Внеклассное мероприятие для школьников. Декоративно-прикладное творчество. План-конспект внеклассного мероприятия по декоративно – прикладному творчеству на тему «Лепка из глины шкатулка - Курочка Сценарий массовых мероприятий по декоративно прикладному и

Сценарий «Народные промыслы России»

Цель:

Познакомить с многообразием декоративно-прикладного искусства на территории России.

Задачи:

Познакомить учащихся с миром профессий, показать их особенности.

Развивать творческий потенциал личности,

формировать уважительное отношение к своей родине, людям и результатам их труда.

В историческое путешествие по миру народных промыслов России мы отправимся под девизом: «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано».

1-Й ВЕДУЩИЙ : Добрый день дорогие наши гости!

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Мы живём и учимся в России и нам, как никому, дорого все, что связано с нашим народом.

(в исполнении ансамбля « Берегиня» звучит песня «Гляжу в озёра синие»)

1-Й ВЕДУЩИЙ : Богата земля российская разнообразными народными промыслами. Искусство народных промыслов - это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Народные промыслы России - огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный. Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Народные художественные промыслы - исторически сложившиеся, традиционные центры прикладного искусства, отличающиеся своими характерными приёмами изготовления вещей.

Это искусство характеризуется коллективной основой творчества, применением ручного труда, спецификой традиционной техники, преемственностью приёмов и форм, идущих из глубины столетий. В России народных художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие, побываем в таких местах, где жили и живут русские умельцы. Мы рассмотрим некоторые виды народных промыслов, совершив экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

(видео и слайды «Гжель»)

Сейчас мы приглашаем вас в Подмосковье, в село Гжель, где мы познакомимся с известным на всю Россию промыслом - гжельским фарфором.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название - Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Гжель - это один из крупнейших керамических центров русской культуры, известных с XIV века. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу. Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу - изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

2-Й ВЕДУЩИЙ: При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело - синее фарфоровое чудо. И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым. В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

(показ коллекции театра мод «Гжель»)

(видео и слайды «Резьба по дереву»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Дерево всегда было и остается одним из самых привлекательных материалов в декоративном искусстве. Из дерева делали вещи бытового назначения, вырезывая на них прекрасные узоры, создавали и чисто декоративные художественные произведения, ценя этот материал не только за красоту, но и не в последнюю очередь за легкость обработки несложными инструментами. Резьба по дереву является национальным видом прикладного искусства для многих народов нашей страны.

В наши дни интерес к резьбе нисколько не угас, напротив, не только профессиональные художники, но вся увеличивающаяся армия любителей в своем увлечении обращается к резьбе по дереву. В старинное искусство приходят современные мотивы и приемы, расширяющие его выразительные возможности.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Поле деятельности для творчества самодеятельных художников здесь достаточно велико. Резьбой могут быть покрыты разнообразные предметы обихода, кухонная утварь: резные хлебницы, подносы, кружки для молока и кваса, разделочные доски, подсвечники, оригинальные вешалки и многое, многое другое.

Резьбой украшают и небольшие предметы сувенирного характера, и солидные, практические вещи, например, наборы мебели для кухни, для детской комнаты или, например, дачный гарнитур. Прикладное направление творчества поможет художнику-любителю сделать свое жилище особенным, придать ему неповторимый облик.

(видео и слайды «Матрёшка»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Кто матрешку сделал, я не знаю.

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

2-Й ВЕДУЩИЙ: Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. Матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России и символом русского народного искусства. Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой пять вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме, а сама игрушка состояла из восьми фигур. Имя «Матрена» тогда было широко распространенным. Отсюда и пошло название - «матрешки».

2-Й ВЕДУЩИЙ: Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Самую маленькую куклу неразборную делают первой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Потом процесс повторяется и т. д. Количество кукол может быть различным. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.

(звучит песня «Красно солнышко»)

(слайды «Балалайка»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольными формами деревянного корпуса. Балалайка стала неотъемлемым музыкальным символом России. История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков и не имеет однозначности. Одни считают, что этот инструмент был придуман на Руси, а другие историки утверждают, что история балалайки ведёт своё начало от народного инструмента киргиз-кайсаков - домбры.

2-Й ВЕДУЩИЙ: До сих пор балалайка испытывала разные периоды своей истории. То этот народный инструмент забывался, то с новой силой становился популярным во всех деревнях и сёлах.

Кто знает, какие взлёты и падения ждёт этот уникальный русский народный инструмент, но сейчас с уверенностью можно сказать, что балалайка - это самый узнаваемый во всём мире русский народный инструмент.

(видео и слайды «Береста»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи - плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мёд и ягоды, сметану и масло. В такой «упаковке» всё долго оставалось свежим.

А ещё из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, весёлыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зелёные веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи… Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента…

2-Й ВЕДУЩИЙ: Береста - прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей. Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды.

И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.

(звучит песня «Ромашковое поле»)

(видео и слайды «Дымковская игрушка»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: А вот в гости пожаловала дымковская игрушка!

О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.

В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья.

Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна и единственна.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Дымковские игрушки очень разнообразны - здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.

Керамическая игрушка - традиционное искусство народных промыслов. До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

(показ коллекции театра мод «Дымка»)

(видео и слайды «Жостовские подносы»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово , где изготавливают расписные металлические подносы.

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. И только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии: Жостово, Троицком, Новосельцеве и других.

Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле Свердловской области.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов, производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам, и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

(слайды «Чугунное литьё»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: История каслинского художественного литья неразрывно связана с развитием русского и европейского искусства и скульптуры XIX в. На Каслинском заводе работали известные русские скульпторы. Они предоставляли для отливки свои собственные модели.

Уникальной продукцией завода является скульптура, мебель и предметы интерьера, изготовленные из чугуна. Все изделия завода отличает высокое качество исполнения, художественная ценность и историческая значимость. Традиции и мастерство каслинских литейщиков, передаваемые из поколения в поколение сохранились до сих пор. В изготовлении чугунных изделий используются уникальные приемы художественного литья, ручной чеканки и покраски.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Изделия из чугунного литья придают неповторимый и гармоничный облик как городским улицам, так и ландшафту загородных коттеджей. В любом архитектурном ансамбле литые ограды и ворота, фонари, скамейки, камины и мебель превращаются в наиболее яркий и эффектный элемент дизайна.

