Грин алые паруса смысл произведения.  символический смысл названия повести-феерии а. грина «алые паруса

По одной из версий, идея повести «Алые паруса» возникла во время прогулки Александра Грина по невской набережной Петербурга. Проходя мимо одного из магазинов, писатель увидел невероятно красивую девушку. Он долго смотрел на неё, но познакомиться так и не решился. Красота незнакомки настолько взволновала писателя, что спустя какое-то время он приступил к созданию повести.

Замкнутый мрачный человек по имени Лонгрен живёт уединённой жизнью со своей дочерью Ассоль. Лонгрен изготовляет модели парусников на продажу. Для маленькой семьи это единственный способ свести концы с концами. Земляки ненавидят Лонгрена из-за одного случая, произошедшего в далёком прошлом.

Когда-то Лонгрен был моряком и надолго уходил в плаванье. Вернувшись в очередной раз из плаванья, он узнал, что его жены уже нет в живых. Родив ребёнка, Мери должна была истратить все деньги на лекарства для себя: роды были очень тяжёлыми, и женщине требовалось срочное лечение.

Мери не знала, когда вернётся муж и, оставшись без средств к существованию, отправилась к трактирщику Меннерсу, чтобы взять в долг. Трактирщик сделал Мери непристойное предложение в обмен на помощь. Честная женщина отказалась и пошла в город, чтобы заложить кольцо. По дороге женщина простудилась и впоследствии умерла от воспаления лёгких.

Лонгрен был вынужден воспитывать дочь самостоятельно и больше уже не мог работать на корабле. Бывший моря знал, кто разрушил его семейное счастье.

Однажды ему представился случай отомстить. Во время шторма Меннерса унесло на лодке в море. Единственным свидетелем произошедшего был Лонгрен. Трактирщик тщетно взывал о помощи. Бывший моряк спокойно стоял на берегу и курил трубку.

Когда Меннерс был уже достаточно далеко от берега, Лонгрен напомнил ему о том, как он поступил с Мери. Через несколько дней трактирщика нашли. Умирая, он успел рассказать, кто был «виновен» в его смерти. Односельчане, многие из которых не знали о том, каким на самом деле был Меннерс, осудили Лонгрена за его бездействия. Бывший моряк и его дочь стали изгоями.

Когда Ассоль было 8 лет, она случайно встретила собирателя сказок Эгля, который предсказал девочке, что годы спустя она встретит свою любовь. Её возлюбленный приплывёт на корабле с алыми парусами. Дома девочка рассказала о странном предсказании отцу. Их беседу подслушал нищий. Он пересказ услышанное землякам Лонгрена. С тех пор Ассоль стала объектом насмешек.

Знатное происхождение юноши

Артур Грэй, в отличие от Ассоль, вырос не в жалкой хижине, а в замке и происходил из богатого и знатного рода. Будущее мальчика было предрешено: он будет жить такой же чопорной жизнью, как и его родители. Однако у Грэя другие планы. Он мечтает быть отважным моряком. Юноша тайно ушёл из дома и поступил на шхуну «Ансельм», где прошёл весьма суровую школу. Капитан Гоп, заметив в молодом человеке хорошие задатки, решил сделать из него настоящего моряка. В 20 лет Грэй купил трёхмачтовый галиот «Секрет», на котором стал капитаном.

Через 4 года Грэй случайно оказывается в окрестностях Лисса, в нескольких километрах от которого находилась Каперна, где жил Лонгрен с дочерью. Волею случая Грэй встречает Ассоль, спящую в зарослях.

Красота девушки настолько поразила его, что он снял с пальца старинное кольцо и надел его Ассоль. Затем Грэй направляется в Каперну, где пытается хоть что-нибудь узнать о необычной девушке. Капитан забрёл в трактир Меннерса, где теперь хозяйничал его сын. Хин Меннерс рассказал Грэю о том, что отец Ассоль – убийца, а сама девушка – сумасшедшая. Она мечтает о принце, который приплывёт к ней на корабле с алыми парусами. Капитан не слишком верит Меннерсу. Его сомнения окончательно развеял пьяный угольщик, сказавший, что Ассоль действительно очень необычная девушка, но не сумасшедшая. Грэй решил воплотить в реальность чужую мечту.

