Самые знаменитые творения художника и архитектора александра брюллова. Художник карл павлович брюллов - биография и картины Возвращение Брюллова в Россию

Брюллов А. П.

Брюллов, Александр Павлович - архитектор (1798 - 1877), старший брат Карла Павловича Брюллова.

Оба брата в 1809 г. были приняты в Академию Художеств, на казенный счет, а в 1822 г. на счет общества поощрения художеств были отправлены на 6 лет за границу. Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 г. прибыли в Рим. С особенною любовью Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 г. вместе с А.Р. Львовым посетил Сицилию, осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрациею помпейских бань. К 1826 г. им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже (текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 г.).

1827 г. Брюллов провел в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Англию, Шартр и другие места, в 1829 г. возвратился в Санкт-Петербург. "Помпеянские термы" доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента французского института, члена королевского института архитекторов в Англии и звание члена академий художеств в Милане и Петербурге.

Весьма плодотворная архитектурная деятельность Брюллова выразилась в постройке в Санкт-Петербурге и других местах целого ряда капитальных зданий, между прочим, в сооружении на Пулковской горе обсерватории, которая строилась им одновременно со зданием Главного штаба. Талант Брюллова выказался в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1831 г. и в постройке здесь экзерцир-гауза. Вскоре Брюллову была поручена перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича, одновременно шла работа по возведению здания Александровской больницы, с проложением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге (в 1831 г.), готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке.

В 1832 г. Брюллов составил проект лютеранской церкви святого Петра на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году был удостоен звания профессора архитектуры за проект церкви в столице в классическом стиле. Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью. Еще живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпеи, Брюллов написал портреты Неполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Феодоровны - рисунок амфитеатра Флавия. В Париже им был исполнен (в 1837 г.) на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевел на камень. В 1830 г. в Санкт-Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 г. написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Карл Брюллов - именитый художник, имя которого стало синонимом направлений классицизма и позднего русского романтизма в живописи. Талант, взращиваемый в Брюллове с детства, подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Голова Вакха», «Смерть Инессы де Кастро», «Вирсавия», «Гадающая Светлана». А его картина «Последний день Помпеи» до сих пор восхищает истинных ценителей искусства всего мира.

Детство и юность

Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.

Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтрака за недостаточное усердие.

Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.


Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду - малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.

Живопись

В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром - картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее - в 1822 году.


В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.


Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского - все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.


Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов - Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.


В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств - художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.


Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.


Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».


В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.


По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви и , что на Невском проспекте.

Личная жизнь

Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.


В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.


Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.

Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.


Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

Произведения

  • 1823 - «Итальянское утро»
  • 1827 - «Итальянский полдень»
  • 1827 - «Прерванное свидание»
  • 1830-1833 - «Последний день Помпеи»
  • 1831 - «Джованина Пачини»
  • 1832 - «Всадница»
  • 1835 - «Ольга Ферзен на ослике»
  • 1839 - Портрет баснописца Ивана Крылова
  • 1840 - Портрет писателя Александра Струговщикова
  • 1842 - Портрет графини Юлии Самойловой
  • 1848 - Автопортрет

Брюллов Карл.
Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова. 1823-1827.
Русский музей, Санкт-Петербург,


Александр Павлович Брюллов (29 ноября 1798,Санкт-Петербург - 21 января 1877) — русский архитектор, художник. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств, старший брат Карла Павловича Брюллова .
Старший брат Карла Брюллова , Александр известен главным образом как талантливый архитектор. По его проектам построены в Петербурге здания Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, 1831-33), лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте (1833-38), Пулковской астрономической обсерватории (1834-39), Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-43) и др. Он участвовал также в восстановлении залов Зимнего дворца после пожара 1837 г.
Александр Павлович Брюллов родился 29 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге в семье «академика орнаментной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло ва, который был его первым учителем.
Вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Академию Художеств, на казённый счёт, а в 1822 году на счёт Общества поощрения художеств они были отправлены на 6 лет за границу.
Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года они прибыли в Рим. С особенной любовью Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с Александром Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрацией помпейских бань. К 1826 году им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 году. 1827 год Брюллов провёл в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Англию, Шартр и другие места, а в 1829 году вернулся в Санкт-Петербург.

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова),
жена русского поэта Александра Пушкина. Картина Александра Брюллова (1831).

«Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена Академий художеств в Милане и Петербурге.
Однако современники ценили в Александре Брюллове не только архитектора, но и художника-графика. Он много рисовал, писал акварелью, увлекался литографией. А. П. Брюллов происходил из потомственной художественной семьи. Вместе с тем как художник он развивался довольно самостоятельно, что свидетельствует о сильной индивидуальности и несомненном таланте.В 1816 и 1819 гг. юноша получил серебряные медали за рисунки с натуры и архитектурные чертежи.
Ещё живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпею, написал портреты Неаполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Фёдоровны (1759—1828) — рисунок амфитеатра Флавия. В Париже 1837 году им был исполнен на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевёл на камень.
В 1830 году в Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 году написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов.
В 1831 году Александр Павлович Брюллов женился на баронессе Александре Александровне фон Раль (1810—1885), младшей дочери придворного банкира барона Александра Александровича фон Раля (1756—1833) от брака с Елизаветой Александровной Мольво (1768—1843), как и все дочери барона, получившей хорошее домашнее воспитание.