(видео и слайды «Тульский самовар»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Глухая тоска без причины

И дум неотвязных угар.

Давай-ка наколем лучины,

Раздуем себе самовар.

Словосочетания русский самовар и тульский самовар неразрывно связаны друг с другом. Уже непонятно, что более на слуху. Но факт остается фактом - первый массовый выпуск самоваров начался в Туле, благодаря чему мы можем выделить среди всего самоварного производства именно тульский самовар.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Первые самовары, произведенные в Туле, появились в конце восемнадцатого века. Первые мастера были братья Лисицыны, которые получили небольшое производство от отца, занимавшегося производством различных изделий из меди. Самовары Лисицыных отличаются разнообразием - крученые, толстые, яйцевидные, с краниками-дельфинами. Самовары делались маленькие дорожные и огромные трактирные, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле выпускали около 150 фасонов различных самоваров: «шары», «бочонки», «вазы» и «рюмки», «банки».

1-Й ВЕДУЩИЙ: В конце девятнадцатого века на смену ручному труду приходит машинный, но в производстве самоваров ценился именно ручной труд, так как выполнить с помощью машин все характерные самоварные черты было невозможно. Рост объемов производства способствовал тому, что цена на самовар стала снижаться, что сделало его популярным среди не самого обеспеченного народа.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Сопели и пыхтели в домах наших бабушек эти самовары. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Самовар - символ уюта, домашнего тепла, семейного очага.

(Звучит песня «Печки - лавочки»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: А продолжит нашу экскурсию народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи.

Палехская, городецкая, хохломская роспись - лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу. В своих работах мастера создают красоту своего края.

(видео и слайды «Палех»)

2-Й ВЕДУЩИЙ: Недалеко от Иваново, родины русского ситца, расположен город, который славится по всему миру своими лаковыми миниатюрами и иконописью. Это Палех, история основания которого строится на нескольких преданиях. Считается, что название «Палех» произошло от пожара, который случился в дремучем лесу от удара молнии. Тогда огонь спалил много деревьев. Люди, которые сюда пришли, спасаясь от набегов татар, назвали это место Палехом (паленый).

1-Й ВЕДУЩИЙ: Большинство этих поселенцев оказались иконописными мастерами. Некоторые из них были монахами. Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.

2-Й ВЕДУЩИЙ: События 1917 года многое изменили и в жизни жителей Палеха. История гласит, что во времена богоборчества мастерам-иконописцам пришлось нелегко. Ведь свое искусство они создавали веками. Но оно не кануло в лету, а чудесным образом воплотилось в новом промысле палехских художников - лаковой миниатюре. Одним из основателей Палехского искусства, а также известным художником считается Голиков И.И.

На черном фоне разных коробочек из папье-маше, сохраняя традиции древней иконописи, создавались сказочные, исторические сюжеты и даже портреты. Все эти изделия стали невероятно популярны в нашей стране. А участие в зарубежных выставках обеспечило им множество наград успех во всем мире.

(видео и слайды «Городецкая роспись»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись - сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит.

Городецкая роспись этот художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни, ворота резьбой, росписью и инкрустацией сложился очень давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Особенности городецкой росписи - чистые яркие краски, четкий контур, белые штрихи, придающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…

(видео и слайды «Хохлома»)

1-Й ВЕДУЩИЙ : Хохломские краски , алых ягод россыпь,

Рощи, перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчовый,

По волнам узора яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный, праздничный наряд?!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!

2-Й ВЕДУЩИЙ: Зародилось это искусство в XVII веке в Нижегородской губернии. Название «хохломская роспись» происходит от села Хохлома. Этот народный промысел сохраняется и в наши дни. Сначала мастера изготавливают из липы, березы домашнюю утварь (посуду, прялки, шкатулки и др.), мебель. Затем художники выполняют по деревянным изделиям декоративную роспись, которая отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

1-Й ВЕДУЩИЙ : Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.Хохломские изделия всегда считались хорошим подарком. В больших количествах раньше изготавливали ложки, так как ложка у каждого была своя. Ложки еще использовались и как музыкальный инструмент.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Хохлома, как и любой другой вид искусства, словно старинная песня, а каждое новое поколение поет ее по-своему. В этих чашках, ковшах, ложках заключен поэтический образ России.

(показ коллекции театра мод «Хохлома»)

(видео и слайды «Вологодское кружево»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России это вышивка и кружево.

Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Вид русского кружева, плетенного на коклюшках (деревянных палочках); распространен в Вологодской области.

Промысел существует с 1-й четв. 19 века. Откуда пришёл на нашу землю этот дивный промысел - загадка. Разные исследователи дают различные, зачастую противоречивые, ответы на этот вопрос. Голландия, Германия и даже далёкая Испания могут претендовать на звание прародителей Вологодского кружева.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника).

Основные каноны вологодского кружева это симметрия узоров, строгое чередование поворотов, бесконечная непрерывная линия.

Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера, которое известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

(видео и слайды «Павлопосадские платки»)

1-Й ВЕДУЩИЙ: Павловский Посад - старинный русский город, расположенный недалеко от Москвы. А знаменит этот город тем, что здесь делают удивительной красоты платки. Их так и называют павловские платки. Производство платков и шалей возникло в России в 19 веке, мода пришла из Франции. Основателями платочной мануфактуры Павловского Посада в начале 60-х годов были Лабзин и Грязнов.

Изначально на павлопосадских платках красовались турецкие огурцы и др. растительные мотивы восточного происхождения. К концу 19 века широкое распространение получили цветочные орнаменты. Компоновка узоров овалами, звездами, "медальонами", фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы…

2-Й ВЕДУЩИЙ: Однако, главным лейтмотивом павлопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом — радостные и веселые эпизоды из жизни людей.

И ведь даже не странно, что спустя столько лет этот платок живет и продолжает радовать нас своим прекрасным настроением, яркостью красок.

Смотря на этот русский павлопосадский платок, мы еще раз убеждаемся в том, что настоящие, качественные вещи всегда способны найти ценителей в любое время года и в любом месте.

