Вспомним некоторые факты из жизни гениального итальянца. Забавные случаи из жизни джузеппе верди

Биография и интересные факты из жизни Джузеппе Верди

Verdi, Giuseppe (1813–1901), итальянский композитор. Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А. Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане. В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В. Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена. Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора. За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В. Гюго – произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В последующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой – Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д’Арк (Giovanna d"Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850). В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) – первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) –выдающееся произведение более камерного стиля. С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились. На период 1851–1853 приходятся три зрелых шедевра Верди – Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В. Гюго. Король забавляется, демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму – более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте – выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей. Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств. Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле – Сицилийскую вечерню (Les vкpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе – Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Бал-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе). Верди явно нуждался в литературном сотруднике, и он обрел его в лице А. Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) – шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842–1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы. Кроме опер, в наследии Верди – Реквием памяти А. Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873). Умер Верди в Милане 27 января 1901.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. Молодо-зелено

Джузеппе Верди однажды сказал:

Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил: «Я". Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить: "Я и Моцарт". Когда мне стукнуло сорок, я говорил: "Моцарт и я". Теперь же я говорю: «Моцарт".

2. Ошибочка вышла...

Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: "Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов..." Таким образом, бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.

4. Не скажу!

Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно... Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.

Только скажите мне всю правду!- решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.

Не могу, - со вздохом отвечал Верди.

Но почему же?

Боюсь...

6. Ни дня без строчки

Верди всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. В этих своеобразных дневниках великого композитора можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника, прокатиться, возгласы строителей и прочего рабочего люда или детский плач, - из всего Верди извлекал музыкальную тему! Будучи сенатором, Верди, однажды очень удивил своих друзей по сенату. На четырех листках нотной бумаги он весьма узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге... речи темпераментных законодателей!

7. Добрый знак

Закончив работу над оперой "Трубадур", Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.

Ну, и как вам моя новая опера? - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.

Откровенно говоря, - решительно произнес критик, - все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.

Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.

Я не понимаю вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне не понравилась...

Теперь я совершенно уверен в успехе моего "Трубадура", - объяснил Верди.

Ведь если произведение не понравилось вам, то оно, несомненно, понравится публике!

8. Верните деньги, маэстро!

Новая опера Верди "Аида" была принята публикой с восхищением! Знаменитый композитор был буквально засыпан похвальными отзывами и восторженными письмами. Однако среди них было и такое: "Шумные толки о вашей опере "Аида" заставили меня отправиться 2-го числа сего месяца в Парму и побывать на представлении... В конце оперы я задал себе вопрос: удовлетворила ли меня опера? Ответ был отрицательный. Я сажусь в вагон и возвращаюсь домой в Реггио. Все окружающие только и говорят о достоинствах оперы. Мною опять овладело желание послушать оперу, и 4-го числа я опять в Парме. Впечатление мною вынесено следующее: в опере нет ничего выдающегося... После двух-трех исполнений ваша "Аида" окажется в пыли архива. Можете судить, многоуважаемый господин Верди, какое сожаление я испытываю о понапрасну истраченных мною лирах. Прибавьте к этому, что я человек семейный и такой расход не дает мне покоя. Поэтому я обращаюсь прямо к вам с просьбой возвратить мне означенные деньги..." В конце письма был предъявлен двойной счет за железную дорогу туда и обратно, за театр и ужин. Итого шестнадцать лир. Прочитав письмо, Верди распорядился, чтобы его импресарио выплатил просителю деньги. - Однако, с вычетом четырех лир за два ужина, - весело сказал он, - так как поужинать этот синьор мог бы у себя дома. И еще... Возьмите с него слово, что он более никогда не будет слушать моих опер... Во избежание новых расходов.

11. Самое лучшее - самое доброе

Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим? - Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов...

ЛИТЕРАТУРА:

1. Тароцци Дж. Верди. М., 1984

2. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера – три мира. М., 1986

3. Соловцова Л.А. Дж. Верди. М., 1986



    [ невыполнимая задача ]

    В Милане напротив знаменитого театра "Ла Скала" есть трактир, в котором издавна собираются артисты, музыканты, знатоки сцены.
    Там под стеклом давно хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы Верди "Трубадур".
    Бутылка эта хранится более ста лет, вино становится все крепче, а "счастливчика" все нет и нет.

