В скандале вокруг исаакиевского собора всплыл финансовый вопрос. «Не согласовано с Путиным Скандал с исаакиевским собором

13/01/2017

Скандал вокруг передачи РПЦ Исаакиевского собора нарастает. Под петицией уже подписались уже 150 тысяч человек. Против процесса превращения музея в действующий храм выступили не только простые горожане, но и публичные люди. Однако, как стало известно, от своих слов ни городские власти, ни представители РПЦ отказываться не собираются.


А за чей счет банкет? — А за наш, как обычно. Исаакиевский собор — один из самых успешных музеев России, он самоокупаемый в том числе и за счет билетов (кстати, не столь дорогих: в сумме с колоннадой — 400 рублей). И платят за его содержание те, кто его посещает. Логично. Музей зарабатывает сотни миллионов рублей, которые идут на содержание, реставрацию и развитие.

Однако билеты отменят, собор оставят в собственности города, а РПЦ будет просто им «пользоваться». Это означает, что траты лягут на бюджет, о чем Легойда и Шевкунов говорят открытым текстом.

При этом в храме неизбежно появятся торгующие от РПЦ: и это не только свечи и требы, но и разнообразные сувениры. Дальше можно ждать самых удивительных арендаторов: опыт автомойки и офиса над алтарем в ХХС это подсказывает.

И чисто эстетические ощущения от трансляции пресс-конференции РПЦ. Игуменья Ксения (Чернега): вся в черном, открыто только лицо, голос колючий, хоть сейчас в шахиды. Зал полон ряжеными казаками, какими-то ветеранами небесных баталий. Сапоги-нагайки. Вот это теперь будет вместо музея. Этого мы заслужили в XXI веке.

«Эй, женщина, у тебя волосы из-под платка выбились — а ну на выход, кощунница!»: где был музей — казак стоит».

Возможно, что-то изменит в резонансном событи петиция, которую подписали свыше 150 тысяч человек, либо митинг и акции протеста, которые проводят возле Исаакия активисты и горожане. Однако, помимо Исаакия в ведение РПЦ перейдет и еще одно здание, принадлежащее Российской Национальной Библиотеке. Почему-то об этом никто ничего не говорит.

Журналист Константин Крылов пишет, что кроме Исаакиея жертвой падет и еще одно здание

«На улице, в домах, в Интернете, в личных переписках рядовых сотрудников в различных городских музеях, в том числе далеких от политики, выкладывают те или иные петиции о том, чтобы не передавать Исаакиевский собор РПЦ. Повторюсь, это делают массы. Самые обычные люди. Это участие в одиночных пикетах. Реакция простых людей — петиции. Пожалуй, это событие по своему общественному резонансу может сейчас сравниться с чередой скандалов последнего времени, связанных с «Зенит-Ареной», многострадальной доской Маннергейму, мостом Кадырова. Некоторые люди нервно реагируют на эту ситуацию из-за того, что видят в ней дальнейшее наступление РПЦ. Это достаточно болезненно для города, который в течение долгого срока терпел в качестве одного из самых известных депутатов господина Милонова, который ныне переехал в Москву. Для многих это именно наступление церкви на музей. Для других людей — это, даже если они сами воцерковленные, многие против, потому что по всей России существует огромное количество церквей, которые стоят и разрушаются. Ими РПЦ не интересуется, в то время как отремонтированная, приносящая огромный доход как музей, как смотровая площадка будет передана православной церкви. Люди видят в этом наступление на светскую жизнь и на светские учреждения. Есть протест против того, что РПЦ берет себе очень успешный туристический объект вместо того, чтобы заниматься полуразрушаемыми церквями. Здесь же еще, в общем-то, один подтекст у всей этой истории: уже очень-очень давно идет война вокруг передачи-непередачи церкви музея Арктики и Антарктики, который расположен в здании бывшей церкви на улице Марата. И вообще, довольно много собственности, которая ранее находилась у церкви в городе, которую могут передать, но которую занимают сейчас другие объекты, это также очень болезненно. Ведь уже передано здание Русской национальной библиотеки, одно из фондовых зданий также передали церкви. Новость появилась вместе с новостью об Исаакиевском соборе», - заявил BFM.ru Крылов.

