Консультация «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Мастер-класс для родителей «Рисование нетрадиционными техниками Консультация для родителей нетрадиционные техники рисования дошкольников

Консультация для родителей «Методы нетрадиционных техник рисования»

Подготовлено: Локоткова Т.И., воспитатель

Что такое нетрадиционное рисование? Знакомы ли вы с его техниками и приёмами? Занятие нетрадиционным рисованием - самое большое удовольствие для ребёнка. Игры с красками приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

О способах альтернативных

Хочу немного рассказать.

Свою большую эффективность

Они успели доказать.

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационные,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Мы в детстве часто рисовали

Обычной палкой на земле.

Зимой окно запотевало –

Мы рисовали на стекле

Необычными вещами

Мы рисуем без труда.

Щетка старая зубная

Соль и свечка восковая.

Из-под спичек коробок

И засушенный листок.

А петух и осьминожка

Получаются ладошкой.

Если кисточкою тыкать,

То есть рисовать тычком,

То получится мурлыка

С мягким плюшевым хвостом.

Нарисуем, все отмоем

И ладошки ототрем.

И рисунками своими

Полюбуемся потом.

Вот так мы постепенно и знакомимся

Со свойствами и качеством вещей.

Как здорово, что столько есть возможностей!

Как здорово, что столько есть идей.

Предлагаем познакомиться со следующими технологиями.

1. « Монотипия» Технология рисования. Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.

2. «Печатание листьями» Технология рисования. Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.

3. «Рисование нитками». Технология рисования. Разрезать нить на отрезки длиной 7 –10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

4. «Печатание бумагой». Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.

5. «Рисование мыльной пеной». Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

6. «Рисование методом наката». Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.

7. «Рисование ребром картона». Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

8. "Рисование с помощью соли» Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

9. «Рисование методом напыления (набрызг)» Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

10. «Рисование кляксами» Технология рисования. Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.

11. «Клеевая техника(витражи)» Технология рисования. Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА)сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.

12. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами» Техника рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.

13. «Рисование по кругу» Техника рисования. В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.

14. Рисование вдвоем. Техника рисования. Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка(например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка(вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.

15.«Мятый рисунок» Техника рисования. На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

16.«Рисование клейстером» Технология рисования. Заварить клейстер, разложить его в емкости, затем добавить в него краску. Набрать клейстер на кисть и нанести на бумагу ровным толстым слоем. Взять палочку и процарапать рисунок. Оставить сохнуть.

17.«Рисование по стеклу» Техника рисования. Гуашь смешать с клеем ПВА в соотношении 1: 2. На бумаге простым карандашом нарисовать сюжет. Поверх нарисованной картинки положить стекло, обвести рисунок и закрасить.

18.«Рисование методом тычка (поролоновый тычок)» Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.

19.«Печатание спичечным коробком» Техника рисования. Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.

20.«Оттиск поролоном» Техника рисования. Вырезать контуры на поролоне. Гуашевую краску развести водой до густой жидкой сметаны и налить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.

21. «Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти) Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

22. "Граттаж» Техника рисования. На плотную бумагу (картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.

23. "Восковые карандаши + акварель" Техника рисования. На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.

24. Рисование свечой (проступающий рисунок). Техника рисования. На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой не затонируется.

25. Рисование жесткой кистью (щетина). Техника рисования. Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь разведенную до густоты сметаны(опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект " пушистой шерстки".

26. Рисование по сырому. Техника рисования. Влажной от воды(немного отжатой) губкой промакиваем всю поверхность бумаги. Затем рисуем изображение гуашью, акварельными красками, мелками, пастелью. Получается эффект размытого, прозрачного рисунка.

27. Расчесывание краски. Техника рисования. Нанести с помощью кисти гуашевые пятна(можно разных цветов) и с помощью мелкой расчески, поролоновой губки сделать вертикальные или горизонтальные мазки.

28.Рисование углем. Техника рисования. Рисунок выполняется тонким концом угля или всей поверхностью (растушевка), точно также, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться.

29. Печать винной и пенопластовой пробкой. Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.

30. Рисование цветными и белыми мелками. Техника рисования. Рисуем мелками изображение на белом или цветном листе бумаги. Затем с помощью лака для волос закрепляем рисунок(чтобы не рассыпался).

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих.

Елена Меркулова

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

«НЕОБЫЧНЫМИ ВЕЩАМИ МЫ РИСУЕМ БЕЗ ТРУДА»

Подготовила воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска Ростовской области- Меркулова Елена Анатольевна

Уважаемые коллеги!

Позвольте представить Вашему вниманию консультацию для родителей, которая была проведена мной на итоговом родительском собрании в форме мастер - класса. Мероприятие получилось очень интересным. Понравилось и родителям и детям. По рекомендации старшего воспитателя позднее провела подобную консультацию и для педагогов.

Цель: расширить знания родителей в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей.

Задачи:

1. Сформировать у родителей интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.

