Памятники Патриархам у Храма Христа Спасителя: что о них известно. Памятники Патриархам у Храма Христа Спасителя: что о них известно Где установлен памятник александру 2

7 июня 2005 г. на Волхонке, в сквере рядом с восстановленным храмом Христа Спасителя был открыт памятник российскому императору Александру II работы скульптора Александра Рукавишникова. В современной столице это единственный монумент, напоминающий об отмене крепостного права и прославляющий царя – освободителя, много сделавшего для Первопрестольной. Но это не первый памятник в Москве царю-освободителю.
Прежний монумент Александру II находился в Кремле на склоне Боровицкого холма, обращённого к Москве-реке. Александр II был москвичом по рождению, появился на свет в кремлевском Николаевском дворце и был крещен в соседнем Чудовом монастыре. Именно близ Николаевского дворца был установлен первый памятник императору, принявшему мученическую смерть от руки народовольца Игнатия Гриневицкого.
Памятник был самым грандиозным и дорогостоящим в тогдашней России (работы обошлись примерно в 1 млн 800 тыс. руб.).
Его создавали в течение шести лет (1893-1898) на добровольные пожертвования, собранные по всей России. Ваял его знаменитый скульптор А.М. Опекушин, автор памятника Пушкину на Пушкинской площади в Москве, его соавторами были художник П.В. Жуковский, архитектор Н.В. Султанов. Мемориальный комплекс размещался на мощном квадратном основании, поднимающемся от Тайнинского сада до вершины Боровицкого холма. По периметру оно завершалось большой сквозной аркадой из сдвоенных колонн, выстроенных П-образно, каждый торец аркады венчался шатром, подобным центральному, но меньших размеров. Своды аркады были украшены 33 мозаичными портретами русских государей, начиная от Владимира Мономаха и заканчивая Николаем I. Центральный, самый высокий шатёр (или сени) поддерживали четыре колонны. Под ним располагалась величественная статуя императора в парадной генеральской форме и мантии. В правой руке он держал свёрнутый свиток с указом об освобождении крестьян, в левой – скипетр.

Современники, критически настроенные по отношению к царской власти, не приняли идею ее преемственности, которую выражал монумент. Памятник назвали ”Царь-будка”, а по Москве разошлась эпиграмма:
”Безумного строителя
Архибезумный план:
Царя-освободителя
Поставить в кегельбан”.
Монумент Александру II был разрушен вскоре после революции на основании
декрета "О снятии памятников царям и их слугам". Его демонтировали поэтапно с 1918 по
1923 г. : в 1918 г. первым делом убрали статую императора, а в 1923 г. сломали остальное.
Итак, в июне 2005 г. был открыт новый памятник Александру II. Надо сказать, что
Александр II был единственным москвичом на царском троне из династии Романовых. Отцом его был император Николай I, матерью – Шарлотта Прусская, в крещении Мария Федоровна. Маленький Саша получил всестороннее домашнее образование, руководить которым был приглашен русский поэт В.А. Жуковский, продемонстрировавший незаурядные педагогические способности.
В возрасте 20 лет наследник российского императорского трона совершил турне по Европе, длившееся почти год. Александр побывал почти при всех европейских дворах, осмотрел все достопримечательности – музеи, библиотеки, исторические памятники – и познакомился со своей будущей супругой Максимилианой Гессен-Дармштадтской, от которой у него впоследствии родились 6 сыновей и 2 дочери.
После смерти Николая I в 1855 г. Александр II вступил на престол. Это был приятный светский человек с чувством юмора и не без способностей, однако при этом он не обладал ни настойчивостью, ни силой воли, ни особыми данными для управления огромным многонациональным государством. ”Он был бы прекрасным государем в хорошо организованной стране и в мирное время…” - писала об Александре фрейлина А.Ф. Тютчева. Россия же этим похвастаться не могла.

