкальные инструменты, названия которых широко известны, самостоятельно.

Какой музыкальный инструмент делают из сосны?

Люди, владеющие искусством извлечения звуков из предметов, для этого предназначенных, обычно и разбираются в них, понимают, что качество зависит прежде всего от материала, пошедшего на его изготовление. Звучание меняется в лучшую сторону при использовании более качественной основы. На вопрос «Какой музыкальный инструмент делают из сосны?» есть несколько ответов. Наиболее известные инструменты из сосны - это этнические кумыз, гусли, барбет, моринхур и, конечно же, скрипка. Существует еще множество различных инструментов, при создании которых использовалась сосна.

Какие материалы также используются для создания инструментов?

В самых общих чертах мы получили ответ на вопрос, какой музыкальный инструмент делают из сосны. Наверняка вам интересно будет узнать и о других материалах. Кроме сосны, очень часто используют другие виды древесины, а также их композиции. Достаточно часто при производстве музыкальных инструментов используется клен. В основном он ценится не за акустические, а, скорее, декоративные и механические характеристики. Благодаря упругости и твёрдости он занимает почетное место среди материалов, с помощью которых создают гитары. Также очень распространено производство гитар из тополя, используемого, в основном, для создания бюджетных моделей. Этот материал не придаст мелодии академическую чистоту, но без проблем поможет воспроизвести достаточно приличное звучание. Имеется много различных материалов, среди которых есть и достаточно дорогие, и, соответственно, более качественные.

Как выбирают древесину

Мастерам известно из опыта предшественников и своего собственного, что наиболее подходящий материал должен обладать высоким модулем упругости по отношению к его плотности. При выборе древесины для создания музыкального инструмента всегда учитывается экологическое окружение, оказывающее решающее влияние на растения. Наиболее подходящий материал, который используют большинство народных мастеров, - это древесина из стволов, растущих в затенённых местах на каменистых берегах. Такие условия считаются идеальными, так как деревья растут медленно и формируются наиболее равномерно. Как известно, большую роль в качестве древесины имеет время года, когда она была срублена. Считается, что самый подходящий для заготовки месяц - апрель. К середине весны в древесине меньше всего влаги, она не темнеет, не гниет и имеет светлый цвет. Лучше всего подходят стволы, возраст которых 20-30 лет. В этом возрасте древесина качественна и отлично подходит для создания музыкального инструмента.

Старинные музыкальные инструменты, фото и описание

Антикварные родоначальники современного оркестрового многообразия, прошли многовековой путь эволюции, но прицип извлечения звуков остался тем же. Играя на них, люди словно переносятся на много лет назад. Именно поэтому старинные инструменты очень ценятся в наше время. Существует интересный инструмент с названием виола.Это древний смычковый инструмент. Музыкант, играя на нем, сидел, а инструмент находился между колен. Позже от него произошли и альт, и виолончель, и скрипка. А старинные русские музыкальные инструменты, фото которых вы видите здесь, - это гусли и гудок.

