Немецкое кладбище на территории бурденко. Кладбище Введенское: схема проезда, могилы знаменитостей. Кто покоится на Введенском кладбище

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Стоит ли говорить, что Немецкое кладбище является моим самым любимым некрополем Москвы. Поэтому вновь и вновь хочется исследовать его и приоткрывать завесу тайны, которая до сих пор окутывает многие надгробия.

Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас


Сегодня мы пойдем по следам легенды о чудотворной статуи Христа. Знаю многих людей, которые слышали эту легенды, но в их сознании этот памятник располагается на участке Рекк.


Естественно, что это не он. Открываем книгу Ю. Рябинина "Жизнь московских кладбищ":
"Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли".

С чего родилась такая легенда? Один местный человек рассказал такую версию:
К кладбищу прилегает здание, в котором располагается факультет дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета. В те времена никто и не подумал бы (по разным) причинам) идти перед важными экзаменами в церковь, тем более передовая молодежь, а вот сбегать на соседнее кладбище - вполне. Именно с этих просьб-молитв студентов перед статуей Христа и берет свое начало его популярность среди обычного населения.

Познакомимся с семейством Кнопов.
Кноп (Knoop) - немецкий баронский род.
Основатель торгового дома Кнопов, 1-й гильдии купец Лев Герасимович (Иоганн Людвиг) (1821-1894) приехал в Москву 18-летним юношей в качестве представителя английской торговой компании «Де Джерси». Своё дело в России бременский уроженец начал, продавая в России английские паровые машины и станки. К 50-м годам XIX века Кноп имел солидные доли акций во многих русских предприятиях. В 1852 году он открыл в Москве собственную торговую фирму. Компания Кнопа подминала под себя многих предпринимателей, ссужая им деньги на покупку нового оборудования и машин. Из-за возросшей конкуренции и начинающегося экономического кризиса многие из них попадали в руки предприимчивого барона. Он открывает хлопчатобумажные мануфактуры по всей России. Кноп также являлся одним из владельцев Измайловской хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики. За его огромный вклад в текстильную промышленность в 1877 году ему был пожалован титул барона.
После смерти Людвига Кнопа, дело возглавил его родственник, Рудольф (Роман Иванович) Прове (его могила не сохранилась на Введенском кладбище). После его смерти в 1891 году дело перешло в руки к сыновьям Иоганна Кнопа - Фёдору и Андрею. На их время приходится расцвет торгового дома Кнопов.
После начала Первой мировой войны начались гонения на немецких предпринимателей, в том числе и на Кнопов. А после революции 1917 года Кнопы и вовсе были вынуждены эмигрировать. И теперь один из Кнопов живёт в г. Комсомольске.
Прочесть чуть более подробно .
Лидеры двух ведущих фирм – Кнопов и Вогау – возглавляли и лютеранскую общину города, финансово обеспечив строительство в начале 1900-х годов нового здания лютеранской церкви Св. Петра и Павла в Старосадском переулке. Предприниматели являлись попечителями многочисленных благотворительных и просветительских организаций московских немцев (Евангелического госпиталя в Лефортове и др.).
Церковь вы до сих пор можете увидеть в Москве


А вот на параллельном переулке располагается городская усадьба Кнопов

Так где же была могила Кнопов? Единственное место, которое попадает под описание Саладина - это та самая "Вампирка", хорошо известная в среде московских готов.


Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика.
Казалось бы, место обнаружено, но есть маленькое "но". У меня имеются те самые "Очерки московских кладбищем" Саладина. И автор, описывая то место, говорит, что это семейное захоронение Вогау.
Вогау (Wogau) - семья немецких предпринимателей в России XIX века.
Начало династии положил Максимилиан (Максим) фон Вогау (1807-1890), приехав из Германии в Россию и женившись на дочери текстильного фабриканта Рабенека. В 1840 году вместе с братьями Карлом (1821-1870) и Фридрихом (1814-1848) открывают в Москве торговлю «химическими и колониальными товарами».
Сделав состояние на продаже чая, братья инвестировали в промышленность и банковское дело.
К 1917 году семейное предприятие, «Вогау и Ко», возглавляемое сыном основателя Гуго (1849-1923), представляло крупнейший многопрофильный концерн.
Семья Вогау владела металлургическими предприятиями на Урале, монопольно торговали медью, инвестировали в цементный, сахарный, текстильный, угольный бизнес.
В начале Первой мировой войны, фирма сворачивает деятельность в России, так как 5 из 8 членов правления являются немецкими подданными.
Оставшийся в СССР сын последнего руководителя фирмы, профессор, крупный радиотехник, Максим Марк Вогау (1895-1938), был расстрелян «за шпионаж в пользу Германии».
Только вот мавзолей семьи Вогау, 1910, мастера И.А. Павлова, выглядит так:

Нашлась еще одна легенда о скульптуре Христа на Немецком кладбище.
Турманина В.И. "Легенды и историческая справка о Белом Христе"
Особенно много легенд связано с бронзовым трехметровым изваянием Христа с белым мраморным крестом в руке. Этот Христос возвышался у главного входа и был возведен в начале ХХ века. В суровые военные годы 1941-45 гг. среди прихожан жила вера, что этот Христос спасает людей от гибели на полях войны, и люди шли сюда с надеждой, которая у многих оправдывалась.
В книге З.В.Ждановой “Сказание о житии старицы Матроны” рассказывается, как к этому изваянию во время войны направила блаженная старица Матрона свою помощницу Верочку. Болезни напустила на Матрону злая хозяйка дома в Подлипках, где она тогда жила. “Спаси нас, - говорила она Верочке, скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с Креста Господня”. Верочке дали два бидона, один из которых был с водой. Добралась до кладбища она ночью, мороз был более 40 градусов. Ярко светила луна, и скульптура Христа сверкала в лунном свете. Спаситель словно смотрел на пришедшую светлым сияющим взором. Вода, слитая с руки спасителя, быстро излечила старицу Матрону. Молва о чуде пережила и саму скульптуру, убранную с кладбища во времена очередной атеистической кампании.
После исчезновения бронзовой статуи Христа люди перенесли способность помогать страждущим на Белого Христа, установленного в 1946 году. Эта скульптура стоит у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых, которые являются нашими дальними родственниками, и поэтому история создания памятника известна нам подробно. Эти Третьяковы не были близкой родней создателям картинной галереи. Они проживали в селе Воронцово (ныне в черте г. Москвы, на юго-западе), предки их были похоронены у сельского храма Св. Живоначальной Троицы. Уже в наше время, когда здесь создавался парк, кладбище закрыли и памятники увезли. Два брата Третьяковых окончили незадолго до революции духовную семинарию. Старший брат, Александр Михайлович, был женат на моей двоюродной тетке, Марии Сергеевне, урожденной Смирновой. Ее отец Сергей Смирнов многие годы прослужил священником в храме Св. Иоанна Воина на Якиманке. Александр Михайлович Третьяков не отрекался от религии все годы гонений. Я помню, как в 1943 году он отпевал мою бабушку, Анастасию Ивановну Файдыш. Он был невысокий, тогда уже совершенно седой, с добрым лицом. Протоиерей Александр Михайлович Третьяков покоится на Введенском кладбище. За два года до смерти он вел службу при открытии памятника Христу около усыпальницы Третьяковых. О судьбе его брата Николая Александровича Третьякова известно мало, перед войной он был репрессирован.
А третий брат, Петр Михайлович, хотя и окончил духовную семинарию, работал всю жизнь учителем. Он женился до революции на Лидии Яковлевна Рекк, дочери немецких купцов Якова и Веры Рекк. Яков Рекк умер в 1913 году, и Петр Михайлович обещал своей теще поставить скульптуру Христа перед памятником, надпись на котором была сделана на немецком и русском языках: “Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас”. Скульптура Христа была выписана из Италии, но начавшаяся Первая Мировая война, а затем революция не дали возможности прибыть статуе в Москву. И уже позже, после Великой Отечественной войны, в 1946 году, Петр Михайлович решил выполнить свое обещание. В том году скончалась его жена, Лидия Яковлевна, прошедшая сталинские лагеря. Он попросил своего брата, Александра Михайловича, связать его с известным скульптором Надеждой Васильевной Крандиевской, которая была женой моего дяди, Петра Петровича Файдыша. Величественная черная стена с философской надписью вдохновила Н.В.Крандиевскую. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру. В книге моей двоюродной сестры, художницы Натальи Петровны Навашиной (Файдыш-Крандиевской) “Облик времени. Автомонография” , описано это событие в первый послевоенный год:
- Вот и праздник открытия памятника: под лучами майского яркого солнца, когда зелень еще только распустилась, свежесть и яркость удивляет своей чистотой. Птицы поют так громко, радостно предвкушая лето, как бы сообщая всем о приходе тепла, света и радости. Александр Михайлович начал службу и освящение памятника. Мы замерли. Не сон ли это? Хор монашек звонко запел и их пение перекликалось с птичьими трелями.
Потом этот памятник стал местом паломничества. Люди сливали воду с руки Спасителя, как это советовала сделать Верочке Матрона у другого Христа. В хрущевские времена памятник был сброшен, откололась часть носа и золотой венок. Но позднее, когда вера снова обрела право на существование, скульптура была восстановлена.
Будучи глубоко верующим человеком, я как ученый-естествоиспытатель не доверяю чудесам. Но как-то стоя перед Белым Христом, я почувствовала резкую боль в старой опухоли, которая меня не беспокоила. Пришлось обратиться к врачам, и мне очень быстро сделали операцию. Моя дочь, Сереберцева Анастасия Михайловна, фотографировала надгробие Рекк-Третьяковых. На снимке бросается в глаза необычная засветка пленки, как будто от Спасителя исходит свет. Говорят, что некоторые снимки бывают полностью засвечены.

После долгих поисков было найдено то самое изображение Христа . Фото единственного снимка статуи. Да, это действительно тот полуразрушенный склеп, в который так любили забираться в конце 90-ых годов.

Очень живая и неординарная скульптура. Можно представить, как впечатляюще она смотрелась на том самом месте под сенью деревьев.