2. Донести до родителей важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей.

3. Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками рисования и дать возможность проявить свое художественное творчество.

Материалы и оборудование:

В музыкальном зале оформлена выставка детских работ в различных нетрадиционных техниках. На столах находятся изобразительные материалы и инструменты:

1. Для тычка полусухой кистью: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата, силуэты пушистого или колючего животного.

2. Для пальчиковой живописи, Знакомая форма – новый образ: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, карандаши.

3. Для печатания: бумага, мисочки с гуашевыми красками; ватные палочки, фломастеры, клеенки, салфетки.

4. Для рисования свечой + акварель (фотокопия, восковыми мелками + акварель: свечи, восковые мелки, акварель, широкие кисти, баночки с водой, бумага для акварели, кусочки поролона или поролоновый валик.

5. Для монотопии: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

6. Для пластилинографии: картон любого цвета, пластилин, стеки, салфетки.

7. Для рисования манной крупой: крупа, клей-карандаш, картон темных тонов.

Педагог: Уважаемые родители, очень рада приветствовать вас на нашей встрече!

Не секрет, что многие родители хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.

Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка.

Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка. Это - нетрадиционные изобразительные техники.

Такие техники необычны поскольку включают в учебный процесс не только изобразительные материалы, но и различные предметы быта: коктейльные трубочки, губки для мытья посуды, свечи, манную крупу, клей, вату и многое другое. Вы можете задать вполне закономерный вопрос: зачем это нужно? Разрешите, рассказать вам об этом в стихах:

Есть рисование обычное:

Традиционное во всем.

Материалы нам привычные.

Но речь сегодня не о нем.

О способах альтернативных

Хочу немного рассказать.

Свою большую эффективность

Они успели доказать.

Занятия нетрадиционные

Включают множество идей.

Порою провокационны,

Но интересны для детей.

В них необычно сочетаются

Материал и инструмент.

И все прекрасно получается,

И равнодушных точно нет!

Такие занятия интересны детям и дают отличные результаты. Их вы видите сейчас на выставке. Со всеми этими техниками я знакомлю детей как во время проведения занятий, так и в свободной деятельности.

А сейчас позвольте и вас познакомить с некоторыми нетрадиционными художественно – графическими техниками рисования.

ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ:

1. Тычок жёсткой полусухой кистью.

Возраст: любой.

Способ получения изображения: нужно опустить в гуашь кисть и ударять ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Если кисточкою тыкать,

То есть рисовать тычком,

То получится мурлыка

С мягким плюшевым хвостом.

2. Пальчиковая живопись.

* Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет.

Способ получения изображения: нужно опустить в гуашь пальчик и наносить точки, пятнышки или линии на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь легко смывается.

Детям старшего возраста можно предложить использовать ватные палочки.

* Рисование ладошкой.

Возраст: от двух лет.

Способ получения изображения: нужно опустить в гуашь ладошку (всю кисть) или окрасить её с помощью кисточки (с пяти лет) и делать отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Тематика обучения должна соответственно возрасту увеличивается за счет обучения их рисованию несколькими пальцами рабочей руки, щепотью, ребром ладони, всей ладонью.

Интересен и безопасен рецепт пальчиковых красок.

Перемешать миксером 0,5 кг муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла и воду, до концентрации густой сметаны, затем полученную массу разлить в отдельные баночки, добавить пищевой краситель (свекольный или морковный сок, как вариант - пасхальные наборы, перемешать до однородной массы.

3. Знакомая форма – новый образ

Возраст: от пяти лет.

Способ получения изображения: Нужно обвести карандашом выбранный предмет. Затем превратить его во что – то другое путём дорисовывания и раскрашивания любыми подходящими материалами.

Для обведения можно использовать различные предметы: ножницы, ложки, стаканчики

т. д. Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.

4. Печатание.

Возраст: от четырёх лет.

Способ получения изображения: для выполнения работы используют «печатки» из катушек от ниток, пробок, ватные палочки, колпачков от фломастеров, ватные палочки и т. д. Каждый рисунок, в зависимости оттого, чем печатать, получается разный.

Приготовив из отработанных фломастеров, специальные «тычки», вставив в них кусочки поролона, можно познакомить детей с приемом «пуантизма» (изображением из множества точек)

5. Техника «волшебного» рисунка (рисунок с резервом).

* Свеча + акварель (фотокопия)

Возраст: от четырёх лет

Способ получения изображения: рисовать свечой на бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, нарисованный свечой остаётся белым.

* Восковые мелки + акварель

Возраст: от четырёх лет,

Способ получения изображения: рисовать цветными восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок, нарисованный мелками остаётся незакрашенным.

Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла.

Важно: обращать внимание на силу нажима - чем сильнее нажим на мелок, тем чётче изображение.

6. Монотопия

* Предметная

Возраст: от пяти лет

Способ получения изображения: нужно сложить лист бумаги вдвое и на одной его половине рисовать половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также лист складывая лист после рисования нескольких украшений.