(видео и слайды «Бисероплетение»)

1- ВЕДУЩИЙ: Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества.

Первые украшения из бисера появились более 4000 лет назад. Родиной стал Древний Египет, который был центром изобретения стекла. Существует даже древняя легенда о зарождении стекла. По этой легенде, моряки, которые везли соду, обложили ею костер, а наутро нашли в углях гладкий, твердый и прозрачный камень. Так и появилось стекло, а потом из стекла первый бисер. Кстати, само слово «бисер» произошло от арабского слова «бусра». И означает это не что иное, как бусинка с отверстием.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Первым в России изготавливать бисер научился М.В. Ломоносов. После долгих опытов со стеклом он получил разрешение на постройку Усть-Рудицкой фабрики. На фабрике находилась лаборатория с 9-ю печами. Таким образом на Руси началась история бисера. У нас стали изготавливать граненые камни и броши, стеклярус и бисер, заглушенные цветные стекла для мозаики.

Новый всплеск популярности бисера относиться к нашему времени. Современные дизайнеры создают настоящие шедевры из бисера, расшивая им одежду, создавая целые картинные полотна и незатейливые украшения для нежных девичьих рук.

1-Й ВЕДУЩИЙ: Мы живем на Дальнем Востоке, который славится своими мастерами. Умельцы шьют одежду, обувь, головные уборы, украшая их орнаментом, бисером, вышивкой. Изготавливают изделия из меха, шкур, создают сувениры. У нас в техникуме тоже есть свои мастера - умельцы, на занятиях кружков можно найти себе дело по душе: квиллинг, простыми словами говоря - зто техника бумагокручения, декупаш - салфеточное искусство, канзаши - поделки из атласных ленточек, бисероплетение, мягкая игрушка, вязание спицами и крючком.

2-Й ВЕДУЩИЙ: Веками складывались и отшлифовывались формы прикладного искусства. Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми. Богат и разнообразен мир профессий, главное в жизни заниматься любимым делом.

Россия была, есть и будет, а следовательно, жив русский народ и его прекрасные творения.

(Звучит песня «Россию сохрани»)

(показ коллекции театра мод «Русь»)

1-Й ВЕУЩИЙ : Дорогие друзья! Сегодня мы прощаемся с вами! Досвиданья! До новых встреч!

Фестиваль детского декоративно прикладного творчества

(Сценарий)

Разработали учителя:

(изобразительное искусство)

(технологии)

Пояснительная записка

В основе содержания ярмарки лежат народные художественные промыслы и ремёсла. Данное мероприятие знакомит учащихся с народным декоративно - прикладным искусством, с его истоками методом интеграции изобразительного искусства и технологии. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение и бережное отношение к человеку.

Цели :

o Пропаганда народных промыслов и ремёсел, пробуждение интереса и приобщение учащихся к народной культуре, к декоративно-прикладному творчеству, пониманию его истоков;

o Воспитание уважения к истории народов, населяющих нашу страну, воспитание национального самосознания;

o Формирование художественного вкуса, эстетического чувства;

o Развитие самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества;

o Закрепление навыков по отделке изделий

Демонстрационный материал:

Выставка творческих работ детей, выполненных на уроках изобразительного искусства и технологии, кружковых и факультативных занятиях: рисунки, вышивки, глиняные игрушки, расписные доски, и т. д.;

компьютерная презентация, выполненная учителями, ведущими уроки;

Изделия народного декоративно-прикладного творчества;

Литературный ряд:

Народные придания, стихи, высказывания русских писателей, поэтов, художников, исторические справки.

Музыкальный ряд:

Музыка Чайковского («Вальс цветов»), народные песни, народная музыка, старинные русские песни, частушки.

Оборудование:

Демонстрационный экран, проектор, стенды, кубы, столы, магнитофон. Заготовки из дерева, картона, глины, заранее сделанные на уроках; кисти, гуашь, палитра, баночки с водой, тряпочки.

Учитель ИЗО:

Народный численник- месяцеслов называет декабрь так: студень, стужайло, лютовей. Замыкая год, он починает зиму - по стылой земле «стелет белые холсты», «глаз снегами тешит», «замостит-загвоздит» реки…

Всё в жизни народа связано с природой. Всё примечали народные умельцы, и свою любовь, и поклонение природе выражали в творчестве, в изделиях прикладного искусства.

Подводят люди к декабрю итоги всего года: как прожили, как поработали, сколько добра миру сделали.

Весь декабрь ждали светлого Рождества Христова - к нему готовились.

Звучит фонограмма песни «Ах Самара – городок», матрешки поют частушки:

1 матрёшка:

Мы матрёшки, мы подружки,

Утром рано мы встаём,

Мы втроём поём частушки,

И танцуем мы втроём.

2 матрёшка:

Мы матрёшки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдём плясать и петь-

Вам за нами не успеть.

3 матрёшка :

И кроваток нам не нужно,

Потому, что в час ночной

Спим мы вместе,

Спим мы дружно,

Спим мы все

Одна в другой.

Танцуя, девочки подходят к стенду с расписными на уроках матрёшками, демонстрируя их зрителям.

«Золотая хохлома»

Звучит фонограмма песни «Калинка-малинка». На сцену выходит мальчик, в костюме скомороха:

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары,

Поставцы, розетки, чаши.

Покупайте хохлому нашу!

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные,

Узоры кручёные.

Налетайте, налетайте,

Покупайте, покупайте!

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

Следом за ним выходит с рассказом мальчик, в костюме коробейника:

Издавна мастерили да расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Сёмино, Хрящи, Разводино, Новопокровское…

Скоморох:

А откуда же пришло название посуды – Хохлома?

Коробейник:

Да вот как это случилось.… Катят гружёные подводы вдоль узкой речки Узолы. Стук-бряк!- погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохлому, на ярмарку. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по свету.

Кому посуда для каши-окрошки?

Чудо блюдо, да чашки-ложки!

Скоморох:

Откуда посуда?

Коробейник:

К вам приехала сама, золотая хохлома!

Учитель ИЗО:

Так и повелось - хохлома да хохлома. Вот и зовут по сей день расписную утварь хохломской. Первые изделия появились во второй половине 17 века. Как же оно началось, это удивительное хохломское художество?

