Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси). Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна «Олеся Каким предстает образ главного героя повести олеся

Одним из лучших произведения А.И. Куприна является повесть «Олеся», в которой воспевается самая чистая, непорочная и настоящая любовь.

Главная героиня Олеся - это необыкновенная девушка, обладающая очаровательной внешностью. Автор о ней пишет: «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать». Дальше мы узнаем о ее больших глазах, смугло-розовом оттенке кожи. Девушка сильно отличается от окружающих людей, она выделяется на их фоне и поражает своей необычной и незаурядной натурой.

Такое впечатление и подтверждает Иван Тимофеевич, когда говорит, что она: «Цельная, свободная, самобытная натура». Несмотря на то,что юная красавица росла в лесу, да и образования у нее не было, она рассуждает здраво и своеобразно, восхищает своим умом. После встречи с Олесей, главный герой был поражен не только ее внешностью, но и богатством внутреннего мира. Девушка расспрашивает обо всем, что ей интересно. Общаясь с Иваном Тимофеевичем многое ей кажется необычным, удивительным и странным. Однако она пытается во всем разобраться, понять каждую точку зрения. Это также не остается замеченным главным героем. Он говорит о ней: «Вот ты выросла в лесу, ничего не видевши. Читать ты, конечно, тоже много не могла… А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни».

Чувства Олеси к Ивану Тимофеевичу также настоящие и естественные, как она сама. Любовь совершенно разных людей основана на понимании и на осознании всех недостатков.

Несмотря на то, что лесная колдунья знала, что эта любовь принесет ей много горя и бед, она отдавалась этим чувствам всей своей душой. Такая любовь не может не вызывать восхищения, потому что ради любимого Олеся готова была пойти на все. Ведь, чтобы доказать свое отношение к возлюбленному, колдунья отправляется в церковь, хотя и понимает, чем этот поход для нее закончится.

Судьба Олеси трагична. А все потому, что девушка значительно отличалась от своей социальной среды. Она была совершенно не такой, как перебродские крестьяне. Прежде всего, это выражалось в ее чистой, открытой душе и богатстве внутреннего мира. Именно поэтому черствые и ограниченные люди не принимали красавицу. Такие, как они всегда стремятся избавиться от того, что они не понимают. Поэтому Олесе и пришлось расстаться с любимым человеком и бежать с родного леса.

Повесть А.И. Куприна «Олеся» - это прекрасное произведение, которое описывает настоящие чувства любви. В своей работе автор создал образ женщины, которая восхищает своим сердцем, силой духа, настоящей природной красотой и романтической натурой.

Нет ничего более загадочного, чем человеческая душа. На мой взгляд, высказывание С. Н. Булгакова как нельзя более подходит повести А. И. Куприна « ». Это произведение создано в 1898 году, относится к раннему творчеству писателя. Оно заслуживает самого пристального внимания. Автор ставит сложную проблему, а яркие характеры героев делают повесть увлекательной и запоминающейся.

Олеся очень похожа на фольклорных персонажей. Она обладает удивительной красотой, помимо того, ей свойственны необычайные таланты. Девушка показана в тесной связи с природой. Даже в самый первый момент знакомства Олеся приносит в дом птиц. Лесные дикие птицы становятся для нее «ручными». Олеся - настоящая дикарка, но именно это делает ее столь привлекательной. Простые деревенские девушки по сравнению с пей заметно проигрывают. Сама Олеси, естественная и удивительная, с точки зрения деревенских жителей является явным доказательством ее «колдовства».

Нетрудно представить себе, какое восхищение вызывает внешний облик Олеси у главного героя. Ведь сказочная красавица словно является живым воплощением фольклорных героинь: «В ней не было ничего похожего на местных «дивчат», лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение. Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати -двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть...»

«Колдовские» способности Олеси и ее бабушки не могут восприниматься читателем как опасные. Ведь нравственная чистота Олеси, которая становится очевидной с момента первого знакомства, не может допустить, чтобы эти удивительные способности были направлены во вред. Но в деревне Олесю воспринимают как ведьму.