"но сегодняшняя РПЦ не прекрасна, ежели бы она была прекрасна и замечательна, вот тогда можно было бы вернуть Исаакиевский собор"

ответ: личность собственника вообще не имеет отношения к вопросу. Право собственности незыблемо. Воровать нельзя. Вы можете быть плохим человеком - но неправильно вытаскивать у вас вашу ценность из кармана. Порошенко вам может не нравиться, но неправильно оккупировать часть Украины. Ювелир вам может не нравиться, но нельзя бить витрину его магазина. Красть нельзя. Как бы давно кража ни была совершена.

"но Исаакиевский собор и не принадлежал церкви"

ответ: я рад, что вы читаете Варламова, но надеюсь вы историю не по Варламову учили. Конечно же сто лет назад не было НКО, ООО, ЗАО и прочих придуманных в последние годы форм собственности. Все практически в нашей стране принадлежало царю. И верующий царь на средства верующих людей построил религиозное сооружение для верующих. Не галерею, не больницу, не музей, а собор. Царь был частью церкви (и важной ее частью, т.к. считался Помазанником). Так что до большевиков Исаакиевский собор конечно же был частью православной церкви. Не старообрядческой, не обновленческой, а православной - той самой, которая сегодня называется Русская Православная Церковь.

"но ведь там музей!"

ответ: спасибо, что не антирелигиозный музей, как было вначале. Да, к сожалению в СССР в культовых зданиях много чего делали. Я сам работал на мультстудии, которой дали помещение церкви. Но потом все же вернули.

Это действительно проблема, причем такая, где хороших решений почти нет. Лучше по максимуму убрать все музеи из таких зданий, дать им другие помещения. А те музеи, которые органично и сутью своей привязаны уже к этому культовому зданию - для тех найти форму их работы, которая позволила бы и музею сохраниться и уважать право чужой собственности.

Но все же исходить надо именно из понимания того, что здание вообще-то было занято много лет назад и что нужно уважать права собственника.

"церковь плохо управляет имуществом"

ответ: государство тоже плохо управляет имуществом. Особенно чиновники времен Путина этим не славятся. Застраиваются заповедные территории, сносятся исторические здания, вместо реставрации идет уничтожение знаковых скульптур.

В долгосрочной перспективе собственник в любом случае лучше управляет имуществом, чем государство. Даже если собственник - общественная организация.

Но на практике да, я бы внес законы подобно японским или английским. В Англии собственник, владеющим историческим зданием, обязан содержать здание в определенном порядке, с серьезными ограничениями даже на мелкий ремонт и переделки. В Японии есть закон об охране культурного наследия и там охраняются не только предметы, но даже производства, технологии. Мастер охраняемой технологии фарфора, например, не имеет права нарушить технологию, даже если бы захотел. Подобные законы имеет смысл ввести и в России.

Но опять же это не отменяет обязанности возвращать украденное.

"а если вот совсем церковь не будет управлять правильно собором и он развалится?"

August 13th, 2015 , 08:54 am

Чем грозит Санкт-Петербургу попытка местной епархии перехватить права на Исаакиевский собор, разбирался «Собеседник».

Исаакиевский собор


На волне почитания совместного «бренда» РПЦ и власти - князя Владимира - церковь, похоже, решила, что границ ее влияния больше нет. Аппетит за госсчет Письмо с просьбой о передаче собора петербургский митрополит Варсонофий недавно направил губернатору Полтавченко. Епархия хочет взять на баланс Исаакий и Спас на Крови. И это притом что еще два объекта, входящие в комплекс «Музея четырех соборов» - Смольный и Сампсониевский, - уже практически переданы церкви. Хотя внятного ответа от городских властей пока нет, притязания РПЦ на вторую половину имущества поразили интеллигенцию культурной столицы. - Меня эта весть ошеломила, тем более узнал я об этом не от епархии или Смольного, а из прессы. Вести такие переговоры без участия музея по меньшей мере неприлично, - сказала Sobesednik.ru директор «Музея четырех соборов» Николай Буров. - До недавних пор мы очень гордились многолетними отношениями с РПЦ. Мы даже смирились с передачей двух соборов, притом что два других используются нами совместно, в том же Исаакии регулярно приходят богослужения. И мы ни копейки не брали с приходов на коммунальные и другие расходы. Но передача этих двух объектов фактически уничтожит музей, третий по посещаемости в стране, 400 сотрудников останутся на улице. Мне не совсем понятно, зачем это государству и как церковь собирается содержать эти объекты, которые к тому же никогда ей не принадлежали.