Александр II часто бывал в Москве, в частности, участвовал в торжествах по случаю открытия памятника на Бородинском поле и закладке храма Христа Спасителя в 1839 г., а также при открытии Большого Кремлевского дворца в 1849 г. В 1856 г., находясь в Москве с 29 марта по 1 апреля, император принял 30 марта в Большом Кремлёвском дворце предводителей дворянства Московской губернии и впервые публично высказался за отмену крепостного права.
14 августа 1856 Александр II с семьёй прибыл в Москву на коронацию и остановился в Петровском дворце. После торжественного вступления в город 17 августа и до коронационных торжеств жил в Останкине, затем - в Большом Кремлёвском дворце. 26 августа был коронован в Успенском соборе митрополитом Филаретом. Основные коронационные торжества проходили 26-28 августа в Грановитой палате и Кремлёвском дворце. 8 сентября на Ходынском поле при участии Александра II состоялся праздник для простого народа.
В царствование Александра II к Москве были подведены новые железные дороги - Нижегородская, Рязанская, Троицкая, Курская и Брестская, возникло много новых фабрик и заводов. Часть деревянных мостов заменили железными: Дорогомиловский (1868), Москворецкий (1872), Большой Краснохолмский(1873), Крымский (1874). Для уличного освещения в 1867 г. стал применяться газ. В 1872 г. была пущена первая линия конки, соединившая Иверские ворота и Смоленский вокзал.
В Москве в царствование Александра II было открыто значительное число новых учебных заведений, Румянцевский музей (1862), Зоологический сад (1864), основаны Политехнический музей (1872), Московское археологическое общество, возникли новые больницы, ряд благотворительных учреждений. Были установлены памятники А.С. Пушкину (на Тверской улице) и Героям Плевны.
В царствование Александра II было завершено присоединение к России территорий Кавказа, Казахстана, части Средней Азии, Уссурийского края; бурно развивалась промышленность, строились железные дороги, создавался броненосный флот, проводилось перевооружение армии нарезным оружием. Все это, безусловно, были положительные черты правления Александра II.
Вместе с тем, экономическое положение страны ухудшилось: промышленность поразила затяжная депрессия, в деревне было несколько случаев массового голода. Больших размеров достиг дефицит внешнеторгового баланса и государственный внешний долг. Обострилась проблема коррупции. В российском обществе произошел раскол, обострились социальные противоречия, которые достигли своего пика к концу царствования.

Вошедшая в историю реформа ”по устройству быта помещичьих крестьян”, над которой 5 лет работал специальный секретный комитет и за которую Александра П впоследствии назвали ”освободителем”, провалилась. Она не смогла решить вопросов земельной собственности и получения крестьянами личных прав, за что и подверглась жесткой критике. Вообще все реформы, проведенные в царствование Александра II, - земская, судебная, военная, гимназическая, печати и т. д. - имели половинчатый, непоследовательный характер, т. к., будучи по сути буржуазными, не вели к конституционной монархии. Дело в том, что Александр II считал самодержавие единственно возможной формой правления в России.
Во время войны с Турцией (1877-1878) от османского ига была освобождена Болгария. Однако после военной победы Россия потерпела поражение на дипломатическом поприще во время Берлинского конгресса 1878 г. из-за прогерманской позиции Александра. Война помешала проведению денежно-валютной реформы, что вызвало недовольство в обществе.
После Польского восстания наметился отход от курса реформ. Усилились репрессии против революционеров и либералов, прошел ряд громких процессов по делам народников. На императора-освободителя Александра II были совершены пять покушений террористов (1866, 1867, 1879 - два, 1880). С конца 1870-х гг. правительство все чаще стало прибегать к смертным казням.
К концу царствования Александра II протестные настроения распространились среди разных слоев общества, включая интеллигенцию, дворянство и армию. В деревне начался новый подъём крестьянских восстаний, на заводах - массовое стачечное движение. Глава правительства П.А. Валуев, давая общую характеристику настроений в стране, писал в 1879 г.: ”Вообще во всех слоях населения проявляется какое-то неопределенное, обуявшее всех неудовольствие. Все на что-то жалуются и как будто желают и ждут перемены”.
В личной жизни императора тоже произошли перемены: императрица серьезно заболела, и у Александра Николаевича возникла связь с молодой княгиней Е.М. Долгорукой, дочерью князя М.М. Долгорукого; после смерти Марии Александровны они, не дожидаясь истечения годичного траура, заключили морганатический брак, Екатерина Михайловна Долгорукая стала называться княгиней Юрьевской. Их общие дети - сын Георгий и дочери Александра и Екатерина - получили титул светлейших князей Юрьевских. В это же время умер от туберкулеза 22-хлетний сын Александра от брака с Марией Александровной. Стареющий император окончательно потерял интерес к государственным делам.
В 2 часа 35 минут пополудни 1 марта 1881 г. Александр II был убит на набережной Екатерининского канала около 2 часов 25 минут пополудни по приговору Исполнительного комитета революционной организации ”Народная воля” бомбой, брошенной И.И. Гриневицким. Покушение произошло, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже, с ”чая” (второго завтрака) в Михайловском дворце у своей кузины, великой княгини Екатерины Михайловны.
Царский кортеж выехал на набережную, и народоволец Н.И. Рысаков бросил бомбу в карету императора, но император не пострадал. Он пожелал увидеть преступника, вышел из кареты, и вдруг не замеченный охраной Гриневицкий бросил под ноги императору бомбу. Взрывная волна отбросила Александра II на землю. Из раздробленных ног хлестала кровь. В 15:35 император Александр II умер. Гриневицкий при взрыве был смертельно ранен и умер в тот же день около 22 вечера.