* Пейзажная

Возраст: от шести лет.

Способ получения изображения: лист складывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы сильнее отличался от отпечатка.

7. Пластилинография

Возраст: от четырёх лет

Способ получения изображения: Рисование пластилином на твёрдой поверхности

(Знакомя с каждой новой техникой рисования педагог даёт родителям возможность проявить свое художественное творчество на практике.)

Педагог:

На мольберт вы посмотрите,

Итог мастер-класса.

Педагог: Уважаемые родители!

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Наш мастер - класс подошел к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество! Смею надеяться, что теперь в беседах с детьми о занятиях рисованием вы сможете проявить свою немалую осведомленность!

Разрешите мне откланяться:

Вам удачи пожелать,

Если вам у нас понравилось,

Приходите к нам опять!

Спасибо всем за внимание!

В ходе мастер - класса предлагала родителям попробовать на практике применить те или иные техники рисования. Родители и присутствовавшие на собрании дети с удовольствием проявили своё творчество. Получились замечательные рисунки, которые они взяли на память.













СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ТВОРЧЕСКИХ ВАМ УСПЕХОВ!

Тема проекта – технологии:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.
Цель: Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи: 1) Исследование художественных способностей детей старшего возраста в изодеятельности.
2) Разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами.

3) Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
I этап – подготовительный.
Цель: 1) Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.
2) Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
3) По итогам диагностики подготовить детей к дальнейшей работе через систему игр, упражнений и т.д.
Создание развивающей среды.
Создание развивающей среды имеет большое значение для успешного обучения рисованию. При создании развивающей среды в группе мы опирались на ряд принципов:

  • Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворить возможное желание ребенка уединиться в процессе творчества.
  • Принцип стимулирования активности, самостоятельного творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем для рисования.
  • Принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рационального содержания, позволяющем реализовать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду и по своему усмотрению если этого требуют их настроение, желание.

В уголке ИЗО находятся в достаточном количестве бумага разного цвета, фактуры и формы; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры. Все выше перечисленное хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам. рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по аппликации, лепке и рисованию. На специальном стенде находятся рисунки детей. В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по ИЗО. Имеются также мольберты, ребенок может передвинуть их в любое место. К шкафам свободный доступ.

Формы взаимодействия с родителями.

Сроки выполнения

1.Совместная экскурсия с детьми и родителями в лес. (Подготовить материал для нетрадиционных техник рисования – листочки, веточки, шишки, мох и т. д.)
2. Анкетирование на тему: « Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей».
3. Выставка « Подарки осени» - поделки из природного материала, овощей, композиции из цветов.

Сентябрь

1. Собрание на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».
2. Практикум « Творим без кисточки» - познакомить родителей с приемами фотокопии – рисовании свечей, кляксографии с трубочкой, рисовании ниткой и др.

1. Оформить папку – раскладушку на тему: « Советы родителям по работе с краской».
2. Открытое занятие по изодеятельности для родителей.

1. Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку с использованием нетрадиционных техник.

1. Советы родителям « В музей с ребенком».
2. Экскурсия детей с родителями в музей изобразительного искусства.

1. Консультация для родителей « Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке».
2. Фотовыставка « Уголок изодеятельности в семье».

  • Рекомендации родителям « Рецепты приготовления соленого теста для лепки».
  • « Придумай и сделай герб своей семьи» - использовать соленое тесто, пластилин.

1. Совместное занятие по рисованию с использованием нетрадиционных методик.
2. Коллаж « Моя любимая сказка» - использование открыток, фантиков, аппликации, оригами, рисования и т. д. (Совместная работа родителей и детей).

1. Выставка детских рисунков с использованием нетрадиционных методик для родителей.
2. Праздник рисования с участием родителей.

Подготовили воспитатели: Петрова Е.А., Оношина Н.Ю.

Дети, наблюдая за окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

На занятиях по изо деятельности рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

  • интеллектуальному развитию ребенка;
  • коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • развивает мелкую моторику рук.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста , при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание).
Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии).

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения.
В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.
Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания, необходимы: густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой. Методика закрашивания такая же.

Достаточно сложной техникой является набрызг . Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями . Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техникикляксографии . Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досочку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов – фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография) . Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично), затем второй половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное изображение.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» . Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги. «Печатание бумагой» . Технология рисования. Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже . В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить родителей с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Необычное начало работы, применение игровых приемов - все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Задачи в работе с детьми:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

1.Рисование ладошкой

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2.Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

3.Оттиск поролоном

  1. Рисование мятой бумагой
    Таким способом, например можно нарисовать силуэты животных, траву, небо, снег, стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно, примакивая на альбомный лист.

5.Рисование отпечатками листьев

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью

  1. Монотипия .

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

  1. Рисование методом тычка .

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

  1. Кляксография .

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

  1. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов
  • Развивает уверенность в своих силах
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. . Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.