В епархии заверяют, что хотя Исаакий и строился на средства госказны, но это место «не для музея, а для молитвы» (хотя из 3,2 млн ежегодных посетителей с религиозными целями сюда приезжают лишь 1%). Вопрос с содержанием объекта в РПЦ также решают просто. Протоиерей Чаплин прямо заявил, что управлять собором будет РПЦ, а «все расходы по обслуживанию и реставрации должно нести государство». По его убеждению, «смена пользователя не повлияет на объем госпомощи». Видимо, Чаплин не знает, что этой помощи не было. – Мы единственный музей, который уже десятилетия не берет из бюджета ни копейки, – говорит Николай Буров. – Причем мы ежегодно платим не менее 50 млн налогов, эти деньги бюджет потеряет. Годовой оборот комплекса в 2014-м – 650 млн, на реставрацию уходит не менее 200 млн в год, еще свыше 100 млн – на содержание. Епархия, как заявляют дешевые популисты, отменит плату за вход. И где они найдут необходимые деньги? Нужно не менее 500 млн в год. Можно, конечно, лет 5 прожить без затрат, довести собор до предаварийного состояния и потом попросить гораздо больше.

Директор музея отмечает, что попытки РПЦ получить объект предпринимались и раньше, но не так энергично. – Еще когда я был главой комитета по культуре, приходили робкие запросы из Москвы: мол, в каком году можно говорить о передаче собора? Я отписывался, что в 2033-м, надеясь, что до этого позора я все-таки не доживу, – говорит Буров. Поправление бюджета Сейчас оппозиционные депутаты ЗакСа собирают подписи за референдум о судьбе Исаакия. Хотя за последние два месяца РПЦ предъявила претензии еще на ряд объектов, включая и два крупных музея. Несмотря на то, что т.н. реституция – передача бывших церковных объектов – со скандалами проходит по всей стране. В Питере в последнее время напор РПЦ явно усилился. Некоторые связывают это с воцерковленностью нынешнего губернатора.

– Системно это ситуацию не меняет. Разница управления лишь в стилистике – Матвиенко делала все с комсомольским задором, а Полтавченко – с Божьей помощью, – считает один из инициаторов референдума, депутат ЗакСа Максим Резник. – Губернатор, мне кажется, сам не рад аппетитам епархии. А они скорее всего связаны со сменой духовной власти. Весной местную епархию возглавил митрополит Варсонофий, земляк Патриарха из Мордовии. Его стиль работы вызвал ропот не только в светской, но и в духовной среде. На ключевые посты стали назначать священников из Саранска. Среди них, кстати, и новый ключарь Исаакия, который в одной из первых проповедей пообещал питерцам, что «завтра начнется война». Спустя месяц на закрытом пасхальном приеме Николай Буров прямо заявил митрополиту, что город, переживший блокаду, «переживет и вас»....

Скандал в Исаакиевском соборе... April 13th, 2015

"Пасхальный прием петербургского митрополита Варсонофия прошедший в минувшее воскресенье ознаменовался взбудоражившим православную и культурную общественность города скандалом. Глава музея Исаакиевский собор Николай Буров высказал митрополиту, судя по всему, все, что у него наболело. Сделал он это максимально публично.

«Этот город пережил блокаду и, думаю, переживет вас!» – с такими словами, по свидетельствам очевидцев, в ходе пасхального приема к митрополиту Варсонофию обратился директор музея-памятника «Исаакиевский собор», экс-глава комитета по культуре Петербурга Николай Буров. По версии Бурова, поводом для демарша стала проповедь нового ключаря Исаакиевского собора, в которой прозвучало пророчество «завтра начнется война». По версии епархии проблема в том, что Буров руководит четырьмя прибыльными объектами, которые по закону рано или поздно должны отойти церкви.
В минувшее воскресенье митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий давал пасхальный прием для избранных. А директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров.. Присутствовавшие деятели культуры и священнослужители сходятся в одном: Николай Буров «чувствовал особенную внутреннюю свободу и - потребность высказаться».

