Дневники льва толстого опубликованы на портале в день рождения писателя. Личный карцер: дневники Л. Н. Толстого


Очень редко можно проследить начало литературной деятельности великого писателя: в массе своей первые опыты писатели уничтожают, и тем более не оставляют юношеских дневников. В этом отношении Лев Толстой является уникальной фигурой в русской и мировой литературе. Нам известна история создания первого произведения, написанного автором романов «Войны и Мир» и «Анна Каренина», и более того: до нас дошли дневники, которые позволяют понять, как в самом обычном представителе своего времени появились первые признаки гения.

Дневники Толстого уникальны. Таких дневников нет ни у Чехова, ни у Достоевского или Пушкина, ни у любого другого русского классика. В них будущий автор великих романов предстаёт таким, каким он был на самом деле, без прикрас. Интересно, что эти записи дошли до нас не против воли «яснополянского старца». Ещё при жизни Толстой дал «добро» на публикацию этих записей, хотя ничто не мешало ему уничтожить их, создав для будущих поколений образ безгрешного гения.

Во многом именно из-за этих записей многие не верят в проповеди Толстого: трудно разделить 25-летнего автора «Детства», который кутит, играет в карты, ходит к цыганам, с удовольствием охотится, и 80-летнего старца, проповедующего непротивление злу насилием, вегетарианство, выступающего против убийства животных.

Дневник Толстой начинает вести в 1847 году, в возрасте 19 лет. На тот момент молодой граф уже стал собственником усадьбы Ясная поляна после раздела имущества рано умершего отца. Он с венерическим заболеванием лежит в больнице и размышляет о жизни. Первая запись в тетради гласит: «…я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимают за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души…»

Толстой решает круто изменить свою жизнь и устанавливает для себя несколько десятков «правил жизни», которые были строго систематизированы и которые ни в коем случае нельзя было нарушать. Среди них есть и очень дельные, такие, например, как правило № 9: «Занимайся более сам с собою, чем мнением других». Есть наивные, как, например, в разделе «Правила для подчинения воле чувства любви» («Отдаляйся от женщин») или из раздела «Правила для подчинения воле чувства корыстолюбия»: «Живи всегда хуже, чем ты бы мог жить».

После установления «Правил жизни» Толстой выходит из больницы и… продолжает жить прежней жизнью: карты, цыгане, долги, безделье. Вскоре ему приходится уехать на Кавказ, и это был не столько поступок патриота, сколько желание убежать от светской жизни и долгов: у него нет денег даже на то, чтобы заплатить портному за военную форму.

Однако и на Кавказе жизнь молодого графа остаётся прежней. Дневник с 47 по 54 год — смесь самобичевания, отчаянья, наивных, противоречивых философских выкладок, отчётов о выполнении (а чаще — о невыполнении) всё новых и новых «правил жизни»: «…Имел женщин, оказался слаб во многих случаях — в простых отношениях с людьми, в опасности, в карточной игре, и всё так же одержим ложным стыдом. Много врал...»; «…Проиграл сверх того, что было в кармане Ленился очень много; и теперь не могу собрать мыслей и пишу, а писать не хочется…»; «…Влюбился или вообразил себе, что влюбился, был на вечеринке и сбился с толку. Купил лошадь, которой вовсе не нужно…»; «…Живу совершенно скотски; хотя и не совсем беспутно, занятия свои почти все оставил и духом очень упал…»; «…Приехал я в Москву с тремя целями. 1) Играть. 2) Жениться. 3) Получить место. Первое скверно и низко Второе, благодаря умным советам брата Николеньки, оставил до тех пор, пока принудит к тому или любовь, или рассудок, или даже судьба, которой нельзя во всем противудействовать…»; «…ездил на охоту, волочился за казачками, пил, немного писал и переводил С ноября месяца я лечился, сидел целых два месяца, то есть до нового года, дома; это время я провел хотя и скучно, но спокойно и полезно — написал всю первую часть («Детства»)».

Для многих исследователей творчества Толстого до сих пор остается загадкой, как 25-летний, ничем не выделяющийся из общей массы людей своего времени юноша смог создать такое произведение, как «Детство». Дело в том, что никто до Толстого не дебютировал таким образом. В этом произведении писатель пытается проанализировать события из своего детства и понять природу человеческой психологии, причины, которые создали его таким, какой он есть. Для современной культуры такой подход к созданию литературного произведения не кажется чем-то удивительным, но в те времена это был подлинный прорыв. Более того, непривычной была сама тема: загадочный мир детства не был предметом внимания для писателей, художников, философов, и Толстой сделал это первым.