У нового памятника Александру II тоже непростая судьба — его пришлось переставлять и переделывать. Бронзовый монарх должен был появиться еще в 2004 году на небольшой Сапожковской площади перед Кремлем, рядом с Кутафьей башней, которая служит основным входом в Кремль для многочисленных туристов. Однако от этой идеи пришлось отказаться (в этом месте царь мешал бы проезду официальных кортежей), а установку памятника – отложить на неопределенный срок. Логично было бы установить скульптуру в Кремле, на месте прежнего памятника, однако Кремль признан ЮНЕСКО памятником всемирного наследия и, следовательно, неприкосновенен для дополнений и переделок.
Окончательное место для памятника Александру II выбрано не случайно: строительство, если можно так выразиться, ”первого варианта” храма Христа Спасителя было завершено как раз во времена его правления.
Авторами скульптуры являются скульптор Александр Рукавишников и архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Памятник органично включен в архитектурный комплекс храма Христа Спасителя, прекрасно вписывается в уютный скверик на Волхонке, прозванный Патриаршим садом, и внушительно смотрится на фоне храма Христа Спасителя.
Царь-освободитель, изображенный в полный рост, в военной форме и с царской мантией, смотрит на храм со стороны Всехсвятского проезда. Фигура Александра II стоит на фоне установленной на четырех колоннах расколотой ротонды, в верхней части которой написано: ”Царю-освободителю Александру II”. Ее монтаж был едва ли не самым сложным этапом работ по установке монумента из-за большого веса - 36 тонн. Сама бронзовая фигура императора весит более семи тонн, а ее рост составляет 6,5 метров.
Ротонда за спиной Александра II выполнена в классическом стиле и символизируют былую Россию. Император стоит у обрыва, и это тоже символично. Здесь скульптор применил элементы конструктивизма, чтобы показать наступление новой эпохи. На постаменте золотыми буквами выложены достижения самодержца: отменил крепостное право, ввел систему местного самоуправления, завершил многолетнюю кавказскую войну.
Авторам скульптуры удалось зафиксировать движение Александра II, словно замершего перед величием храма Христа Спасителя, в освящении которого он лично принимал участие, и удалось добиться довольно точного портретного сходства и тождества деталей одежды императора с его известными портретами.
”Насколько мне известно, группа авторов монумента специально ездила в Санкт-Петербург, изучала сохранившиеся костюмы того времени. Говорят, они даже нарядили одного из известных питерских артистов в костюм Александра II и фотографировали его для того, чтобы затем добиться более точного портретного сходства и сходства в деталях одежды”, - рассказал Эдуард Тимофеев, старший прораб ОАО ”Дормост”, руководивший работами по установке монумента. Работы эти велись с сентября 2004 по июнь 2005 года.
Из-за переноса памятника пришлось перепланировать его основание и сделать императору новую голову, чтобы правильно падал свет. Таким образом, нынешний вариант головы уже третий - прежние скульптору Александру Рукавишникову не понравились. Сдержанная поза монумента, по словам скульптора, его ответ советской монументальной пропаганде. ”У вождей отличительная черта какая? Они, как вы знаете, по всей стране помахивают руками, пританцовывают, за жилетку руки закладывают. А вот этого всего у царя не было”.