    [ добрый знак ]

    Закончив работу над оперой "Трубадур", Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.
    - Ну, и как вам моя новая опера? - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.
    - Откровенно говоря, - решительно произнес критик, - все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.
    - Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.
    - Я не понимаю вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне не понравилась...
    - Теперь я совершенно уверен в успехе моего "Трубадура", -объяснил Верди. - Ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!

    [ ошибочка вышла... ]

    Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: "Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов..."
    Таким образом бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.

    [ не скажу! ]

    Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно...
    Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.
    - Только скажите мне всю правду! - решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.
    - Не могу, - со вздохом отвечал Верди.
    - Но почему же?
    - Боюсь...

    [ даешь аплодисменты!... ]

    Как-то Верди сказал:
    - Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, их следует вписывать в партитуру.

Родился Верди 10 октября 1813 года в небогатой семье торговца вином. Музыкой мальчик увлекался с самого раннего детства – он играл на органе и помогал служить мессы в местной церкви. Там подростка и заметил купец Антонио Барецци, взявший юношу к себе на работу. Джузеппе брал уроки у лучших учителей в Буссето и вскоре попробовал себя в качестве композитора. Музыкальное образование он решил продолжить в Миланской консерватории, однако его не приняли. Верди не отчаялся и продолжил учиться музыке на частной основе. Его учитель Винченцо Лавинья позволял подопечному посещать спектакли театра “Ла Скала” совершенно бесплатно.

Однажды на репетицию оратории Гайдна "Сотворение мира" не явился ни один из заявленных дирижеров и администрация попросила встать Верди у пульта. Он не стал отказываться и выступил так, что уже скоро управлял целым оркестром на премьере оратории. Через некоторое время он получил заказ на свою первую оперу "Оберто".

За отведённые ему 88 лет Джузеппе Верди написал 29 произведений, ставших вершинами мировой оперы и прославивших его на века. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из биографии гениального итальянца.

1. "Оставьте мысль о консерватории" , - сказал Верди дирижер Миланской консерватории, когда тот пришёл туда получать высшее образование. Главной причиной отказа был "низкий уровень фортепианной игры". Несколько десятилетий спустя консерватория была названа в честь легендарного музыканта.

2. Избранницей и законной женой Верди в 1836 году стала Маргарита Барецци, дочь его спонсора Антонио Барецци. Год спустя у пары родился сын, ещё через год - дочь. Однако семейная идиллия длилась совсем недолго – дети скоропостижно скончались от неизвестной болезни, а у жены был диагностирован энцефалит. После того, как композитор лишился всех своих близких, он решил покончить с едва начавшей подниматься в гору карьерой, но импрессарио уговорил его повременить. Из тяжелейшего духовно кризиса Верди вывела работа над оперой "Набукко" , сделавшей его живым классиком.

3. Одним из самых популярных произведений Верди стала опера "Риголетто" , которую он написал во времена счастливой любви с обладательницей фантастического сопрано Джузеппиной Стреппони. 10 лет спустя они обвенчались, что положило конец скандалам вокруг его персоны - гражданский брак в XIX веке для многих был просто немыслимым.

4. Секрет популярности Верди у современников крылся не только в его гениальности, но и в его активной политической позиции. В сюжет большего числа своих произведений он вписывал прозрачные намёки на злободневные события в жизни общества - прежде всего на австрийскую оккупацию Италии. В страданиях израильтян под гнетом Вавилонского царя Навуходоносора в "Набукко" ясно читаются несчастья итальянцев под властью австрийцев. Под крестоносцами в опере "Ломбардцы в Первом крестовом походе" Верди подразумевает патриотов своей отчизны. Кстати говоря, девиз "Вива, Верди!", скандируемый поклонниками на каждом концерте композитора - не что иное как завуалированный лозунг "Viva, V.E.R.D.I" , аббревиатура от "Витторио Эмануэль, король Италии".

5. Смерть Верди соотечественники восприняли как личную трагедию. Проститься со своим любимым композитором пришло 2000 человек. 800 незнакомых друг с другом людей на похоронах исполнили хор из оперы "Набукко".