Но это ещё не всё. Сама по себе идея повести не стоила бы ничего без толстовского стиля, который поразил современников не меньше всего остального. В повести 25-летнего автора уже реализованы уникальные художественные приёмы, которые позже он будет широко использовать в своих больших романах. Именно в повести «Детство» Толстой впервые применяет приём, который критики позже назовут «диалектикой души». Описывая состояние героя, он использует внутренний монолог, который позволяет передать резкие изменения состояния героя: от радости к горю, от злости к чувству стыда. Автор глубоко проникает в психологию ребёнка, стремится найти внутренние, а не внешние причины его поступков.

В повести существует два главных героя: Николенька Артеньев и взрослый человек, который вспоминает свое детство. Конфликтом является само сопоставление взглядов ребёнка и взрослого автора. Это дистанцирование позволяет сделать события значимыми и важными для современной Толстому жизни, анализировать русскую жизнь в целом.

Проза Толстого моментально стала частью русской культуры потому, что она была, с одной стороны, новаторской, а с другой — вбирала в себя всё лучшее из отечественной литературы: мастерски созданные портреты героев, прописанные до мельчайших деталей пейзажи, описания атмосферы старой помещичьей усадьбы, её быта.

Рукопись «Детства» Толстой отправил Некрасову, в самый влиятельный литературный журнал того времени «Современник». Редактором было изменено название: повесть вышла под заголовком «История моего детства». Это взбесило Толстого. В письме Некрасову он пишет: «История МОЕГО детства никому не будет интересна!» и делает несколько дерзких замечаний. Впрочем, это письмо он отправил не Некрасову, а брату, чтобы показать, как он может говорить со знаменитым поэтом.

В последующие годы Толстой напишет продолжение «Детства» — повести «Отрочество» и «Юность», попадёт на бастионы Севастополя во время осады, будет рисковать жизнью, создаст прославившие его «Севастопольские рассказы», вернётся в Москву звездой первой величины, но вскоре скроется в своём имении, чтобы создать романы, ставшие мировой классикой. И всё же, повесть «Детство» остаётся первым, а значит, и одним из самых главных творений русского классика.

К кавказскому периоду своей жизни Толстой будет неоднократно возвращаться в литературных произведениях. О своих дневниках того времени он напишет: «...разбирал свои старые тетради, непонятная, но милая дичь...». Есть, правда, и другое его высказывание о них в письме к А. А. Толстой от 3 мая 1859 г.: «На Кавказе я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать».

Лев Николаевич Толстой на протяжении многих лет вел дневники. В них он откровенно рассказывал о своих ошибках, проступках и обычных действиях, которые совершал на протяжении дня.

Мы выбрали несколько интересных фактов из дневников Льва Толстого:

1. "Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть тоже определены мои будущие деяния. Через неделю ровно я еду в деревню. Что же делать эту неделю? Заниматься английским и латинским языком, римским правом и правилами. Именно: прочесть "Vicar of Wakefield", изучив все незнакомые слова, и пройти 1-ю часть грамматики; прочесть как с пользой для языка, так и для римского права первую часть институций, и окончить правила внутреннего образования, и отыграть потерянное ламе в шахматы".

Он разбирал свои поступки, определяя, какие чувства руководили им в тот или иной момент.

2. "...Встал немного поздно и читал, но писать не успел. Приехал Пуаре, стал фехтовать, его не отправил (лень и трусость). Пришел Иванов, с ним слишком долго разговаривал (трусость). Колошин (Сергей) пришел пить водку, его не спровадил (трусость). У Озерова спорил о глупости (привычка спорить) и не говорил о том, что нужно, трусость. У Беклемишева не был (слабость энергии). На гимнастике не прошел по переплету (трусость), и не сделал одной штуки от того, что больно (нежничество). У Горчакова солгал (ложь). Дома не занимался Английск[им] яз[ыком] (недост[аток] твердости). У Волконских был неестественен и рассеян, и засиделся до часу (рассеянность, желан[ие] выказать и слабость характера)".

