Карамзин. Бедная Лиза. Загадка «Бедной Лизы» Кипренского: почему эта картина вызывала у художника особенные чувства Цель проектной работы

Эраст восхищался своей пастушкой - так называл Лизу
- и, видя сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие
забавы большого света npeдставлялись ему ничтожными в сравнении с теми
удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С
отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде
упивались его чувства. "Я буду жить с Лизою,как брат с сестрою, - думал он,-
не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!"

Ну не прелесть ли? Дальше (и ближе) читать не обязательно, и так все ясно. Хорошо, что "Бедную Лизу" не проходили в школе, как "Недоросля" - двадцать лет потом он мне представлялся не образцом классицистской драматургии, а образцом невыносимой скуки. Текст "Лизы" не замылен плоским школьным литературоведением, его можно повернуть и так и этак, поиграть со смыслами. Представить в виде литературного памятника. В виде печальной истории, рассказанной невозможным языком. Или вообразить себя в роли маменьки чувствительной барышни, конфисковавшей у дочки новомодное безобразие (прочитала тайком, реве-е-ела... на людях и вслух ругая безнравственного сочинителя).

Или так: автор написал альтернативку. Слова такого тогда еще не было, поэтому никто не догадался - включая самого Карамзина (путешествие в описываемое настоящее ?). Действие происходит в параллельной Московии, где цветы растут круглый год, молодые люди носят имя Эраст, юные поселянки и дворяне нежной трепетностью чувств не уступают друг другу, а старушки крестьянки выражаются изящно, как образованные литераторы.

Книжечка, которую я хочу показать, - в карманном формате на мелованной бумаге со стилизованными иллюстрациями - вполне могла быть издана в той ветке реальности.

Тканевый переплет,

иллюстрации,



виньетки,

и виды Москвы.




Художник-иллюстратор И.Д. Архипов

Мир блаженный, чадо неба,
К нам с оливою летит,
И венец светлее Феба
На главе его блестит.
Он в дыхании зефира
Ниспускается в наш край
И от горних стран эфира
В тьму низносит светлый рай.

Всё в Природе оживает;
Свет проник в густую тень:
Пышно роза расцветает,
Как весною в красный день;
Луг пушится, зеленеет,
Клас сребрится вдалеке,
Плод златый на древе зреет,
Бальзам веет в ветерке.

Птички снова прилетают
В наши рощи и леса;
Снова в песнях прославляют
Мир, свободу, небеса.
Агнец тигра не боится
И гуляет с ним в лугах;
Всё творение дружится,
На земле и на водах.

Карамзин Н.М. Песнь мира.

18 ноября 2016 г. в МБУК «Оловяннинская межпоселенческая центральная библиотека» открылся вернисаж «Иллюстрируем сказки Н.М. Карамзина» , посвященный важному событию года - празднованию 250-летия писателя, поэта, журналиста, переводчика и, конечно же, сказочника, - Н.М. Карамзина.

На мероприятии, для учащихся 3 класса МБОУ Оловяннинская СОШ №1 (учитель Людмила Демьяновна Дупик), обучающихся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества» (педагог дополнительного образования Надежда Викторовна Меркитанова), и гостей выставки, которыми стали учащиеся 6-7 классов МБОУ Оловяннинская СОШ №1 под руководством Валентины Александровны Филипповой, - звучали стихотворения Н.М. Карамзина «Весеннее чувство», «Песнь мира», «Осень», его замечательная сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла», проведена викторина по сказкам Николая Михайловича, а так же подведены итоги конкурса рисунков «Иллюстрируем сказки Н.М. Карамзина» среди учащихся 3-6 классов учреждений общего и дополнительного образования муниципального района «Оловяннинский район», который проводился с 1 октября по 18 ноября 2016 г. в рамках инновационного проекта по продвижению книги и чтения «И будет имя жить его в России вечно!», посвященного 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина. Данный инновационный проект по продвижению книги и чтения центральная библиотека реализует совместно с Оловяннинским историко-краеведческим музеем им. Я.К. Золотухина в ходе краевого конкурса «Учимся истории России по Карамзину» . Научный сотрудник историко-краеведческого музея Лидия Сергеевна Юровникова пояснила почему Н.М. Карамзин написал «Песнь мира». Итак, война с Наполеоном Бонапартом, это был 1812 год, Карамзин жил тогда в Москве, ему 46 лет, по тем временам, человек в 46 лет воевать не мог, хотя мечтал поступить в ополчение. Из-за возраста не был принят в ополчение. Губернатор Москвы граф Растопчин понимал, что великий писатель, историк не должен погибать. Его приняли и держали при штабе. В результате Бородинского сражения очень много людей погибло. Н.М. Карамзин видел эту страшную войну, и когда она закончилась замечательной победой русской армии, и когда в 1814 г. русская армия вступила в Париж, он, восхищенный этим событием, и написал «Песнь мира»



12 декабря 2016 г. исполняется 250 лет со дня рождения Н.М. Карамзина. Имя этого выдающегося писателя и историка, всемирно известно. В старших классах ребята неоднократно встретятся с творчеством Н.М. Карамзина, с удовольствием прочитают его произведения «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «История государства Российского». В творчестве Н.М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения.