Вот уже не один год краеведы, специалисты по архитектуре и обычные жители Самары, которые не могут оставаться безразличными к тому, какой облик имеет наш город, спорят по поводу судьбы памятника Ленину на площади Революции. Раньше, как известно, площадь называлась Алексеевской, и она была главной в городе, а в центре ее возвышался памятник Александру II. И сама площадь, и памятник царю-освободителю играли огромную роль в общественной жизни города. О прошлом, настоящем и будущем этого исторического места - наш разговор с известным самарским краеведом, главным библиографом Самарской областной универсальной научной библиотеки Александром Завальным.

Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах.

Александр II одна из знаковых фигур российской истории. Каким было отношение большинства жителей города к нему?

– Это отношение можно проиллюстрировать одним фактом. После того как император Александр II вместе со своими сыновьями по просьбе самарцев положил камни в стены строящегося Кафедрального собора и стал возвращаться с площади, толпа, окружавшая государя, была в таком умилении, что мужчины снимали с себя верхнюю одежду, а женщины – платки, и они бросали это под ноги государю в надежде, что одежды коснется стопа обожаемого монарха, и одежда хранилась в их домах как семейная реликвия. Восторг самарцев, встречавших Александра II, был исключительный. И, я думаю, неподдельный. С этим царем люди справедливо связывали и освобождение от крепостного права, и те реформы, которые вдохнули новую жизнь в российское и самарское общество. Собственно говоря, и самый знаменитый самарский губернатор Константин Карлович Грот активно участвовал во многих преобразованиях Александра II и во многом готовил их.

– Видимо, возведение памятника Александру II не могло обойтись без народных пожертвований...

– Вне всякого сомнения, в финансировании строительства таких крупных сооружений участвовали и крупные благотворители, и обычные люди. И в этом смысле памятник государю в Самаре не отличалась от других. Тем более что памятник был заказан одному из лучших российских скульпторов Владимиру Шервуду . Кстати, по происхождению он был англичанином и дружил с великим писателем Чарльзом Диккенсом.

– Какой была церемония открытия памятника в 1889 году?

– Это был всенародный праздник. Местные издания писали об этом событии как об одном из самых ярких в истории города.

– Памятник оправдал ожидания?

Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах. По сути, до революции это был единственный памятник в Самаре. Кроме него, в городе имелись лишь бюсты отдельным купцам, отличавшимся своей благотворительностью и общественной деятельностью. Памятник получился очень красивым. Весь облик императора выражал спокойствие человека, уверенного в себе и чувствующего ответственность за судьбу государства. Император был изображен в генеральском сюртуке, в военной фуражке, опирающимся на саблю. Памятник играл огромную роль в жизни города. Тогда Алексеевская площадь с памятником императору в центре занимала в жизни Самары примерно то же место, что потом – площадь Куйбышева. У памятника проходили народные торжества, раздача подарков во время коронации, чествования воинских частей. По углам постамента располагались четыре символические фигуры. Это черкес, ломающий шашку (символ покорения Кавказа); болгарка, благодарившая царя за освобождение своей страны; среднеазиатская женщина, сбрасывающая чадру, и русский крестьянин, осеняющий себя крестным знамением. Кстати, окрестные крестьяне, приезжая в Самару и осматривая скульптурную композицию, первым делом обращали внимание на то, какими достоверными, «настоящими» были лапти на на ногах скульптурного крестьянина.

Когда чехословацкие легионеры в июне 1918 года вошли в город, самарцы первым делом ринулись освобождать памятник.

– Как сложилась судьба памятника после Октябрьской революции?

– Памятник был так красив и так много значил для города, что даже большевики, когда пришли к власти в семнадцатом году, не посмели сразу уничтожить его. Хотя в других городах они довольно быстро расправлялись с монументами, напоминающими о «проклятом царском прошлом». В Самаре памятник просто забили досками. И когда чехословацкие легионеры в июне 1918 года вошли в город, самарцы первым делом ринулись освобождать памятник. Для них он был символом всего, на чем держалось российское государство. И только после ухода Народной армии и чехословацких легионеров большевики устроили расправу над памятником. Он довольно быстро исчез с пьедестала, и на его место стали водружать маленькие композиции, изображающие революционных вождей, пропагандирующие борьбу труда с капиталом, государственные праздники. Так было до 1927 года, когда место императора занял вождь мирового пролетариата. Это был типовой памятник скульптора Манизера. Такие ставились и в других городах. И главное, памятник поставили на постамент, который был слишком велик для этой скульптуры. Памятник Александру II был, наверное, на треть выше. Поэтому Ленин на постаменте – какой-то коротышка. И сразу видно, что постамент ворованный.

В 60-е годы двадцатого века голова императора лежала в одном из захламленных помещений здания Суворовского училища – бывшего Самарского реального училища.

– Как самарцы отнеслись к тому, что было сделано с памятником царю-освободителю? Ведь их отцы восторженно встречали и самого царя, и открытие памятника в городе...

– Это очень важный психологический момент, свидетельствующий о непостоянстве нашего характера. Самарцы, как и другие жители России, порой с энтузиазмом разрушали то, чему раньше поклонялись. Речь идет не только о памятниках, но и о храмах. Никаких фактов противодействия разрушению памятника Александру II я не знаю. Хотя, конечно, были и те, кто возмущался, но протестовать с риском для жизни они не решались.

– Что стало со снесенным памятником Александру II ?

– Версий несколько. По одной из них, памятник зарыли в каком-то из самарских двориков, по другой – утопили в Волге. Скорее всего, памятник отправили на переплавку. Однако от нескольких краеведов я слышал достоверную историю о судьбе скульптурной головы Александра II. Согласно этим рассказам, еще в шестидесятые годы двадцатого века голова императора лежала в одном из захламленных помещений здания Суворовского училища (бывшего Самарского реального училища). Почему оставили голову нетронутой? Может быть, посчитали, что это наиболее художественная часть памятника. А может быть, чтобы лишний раз не раздражать людей. И чтобы перед переплавкой не было видно, что это памятник царю-освободителю. Жребий головы затерялся в конце шестидесятых годов. Скорее всего, ее тоже отдали на переплавку. Осталась неизвестной и судьба символических фигур, располагавшихся по краям постамента.

– Как вы относитесь к предложениям о воздвижении памятника Александру II на том же месте, где он стоял раньше?

– Думаю, со временем памятник Александру II снова появится на прежнем месте. Но, возможно, – уже без четырех окружавших его ранее фигур. Мне кажется, есть смысл восстановить этот памятник. Найти соответствующие документы в столичных архивах, уверен, не проблема. Проблема в другом – собрать деньги и заручиться поддержкой и городских властей, и жителей Самары. Наверное, это не вопрос ближайших двух-трех лет. Самарцы очень консервативны. К тому же, в Самаре довольно активная коммунистическая организация, и многие пожилые люди связывают с именем Ленина «светлое прошлое». Немаловажен и финансовый вопрос. Хотя, когда говорят, что в Самаре не на что ставить памятники, я вспоминаю Нижний Новгород, где бронзовые памятники высокого качества в центре города встречаются почти на каждом шагу, и это положительно влияет на образ города. К тому же, в нашей области есть несколько достойных профессиональных скульпторов, готовых выполнить любые сложные заказы.

– Какой в этом случае должна быть, по вашему мнению, судьба памятников советской эпохи, в том числе и памятника Ленину на площади Революции?

– Мне кажется, лучше всего собрать все неудачные памятники (в том числе и памятник Ленину, и памятник Куйбышеву) и перебазировать их в Загородный парк, выделить там площадку и показывать за деньги туристам. Пускай это будет зона традиционного советского искусства.

Всероссийский император Александр Второй много добрых дел сделал для России. В Санкт-Петербурге государь правил страной, претворил в жизнь великие реформы и принял героическую гибель. Парадоксально и печально, что именно здесь памятник был установлен по прошествии целого столетия, и уже даже больше, после трагических событий на Екатерининской набережной, ныне канала Грибоедова.

Уникальный монумент

Одним из самых выдающихся в настоящее время монументов трагически убиенному императору в Санкт-Петербурге является памятник на Суворовском проспекте, подаренный Украиной городу на Неве на его 300-летие.

Он представляет собой точную копию памятника, созданного Марком Антакольским в 1910 году. Оригинал изготавливался по велению барона Гинзбурга для городской публичной библиотеки Киева, в вестибюле которой его и установили.

Памятник царю - освободителю был отлит из бронзы в Париже и преподнесён в дар Киеву вышеупомянутым бароном. Теперь изваяние нашло свое пристанище во дворе Киевского музея русского искусства.