А вот как относился Лев Толстой ко сну. Развивая правила, которым он старался следовать каждый день, писатель рассказал и о некоторых ограничениях:

3. "Правило 1) Каждое утро назначай себе все, что ты должен делать в продолжение целого дня, и исполняй все назначенное даже в том случае, ежели исполнение назначенного влекло за собою какой-нибудь вред. Кроме развития воли, это правило разовьет и ум, который будет обдуманнее определять деяния воли. Правило 2) Спи как можно меньше (сон, по моему мнению, есть такое положение человека, в котором совершенно отсутствует воля)".

Любопытное замечание Льва Толстого об усталости:

4. "...Позволять себе физический труд (охоту, гимнастику), с целью дать отдых уму, только тогда, когда ум действительно много работал. А то апатию, леность ума, которые уничтожить лучшее средство состоит в том, чтобы работать, часто принимаешь за усталость. Усталость может быть только после труда; а трудом можно назвать только то, что выразилось внешне".

И женщинах-писательницах... Стоит ли нам браться за перо?

5. "...Проснулся я нынче очень поздно и с тем недовольным расположением духа. [...] Дурное расположение духа и беспокойство помешали мне заниматься. Я прочел "Наденьку", повесть Жуковой. Прежде мне довольно было знать, что автор повести - женщина, чтобы не читать ее. Оттого что ничего не может быть смешнее взгляда женщины на жизнь мужчины, которую они часто берутся описывать; напротив же, в сфере женской автор-женщина имеет огромное преимущество перед нами. Наденька очень хорошо обстановлена; но лицо ее самой слишком легко и неопределенно набросано; видно, что автора не руководила одна мысль".

фото rexfeatures.com/fotodom

9 сентября 2014 года, ко дню рождения Льва Толстого, на портале выложены редчайшие автобиографические записи писателя - его дневники и записные книжки. Библиографическая редкость стала бесплатно доступна благодаря краудсорсинговому проекту «Весь Толстой в один клик», организованному Государственным музеем Л. Н. Толстого и компанией ABBYY.

Скачать тома, содержащие дневниковые записи (с 46 по 58 том) можно в форматах.fb2, ePub, .mobi и HTML.

ДНЕВНИКИ ТОЛСТОГО — автобиографические записи, очень своеобразная по форме и чрезвычайно важная по содержанию часть литературного наследия писателя. Первую запись в дневнике Толстой, студент Казанского университета, сделал в марте 1847 г., последнюю - за 4 дня до кончины - 3 ноября 1910 г. на станции Астапово.

Сохранилась 31 подлинная тетрадь с дневниковыми записями Толстого - в общей сложности 4700 рукописных листов (для сравнения: рукописный фонд романа «Война и мир» - 5202 листа).

Когда Толстой при его увлекающейся натуре был поглощён работой над каким-то произведением или занят общественным делом, писание дневника прерывалось на несколько месяцев или даже лет. Так было в пору создания «Войны и мира» и «Анны Карениной». Для различного рода коротких записей с 1855 г. у Толстого были заведены записные книжки. Сохранилось 55 записных книжек.

Толстой считал, что дневник помогает человеку сосредоточиться на своих размышлениях о жизни, обязывает к откровенности, честности с самим собой: «Писать... дневники, как я знаю по опыту, полезно прежде всего для самого пишущего. Здесь всякая фальшь сейчас же тобой чувствуется. Конечно, я говорю о серьёзном отношении и к такого рода писанию» (37-38, 439).

Дневнику Толстого предшествуют автобиографические записи дневникового характера. С 27 января по март 1847 г. он вёл особый журнал, в котором по часам распределял на каждый день свои занятия. Тут же делались отметки об исполнении или неисполнении намеченного. Чаще всего в журнал записывались задания по составлению для себя правил жизни: необходимо было уяснить, и прежде всего для самого себя, основные руководящие начала жизни и определить вытекающие из них поступки. Сохранились 3 рукописи правил, относящиеся к январю - марту 1847 г. Правила позволяют заглянуть во внутренний мир 18-летнего Толстого, упорно старавшегося регламентировать свою жизнь.

Толстой начинал вести дневник для наблюдения за развитием своих способностей, избавлением от слабостей, нравственным самосовершенствованием: «Я никогда не имел дневника, потому что не видал никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития» (запись 7 апреля 1847 г.). Первый дневник Толстого, главная цель которого - воспитание и самообразование, оборвался на записи 16 июня 1847 г.