Звучит «сказочная» музыка, на сцену выводит девочка в кокошнике и сарафане, украшенных под хохлому, «русская красавица»:

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чаша стала золотой.

Коробейник:

Это, конечно легенда, сказка.…А начало золотой росписи ведут от деревенских мастеров - живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.

Учитель ИЗО:

Сначала посуду вытачивали из липы. Затем, жидкой глиной обмазывали, чтобы дерево краску не впитывало, не гасило её. Просушили, обмакнули в варёное льняное масло и прогрели в печи. Потом, натёрли миску алюминиевым порошком, от этого посуда сверкать золотом начинала.

А теперь можно и расписывать…

Русская красавица:

Побежала тонкая кисть художника по её стенкам и донышку, потянулись узором красные и чёрные завитки. Вьётся, кружится травка-былинка, а из неё выглядывают ягодки или цветы. А то и птицы с пышными хвостами.

Учитель ИЗО:

Мастерам особенно полюбились два типа росписи – «верховая» (красный и чёрный орнамент по золотому фону) и «подфон» (золотой силуэт орнамента по цветному, чёрному или красному фону).

Коробейник:

Какое странное и весёлое слово Хохлома. В нём и смех слышится, и восхищённое ох! И восторженное ах!

Скоморох:

Золотая хохлома!

И богата, и красива,

Русская красавица:

Гостю рада от души.

Кубки, чашки и ковши…

Скоморох:

И чего здесь только нету:

Русская красавица:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета.

И ромашки луговин.

Дети подходят к стенду с хохломскими изделиями, демонстрируют зрителям, проходят в зал под весёлую народную музыку.

В это время подводятся итоги росписи игрушек, дети рассказывают о своих замыслах, демонстрируют игрушки; зрители делятся впечатлениями – понравились ли им расписанные детьми игрушки и почему.

«Гжель»

Звучит «Вальс цветов», выходит на сцену девочка в платье с гжельскими мотивами-1 ведущая:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и творенье-

Русская звонкая гжель.

2 ведущая:

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.

Увидели они в природе редкой красоты сочетание белого и синего и загорелись мыслью перенести сверкающие переливы синевы на белую гладь вазы, на стройный кувшин или простую кружку. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть её «нежно-голубое» чудо.

1 ведущая:

История гжельского фарфора уходит в 17 век, когда был построен один из первых керамических заводов. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нём внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Сегодня «Объединение Гжель» выпускает различные изделия. Это и скульптурные композиции, наборы посуды, предметы, украшающие быт. По-прежнему роспись выполняется только вручную. Поэтому, созданное произведение уникально и хранит почерк мастера.

Девочки – ведущие садятся около «своих» стендов с гжелью.

Звучит музыка Георгия Свиридова «Метель», «Вальс», выходят учителя ИЗО и технологии.

«Заключительное слово»

Учитель технологии:

Будь внимателен ко всему, что окружает тебя!

Учитель ИЗО:

Умей разглядеть в поле былинку, в лесу веточку, скачущую белку, блеск серебристой воды и последний луч уходящего солнца.

Учитель технологии:

А главное – не прогляди доброго человека. И если из всего, что ты увидишь, у тебя сложится образ чудесного ларца, сказочной вазы или забавного глиняного зверька, постарайся запомнить этот образ.

Учитель ИЗО:

Ты ещё не раз встретишься с ним в народном искусстве, как со старым другом. Любите мир вокруг вас, и радостью заполнится сердце.

Звучит весёлая ярмарочная песня «Наигрыш», выходят все участники ярмарки,

Берутся за руки вместе с учителями и кланяются зрителям.

Наша ярмарка закрывается, до новых встреч.

Цель: создание условий для возникновения и развития интереса детей к творческой деятельности.

Задачи:

Адресность: для детей 7-9 лет, занимающихся в студиях декоративно-прикладного и изобразительного искусства первый год.

Техническое оснащение: звуковое оборудование, цветик-семицветик (на мольберте), палитра, кисточка, краски, костюмы Художника, Кисточки, Фиолетовой Краски, кроссворд (может быть изображен на листе ватмана формата А0 или проецироваться на экран – в этом случае необходимы проекционный экран, проектор, компьютер).

Действующие лица:

  • Художник
  • Кисточка
  • Фиолетовая Краска

Условия и особенности реализации:

Большое значение имеет художественное оформление праздника (пригласительные билеты, оформление зала, афиша), музыкальное сопровождение, оригинальный реквизит для творческих конкурсов, мастерство ведущих, их речь, умение общаться с аудиторией.
Праздник проводится в большом, празднично украшенном зале. Стулья стоят полукругом. В центре зала происходит всё действие. Зал украшен разноцветными воздушными шарами. На стендах – творческие работы ребят.
Во время праздника ребята получают от Художника творческие задания и успешно выполняют их.

ХОД ПРАЗДНИКА

(Выходит ведущий праздника – Художник)

Художник: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Позвольте представиться – художник, Модест Аполлонович Третьяков, действительный член Академии Изящных Искусств.
Ребята, в этом году вы начали заниматься в студиях отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Сегодня я пригласил вас на праздник, который называется «Здравствуй, творчество!». А что такое творчество?

(Ребята отвечают)

Творчество – это процесс создания чего-то нового и прекрасного. Надеюсь, что сегодня вы сумеете выполнить творческие задания и показать, что вы умеете творить!
Но где же моя помощница, Кисточка? Она, наверное, рисует и поэтому опаздывает.

(Появляется Кисточка)

Кисточка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Модест Аполлонович!

Художник: Кисточка, но почему же ты задержалась?

Кисточка: Дорогой Художник, я не могла найти палитру и Вашу волшебную кисточку. Они куда-то исчезли. Ребята, вы не знаете, куда?

(Ребята отвечают)

Художник: Загадочное явление. Волшебная кисточка сегодня мне просто необходима. Без волшебной кисточки я не смогу помочь ребятам творить прекрасное. Что же делать?

Кисточка: Продолжать наш праздник. Я очень люблю праздники, а еще я очень люблю рисовать!

Художник: Кисточка, а что ты любишь рисовать?

