Выставка караваджо. Караваджо и последователи: выставка в гмии. Видео. Картины Караваджо

Продолжаем путешествие по выставке "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ"


Гвидо Рени «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» около 1640 х.м. Фонд Роберто Лонги

Рени Гвидо родился 4 ноября 1575 в итальянском городе Кальвенцано. Живописи мальчик начинает учиться в девять лет, поступает в Академию братьев Карраччи. Затем он начинает осваивать технику фресковой живописи и с 1602 года начинает зарабатывать себе на хлеб, украшая фресками церкви и дворцы. В первый период своей деятельности Рени примкнул к господствовавшему тогда в итальянской живописи натуралистическому направлению, причём, подобно другим ученикам Карраччи, подпал в сильной степени под влияние Микеланджело да Караваджо. Это влияние особенно заметно в картинах Г. Рени, написанных в Риме, куда его пригласили после окончания Академии. Но все же влияние Караваджо не было преобладающим в творчестве художника, вскоре у него сложился свой собственный стиль. В 1619 году Рени занимает пост главы Болонской академии, а в 1629 году становится главой Академии св. Луки. Умер Рени Гвидо в Болонье 18 августа 1642 года.
На картине Гвидо Рени Христос и Иоанн Креститель изображены маленькими детьми, один из которых символически передает другому голубя — знак мира и символ Святого Духа. Мадонна поддерживает делающего шаг навстречу Крестителю младенца, ее одеяние прихотливыми и эффектными складками ниспадает на пол. Все это происходит в светлом и спокойном условном интерьере, и сама сцена наполнена поэтическим чувством переживания момента.


Карло Сарачени. Портрет кардинала Раньеро Капоччи. 1613-1616. Фонд Роберто Лонги Флоренция.

В первой части рассказа о выставке "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ" были представлены картины Карло Сарачени «Нахождение Моисея» и «Юдифь с головой Олоферна». Карло Сарачени изобразил кардинала Раньеро Капоччи (1180-1250), более известного в литературе как Райнер ди Витербо или даже Райнер фон Витербо. В историю он вошел как первый кардинал-воин, юрист, архитектор и музыкант.


Дирк ван Барбюрен «Взятие Христа под стражу». Сер. 1610г Фонд Роберто Лонги Флоренция.

Дирк (Теодор) ван Барбюрен (ок. 1595 года— 21 февраля 1624 года) — голландский живописец эпохи барокко. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма. Родился в местечке Вийк бий Дурстеде в окрестностях Утрехта. Отец занимался коммерцией и финансами, семья имела достаток и высокий социальный статус. Основатель и один из крупнейших представителей утрехтской школы караваджизма. В 1611 году ван Бабюрен вступил в гильдию художников Утрехта, что дало ему право на профессиональную деятельность. В 1612 году уехал в Италию. В Италии ван Бабюрена привлекло новаторское искусство Караваджо, под влиянием которого окончательно сложился его собственный творческий почерк. Первой работой, выполненной ван Бабюренем в Риме, была композиция «Взятие Христа под стражу» (из фонда Лонги), написанная по заказу Педро Куссиды, торгового представителя испанского короля в Риме. В Риме художник нашел себе покровителей в лице Педро Куссиды и маркиза Джустиниани. В 1620 году художник возвращается в Нидерланды и открывает свою мастерскую в Утрехте.
Ван Барбюрен изображает сюжет из Писания - Взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду. Петр, бывший его первым учеником, ударил раба первосвященника по имени Малх и отрезал ему ухо, а потом это ухо будет возвращено на прежнее место. «Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Евангелие от Иоанна 18:7-18:11)



Валантен де Булонь «Отречение святого Петра» до 1620г Фонд Роберто Лонги. Флоренция. Происхождение - в собрании Витторио Фрашионе, в собрании Лонги не раньше конца 1950х