Наши поиски благополучно завершились. Мы смогли собрать наиболее полную историю чудотворной скульптуры (или скульптур?) Христа на Введенском кладбище.

upd нашлась еще фотография!

между 1900-1914 гг.
Из книги: "Одним из самых запоминающихся надгробий всего кладбища была усыпальница семейства Вогау. Она занимала просторный прямоугольный участок. С одной стороны имелся склеп, торец которого был выполнен в виде руинированного античного портала храма. На специально грубо обколотых ступенях была установлена бронзовая фигура Христа, указывающая «зрителям» на фигуру блаженного, со страдальческим лицом смотрящего на Спасителя. Исполнил эту композицию известный флорентийский скульптор Р.Романелли. Он называл свое произведение «Блаженный у ног Христа». Москвичи очень почитали скульптуру Христа. Христиане, православные, католики, лютеране собирали воду с десницы Христа, складок его одеяния и пили ее, считая целебной. Так же у фигуры любили фотографироваться. Правда, часто позирующие заслоняли собой блаженного, «урода», как его называли москвичи. Поэтому и на открытке эта фигура заслонена позирующей.
По периметру склеп был обнесен античной изгородью с декоративными пеплохранительницами. После 1917 года фигура блаженного исчезла, а фигуру Христа перевезли в Археологический кабинет Московской Духовной академии в г. Сергиев посад, где она благополучно сохранилась доныне.
Сам склеп был выполнен после 1866 года, примерно в 1890-е гг., когда здесь похоронили Эмиллию Максимовну Банзу (урожденную фон-Вогау). Ее овдовевший супруг, знаменитый благотворитель московской немецкой общины Конрад Банза женился второй раз на родной сестре Эмиллии, Эмме. Оба они усыновили сына умершей от первого брака, Рудольфа Германа. В память о жене, сестре, маме Банзы и Герман содержали койки в Евангелической больнице и в Евангелических приютах Москвы, давали бесплатные обеды для неимущих.
В советское время усыпальница Вогау сильно пострадала, как и многие другие надгробия и захоронения в целом. Более 80-ти лет кладбище является общегородским, но многие надгробия с иностранными надписями до сих пор придают ему особый колорит"

© oldmos.ru
Более того, эта статуя нашлась

ЦАКе МДА

Вывод: На Введенском кладбище было три статуи Христа:

У часовни Христос с крестом - исчез. Был сделан по заказу Вогау.

У склепа Кноппов. Сейчас в Лавре.

На участке семьи Рекк.

Сейчас появился новый - четвертый - на участке у колумбария.

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище. Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.

Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.

В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.

Могила балерины Ольги Лепешинской. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.

Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.

Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.

Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.

Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.

Мавзолей Людвига Кноппа. Фото: Игорь Стомахин/сайт

В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.

Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.

Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».

Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина. Фото: Игорь Стомахин/сайт

На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.

Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».

В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».

Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

Какие тайны хранит Введенское кладбище

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий...

Сетевое издание сайт запустило проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы о Новодевичьем кладбище, во втором – о . Теперь на очереди Введенское.

История Введенского кладбища началась одновременно с Ваганьковским – оба погоста были открыты в 1771 году во время эпидемии чумы. Свое название получило по Введенским горам (Лефортовскому холму) – возвышенной местности на левом берегу Яузы. Изначально там хоронили лютеран и католиков, за что и его называли Немецким или Иноверческим.

Последний приют на Введенском кладбище нашли кондитер Фердинанд Эйнем, семья Феррейнов, Пришвин, Васнецов и актриса Татьяна Пельтцер. Еще кладбище известно своими готическими памятниками и братской могилой наполеоновских солдат.

"Вампирка"

В глубине кладбища есть мавзолей мануфактурщика Людвига Кноппа, он выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды один посетитель залез внутрь и якобы наткнулся там на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп называют "Вампирка", он популярен среди готов. Кстати, вплоть до 1940-х там была статуя Христа. Считалось, что вода, стекающая с его руки, целебная, поэтому сюда приходили паломники.

Еще мавзолей часто посещают готы и оставляют там надписи: на стенах можно встретить символику группы HIM и изречения о бессмысленности бытия.

Часовня Эрлангеров

Другой предмет паломничества – это часовня Эрлангеров. Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках хлебокомбинат. Его усыпальница построена по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля, а внутри – фреска художника Петрова-Водкина. Увидеть ее, кстати, нельзя: двери в часовню закрыты. Зато посетители оставляют свои послания прямо на стенах: там можно встретить пожелание удачи и просьбы избавить от зависимостей.

"Остров мертвых"

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой есть панно – копия картины художника Арнольда Беклина "Остров мертвых". Кстати, такое же панно было на могиле Густава Баумайстера на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Введенское кладбище примечательно не только старыми склепами и мавзолеями: там похоронены некоторые известные люди. Например, на Введенских холмах покоится Фердинанд Эйнем, адвокат Семен Ария (защищал физика Андрея Сахарова, журналиста Александра Минкина и олигарха Бориса Березовского, а также одного из обвиняемых по делу "Юкоса"), кинорежиссер Абрам Роом и семья фармацевта Феррейна.