Кисточка: Солнце, природу, цветы, животных, людей…

Художник: Кисточка, мы должны вспомнить с ребятами, как называются изображения природы, предметов, человека.
Ребята, сейчас я прочитаю вам замечательное стихотворение поэта Александра Кушнера «Что я узнал». Но последнее слово каждой части стихотворения предстоит сказать вам:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картинка
Называется … (пейзаж )

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это … (натюрморт )

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина называется … (портрет )

Художник: Ребята, вы все назвали правильно! Кисточка, какая твоя любимая краска?

Кисточка: Оранжевая. Чтобы ее получить, нужно смешать красную и желтую краски.

(Появляется Фиолетовая Краска с палитрой и кисточкой в руках)

Фиолетовая Краска: Художник, Кисточка! Мне тоже так хотелось смешать краски, чтобы получить фиолетовый цвет! Для этого я и взяла палитру и кисточку. Но у меня ничего не получилось.

(Плачет)

Кисточка: Фиолетовая Краска, не расстраивайся. Посмотри, сколько ребят в зале! Они тебе помогут.

Фиолетовая Краска: Ребята, поможете мне?

(Ребята отвечают)

Художник: Чтобы знать, какие краски нужно смешать для получения различных цветов, необходимо учиться, а еще иметь друзей, которые всегда придут на помощь. Фиолетовая Краска, у тебя есть друг?

Фиолетовая Краска: Да! Кисточка!

Художник: Кисточка, давай спросим у ребят, какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовую краску?

(Ребята отвечают)

Да, правильно. Нужно смешать красную и синюю краски. Ты поняла, Фиолетовая Краска?

Фиолетовая Краска: Давайте смешаем на палитре красную и синюю краски и посмотрим, что получится.

(Смешивает краски)

Ура, получилось! Мой любимый фиолетовый цвет!

Художник: Замечательно! Фиолетовая Краска, оставайся с нами на празднике – узнаешь много интересного! Давайте от каждого творческого коллектива пригласим по два участника. Пускай они тоже попробуют смешать краски и получить голубой, розовый, темно-синий, серый, бежевый, светло-зеленый цвета.

(Ребята смешивают краски и показывают, что у них получилось)

– Молодцы, ребята! Вы выполнили задание!

Фиолетовая Краска: Ребята, а вы знаете, что ни в одной песне не упоминается фиолетовый цвет?

Кисточка: Ни в одной?

Фиолетовая Краска: Ни в одной! Есть «Оранжевая песня», песня о зеленом кузнечике и про зеленый свет, о голубом вагоне, песня о розовом слоне, про белое яблоко луны и красное яблоко заката, про белый снег, а про фиолетовый цвет нет.

Художник: Я знаю, как тебе помочь. Давайте объявим песенный конкурс среди учащихся, педагогов и родителей Дома детского творчества. Участвовать могут все желающие! Непременное условие – в песне должен упоминаться фиолетовый цвет. Возможно, эту песню сочинит творческая группа. Конкурс начинается!

Фиолетовая Краска: Вы согласны, ребята? Ведь это здорово!

Художник: Кисточка, напиши сегодня же объявление о конкурсе. А наш праздник продолжается! Дорогие друзья, вам нужно отгадать слова в кроссворде. Вот эти слова:

  1. Выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области (6 букв) (Талант)
  2. Без чего не выловишь и рыбку из пруда (4 буквы) (Труд)
  3. Основной инструмент художника (8 букв) (Карандаш)
  4. Цветные карандаши без оправы, а также рисунки, выполненные ими. Отличаются мягкой приглушённостью тонов, бархатистой поверхностью (7 букв) (Пастель)
  5. Основной инструмент художника (5 букв) (Кисть)

Ребята отгадывают кроссворд:

Самое трудное – нужно отгадать слово в центре кроссворда. Четыре буквы этого слова вам известны. Кисточка, помоги ребятам.

(Ребята отгадывают ключевое слово кроссворда – творчество)

Молодцы! Кроссворд вы отгадали правильно!

Художник: А сейчас следующее творческое задание. Вспомните, пожалуйста, замечательную сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Вспомнили? Вот волшебный цветок из этой сказки.

(Фиолетовая Краска выдвигает мольберт с цветиком-семицветиком)

Цвет каждого лепестка – один из цветов радуги. Сейчас вам предстоит написать на каждом лепестке те качества, которые помогут вам творить. Вызываю по три участника от каждого творческого коллектива.

(Ребята выходят в центр зала к приготовленным мольбертам)

Ну что ж, друзья, за работу! Желаем вам удачи! Кисточка, помоги ребятам!

(Ребята выполняют задание)

Творческим людям необходимы следующие качества: талант, терпение, воображение, художественный вкус, любовь к природе, знание народных традиций, мастерство.
Да, именно эти качества необходимы, чтобы стать настоящим творцом, мастером своего дела. И с этим заданием вы справились! Молодцы!

Кисточка: На нашем празднике творческие работы студии моделирования одежды «Модница» представят учащиеся студии. Коллекция называется «Экзотика». Экзотика и загадочность ярких красок тропической природы отражены в этих удивительных вещах, сшитых руками юных мастериц.

(Демонстрация моделей одежды)

Художник: Хочу представить творческие коллективы:Мастерская мягкой игрушки «Пчёлки». Девиз этого коллектива: «С игрушкой – по жизни!»
Девиз изостудии «Вдохновение»: «И мастерство, и вдохновенье, талант, терпенье и любовь!»
Студия керамики «Путь» выбрала девиз «Не боги горшки обжигают».
Любимое время ребят, которые занимаются в изостудии «Апрель», конечно же, весна.
Студия изобразительного искусства «Арт-студия». Девиз «Рисовать – мое призвание».
Студия флордизайна «Фантази». Девиз студии: «От умения – к мастерству, от цветка «Фантази» до полёта фантазии».
Студия моделирования одежды «Модница».
Творческая мастерская «Рост». Девиз «Мы растем, и вместе с нами растет наше мастерство».
Дизайн-студия.
Творческая мастерская «Академия волшебников».
Лаборатория техники «Юниор».
Поприветствуем их, друзья!

Художник: А сейчас я хочу представить педагогов отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества.