Валантен де Булонь (3 января 1591 — 19 августа 1632), имя от рождения Жан Валантэн или Валантен)— французский художник эпохи барокко, один из лучших французских караваджистов, сын художника по стеклу. В ранней молодости прибыл в Италию, уже хорошо умея владеть кистью. Валантен чувствовал сильное влечение к живописи Караваджо и, подобно Караваджо, не был способен ни на какую идеализацию, признавал только живопись с натуры и брал себе в модели людей грубого разряда. Итальянцы считают Валантена лучшим последователем Караваджо и причисляют его к своим художникам Римской школы. Пуссен не оказал большого влияния на Валантена, но тем не менее рекомендовал его тогдашнему покровителю искусств в Риме, кардиналу Барберини. Некоторое время Валантен писал картины религиозного содержания, оставаясь и в них верным принципам Караваджо и своей натуре: его священные фигуры нисколько не идеализированы. Довольно скоро художник расстался с сюжетами религиозного содержания, и стал писать фигуры воинов, нищих, людей, пристрастных к вину, картежной игре, падших женщин и т. п.
На выставке представлены две работы Валантена де Булоня на один сюжет - «Отречение святого Петра». Работа из Фонда Лонги более ранняя, предположительно написана до 1620 года. «Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал». (Евангелие от Луки, 22:55-22-62).
Последователи Караваджо часто обращались к этому сюжету, дававшему возможность в рамках евангельской темы показать жанровую сцену народной жизни в характерной любстановке таверны. Сюжет позволял также развить некую драматургию, соединив внутри одной сцены разные эпизоды: один - относящийся к евангельскому повествованию и второй - представленный группой игроков в кости. Мощная каменная плита, служащая игрокам столом, украшена составленным из двух частей терракотовым барельефом, который в прошлом находился в Паллацо Фарнезе, оттуда перешел в коллекцию римского банкира Кампани, а теперь хранится в Лувре.


Маттиа Прети «Концерт»1630 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

В первой части рассказа о выставке "Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ" была представлена картина Маттия Прети "Сусанна и старцы". Необыкновенная, сразу привлекающая к себе внимание работа Маттиа Прети «Концерт» (1630-е гг.) выполнена в сумрачной и изысканной цветовой гамме и фокусирует внимание зрителя на пустом пространстве между тремя пребывающими в тени и застывшими музицирующими фигурами с мертвенно-бледными зеленоватыми лицами. Популярный и широко распространенный в живописи того времени мотив музыкантов переосмыслен здесь в почти пугающем и потустороннем ключе: музыка перестает звучать и сменяется холодным напряженным молчанием, а единственным средством общения друг с другом и со зрителем для персонажей картины становятся молчаливые взгляды. В Эрмитаже есть подобная картина Миттиа Прети


Хуан Рибера, «Спаньолетто» «Святой Филипп». 1611-1613 Фонд Роберто Лонги Флоренция

Хосе или Хусепе де Рибера по прозвищу Спаньолетто («маленький испанец»); 12 января 1591 — 2 сентября 1652) — испанский караваджист эпохи барокко. Вероятно, не позднее 1613 года он перебрался в Италию, где, как принято считать, изучал картины старых мастеров в Парме и Риме. С 1616 года и до конца своих дней жил и работал в Неаполе придворным живописцем испанских вице-королей, позднее входит в Академию св. Луки в Риме. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики.
Состоящая из пяти работ серия «Апостолы» (1610-е гг.) (возможно, это был заказ), недавно отнесенная к творчеству Хусепе Риберы, являет собой показательный пример перенесения приемов караваджизма на национальную почву. Театральные, почти «плакатные» образы апостолов написаны на условном нейтральном фоне и тем еще более подчеркнуты их внутренняя сила и монументальность. Силой своего воздействия они обязаны удачному соединению в них классической пластики все с теми же выигрышными приемами Караваджо.

С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Св. Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Христос пришел в пределы Галилейские и нашел Филиппа. "Иди за Мною", - сказал ему Господь. По первым же словам Христа, обращенным к нему, Филипп уверовал, что Он - истинный Мессия, о Котором говорили пророки. Всей душой внял Филипп призыву Господа и последовал за Ним. Как достойный ученик, Филипп был избран Господом в число 12 Апостолов


Хусепе Рибера «Святой Варфоломей» 1611-1613 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Варфоломей — один из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане» Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу живьем с помощью ножа для свежевания мясной туши, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Альбане, что в Великой Армении»


Хуан Рибера, «Спаньолетто» «Святой Павел». 1611-1613 Фонд Роберто Лонги Флоренция

Апостол Павел первоначально не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.



Хуан Рибера, «Спаньолетто» «Святой Фома». 1611-1613 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!». Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа. Выражение «Фома неверующий» стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.


Хусепе Рибера «Спаньолетто» «Святой Фаддей» 1611-1613 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Иуда Фаддей — согласно Библии — один из 12 апостолов, брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы. Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки и от Иоанна; а также в Деяниях Апостолов. В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды — предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана. В западноевропейском искусстве атрибутом Иуды Фаддея является анахронистичная алебарда.