Впрочем, некоторые могилы заслуживают более пристального внимания.

Татьяна Пельтцер

Татьяна Пельтцер скончалась 16 июля 1992 года после инфаркта и пневмонии. Похоронена рядом с отцом и братом – инженером-конструктором, испытателем первого отечественного гоночного автомобиля "Звезда-1" Александром Пельтцером.

Могила в кандалах

Скромное надгробие с памятником почти у входа в кладбище – это могила доктора Федора Гааза, или Доброго доктора. Ее отличие от остальных – в том, что на ограде висят кандалы, и неспроста: Гааз работал тюремным доктором и пытался облегчить жизнь арестантов. Одним из его нововведений были облегченные кандалы, которые и висят у его могилы.

Люсьен Оливье

До недавних пор о том, что на Введенском кладбище похоронен Люсьен Оливье – хозяин знаменитого ресторана "Эрмитаж" и автор салата, никто не знал. Его надгробие случайно нашли в ходе ревизии могил в 2008 году. Сейчас оно отреставрировано и к нему даже ведет указатель.

Кусочек Франции

Если пройти по центральной аллее кладбища мимо часовни Эрлангеров, то можно увидеть указатель "Нормандия-Неман". Сворачиваем по нему направо и видим стелу, окруженную вкопанными в землю пушками. Это братская могила солдат Наполеона. Земля юридически считается французской. Иногда сюда приезжает посол Франции и возлагает цветы.

Жертвы авиакатастрофы

В глубине кладбища есть непримечательный памятник тренеру и трем баскетболисткам. Мало кто знает, но они были в числе жертв авиакатастрофы в Праге в 1973 году. Самолет Ту-154 разбился при заходе на посадку, погибли 66 человек. Эту катастрофу считают первой в истории советского лайнера.

Птица Сирин

На Введенском кладбище похоронен известный писатель Михаил Пришвин. Его надгробие работы скульптора Сергея Коненкова – птица Сирин, сидящая на камне.

"Витязь"

Совсем рядом с Пришвиным покоится художник Виктор Васнецов – автор картин на исторические и фольклорные сюжеты, например "Трех богатырей", "Ивана-царевича и серого волка" и других. Надгробный камень представляет собой репродукцию картины "Витязь на распутье": склонивший голову и копье всадник застыл в немой позе.

Константин Мельников

Один из самых известных российских архитекторов Константин Мельников умер 28 ноября 1974 года от хронического лимфолейкоза. Урна и могила архитектора отнесена к памятникам истории народов Российской Федерации. Рядом с ним похоронена его супруга Анна и сын, художник Виктор Мельников.

"Братская" могила

Введенское кладбище интересно еще тем, что там покоится почти символ 90-х – члены ореховской ОПГ. Их могила – вдали от центральной аллеи, рядом с колумбарием.

Христиан Мейен

На главной аллее ближе к входу обращает на себя внимание памятник на могиле Христиана Мейена, основателя Комиссаровской технической школы и железнодорожного деятеля. Это крест, составленный из рельсовых полос, с настоящими вагонными колесами.

Это место известно как Иноверческое, Введенское, Немецкое кладбище. Расположено оно в центре Москвы около Яузы. На территории находится 14 часовен и 2 лютеранских церкви. По периметру огорожено кирпичной стеной, построенной в 19 веке. Об этом старинном некрополе мы и расскажем в нашей статье.

История возникновения

Для появления погостов существует вполне понятная причина, которая не нуждается в объяснении. Но Введенское кладбище (Москва) имеет свою давнюю историю, связанную с далеким прошлым нашей страны. Изначально оно называлось Немецким. Дело в том, что в 16 веке Иван Грозный вел войну за выход к Балтийскому морю, в ходе которой было взято множество пленных. Их поселили в Москве. Но все-таки царь опасался, что иноверцы окажут негативное влияние на подданных России. Поэтому им отвели для жительства отдельный участок на берегу реки Яузы. Раньше тех, кто говорил на нерусском языке, называли «немцы». Подразумевалось, что они говорят на непонятном, немом языке.

Отдельное место

Отсюда и произошло название Немецкая слобода, то есть место, где жили чужестранцы. Однако она была уничтожена. И все же, когда в 17 веке царь Алексей Михайлович приказал выселить всех иностранцев из Москвы, слобода снова возродилась. В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы. Иностранцев было решено хоронить за пределами города около села Введенского. Так и образовался этот погост. Его стали называть Введенское кладбище. После того как чума отступила, на нем продолжали хоронить иностранцев иной веры: англиканцев, лютеран, католиков. Не важно было, жили ли они в Москве или только скончались здесь.

Кто покоится на Введенском кладбище

В настоящее время не все похороненные на Введенском кладбище иностранцы. Со временем здесь стало престижно находить последнее упокоение. Чем привлекает Введенское кладбище? Могилы знаменитостей - вот что хотят увидеть те, кто приходит сюда на экскурсию. А ведь их с 18 века на этом месте образовалось очень много. На Введенском кладбище захоронены военные деятели, артисты, художники, музыканты, политики, ученые, священники и представители других славных профессий. Кроме того, сюда приходят ради того, что познакомиться со старинной архитектурой. Кладбище Введенское занимает территорию в 20 Га, на которой расположены многочисленные памятники, часовни, надгробные плиты, распятия. Многие их них представляют историческую ценность.

