Литературные направления (теоретический материал). Литературные направления Классицизм романтизм реализм модернизм литературе

Уровень Вашей подготовки к ЕГЭ определяется не только знанием литературных направлений , но и умением их избирать среди множества имеющихся. А если Вы все же затрудняетесь вспомнить направление при написании сочинения или при выполнении теста, вспоминайте наши таблицы — особенности, обозначенные в них, исчерпывающе описывают все необходимые для ЕГЭ литературные направления.

Классицизм

Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм . И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.

Классицизм
XVII - XIX вв. (17-19 вв)

Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции.

А. Д. Кантемир;
В. К. Тредиаковский;
А. П. Сумароков;
М. В. Ломоносов;
Н. Буало;
П. Корнель;
Ж. Расин;
Ж.-Б. Мольер
Особенности

  • разум - превыше всего (метод рационализма Р. Декарта);

  • строгое соблюдение жанровых особенностей (не изображались бытовые ситуации в "высоких жанрах", а философские конфликты в "низких");

  • использование металогической (возвышенной речи) и автологической (речь, лишенная тропов и фигур языка) речи в соответствии с жанром;

  • герои делятся на строго положительных и отрицательных;

  • главный конфликт - конфликт разума и чувства (разум, соответственно, преобладает);

  • соблюдение "трех единств" для драматических произведений (места, времени, действия);

  • изображаются и утверждаются положительные черты власти и государства.

Жанры Высокие: трагедия, ода, поэма.

Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира.

Сентиментализм

Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.

Сентиментализм
Периодизация и место зарождения Вторая половина XVIII века.
Представители в русской литературе Н. М. Карамзин;
А.Н. Радищев.
Представители в зарубежной литературе Лоренс Стерн;
Ричардсон;
Жан-Жак Руссо.
Особенности

  • чувства - превыше всего;

  • деление героев по способности их чувствовать и переживать (положительные с богатой душевной организацией, отрицательные с бедной);

  • особый интерес к чувствам героя;

  • изображение разнообразных чувств персонажей в большом количестве (слезы, восклицания, самоубийства, обмороки).

Жанры Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь.

Романтизм

Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.

Романтизм
Периодизация и место зарождения конец XVIII - первая половина XIX века.

Зародился в Германии.

Представители в русской литературе В. А. Жуковский;
М. Ю. Лермонтов (ранние произведения);
А. С. Пушкин (ранние произведение);
К. Н. Батюшков;
Е. А.
Баратынский;
Н. М. Языков.
Представители в зарубежной литературе Ф. Шлегель;
Ф. Шеллинг;
Ж.Сталь;
Ламартин;
Виктор Гюго;
Альфред де Виньи;
Проспер Мериме.
Особенности

  • двоемирие, бегство от действительно в идеальный мир, деление света на "здесь" и "там" ("здесь" - притеснения, несчастная жизнь по чужой воле, "там" - воплощение мечт о жизни);

  • углубленный анализ внутреннего мира героя (психологизм);

  • новый тип героя - исключительный, одинокий, выступает против действительности, обычно с трагичной судьбой;

  • использование автором фольклора, упоминание исторических событий.

Жанры роман, поэма, баллада.

Реализм

Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.

Реализм
Периодизация и место зарождения XIX век.

Зародился в европейских странах.

Представители в русской литературе А. С. Пушкин;
Л. Н. Толстой;
Ф. М. Достоевский;
А. П. Чехов.
Представители в зарубежной литературе О. де Бальзак;
Ч. Диккенс;
Э. Золя
Особенности

  • достоверность изображаемых событий ("Война и мир" Л. Н. Толстого);

  • типизация характеров и явлений, несмотря на их индивидуальность (воспитание Обломова или Татьяны Лариной);

  • характеры героев обусловлены общественной средой, их социализацией (взросление Штольца, Обломова и их разное будущее);

  • персонажи изображены с особым психологизмом (Портрет, речевая характеристика героев Достоевского);

  • принципы историзма, народности ("Тихий Дон" М. А. Шолохова) ;

  • новые типы героев (тип «маленького человека» (Девуш­кин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего челове­ка» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского).

  • неоднозначность авторской позиции (нет явного деления на положительных и отрицательных героев)

Жанры роман, роман-эпопея, рассказ, повесть.

Типы реализма

Типы реализма
Название Черты Период Примеры из русской литературы Примеры из зарубежной литературы
Просветительский реализм Вера в разум человека, развитие творческих черт. XVII - XVIII век. А. Н. Радищев;
Д. И. Фонвизин;
Г. Р. Державин;
Д. Дефо;
Дж. Свифт;
Вольтер.
Критический реализм произведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей. 1840 - 1890 -е гг. В. Г. Белинский;
Н. Г. Чернышевский;
Н. А. Добролюбов;
А. П. Чехов
Оноре де Бальзак;
Джордж Элиот
Социалистический реализм изображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм. 1920-1980 - е гг. Н. А. Островский,
М. А. Шолохов,
А. Н. Толстой,
Д. Бедный,
позднее творчество В. В. Маяковского
А. Барбюс;
М. Андерсен-Нексе;
И.-Р. Бехер;
В. Бредель.