Однако насколько более благородной, чистой выглядит Олеся по сравнению с жителями деревни. Тупость, злоба, ограниченность деревенских жителей делают их отвратительными, и читатель невольно проникается этим ощущением. Что касается Олеси, то ей нельзя не восхищаться. Она загадочна, но так прекрасна и притягательна.

Олеся и ее бабка стараются не общаться с жителями близлежащей местности. Своим рассказом о позиции нейтралитета девушка словно пытается отгородиться от окружающих, защититься от их тупой злобы и ненависти: «А мы разве трогаем кого-нибудь! Нам и людей не надо. Раз в год только схожу я в местечко купить мыла да соли... Да вот еще бабушке чаю, - чай она у меня любит. А то хоть бы и вовсе никого не видеть». Простые люди жестоки в своем стремлении записать всех, кто не похож на них, в «ведьмаки». И Олеся первым делом стремится спастись от этой неконтролируемой злобы.

Ум Олеси очевиден. Простая, необразованная девушка обладает потрясающей интуицией, прекрасно разбирается во всем, что так или иначе связано с человеческими отношениями. Она понимает, что у нее нет будущего с Иваном Тимофеевичем. Ей больно от этого, но изменить ничего она не может. Барин не может связать свою жизнь с лесной дикаркой, как бы хороша собой она ни была.

Девушка приносит себя в жертву. Требование любимого посетить церковь было опасным для Олеси. Она это прекрасно сознавала. Местные жители не простили бы «ведьме», что она осмелилась посетить церковь. Случайная угроза Олеси вос-принимается местными жителями как явное доказательство ее колдовской силы. И теперь у девушки и ее бабушки нет возможности остаться на прежнем месте. Им необходимо снова бежать, искать себе новое пристанище. Кто виноват в этом? Олеся никого не винит. Любовь к Ива1гу Тимофеевичу она не воспринимает как наказание, она благодарна ему за те прекрасные минуты, которые подарила .

Девушка-дикарка в значительной иере выигрывает по сравнению с образованным Иваном Тимофеевичем. Он не смог почувствовать опасность, которая угрожала любимой. Он выглядит эгоистичным человеком, думающим только о себе. Сам того не желая, он принес беду своей любимой. А защитить ее у него недостает сил. Мы понимаем, насколько тяжелым было расставание для Олеси. Ведь она вынуждена убежать, даже не попрощавшись со своим возлюбленным. Она тем самым спасает его, ведь местные жители, заподозрив Ивана Тимофеевича в общении с ведьмами, могли бы быть опасны и для него. Благородство Олеси проявляется во всем. Она обладает удивительной добротой, мудростью, чистотой.

Повесть Куприна «Олеся» заставляет задуматься о сложных взаимоотношениях между людьми. Кроме того, эта история еще раз доказывает, насколько загадочной и непостижимой может быть человеческая душа.


Образ Олеси, героини одноименной повести, является воплощением представлений А.И. Куприна о личности, не подверженной пагубному влиянию общества. Жизнь девушки проходит вдали от людей, поэтому ей чужды стремления к славе, власти или богатству. Полесская колдунья живет по законам, установленным природой, не зная, что такое цивилизация. Нормы поведения, принятые в обществе, не играют для нее никакой роли - девушка искренна, естественна, романтична.

"Человек природы", такой, как Олеся, не испорчен цивилизацией; сокровенные начала человеческой личности имеют больше возможностей реализоваться, нежели у измельчавшего, опошлившегося и увязшего в повседневных проблемах жителя современного города.

Последнего в повести олицетворяет Иван Тимофеевич, сам рассказчик. Мы можем видеть, как первоначальная сосредоточенность на своем мире сменяется желанием быть рядом с другим человеком. Но, несмотря на внешнюю мягкость и отзывчивость героя, Олеся сразу ощущает его слабость: "Доброта ваша... не сердечная". Внутренний мир Ивана Тимофеевича сравнительно небогат; вялость чувств рассказчика приносит беду в жизнь девушки.