Директор «Исаакиевского собора» прилюдно заявил митрополиту, чтобы он «следил за своими мальчишками». То есть, новыми настоятелями, прибывшими из земель саранских. «Не нам стоит брать благословения у Мордовии, а вам стоит брать у Петербурга, – сказал Николай Буров по свидетельствам очевидцев. – И соблюдать такт по отношению к питерскому священству. Соблюдать традиции. Этот город пережил блокаду и думаю, переживет вас!»

Владыка Варсонофий прибыл в Петербург из Саранска и за год служения главой Санкт-Петербургской епархии назначил как минимум пятерых служивших по его началом в Мордовии людей на различные посты в епархии. Среди них - ключарь Исаакиевского собора Михаил Шкредь (архимандрит Серафим и глава отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Петербургской епархии Александр Пелин).

«Фонтанка» связалась с Николаем Буровым: «Я, как представитель общественности, хотел обратить внимание владыки на то, чтобы молодые батюшки с вниманием относились к тому месту, которому рукоположены, – сказал Николай Буров. – Петербург - это особое место, это территория страдания. Я призвал только внимательнее и осторожнее отнестись к направлению молодых священников из Мордовской епархии. Мне кто-то нравится, кто-то не нравится. Я такой же прихожанин, как все. Но, приходя в этот город, нельзя нести раздор. Раздор - это когда человек приходит и говорит с амвона: я вам принес благую весть. Так и сказал с амвона Исаакиевского собора во время пасхальной службы: «Сегодня я принес наконец-то в ваш Богом неспасаемый город благословение, он обрел святость благодаря мне». И второе - «Завтра начнется война». В нынешней ситуации слово «война» – просто неприличное, запретное. Какая там гордыня, это просто самодовольство. Я обожаю владыку Варсонофия. Владыка Варсонофий уникальный. То, что он кого-то назначил, его дело. Но привлечь его внимание я хотел».

Вел службу с амвона Исаакиевского собора ключарь, а фактически настоятель (реально настоятелем является митрополит, но владыка Варсонофий возглавлял службу в Казанском кафедральном соборе) архимандрит Серафим (в миру - Михаил Шкредь).

Как рассказал сам архимандрит Серафим «Фонтанке», на пасхальном приеме владыки он был, но именно в момент внезапного спича Николая Бурова куда-то отлучился. Так что ничего не слышал. «Слово «война» я с амвона не произносил, тем более в Исаакиевском соборе, – заверил архимандрит. – Комментировать это как-то затруднительно. Все, что могу сказать – Христос Воскресе!».

До передачи Смольного собора РПЦ концертный отдел базировался именно там. Зал отличался отличной акустикой, специально для помещения заказали и изготовили уникальный электронный орган. Выступления хора с органом собирали постоянную аудиторию в Смольном. Когда собор уступили церкви, концертный отдел стал зваться «бродячим» и частично переселился в католическую базилику святой Екатерины. Но продолжают негодовать по поводу Смольного: «С конца 2015 года концертный отдел живет с ощущением передовой линии фронта, - рассказывает сотрудник отдела. – В Смольном соборе сейчас темно и холодно. И это было бы нормальным явлением, если бы не то обстоятельство, что из технического персонала в соборе остался приходящий по выходным инженер, и теплотехник, который работает по будням в рабочее время. Смольный собор оснащен теплоцентром системы 60-х годов прошлого века, который не предназначен для работы в автономном режиме. Выключить его на зиму нельзя по понятным всем причинам. Следовательно, без круглосуточного надзора за отоплением - собор находится в перманентно аварийном состоянии».

После смены руководства музея концертную деятельность стали открыто называть «непрофильной». «Волна увольнений, прошедшая в августе под благовидными предлогами, практически парализовала концертную деятельность, - продолжает собеседник «МК». - На последних концертах летнего сезона исполнители сами переносили клавесин и расставляли хоровые станки. Давно уволенные администраторы продолжают приходить и помогать проведению концертов из сочувствия общему делу».