Тем временем старый Лонгрен принимает решение вернуться к своему прежнему занятию. Пока он жив, его дочь не будет работать. Лонгрен впервые за много лет отправился в плаванье. Ассоль осталась одна. В один прекрасный день она замечает на горизонте корабль с алыми парусами и понимает, что он приплыл за ней…

Характеристика персонажей

Ассоль – главная героиня повести. В раннем детстве девочка остаётся в одиночестве из-за ненависти окружающих к её отцу. Но одиночество привычно для Ассоль, оно не угнетает и не пугает её.

Она живёт в своём собственном вымышленном мире, куда не проникают жестокость и цинизм окружающей реальности.

В восемь лет в мир Ассоль приходит красивая легенда, в которую она поверила всем сердцем. Жизнь маленькой девочки приобретает новый смысл. Она начинает ждать.

Годы идут, но Ассоль остаётся прежней. Насмешки, обидные прозвища и ненависть односельчан к её семье не озлобили юную мечтательницу. Ассоль по-прежнему наивна, открыта миру и верит в пророчество.

Единственный сын знатных родителей вырос в роскоши и достатке. Артур Грэй – потомственный аристократ. Однако аристократизм ему совершенно чужд.

Ещё в детстве Грэй отличался смелостью, дерзостью и стремлению к абсолютной самостоятельности. Он знает, что по-настоящему сможет проявить себя только в борьбе со стихиями.

Артура не прельщает высшее общество. Светские рауты и званые ужины не для него. Картина, висевшая в библиотеке, решает судьбу юноши. Он уходит из дома и, пройдя суровые испытания, становится капитаном корабля. Дерзость и смелость, доходящие до безрассудства, не мешают юному капитану оставаться добрым и отзывчивым человеком.

Вероятно, среди девушек того общество, в котором родился Грэй, не нашлось бы ни одной, способной пленить его сердце. Чопорные дамы с изысканными манерами и блестящим образованием ему не нужны. Грэй не ищет любви, она сама его находит. Ассоль – очень необычная девушка с необычной мечтой. Артур видит перед собой красивую, смелую и чистую душу, подобную его собственной душе.

В конце повести у читателя возникает ощущение свершившегося чуда, сбывшейся мечты. Несмотря на всю оригинальность происходящего, сюжет повести не фантастичен. В «Алых парусах» нет ни волшебников, ни фей, ни эльфов. Перед читателем предстаёт вполне заурядная, лишённая прикрас действительность: бедные люди, вынужденные бороться за своё существование, несправедливость и подлость. Тем не менее, именно своей реалистичностью и отсутствием фантастики так привлекательно это произведение.

Автор даёт понять, что человек сам создаёт свои мечты, сам в них верит и сам же их воплощает в реальность. Нет смысла ждать вмешательства неких потусторонних сил – фей, волшебников и т. д. Чтобы понять, что мечта принадлежит только человеку и только человек решает, как ей распорядиться, нужно проследить всю цепочку создания и воплощения мечты.

Старый Эгль создал красивую легенду, очевидно, для того, чтобы порадовать маленькую девочку. Ассоль поверила в эту легенду и не может даже представить себе, что пророчество не сбудется. Грэй, влюбившись в прекрасную незнакомку, воплощает её мечту в реальность. В результате, нелепая, оторванная от жизни фантазия становится частью действительности. И воплотили эту фантазию не наделённые сверхъестественными способностями существа, а самые обычные люди.

Вера в чудо
Мечта, по мнению автора, это смысл жизнь. Только она и способна спасти человека от каждодневной серой рутины. Но мечта может стать большим разочарованием для того, кто бездеятелен и для того, кто ждёт воплотителя своих фантазий извне, потому что помощи «сверху» можно так и не дождаться.

Грэй никогда бы не стал капитаном, оставаясь в родительском замке. Мечта должна превратиться в цель, а цель, в свою очередь, в энергичное действие. У Ассоль не было возможности предпринять какие-либо действия для осуществления своей цели. Но у неё было самое главное, то, что, может быть, важнее действия – вера.

5 (100%) 2 votes


«Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно. Произведение покоряет необычными образами и волшебным сюжетом. Изучают его в 6 классе, но многие читатели возвращаются к нему во взрослом возрасте, чтобы еще раз очутиться в мире доброты и сказок. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку. В разборе представлены наиболее важные пункты литературного анализа по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1916 - 1920.