Гаспаре Траверси «Служанка».нач. 1750 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция
.
Гаспаре Траверси (1722 или 1723, Неаполь —1770, Трастевере, Рим) — итальянский художник эпохи рококо. Гаспаре Траверси является одним из самых тонких неаполитанских художников XVIII в. Его искусство абсолютно оригинально и основывается на смелых поисках повествовательной и психологической выразительности. Он развивает традицию неаполитанской школы и караваджизма раннего сеиченто. Траверси, как художник, был почти полностью забыт вскоре после своей смерти в 1770 году и вновь открыт уже в 1920-е годы итальянскими историками искусства. В настоящее время известны около 200 его картин — как правило, религиозного содержания, жанровые полотна, а также портреты. Из этих 200 работ 18 подписаны художником, на 10 указана также дата создания. О жизненном пути Г. Траверси известно крайне мало. Родился в многодетной семье, был старшим из 8 детей Доменико и Маргериты Траверси. Уроки рисования брал в мастерской известного неаполитанского художника Франческо Солимены. В 1742 году в Неаполь приезжал генеральный викарий ордена францисканцев, фра Рафаэлло Росси да Луганьяно, ставший на долгие годы покровителем и постоянным заказчиком Г. Траверси. В 1748 году художник приехал в Рим, в 1752 переселился в этот город окончательно и жил в римском районе Трастевере, за Тибром. Как великолепный портретист, уже в Риме он приобрёл значительное число приверженцев своего художественного стиля среди высших кругов церковных властей Папского государства.
Небольшая картина Служанка из Фонда Лонги, подкупающая непосредственностью и обаянием образа кокетливой молодой девушки, создана в зрелые годы, когда, покинув Неаполь, художник переехал в Рим.



Гаспаре Траверси «Школа мальчиков» конец 1740г х.м. ГМИИ им.А.С.Пушкина

В собрании ГМИИ со дня основания находятся парные композиции Урок рукоделия и Школа мальчиков раннего периода его творчества (в прошлом эти работы входили в коллекцию семьи Брокар, владельцев знаменитой московской парфюмерной фабрики).
Это две парные картины Гаспара Траверси, изображающие школу мальчиков и школу девочек, почти карикатурные, почти сатирические изображения, на которых описаны театральные взаимоотношения этих мальчиков и девочек. Кто-то на кого-то ябедничает, кто-то за кем-то подсматривает, кто-то целует руку учителю… Но в этом во всем очень много натурной наблюдательности, хотя есть и театрально-постановочный момент,


Гаспаре Траверси.Школа рукоделия.Конец 1740-х. ГМИИ им.А.С.Пушкина


Гаспар Траверси «Старуха, греющая руки над жаровней» 1750е ГМИИ им.А.С.Пушкина

«Старуха, греющая руки над жаровней» была приобретена в 2014 году у частного лица в Москве. Принадлежность работы кисти Траверси установлена Викторией Эммануиловной Марковой. На это указывали, как и тема картины и характер композиции, так и манера письма и высокий художественный уровень произведения. Среди работ художника весьма многочисленную группу составляют небольшие полотна жанрового характера с полуфигурными изображениями чаще одного, реже- 2х персонажей, как правило, с аллегорическим либо назидательным подтекстом.



Витторе Гисланди фра Гальгарно «Портрет юного художника в берете». Нач. 1730 х.м. Фонд Роберто Лонги Флоренция

Витторе Гисланди [Фра Гальгарио] (1655 — 1743) принадлежит одно из ведущих мест в искусстве века Просвещения. Художник, имевший духовное звание, был примечательной личностью. Сын живописца из Бергамо стал монахом сначала монастыря Святого Франциска в Венеции, где пробыл с 1670 по 1687 и с 1693 по 1701 годы, а затем монастыря Гальгарио близ Бергамо (здесь он и похоронен). Гисланди был образованным человеком, увлекался живописью сначала как дилетант, но потом стал заниматься ею профессионально, беря уроки у мастеров Бергамо, а затем у С. Бомбелли, известного портретиста области Венето конца XVII века. Гисланди избрал для себя жанр портрета, который с наибольшей полнотой раскрыл черты человека века Просвещения. Как сообщает в Жизнеописаниях биограф художников Бергамо Ф. Тасси, Гисланди вел аскетический образ жизни, чем объясняется незначительное число женских портретов в его творчестве. Действительно, среди моделей Гисланди больше венецианских патрициев, миланских аристократов, людей, близких художнику — живописцев, скульпторов, ученых-эрудитов, аббатов, молодых учеников-подмастерьев. Каждый созданный им образ неповторимо индивидуален. Гисланди показал ум, добродетель, достоинство, мир индивидуальных интересов, творческий труд на благо процветание отечества своих моделей. Одни из них были чопорны и скованны, другие — более раскрепощены, открыты, но каждый интересен своим миром чувств, в который пристально вглядывался художник, наделенный дарованной ему веком свободой в оценке мира и человека..