7 марта 1851 г. в Москве Толстой начинает дневник совершенно особого характера: «Нахожу для дневника, кроме определения будущих действий, полезную цель - отчёт каждого дня, с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться». 8 марта 1851 г. - задание самому себе: «Составить журнал для слабостей. (Франклиновский)». «Франклиновский» журнал, который Толстой вёл несколько лет одновременно с дневником, не сохранился.

С приездом на Кавказ 30 мая 1851 г. писание дневника становится для Толстого необходимостью; он заносит сюда все самые задушевные, дорогие для него мысли и чувства, все свои долгие размышления о самых важных вопросах жизни. Вспоминая то время, Толстой писал А. А. Толстой в конце апреля 1859 г.: «Я был одинок и несчастлив, живя на Кавказе. Я стал думать так, как только раз в жизни люди имеют силу думать. У меня есть мои записки того времени, и теперь, перечитывая их, я не мог понять, чтобы человек мог дойти до такой степени умственной экзальтации, до которой я дошёл тогда. Это было и мучительное, и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли и не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся два года. И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением».

В течение нескольких лет, уже став писателем, Толстой упорно и последовательно, как говорит дневник, занят определением своих многочисленных слабостей. Перечитывая свои записи, он подытоживает пережитое, и тогда появляются жёсткие самокритичные оценки: «Что я такое? Один из четырёх сыновей отставного подполковника, оставшийся с 7-летнего возраста без родителей под опекой женщин и посторонних, не получивший ни светского, ни учёного образования и вышедший на волю 17-ти лет, без большого состояния, без всяко-го общественного положения и, главное, без правил; человек, расстроивший свои дела до последней крайности, без цели и наслаждения проведший лучшие года своей жизни, наконец изгнавший себя на Кавказ, чтоб бежать от долгов и, главное, привычек, а оттуда, придравшись к каким-то связям, существовавшим между его отцом и командующим армией, перешедший в Дунайскую армию 26 лет, прапорщиком, почти без средств, кроме жалованья (потому что те средства, которые у него есть, он должен употребить на уплату оставшихся долгов), без покровителей, без уменья жить в свете, без знания службы, без практических способностей; но - с огромным самолюбием! Да, вот моё общественное положение. Посмотрим, что такое моя личность.

Я дурен собой, неловок, нечистоплотен и светски необразован. Я раздражителен, скучен для других, нескромен, нетерпим (intolerant) и стыдлив, как ребёнок. Я почти невежда. Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, глупо тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр. Я неаккуратен в жизни и так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умён, но ум мой ещё никогда ни на чём не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового. Я честен, т. е. я люблю добро, сделал привычку любить его; и когда отклоняюсь от него, бываю недоволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием; но есть вещи, кото-рые я люблю больше добра - славу. Я так честолюбив и так мало чувство это было удовлетворено, что часто, боюсь, я могу выбрать между славой и добродетелью первую, ежели бы мне пришлось выбирать из них.

Эти эмоциональные, беспощадные самообличения имели в основе своей скорее не действительные, а преувеличенные представления о своих недостатках и прегрешениях. Это очень хорошо почувствовал И. А. Бунин, читая дневники молодого Толстого. «Исповеди, дневники... Всё-таки надо уметь читать их», - замечал он в книге «Освобож-дение Толстого».

Однако эти покаяния играли большую роль в той неустанной внутренней работе, которая совершалась в сознании Толстого. Дневник помогал ему в этом. По беспощадно искренним и правдивым записям в дневнике Толстой измерял уровень своего роста до последних дней жизни.

К декабрю 1850 г. относится начало литературной деятельности Толстого. Но уже 17 июня на страницах дневника появились строки, отделённые от текущих записей заглавием «Записки», и далее следовали воспоминания автора - преддверие и прообраз «Записок», из которых вырастет ранняя рукопись будущей трилогии. В сентябре 1852 г. увидело свет его первое произведение - повесть «Детство». И кроме всех перечисленных целей, сохраняя их, дневник молодого Толстого приобретал ещё одно важное «назначение» - литературное: «Идея писать по разным книгам свои мысли, наблюдения и правила весьма странная. Гораздо лучше писать всё в дневнике, который стараться вести регулярно и чисто, так, чтобы он составлял для меня литературный труд, а для других мог составить приятное чтение» (запись 22 октября 1853 г.).

Значительное место в дневнике начинают занимать «мысли, сведения или примечания, относящиеся до предполагаемых работ» (запись 2 января 1854 г.). Вступив на литературное поприще, Толстой уже сознательно превращал дневник в рабочую тетрадь, где накапливался и хранился материал для будущих сочинений.

Содержание дневника Толстого с каждым годом становится всё более разнообразным. Помимо записей о собственной жизни, появляется много интересных наблюдений над окружающим миром, людьми, много раздумий на общественно-политические, философские, этические, эстетические темы. В центре дневника - сам автор, его мысли и чувства, суровый самоанализ, воспоминания о прошлом и планы на будущее. Внешний мир интересует писателя пока главным образом постольку, поскольку он затрагивает его личность. В дневнике много глубоких мыслей о народе, «русском рабстве», о Крымской войне, о судьбе Севастополя и России - эти размышления ещё очень тесно связаны с интересами самого Толстого. Писатель пробует различные виды деятельности: общественной, в качестве мирового посредника после отмены крепостного права; педагогической, открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских ребятишек. Расширяется круг его общения, он знакомится с видными русскими литераторами, - всё это отражалось на страницах его дневника.

Дневники августа-сентября 1862 г. наполнены «сладким чувством и полнотой любовной жизни». В то время Толстой переживал самое сильное любовное увлечение - в конце сентября С. А. Берс стала его женой.

«Признаками стремления на чистый воздух» называл Толстой дневники своих молодых (до женитьбы) лет. «Из них видно, по крайней мере, то, что, несмотря на всю пошлость и дрянность моей молодости, я всё-таки не был оставлен Богом и хоть под старость стал хоть немного понимать и любить Его», - писал Толстой 27 марта 1895 г.

В позднейшие годы, особенно после религиозного кризиса на рубеже 1880-х гг., центр тяжести в дневнике переносится на рассмотрение всей совокупности жизненных проявлений (в том числе собственной деятельности) с этических позиций, существенных проблем бытия, кардинальных поворотов истории.

Особенно значительны по содержанию дневники Толстого последних десятилетий его жизни, когда каждая запись начинается перечислением событий внешней и внутренней жизни автора, описанием его встреч с людьми, его чтения, большей частью с отзывами о прочитанном, и тех работ, которыми он был занят. По дневникам можно проследить творческую историю большинства сочинений Толстого, от их зарождения до последней редакции или чтения корректур, а также его колебания в оценке своих произведений - от чувства удовлетворения написанным до самых резких отрицательных суждений. Записывал Толстой и свои осуществлённые или неосуществлённые замыслы, заносил в дневник отклики на события общественно-политической жизни.

Почти за каждой дневниковой записью следуют записи отвлечённых мыслей по самым разным вопросам: литературным, религиозным, философским, общественно-политическим, эстетическим, педагогическим и др. Эти мысли Толстой первоначально заносил в свои записные книжки, причём в последние годы жизни у него обычно существовали 2 записные книжки: «дневная» и «ночная». «Дневная» записная книжка всегда находилась в кармане его блузы, «ночная» лежала у него на ночном столике. В «ночную» книжку Толстой, зажигая свечу, вписывал мысли, приходившие ему ночью в состоянии бессонницы или при пробуждении. По мере накопления мыслей в записных книжках Толстой выписывал их в дневник, обрабатывая и уточняя, после чего отрывочные записи в записных книжках вырастали в сильные художественно выраженные афоризмы или в обширные логически последовательные рассуждения. Лишь немногие из записанных Толстым в дневниках мыслей по различным вопросам были развиты им в отдельных статьях. Поэтому писатель особенно дорожил своими дневниками последних лет и готов был ценить их даже выше всего остального им написанного. За несколько лет до смерти он так говорил о своих дневниках: «Думал о том, что пишу я в дневнике не для себя, а для людей, - преимущественно для тех, которые будут жить, когда меня, телесно, не будет, и что в этом нет ничего дурного. Это то, что, мне думается, от меня требуется. Ну, а если сгорят эти дневники? Ну что ж? Они нужны, может быть, для других, а для меня, наверное, - не то что нужны, а они - это я». Толстой надеялся, что издание его записей, «если выпустить из них всё случайное, неясное и излишнее», может быть полезно людям для их нравственного совершенствования и уяснения главных жизненных вопросов.

Лит.: Толстой Л. Н. Философский дневник. 1901-1910. - М., 2003; Тарасов Б. Н. Дневники Л. Н. Толстого. Избранные страницы//«Литература в школе». - 1997. - № 1. - С. 56-67.

Публикации раздела Литература

Лениться, как Лев Толстой

Л елеете мечту о литературной славе, но не можете начать писать? Мешают самолюбование, вредные привычки и лень? Перечитываем дневники Льва Толстого, вспоминаем, как он боролся с прокрастинацией, и начинаем двигаться к великой цели.

Иван Крамской. Портрет Л.Н. Толстого (фрагмент). 1873. Государственная Третьяковская галерея

Заведите себе дневник

Лев Толстой вел дневники большую часть своей жизни. В них он не только описывал события, но и рассуждал о собственных моральных качествах, литературе и высоком предназначении писателя. Если решите вести дневник как Лев Толстой, в нем вам придется разговаривать с самим собой - прежде всего ставить цели на будущее:

Упрекать себя за ничегонеделание и тут же воодушевляться чужими примерами:

21 марта 1855 года. Ничего не делал. Получил восхитительное письмо от Маши, в котором она описывает мне свое знакомство с Тургеневым. Милое, славное письмо, возвысившее меня в собственном мнении и побуждающее к деятельности .

Записывать разные неприличности и ностальгировать по своим ранним произведениям:

4 июня 1856 года. Встал в 5, гулял, признаюсь, с ужасно эротическими мыслями. Читал первые стихотворения Пушкина. Потом разбирал свои старые тетради, непонятная, но милая дичь .

Обязательно запишите в дневник правила, по которым намерены жить

Декабрь 1853 - январь 1854 года
«Дурно ли, хорошо - всегда работать», «Вставать до восхода солнца»,
«Писать всегда и все четко и ясно», «С утра определять занятия на день и стараться исполнять их»
.

Правила могут касаться не только работы, но и вашего морального облика в целом:

Просто зафиксируйте их, даже если вы нутром чуете, что следовать правилам получится далеко не всегда.

Признайтесь себе в своих худших пороках

Будьте честны с самим собой: собственные пороки, как и врагов, нужно знать в лицо. Расставьте приоритеты и начните искоренять недостатки характера:

6 сентября 1854 года. Важнее всего для меня в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности. Любовь ко всем и презрение к себе!

При этом никто не запрещает позднее переосмыслить пороки и принять себя таким, какой вы есть. Или хотя бы отделить относительные недостатки от абсолютных.

14 июля 1855 года. Может быть, я не переработаю свой характер, а сделаю только одну и важную глупость из желания переработать его. Есть ли нерешительность капитальный недостаток - такой, от которого нужно исправляться? <...> Есть недостатки абсолютные, как то: лень, ложь, раздражительность, эгоизм, которые всегда недостатки .

Постоянно практикуйтесь в своих пороках. Отвлекайтесь от основного дела

Сели за работу, но пришел ваш друг Горчаков? Порадуйтесь этому! Вам нравятся ваши усы? Разглядывайте их в зеркале, а потом запишите все это в дневник.

11 июля 1854 года... Только перед вечером написал очень мало. Почему? Лень, нерешительность и страсть смотреть свои усы и фистулы. За что и делаю себе два упрека .

Вставайте поздно, раздражайтесь. Срывайтесь на близких. Зимой можете позволить себе похандрить, в особо критических ситуациях - даже погадать. Нарушайте собственные правила. И не забудьте написать об этом в дневник - для себя и ваших будущих биографов.

9 января 1854 года. 1) Встал поздно. 2) Разгорячился, прибил Алешку. 3) Ленился. 4) Был беспорядочен. 5) Был грустен .

10 и 11 января 1854 года. Встал очень поздно и от холода ничего не мог делать. <...> После обеда ушел к Жукевичу и безалаберно провел весь вечер и ночь.
<...>

1) Валялся. 2) Падал духом. 3) Злился - ударил кошку и 4) вообще забыл о правилах. 5) Гадал .

Проиграйте в карты последние деньги. Всегда заявляйте себе, что это в последний раз. Надейтесь на то, что от неприятностей вас убережет Бог. Хотя не исключено, что к этому моменту вы уже успели проиграть свой дом в Ясной Поляне .

28 января 1855 года. Два дня и две ночи играл в штосс. Результат понятный - проигрыш всего - яснополянского дома. Кажется, нечего писать - я себе до того гадок, что желал бы забыть про свое существование .

6, 7, 8 февраля 1855 года. Опять играл в карты и проиграл еще 200 р[ублей] сер[ебром]. Не могу дать себе слово перестать, хочется отыграться, а вместе могу страшно запутаться… Предложу завтра Одаховскому сыграться, и это будет последний раз .

12 февраля 1855 года. Опять проиграл 75 р. Бог еще милует меня, чтобы не было неприятностей; но что будет дальше? Одна надежда на него!

Если вам лень что-то делать, обязательно напишите об этом в дневнике. Отмечайте этот факт как можно чаще. Быть может, в конце концов лениться просто надоест и вы возьметесь за дело.

12 июля 1855 года. Целый день не писал ничего, читал Бальзака, занимался только ящиком новым. 1) Лень, 2) Лень, 3) Лень…

Заставьте недостатки служить вашей цели

Помните, вы как-то сокрушались о том, что самолюбие и тщеславие - одни из ваших главных пороков? Взгляните на них другими глазами. Если ваши неизменные враги - лень и раздражительность, то именно тщеславие поможет их преодолеть.

Сравните себя с кем-нибудь из коллег по цеху. Прежде всего с тем, кто много и продуктивно пишет и, возможно, уже купил себе старинный замок во Франции на гонорары.

Постоянно напоминайте себе о том, как сильно вы хотите стать знаменитым. Если у вас есть и здоровое писательское тщеславие, и высокая цель - это огромный плюс.

17 сентября 1855 года. Все-таки единственное, главное и преобладающее над всеми другими наклонностями и занятиями должна быть литература. Моя цель - литературная слава. Добро, которое я могу сделать своими сочиненьями...

Уйдите с работы и женитесь

Будьте решительнее. Подайте в отставку, чтобы сосредоточиться на литературной карьере.

17 сентября 1855 года. ...Завтра еду в Королес и прошусь в отставку, а утро пишу «Юность» .

В какой-то момент признайтесь себе: вы пропадете, если не начнете что-то делать. И начните хотя бы с малого.

Женитесь. Даже если считаете, что это совсем не нужно, и вы будете отвлекаться еще больше. Об этом позже напишете в дневник.

28 августа 1862 года. Мне 34 года. Встал с привычкой грусти...Поработал, написал напрасно буквами Соне…Скверная рожа, не думай о браке, твое призванье другое, и дано зато много .

Любовь и брак могут помочь вам навести порядок в жизни.

8 февраля 1863 года. Мы в Ясной... Мне так хорошо, так хорошо, я так ее люблю. Хозяйство и дела журнала хороши… Как мне все ясно теперь... Все она. Она не знает и не поймет, как она преобразовывает меня, без сравненья больше, чем я ее .

А когда приступите к написанию самого известного вашего романа, жена, возможно, даже будет помогать вам. Например, переписывать начисто черновики, пока вы будете сочинять новые главы. Это ли не удача для писателя?

И нынче назначаю себе другое, именно следующее: смотри на общество женщин как на необходимую неприятность жизни общественной и, сколько можно, удаляйся от них. В самом деле, от кого получаем мы сластолюбие, изнеженность, легкомыслие во всем и множество других пороков, как не от женщин? Кто виноват тому, что мы лишаемся врожденных в нас чувств; смелости, твердости, рассудительности, справедливости и др., как не женщины? Женщина восприимчивее мужчины, поэтому в века добродетели женщины были лучше нас, в теперешний же развратный, порочный век они хуже нас.

С 19 лет А. Н. Толстой начал писать дневники о своей жизни. Он продолжал их писать вплоть до самой смерти с некоторыми относительно короткими перерывами. Ведение дневников было каким-то новаторством в 1847 году, подобием личного ЖЖ в наше время. Во всяком случае, мне неизвестны другие подобные дневники великих людей того времени. Толстой записывал в дневник дела на следующей день (цели), отмечал ход их выполнения (часто невыполнения), ругал себя, а также анализировал своё поведение и чувства. Дневники также служили местом, куда Толстой записывал «правила жизни». Он прямо так и называл свои записки о том, как нужно вести себя в обществе, с делами, с целями, с занятиями и т.д. Пожалуй, Толстой задолго до современных «коучей» и тренеров определил основные законы жизненного успеха или, как сейчас говорят «личностного роста».

Например, Толстой давал себе установки по «пикапу в клубах».
Как входишь на бал, тотчас звать танцевать и сделать тур вальса или польки. На бале приглашать танцевать дам самых важных.