История создания - Замысел произведения появился в 1916 г. Прогуливаясь по петербургским улицам, в витрине одного из магазинов А. Грин заметил игрушечный корабль с белыми парусами. Так в его воображении начали создаваться образы будущего произведения. Работу над ним писатель завершил в 1920 г., а отдельной книгой издал в 1923 г.

Тема - В произведении можно выделить несколько главных тем - сбывшаяся мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Композиция - Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Жанр - Повесть-феерия.

Направление - Неоромантизм, символизм.

История создания

История создания повести необычная. О том, как возник ее замысел, А. Грин записал в черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925 г.) Как-то во время одной из прогулок по Петербургу писатель остановился у витрины магазина. Там он увидел игрушечный кораблик под белыми парусами. В его воображении начали возникать образы, события. Писатель подумал, что неплохо было бы превратить белые паруса в алые. «…Потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься».

Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести - 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но еще некоторое время вносил в произведение правки.

В мае 1922 г. на страницах газеты «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г.

Тема

Анализируемая повесть - необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» - заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.

Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.

В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном.

Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй.

В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести .

Паруса - символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.

Сюжет помогает определить идею . А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.

Основная мысль : мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам - вот чему учит писатель.

Композиция

В «Алых парусах» анализ следует продолжить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии, помогающем вникнуть в суть главной проблемы. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Экспозиция повести - знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка - предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий - рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя. Кульминация - Грэй слушает рассказы о «полоумной» Ассоль. Развязка - Грэй забирает Ассоль на своем корабле. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Особенность композиции в том, что каждая глава произведения относительно завершенная, подталкивает к определенным выводам.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - повесть-феерия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки феерии: волшебные события, необычные, несколько сказочные образы, победа добра над злом.

В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений - неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить произведение к сказкам.

Кузнецова С.А., учитель Гвардейской школы № 1

Урок литературы в 6 классе

« ЛЮБИТЬ, МЕЧТАТЬ И ВЕРИТЬ…»

(Символический смысл повести А.Грина «Алые паруса»)

Человек в порыве к счастью

способен сам совершать чудеса.

К.Паустовский

ЦЕЛИ: - раскрыть символический смысл повести - феерии;

Способствовать развитию умения характеризовать героев, объясняя мотивы их поступков и поведения;

Воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, красоте и добру, веру в мечту.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: портрет А.Грина, иллюстрации героев произведения.

Экспертные группы учащихся: «литературоведы» (исследователи текста), «лингвисты», «художники».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ХОДЕ УРОКА

ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (проверка готовности класса к уроку)

II ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Учитель:

- «Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин - один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин. Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.

III ВЫЯВЛЕНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ

Учитель:

Когда в повести появляется образ алых парусов? (Образ алых парусов появляется в повести не сразу. Сначала отец Ассоль делает игрушки с белыми парусами. Но когда ночью не находит ткани нужного цвета, он берет АЛЫЕ лоскутки.)

Какими обычно бывают паруса? (Из грубой парусины серого цвета.)

Можно сшить алые и шелковые. Это расточительство? (Это рукотворное чудо, символ. Такой парус уносит в неизвестные дали, где ждет героев прекрасное будущее.)

Словарная работа. СИМВОЛ – условный знак, образ.

IV ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

«ВХОД В УРОК» (цели формулируют учащиеся)

Учитель:

Образ алых парусов становится символом. Что символизирует словосочетание «АЛЫЕ ПАРУСА»?

* ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ ТОЛЬКО БРАТЬ;

* в жизни все очень просто: ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ;

* СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ - ЗНАЧИТ ИСПОЛНИТЬ МЕЧТУ ДРУГОГО;

* утверждение верного способа достижения счастья заключается в том, чтобы «ДЕЛАТЬ ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ ». (Данные утверждения разместить на доске)

Учитель:

Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться. Художественные секреты образов – символов помогут нам понять поступки главных героев, которые «… стремясь к счастью, совершают чудеса» . (Обращение к эпиграфу. Запись темы и эпиграфа в тетради)

V РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

1. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Алые паруса… Появляется чудесный, пленительный образ. Как представляет Ассоль появление корабля своей мечты?

Сообщение группы «литературоведов».

Алый цвет – цвет счастья, лучезарный оттенок, несущий исполнение желаний. Вот как представляет Ассоль появление корабля своей мечты: « Из зарослей поднялся корабль; он всплыл и остановился… он пылал,как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь.» (На доске кораблик с белыми парусами заменить на алый парусник.)

Учитель:

Что нас удивляет? (Так может видеть и чувствовать только человек, взволнованный ожиданием чуда.)

2. «ХУДОЖНИКИ»

Учитель:

Через цвет автор показывает внутреннюю жизнь героев, следовательно, мы можем посредством цветовой картины говорить о внутреннем состоянии персонажей в тот или иной момент их жизни. Какое значение в живописи имеют белый и алый цвет?
Сообщение группы «художников».

Белый цвет символизирует покой, безмятежность. Алый цвет в живописи относится к теплым тонам. Это жизнерадостный, энергичный, темпераментный тон. Сочный, яркий, чистый. Цвет утренней зари, нежно-розово-красный, пронизанный ранними лучами солнца. Радостный тон.

3. «ЛИНГВИСТЫ»

Учитель:

Как А.Грин определил жанровое своеобразие произведения?(«Алые паруса» - феерия.)

Вспомним, что такое феерия.

Сообщение группы «лингвистов» .

«Алые паруса» - феерия.ФЕЕРИЯ - волшебное сказочное зрелище. (Таблица на доске)

4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ДИАЛОГА АССОЛЬ И ЭГЛЯ.

Учитель:

Это сказочное, волшебное началось с МЕЧТЫ, с чудесного предсказания Эгля, собирателя легенд и преданий. Он предсказывает девочке «алые паруса белого корабля».

МЕЧТА ДУША

ВЕРА В ЧУДО ПОСТУПОК

Инсценирование диалога Ассоль и Эгля.

Не знаю, сколько пройдет лет, - только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. - «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?» - спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. - «Здравствуй, Ассоль! - скажет он. - Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

Это все мне? - тихо спросила девочка. Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла ближе. - Может быть, он уже пришел... тот корабль?

Не так скоро, - возразил Эгль, - сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? - это будет, и кончено. Что бы ты тогда сделала?

Я? - Она посмотрела в корзину, но, видимо, не нашла там ничего достойного служить веским вознаграждением. - Я бы его любила, - поспешно сказала она, и не совсем твердо прибавила: - если он не дерется.

Нет, не будет драться, - сказал волшебник, таинственно подмигнув, - не будет, я ручаюсь за это. Иди, девочка, и не забудь того, что сказал тебе я …(уч-к стр.217)

Учитель:

Очень красивая история. С этой встречи жизнь девочки наполнилась радостным ожиданием чуда. А чудо Ассоль начинается с МЕЧТЫ. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником. Шаблон кораблика приклеить в тетрадь, схема записывается в течение урока.)

5. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Случайно ли то, что эту легенду Эгль поведал именно Ассоль, что увидел сказочник в девочке?

Сообщение группы «литературоведов» .

«Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой» (На доску поместить рисунок с изображением Ассоль)

Учитель:

Как Эгль называет Ассоль?(Эгль обращается к девочке «милая» , «крошка» , «растение».)

Учитель:

С каким растением ассоциируется образ Ассоль?(Образ Ассоль ассоциируется с цветком, беззащитным, нежным, приносящим радость и не требующем ничего взамен.)

6. «ЛИНГВИТСЫ»

Учитель :

Что сказал Эгль об имени Ассоль?

Сообщение группы «лингвистов».

«… оно так странно… музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины…» (уч-к стр. 216)

Учитель:

С чем созвучно это имя, с чем схоже?(С солнцем, нежным ветром, с блеском зари, с загадочным светом. Интересно значение имени: Al sol (исп.) – буквально переводится - к солнцу.)

7. «ХУДОЖНИКИ»

Учитель:

В рассказе о Каперне и ее обитателях Грин не использовал ни одного цветового определения: «… черная крыша трактира…грязный пол, пожелтевшая скатерть…» и человеческая ненависть. Используя литературный материал предложите свое цветовое решение для иллюстрации этой приморской деревушки.

«Художники» показывают картину-ассоциацию «Жители Каперны» и комментируют нарисованное.

На рисунке изображено море в серых и черных тонах, потому что в Каперне много лет назад произошла трагедия.Черный цвет символизирует несчастье, горе. Серый – нейтральный цвет, его предпочитают те люди, которые боятся заявить о себе.

Эгль говорит: « …у вас не рассказывают сказок… у вас не поют песен.» В Каперне живут люди, лишенные романтики, без полета, без веры в мечту. Грубые, приземленные, они не могли понять ни Ассоль, ни Лонгрена, сочиняющего сказки для своей дочери и создающего яхты с алыми парусами.

8. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Как вы думаете, могли ли такие люди понять Ассоль и ее отца? (Конечно, нет. Ассоль и ее отец одиноки.)

Комментарии «литературоведов» .

« …дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили… Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: - «Скажи, почему нас не любят?» - «Э, Ассоль, - говорил Лонгрен, - разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». - «Как это - уметь?» - «А вот так!»

Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия.» (уч-к стр.214)

Учитель:

Мечта же Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить» , как учил ее отец, смогла ПОВЕРИТЬ В ЧУДО. (Табличка – ассоциация помещается рядом с парусником)

9. «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Учитель:

Но в повести есть такой герой, который хочет защищать слабых и беззащитных. Это – Грэй. Вспомните поступки маленького графа, говорящие о нем, как о рыцаре, защитнике слабых.

Анализ произведения. А. Грин Алые Паруса


  1. htyjuj
  2. Александр Степанович Грин
    Главные герои: Ассоль, Артур Грей.
    Повесть А. Грина "Алые паруса" наполнена мечтами об ослепительном случае и радости маленькой девочки Ассоль.
    Лонгрен, бывший моряк, жил со своей дочерью Ассоль на средства от продажи сделанных им парусников и лодочек. Земляки не любили его. Они считали Лонгрена виновным в смерти трактирщика Меннерса. Он когда-то не оказал помощь жене Лонгрена, пытавшуюся спасти от голода малютку Ассоль. Мери пришлось идти по непогоде в город, чтобы заложить кольцо, после чего она заболела и умерла. Это стало причиной, что находящийся на берегу Лонгрен не помог тонущему трактирщику. Этот случай усугубил отчуждение окружающих и вызвал прочную взаимную ненависть к нему и к его дочери. Девочка росла без подруг. Внушаемые взрослыми, дети гнали Ассоль, швыряли в не грязью и дразнили тем, что будто отец е ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Е попытки к сближению заканчивались горьким плачем, синяками и царапинами. Наконец, она перестала обращать внимание на злословия и оскорбления.
    В один из дней отец отправил Ассоль в город с товаром. Играя, девочка спустила на воду яхту с алыми парусами. Ручей подхватил игрушку и понес по течению. Малышка долго бежала, не упуская яхту из виду, но догнать не смогла.
    Встреча на берегу моря с собирателем легенд, песен, сказок и преданий чудесным образом изменила жизнь Ассоль. Волшебник, как называл себя Эгль, поведал ей, что через время за ней на корабле с алыми парусами приплывет принц. Девочка поверила и рассказала об этом отцу.

    Артур Грей родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он добрый, своевольный и справедливый. В 20 лет Артур исполнил свою мечту, приобретя шхуну под названием Секрет. Судно Грэя прошло через океан и оказалось недалеко от Каперны местечка, где жила Ассоль. Однажды Грэй, прогуливающийся по берегу, увидел спящую девушку, поразившую его своей красотой. Он надел кольцо на е палец.
    В трактире погибшего Меннерса, где делами заправлял его сын, Грэй услышал историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Угольщик, выгнанный из трактира, сказал Грэю, что Ассоль вовсе не сумасшедшая. У этой девушки богатый и интересный внутренний мир. Пораженный историей, молодой капитан купил алый шелк и нанял музыкантов. Секрет огибал мыс у берега Каперны. Все жители собрались на берегу, чтобы посмотреть на чудесный корабль с алыми парусами. Прибежала туда и Ассоль. В причалившей к берегу лодке ее встретил Грэй. Он забрал потрясенную сбывшимся предсказанием девушку на Секрет. На следующий день они были уже далеко от Каперны.

    Больше всего мне понравился момент встречи Ассоль и Грэя.
    Но весло резко плеснуло вблизи нее; она подняла голову. Грэй нагнулся....
    Прочитав Алые паруса я поняла, что сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, не дат успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. Эта пленительная книга А. Грина просвечена насквозь, как утреннем солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса. В этом я вижу ценность этого произведения и того обаяния, которая произвела на меня главная героиня Ассоль, сумевшая пронести через мучительное существование дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку.