(Представление педагогов)

Кисточка: Сейчас вашему вниманию предлагается коллекция студии «Модница» «Платочная фантазия». Платок – очень древний вид одежды. Немножко фантазии – и он превратится в вечерний туалет или пляжный костюм. Приветствуйте! Студия «Модница»!
В руках у наших юных манекенщиц цветы, выполненные в студии «Фантази». Эту композицию назвали «Вечно цветущий сад».

(Демонстрация моделей одежды и цветочных композиций)

Художник: Учащиеся отдела декоративно-прикладного искусства участвуют в международных, всероссийских, городских и районных выставках, где неоднократно становились победителями, лауреатами и дипломантами. За прошедший год учащиеся отдела участвовали в 27 выставках и конкурсах на выставочных площадках в ЛЕНЭКСПО, Манеже, в Выставочном центре Союза художников, в Этнографическом музее, в театре Юного зрителя, в Спортивно-концертном комплексе. Вот названия некоторых выставок: «Рождество в Петербурге», «Комната моей мечты», «Мозаика талантов», «Школа+».
Мне известно, что ваш Дом творчества существует уже 23 года. А в студиях есть ребята, которые занимаются творчеством 6, 7 и даже 8 лет.
И сегодня на нашем празднике мы хотим вручить свидетельства об окончании полного курса обучения выпускникам студии флордизайна «Фантази», изостудии «Вдохновение» и студии керамики «Путь». Давайте все вместе поздравим выпускников!

(Вручение свидетельств, грамот и подарков)

Кисточка: Следующая коллекция студии «Модница» называется «Времена года». Одно время года сменяет другое. Золотую осень – снежная зима, нежную весну – зелёное лето.

(Показ моделей одежды)

Художник: Вы прошли испытания и достойны творить в отделе декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Ребята, выходите в центр зала.

(Ребята выходят в центр зала)

Повторяйте за мной слова, которые будут для вас путеводными в творчестве.

(Ребята повторяют за Художником торжественное обещание)

Мы, учащиеся студий отдела декоративно-прикладного искусства, обещаем:

На занятиях – не лениться!
Стараться прилежно трудиться!
К вершинам творчества стремиться!
Результатов высоких добиться!
В выставках участие принимать!
Призовые места занимать!
Радость людям дарить!
Педагогов своих никогда не подводить!

А сейчас я взмахну своей волшебной кисточкой и скажу слово «Посвящаю!». И вы начнете творить и создавать замечательные творческие работы!

(Художник говорит «Посвящаю!» и взмахивает кисточкой)

Подарок от творческого коллектива бальных танцев! Прекрасный вальс!

(Вальс)

После нашего праздника приглашаю всех гостей на выставку летних творческих работ учащихся студий отдела в выставочный зал Дома детского творчества.
Дорогие друзья, желаю вам дерзать, творить и все вершины покорить! Успехов вам в творчестве! До новых встреч!

Кисточка и Фиолетовая Краска: До свидания, ребята!

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

« ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ИЗО»

Цель: Проверка уровня усвоения программного материала детьми; формирование интереса у детей к изобразительному искусству; привитие навыков поведения на сцене; развитие артистических способностей у детей.

Предварительная подготовка: Распределение ролей среди учащихся; подготовка костюмов и репетиция пантомимических сцен; выбор команд из числа учащихся (название, работа над домашним заданием, эмблема, девиз и т.д.); составление конкурсной программы и подготовка необходимого реквизита, раздаточного материала; объявление о приглашении всех посетить страну ИЗО.

Ход развлечения: Давным-давно в доброй и волшебной стране ИЗО жил и правил царь Мелок и было у него семь сыновей – карандашей.

Ведущая мероприятия начинает программу:

Вот братишки дружные,

Человечки нужные,

Это - карандаши!

Меж собой похожие,

Только разнокожие,

Ах, так хороши!

Все братишки дружные

С острыми носами,

Человечки нужные,

Убедитесь сами!

Выходят дети, одетые соответственно в костюмы того цвета, о котором будут говорить, читают стихи и ставят изображения на фланелеграф.

Голубой карандаш: (Стихотворение, постановка облаков на фланелеграф).

Надо мною, над тобою

Солнце, небо голубое!

И по небу проплывает

Облаков пушистых стая.

Не теряя ни минутки,

Побежим, давай к реке!

Голубые незабудки

Соберем с тобой в букет!

Зеленый карандаш: (Ребенок читает стихи и ставит на фланелеграф полянку).

А я раскрашу елочку

И листья у осинки.

Надену я всем девочкам,

Зеленые косынки.

Похвалит обязательно

Меня в траве кузнечик,

И птичка-зеленушка –

Веселая певунья,

И бойкая лягушка –

Квакушка-попрыгунья.

Желтый карандаш: (Делает шаг вперед, читает стихотворение о своем цвете и ставит на фланелеграф солнышко).

Я - желтый человечек,

Раскрасить я могу

Кувшинку, одуванчик

И лютик на лугу.

Пушистые цыплята,

И выводок утят,

И бабочка, и солнце

Со мной дружить хотят.

Фиолетовый карандаш: (Стихотворение, ставятся на фланелеграф цветы).

Фиолетовый цветок

Каждый новый лепесток

Подставляет солнцу, свету -

С нами радуется лету!

Оранжевый карандаш: (Стихотворение, ставится бабочка).

Оранжевая бабочка

К подружке прилетела.

Она весенним платьицем

Похвастаться хотела.

На что ж это похоже?

Она вот-вот расплачется:

Ведь у подружки тоже

Оранжевое платьице!

Красный карандаш: (Стихотворение, ставятся красные ягодки земляники).

А красив ли красный цвет?

Да! - вы скажите в ответ.

Цветом я своим горжусь

И для ягод пригожусь.

Всем - и клюкве, и бруснике,

Землянике, и клубнике

Без меня нельзя никак!

И цветам я очень нужен,

Я с гвоздикой, с розой дружен,

Ждут меня тюльпан и мак.

Нарисую я зарю,

Грудку птичке-снегирю.

Синий карандаш: (Стихотворение, ставится речка).

Вы любите синего человечка?

Где я появлюсь –

Будет синяя речка,

Синее небо над головой,

Синий цветок - василек полевой,

Знают все, что сорняки

Эти самые цветки,

Только все же синий - синий

Василек такой красивый!