Потребительские свойства и показатели качества музыкальных инструментов в значительной мере определяются тем, какова их конструкция, из каких материалов они изготовлены и какие технологические процессы применялись при их изготовлении. Все материалы, используемые для изготовления музыкальных инструментов, подразделяются на основные и вспомогательные. Основными являются те материалы, из которых изготавливают основные узлы инструментов. Это древесина различных пород, металлы, кожа, пластмассы, клеи, лаки, краски и т.д. Наиболее широко в изготовлении музыкальных инструментов применяется древесина как лиственных пород (бука, березы, ольхи, граба, клена, груши, ореха, липы), так и хвойных (ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы). Вспомогательные материалы используют не для самого изделия, а лишь в процессе изготовления инструмента. Это шлифовальные материалы, растворители, разбавители лаков, красок и т.д. Высокие технологические и акустические свойства щипковых, смычковых и клавишных инструментов обусловлены тем, что все их основные узлы изготовлены из древесины. Древесину легче обрабатывать, чем металлы. Она обладает высокой прочностью, легко склеивается, имеет красивую текстуру. Вместе с тем у древесины есть и отрицательные свойства. Это - усыхание, разбухание, коробление, растрескивание при изменениях температуры и относительной влажности воздуха. Недостаточно стойка древесина к воздействию различных микроорганизмов и насекомых. Кроме того, она легко воспламеняется. Тем не менее пока еще нет заменителей, которые обладали бы столь же высокими акустическими свойствами, что и древесина, а по остальным свойствам были более ценными. В частности, древесина обладает способностью резонировать на колебания первой колебательной системы - источника звука (вибратора), хотя по остальным свойствам другие материалы могут быть более ценными, чем древесина. Технологические, акустические и декоративные особенности строения древесины различных пород учитываются в процессе конструирования и изготовления музыкальных инструментов. Немаловажное значение имеет методика распиловки древесины. Разрез бывает радиальным, который образуется при распиловке ствола вдоль продольной оси по радиусу или диаметру, тангентальным - при распиловке вдоль продольной оси на том или ином расстоянии от центра, торцовым - древесина распиливается поперек продольной оси. При изготовлении музыкальных инструментов учитываются такие свойства древесины, как текстура и влажность. Текстура зависит от сочетания видимых элементов структуры древесины: годичных слоев, волокон, сосудов, расположения и вида сучков, неразвившихся почек и т.п. Красивую текстуру имеет древесина клена, ореха, карельской березы, красного дерева и пр. Однако эти виды древесины не обладают высокими акустическими свойствами, их используют для облицовки и украшения различных деталей и узлов инструмента. Влажность древесины, предназначенной для изготовления музыкальных инструментов, должна быть в пределах 82%. Для достижения необходимых показателей влажную древесину сушат. Основным показателем акустических свойств древесины является так называемая акустическая константа, которая косвенно выражает также и резонансные свойства. Она определяется по формуле:

где Е- динамический модуль упругости, кгс/см;

Плотность древесины, г/см.

При исследовании свойств древесины различных пород установлены средние значения акустической константы: для ели- 1250, пихты - 1240, кедра сибирского - 1180, клена - 720, березы - 745, бука - 600, дуба - 620. Поэтому из древесины ели, пихты, кедра изготовляются деки музыкальных инструментов - основные узлы, способствующие резонансу и, следовательно, увеличению громкости звучания источника звука. Другие породы древесины не обладают необходимыми акустическими свойствами. Акустическая константа металлов находится в пределах 100-300, пластических масс 240-450, в силу чего они не могут быть применены как резонансные материалы. Кроме ели, пихты и кедра, в производстве музыкальных инструментов используются бук, береза, граб, дуб, клен, ольха, липа, груша, орех, сосна, лиственница и некоторые редкие породы древесины. Так, из бука изготовляют твердые детали: корпусы щипковых инструментов, некоторые детали гармоней, баянов, аккордеонов, обод барабанов. Береза применяется для изготовления корпусов гитар, балалаек, многих деталей пианино, роялей. Граб идет на производство деталей пианино и роялей, требующих особой прочности. В производстве щипковых и смычковых инструментов граб заменяет черное дерево. Из дуба изготавливают неподвижные бруски, на которые опираются молоточки ударного механизма пианино и роялей. Древесина явора (белого клена) - единственный и незаменимый материал для изготовления лучших сортов всех смычковых и некоторых видов щипковых инструментов. Из явора делают нижние деки этих инструментов, боковые стенки корпуса, называемые обейчатками.

Ольха применяется для изготовления некоторых деталей смычковых и щипковых инструментов, гармоней, баянов, аккордеонов. Из ольхи изготавливают верхнюю и нижнюю части остова (футляра), крышку корпуса пианино и роялей. Липа идет на изготовление деталей корпуса струнных и язычковых инструментов, не требующих особой прочности. В производстве музыкальных инструментов груша заменяет черное дерево: из нее делают колки для натягивания струн. Подставки под струны, окрашиваемые в черный цвет клавиши. Ореховая древесина применяется для изготовления корпусов щипковых и смычковых инструментов, облицовки корпусов многих других инструментов. А также идет на изготовление декоративных прокладок между деталями корпуса щипковых и смычковых инструментов - усов и жилок. Кроме отечественных пород древесины, для изготовления музыкальных инструментов используются сорта древесины, которые вывозятся из-за границы: красное, лимонное, черное, розовое, эбеновое, палисандровое дерево. На изготовление музыкальных инструментов древесина идет в виде пиломатериалов, лущеного шпона - тонких листов, клееной и строганной фанеры.

