Развитие чувства ритма у детей. Развитие чувства ритма на гитаре

Метр (чередование сильных и слабых долей) и ритм (чередование длинных и коротких звуков) – основа музыки. До-музыка. Первобытное знание любого живого существа.

День сменяется ночью, приливы – отливами, за весной приходит лето, а за осенью – непременно зима.
Что такое музыкальный ритм? Чередование разных по длительности звуков? Вот что говорят по этому поводу специалисты: «В широком смысле слова ритм есть организованная последовательность построений (мотив, фраза, предложение) разной величины. Метр - это порядок чередования равных по длительности долей музыки, разделяющихся на опорные (сильные) и неопорные (слабые) доли. Метр есть система организации музыкального ритма. Музыка требует единства метра и ритма и образует единый метроритм.
Организованная последовательность длительностей звуков (целая нота, половинная, четвертная, восьмая и т. д.) представляет собой музыкальный ритм. Ритм является одним из основных выразительных и формообразующих средств музыки». (Сайт «Я – музыкант» http://yamuzykant.ru/)

Что же такое чувство ритма? Как его развить? Существует мнение, что это невозможно, поскольку чувство ритма - штука врожденная. Однако на практике мне довелось убедиться, насколько легко и играя можно развить чувство ритма у себя и у своих детей!

Вот несколько советов по методике Р.М.Шейнина (г. Самара) и Д.Е. Огороднова:
1. Чем раньше – тем лучше. Возраст – дошкольный, начиная с грудного. После 5-ти – уже намного сложнее. Идеальный вариант – внутриутробно – беременная мама делает упражнения на метр и ритм. Но и со взрослыми тоже не безрезультатно.
2. Тактирование ногами: маршируем под счет: 1,2, 3,4. Маршируем, выделяя (сильно топаем) 1 и 3 – сильные доли. Маршируем, выделяя только 2 или, например, 4. Работа в группе намного эффективнее (все встают в круг и в затылок друг другу).
3. Тактирование ногами: маршируем под музыку (на 2 четверти) – выделяем сильные доли.
4. Тактирование руками: хлопаем в ладоши. На сильную долю большой замах, разводим руки в стороны, хлопаем в ладоши. На слабую долю замах не делаем, касаемся только кончиками пальцев. Протактируем музыкальный квадрат на слова «громко – тихо», первый такт – начало, второй – развитие, третий – кульминация, четвертый – завершение.
5. Тактирование руками под музыку (на 2 четверти). На сильную долю – громкий хлопок – «ладошки», на слабую – тихий, «пальчики».
6. Тактирование руками (прохлопать) или ногами (протопать на месте, руки – на талии) детский стишок, на сильную долю – громко, на слабую – тихо. Например,
Бом-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
7. Маршируем четверти со словами «Шаг, шаг, шаг, шаг».
8. Бежим на цыпочках (восьмые) со словами «Бе-гом, бе-гом, бе-гом, бе-гом».
9. Если работа в группе – разделиться на 2 группы – одновременно одна половина шагает «шаг-шаг», а другая – «бе-гом, бе-гом».
10. Кошкин дом протопать ритм – на каждый слог. Приведенное выше четверостишие будет выглядеть так:
Шаг, шаг, бе-гом шаг,
Бе-гом, бе-гом, бе-гом, шаг.
Бе-гом шаг, бе-гом шаг,
Бе-гом шаг, бе-гом шаг.
11. Группа делится на 2 части – декламируем «Кошкин дом» и шагаем: одна половина – метр (только на сильные и слабые доли), другая – ритм (на каждый слог)
12. А теперь то же самое прохлопаем
13. Можно простучать на барабане (на стуле, на крышке стола, по полу и т.д.), прогреметь погремушкой и тому подобное.

Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм - это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. В нашей статье - упражнения для развития чувства ритма у ребёнка, рассчитанные на разный возраст, и 5 веских доводов, почему это важно для каждого человека.

Откуда нам знакомо чувство ритма?

Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов. Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

  • Дыхание.
  • Бодрствование и сон.
  • Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

  • Смена времён года.
  • Смена времени суток.
  • Приливы и отливы.

Человек - часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

За что отвечает чувство ритма у человека?

  • Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
  • Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
  • Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
  • Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.
  • Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту - и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Итак, переходим к практической части нашей темы.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!

От 0 до 6 месяцев

Приучать к ритмичной деятельности можно даже такого кроху!