Между тем концерт собирает полный зал слушателей. Очередь на вход в базилику выстаивается за полчаса до начала концерта, и это несмотря на то, что в церкви идет ремонт, в куполе местами высажены окна и в помещении холодно, как на улице, гуляет ветер. Зрители кутаются в шарфы, в помещении надевают шапки и варежки, но часовое мероприятие проходит и залу наполняют аплодисменты. Гости переживают: концерты проходят все реже. А в городе не так много мест, где можно бюджетно послушать лучших исполнителей в залах с такой акустикой.

«Летом концерты были каждую неделю, иногда – дважды за одну неделю, - рассказывает «МК» сотрудник отдела. – Потом директор просто перестал подписывать приказы о проведении концертов. Этот - первый за долгое время. И последний органный. Директор так и сказал про орган: «это не наше» Как не наше, если его специально сделали по заказу? Что будет с инструментом дальше, неясно. Его очень хотят забрать себе коллеги из «Мюзик- Холла», но в их помещении его опять придется долго настраивать. Кроме того, это один из двух инструментов в городе, на котором можно исполнять романтическую музыку! На тех, что приспособлены под барокко, так не получится».

Вызывает опасения и хор. Сейчас артистам платит зарплату музей, и по меркам бюджетных учреждений, она очень даже приличная. Но как долго продлится подобное положение с учетом неоднозначного отношения руководства и «непрофильного» отдела, неясно. И неизвестно, что здесь хотят сохранить больше – уникальные инструменты или рабочие места.

Источник изображения: s-pb.in

В Санкт-Петербурге разгорается скандал вокруг крупнейшего православного храма города - Исаакиевского собора, который сейчас является музеем. Местная епархия Русской православной церкви просит городские власти передать ей здание собора. В мэрии отметили, что вопрос требует "всестороннего изучения". В городском парламенте осудили эту идею, а директор музея Николай Буров заявил, что у РПЦ "выросли аппетиты".

Депутат Санкт-Петербургского Законодательного собрания Виталий Милонов не считает себя категоричным противником передачи собора в ведение РПЦ, но советует подойти к решению вопроса "крайне тактично и деликатно, а не методом армрестлинга". По его словам, городскому парламенту ещё предстоит обсудить эту тему во всех деталях. "Исаакий – объект мирового значения, и в нём, конечно, есть музейная составляющая. Я за то, чтобы искать решение с учётом мнения властей города, музейного сообщества. Прибежать и махать шашкой может каждый, но нужно сделать так, чтобы получилось по-петербургски корректно, цивилизованно и красиво. И без радикализма, как с нашей стороны, так и со стороны всяких национал-предателей ", - сказал парламентарий. По его словам, в городском Заксобрании ещё будут слушания по этому вопросу.

Своё видение ситуации изложил и протодиакон Андрей Кураев, который принимал сан в Исаакиевском соборе. По его мнению, вопрос передачи храма слишком сложен, чтобы судить категорично и однозначно. Помимо всех прочих проблем есть ещё и финансовая, отметил он. "Из-за обилия туристов в музее многомиллионный плюсовой бюджет. И в случае передачи Исаакия РПЦ неясно, что с этим будет дальше. Неужели церковь будет продавать билеты на колоннаду? И не упадёт ли при этом качество содержания собора как памятника?" - заявил Кураев. Он также напомнил о недавних кадровых назначениях в высшей иерархии РПЦ, которые не могли не затронуть культурную и духовную жизнь Санкт-Петербурга. "В марте прошлого года в Санкт-Петербург был назначен бывший митрополит Саранский Варсонофий, и с ним приехала группа его выдвиженцев. Эти люди довольно чужды петербургской культуре, их несовместимость стилей и даже речи вызывают аллергию у многих коренных жителей Невской столицы. А Исаакиевский собор – это синтез всех культур. И он требует в том числе, извините, петербургско-европейского шарма духовенства ", - заявил Андрей Кураев.

Напомним, Исаакиевский собор был построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал лично император Николай I. В годы Российской империи собор не принадлежал РПЦ, а находился в госсобственности. В последние годы вопрос передачи собора в ведение питерской епархии РПЦ уже возникал. В 2011 году глава Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга Александр Макаров предложил использовать храм по прямому назначению, однако инициатива не получила поддержки.