Модернизм

К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.

Модернизм
Авангардизм Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре.
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Импрессионизм
Возник в 1860 г.
Активно развивался в 1870 - 1920 гг.
Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности.
Экспрессионизм
Возник в 1910 г.
Ассоциативность, "эстетика морального шока", эмоциональная насыщенность.
Кубизм
Возник в 1907 г.
Развивался на протяжении XX века.
Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов.
Имажинизм
Возник в 1918 гг.
Активно развивался в 1910 - 1920 гг.
Сюрреализм
Возник в 1910-1920 гг.
Развивался на протяжении XX века.
Хаотичное отображение действительности, алогизм.

Судьба классизизма. Классицизм, влиятельное литературное направление, державшее в своей власти художественное творчество более чем в течение столетия, не окон­чательно сошел со сцены в первой четверти XIX в. Делаются попытки приспособить его к новым историческим условиям, отыскать в нем целесообразное в социально-этическом и худо­жественном отношениях. В рассматриваемое время шел процесс дифференциации внутри этого литературного направления, ко­торый вел к распаду системы.

В конце 80-х годов XVIII в. Державин организовал литературный салон, посетителями которого были А. С. Шишков, Д. И. Хвостов, А.А. Шаховской,

П.А.Ширинский-Шихматов; все они были активными сторонниками классицизма и создали литературное общество «Беседа люби­телей русского слова» (1811 -1816), в которое входили также И.А. Крылов и Н.И. Гнедич. По имени «теорети­ка» «Беседы» А.И. Шишкова его сторонники стали называться шишковистами. Его «Рассуждение о люб­ви к отечеству» - пример национа­листической интерпретации патрио­тизма. Защищая русское самодержа­вие и церковь, Шишков выступал против «чужеземной культуры». Та­кая позиция привела его и его после­дователей к неприятию языковой реформы Карамзина и европейских симпатий этого писателя и его груп­пы. Разгорелся спор шишковистов с карамзинистами. Хотя соци­альные позиции их отнюдь не были противоположными (и те и другие были монархистами), «европеизированному» языку карам­зинистов Шишков противопоставил национальную языковую ар­хаику. В «Рассуждении о старом и новом слоге российского язы­ка», по существу, он воскрешал устаревшее для XIX в. учение Ло­моносова о «трех штилях», особенно превознося «высокий штиль». В «Беседе» читались оды, «пиимы», трагедии, одобрялись произ­ведения столпов русского классицизма.

Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова, не сходили со сцены. Однако в классицистической трагедии начала XIX в. обна­руживаются новые явления, которые наиболее очевидны в драма­тургии В.А. Озерова. Он не был членом «Беседы», напротив, его рассматривали даже как жертву козней Шаховского. В драматур­гии Озерова обнаруживается тяготение классицизма к предромантизму.

Эволюция серьезных жанров классицизма к предромантизму, перерастающему в романтизм, отразилась не только в драматур­гии Озерова, но и в раннем творчестве декабристов - Ф.Н. Глин­ки и П.А. Катенина, В.Ф. Раевского и К.Ф. Рылеева; этот процесс заметен в таких произведениях Пушкина-лицеиста, как «Воспо­минания в Царском Селе», «Наполеон на Эльбе», «К Лицинию», в оде Тютчева «Урания», посвящении «На новый 1816 год» и у многих других поэтов. Гражданственный пафос поэзии Ломоно­сова и Державина не утрачивал своей притягательной силы и в первой четверти нового столетия. Их традиции сохранялись, по­лучая новое эстетическое бытие, включаясь уже в иную эстети­ческую систему - гражданский романтизм.

Просветительский реализм. Русский реализм начала XIX века развивался на основе традиций фольклора и литературы предшествующего времени. Его корни уходят в сатирические повести XVII в., выработавшие систему худо­жественных средств изображения обыденного, антигероического бытия, житейских ситуаций и перипетий существования зауряд­ного человека, его ошибок и заблуждений, его вины и безвинных страданий или же его пороков, плутовства и торжества амораль­ности. Особенно значимы для литературы XIX в. традиции рус­ского просветительского реализма XVIII в., весьма успешно зая­вившего о себе в творчестве Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, а также у писателей второго ряда - М.Д. Чулкова и В.А. Левшина. Вершинным явлением в развитии русского реализ­ма XVIII в. оказывается «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Реализм XVIII в. был осложнен не только связями с классицизмом и сентиментализмом, но и полемикой с ними.