Почти все виды музыкальных инструментов имеют детали и узлы, изготовленные из металлов или их сплавов, а для отдельных видов инструментов, например духовых, металлы являются основным материалом для производства. Такие инструменты как духовые трубы, альты, теноры, баритоны, саксофоны, валторны, изготавливаются полностью из металлов. При производстве других видов инструментов, у которых основным материалом является древесина, металлы играют второстепенную роль. Используются черные металлы (сталь,чугун), цветные (алюминий, медь), а также их сплавы. Из мягкой стали изготавливаются все крепежные детали: болты, шурупы, скобы, крючки, замки, детали колковой механики и т.п. Специальная сталь используется для изготовления струн, голосовых язычков гармоней, баянов, аккордеонов. Рамы роялей и пианино, которые должны обладать повышенной прочностью, делают из чугуна особого состава. Из сплавов цветных металлов применяют латунь. Мельхиор, нейзильбер и медно-оловянный припой. Латунь-это сплав меди и цинка; в виде листов определенной длины и ширины идет для изготовления многих духовых инструментов: альтов, теноров, баритонов, басов, труб, валторн, саксофонов и пр. Латунная проволока используется для колец, закладываемых в раструбы духовых инструментов, ладов щипковых инструментов и т.д. Мельхиор - сплав меди и никеля; применяется для изготовления колец и накладок на раструбы. Нейзильбер - сплав меди, цинка и никеля; из него делают более тонкие высококачественные духовые инструменты, например, флейты. Алюминий и его сплавы применяют, главным образом, для изготовления голосовых планок и деталей механики язычковых музыкальных инструментов.

Для производства музыкальных инструментов используют материалы: сатин, шелк, ситец, бязь, байка, плющ и др. Большинство из них идет на оклейку мехов, реже - на оклейку футляров; применяется в качестве декоративного материала под крышки корпуса язычковых инструментов. В производстве роялей и пианино широко используют сукно и войлок. Войлок имеет различное назначение: мягкий применяют для оклейки глушителей - деталей механизма, заглушающих звучание струн, более плотный - для фенгеров и фигур - деталей молоточкового механизма в качестве прокладки, наиболее плотный (хорошо уваленный) войлок, обладающий высокими механическими свойствами и в то же время упругостью, - для обтяжки молоточков в молоточковом механизме. Сукно применяют как прокладку между трущимися поверхностями деталей. Натуральная кожа в виде солевой (гармонной) лайки идет для изготовления клапанов в голосовых планках, используется в качестве «залоги», прикрывающей отверстия противоположного незвучащего язычка, для оклеивания углов мехов баянов, гармоней, аккордеонов. Оленью замшу применяют в клавишных инструментах для оклейки тех деталей, которые соприкасаются друг с другом. В последнее время для изготовления музыкальных инструментов широко применяют пластмассы. Ими заменяют некоторые породы древесины при изготовлении многих деталей: колков, струнодержателей, грифов, кнопок. Пуговиц, клавиатуры ударно-клавишных и язычковых музыкальных инструментов Пластические массы используются как облицовочный материал. При производстве музыкальных инструментов применяют аэрографию - нанесение раствора красителей с помощью распылителя и панелирование - облицовку поверхности непрозрачной пленкой или бумагой, имеющими желаемую текстуру. Для производства музыкальных инструментов необходимы лаки, краски, клеи и некоторые другие материалы. Для отделки инструментов наиболее часто применяют полиэфирные лаки и нитролаки. Чтобы скрыть строение древесины, поверхность музыкальных инструментов полируется, для чего применяют политуру. Для соединения отдельных деталей и узлов, а также для фанерования ценными породами наружных деталей инструментов служит клей. От качества соединений непосредственно зависит прочность инструментов.