Ведущая: Жили они, поживали и горя не знали. Царь-Мелок души не чаял в сыновьях. Карандашики резвились по альбомному полю, вызывая вокруг себя радость, смех, веселье и создавая красочную палитру. А когда царевичи веселились, на небе появлялась радуга. (Ведущая ставит на фланелеграф изображение радуги).

Но недолго длилась счастливая жизнь в царстве. Проведал злой волшебник Уголек, который жил в соседнем государстве, как весело и беззаботно живут братья-карандаши. Гнев и зависть охватили его. Не мог он простить того, какое красивое, цветное, красочное царство было у царя Мелка и напустил он на волшебную страну ИЗО черноту.

(фланелеграф закрывается черной или серой материей).

Печаль и тоска опустилась на царство Мелка. Все вокруг стало серым и мрачным. Перестал звучать веселый и радостный смех царевичей-карандашей, померкли вокруг все краски, на небе исчезла радуга. Ничто не могло порадовать царя. С каждым днем он становился все печальнее и печальнее.

Но в один прекрасный день появилась в сказочной стране ИЗО прекрасная фея-Палитра.

Палитра: - Ребята! Как мрачно, тоскливо и неуютно стало в волшебном царстве. Но этому горю можно помочь. Спасти царя-Мелка, развеселить братьев-карандашей и вернуть на небо радугу смогут только храбрые и отважные художники, которые должны произнести волшебное заклинание. А чтобы узнать это заклинание, надо пройти все испытания злого волшебника Уголька.

Ведущая: И тогда царь-Мелок издал указ и послал глашатаев по всей стране.

УКАЗ:

Внимание! Внимание! Жители волшебной страны ИЗО! Слушайте и не говорите, что не слышали! Тот, кто избавит царство-государство от чар волшебника-Уголька, развеселит карандашей и вернет на небо радугу, получит вознаграждение от царя-Мелка!

Ведущая: Нашлись храбрые художники, которые отважились спасти волшебную страну от чар злого волшебника.

Звучит музыка. Команды выходят на сцену и представляются. (ПАСТЕЛЬКА, АКВАРЕЛЬКА).

Палитра: - Храбрые художники, вы хотите помочь и готовы пройти испытания? Тогда начнем. После каждого выполненного задания вы будете получать эпизод (часть) репродукции, сложив которые, увидите картину известного художника. На обратной стороне написано заклинание, которое вам поможет.

Но чтобы определить, кто из вас начнет состязание первым, команды должны отгадать загадку.

ЗАГАДКА:

Поднялись ворота, всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой, семицветный мост крутой».

Туча скрыла солнца свет,

Рухнул мост, а щепок нет.

(Радуга).

(Определяется, кто из команд начнет выполнять задание первым).

Ведущая напоминает, что команда решает, кто пойдет выполнять задание или отвечать на вопрос.

ЗАДАНИЕ 1. «Вопрос - ответ» (по жанрам изобразительного искусства).

Фея-Палитра: Ребята! Сейчас я буду задавать командам по очереди вопросы. А вы будете отвечать.

ВОПРОСЫ:

1. Если видишь на картине нарисовано река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… ПЕЙЗАЖ.

2. Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,

Летчик или балерина, или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется… ПОРТРЕТ.

3. Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт, или все предметы сразу,

Знай, что это… НАТЮРМОРТ.

4. Речку, облака, деревья, дом и сад цветущий наш,

Нежной яркой акварелью нарисуем мы…ПЕЙЗАЖ.

5. Нарисую папу с мамой, и себя, и деда

Я большой работой занят, я пишу… ПОРТРЕТЫ

6. Мы его составим, а потом рисуем:

Вазочку с цветами, скатерть голубую,

Книги, кисти, краски. Даже бутерброд!

О работе скажем – это … НАТЮРМОРТ.

ЗАДАНИЕ 2.

«Смешай краски» (практическое задание).

Фея-Палитра: Ребята! (спрашивает у всех детей). Скажите, какие вы знаете основные цвета?

(Дети отвечают: красный, желтый, синий).

Фея: - Но для того, чтобы наш мир был ярким и красочным, нужны другие цвета. Вы знаете, что еще есть и дополнительные цвета, которые получаются с помощью основных цветов.

У меня в руках карточки с заданием. От каждой команды нужен один человек.

(Дети каждой команды выбирают одного представителя).

Перед вами стоят три основные краски, из них надо получить дополнительные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый.

(Дети выбирают карточки, с цветом которой им надо получить и выполняют задание).

ЗАДАНИЕ 3.

«Музыкальный аукцион».

Фея-Палитра: - Двум командам дается задание, вспомнить, как можно больше песен, где в словах указаны какие-либо цвета.

(Пример «Голубой вагон бежит, качается…».)

ЗАДАНИЕ 4.

«Определи правильно» (практическое задание).

Фея-Палитра: - Ребята! Злой волшебник-Уголек перепутал все жанры изобразительного искусства. На таблице перед вами каждый жанр имеет свой цвет. Ваша задача: перед вами лежат репродукции известных художников. Вам надо правильно определить жанр изобразительного искусства по цвету с помощью цветных кружков (магнитов).

ЗАДАНИЕ 5.

«Нарисуй с закрытыми глазами» (практическое задание).

Фея-Палитра: - Ребята! Мы сегодня уже говорили о таком жанре изобразительного искусства, как пейзаж. Вы знаете, чтобы нарисовать красивый пейзаж, надо нарисовать домик, деревья и цветы. Но задание будет необычным. Все это вам надо нарисовать с закрытыми глазами.

(Задание выполняется на быстроту по времени и выразительности рисунка).

Кто быстрее и лучше нарисует свою картину, тот и победил.

ЗАДАНИЕ 6.

«Определи по описанию».

Фея-Палитра: - В каждом классе, ребята, вы изучали промыслы России.

Все вы знаете, что у каждого промысла есть свои отличительные черты, где он зародился, из какого материала он изготовлен, каким цветом и узором мастера расписывают свои изделия. Каждая команда получит карточки с описанием промыслов России. Вам необходимо выбрать изделие этого промысла и назвать его.