Зарядка или массаж с потешкой

Регулярно делайте с малышом зарядку или массаж, напевая весёлую потешку и выполняя действия в такт. Например, после пробуждения говорите ему эти простые слова:

  • «Мы проснулись, мы проснулись!» (на слове «мы» разводим ручки ребёнка в стороны, а на слове «проснулись» скрещиваем их на груди)
  • «Сладко, сладко потянулись!» (на словах «сладко, сладко» ручки тоже разводим и скрещиваем, а на слове «потянулись» поднимаем их вверх)
  • «Маме с папой улыбнулись!» (Улыбаемся малышу)

Танцы с мамой или папой

Малыши очень любят, когда мама или папа вальсируют с ним на руках. Делайте это плавно и ритмично под соответствующую музыку. Кроха получит море позитива и заодно ощутит темп ваших движений в танце.

От 6 до 12 месяцев

Ребёнок такого возраста уже вовсю жаждет и сам задавать ритм. Не препятствуйте этому. Пусть у него будет возможность погромыхать кастрюлями и крышками, погремушками или молоточком. Покажите ребёнку, что ладошки и ножки тоже могут ритмично шуметь.

Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки! (выпрямляем пальчики малыша на своей ладони)
Где были? У бабушки! (соединяем его ручки ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Бражку! (ещё раз)
Кыш, полетели, на головку сели! (прикасаемся ладошкой малыша к голове)

Игра «Ехал пан»

Усадите малыша на колени лицом к себе и покачивайте его взад-вперёд, приговаривая:

Ехал пан, ехал пан,
Шагом-шагом, шагом-шагом,
Ехал пан, ехал пан,
Рысью-рысью, рысью-рысью,
Ехал пан, ехал пан, Махом-махом, махом-махом.
После каждой фразы «Ехал пан» ускоряйте раскачивание крохи.

От 1 года до 2 лет

Как подружить с чувством ритма малыша-непоседу? При помощи музыки, стишков, песенок и движений.

Музыка

Ставьте малышу побольше классики и композиций со звуками природы. Например, произведения П. Чайковского:

  • «Щелкунчик».
  • «Спящая красавица».
  • «Лебединое озеро».

Марш и стишки

Маршируйте вместе с ребёнком, стоя к нему лицом и держа за руки, при этом рассказывая ему стихотворения. Например, вот это:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

От 2 до 3 лет

В таком возрасте ребёнок уже стремится подражать вам и другим людям. Тогда покажите ему пример, как действовать ритмично.

Повторяй за мной

Вы задаёте ритм одним способом, а ребёнок повторяет за вами другим способом. Например, вы хлопаете в ладоши, а малыш топает ножкой, вы стучите в барабан, а малыш - в бубен:

Вы: Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

Малыш: Топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Подобные занятия по развитию чувства ритма повышают шансы малыша достичь успехов в музыке.

Непослушный козлик

Может играть один ребёнок или несколько. Взрослый задаёт темп, произнося любой слог и выделяя некоторые из них силой голоса. Главное, чтобы это звучало ритмично, то есть в определённой последовательности. На слабые слоги малыш имитирует лягающегося козлика (машет ножкой назад), а на сильные - бодается, делая себе указательными пальцами рожки.

Например:

Та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА, та-та-ТА…

ТА-та-та-та, ТА-та-та, Та-та-та-та, ТА-та-та…

От 3 до 5 лет

Усложняем упражнения, основанные на стихотворениях, песенках и движениях.

Маршируем активнее

Задача малыша - маршировать под ритм, который вы будете ему задавать. При этом выделяйте голосом определённые слова, слыша которые, ребёнок должен топнуть сильнее. Начинайте медленно, постепенно наращивая темп. Например:

РАЗ, два, ТРИ, четыре…

РАЗ, ДВА, три, четыре…

Раз, два, три, ЧЕТЫРЕ…

После того, как малыш начнёт легко справляться с заданием, предложите ему маршировать под ритмичную музыку. 3–4 минуты в день вполне достаточно.

Стих или песня в сопровождении ритмичных звуков

Вспоминаем стихотворение или песню, которое малыш знает наизусть. Пусть расскажет его или споёт, при этом издаёт звуки в такт. Например, хлопает в ладоши или ударяет в барабан. Можно использовать бубен или ксилофон. Вы можете тоже подстроиться под его исполнение и делать более слабые хлопки в ладоши в другом темпе. Получится мини-оркестр.