Портрет юного художника в красном берете выполнен в тонкой и безупречно выверенной красочной гамме с высочайшим техническим мастерством (которое особенно заметно в передаче различных фактур ткани), он сразу же подкупает своей непосредственностью. Данная в момент мгновенного, неожиданного оборота фигура и обращенный прямо на зрителя взгляд складываются в такой образ, который позволяет говорить с ним без посредников, глубоко и открыто.

http://issuu.com/egtypo/docs/caravaggisti_issuu
http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=577
http://thezis.ru/pod-znakom-karavadzho.html Thezis.ru Гуманитарные дискуссии
http://m.echo.msk.ru/blogs/detail.php?ID=1625008
http://www.colta.ru/articles/art/9298
http://mayak-parnasa.livejournal.com/522764.html
http://www.arts-museum.ru/events/archive/2015/caravaggio/markova/index.php
Энциклопедия мировой живописи. СостТ.Г. Петровец, Ю.В. Садомова М. ОЛМА - ПРЕСС, 2001

Выставка произведений итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) и его последователей открылась в ГМИИ имени Пушкина. В экспозиции представлены около 50 произведений из собрания ГМИИ и Фонда Лонги во Флоренции. Проект логически продолжает первую масштабную выставку произведений итальянского мастера, прошедшую в музее в 2011 году.

На этот раз публика увидит лишь одну картину кисти реформатора европейской живописи - «Мальчик, укушенный ящерицей», написанную в первые годы пребывания Караваджо в Риме. Именно тогда художник, в отсутствие заказов, писал для продажи небольшие работы, зачастую используя в качестве модели собственное изображение в зеркале.

В Вечный город миланский живописец приехал в 1590-х годах, когда ему исполнилось 25 лет, и мгновенно привлек к себе внимание. Он выделялся своим ломбардским акцентом, вспыльчивостью и крутым нравом, по улицам Рима ходил со шпагой на боку и не раз пускал ее в ход.

Необычным был и метод работы мастера, сторонника реализма, оптических неожиданностей и контрастов с реальностью: Караваджо не делал подготовительных набросков, а писал картину сразу, что можно увидеть на примере «Мальчика, укушенного ящерицей». Полотно представляет собой вовсе не плавное повествование - мастер словно рубит с плеча, энергичными мазками, объемами и контрастами яркого света и глубокой тени. Композиция полна беспокойного движения, резкий боковой свет падает прихотливыми вспышками, выхватывая ярко светящиеся фрагменты отдельных предметов.

Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

Такая манера создания произведений привлекла к себе интерес. Несмотря на то что Караваджо не брал учеников и не любил подражателей, его последователи появились и в Италии, и далеко за ее пределами. И основная задача выставки - познакомить зрителя с творчеством живописцев, развивавших традиции мастера.

Как считают специалисты, лучше других суть искусства Караваджо понял испанец Хусепе Рибера. Ему удалось сохранить и свое творческое лицо, и своеобразное понимание характеров тех, кого он изображал. В молодости Рибера вел скитальческую жизнь, пока не основался в Неаполе при дворе испанского наместника. Но никакого придворного лоска и угодничества в его живописи не появилось - он воспринимал окружающую жизнь драматически, писал бедных и называл их именами философов и древних мудрецов.

На выставке впервые в России представлена серия «Апостолы» из пяти полотен кисти этого мастера - святые Фома, Варфоломей, Павел, Филипп, Иуда Фаддей. Созданная в первой половине 1610-х годов, серия считается новым словом в искусстве того времени - нейтральный фон полотен подчеркивает мощь и внутреннюю силу монументальных фигур. Рибера соединяет воедино правдивость образов и органическое чувство классики.

Влияние Караваджо испытал на себе и мастер болонской школы Гвидо Рени, который не только восхищался работами предшественника, но даже приобрел одно из полотен мастера. Его «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» 1640 года словно написана пастелью, в виде незавершенного эскиза. Работа наглядно демонстрирует творческую эволюцию Рени - от насыщенности света и плотности форм к свободной манере и почти прозрачности фигур. Такие работы Рени предвосхитили творения французских авторов XVIII века.