Введенское кладбище. Адрес

Любители подобных мест обязательно должны посетить его. Кладбище находится в Юго-Восточном округе Москвы в районе Лефортово. Зарегистрировано на улице Наличной, д.1. Чтобы добраться до него самостоятельно, нужно спуститься в метро. Можно доехать до станции «Семеновская», а уже от нее, выйдя на улицу, сесть на трамвай № 43 или № 46. На этом виде транспорта проехать четыре остановки и выйти на остановке «кладбище Введенское». Если вы вышли на станции «Авиамоторная», то сядьте на трамвай № 32, № 43, № 46. Вам надо доехать до кинотеатра «Спутник». Это всего три остановки. Там выходите на улицу и идите в сторону кинотеатра, но, не доходя до него, поверните направо и идите до самого кладбища.

Часы работы

Кладбище Введенское до сих пор функционирует. На нем производят захоронения, но только в колумбарий или около могил родственников. Однако выдающихся деятелей культуры и общества хоронят безо всяких условий. Кладбище имеет свои часы работы. В другое время на его территории находиться нельзя. В летний период, который начинается в мае и заканчивается в сентябре, погост открыт с 9 до 19 часов. В осенний - с октября по апрель - туда можно прийти с 9 до 17 часов.

Павшие воины

Какие еще там есть интересные захоронения? Введенское кладбище известно тем, что на нем находили последний приют погибшие во время военных действий солдаты противника. Интересен монумент на братской могиле французов, погибших в 1812 году. Это четырехугольная каменная стела, стоящая на постаменте. Верх ее увенчан крестом. На лицевой стороне прикреплен орден почетного легиона и две памятных доски. На них написано, что памятник посвящен воинам, павшим в 1812 году. А сам памятник был установлен через 75 лет после начала войны. Он огражден вкопанными в землю орудийными стволами в количестве восьми штук, соединенными между собой цепью. Территория, на которой находится памятник, считается территорией Франции, так же как и место, на котором были похоронены летчики эскадрильи «Нормандия-Неман», защищавшие СССР в годы Великой Отечественной войны. Однако в 1953 году останки Мориса де Сейна, Жоржа Анри, Мориса Бурдье, Жюля Жуара, Анри Фуко, Марселя Лефевра были перевезены на родину во Францию. На Введенском кладбище хоронили также солдат немецкой армии, погибших во время Второй мировой в госпиталях нашей страны. Кратко перечислим тех, чьим последним приютом стало Введенское кладбище.

Могилы знаменитостей. Список

Ниже представлен список знаменитых людей, нашедших свой последний приют на Введенском кладбище:

  • Мечев Алексей Алексеевич - протоиерей (причислен к лику святых);
  • Сергей (Гришин) - архиепископ Горьковский и Арзамасский;
  • Авербах Михаил Иосифович - академик АН СССР;
  • Алексеев Леонид Васильевич - доктор исторических наук;
  • Золотницкий Николай Федорович - основатель аквариумистского движения;
  • Ионин Иван Дмитриевич - главный эпидемиолог и инфекционист Красной армии;
  • Лебедев Вячеслав Васильевич - профессор нейрохирургии;
  • Ястржембский Андрей Станиславович - заслуженный деятель науки РСФСР;
  • Цыбин Павел Владимирович - создатель первого советского спутника-шпиона «Зенит-2»;
  • Васнецов Виктор Михайлович - художник;
  • Пиотрович Ольгерд Густавович - строитель доходных домов для среднего класса;
  • Штеллер Павел Павлович - градостроитель, лауреат Сталинской премии ;
  • Колмановский Эдуард Савельевич - народный артист, автор песни «Я люблю тебя жизнь» и других;
  • Филд Джон - ирландский композитор;
  • Аджубей Алексей Иванович - зять Хрущева, известный журналист;
  • Баруздин Сергей Алексеевич - детский писатель;
  • Иванов Александр Александрович - бессменный ведущий программы «Вокруг смеха»;
  • Абдулов Осип Наумович - народный артист РСФСР;
  • Волков Николай Николаевич - актер (Старик Хоттабыч);
  • Козаков Михаил Михайлович - народный артист;
  • Пельтцер Татьяна Ивановна - народная артистка СССР;
  • Эйнем Фердинанд Теодор - основатель фабрики, впоследствии получившей название «Красный Октябрь»;
  • Озеров Николай Николаевич - спортивный комментатор;
  • Фитин Павел Михайлович - руководитель советской внешней разведки;
  • Гааз Федор Петрович - известный врач-филантроп;
  • Оливье Люсьен - создатель рецепта салата «Оливье».

Главное - память

Введенское кладбище - могилы, кресты и надгробия. Казалось бы, там должно быть очень печально. Да, но в то же самое время очень интересно. За каждым захоронением - судьба человека, история его семьи.

