История и этнология. Факты. События. Вымысел. Последний прерафаэлит: Джон Уильям Уотерхаус - художник, писавший сильных женщин со сложной судьбой Джон уильям картины

Джон Уильям Уотерхаус - классик английской живописи конца 19 - начала 20 века, один из самых дорогих и популярных художников в Великобритании (его картина "Святая Цецилия" на аукционе "Кристи" была продана за 6 млн. фунтов стерлингов). Но, вне зависимости от цены на его произведения, это просто очень хороший художник, который долго был в России не так знаменит, как того заслуживает. Он создал удивительную галерею женских образов, выбирая сюжетами своих картин мифы или старинные литературные произведения.

Леди из Шалота, 1884 (Леди из Шалота - Элейн или Лилиейная дева, персонаж легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, девушка, умершая от неразделенной любви к Ланселоту)

Уотерхаус всегда оберегал свою частную жизнь от чужих глаз, поэтому известно о нем немного, кроме самых основных вех биографии. И не осталось ничего, кроме нескольких случайно уцелевших писем, что могло бы прояснить тайны его жизни.

Судьба. 1900

Родился Уотерхаус в 1849 году в Риме, в семье художника, но вскоре его семья вернулась в Англию. Первые уроки живописи будущий художник брал у своего отца, а в 21 год поступил в Королевскую академическую школу при Королевской академии искусства. Ранние работы мастера, выставленные в Королевской академии и известных галереях, вызвали большой интерес к молодому художнику.

Святыня. 1895

Художник несколько раз посещал Италию, а после женитьбы на художнице Эстер Кенуорти в 1883 году обосновался в Англии. Интерес к его работам становился все более высоким, картины приобретались для лучших собраний, включая королевское.

Ламия. 1905

Двое детей художника рано умерли, тем не менее, его брак был счастливым - супруги, пережив общее горе, сплотились и посвятили жизнь друг другу.

Ясон и Медея. 1890


Офелия. 1889

Уотерхауса относили к символистам. Некоторые исследователи полагали, что он входил в состав прерафаэлитов, но официально художник не примыкал ни к каким художественным группировкам.

Душа розы. 1908

В 1885 году Уотерхаус был избран в Королевскую академию искусства, а через 10 лет стал академиком.

Нереида. 1901

За свою жизнь Уотерхаус написал более 200 картин на мифологические и литературные сюжеты.

Заклинательница. 1911

Последние годы художника осложнила тяжелая болезнь, но он продолжал все так же напряженно работать. В 1917 году он умер от рака. Жена пережила его на 27 лет.

Психея открывает дверь в сад Эроса. 1904

И еще несколько работ мастера:

Офелия. 1894


Борей. 1902


Магический шар. 1902


Ариадна. 1898


Рассказ из Декамерона. 1916


Миранда. Буря. 1916


Пенелопа и женихи. 1912


Полевые цветы. 1902


Прекрасная Розалинда. 1917

Джон Уильям Уотерхаус (6 апреля 1849 — 10 февраля 1917 года) – английский художник, известный изначально картинами в академическом стиле, а затем как участник Братства Прерафаэлитов.

Он родился в 1849 году в Риме, где его отец работал художником. В 1850-х же годах его семья вернулась в Англию.

До поступления в школу Королевской академии в 1870 году Уотерхаус помогал отцу в своей студии. Его ранние работы были классическими в духе сэра Лоуренса Альма-Тадема и Фредерика Лейтона и были выставлены в Королевской академии, Обществе британских художников и галерее Дадли. В конце 1870-х и 1880-х годах Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию, где он рисовал жанровые сцены.

Вскоре он начал демонстрировать свои ежегодные летние выставки, сосредоточившись на создании больших холстов, изображающих сцены из повседневной жизни и мифологии Древней Греции.

Работы Уотерхауса в настоящее время представлены ​​в нескольких крупных британских галереях, и Королевская академия искусств организовала крупную ретроспективу его работ в 2009 году.

Очень мало известно о моделях художника — осталось лишь несколько писем, и, таким образом, на протяжении многих лет личности его моделей были тайной. Одно сохранившееся письмо указывает на то, что Мэри Ллойд, модель шедевра лорда Лейтона «Пылающий июнь», также позировала для Уотерхауза. Есть информация о том, что известная итальянская модель, Анджело Колоссосси, также принимала участие в создании шедевров Уотерхауса.

У Уотерхауса и его жены Эстер не было детей. Эстер Уотерхаус пережила своего мужа на 27 лет, скончавшись в 1944 году в доме престарелых. Она похоронена рядом со своим мужем на кладбище Кенсаль Грин в северном Лондоне.

Джон Уи́льям Уо́терхаус (англ. John William Waterhouse; 6 апреля 1849 — 10 февраля 1917) — английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма.

Родился в Риме в 1849 в семье художников. В 1850-х его семья находилась в Англии.


1874 (ок)_Сон и его сводный брат Смерть

Перед поступлением в Королевскую академическую школу Уотерхаус помогал отцу в его студии. Отец обучал его живописному мастерству. Затем, в академии, живописи и скульптуре Уотерхаус учился под руководством художника Пикерсгила.Первые работы Уотерхауса в классическом стиле, в духе Лоренса Альмы-Тадема и Фредерика Лейтона, были показаны в Обществе британских художников и галерее Дадли. На своих картинах Уотерхаус часто изображал сцены из итальянской жизни. По ним видно, как он любил свою родину, куда часто в течение жизни возвращался.

1891_Цирцея предлагает кубок Одиссею

Немного позже, основными героями основных сюжетов стали традиционные для прерафаэлитов персонажи мифов, преданий, поэтических произведений и историй из Библии.В возрасте двадцати пяти лет, в 1874 году, на выставке появилась картина Уотерхауса «Сон и его сводный брат Смерть», которая пришлась по душе критикам.

1900_Русалка

В 1880-х годах Уотерхаус совершил несколько поездок в Италию. В 1883 году, после брака с Эстер Кенуорти, Уотерхаус обосновался в Студиях Примроз Хилл.

1888_Леди Шалотт

Вместе с ним проживали и художники Артур Ракхэм и Патрик Колфилд.В 1888 году Джон Уотерхаус добивается успеха, его картина «Леди из Шалот» была приобретена сэром Генри Тэйт после выставки в Академии. Живописные работы этого периода демонстрируют рост интереса Уотерхауса к темам прерафаэлитов, в особенности, к созданию образов трагических или роковых женщин: «Клеопатра», «Цирцея Инвидиоза», «Цирцея, завлекающая Одиссея». Также художник проникся живописью пленэра.

Он любил изображать Офелию. На одной из его картин Офелия показана перед смертью, сидящей возле озера.

«Офелии» появились в период с 1894 по 1910 год.

В 1885 Джон Уотерхаус был избран в Королевскую Академию, а академиком стал в 1895.

В 1880-х годах Уотерхаус выставляет свои полотна в Новой галерее, а также на провинциальных выставках в Ливерпуле и Манчестере. Картины этого периода широко показывались в Англии и за границей как отражение международного движения символистов.В 1890-е годы Уотерхаус начинает писать портреты.

1900_Судьба

Он принимает участие в различных общественных организациях художников и деятелей искусств.

Вопреки страданиям от наступившей болезни, Уотерхаус в течение последних десяти лет жизни продолжает активно заниматься живописью.

Довольно часто его относят к прерафаэлитам, хотя он формально не принадлежал к данному течению.

За свою жизнь он написал примерно 200 полотен на мифологические, исторические и литературные темы.

Уотерхаус поддерживал идею прерафаэлитов в заимствовании сюжетов из поэзии и мифологии.

Он с особой точностью передавал драматизм момента, а также демонстрировал блестящее владение композицией и живописной техникой. Своей популярностью художник обязан очарованию и шарму его задумчивых моделей (по некоторым источникам, при написании полотна «Леди из Шалот» моделью была сама жена художника).

Работы Уотерхауса хвалились критиками, его репутация была высока, и ему подражали молодые художники.

Он относится к тем немногочисленным художникам, которые при жизни приобрели известность и могли жить в достатке благодаря своим работам.

1874_Перистиль

Джон Уильям Уотерхаус в течение последних двух лет жизни страдал от рака, от которого и скончался в 1917 году.

Он был похоронен на кладбище Кенсал Грин в Лондоне.
Портрет мисс Клэр Кенуорти в белом платье
1880_Цветочная лавка
1882 (ок)_Эскиз для Русалки
1883 (ок)_Любимцы императора Гонория
1886_Магический круг
1888 (ок)_Клеопатра

"Леди из Шалот", Джон Уильям Уотерхаус.


Джона Уильяма Уотерхауса часто называют последним прерафаэлитом. Прекрасные длинноволосые девы, мифологические и средневековые сюжеты, дикие травы и заросшие пруды роднят его работы с полотнами Милле и Россетти. Однако биография Уотерхауса сильно отличается от жизнеописаний романтиков и скандалистов XIX века.


"Ариадна".

Он родился на севере Италии в семье известных художников и первые годы жизни прожил в этой прекрасной солнечной стране. Ранние работы Уотерхауса наполнены ностальгией по Италии – рынки, руины, итальянские дворики…


Впоследствии он нередко писал своих героинь на фоне итальянских пейзажей, одевал их в тонкие античные платья, воплощал в своих полотнах образы нежной Психеи и коварной Цирцеи – героинь античной мифологии. В дальнейшем Уотерхаус часто возвращался в эти места, чтобы напитаться их животворящим воздухом.


С детства Джон был свидетелем творческой жизни римских художников и поэтов, наведывавшихся в гости к его родителям, долгие часы проводил в отцовской мастерской, где и получил первые уроки живописи. Атмосфера Рима располагала к занятию искусством. Юный Джон рос среди величественных скульптур и полотен великих художников. Можно сказать, у него не было выбора, кроме как пойти по стопам родителей и посвятить искусству всю свою жизнь.


Несмотря на очарование Рима, семья приняла решение вернуться в Англию. В двадцать один год Джон поступил в Королевскую Академию художеств, где не был замечен ни в бунтах, ни в особой тяге к экспериментам. Его обучение было ровным, но вполне успешным, и спустя годы Академия не раз предоставляла ему возможность выставлять работы в своих стенах.


В те годы самым высокооплачиваемым художником Великобритании был Лоуренс Альма-Тадема, изображавший повседневную жизнь Древнего Рима – в основном прекрасных молодых женщин в легких одеждах, предающихся неге на шкурах и среди рассыпанных розовых лепестков. Часть работ Альма-Тадемы посвящены античной поэтессе Сапфо и наполнены скрытым эротизмом, однако чопорная викторианская публика принимала каждое его полотно с неизменным восторгом. Первые работы Уотерхауса – отчетливое подражание Альма-Тадеме. Другой его «учитель» - прерафаэлит Фредерик Лейтон, чьи работы связаны с рыцарством, культом Прекрасной Дамы и британской историей.


Однако Уотерхаус довольно быстро выработал собственный стиль, опираясь не только на академизм, но и на творческую манеру импрессионистов – он не стремился к идеальной гладкости изображения, применяя зачастую широкие, грубые мазки, чтобы передать движение.


"Леди Шалот"(слева), "Моя сладкая роза

Одной из самых известных его картин стала «Леди из Шалот», написанная по мотивам легенды артурианского цикла. Бледная рыжеволосая девушка плывет по заросшей реке в старинной лодке, ее лицо исполнено страдания, а пейзаж проникнут тревогой.


Биографам неизвестна ни одна пикантная история из жизни Уотерхауса, он не был замешан в скандалах или интригах.


В отличие от большинства прерафаэлитов, не ввязывался он и в сомнительные истории с натурщицами – он приглашал позировать нескольких женщин, и все они отмечали его вежливость и корректность. Он никогда не флиртовал с женщинами, которых писал, и относился к ним с глубоким уважением.


Любой, кто хотя бы бегло ознакомился с творчеством Уотерхауса, может заметить, что часто он писал стройную рыжеволосую девушку с тонким профилем, напоминающую музу прерафаэлитов Лиззи Сиддал. Известно ее имя – Мюриэл Фостер, однако биография остается загадкой.


Несмотря на множество работ и эскизов, выдающих явное восхищение Уотерхауса красотой мисс Фостер, это увлечение было чисто художественным, эстетическим. Сердцем Джона Уотерхауса владела другая женщина.


Женщина с розами"(слева), эскиз к картине Офелия (справа).

В 1883 году он женился на успешной художнице Эстер Кенуорти. Их брак был крепким и счастливым, но оказался омрачен потерей двоих детей в раннем возрасте.
Многие исследователи ищут облик Эстер в работах Уотерхауса, но мнения разнятся – кто-то считает, что она изображена в образе леди Шалот, кто-то утверждает, что Уотерхаус никогда не писал жену в романтических образах.


Любимые героини Уотерхауса – леди Шалот, Офелия, Цирцея, Психея.


Его интересовали судьбы сильных, властных, ярких женщин.


В работах Уотерхауса женщины – не абстрактные образы, запечатленные «для красоты», они не кокетливы, иной раз невинны, а подчас суровы.


«Прекрасная беспощадная дама», соблазняющая рыцаря, выглядит скорее злой колдуньей, заманившей несчастного в свои сети.


Сочетание жестокости и невинности, сила личности, фатализм и загадка отличают героинь Уотерхауса. Здесь есть и влияние его жены – яркой, неординарной женщины, достигшей значительных успехов в той области, которая на рубеже веков еще была преимущественно мужской.


Уотерхаус написал более двухсот работ, вызывавших одобрение как членов Академии, так и непросвещенной публики. Критики отмечали, что своим успехом Уотерхаус, разумеется, обязан красоте своих натурщиц.


Однако искусствоведы отмечают его идеальную композицию, тонкую работу с цветом, умение сосредоточиться на внутреннем мире изображенной женщины. Он никогда не писал «красиво», украшательски, искренне восхищаясь и любуясь красотой природы, полевыми цветами и зарослями камыша. Он предпочитал писать цветы и пейзажи с натуры.


В последние годы жизни художник страдал от тяжелого онкологического заболевания, от которого и скончался в возрасте шестидесяти семи лет, не прекращая творить до тех пор, пока это было возможно. Эстер пережила его на двадцать семь лет.


В наши дни творчество Уотерхауса все так же восхищает зрителей, а вклад в развитие искусства Великобритании считается неоценимым.


В 1992 году его изображение появилось на британской почтовой марке. Коллекционеры готовы отдать любые деньги за то, чтобы получить одну из его работ – например, «Святая Цецилия» была продана за шесть миллионов фунтов стерлингов фонду Веббера. Многие молодые художники и фотографы, наши современники, вдохновляются живописью Джона Уотерхауса – и интерес к творчеству этого загадочного художника только возрастает.

В продолжение темы рассказ о том, кем они были - , рыжеволосые музы художников-прерафаэлитов