Лично я долгое время не знал, что Толстой вёл дневники. Войну и мир я не читал, как и Детство, или Юность, или другие произведения этого величайшего человека. Я напал на эти дневники, случайно прочитав в интернете выдержку из его дневника: «преступно спал до одиннадцати». Эта фраза пробудила во мне большой интерес к содержанию его дневников. И я не ошибся.

Что же интересного можно отметить по прочтению?

Молодому Толстому были свойственны все типичные пороки юности и молодости. Это неудержимое желание женщин («завтра употребить все средства, чтобы иметь девку»), тщеславие («Прежде я тщеславился богатством, именем. Теперь добротой, простотой обращения»), лень («Помоги мне, Господи: переломить свою лень - привыкнуть к труду и полюбить его»), пьянство и разгул («Данным правилам, именно не пить - изменял каждый день»). При этом интересно отдельно отметить две вещи. Во-первых, он сам ругал себя за такие проявления слабости своей воли, хотя и постоянно срывался. Во-вторых, эти пороки не помешали ему упорно работать над писательством, развитием воли и трудолюбия. Такая работа над собой привела его к вершинам литературной и философской славы.

Толстой в разном возрасте неоднократно отмечал, что ему счастье приносит труд. Когда он наметил себе цели на следующий день, выполнил их, и мог лечь спать с чувством удовлетворения от выполненных дел - он чувствовал себя счастливо.

Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь!

Необычайно полезно и интересно было отметить, что Толстой неоднократно отмечал важность воли для собственного развития и достижения успеха. Он уделил много времени обдумыванию вопроса воли. Так, он разделял волю на волю телесную, волю чувственную и волю разумную. Перечисление по возрастанию сложности воспитания. Кроме того, в какой-то период жизни Толстой выделял развитие воли, как главную цель своей жизни.

Мучало меня долго то, что нет у меня ни одной задушевной мысли или чувства, которое бы обусловливало всё направление жизни - все так, как придется; теперь же, кажется мне, нашел я задушевную идею и постоянную цель, это - развитие воли, цель, к которой я давно уж стремлюсь; но которую я только теперь сознал не просто как идею, но как идею, сроднившуюся с моей душой.

Так, например, он переписывал начисто произведение Детство три (!) раза. Пером. В дневнике он пишет, что если бы хватило терпения переписать четвёртый раз, то вообще бы хорошо вышло.

Конечно, как я писал выше, Толстой вёл дневник, в том числе для постоянного анализа собственного поведения, мыслей и чувств. Это подразумевает тотальную честность с самим собой. Нет самообмана: а напротив, глубокая рефлексия и самоанализ. Даже позже, уже на закате своих лет, во время обсуждения с редактором публикации истории своей жизни, он пожелал не скрывать тёмные (скорее общественно неодобряемые) пятна своей биографии, особенно молодости, и предстать настоящим, не только перед самим собой, но и своими читателями.

Толстой верил, что для того, чтобы достигать своих целей, нужно следовать системе, быть структурным, последовательным и логичным. При этом он знал, что человек подвержен страстям. Поэтому он придумывал и выписывал для себя правила жизни, которым старался следовать, чтобы усмирять свои страсти. Это не всегда ему удавалось, но, я думаю, в конечном итоге именно этот системный подход привёл его к такому ошеломляющему успеху, что он вошёл в мировую историю, как прекрасный писатель и философ.

Конечно, его правила жизни заслуживают отдельного отзыва. Они приведены отдельным списком в издания, что я читал. Над ними можно и нужно медитировать часами, пропитываясь их смыслом. Но при этом, применяя их на себя, задумываться об их целесообразности и полезности и, конечно, споря с ними, придумывая лучшие.

Три главные мысли на запомнить:

1. В 23 года Толстой не знал, что будет великим, а лишь задавал себе вопрос «неужели я обычный, неужели мне не суждено сделать что-то великое?».
2. Развитие воли - главная цель жизни.
3. Логичность, последовательность, терпение и структура решают. Провалы, т.е. отступление от правил, неизбежны даже у великих.

Самое главное. По дневникам Толстого (особенно ранним) можно проследить, что он «болел» всеми проблемами свойственными молодым людям. Другими словами, он был обычным. Что же его отличало вначале - это желание стать великим. Что же его отличало потом - воля, упорство и труд. Он много работал, делал это последовательно и стал таким, каким мы его знаем. Великими не рождаются. Великими становятся через ежедневный многолетний труд. А вначале - да - вначале было слово (мысль).