Северный караваджизм представлен на выставке работой Дирка ван Бабюрена «Взятие Христа под стражу», первой композицией, написанной автором утрехтской школы в Риме. И хотя Бабюрен старался следовать итальянским канонам, он остался по сути голландским художником: подчеркивал натуралистичность деталей, большое внимание уделял мимике героев, порой доходя почти до гротеска.

Представление об утрехтской школе дополняют работы Геррита ван Хонтхороста, две картины Маттиаса Стомера, долго жившего на Сицилии. Это «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В экспозиции также выставлены два «Отречения святого Петра» француза Валантена де Булоня - из собрания ГМИИ и Фонда Лонги. Сюжет и композиция картин не сильно отличаются, но изобразительный язык претерпевает изменения: живописная манера становится более подвижной, точной и лаконичной.

В залах ГМИИ можно увидеть также произведения Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Томмазо Салини, Гаспаре Траверси и других.

Экспонаты выставки показывают, что влияние итальянского мастера не было ограничено ни в пространстве, ни во времени, и доказывают, что Караваджо во многом был основателем современного реализма. Он говорил на языке барокко по-своему и о своем. Его последователи же возвели эти диалоги на новую ступень.

«…Из этих картин я подчеркнул множество важных советов, которые пригодятся мне в моём творчестве живописца. Я обязательно вернусь. И готов отстоять ради этого не 1 час.» Стручков Егор Игоревич 15.09.2015

(Книга отзывов ГМИИ им.Пушкина)

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и собрание Фонда Лонги во Флоренции представляют новую экспозицию.

В главном ГМИИ им. Пушкина с 15 сентября 2015 года открылась выставка «Караваджо и последователи». Благодаря усилиям Министерства культуры Российской Федерации, ГМИИ им. Пушкина и фонда Лонги во Флоренции в Москве выставлены 50 шедевров, многие из которых предстанут перед российскими зрителями впервые. Экспозиция продолжает тему произведений известного новатора в мире европейской живописи Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610).

Центральное место в нынешней экспозиции является легендарная работа раннегоКараваджо«Мальчик, укушенный ящерицей» (1594). Это полотно имеет огромное значение в развитии европейской живописи эпохи Возрождения. Реалистичность изображения, напряженность каждого изгиба тела «безумного» юноши производит неоднозначное впечатление, и даже пугает. Внимание художника к каждой детали поражает даже современного искушенного посетителя. Для художников XVI века это был настоящий вызов. Гармоничный мир академичнойживописи того времени был взорван экспрессивным реализмом Меризи де Караваджо. Многие современники считали художника эксцентричным и вспыльчивым. Источником его вдохновения стали не высокосветские гостиные и всевозможные гранды на фоне романтических пейзажей, а простые люди среди толпы, на улицах, в тавернах и на площадях. Примечательно, что художник не прибегал к эскизам, а воплощал свои замыслы сразу на холсте. В своих работах художник использует контрастную манеру письма. Прием резкого противопоставления света и тени в картинах Караваджо и его последователей получил название «кьяроскуро».

В этом году гостям выставки предоставляется возможность сравнить работы последователей натуралистичного стиля известного мастера.Из Италии привезены 30 уникальных картин. В коллекции легендарного искусствоведа и ценителя эпохи Барокко Роберто Лонги (1890–1970) особое место занимают работы Караваджо. Его новаторский стиль дополняется индивидуальным исполнением каждого последователя . На примере итальянских, французских, голландских и испанских живописцев можно проследить изменения манеры письма «караваджистов» вплоть до XVII века. Собрание включает в себя таких именитых художников, как Дирка ванн Бабюрена, Маттиаса Стомера, Валантена де Булоня, Хусепе Риберы, Джованни Ланфранко, а также более поздник матсеров: Джакомо Черути, Фра Гальгарио, и Гаспаре Траверси.

Полотна на библейские мотивы составляют большую часть работ представленных на выставке. В начале экспозиции размещена Картина Джордано Черути «Спящий паломник». Святой Рох предстает в обличии задремавшего от усталости путника, и только свет, который излучает его изможденное лицо, указывает на то, что перед вами возвышенный над земным миром человек.

Работы голландского художника Маттиаса Стомера словно превращают посетителей выставки в очевидцев ветхозаветных событий. Например, на полотне «Благовестие Ма ною и его жене» архангел Гавриил изображен, как простой юноша, однако серебристые тона одежды подчеркивают его неземную природу. Атмосфера картины передает радостный трепет, в котором пребывают будущие родители легендарного Самсона и сам «благовеститель». В картине нет нимбов и прямых лучей света, но есть сияние, которое пронизывает все пространство на холсте.

Работы Дирка ван Бабюрена «Взятие Христа под стражу» и «Отречение святого Петра» Валантена де Булоня раскрывают трагизм событий, о которых повествует Новый Завет. Работы поражают своей реалистичностью и эмоциональностью. Создается ощущение, что живописцы преодолели барьер времени, и запечатлели события двухтысячелетней давности с натуры. Такое пугающее чувство реальности происходящего посещает вас при взгляде на эти полотна.

Мартиа Прети – единственный масштабный художник в Калабрии (Южная Италия). Его полотно под названием «Концерт» резко выделяется на фоне картин других мастеров. Лицо девушки и двух музыкантов, сидящих за столом, мертвецки бледны. Прекрасные особы переполнены гордыней, отрешенностью и мистическим злом. В этой картинеМартиа Прети не осуждает пороки этих молодых людей, а словно печально наблюдает за ними.

Испанская школа караваджистского направления представлена серией работ Хусепе Рибера . По мнению многих посетителей, эта часть экспозиции одна из самых запоминающихся. Серия портретов «Апостолы» подчеркивает земное и личностное начало учеников Христа. Перед посетителями предстают не иконы, а люди, носящие в себе великий дух. Святой Варфоломей изображен в образе старика. В одной руке он держит острый нож, в другой собственную кожу. Его твердый взгляд пристально направлен на зрителя. Дряхлость тела противопоставляется мужеству и решительности святого. Ни старость, ни гонения не смогли пошатнуть твердость веры Апостола на его мученическом пути, словно он бросил вызов земной природе человека.

На выставке можно проследить дальнейшее развитие натуралистических традиций вплоть доXVIII века . В частности серия работ неаполитанского портретиста Гаспаре Траверси впечатляет своим реализмом. Это картины «Старуха, греющая руки над жаровней», «Служанка» и т.д.

Среди других картин, в заключительной части экспозиции расположилась яркая работа Витторе Гисланди (Фра Гальгарио) «Портрет юного художника в красном берете». Несмотря на красочные детали в одежде, именно выражение лица молодого человека приковывает внимание гостей. Его напряженный и пытливый взгляд словно адресуется лично каждому посетителю. Эта яркая, наполненная экспрессией работа итальянского живописца эпохи рококо особенно привлекает внимание посетителей.

Трудно подвести к общему знаменателю оценки содержания и оформления новой выставки. Р аботы «караваджистов» размещены по мере демонстрации коллекций Фонда Лонги во Флоренции, а затем собрания ГМИИ им. Пушкина. Расположение полотен в зависимости от принадлежности к коллекциям смутило некоторых посетителей. Тем не менее, освещение в зале создает ритм и акценты на картинах. Создается атмосфера полного погружения в события, изображенные на полотнах.

Сегодня посетители смогут продолжить знакомство последователей школы Караваджо. Напомним, что несколько лет назад в стенах Музея уже выставлялась масштабная коллекция картин итальянского живописца. При сравнении экспозиции 2011 и 2015 года среди гостей можно заметить расхождения в оценках. В толпе выделяются скучающие группы школьников и восхищенные взгляды ценителей искусства. Неудивительно, что открыв книгу отзывов , можно увидеть как хвалебные, так и негативные мнения. Многие посетители оказались разочарованны небольшим количеством картин самого Меризи да Караваджо, особенно в сравнении с экспозицией 2011 года. Шанс продолжить или начать свое знакомство с новаторским реализмом Караваджо есть у всех желающих до 10 января 2016 года.

Где:

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Когда: 14.09 - 09.01

Караваджо и последователи

Микеланджело Меризи да Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей.

1593-1594. Фонд Лонги (Флоренция)

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается выставка «Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Роберто Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина». Она является своего рода продолжением первой масштабной экспозиции произведений великого итальянского мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610), во многом определившего дальнейшее развитие европейской живописи, из музеев Италии, которая прошла в стенах Музея в конце 2011 – начале 2012 года.
В экспозиции будет представлена знаменитая работа мастера «Мальчик, укушенный ящерицей» и картины ведущих западноевропейских художников XVII–XVIII веков, которые в большой мере испытали влияние Караваджо.