Вот, например, стоит гигантский камень, на котором сверху закреплен крест. На ограде висят настоящие кандалы. Каждый, кто подойдет поближе, сможет прочитать надпись: «Спешите делать добро». Кто тот человек, который покоится под этим камнем? В голове возникает масса предположений, но едва ли хотя бы одно будет верным. Ведь это могила известного доктора Федора Петровича Гааза. Чем же он занимался всю свою жизнь, если его могила «украшена» подобным образом? Совершал добрые дела.

Гааз родился в богатой католической немецкой семье. Но считал недостойным не тратить свои денежные средства на помощь нуждающимся. Такими нуждающимися в его случае стали тюремные заключенные. Он защищал их права, добивался освобождения стариков и больных от кандалов. Также боролся против того, чтобы женщин-заключенных брили наголо. Добился того, чтобы при тюрьмах были устроены больницы и школы для детей заключенных.

Федор Петрович изобрел новые кандалы, имеющие более легкую массу и обитые изнутри кожей. Всю свою жизнь Гааз безвозмездно лечил бедных больных и тратил свои деньги на покупку лекарств для неимущих. В конце такой правильной жизни он остался без гроша. Даже похоронить его было не на что. Но все-таки сделали это за казенный счет. Попрощаться с доктором пришли около 20 000 человек. Местом его последнего упокоения стало Введенское кладбище. Списки похороненных на нем людей так велики, что объема этой статьи не хватит, чтобы рассказать обо всех.

Мы их знали

На этом же погосте стоит черная стела с белым барельефом, изображающим танцующую балерину. Это могила известной балерины Ольги Васильевны Лепешинской. Свою жизнь она посвятила балету. У нее не было детей, хотя она три раза была замужем. Лепешинская танцевала во многих театрах мира. В Европе она преподавала балетное искусство, а в нашей стране была экзаменатором в ГИТИСе. Балерина прожила почти 100 лет и скончалась в возрасте 92 года.

На могиле художника Аполлинария Васнецова стоит надгробие в виде ласточкиного хвоста. Своими очертаниями оно напоминает зубцы кремлевских стен.

Писатель Михаил Пришвин также похоронен на Введенском кладбище. На его могиле установлен памятник в виде птицы Сирин, которая, согласно древним легендам, поет о будущем блаженстве.

Кладбище Введенское - это место упокоения Люсьена Оливье, автора рецепта известного салата. И хотя сейчас существует масса вариантов знаменитого кулинарного шедевра, настоящий рецепт так никто и не узнал, потому что Оливье унес его с собой в могилу. Причем даже место захоронения его было найдено случайно, во время проведения инвентаризации кладбищенских книг. Теперь к стеле, установленной на его могиле, часто приходят студенты кулинарных учебных заведений. Они верят, что известный французский повар слышит их просьбы и помогает учиться.

Таинственные поверья

С этим погостом связано множество легенд. Например, есть на нем одна полуразрушенная усыпальница. Она раньше принадлежала миллионерам Кноппам. Народ называет ее «Вампирка» и «Дом на песке». Первое название ей дали готы, обитающие в подобных местах. Второе имеет более романтичное происхождение. Говорят, что ее построил миллионер для своей покойной приемной дочери и себя самого. Внутри усыпальницы можно увидеть фреску, написанную Петровым-Водкиным. Она изображает Христа-сеятеля и напоминает о том, что человеческая жизнь должна быть наполнена добрыми делами. Около усыпальницы раньше до 1946 года стояла статуя работы Рафаэлло Романелли, изображающая Христа.

Жажда чуда

Эта статуя была сделана таким образом, что одна рука Иисуса немного выдавалась вперед. Считалось, что вода, стекающая с его ладони во время дождя, становилась лечебной. К этой статуе выстраивалась очередь из желающих получить помощь. Люди даже специально поливали руку Христа водой и собирали стекающую влагу. Время было советское, и властям не понравилось такое народное поклонение. Поэтому статую увезли.

За чудом приходят и к могиле старца Зосимы. Этот монах и при жизни помогал людям. Влюбленные любят посещать часовню, установленную над его могилой. Говорят, он дает совет, надо ли вступать в брак с тем человеком, с которым пришел к нему.

Еще одно место, где просят помощи у Бога - часовня Эрлангеров, в которой нашла упокоение семья известного фабриканта. На ее стенах пишут различные пожелания. Просить можно о чем угодно. Говорят, что желания обязательно сбываются.

Может, и правда?

Интересно, что за множество лет до нас дошли истории о судьбах людей, похороненных на Введенском кладбище. Некоторые похожи на сказки. Например, рассказ о том, что на кладбище обитают приведения. Одно из них - генерал Петр Гордон. Об этом человеке известно, что он был пьяница и затейник. После его смерти из книги регистраций захоронений пропало несколько листов. Не могли найти и саму могилу. Не смог ее по каким-то причинам обнаружить и усопший. Поэтому он до сих пор бродит по кладбищу, пытаясь ее отыскать. В тишине иногда можно услышать стук его шагов и ругань.

Вот еще один рассказ о том, что на кладбище сбываются желания. Одна женщина очень скорбела по усопшему мужу и часто ходила навещать его склеп. Однажды она написала на склепе свое желание о том, чтобы муж снова ожил. Этого, конечно же, не произошло. Зато в ее жизни появился мужчина, очень похожий на ее бывшего супруга, и она позабыла о своем горе.

Нельзя не поверить в историю одного надгробия, изображающего женщину, куда-то собирающуюся. В одной руке статуя держала каменный цветок, но его отломали, и теперь в пустующее место вставляют живые цветы. История гласит, что скульптура изображает женщину, собирающуюся на свидание к любовнику, и заказал ее супруг для своей жены. Известный управляющий шерстяной мануфактурой Плотов начал подозревать свою жену в измене. После этого он заказал скульптуру, которая и была установлена на их могиле. Причем управляющий убил жену и затем покончил с собой. История умалчивает о том, был ли он прав в своих подозрениях.

Итак, чем же все-таки интересно Введенское кладбище? Могилы знаменитостей, список которых вы найдете в статье, конечно, привлекают. Но не только за этим приходят сюда люди. Конечно, многие навещают своих усопших родственников, это понятно. Но есть и такие, для кого кладбище - это мемориал, место памяти. Здесь можно многое узнать об истории нашей страны, поразмышлять о ее прошлом, былых временах. Также привлекает возможность посетить место последнего упокоения тех, общение с кем при жизни было недоступно народу. Зато теперь можно спокойно отдать им дань уважения.

Старинные московские кладбища - практически музеи под открытым небом. Здесь регулярно проводят экскурсии. По могилам знаменитостей можно изучать историю. А к некоторым захоронениям специально приходят загадать желания. Портал Москва 24 изучил все таинственные легенды и выбрал десять самых интересных.

1. Александр Абдулов (29.05.1953 - 3.01.2008), Ваганьковское кладбище Надгробный памятник актеру вдвое выше роста среднего человека. Напоминает айсберг. На вершине, рядом с православным крестом, портрет Абдулова с кинопроб на роль Ланцелота в фильме «Убить дракона».

По одной из легенд, если посмотреть прямо в глаза артисту, то вы потеряете ориентацию в пространстве и окажетесь в той части кладбища, в которую не планировали заходить. Но сделать это непросто, потому что портрет висит высоко, а взгляд артиста направлен в сторону.

Существует история, якобы на девятый день над могилой Абдулова заметили столб зеленоватого дыма, который поднимался к небу. Верующие стали говорить, что душа покинула тело.

Люди скептически настроенные, объясняли произошедшее по-другому. В этот день была пасмурная погода. Редкий луч пробил тучи и дал такой оптический эффект.

2. Люсьен Оливье (45 лет. Скончался 14 ноября 1883 года), Введенское кладбище На Введенском кладбище покоится француз Люсьен Оливье. Тот самый, автор знаменитого салата. В 2009 году на кладбище проводили ревизию, выясняли по спискам, что, где захоронено. И нашли его могилу. До этого надгробие Люсьена просто валялось на земле. Здесь до сих пор на дорожках попадаются валяющиеся надгробия.

Оливье был успешным шеф-поваром в московском ресторане «Эримтаж». Его салат пользовался успехом, но рецепт он держал в секрете. Поэтому сохранился лишь приблизительный вариант рецепта со слов гурмана. Сам Оливье его никогда не писал.

В наши дни к могиле Люсьена Оливье началось паломничество. Приходят люди, которые мечтают найти работу в ресторане или кафе, или продвинуться по карьерной лестнице в ресторанном бизнесе.

Автор проекта «Иди и смотри необычную Москву» Наталья Леонова рассказывает: «Был комический случай. Я не поверила бы, если своими глазами не увидела. Перед Новым годом провожу экскурсию, и возле могилы Оливье встречаем женщин с мешками продуктов. Я спросила: „Вы чего, еду освящаете?“ Они засмущались и говорят: „А что, Новый год скоро же. Будем салат делать“.

3. Сонька „Золотая ручка“ (1846 - 1902), Ваганьковское кладбище Преступники тоже становились символами эпохи. На Ваганьково есть могила, приписываемая удачной воровке на доверии Софье Блювштейн по прозвищу Сонька „Золотая ручка“. Эта могила до сих пор остается местом поклонения мелких уличных преступников и мошенников. Они приходят, пишут пожелания: „Сонька, помоги фартом“, оставляют деньги и цветы.

Ее кражи были настоящими авантюрами, воровка вживалась в роли как актриса. В конце концов ее поймали и отправили на каторгу. В 1890-м году ее посетил Чехов, который совершал поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Писатель интересовался судьбой незаурядных людей, в том числе и преступников.

»На каторге писатель не узнал ее. На фотографии ему показывали молодую, красивую, обаятельную девушку. А привели ссохшуюся, сгорбленную женщину с очерствевшими руками. Ее состарил тяжелый каторжный труд", - рассказывает гид проекта «Иди и смотри необычную Москву» Владимир Ващенко. - Однако это породило легенду, что она в очередной раз улизнула от полиции. На самом деле Сонька умерла на Сахалине, где ее и похоронили".

В Москве же на могиле стоит памятник девушке, жившей еще в 18 веке. Она покончила с собой из-за несчастной любви.