Любовный союз энергичной волевой Олеси и "доброго, но слабого" Ивана Тимофеевича был обречен на трагический исход. Полесской колдунье это было известно изначально, и, тем не менее, она была готова подарить себя возлюбленному.

Куприн видит истинный смысл любви именно в стремлении отдать своему избраннику всю гамму чувств, на которую способен любящий человек. Сила любви может вернуть ту естественность и глубину мироощущения, которую сохранили в себе такие люди, как Олеся.

Обновлено: 2014-03-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение

Тема любви - основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплощает свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична. Но не только экзотичность образа героини и ситуации, описанной в повести, привлекают внимание писателя. Произведение становится попыткой проанализировать то вечное, что должно лежать в основе любого высокого чувства.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком. Его чувство, вероятно, основано на «смутных влечениях», но очень скоро оно подкрепляется духовной близостью. Куприн точно передает внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси. Жажда гармонического союза порождена глубокими переживаниями.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная». И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз - причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается. В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов». Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того - Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движениях, улыбке.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Сила души героини повести способна внести гармонию даже в столь противоречивые отношения, как те, которые описаны в повести. Любовь - это презрение к страданиям и даже смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь избранные.

Тема любви - основная тема в творчестве А.И.Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А.Куприн видел, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтал о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, и воплотил свою мечту в образе полесской колдуньи Олеси, героини одноименной повести.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время в чащобах Полесья как бы остановилось. Девушка искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Принятые в обществе нормы поведения абсолютно чужды ей, она естественна и романтична.

А.И.Куприн уделил особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. Автор восхищается чистотой их чувства, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводя героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Куприн точно передаст внутреннее преображение личности героя, источником которого становится сама природа.

Один из важнейших феноменов любви для Куприна состоит в том, что даже предчувствие счастья всегда омрачено страхом потерять его. На пути к счастью героев стоят разница в их общественном положении и воспитании, слабость героя и трагическое предсказание Олеси.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: "Доброта ваша не хорошая, не сердечная". И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам он быстро успокаивается.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплотил свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основные мотивы ее поступков - эмоции.

Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость и противоречие. Олеся изначально понимает трагичность исхода их отношений, но готова подарить себя возлюбленному. Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе. Любовь - это презрение к страданиям и даже к смерти. Жаль, но способны на такое чувство лишь Избранные.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»)

«Олеся» Куприн А.И.

Олеся (Алена) - девушка 25-ти лет, живущая вместе с бабкой в лесу. Ее бабка Мануйлиха, пришлая из русских или из цыган, считалась в деревне ведьмой. За это жители прогнали ее с внучкой в лес.
О. является олицетворением естественной, природной жизни. Впервые она появляется как сказочное существо в сопровождении почти ручных зябликов. «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась с решительным и капризным видом». О. не знакома с цивилизацией, все общественные нормы поведения ей чужды. Девушкой руководят зов свободной воли, цельные естественные порывы, навыки колдовских заговоров. О. влюбляется в Ивана Тимофеевича несмотря на то, что увидела все его дурные черты в гаданье. Больше того, она точно знает, что от этой любви ей будет погибель. Но О. понимает, что от судьбы не уйти. Когда после своей болезни Иван Тимофеевич снова навещает девушку, она целует его и спрашивает, любит ли он ее. О. вся отдается своему чувству. Ради любимого она соглашается пойти в церковь, хотя уверена, что ее «род проклят во веки веков», а душа с самого рождения продана дьяволу. В церкви на девушку нападает толпа разъяренных крестьян, которые избивают ее камнями. От боли, а еще больше, от пережитого унижения, девушка заболевает. На следующий день в деревне разразился сильный дождь с крупным градом. Жители решили, что это дело рук молодой ведьмы. О.вместе с бабушкой вынуждена была покинуть свою хату и уйти из этих мест. Своему возлюбленному на память о себе О. оставляет нитку коралловых бус.