1. Мастера этого промысла расписывают железные подносы масляными красками обычно по черному фону. Но применяются для фона и другие цвета – красный, синий, зеленый. Поднос могут украшать букеты, гирлянды, венки. Букет обычно строится на трех крупных и ярких цветах, помещенных в центре. Их окружают более мелкие цветы. Чем ближе расположены листья к краю букета, тем они темнее.

(Жостовские подносы).

2. В древнем Волжском городе и его округе издавна изготовлялись донца прялок, украшенные сюжетной росписью, деревянная детская мебель, кони-качалки, разделочные доски и другие изделия.

Для этой росписи характерны цветы, кони, птицы. Используется: синяя, зеленая, сиреневая, красная, оранжевая, вишневая, черная краски, белила. Роспись выполняется масляными красками по текстуре дерева. Основные элементы росписи – «розан» и «купавка».

(Городецкая роспись).

3. Это самый известный и крупный народный художественный керамический промысел. Это несколько предприятий, которые изготовляют бытовые изделия и настольную скульптуру, игрушки в виде птиц и зверей, жанровые сценки.

Для росписи этой керамики характерны Цветы, листья и травы. Синяя кобальтовая роспись очень выразительна на белом фоне посуды. Она выполняется следом и концом кисти.

Широкую известность получили керамические квасники - сосуды с кольцеобразным туловом, на четырех ножках, с носиком и фигурной ручкой, с высоким горлышком, заканчивающимся крышкой. Украшаются эти сосуды росписью и скульптурой.

(Гжельская керамика).

4. Глиняная игрушка из слободы Кировской (Вятской) области. Это лихой всадник на коне или козле, петушок, девушка с ведрами на коромысле и другие изделия.

Вылепленную из глины игрушку после высыхания ставят для обжига в русскую печь для обжига. Обожженные игрушки белят, опуская в ведро с раствором мела в молоке, просушивают и расписывают красками.

Любимые цвета мастеров - синий и розовато-красный, желтый и зеленый, белый и черный, оранжевый и голубой, золотая отделка.

(Дымковская игрушка).

5. Глиняная игрушка Пензенской области по сюжету не разнообразна. Народные мастера лепят и раскрашивают женскую фигуру («бабу»),

Мужскую фигуру («солдата»), барана, коня, всадника, оленя, петуха, собаку, корову. Фигурки имеют очень обобщенные, условные формы, вытянутые пропорции, удлиненные шеи и головы.

Роспись игрушек в основном малиново-красная.

Преобладает геометрический узор, Вместо полос иногда появляются крапки, условно воспроизводящие оперение птиц, реже цветы.

По традиции расписываю игрушки пером курицы. После обжига фигурки приобретают чуть желтоватый или розоватый оттенок. (Филимоновская игрушка).

6. Точеная (деревянная) расписная утварь, так называется эта посуда. Она широко известна в нашей стране. Деревянные чашки, черпаки, миски, подставки и другие изделия радуют нас своим богатым и золотым узором. На своих изделиях художники рисуют земляничку, малинку, смородинку, рябинку и другие растительные орнаменты. Но не копируют растения в точности, а по-своему перерабатывают в декоративный узор. Самый любимый у мастеров «травный узор» или просто «травка». Травка обычно рисуется красным или черным цветом, но иногда зеленым и желтым. Очень часто среди травки изображаются ягодки, птицы, цветы и рыбки. Самые затейливые узоры называются «кудринами». (Хохломская роспись)

ЗАДАНИЕ 7. (зрительное)

Фея: На столе находятся предметы, которые относятся к урокам изобразительного искусства и которые не относятся. От каждой команды потребуется один человек. Вы должны запомнить все предметы, которые имеются на подставке. А теперь мы закрываем все.

Первой команде надо ответить на вопрос, какие предметы нужны на уроке изобразительного искусства, второй команде - не нужны.

Если к этому времени команды не наберут нужное количество очков, которое нужно для открытия заветной картины и не узнают заклинание, то задаются дополнительные вопросы:

1. Как называется щит, который поддерживает картину при написании? (Мольберт).

2. Как называют картину, на которой изображен морской пейзаж? (Марина).

3. Характер поверхности художественного произведения, ее обработки, ощущается зрительно и осязательно? (Фактура).

4. Изделия гончара из глины и их смесей, закрепленные обжигом? (Керрами).

Ведущая: Юные художники, составьте репродукции картин из ваших эпизодов. А теперь переверните и прочтите заклинание, которое поможет расколдовать царство Мелка и избавит от чар волшебника Уголька.

Выигравшая команда читает заклинание: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Фея: А теперь, друзья, давайте все вместе, и храбрые художники, и зрители, и наши гости произнесем это заклинание. (Все дети громко произносят заклинание, звучит музыка и в это время открывается фланелеграф).

Ведущая: Опять на голубом небе светит желтое солнышко, шумит морской прибой, а на зеленой лужайке распустились цветы.

(Дети карандаши обступают фланелеграф и поднимают шарики цвета радуги).

Фея: И опять на небе засияла радуга, принося всем жителям волшебной страны радость и веселье!

Все очень хорошо потрудились, большое спасибо юным художникам, которые спасли волшебную страну от чар злого волшебника Уголька. И поэтому мы награждаем всех участников этого чудесного освобождения. (Награждаются все участники).

В конце программы поется песня «Мы умеем рисовать» (слова Э.Успенского, музыка В. Шаинского).

1 куплет:

Вот мы взяли краски в руки,

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей,

Яркой краски не жалей!

ПРИПЕВ:

Это правда! Ну, чего же тут сказать?

Дети любят, очень любят рисовать

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

2 куплет:

Вот вам: тетя жарит мышку,

Рядом кот, он ловит мышку,

Но никто не разберет –

Где же тетя, где же кот.

ПРИПЕВ.

3 куплет:

Это что - же за зверушка,

Много ног, одна макушка?

То ли зверь - сороконог,

То ли очередь в ларек?

ПРИПЕВ.

P . S . Внеклассное мероприятие имеет второй вариант и проводится с помощью мультимедийных средств.

МБОУ-СОШ № 21

Внеурочное

мероприятие

«Волшебная

страна ИЗО»

Учитель изобразительного

искусства

Безрук

Светлана Владимировна

г. Белгород, 2012