В таком виде традиции реализма пришли в русскую литерату­ру начала нового столетия. В основном это был реализм просвети­тельский: принципы социальной обусловленности поведения че­ловека еще не подкреплялись принципами историзма, а углублен­ный психологизм не был осознан как важнейшая цель творчества. Писатели уповали на истинное просвещение как средство оздо­ровления нравов.

Наиболее талантливый писатель - выразитель принципов про­светительского реализма в это время - Василий Трифонович Нарежный (1780-1825), создатель первого реалистического (просветительского) романа в русской литературе, каким явился «Рос­сийский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова».

Новые черты в прозе обозначаются в связи с Отечественной войной 1812 г. Писатели, осмысливая грандиозное историческое событие, начинали отступать от устаревших литературных канонов, вводили в повествование конкретные приметы военного вре­мени, подлинные исторические факты, индивидуальные судьбы людей, учились соотносить судьбу человека с его временем. Но­вые особенности художественного мышления первоначально про­явились не в крупных жанрах романа или повести, а в газетных и журнальных жанрах - заметки, очерка, записок мемуарного ха­рактера, обычно оформляемых в виде писем. Начинали формиро­ваться принципы конкретного историзма, которые иногда объеди­нялись с писательским интересом к текущей повседневности. В первой четверти XIX в. реализм достиг наибольших успехов в ба­сенном творчестве И.А. Крылова, в знаменитой комедии А.С. Гри­боедова, наследовавших опыт просветительского реализма, и в тра­гедии «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Начинается формирова­ние русского классического реализма.

Судьба сентиментализма. Сентиментализм, литературное направление последней трети XVIII в., увлекшее за собой многих сторонников, завершал свое существование, подвер­гаясь критике с разных сторон: классицистов, предромантиков и реалистов, в результате чего в системе сентимента­лизма происходили видоизменения. Тем не менее, это литератур­ное направление, получившее прибежище в творчестве Карамзи­на и писателей его школы, было весьма влиятельным в начале XIX в. и, можно сказать, находилось на переднем плане искусства. Начало XIX в. в русской литературе называли, в том числе и Бе­линский, «карамзинским периодом». В творчестве Карамзина кон­ца XVIII-начала XIX в. весьма заметны предромантические уст­ремления, хотя предромантизм и не оформился до конца в его произведениях.

Главный герой Карамзина и карамзинистов - личность, внесословная по своим моральным качествам. Сословной иерархии героев классицизма у карамзинистов были противопоставлены внесословные достоинства «естественного», «простого» человека. Фи­лософия сентиментализма как бы продиктовала культ чувстви­тельности.

Карамзин воспроизводил в прозе и в стихах еще не индивиду­альный характер, а психологическое состояние. В основном он и его последователи различали две разновидности личности: чувст­вительного и холодного человека.

Поэты карамзинской школы придали новое направление поэ­зии. Философские элегии и послания уступили место «легкой по­эзии» - песням, нередко стилизованным под фольклор, шутливым, дружеским посланиям и эпиграммам, «безделкам» - стихо­творным миниатюрам-экспромтам, стихам «на случай», «к порт­рету», различным «надписям». По сравнению с торжественной одой и «пиимой» «безделки» «легкой поэзии» запечатлели сближение по­эзии с обычной, повседневной жизнью, отказ от штампов высоких жанров, обновление литературного языка, которое состояло в его при­ближении к разговорному языку просвещенного дворянства, во внеш­нем стремлении к народности (но в сочетании с принципами «при­ятной», «сладкой» и «нежной» красоты).

Явные успехи имела и проза писателей этой школы. Излюб­ленные их жанры - романическая повесть, рассказывающая о сен­тиментальной, печальной любви двух молодых людей, и жанр путешествия. Прежде всего, сам Карамзин, но также и его последова­тели давали образцы изящно-простого, не отяжеленного языко­вой архаикой, натуралистическими, грубыми зарисовками повест­вования о тонких и нежных любовных переживаниях благород­ных людей; главный конфликт повестей, как правило, - столкно­вение чувствительного и холодного. Проза вырабатывала способы психологического анализа, приемы лирического описания, портретирования, создания литературного пейзажа. Однако в сен­тиментальной прозе много штампов, одни и те же сюжетные ситу­ации и образы повторялись много раз.