Например, ребёнок стучит в барабан на следующих слогах:

В ле-СУ ро-ДИ-лась Ё-лоч-ка,

В ле-СУ о-НА рос-ЛА…

А вы хлопайте в ладоши на каждый слог:

В ЛЕ-СУ РО-ДИ-ЛАСЬ Ё-ЛО-ЧКА,

В ЛЕ-СУ О-НА РОС-ЛА.

Слаженное исполнение может получиться не сразу, но ребёнку такое занятие точно придётся по душе.

Стихи и барабан

Прочитайте малышу стихотворение про ёжика и попросите его на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами -
Бум-бум-бум! -
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

С ритмом по жизни

Быть может, развитое чувство ритма пригодится вашему ребёнку в его увлечениях? А даже если и нет, то оно обязательно сделает его более ловким, собранным и умным. Итак, подведём итоги и назовём ваших основных помощников, развивающих чувство ритма:

  • Стихотворения и песенки.
  • Танцы.
  • Музыка, музыкальные инструменты и предметы, издающие шум.
  • Занятия с хлопками в ладоши и топаньем ножками.
  • Маршировки.

Ну а мы желаем вам и вашему ребёнку с удовольствием познавать всё новое и развиваться в своём индивидуальном ритме. До скорых встреч!

Я преподаю вокал по Skype.

Ученикам отправляю аккомпанемент вокальных упражнений в формате mp3 для самостоятельного разучивания.

В этих аудио файлах звучит сначала моё исполнение — образец того, как надо петь, потом идёт пауза, для повтора учеником, опять моё пение, опять пауза. И в эти паузы нужно вписываться, вовремя вступать, петь не только чисто, но и в заданном ритме.

На первых порах, если ученики никогда раньше музыкой не занимались и никогда не пели ничего подобного, у них возникают трудности при первом знакомстве с упражнениями: они не знают, когда им нужно вступать, им сложно вписаться в эти паузы. Тут нужна помощь педагога! Разбираем упражнения на уроке — и всё получается.

Для того, чтобы красиво петь, необходимо не только учиться управлять своим голосом и развивать музыкальный слух. Нужно ещё и развивать чувство ритма.

Хорошее чувство ритма необходимо, чтобы

  • петь вокальные упражнения,
  • исполнять песни под фонограммы-минусовки или под караоке,
  • петь в хоре или вокальном ансамбле,
  • играть на музыкальных инструментах

Так что же следует делать, чтобы развить ритмическое чувство?

Нужно больше двигаться под музыку.

Обязательно в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки!

  • танцевать,
  • выполнять любые спортивные упражнения, хоть утренней гимнастики, хоть аэробики и т. п.,
  • маршировать, бегать, прыгать (обязательно в согласии с музыкой),
  • хлопать в ладоши, шлепать по коленкам, топать ногами,
  • стучать в барабаны,
  • играть на ложках,
  • бить в бубен,
  • дирижировать под музыку.

Самые ритмичные люди — это танцоры.

Если учитесь петь или играть на музыкальном инструменте, отправляйтесь ещё и в класс хореографии. Это невероятно полезно.

Ну а самое простое и доступное для исполнения ритмическое упражнение — это хлопки в ладоши. С группами маленьких детей я это упражнение практикую регулярно, практически на каждом занятии.

Можно хлопать в ладоши, шлепать по своим коленям, по коленям соседа, по предплечьям, по плечам. Много вариантов.

Например под такую веселую музыку:

В музыке, как и в речи, есть фразы, предложения. Музыка развивается во времени. Это время нужно как-то измерять. В быту время измеряем в долях секунды, в секундах, минутах, часах.

А как измерить время в музыке? Музыка делится на равные промежутки времени, которые называются метрическими долями. Обычно одна фраза или музыкальное предложение равно восьми долям, то есть в музыке удобно считать до восьми. Не всегда, конечно, но в большинстве произведений.

Вот послушайте. Сначала я считаю до восьми, а потом отстукиваю доли на ложках:


Как в словах есть ударные и безударные слоги, так и в музыке есть сильные и слабые доли.

Вот удары приходятся на сильные доли , на счет «раз», «три», «пять», «семь»:

А вот как звучат удары на слабые доли на счёт «два», «четыре», «шесть», «восемь»:


А вот только на счет «раз», на начало музыкальных предложений:


А вот на счет «раз» и «пять»:

А теперь сами определите на какие доли приходятся удары ложек и поупражняйтесь в этих разных ритмах самостоятельно. Я рассказала об основных понятиях. А Вы экспериментируйте, импровизируйте как угодно:

Желаю успехов и хорошего настроения!