Уникальность выставки в том, что она включает работы, привезенные из Италии, принадлежащие Фонду Роберто Лонги во Флоренции, а также работы, находящиеся в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В общей сложности на ней будет показано свыше 50 произведений живописи.
Тридцать картин из Фонда Лонги составляют часть богатой коллекции, собранной ученым и критиком Роберто Лонги (1890–1970), одним из видных представителей мировой искусствоведческой науки. Cегодня, как и при жизни Роберто Лонги, эта коллекция хранится на принадлежавшей ему вилле (Villa il Tasso) во Флоренции, где теперь располагается крупный центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко.Ядром экспозиции является знаменитое полотно «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594), относящееся к раннему периоду творчества Караваджо. Экспозицию логически продолжают работы его первых последователей, Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620),чьи произведения не часто встречаются за пределами Италии.
Северный караваджизм представлен на выставке композицией Дирка ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу», а также двумя работами художника долго жившего на Сицилии, Маттиаса Стомера (1600–1650), – «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита». В этом разделе экспозиции будет выставлен признанный шедевр Валантена де Булоня «Отречение святого Петра» (1591–1632) – один из лучших образцов творчества этого французского художника.
Весомый вклад испанской школы в интернациональное караваджистское движение наглядно демонстрируют пять превосходных полотен серии «Апостолы», недавно справедливо отнесенных к творчеству Хусепе Риберы (1591–1652), работавшего в Неаполе.
Зрители также увидят выдающиеся по качеству картины Бартоломео Пассаротти (1529–1592), который в своем творчестве предвосхитил натурализм Караваджо, Джованни Ланфранко (1582–1647) и Джачинто Бранди (1621–1691), переосмысливших уроки караваджизма в духе высокого барокко, Гвидо Рени (1575–1642), внесшего свой несомненный вклад в интерпретацию классической традиции в XVII веке.
На выставке будут показаны произведения трех «живописцев реальности» (термин, введенный самим Лонги) – Джакомо Черути (1698–1767), Фра Гальгарио (1655–1743) и Гаспаре Траверси (1722–1770) – которые уже в следующем, XVIII столетии, продолжали черпать вдохновение в традициях натурализма, заложенных Караваджо.
Выставка, организованная в ГМИИ им. А.С. Пушкина, дает блестящую возможность показать 30 работ из собрания Фонда Лонги вместе с хранящимися в Музее картинами круга Караваджо – произведениями итальянских, французских, голландских и испанских мастеров. Таким образом, посетители получат уникальную возможность сравнить уровень исполнения и индивидуальный почерк художников. Это тем более увлекательно, что речь идет о произведениях видных мастеров, таких как Анджело Карозелли, Караччоло, Валантена де Булоня, Геррита ван Хонтхороста. Среди картин, достойных особого внимания, выделяется «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575–1625), художника, не представленного в собрании Фонда Лонги, поскольку изучение его творчества стало итогом исследовательской работы последних десятилетий.
Выставка также поможет понять и оценить масштаб личности Лонги-коллекционера. Собранные им произведения отражают глубокий интерес к творчеству Караваджо и мастеров его круга, который ученый пронес сквозь всю свою жизнь, а благодаря превосходному знанию истории искусства и индивидуальной манеры художников Лонги удавалось приобретать первоклассные произведения живописцев, чьи имена еще не пользовались известностью. Среди них шедевр Анджело Карозелли (1585–1662) «Аллегория бренности» (ок. 1608 – 1610), работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578–1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656–1659). Своей известностью Маттиа Прети во многом обязан ранним трудам Роберто Лонги о художниках так называемого натуралистического направления. Выставка в полной мере дает представление о том, сколь важную роль играли в научной биографии Лонги исследования о творчестве Караваджо и его ближайших последователей, которых принято называть караваджистами.
Своего рода сюрпризом для посетителей выставки станет большая алтарная композиция Джованни Бальоне (1566–1643), учителя Томмазо Салини, приобретенная для собрания ГМИИ в конце 2014 года. Некоторые произведения, в частности, полотно Батистелло Караччоло и работа Хусепе Риберы, специально прошли реставрацию и впервые предстанут перед публикой.
Идея выставки принадлежит Виктории Марковой .

Кураторы выставки: Мина Грегори , президент Фонда Роберто Лонги , Мария Кристина Бандера , научный директор Фонда, и Виктория Маркова, главный научный сотрудник, хранитель итальянской живописи ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Вход на выставку Караваджо и караваджисты в миланском палаццо Реале. Апрель — июнь 1951 г.