Карамзинская школа громко заявила о своем существовании и литературной активности, создав объединение «Арзамас» (1815- 1818). Поводом для организации общества послужила комедия Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», в которой со­держались пародийные нападки на Жуковского и карамзинистов. Противники «Беседы» объединились, взяв название общества из памфлета Д.Н. Блудова, направленного против шишковистов, «Ви­дение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей», в котором был создан сатирический образ Шаховского, обижающе­го Жуковского, а местом действия был представлен Арзамас. В это общество входили В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, В.Л. Пуш­кин, А.С. Пушкин, Д.Н. Блудов, П.А. Вяземский, С.С. Уваров и др., позже в «Арзамас» вошли будущие декабристы М.Ф. Орлов, Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев. Первоначальной целью общества была борьба с «Беседой», с обветшалым классицизмом. Пародии, эпиграммы, сатиры, насмешливые послания, различного типа са­тирические экспромты, часто просто каламбуры, острое слово были способами обличения. «Беседа» воспринималась как символ косности, рутины, нелепого педантизма, и таким путем сфера обличе­ния расширялась в социальном отношении. Молодые люди, бо­рясь с косной «Беседой», наследовавшей традиции вельможного века минувшего, выступали как бы носителями идеи новизны и прогресса, нового представления о личности, освобожденной от догматизма и предрассудков.

Предромантизм. Предромантизм – общеевропейское явление в литературе конца XVIII – начала XIX века. В России он не оформился в самостоятельное литературное направление, и сам термин появился в трудах исследователей более позднего времени. Предромантизм возникал как в недрах классицизма, так и сентиментализма. Идеи Руссо, Гердера, русских просветителей о «естественном человеке», добром, нравственном, гармоничном по природе, о народе - хранителе исконной морали и эстетической национальной специфики, аполо­гия поэтической «первобытности» и критика ложной цивилиза­ции, неприятие обыденных добродетелей даже в сентиментальной оболочке составляют социально-философскую основу предромантизма. И в русском предромантизме, как и в английском, что было отмечено В.М. Жирмунским, осуществлялось переосмысление категории прекрасного, вместившей в себя новые эстетические оценки: «живописное», «готическое», «романтическое», «ориги­нальное».

В начале XIX в. наиболее очевидно он проявился в творчестве писателей, объединившихся в «Вольное общество любителей сло­весности, наук и художеств» (1801-1825), расцвет деятельности ко­торого относится к 1801-1807 гг. Талантливые и активные его участ­ники - И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев; в общество вхо­дили также А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков, к ним был близок Н.И. Гнедич.

Предромантическая стадия в развитии русской поэзии сыграла большую роль в литературной деятельности А.С. Пушкина, поэтов его окружения, поэтов-декабристов. Она препятствовала расцвету на русской почве байронизма и «мировой скорби», помогала утвержде­нию принципов народности. Русский предромантизм, влиятельный благодаря Батюшкову и Гнедичу, юному Пушкину и его друзьям, содействовал формированию в начале XIX в. самобытных путей раз­вития романтизма, побуждал к поискам в области фольклорной эс­тетики, к гражданскому одушевлению, солидарности друзей-поэтов.

Романтизм. Романтизм – общеевропейское литературное направление, и его возникновение обычно связывают с событиями французской истории последней тре­ти XVIII в. Академик А.Н. Пыпин, уясняя общественный смысл явления, отмечал: «Трудно было русскому обществу остаться в стороне от той борьбы, которая шла в европейской жизни и стре­милась выработать новые принципы общественные, политические и нравственные». Социально-исторические катаклизмы конца XVIII в., связанная с ними Отечественная война 1812 г. обнажили противоречия жизни, которые не поддавались разумному объяс­нению. Его расцвет в России - 10-20-е годы, но ив 30-х годах он имел свои выдающиеся достижения. Именно в романтизме - ост­рое осознание противоречивости жизни; эта идея приобретала все более универсальный характер. Ориентация на Западную Евро­пу теряла свой смысл, особенно все более ненавистной станови­лась для образованных и мыслящих дворян и разночинцев галло­мания. Сознание русских романтиков все настойчивее обращает­ся к национально-народным истокам в поисках новых социальных, этических и эстетических опор. Требование от литературы народ­ности и национальной самобытности становится общим местом в романтизме.

Философские основы романтизма были также общеевропейски­ми. Хотя нет тождества между романтизмом и философским иде­ализмом, тяготение к различным течениям последнего и его шко­лам очевидно, и в особенности к религии. Романтики осознавали высокий смысл духовной жизни человека, пренебрегали матери­альным бытием как низким и пошлым, достойным лишь обыва­тельской толпы. Религиозная вера, христианство, было животвор­ным источником их произведений. Язы­ческие образы, картины дохристианской старины в романтизме были отнюдь не порождением отказа от христианства, а данью новой эстетической моде, поэтическому влечению к «неразгадан­ному былому», что обновляло сюжеты, метафорический язык, в целом лиризм произведения.