Белинский В.Г. считал, что в России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…

Н. М. Карамзин внёс огромный вклад в детскую литературу. Около 30 произведений, адресованных юным читателям, написал и перевёл знаменитый писатель. Именно Николай Михайлович, ратуя за то, «чтобы люди младые читать с увлечением могли», стал одним из редакторов первого русского журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». В этом издании печатались лучшие произведения писателей-классиков, рассказы о природе, рассказы по истории, рассказы о детях, занятные задачки об окружающем мире и, безусловно, сказки.



Оказывается великий классик тоже писал сказки! Добрые, мудрые сказки Николая Михайловича - «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», «Дремучий лес», малоизвестные среди детской аудитории, не издававшиеся отдельным изданием и не иллюстрировавшиеся, представляют несомненный интерес для прочтения и изучения. И очень приятно, что сегодня на выставке представлены яркие, неповторимые иллюстрации, выполненные участниками конкурса, они так точно передают сказочный колорит, что никого не оставили равнодушными: ни детей, ни нас, взрослых.

Чтобы создать такие красивые творческие работы, прежде всего, необходимо было прочитать сказки Н.М. Карамзина. Поэтому, мы спросили ребят: какие сказки вы прочитали? Какая из сказок вам больше всего понравилась? Почему?

Участники конкурса не только прочитали сказки, но и постарались передать полученные эмоции и переживания в своих работах. В течение полтора месяца ребята рисовали иллюстрации к трём сказкам Н.М. Карамзина: «Илья Муромец», «Дремучий лес», «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Всего на конкурс поступило 62 работы из следующих школ: МБОУ Оловяннинская СОШ №1, МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества», Золотореченское объединение «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества», МБОУ Ясногорская СОШ, МБОУ ДОД ДШИ, МБОУ Яснинская СОШ №2, МБОУ Бурулятуйская СОШ. По оценкам компетентного жюри, места распределились следующим образом:

в первой номинации «Иллюстрируем сказку Н.М. Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый Карла»:

I место - Александрова Анастасия (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

II место - Будникова Маргарита (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

III место - Пляскина Диана (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1);

во второй номинации «Иллюстрируем сказку Н.М. Карамзина «Дремучий лес»:

I место - Шивкова Ксения (МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Язева Анна (МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Санникова Ирина (учащаяся МБОУ ДОД ДШИ п.Ясногорск), Бородин Роман (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ), Гричунус Алёна (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Сикора Никита (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ);

II место - Ушакова Алёна (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»);

III место - Дубровин Станислав (учащийся МБОУ Оловяннинская СОШ №1);

в третьей номинации «Иллюстрируем сказку Н.М. Карамзина «Илья Муромец»:

I место - Лунченко Ксения (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Барковская Мария (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Каливина Ксения (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Самохвалова Марина (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Сикора Никита (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ);

II место - Кивешлигетий Дарья (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Кузнецова Олеся (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Пляскина Олеся (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Закиров Влад (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ), Климов Даниил (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ); Путилина Нина (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Бурнашова Александра (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»);

III место - Тихонов Андрей (учащийся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Мамедова Ирина (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Золотухина Алина (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»).

Все вышеназванные участники награждены Дипломами , остальным участникам конкурса вручены Сертификаты :

Вторушина Ирина (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Коленченко Надежда (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Лукоянова Татьяна (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Мовсисян Ася (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Рябов Богдан (учащийся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Фролова Диана (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Апасова Софья (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Дегтярева Ульяна (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Кургузова Дарья (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Петрова Карина (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Селезнева Алина (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Шелковникова Ксения (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Баранова Дарья (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Букина Алина (

Веселкова Кристина (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Есипова Виктория (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Заточная Виталина (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Кузнецова Елизавета (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Кучина Яна (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Чавгун Дмитрий (учащийся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Ковальчук Андрей (учащийся МБОУ Бурулятуйская СОШ),

Панфилова Елизавета (учащаяся МБОУ Бурулятуйская СОШ),

Соболева Валерия (учащаяся МБОУ Бурулятуйская СОШ).

После награждения пригласили детей поближе подойти к выставке рисунков, внимательно посмотреть работы и поиграть в игру «Отгадай сказку», соотнося предложенные фрагменты авторского текста с рисунками. Отгадал сказку по описанию - молодец, а не отгадал - приходи в МБУК «ОМЦБ» за книгой и читай, с наслаждением погружаясь в сказочный мир, созданный классиком.

В заключение мероприятия ребята выбрали два лучших рисунка на приз зрительских симпатий: иллюстрация к сказке Н.М. Карамзина «Илья Муромец»Самохваловой Марины, учащейся МБОУ Ясногорская СОШ, и иллюстрация Кузнецовой Олеси, учащейся МБОУ Оловяннинская СОШ №1

1.