4. Мария Волконская, Введенское кладбище Есть на Введенском кладбище часовня, по поверию, если на одной из ее стен написать желание, оно обязательно исполнится. В 90-е здесь началось настоящее паломничество. Люди прознали, что на Введенском кладбище похоронены дореволюционные олигархи.

Стали приходить и писать на стене материальные просьбы. Кто в отпуск слетать, кто замуж удачно выйти. По поводы работы или чтобы любимый пить бросил - много еще чего.

5. Сергей Есенин (21.09.1895 - 28.12.1925), Ваганьковское кладбище Одни из самых трудных дней для экскурсовода по Ваганьковскому кладбищу - это годовщина смерти Высоцкого и день рождения Есенина. Поклонники обоих в большом количестве посещают могилы своих кумиров.

Несмотря на это, у могилы Есенина регулярно проходят поэтические вечера, в которых участвуют даже иностранные поклонники. Стихотворение «Я последний поэт деревни» на китайском из уст филолога Кун Син Син звучит, как военная присяга.

6. Доктор Овер (18.09.1804 - 23.12.1864), Введенское кладбище В глубине Введенского кладбища скрывается склеп знаменитого в XIX веке доктора Александра Овера . Есть примета, что он помогает страдающим от заболеваний. Считается, что для этого достаточно просто сказать: «Доктор Овер» возле его часовни, и он должен помочь. На могилу врача до сих пор приносят свечки.

В свое время доктор возглавлял комиссию лечения Николая Васильевича Гоголя . У писателя случилась ужасающая агония после смерти близкой подруги - Екатерины Хомяковой.

"К сожалению, доктор Овер на заседаниях комиссии не смог настоять на своем мнении, - говорит Наталья Леонова. - Большинство членов комиссии приняли мнение доктора Клименкова, который буквально загубил Гоголя поливанием холодной водой в горячей ванной. А Овер предполагал необычное психическое состояние у Гоголя внутренней болезнью желудка".

7. Вячеслав Иваньков по прозвищу «Япончик» (02.01.1940 - 09.10.2009), Ваганьковское кладбище По жизни криминального авторитета «Япончика» можно изучать лихие 90-е в России. Вора в законе застрелили на выходе из ресторана «Тайский слон» на севере Москвы.

Когда его хоронили, кладбище было закрыто на сутки для всех посторонних посетителей. Всего же проститься с лидером криминального клан пришли около 500 человек.

"Скульптура типичная для людей такого образа жизни. Подчеркнуть величие. Он как бы сидит на табуретке, а на самом деле на троне. Взирает на нас властным взором, сверху вниз", - поясняет гид.

8. Филипп Депре (12.05.1789 - 12.08.1858), Введенское кладбище Самое необычное надгробие с точки зрения расшифровки на Введенском кладбище посвящено известному в 19 веке виноторговцу Филиппу Депре.

Считается, что оно само по себе является порталом для воскрешения мертвых. Надгробие украшено шестиконечными звездами - анемонами - одновременно с латинским равноконечным крестом.

Депре прославился торговлей вином в Москве. Постоянным его клиентом был Николай Гоголь, который имел там даже свой кредит. Как писала очевидец: «Были деньги, Гоголь платил, не было денег - Депре ждал».

9. Семейство фабрикантов Кнопов, Введенское кладбище Дореволюционный олигарх Людвиг Кноп построил на Введенском кладбище «храм». Он сохранился до наших дней и нуждается в реставрации. Но его изначально возвели в руинированном виде.

Перед храмом стояла бронзовая фигура Иисуса , который рукой указывал вниз на фигуру юродивого. «До революции тоже любили фотографироваться на кладбище, не только сегодняшние готы, - рассказывает Наталья Леонова. - И женщины очень не хотели, чтобы фигура юродивого попала в кадр. На одном из снимков дама даже присела, чтобы прикрыть юродивого».

В советские годы, когда закрывались церкви, к этому Иисусу пошло паломничество. Скульптуре приписывали чудодейственные свойства. Считалось, если слить водицы с руки Иисуса, то вода исцелит. Даже матушка Матрона в 1943 году посылала за водой на кладбище свою помощницу.

Это место еще называют вампиркой, потому что кладбище в 1990-е годы облюбовали сатанисты. Долгое время некрополь не охранялся и сюда заходили днем, вечером, ночью. На месте захоронения совершали ритуальные убийства кошек, собак, не говоря уже о всевозможных рисунках на храме.

10. Софи Пло (1859 - 1905) и Леон Пло (1853 - 1905), Введенское кладбище Музыкальная легенда витает вокруг могилы супругов Софи и Леона Пло. Часов в пять - семь вечера здесь можно услышать необычную скрипучую мелодию. Местные бабушки утверждают, что это дух некоего музыканта, который выходит после закрытия кладбища и играет на скрипке.

На самом деле недалеко от кладбища есть железнодорожная станция «Сортировочная», где в этот момент начинают сортировать составы. А также одно из зданий ФСБ , где стоят часы, которые каждый раз играют мелодию. Именно перекличка этих звуков дает такую необычную мелодию. Хотя..