Вместе с тем в русском романтизме крепнут традиции русско­го философствования в сочинениях братьев Тургеневых, Жуковс­кого и Батюшкова, Галича и Павлова, в работах И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, в художественном творчестве романтиков. Можно выделить такие отличительные черты русского романтического философствования: преобладание этической, а затем и историо­софской проблематики, сочетание философствования и практи­ческого действия (филантропического, социально-гражданствен­ного или художественно-творческого, учительного). Был принят художественный, и больше всего лирический, способ философст­вования - в поэзии Жуковского, Тютчева, Баратынского, Лер­монтова и др.

Романтизм по своему ведущему методологическому принципу противостоял реализму, который в содержании и формах твор­чества ориентировался на объективную действительность во всем многообразии ее проявлений. В романтизме же осуществлялось поэтическое познание действительности через самого себя твор­ца художественной ценности.

В романтической литературе, серьезной и обычно неулыбчи­вой, признан один вид комического - романтическая ирония, в основе которой лежит горькая усмешка мечтателя, что строит воз­душные замки, над прозой жизни. Неприятие реальной действительности и разочарование в ней было выражено отнюдь не в пресловутых типических образах в типических обстоятельствах. Художественные обобщения совер­шались на путях символизации явлений.

Вместе с тем романтикам присуще страстное стремление к идеа­лу, ведь цель искусства согласно их теориям заключается в пости­жении абсолютных начал бытия и в прикосновении к ним.

Символы идеального мира в романтизме: море, ветер - свобода; звезда - идеальный мир; солнце, луч зари - счастье; весна, утро - нравственное пробуждение; огонь, розы - любовь, любовная страсть. Романтическая система принимала и старинные фольк­лорные или литературные традиции символики цвета и символи­ки цветов и растений: белый цвет - невинность, нравственная чистота (березка, лилия), красный, розовый - цвет любви (розы), черный - печали. Хотя символика цветов становилась у них бо­лее сложной, многозначной и причудливой. Идеальное получило эстетическую оценку как возвышенно-прекрасное, поднятое над жизненной повседневностью. Вместе с тем оно сочеталось с осо­бой эстетической оценкой, выдвигаемой именно этим литератур­ным направлением. В один ряд с эстетическими категориями пре­красного, возвышенного, трагического поставлена и категория ро­ мантического. Романтику находили в исключительных, экзотичес­ких характерах и ситуациях, в сказочно-фантастических эпизодах.

Сформировался и новый эстетический идеал. Романтический эстети­ческий идеал обычно разрушал внешнюю правильность художест­венного рисунка, строгую продуманность всех сюжетных, живо­писных линий, логичность, завершенность композиции. Они от­стаивали свободу от «правил» искусства, вводили в литературу новые жанры, модифицировали прежние.

Романтизм знает различные стилевые течения: «готический» стиль, «античный», «древнерусский», «фольклорный», «пантеис­тически-лирический», «медитативно-философский» и др. В твор­честве Жуковского, Рылеева и А.Одоевского, Пушкина, Лермон­това, Баратынского, Тютчева можно найти образцы этих стиле­вых течений.

Романтизм - выдающееся и своеобразное литературное направ­ление, под обаянием которого оказались чуть ли не все поэты пер­вой половины прошлого века, во всяком случае пережили увлече­ние им и сохранили глубинные связи с этим возвышенным ис­кусством. Русская классическая литература в целом и проза и поэ­зия прошлого столетия проникнуты романтическим одухотворе­нием.

Литература:

1. История русской литературы XIX века (первая половина)/Под ред. С.М. Петрова. М., 1973

2. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. М., 1997.

3. Манн Ю.В. История русской литературы XIX века. Эпоха романтизма. М., 2001.

4. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы. В 2-х частях. Ч. 1 /Под ред.

В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М., 2001.

5. Якушин М.И. Русская литература XIX века (первая половина). М., 2001.

Роговер Е.С. Русская литература первой половины XIX века. СПб., М., 2004.

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в РЛ 18-19 веков (повторение). 9 класс .

Цели урока: А) Углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить сопоставлять разные направления, выявляя своеобразие каждого, при этом обращаясь к произведениям литературы; совершенствовать знание произведений литературы 19-го века.

Б) Воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

В) Развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Ход урока

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

Поэтому обратимся вновь к классицизму.

Сообщение о классицизме.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в русской поэзии.

Обратимся к сентиментализму. Где Доминантой «человеческой природы» объявляется чувство, а не разум и это отличает сентиментализм от классицизма.

Сообщение о сентиментализме

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм (кон XVIII века - первой половины XIX века) утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, изображает сильные (зачастую бунтарские) страсти и характеры, одухотворённую и целительную природу.