До Карамзина в русском сентиментализме господствовали романы. Объяснялось это тем, что русский сентиментализм появился позже западноевропейского, а так как в Западной Европе наиболее популярными были романы Ричардсона и Руссо, то русские писатели взяли за образец именно этот жанр. Так, Ф.А.Эмину принадлежит роман "Письма Эрнеста и Долавры". Его сын, Н.Ф.Эмин, написал романы "Роза" и "Игра судьбы". Все эти произведения создавались под явным влиянием книги Руссо "Юлия, или Новая Элоиза". П.Ю.Львов выпустил роман "Российская Памела, или История Марии, добродетельной поселянки", в котором он следовал Ричардсону. Сентиментальные романы XVIII века отличались большими размерами, явным избытком словесного материала, не соответствующего их несложному сюжету. "Роман классический, старинный. Отменно длинный, длинный, длинный", – писал Пушкин.
Николай Михайлович Карамзин произвел в сентиментальной прозе подлинный переворот. Его повести отличались компактной формой и более динамичным сюжетом. У современников Карамзина наибольшей популярностью пользовалась "Бедная Лиза".
В основу повести положена просветительская идея внесословной ценности человеческой личности. Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста, и дважды на протяжении повести говорит об этом. В первый раз – матери: "Матушка, матушка, как этому статься? Он барин, а между крестьянами... Лиза не договорила речи своей". Второй раз – Эрасту: "Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!.." – "Почему же?" – "Я крестьянка...".
Лиза любит Эраста, не задумываясь о последствиях своей страсти. "Что принадлежит до Лизы, – пишет Карамзин, – то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала... и в удовольствии его полагала свое счастие". Этому чувству не могут помешать никакие своекорыстные помыслы. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. "И ты соглашаешься?" – настораживается Эраст. – "Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать?" – упрекает его Лиза.
Некоторые исследователи, обращая внимание на литературно правильный и поэтичный язык Лизы, приписывали Карамзину умышленную идеализацию крестьянской жизни. Но задача Карамзина была здесь совершенно другой. Решая вопрос о внесословной ценности человека, он стремился раскрыть красоту и благородство чувств своей героини. Одним из средств к этому был ее язык.

Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Эраст, по словам Карамзина, "довольно богатый дворянин" с "добрым от природы" сердцем, "но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии..." Таким образом, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Первоначально он думал о "чистых радостях", намеревался "жить с Лизою, как брат с сестрою". Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он "не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог". Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.
Следует заметить, что образу Эраста в повести сопутствует весьма прозаический лейтмотив. Это – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывают к себе, в большей или меньшей степени, осудительное отношение. Искренняя, настоящая помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках, в непосредственном участии в судьбе страдальцев. Что касается денег, то они создают лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений.
Для Лизы потеря Эраста равноценна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствует о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего благополучной развязкой унизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с социальными барьерами крепостнического мира, идиллии быть не могло.

«Карамзин Бедная Лиза» - Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза». Трудолюбивая. Первая встреча. «…Лиза! Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? Любила матушку. Эраст. Лиза. Самоотверженная. Нежная. Робкая. Легкомыслие Эраста. Измена Эраста. В чьи уста вкладывает автор рассуждения? Потеря смысла жизни.

«Бедная Лиза» - Эпитет. «Близ Симонова монастыря есть пруд, осененный деревьями. Н.М.Карамзин – журналист, писатель, историк. Образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. За 25 лет перед сим сочинил я там «Бедную Лизу» . Психологизм. А.Н. Радищев Н.М.Карамзин «Путешествие из «Бедная Лиза» Петербурга в Москву» (гл. «Едрово»).

«Иллюстрации к сказкам» - Иллюстрирование детских книжек.. Первый печатный букварь был издан Лаврентием Зизанием в Вильно в 1596г. Иллюстрация к «Cказке Царевна-лягушка». Какая первая иллюстрированная детская книга была выпущена в России? Художники стремились связать рисунок с плоскостью книжной страницы и шрифтами текста. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой.

«Иллюстрации к книгам» - Аппликация. Выбрать вид иллюстрации. Полуполосная иллюстрация. Гравюра на дереве. Полуполосная ил. Фронтиспис Заставка Полосная Полуполосная Иллюстрация на разворот Иллюстрации на полях Концовки. Линогравюра. На полях. Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Рисунок. Ил. на разворот.

«Достоевский Бедные люди» - «Человек есть тайна. уроки литературы в 9 классе по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди». В.Н. Майков. Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем. Раньше отцензуровать нельзя. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. «Не понимают, как можно писать таким слогом. Проблемы поэтики Достоевского.

«Богатые и бедные страны» - Осмыслить и... действовать. Твой попугай не сдохнет; тебя не уволят с работы; тебя не постигнет неудача в течении 7 лет, а также ты не заболеешь. Общественность Ответственность Уважение законов и правил Уважение прав других людей Трудолюбие Стремление к сохранению и обустроенному будущему Воля на значимые начинания Пунктуальность.