Дата рождения: 10 октября 1813 года
Дата смерти: 27 января 1901 года
Место рождения: Ронколе, Французская империя

Верди Джузеппе Фортунино Франческо – один из самых знаменитых итальянских композиторов, когда либо создававших оперы. Так же Джузеппе Верди известен как создатель «Аиды» и «Отелло», одних из самых популярных оперных произведений.

Джузеппе появился на свет в небольшой итальянской деревне, в 1813 году находившейся в ведении Французской империи, то есть коренной итальянец оказался по рождению французом.

Семья была простой – отец, Карло, держал трактир, а мать, Луиджа, пряла шерсть, денег было недостаточно, и семья бедствовала, что сделало жизнь мальчика в детстве довольно тяжелой.

Тем не менее, Джузеппе нашел возможность в деревенской церкви быть помощником во время службы. Затем он заинтересовался игрой на органе и получал уроки от П. Байстрокки. Родители увидели интерес сына к музыке и подарили ему недорогой музыкальный струнный инструмент, похожий на клавесин.

Игру мальчика заметил богатый торговец из соседней деревни, который поверил в юное дарование и предсказал юному музыканту большое будущее. Он предложил мальчику перебраться в соседнюю деревню, большего размера и серьезно заняться музыкой.

Там он играл на органе, занимался контрапунктом и начал много читать, в основном мировых классиков. В возрасте восемнадцати лет молодой человек пытался поступить в миланскую консерваторию, но не был принят из-за плохой техники игры на фортепиано. Джузеппе продолжил частные занятия и стал посещать концерты и оперы, проходившие в городе.

После возвращения в Буссето он при поддержке местного мецената дал свой первый концерт. После концерта меценат предложил музыканту обучать свою дочь музыке. Это закончилось романом и свадьбой.

К сожалению, рожденные вскоре дети погибли в раннем возрасте, а спустя еще несколько лет скончалась и любимая жена. Джузеппе очень переживал все эти потери, только работа помогла ему справиться с горем.

После премьеры первой оперы в Милане музыканту был предложен контракт на создание еще двух произведений. Его «Набукко» была встречена публикой очень тепло, и была поставлена в европейских театрах более пятидесяти раз. Композитор стал писать и для французов, что потребовало переработки характеров и замены итальянских персонажей.

В то же время Джузеппе сошелся с певицей Д. Стреппони. Ради романа с ним певица решила закончить карьеру. Музыкант тоже хотел завершить карьеру, будучи знаменитым и богатым, но Джозефина уговорила его продолжать заниматься творчеством.

«Риголетто» - опера, написанная после некоторого перерыва, мгновенно стала знаменита и имела необычайный успех.

Еще одной очень успешной работой стала «Аида». Она была создана по заказу египетского правительства. Композитор несколько раз отказывался от этого предложения, но после знакомства со сценарием согласился. Опера была представлена в Каире и имела также грандиозный успех.

После постановки композитор замедлил темп работы, занимаясь в основном редактурой уже созданных произведений. Когда композитору было 87 лет, произошло кровоизлияние в мозг, и он скончался спустя неделю.

Эту неделю он не мог говорить, но просматривал произведения своих последователей - Пуччини и Чайковского.

Достижения Джузеппе Верди:

Один из реформаторов итальянской оперы
Написал 28 опер
Произведения композитора не сходят со сцен оперных театров до настоящего времени

Даты из биографии Джузеппе Верди:

1813 г. появился на свет
1823 г. переехал в соседнюю деревню для учебы
1831 г. уехал в Милан
1836 г. бракосочетание с М. Барецци
1839 г. постановка первой оперы в Милане
1840 г. смерть первой жены
1851 г. знакомство с Д. Стреппони
1871 г. премьера «Аиды» в Каире
1887 г. премьера «Отелло»
1901 г. скончался

Интересные факты Джузеппе Верди:

Родился в один год со своим главным конкурентом – Р. Вагнером. Между ними была постоянная борьба, хоти они не разу не встречались
До конца жизни хранил свой первый музыкальный инструмент, полученный в детстве от родителей
Был атеистом
Сожительство в течении более десяти лет до свадьбы с Д. Стреппони было осуждаемо обществом
Несколько раз бросал работу над «Риголетто» из-за недовольства цензуры
Умер от инсульта