И.И.Липин.Портрет Александры Александровны Брюлловой, 1859г.

В семье Брюллова родилось девять детей; трое старших сыновей и дочь умерли малолетними. Ближайшими родственниками Брюллова стали женатые на старших дочерях барона Раля журналист и писатель О. И. Сенковский (жена - Аделаида (Адель;1806—1859)) и генерал Ф. Ф. Шуберт (жена - Софья; 1801—1833)).


Брюллов прожил в удачном браке с женой 46 лет. В доме супругов в Петербурге, а в летние месяцы на даче в Павловске, бывали К. Брюллов, М. Глинка, Нестор Кукольник, Н. Гоголь. Сама Александра Александровна была талантливым музыкантом, и в их гостиной устраивались музыкальные вечера.
Александр Павлович Брюллов умер 21 января 1877 года в своём особняке. Архитектора похоронили в Павловске.

Автопортрет, 1830 г.

А.П.Брюллов. Портрет княгини С.А.Львовой. 1830-е годы. Государственный музей им. А.С. Пушкина.
Княгиня Софья Алексеевна Львова,урожденная Перовская (1811-1883)
внебрачная дочь графа А.К.Разумовского, сестра братьев В.А. и Л.А. Перовских,
впоследствии жена князя В.В.Львова (1804-1856), писателя, цензора.
Родственница А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых, знакомая И.С.Тургенева

Портрет молодой женщины с книгой, 1839

Портрет А.А.Брюлловой, жены художника.1830.Государственный Русский музей

Портрет светлейшего князя А.А.Суворова.около 1830 г.

Портрет детей Ф. Ф. Шуберта, племянники художника.1835

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869).1834

Софья Александровна Волкова (1812-1833), ур. Саблукова.
Двоюродная сестра Е. П. Бакуниной.1831.Третьяковская галерея, Москва

Портрет двух подруг и фрейлин - графини Екатерины Артемьевны Воронцовой (1780-1836)
и княжны Елены Михайловны Голицыной (1776-1856) 1824-1825.Третьяковская галерея, Москва

Портрет княгини Натальи Степановны Голицыной,
ур.Апраксиной Акварель, 1822. Музей Пушкина

Татьяна Борисовна Потемкина (1797-1869), ур. Голицына 1830-е

Портрет С. А. Соболевского. 1832 1832

Баронесса Наталья Викторовна Строганова (1800-1854), ур.Кочубей.
начало 1830-х гг. Третьяковская галерея

Портрет Александры Федоровны Шуберт (1824 - 1901),
жена Н. Ф. Аделунга. нач. 1840-х гг.

Портрет С. А. Шуберт, ур. баронесса Раль (1801-1833),
бабушка С. В. Ковалевской.1831-1833 гг.


10 декабря 1798 года родился выдающийся русский художник и архитектор Александр Павлович Брюллов . Его кисти принадлежат картины, иметь которые почитает за честь каждый музей. В Санкт-Петербурге находится немало зданий, построенных по проекту Брюллова. К сожалению, спустя десятилетия после смерти, имя Александра было незаслуженно забыто. Не последнюю роль в этом сыграла огромная слава его младшего брата Карла Брюллова, которая отодвинула в тень заслуги Александра.




Александр Брюллов родился в творческой семье в 1798 году. Его отец Павел Брюллов был академиком орнаментальной скульптуры, поэтому все семеро детей, так или иначе, были причастны к искусству. Отец не давал спуску мальчику, обучая его основам архитектурного дела. В 1809 году Александра приняли в Академию художеств за казенный счет, т. е. бесплатно. Обучение длилось 12 лет. После этого юношу и его младшего брата Карла посчитали лучшими учениками и оправили на несколько лет обучаться в Италию.



Александр был покорен античной архитектурой. Осенью 1824 года он отправился на развалины Помпеи, где приобщился к реставрации помпейских терм. Позже он создал несколько гравюр на эту же тематику. По возвращении в Петербург именно они принесли Брюллову звание архитектора Его Величества. Александр активно занялся реставрацией и возведением знаковых зданий в северной столице. Свой потенциал архитектор раскрыл при восстановительных работах Зимнего дворца, пострадавшего от пожара в 1837 году. После этого Александру Брюллову заказали перестройку Мраморного дворца и многое другое.





Кроме архитектуры, Брюллов увлекался живописью, литографией. Современники утверждали, что акварельные портреты Александру удавались лучше, нежели его не менее именитому брату Карлу.



Александр Брюллов прожил достаточно долгую и плодотворную жизнь, получив множество наград и регалий. Вот только с течением времени его имя вытеснилось славой младшего брата Карла Брюллова и предалось забвению.



Картины же самого Карла Брюллова вызывают немало споров среди искусствоведов. Так, например, историки долго спорили,