Сообщение о романтизме

Романтизм имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации фольклора, заботились о его признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

Ранняя поэзия также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности, но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

Сообщение о реализме

Русская литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.

Работа по карточкам. Всем ученикам раздаются карточки, учитель объясняет задание (прочитать характеристику одного из направлений, вписать ответ).

Проверка каждого из 8-ми заданий проводится коллективно с обсуждением.

б) Вопросы : Какие произведения классицизма вы знаете? Какую романтическую поэму вы изучали в 8-ом классе? Какое эпическое произведение Пушкина написано в традициях реализма?

в) «Путешествие в незнаемое». (Закрепление литературоведческих понятий и расширение читательского кругозора).

Учитель читает отрывки из произведений, ученики определяют, к какому худ. направлению они относятся. (См. Приложение).

1. Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин».

2. Карамзина «Бедная Лиза».

3. Гоголя «Шинель».

Обобщение.

Учитель : Мы с вами сегодня перенеслись почти на 2 столетия назад.

Как вы считаете, могут ли эти произведения взволновать, заинтересовать, тронуть современного читателя и зрителя?

Что дорого нам в искусстве ушедших эпох? (Человечность, гуманизм, внутренний мир человека).

Литература учит нас видеть «души изменчивой приметы». Впереди у нас с вами знакомство с новыми писателями, поэтами и их произведениями.

Задание

КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание : впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.

Карамзина «Бедная Лиза».

Лиза спала очень худо. Новый гость души ее столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве... Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом - и если бы он теперь мимо мен гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

«Здравствуй, любезный пастушок. Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть «Шинель»

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, - когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматривание кое-каких шляпенок; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней, - словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в вист, прихлебывая чай с копеечными сухарями, - Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Пушкин «Погасло дневное светило» волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в силах забыть, и бесконечно сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море, но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я;

Воспоминаньем упоённый...

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.

Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

Ваша воля - читать или не читать меня; моя - писать, как вздумается... Перо мое - смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника. Да, верхом на пере я вольный казак, я могу рыскать по бумаге без заповеди куда глаза глядят. Я так и делаю: бросаю повода и не оглядываюсь назад, не рассчитываю, что ждет впереди. Знать не хочу, заметает ли ветер след мой, прям или узорен след мой. Перепрянул через ограду, переплыл за реку - хорошо; не удалось - тоже хорошо. Я доволен уже тем, что наскакался по простору, целиком, до устали. Надоели мне битые укаты ваших литературных теорий... Степи мне, бури! Легок я мечтами - лечу в поднебесье; тяжек ли думами - ныряю в глубь моря..

Русский классицизм

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции.

Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил западноевропейский классицизм.

Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: , и.

Вершиной русского классицизма является творчество (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Сентиментализм в России.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Гете, Руссо и др. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802) и др.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Романтизм

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры.

Персонажи романтических произведений - мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. В 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм.

Наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – нач. 40-х гг. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова.

В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в.

Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. Ключевая тема в творчестве Лермонтова - тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире.

Реали́зм

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина(по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе)-историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка","Дубровский","Повести Белкина",а также роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени"

и обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе, и так называемый тип «маленького человека», который показан в его повести «Шинель», а также в повести «Станционный смотритель».

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ классицизм сентиментализм романтизм реализм Богачёва Галина Геннадьевна, МОУ СОШ № 21 г. Владимира

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ объединяет писателей одной исторической эпохи, связанных общим пониманием жизненных ценностей и эстетического идеала, создаёт свой тип героя, имеет характерные сюжеты, свой стиль речи и излюбленные жанры, перекликается с другими видами искусства. классицизм сентиментализм романтизм реализм Завершить показ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАПРАВЛЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРЕ классицизм реализм Г. Р. Державин М. В. Ломоносов Д. И. Фонвизин Мольер Н. Буало Ф. М. Достоевский А. Н. Островский Л. Н. Толстой Н. В. Гоголь А. С. Пушкин И. С. Тургенев сентиментализм романтизм Н. М. Карамзин А. Н. Радищев К. Ф. Рылеев В. А. Жуковский М. Ю. Лермонтов Байрон

Классицизм В России Утверждение XVIII век абсолютной монархии конец XVII – начало XIX века Пётр I Елизавета Екатерина II Петровна Осмысление В России итогов революций, противостояние Реализм поиск реальных дворянской и с 30 -х годов XIX века разночинно-демократической путей пересоздания культур действительности ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ Народно. В России освободительные Сентиментализм войны в Европе, Америке. 1773 - 1775 - Пугачёвский бунт вторая половина XVIII – Буржуазия – новая и его подавление начало XIX века общественная сила 14 декабря 1825 г. – В России восстание Отечественная война 1812 г. Великая французская – на Сенатской герой войны Народ – истинный площади Романтизм революция закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, и XVIII – начало XIX конец разочарование века неудовлетворённости в её итогах в русском обществе.

Утверждаемые жизненные ценности Классицизм Classicus (лат.) - образцовый Ш главенство государственных интересов над личными; Ш культ нравственного долга; Ш культ разума, рационализм Сентиментализм Sentimental (англ.) - чувствительный Ш главенство чувства, а не разума; Ш высшая ценность – человек, а не государство; Ш природа – мерило всех ценностей; Ш идея нравственного равенства людей Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный Ш стремление к познанию человека и мира; Ш открытие законов существования человека и общества Романтизм Romantique(фр.)–таинственное, нереальное Ш неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; Ш утверждение самоценности духовнотворческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; Ш свобода

Классицизм Реализм Строгое следование Правило «трёх единств» разумным правилам, Простота, стройность, в драматургии: вечным законам, логичность (1 дом) места композиции созданным на основе изучения времени (1 день) произведения лучших образцов действия (1 конфликт) античной литературы Верность действительности, Психологизм; Изображение жизни Принцип передача высокая внародности историзма её развитии художественность сущности жизни, значительность идей Эстетический идеал Искренность, простота, Естественность, преданность «натуре» , поэтичность, органическая связь растроганность, умиление и грусть с природой Сентиментализм Природа как выражение Свобода, мощь, Изображение неукротимость, стихийного начала желаемого – бурный порыв жизни, свободы мира мечты Романтизм

К Л А С С И Ц И З М С Е Н Т И М Е Н Т А Л И З М 1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных 2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели Митрофан 3. Выделение одной и Простакова ведущей черты из комедии в характере героя Д. И. Фонвизина (скупец, хвастун, глупец) «Недоросль» 1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти) 2. Главный герой произведения – О. А. Кипренский. человек обыкновенный. Бедная Лиза 1827 Р Е А Л И З М Типизация характеров (слитность типичного и индивидуального). Новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин); тип «лишнего человека» (Онегин, Кукрыниксы. Обломов); Печорин, П. Соколов. Иллюстрация кгероя тип Иллюстрация роману «нового» к роману А. С. Пушкина к повести «Шинель» и дети» И. С. Тургенева. Базаров) (нигилист «Отцы Н. В. Гоголя «Евгений Онегин» Исключительность Р О романтического героя: М 1. Сильная личность, человек А высокой страсти, живущий стремлением к свободе Н 2. Внутренняя раздвоенность Т 3. Одиночество И 4. Трагическая судьба З 5. Поиски идеала. Демон М. Врубель. и мечты М 6. Воплощение романтического К. Брюллов. Л. Пастернак. Исповедь Мцыри бунта против действительности Гадающая Светлана Т И П Г Е Р О Я

Классицизм Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга. А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773 Сентиментализм Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы. Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах). А. Г. Венецианов. На пашне. Весна Реализм С Ю Ж Е Т Ы Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. Изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге И. Шишкин. Сосновый бор Романтизм Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир К. Брюллов. Последний И. Айвазовский. Радуга день Помпеи

КЛАССИЦИЗМ РЕАЛИЗМ Высокие: ода, эпическая поэма, трагедия Рассказ, очерк, повесть, роман, Средние: научная поэзия, поэма, драма, роман-эпопея, элегия, сонет, послание поэма-эпопея, эпический цикл (Цель – всестороннее изображение мира) Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира ЖАНРЫ Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть (пишутся от 1 -ого лица) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе) РОМАНТИЗМ

Живописный портрет В. А. Жуковский романтизм Д. Левицкий. Екатерина II классицизм В. Боровиковский. Екатерина II сентиментализм И. Репин. Портрет А. Рубинштейна реализм

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Классицизм конец XVII – начало XIX века Утверждение абсолютной монархии В России XVIII век Пётр I Елизавета Екатерина II Петровна

Утверждаемые жизненные ценности Классицизм Classicus (лат.) - образцовый Ш главенство государственных интересов над личными; Ш культ нравственного долга; Ш культ разума, рационализм

Классицизм Строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы Простота, стройность, логичность композиции произведения Эстетический идеал Правило «трёх единств» в драматургии: места (1 дом) времени (1 день) действия (1 конфликт)

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ Н. Буало Д. И. Фонвизин Мольер М. В. Ломоносов Г. Р. Державин

ТИП ГЕРОЯ Д. Левицкий. Екатерина II К Л А С С И Ц И З М 1. Чёткое деление героев на положительных (делает выбор в пользу разума) и отрицательных 2. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели 3. Выделение одной ведущей черты в характере героя (скупец, хвастун, глупец) Митрофан и Простакова из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

СЮЖЕТЫ Классицизм Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга. А. П. Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой, 1773

ЖАНРЫ КЛАССИЦИЗМ Высокие: ода, эпическая поэма, трагедия Средние: научная поэзия, элегия, сонет, послание Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Сентиментализм вторая половина XVIII – начало XIX века Народноосвободительные войны в Европе, Америке. Буржуазия – новая общественная сила В России 1773 - 1775 - Пугачёвский бунт и его подавление

Утверждаемые жизненные ценности Сентиментализм Sentimental (англ.) - чувствительный Ш главенство чувства, а не разума; Ш высшая ценность – человек, а не государство; Ш природа – мерило всех ценностей; Ш идея нравственного равенства людей В. Боровиковский. Екатерина II

Сентиментализм Естественность, преданность «натуре» , органическая связь с природой Эстетический идеал Искренность, простота, поэтичность, растроганность, умиление и грусть

ТИП ГЕРОЯ С Е Н Т И М Е Н Т А Л И З М 1. Деление героев на положительных (наделенный богатым душевным миром простолюдин) и отрицательных (жестокосердный представитель власти) 2. Главный герой произведения – обыкновенный человек О. А. Кипренский. Бедная Лиза 1827

СЮЖЕТЫ Сентиментализм А. Г. Венецианов. На пашне. Весна Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы. Изображение крестьянского быта (часто в пасторальных тонах).

ЖАНРЫ Семейный роман, дневник, исповедь, письма, путевые заметки, мемуары, элегия, послание, чувствительная повесть (пишутся от 1 -ого лица) СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Романтизм конец XVIII – начало XIX века В России Отечественная война 1812 г. Народ – истинный герой войны – закрепощён и бесправен. Ощущение разочарованности, неудовлетворённости в русском обществе. Великая французская революция и разочарование в её итогах 14 декабря 1825 г. – восстание на Сенатской площади

Утверждаемые жизненные ценности Байрон В. А. Жуковский К. Ф. Рылеев Романтизм Romantique(фр.)–таинственное, нереальное Ш неприятие бездуховности реальной М. Ю. Лермонтов жизни; бегство от существующей действительности и поиски идеала вне её; Ш утверждение самоценности духовнотворческой жизни личности, внимание к внутреннему миру человека; Ш свобода

Романтизм Изображение желаемого – мира мечты Свобода, мощь, неукротимость, бурный порыв Эстетический идеал Природа как выражение стихийного начала жизни, свободы

Т И П М. Врубель. Демон Г Е Р О Я Л. Пастернак. Исповедь Мцыри Исключительность К. Брюллов. Гадающая Светлана Исключительность Р О романтического героя: М 1. Сильная личность, человек А высокой страсти, живущий стремлением к свободе Н 2. Внутренняя раздвоенность Т 3. Одиночество И 4. Трагическая судьба З 5. Поиски идеала и мечты М 6. Воплощение романтического бунта против действительности

СЮЖЕТЫ Романтизм К. Брюллов. Последний день Помпеи И. Айвазовский. Радуга Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя в необычных, исключительных обстоятельствах: экзотические страны, нецивилизованные народы, потусторонний мир

ЖАНРЫ Роман, повесть, роман в письмах, элегия, идиллия, романтическая поэма, дума, баллада (Цель – самораскрытие внутреннего мира личности, рассказ об индивидуальной судьбе) РОМАНТИЗМ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Реализм с 30 -х годов XIX века В России противостояние дворянской и разночинно-демократической культур Осмысление итогов революций, поиск реальных путей пересоздания действительности

Утверждаемые жизненные ценности Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный А. С. Пушкин Л. Н. Толстой А. Н. Островский Ф. М. Достоевский Ш стремление к познанию человека и мира; Ш открытие законов существования человека и общества И. С. Тургенев Н. В. Гоголь

Реализм Принцип народности Верность действительности, передача сущности жизни, значительность идей Принцип историзма Изображение жизни в её развитии Психологизм; высокая художественность

Р Е А Л И З М Типизация характеров (слитность типичного и индивидуального). Новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин); тип «лишнего человека» (Онегин, Печорин, Обломов); тип «нового» героя (нигилист Базаров) Иллюстрация к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Т И П Г Е Р О Я Кукрыниксы. Иллюстрация к повести «Шинель» Н. В. Гоголя П. Соколов. Иллюстрация к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Реализм Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. Изображает отношения человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. СЮЖЕТЫ И. Е. Репин. Бурлаки на Волге И. Шишкин. Сосновый бор

ЖАНРЫ РЕАЛИЗМ Рассказ, очерк, повесть, роман, поэма, драма, роман-эпопея, поэма-эпопея, эпический цикл (Цель – всестороннее изображение мира)