  3. Почти сто лет назад Александр Грин написал замечательную книжку Алые паруса. Время было тогда трудное: революция, Гражданская война, разруха и голод. Но Алые паруса - романтическая поэма, ведь и в тяжелые времена людям нужна вера в мечту, в то, что мечты сбываются. Ничего сказочного в Алых парусах нет настоящие люди, настоящие трудности. Секрет волшебства в "странных летящих душах" автора и его героев. Тусклый мир остается вне, когда ты умеешь любить и творишь чудо сам, будь ты капитаном галиота, или писателем, или чутким читателем.
    Проверьте, насколько хорошо вы знаете эту книгу, ответив на наши вопросы и сравнив с нашими ответами и ваш мир станет ярче.
  4. Почти сто лет назад Александр Грин написал замечательную книжку Алые паруса. Время было тогда трудное: революция, Гражданская война, разруха и голод. Но Алые паруса - романтическая поэма, ведь и в тяжелые времена людям нужна вера в мечту, в то, что мечты сбываются. Ничего сказочного в Алых парусах нет настоящие люди, настоящие трудности. Секрет волшебства в "странных летящих душах" автора и его героев. Тусклый мир остается вне, когда ты умеешь любить и творишь чудо сам, будь ты капитаном галиота, или писателем, или чутким читателем.
    Проверьте, насколько хорошо вы знаете эту книгу, ответив на наши вопросы и сравнив с нашими ответами и ваш мир станет ярче.
  5. Артур Грей родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он добрый, своевольный и справедливый. В 20 лет Артур исполнил свою мечту, приобретя шхуну под названием Секрет. Судно Грэя прошло через океан и оказалось недалеко от Каперны местечка, где жила Ассоль. Однажды Грэй, прогуливающийся по берегу, увидел спящую девушку, поразившую его своей красотой. Волшебник, как называл себя Эгль, поведал ей, что через время за ней на корабле с алыми парусами приплывет принц. Девочка поверила и рассказала об этом отцу. Он когда-то не оказал помощь жене Лонгрена, пытавшуюся спасти от голода малютку Ассоль. Мери пришлось идти по непогоде в город, чтобы заложить кольцо, после чего она заболела и умерла. Это стало причиной, что находящийся на берегу Лонгрен не помог тонущему трактирщику. Этот случай усугубил отчуждение окружающих и вызвал прочную взаимную ненависть к нему и к его дочери. Девочка росла без подруг. Внушаемые взрослыми, дети гнали Ассоль, швыряли в не грязью и дразнили тем, что будто отец е ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги.
В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «меч­та». Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании самого писателя и главных героев его произведения? И почему именно алые паруса стали своеобразным символом мечты? Когда впервые в произведении упоминаются алые паруса, они представляют собой алые пару­са на игрушечной гоночной яхте. Эти алые пару­са были сделаны из обрезков шелка, «употребляв­шегося Лонгреном для оклейки пароходных кают - игрушек богатого покупателя». Маленькое су­денышко в этот момент держала в руке наша ге­роиня Ассоль. Каким образом яхта оказалась в ее руках? Дело в том, что девочка росла с отцом, зарабатывающим на жизнь изготовлением игру­шек. Мать девочки умерла рано от воспаления легких. Причастным к ее смерти был трактир­щик, состоятельный человек Меннерс. Он отка­зался дать денег в долг женщине, оказавшейся в безвыходном положении. Мери была вынуждена в холодную ветреную погоду отправиться в город заложить за бесценок колечко. Вернувшись, Мери заболела и умерла. Лонгрен взял на себя воспитание дочери: «он де­лал также сам всю домашнюю работу и проходил несвойственное мужчине сложное искусство ра­щения девочки». Вскоре Лонгрен совершил по­ступок, последствия которого оказались весьма печальными. Во время шторма торговец Меннерс оказался в смертельной опасности, но Лонгрен не помог своему обидчику. После этого случая соседи ста­ли недоброжелательно относиться к отцу и доче­ри. Ассоль росла без подруг, в полном одиноче­стве, в своем мире мечты и фантазий, которые вскоре приобрели реальные очертания. Момент, когда впервые яхта с алыми паруса­ми оказалась в руках Ассоль, стал едва ли не са­мым важным во всей детской жизни. Девочка пришла в восторг, любуясь белым