Каждому человеку, желающему овладеть , необходимо обладать чувством ритма.
Ритмы лежат в основе жизнедеятельности человека и природных явлений. Ритм является основой любого музыкального или стихотворного произведения. Развитие чувства ритма входит в обязательную программу обучения музыкантов, танцоров и актёров.
Немного теории: понятия «ритм» и «метр».
Под музыкальным ритмом понимают упорядоченную последовательность звучаний разной продолжительности (нота целая, половина, четверть, восьмая).
Ритм не стоит путать с метром – последовательностью равных по продолжительности долей, которые бывают сильными и слабыми.

Как развить чувство ритма у взрослого и ребенка?

Встречается взгляд, согласно которому чувство ритма - это врождённая способность и развитию не подлежит. Однако, практика доказывает ошибочность подобного мнения: чувство ритма возможно воспитывать и тренировать, регулярно выполняя .
Следует отметить, что наиболее эффективны упражнения для детей до 5-ти лет. Но и взрослые могут существенно улучшить свои показатели.
Итак.

  1. Тактируем ногами: маршируем на счёт 1 – 4. Первая и третья доли – сильные. Выделяем их более сильным ударом ноги. Меняем сильные доли на вторую и четвёртую. Оставляем только одну сильную долю, одним словом, меняем ритмический рисунок.
  2. Марширование под разную музыку: точно также выделяем сильные доли.
  3. Тактируем руками на счёт. Сильные доли выделяем более активным и сильным хлопком, на слабые доли ладони едва касаются друг друга.
  4. Тактируем руками (хлопаем) под музыку.
  5. Прохлопываем или протопываем детский стишок, к примеру, «Кошкин дом».
  6. «Промаршировываем» четверти, приговаривая «шаг-шаг-шаг-шаг», после чего отрабатываем восьмые: бег на носочках со словами «бе-гом-бе-гом». Если занятие групповое, после отработки каждого размера можно поделить группу на 2 части, одна из которых шагает четверти, другая бежит восьмые.
  7. Протопать-пробежать стихотворение (четвертные доли – шагаем, восьмые – пробегаем).
  8. Учимся различать метр и ритм: половина группы под декламацию стиха «отшагивает» метр (сильные и слабые его доли), вторая половина – ритм (посложно). Это можно отхлопать, отстучать на сидении стула или барабане.

Как выработать чувство ритма начинающим музыкантам

  1. В привычку должна войти игра под метроном. Поначалу метроном будет отвлекать от ритмического рисунка мелодии, но со временем при такой игре ритмика заметно улучшится. Настройки со временем можно сменить, экспериментируя с разными темпами.
  2. Тренировки лучше начинать с медленных ритмов, увеличивая скорость постепенно.
  3. Тренировать нужно разные ритмические рисунки, не циклясь на единственном ритме.
  4. Слушайте музыку со сложными ритмами.
  5. Играя что либо, записывайте и прослушивайте свою игру, отмечайте ошибки.

Анна Землянова Тренер по хореографии

Анна, почему развитие ритма так важно?

Чувство ритма напрямую связано со слухом человека, и в этом одна из его особенностей. Соответственно, развивая музыкальный слух, мы развиваем и чувство ритма. И наоборот. Даже если Вы не планируете отдавать ребенка в танцы или вокальную студию, развитие чувства ритма положительно сказывается на общем развитии ребенка. В частности, участвуя в формировании фонематического слуха и дальнейшем развитии речи. Для меня, как для педагога по хореографии, безусловно, важна та сторона чувства ритма, которая отвечает за хореографию. Без чувства ритма нет танца. Неритмичный танец (что само по себе противоречит понятию танца) вызывает у зрителя ощущение дисбаланса. Существует музыка и существуют танцевальные движения. По отдельности каждое из них может существовать прекрасно, но стоит нам объединить эти понятия, может получиться совершенно другая картина.

Что же делать, чтобы такого не произошло?

Конечно, развивать чувство ритма! Как? У некоторых детей с рождения оно очень хорошее: ребенок слышит музыку и без затруднения может шагать в ритм музыки и хлопать в такт. Есть и такие дети, которым сложно это дается. Чувство ритма и музыкальный слух нужно развивать, и это весьма непростой процесс, требующий и времени, и терпения. Но все цели достижимы при регулярных занятиях и должном уровне упорства и желания! Можно развивать чувство ритма и в домашних условия, но Вы должны точно знать, что с Вашим музыкальным слухом все хорошо и Вы сможете правильно научить ребенка.