Высота памятника равна двум с половиной метрам. Скульптурная концепция уникальна тем, что император России впервые предстал перед своими верноподданными не на коне. А ведь русские цари, начиная с Петра Великого, заканчивая Николаем Первым, изображались в монументальных композициях в виде всадников - полководцев.

Значение скульптуры

Здесь государь стоит в полный рост, своим взором устремляясь вдаль. Его левая рука удерживает офицерскую "Георгиевскую" саблю, опершуюся острием о камень, правая, сжатая в кулак, покоится на бедре.

Удивительный факт, в кулак сомкнуты не все пальцы. Оставляя указательный и средний пальцы правой руки императора несомкнутыми в кулак, по всей вероятности, автор хотел добавить к образу жест Виктории, по форме напоминающий латинскую букву "V", что означает победу и мир.

Весь вид царя символизирует триумф. Каждая деталь композиции является знаковой. В прямой стати, преисполненной умиротворения, ощущается скульптурный подтекст, что душа великого человека, опираясь на бывшие большие заслуги, обрела благодатный покой.

Одновременно одной ногой государь уже как будто вступает в будущее. Значит, реформатор не собирался останавливаться на достигнутом. Во взгляде улавливается его мысль о нуждах Руси и свершении новых подвигов ради ее народов.

Данный многозначительный и величавый памятник на Суворовском проспекте был открыт 31 мая 2003 года перед зданием, в котором находилась Николаевская академия Генерального штаба. Работой по установке руководил архитектор Станислав Павлович Одновалов.

Сегодня петербуржцы рады тому, что правда восторжествовала, и они могут почтить память великого императора - реформатора, посетив прекрасный монумент на Суворовском проспекте.

В то же время после гибели Александра II от рук террористов, памятники ему ставили по всей России. Но судьба их была трагичной. В Нижнем Тагиле большевики, разрушив скульптуру до основания, поставили на постамент сначала Ленина, потом Сталина. Сейчас там пустое место. В Самаре на императорском постаменте до сих пор стоит Ленин. Недолго стоял и памятник царю-освободителю в Кремле. А почти через 90 лет его решили восстановить по проекту Александра Рукавишникова.

Александр II изображен в полный рост в военной форме и с царской мантией. Бронзовая фигура императора высотой более 6 метров и весом 7 тонн установлена на трехметровом постаменте, где перечислены его заслуги перед Россией: отмена крепостного права, введение системы местного самоуправления, военная и судебная реформы, завершение Кавказской войны. За спиной императора сидят два бронзовых льва. Они символизируют старую традиционную Россию, достоинство, силу духа и царской власти.

Говорят, что... ...сначала памятник хотели установить напротив , но там он мешал бы проезду официальных кортежей. Нашли другое место. Но из-за этого скульптуре пришлось трижды менять голову - чтобы на нее правильно падал свет. Одна из них хранится в творческой мастерской Рукавишникова.

На гранитном постаменте памятника Александру II, который стоит в сквере перед храмом Христа Спасителя, перечислены все главные заслуги этого императора перед современниками и потомками. В историю России Александр II вошел как правитель, отменивший крепостное право, завершивший длительную войну на Кавказе. Он также провел в стране несколько реформ, в том числе военную и судебную, и помог братским славянским народам освободиться от ига Османской империи.

Примечательно, что памятник ему был установлен в том месте, где до революции стоял монумент его сыну и преемнику Александру III. Этот памятник работы Александра Опекушина был снесен большевиками в 1918 году.

Место для установки памятника Александру II было определено не с первого раза. Предполагалось, что монумент будет стоять и в Александровском саду, и у кремлевской Кутафьей башни. Однако размеры монумента (высота статуи 6 метров и высота постамента 3 метра) заставили разработчиков искать новое место для его размещения. В итоге бронзовый Александр II оказался в сквере на пересечении Волхонки, Всехсвятского проезда и Пречистенской набережной. Его фигура повернута лицом к храму Христа Спасителя. Император изображен в военном мундире с накинутой на плечи мантией.

Таким правителя представили скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров. Инициатива по установке монумента исходила от членов политической партии «Союз правых сил», участие в создании памятника также принимало правительство столицы. Работы над созданием монумента велись в течение пяти лет. Его торжественное открытие состоялось 7 июня 2005 года.