суденышком с алыми парусами. Но ее восторг не ограничился только созерцанием: Ассоль решила подвергнуть игрушку небольшому испытанию. Волею случая яхта, как настоящая, поплыла вниз по течению. Пытаясь догнать быструю яхту, девочка в пути встретила настоящего волшебника. В действи­тельности волшебник был известным собирате­лем песен и легенд Эглем. Эгль, заметив в лице девочки «невольное ожидание прекрасного, бла­женной судьбы», решил рассказать сказку. Ес­тественно, его фантазия не могла упустить такой важной детали, как алые паруса. Поэтому принц в сказке Эгля появляется не на белом коне, а на белом корабле с алыми парусами. Лонгрен не пытался опровергнуть интересное предсказание волшебника. Мудрый отец решил не отнимать «такую игрушку»: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Как видим, множество неблагоприятных и бла­гоприятных обстоятельств послужили тому, что­бы в сердце Ассоль прочное, незыблемое место за­няла мечта о счастливом будущем и пламенной любви, которая под алыми парусами должна была ворваться в ее серую жизнь. В Ассоль были перемешаны «в замечательной прекрасной неправильности» дочь матроса, ре­месленника и «живое стихотворение со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной сосед­ства слов, во всей взаимности их теней и света». И эта вторая Ассоль, которая «сверх общих яв­лений видела отраженный смысл иного поряд­ка», не могла выйти из власти сказки. Ассоль со­вершенно серьезно высматривала в море корабль с алыми парусами. Если Ассоль уютно жила в своей фантазии, то Артур Грэй привык с детства нарушать общепри­нятые каноны, которые каким-либо образом ско­вывали его свободу. Мечтал ли он о чем-нибудь? Как Ассоль вдохновил вырастить в сердце мечту рассказчик Эгль, так и Артур Грэй был вдохнов­лен плодом человеческого творчества - карти­ной с изображением корабля, поднимающегося на гребень морского вала. Над огромным морем, тьмой пучины возвышалась фигура капитана. По мнению Артура, капитан был судьбой, душой и разумом корабля. Мечта заставила Артура в пят­надцать лет покинуть дом и окунуться в мир взрослых игр. И в этом мире из грез мальчика юноше приходилось тяжело работать, но он до­бился своей цели. Встреча Ассоль и Артура была словно предоп­ределена судьбой. Они каждый по-своему пред­чувствовали необычные перемены в своей жиз­ни. Грэй увидел спящую молодую девушку. Сре­ди буйства природы Артур «иначе увидел ее». Он увидел ее не столько глазами, сколько сердцем. И с этого момента Артур стал действовать по под­сказке сердца. Оставив на мизинце девушки до­рогое фамильное кольцо, он пытается разузнать все о прекрасном видении. А услышав рассказ угольщика о чудесной девушке, о пустой корзи­не, которая вмиг зацвела, понял, что сердце его не обманывало: «Теперь он действовал уже реши­тельно и покойно, до мелочи зная все, что пред­стоит на чудном пути». Особенно тщательно выбирал Артур ткань для парусов. И выбор его пал на цвет «совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благо­родного веселья и царственности… В нем не было смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков; не было так­же ни синевы, ни тени - ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духов­ного отражения». Вот какой цвет выбрал Артур Грэй, цвет со­вершенно чистый, не вызывающий сомнения и отражающий духовное начало - такой же чис­той, не вызывающей сомнения является мечта. Только для одних мечта становится объектом страстных желаний, а для других, таких как Артур Грэй, - мощным источником энергии пре­образования, совершенствования. Артур полюбил Ассоль и, вполне возможно, мог добиться ее благосклонности иным, более простым и незамысловатым способом. Но внут­ренняя потребность чуда, неприятие обыденного мира с установленными образцами поведения движут Артуром. И если для кого-то чудо - это улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное слово, то для героев Грина это чудо останется «на­всегда в алом блеске парусов, созданных глуби­ной сердца, знающего, что такое любовь». В равной степени алые паруса - это и символ мечты, воплощенной в жизнь, дарующей счастье, сидящее «в душе пушистым котенком», и сим­вол любви, способной творить чудеса.