Выставка Караваджо и последователи открывается спустя четыре года после показа в 2011-2012 годах 11 полотен Караваджо из собраний Италии и Ватикана в тех же стенах. Успех был оглушительным: впервые в России и за пределами Италии в одном выставочном пространстве удалось собрать такое число шедевров этого мастера. Казалось, что прошел не такой уж небольшой по музейным меркам срок для возвращения к одному и тому же художнику, даже если это Караваджо. Однако Виктория Маркова , главный научный сотрудник, хранитель итальянской живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, сочла иначе: «Четыре года — правильная дистанция, которая позволяет публике еще не забыть Караваджо, успех, впечатление от той выставки и тем не менее перейти к какому-то другому ракурсу».

Первоначально предполагалось показать 30 работ Караваджо и его последователей только из Фонда Роберто Лонги. Коллекцию выдающегося историка искусства, которую он собирал с 1916 года и которая охватывает итальянское и европейское искусство XIV-ХХ веков, часто и с большим успехом показывают в Италии и крупных музеях по всему миру. Однако в ходе подготовки будущей московской экспозиции ее куратор Виктория Маркова решила пойти по другому пути — соединить картины караваджистов из фонда с картинами из собрания ГМИИ. «Это даст зрителю редкую возможность сопоставлять работы, например, одного и того же мастера из двух собраний, созданные в разные периоды, либо в один и тот же период, но разные по подходу», — считает Маркова. Всего на выставке будет около 50 произведений, 30 — из Фонда Роберто Лонги. Экспозиция будет выстроена следующим образом. Единственная на выставке работа самого Караваджо — его ранний шедевр Мальчик , укушенный яще рицей (середина 1590-х) из фонда станет как бы энергетическим центром, «местом силы» экспозиции. Работы из коллекци Лонги будут представлены отдельно, чтобы можно было оценить ее как самостоятельное явление. Отдельно же будут сгруппированы работы из собрания музея. Некоторые из них специально отреставрированы к выставке и впервые выйдут на публику. Например, картина неаполитанского караваджиста Джованни Баттисты Караччоло , долгое время считавшаяся работой неизвестного мастера, или раннее полотно Хусепе Риберы Апостол Иаков Старший . Кстати, из Фонда Роберто Лонги приедут сразу пять Апостолов великого испанца XVII века, тоже ис- пытавшего влияние Караваджо.

Что же касается имен, включенных в выставку, то здесь представлен почти весь круг мастеров, которых сегодня принято считать караваджистами. Это прямые последователи Караваджо — Орацио Борджанни , Карло Сарачени , Анджело Карозелли — и далее художники-академисты, опосредованно испытавшие его влияние, как Гвидо Рени или Джованни Ланфранко . «У Караваджо не было мастерской, не было прямых учеников, он не стремился к тому, чтобы собрать вокруг себя какой-то круг художников. Караваджизм — это спонтанно возникшее явление, в котором не было однородности, художники приезжали из разных областей Италии и других стран, и каждый уже учился в рамках каких-то традиций. То есть они приезжали в Рим, и дальше на эти традиции наслаивалось влияние Караваджо. Караваджизм — это искусство интернациональное. Впервые в истории искусства сложилась ситуация, когда какая-то страна становилась образцом для всей Европы», — говорит Маркова. «Иностранцы» тоже будут представлены на выставке такими именами, как Дирк ван Бабюрен , Маттиас Стомер , Валантен де Булонь , Герард ван Хонтхорст и другие. «Италия помогла каждой национальной школе обрести свой новый язык. Живопись Караваджо была стимулом, а дальше каждый художник шел своим путем», — продолжает Маркова.

Еще одна особенность московской выставки — включение в экспозицию художников XVIII века фра Гальгарио , Гаспаре Траверси , Витторе Гисланди , Джакомо Черути . Это мастера, которых именно Лонги впервые ввел в контекст истории итальянского искусства, назвав их «i pittori della realta» — «художники реальности». «На самом деле это очень разные художники. Но их объединяет интерес к действительности, что для итальянской живописи было не вполне обычным. Сформулировав это понятие, Лонги сфокусировал внимание историков искусства на этом важном аспекте», — говорит Маркова. Караваджизм постепенно сошел на нет к 1630-м годам, на авансцену вышел академизм, болонская школа братьев Карраччи , которая вновь обратила свой взор к наследию Ренессанса, прежде всего Рафаэля . «Но это вовсе не значит, что караваджизм исчез навсегда, — поясняет куратор. — Караваджо остался в крови итальянского искусства, дал ему многое из того, что стало основой его языка, пластику, светотень». Что и должны продемонстрировать включенные в выставку работы «художников реальности» из собрания Лонги и ГМИИ, практически не знакомые российскому зрителю.