БИОГРАФИЯ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

(Verdi, Giuseppe) (1813–1901), итальянский композитор. Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето. Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А. Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане. В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В. Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена. Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ. Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци. Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой. Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре. При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора. За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В. Гюго – произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В последующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник. Опера следовала за оперой – Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д’Арк (Giovanna d"Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850). В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) – первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) –выдающееся произведение более камерного стиля. С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились. На период 1851–1853 приходятся три зрелых шедевра Верди – Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В. Гюго. Король забавляется, демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму – более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам. Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте – выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей. Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств. Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности. В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле – Сицилийскую вечерню (Les vêpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862). Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе – Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Бал-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях. Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе). Верди явно нуждался в литературном сотруднике, и он обрел его в лице А. Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) – шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842–1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы. Кроме опер, в наследии Верди – Реквием памяти А. Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873). Умер Верди в Милане 27 января 1901.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. Молодо-зелено

Джузеппе Верди однажды сказал:

Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил: «Я". Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить: "Я и Моцарт". Когда мне стукнуло сорок, я говорил: "Моцарт и я". Теперь же я говорю: «Моцарт".

2. Ошибочка вышла...

Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: "Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов..." Таким образом, бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.

4. Не скажу!

Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно... Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.

Только скажите мне всю правду!- решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.

Не могу, - со вздохом отвечал Верди.

Но почему же?

6. Ни дня без строчки

Верди всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. В этих своеобразных дневниках великого композитора можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника, прокатиться, возгласы строителей и прочего рабочего люда или детский плач, - из всего Верди извлекал музыкальную тему! Будучи сенатором, Верди, однажды очень удивил своих друзей по сенату. На четырех листках нотной бумаги он весьма узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге... речи темпераментных законодателей!

7. Добрый знак

Закончив работу над оперой "Трубадур", Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.

Ну, и как вам моя новая опера? - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.

Откровенно говоря, - решительно произнес критик, - все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.

Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.

Я не понимаю вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне не понравилась...

Теперь я совершенно уверен в успехе моего "Трубадура", - объяснил Верди.

Ведь если произведение не понравилось вам, то оно, несомненно, понравится публике!

8. Верните деньги, маэстро!

Новая опера Верди "Аида" была принята публикой с восхищением! Знаменитый композитор был буквально засыпан похвальными отзывами и восторженными письмами. Однако среди них было и такое: "Шумные толки о вашей опере "Аида" заставили меня отправиться 2-го числа сего месяца в Парму и побывать на представлении... В конце оперы я задал себе вопрос: удовлетворила ли меня опера? Ответ был отрицательный. Я сажусь в вагон и возвращаюсь домой в Реггио. Все окружающие только и говорят о достоинствах оперы. Мною опять овладело желание послушать оперу, и 4-го числа я опять в Парме. Впечатление мною вынесено следующее: в опере нет ничего выдающегося... После двух-трех исполнений ваша "Аида" окажется в пыли архива. Можете судить, многоуважаемый господин Верди, какое сожаление я испытываю о понапрасну истраченных мною лирах. Прибавьте к этому, что я человек семейный и такой расход не дает мне покоя. Поэтому я обращаюсь прямо к вам с просьбой возвратить мне означенные деньги..." В конце письма был предъявлен двойной счет за железную дорогу туда и обратно, за театр и ужин. Итого шестнадцать лир. Прочитав письмо, Верди распорядился, чтобы его импресарио выплатил просителю деньги. - Однако, с вычетом четырех лир за два ужина, - весело сказал он, - так как поужинать этот синьор мог бы у себя дома. И еще... Возьмите с него слово, что он более никогда не будет слушать моих опер... Во избежание новых расходов.

11. Самое лучшее - самое доброе

Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим? - Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов...


ЛИТЕРАТУРА

1. Тароцци Дж. Верди. М., 1984

2. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера – три мира. М., 1986

3. Соловцова Л.А. Дж. Верди. М., 1986

БИОГРАФИЯ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ (Verdi, Giuseppe) (1813–1901), итальянский композитор. Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновс