Подворье русской православной церкви в японии. Из истории подворья русской православной церкви в японии. Церковь - оазис среди мегаполиса

Японское патриаршее подворье Русской Православной Церкви

Подворье Московской Патриархии в Токио является представительством Русской Православной Церкви в Японии . В его задачи входит духовное окормление русских верующих, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые являются прихожанами подворья. В функции подворья входит информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию . В настоящее время настоятель подворья поддерживает тесные контакты с Японской Автономной Православной Церковью , раз в месяц сослужит митрополиту Токийскому и принимает активное участие в разных мероприятиях, проводимых Японской Церковью. Подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений.

История

Патриаршее подворье в Японии ведет свое начало от японских приходов бывших в юрисдикции Московской Патриархии во время размежевания японской православной паствы между и годом.

Хотя большинство японских православных приняло в начале года епископа Вениамина (Басалыгу) из Америки и вошло в юрисдикцию "Американской Митрополии", немногие оставшиеся верными Московской Патриархии организовали Истинную Православную Церковь Японии и были возглавлены владыкой Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай . 24 апреля года владыка Николай и большинство клириков также перешли в ведение Американской Митрополии, после чего во главе оставшихся приходов встал отец Антоний.

По итогам посещения Японии епископом Зарайским Ювеналием в сентябре-октябре года, 7 октября того года было принято решение Священного Синода о преобразовании благочиния в Православную духовную миссию в Японии . Архипастырское окормление оставалось за владыкой Ювеналием, но одновременно 10 декабря того года отец Николай (Саяма) был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим предстоятелем Японской Православной Церкви.

Настоятели

    • ранее см. раздел о предстоятелях Японской Церкви
  • Николай (Саяма) (10 апреля 1970 - 29 июля 1986) еп. Можайский
  • Николай Дмитриев (29 июля 1986 - 26 февраля 1987)
  • Аркадий Тыщук (26 февраля 1987 - 25 октября 1990)
  • Николай Кацюбан (с июля 1991) прот.

ЯПОНСКОЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Подворье Русской Православной Церкви в Японии.

Адрес: Metochy of the Moscow Patriarchate in Tokyo, 2-12-17, Hon-komagome, Bunkyō-ku, Tokyo-tō, 113-0021, JAPAN. (ロシア正教会モスクワ総主教庁駐日ポドウォリエ、〒113-0021、東京都文京区本駒込、2-12-17.)

Тел./факс: (81-3) 3947-9404

Официальный сайт: http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/

Подворье Московской Патриархии в Токио является представительством Русской Православной Церкви в Японии. В его задачи входит духовное окормление русских верующих, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые являются прихожанами подворья. В функции подворья входит информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию. В настоящее время настоятель подворья прот. Николай Кацюбан поддерживает тесные контакты с Японской Автономной Православной Церковью, раз в месяц сослужит главе Японской Церкви Митрополиту Даниилу (Нусиро) и принимает активное участие в разных мероприятиях, проводимых Японской Церковью. Подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений.

Патриаршее подворье в Японии ведет свое начало от японских приходов бывших в юрисдикции Московской Патриархии во время размежевания японской православной паствы между 1947 и 1970 годом.

В 1940 году, после принятия в Японии «Закона о религиозных организациях», по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, Митрополит Японский Сергий (Тихомиров) был смещен с поста предстоятеля и японскую паству возглавил епископ Николай (Оно) хиротонисанный в Харбине архиереями Русской Зарубежной Церкви.

После окончания Второй мировой войны Японской Консисторей в конце марта 1946 года было принято решение воссоединиться с Московским Партиархатом и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I . В ноябре 1946 года Московский Патриархат направил в Японию двух епископов - епископа Одесского и Кировоградского Сергия (Ларина) и епископа Черниговского и Нежинского Бориса (Вика) , однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не впустил их в Японию и пригласил епископа из " Американской Митрополии ".

Хотя большинство японских православных приняло в начале 1947 года епископа Вениамина (Басалыгу) из Америки и вошло в юрисдикцию "Американской Митрополии", немногие оставшиеся верными Московской Патриархии организовали "Истинную Православную Церковь" Японии и были возглавлены владыкой Николаем (Оно) и протоиереем Антонием Такай.

30 сентября 1957 года Священный Синод Русской Православной Церкви официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такай. 3 января 1966 года он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал иеромонах Николай (Саяма) , который 10 декабря 1967 года в Александро-Невской Лавре был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.

В 1970 году произошло полное примирение между двумя группами православных в Японии и была образована Японская Автономная Православная Церковь. В связи с этим, решением Священного Синода с 10 апреля 1970 года для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем (Саямой), начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве Подворья Русской Православной Церкви. Епископ Николай был освобожден от обязанностей Предстоятеля Японской Православной Церкви и начальника Японской Миссии и назначен настоятелем Подворья.

Подворье и до настоящего времени не имеет своего постоянного храма и арендует для этой цели территорию и помещение, принадлежащие посольству России в Японии. 22 мая 1979 года, в день перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица в Японии с изменением названия с «Японской Православной Церкви» на «Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии».

Монастырь во имя Святой Софии Премудрости Божией в г. Санму, пос. Мацуо

Храм во имя свт. Николая Мирликийского в г. Токио

Храм во имя блгв. кн. Александра Невского в г. Токио

Часовня во имя блгв. кн. Александра Невского в г. Иокогама

Часовня во имя св. равноап. Николая Японского на кладбище русских воинов в г. Нагасаки

приход в Хитати

Использованные материалы

Официальный сайт Подворья:

http://www.sam.hi-ho.ne.jp/podvorie/

http://tserkov.info/numbers/orthodox/?ID=1401

Список «Зарубежные Церковные Учреждения Московского Патриархата»:

http://www.russian-orthodox-church.org.ru/adr_ru.htm

После свт. Николая Японского и митр. Сергия (Тихомирова) . Еп. Николай (Оно) , хотя и состоял между 1946 и 1954 годом в юрисдикции Московской Патриархии, был рукоположен архиереями Русской Зарубежной Церкви, а в 1954 году перешел в юрисдикцию Американской Митрополии.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯПОНСКОЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОДВОРЬЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    жилая местность (подворновладение) в городе, преимущественно в столице, составляющая обыкновенно собственность монастыря, находящегося вне города или даже за границей (П. …
  • ПОДВОРЬЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, род. мм. -рий, ср. 1. То же, что постоялый двор (устар-). Остановиться на п. 2. Гостиница, преимущ. для …
  • ЯПОНСКОЕ
    ЯП́ОНСКОЕ ПИСЬМО, смешанное идеографически-силлабич. письмо, в к-ром сочетаются иероглифы и слоговые знаки (т.н. кана). Иероглифы заимствованы из кит. письма (с …
  • ЯПОНСКОЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЯП́ОНСКОЕ МОРЕ Тихого ок., между материком Евразия и Япон. о-вами. Омывает берега России, КНДР, Респ. Корея и Японии. Соединяется проливами: …
  • РУССКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́УССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИНСТИТУТ (Пушкинский Дом) РАН (ИРЛИ), С.-Петербург. Осн. в 1905. Исследование проблем развития рус. лит-ры 11-20 вв. Собрание рукописей …
  • ПОДВОРЬЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? жилая местность (подворновладение) в городе, преимущественно в столице, составляющая обыкновенно собственность монастыря, находящегося вне города или даже за границей …
  • ПОДВОРЬЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    подво"рье, подво"рья, подво"рья, подво"рий, подво"рью, подво"рьям, подво"рье, подво"рья, подво"рьем, подво"рьями, подво"рье, …
  • ПОДВОРЬЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОДВОРЬЕ в словаре Синонимов русского языка:
    гостиница, …
  • ПОДВОРЬЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) а) Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба. б) местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе. 2) …
  • ПОДВОРЬЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    подв`орье, -я, р. мн. …
  • ПОДВОРЬЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    подворье, -я, р. мн. …
  • ПОДВОРЬЕ в Орфографическом словаре:
    подв`орье, -я, р. мн. …
  • ПОДВОРЬЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    Obs == постоялый двор Остановиться на п. подворье Obs Род гостиницы, Maxime для духовных лиц (с церковью, часовней), принадлежащей архиерею …
  • ПОДВОРЬЕ в Словаре Даля:
    ср. заезжий, постоялый двор, въезжая изба, с мостом для лошадей и возов; гостиница; в Москве много постоялых дворов сохранили старое …
  • ПОДВОРЬЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    подворья, р. мн. подворий, ср. (устар.). 1. Дом в городе с хозяйственными постройками, принадлежащий лицу, постоянно проживающему в другом месте, …
  • ПОДВОРЬЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    подворье ср. 1) а) Чей-л. дом с относящимися к нему постройками; усадьба. б) местн. Двор при чьем-л. хозяйстве, при усадьбе. …
  • ПОДВОРЬЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ПОДВОРЬЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. Чей-либо дом с относящимися к нему постройками; усадьба. отт. местн. Двор при чьем-либо хозяйстве, при усадьбе. 2. устар. …
  • УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Русской Православной Церкви, принят на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13-16 августа 2000 года), с …
  • СТАТИСТИКА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Статистические данные по Русской Православной Церкви. 1945 - Храмов и молитвенных домов - 10243; архиереев …
  • УСТАВ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Белорусской Православной Церкви Белорусского Экзархата УСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ» «Белорусский Экзархат Московского …
  • МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви - совещательный орган, содействующий высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся …
  • ЮВЕНАЛИЙ (ПОЯРКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ювеналий (Поярков) (род. 1935), митрополит Крутицкий и Коломенский, патриарший наместник Московской епархии, постоянный …
  • ТОМОС ОБ АВТОНОМИИ ЯПОНСКОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Томос об автономии Японской Православной Церкви, подписан 10 апреля 1970 года. Им дарована автономия Русской …
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Русская Православная Церковь Заграницей - самоуправляемая Церковь в составе Русской Православной Церкви. Архиерейсий Синод: 75 …
  • НИКОДИМ (РОТОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никодим (Ротов) (1929 - 1978), митрополит Ленинградский и Новгородский. В миру Борис Георгиевич …
  • АНАСТАСИЙ (ГРИБАНОВСКИЙ)
  • ШАНХАЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ ХАРБИНСКОГО ВЛАДИМИРСКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Подворье Харбинского Владимирского Монастыря в городе Шанхай (женское, недейств.). Женский монастырь в честь Владимирской иконы Божией …
  • СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо.
  • СВЯЩЕННЫЙ СИНОД УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Священный Синод Украинской Православной Церкви - возглавляемый митрополитом Киевском и всея Украины орган управления Украинской Православной …
  • РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Русская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Московский Патриархат. Официальный …
  • ПИМЕН (ИЗВЕКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пимен (Извеков) (1910 - 1990), патриарх Московский и всея Руси. В миру Извеков …
  • МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (и во имя вмч. Георгия Победоносца) в Ендове в городе …
  • МОСКОВСКОЕ ПОДВОРЬЕ САВВИНО-СТОРОЖЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московское подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря с домовой часовней прп. Саввы Сторожевского. Адрес: 103009, Россия …
  • КЕМСКОЕ ПОДВОРЬЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кемское подворье Соловецкого монастыря находится на берегу Попова острова (современное название - остров Октябрьской Революции), недалеко …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • БРЕСТСКАЯ УНИЯ в Православной энциклопедии Древо.
  • АРХАНГЕЛЬСКОЕ ПОДВОРЬЕ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Архангельское подворье Соловецкого монастыря Адрес: 163061, Архангельск, наб. Северной Двины, 77/1. Для писем: а/я 129. Проезд: …
  • АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексий II (Ридигер) (1929 - 2008), Патриарх Московский и всея Руси. В миру …
  • АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ ПОДВОРЬЕ В РОССИИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александрийское подворье в России - представительсто патриарха Александрийского при Русской Православной Церкви. Подворье Александрийской Православной …
  • АКТ О КАНОНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акт о каноническом общении, документ, подписанный 17 мая 2007 патриархом Алексием II и первоиерерхом РПЦЗ …

  • Рсновным источником русской истории от древнейших времен до середины XVI столетия (а в отдельных случаях - и дальше) служат летописи. …
  • РОССИЯ, РАЗД. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (БИБЛИОГРАФИЯ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Ритература. Общие сочинения. Начатки литературной истории, списки писателей. Johannis Petri Kohlii, "Introductio in historiam et rem litterariam Slavorum" (Альтона, 1729); …

Николай-до (букв. «Храм Николая») - православный кафедральный собор Воскресения Христова, относится к наиболее известным достопримечательностям Токио.

Ни один местный экскурсовод не преминет обратить внимание своих спутников на зеленоватый купол, отличающийся от привычных образцов традиционной японской архитектуры, но тем не менее отлично вписавшийся в городской пейзаж японской столицы.

Ссылка на св. Николая понятна. Ведь как сама идея строительства этого православного храма в Токио, так и заботы по претворению ее в жизнь связаны со святителем Николаем (в миру Иваном Дмитриевичем Касаткиным), возглавлявшим в конце XIX - начале XX вв. Русскую духовную миссию в Японии.

Отец Николай присмотрел, а затем, набрав необходимую сумму, купил участок земли на вершине холма Суруга-дай в районе Канда. Там во времена средневековья возвышалась пожарная каланча, служившая одновременно и своеобразным маяком для судов, входивших в порт Эдо. На этом холме и было решено построить православный собор.

Первоначальный эскиз будущего храма разработал известный петербургский архитектор, профессор А. Щурупов (1815–1900). Это ему принадлежала задумка построить здание, в плане напоминающее греческий крест, но с куполами в византийском стиле.

Однако воплощать замысел в камень и металл пришлось другому. Строительство было поручено английскому зодчему Джошуа Кондеру (1852–1920), воздвигшему в период с 1878-го по 1907 г. более 50 зданий в Токио. Так, ему принадлежит авторство строительства Токийского императорского музея (1881), дворца Рокумэйкан (1883), здания Морского министерства (1895). А в 1891 г. Кондер вручил архиепископу Николаю ключи от кафедрального собора Воскресения Христова.

Выложенные из кирпича стены окружали внутреннее пространство храма в 805 кв. м. Купол был выложен медными листами, которые со временем, окислившись, потеряли первоначальный блеск и приобрели зеленоватый оттенок.

Увы, в первозданном виде собор Николай-до не сохранился. В 1923 г. здание серьезно пострадало от разрушительного землетрясения. К 1929 г. храм был восстановлен японским строителем Синъитиро Окада, который не удержался и внес некоторые коррективы в первоначальный вид собора. Изменения затронули купол, колокольню и часть интерьера, но в целом храм сохранил многое из первоначальных задумок А. Щурупова.

Храм Воскресения Христова является кафедральным собором автономной Японской Православной Церкви, входящей в состав Московского Патриархата. Храм имеетофициальный статус важного памятника культуры Японского государства

Ныне Николай-до несколько затерялся среди высоких домов, построенных в последние годы в центре Токио. Но удачно выбранное святителем Николаем место позволяет ему и сегодня величаво красоваться над прилегающим районом, привлекая к себе взгляды прохожих и сердца верующих.

Японская Православная Церковь и Русская Православная Церковь в Японии.

Если в Токио поинтересоваться православной церковью, то первым делом вам расскажут о храме святого Николая (или Никорай-до, как его называют). Находится этот храм русско-византийской архитектуры конца XIX века на холме Суругадай на станции Отяномидзу, и резко выделяется на фоне остальных зданий, хотя и нельзя сказать, что противоречит окружающему пейзажу, а можно даже сказать, гармонично вливается в него. Не найти его невозможно, указатели приведут вас прямо от станции. Официально называясь Кафедральным собором Воскресения Христова, храм является кафедральным в Токийской епархии, а его предстоятель – архиепископ Токийский, митрополит всея Японии Даниил (Икуо Нусиро). Построенный в конце XIX века Николаем Японским, первым миссионером православия в Японии, храм был разрушен во время Кантоского землетрясения 1923 г. и отреставрирован, а теперь его можно назвать главным храмом Японской автономной православной церкви. Всего в Японии 70 православных храмов и около 36 тыс. православных верующих. Службы в храме святого Николая проводятся строго по расписанию и в соответствии с православными обычаями. Присутствовать на литургии, однако, может кто угодно, вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Как же проходит служба в японской православной церкви и сильно ли она отличается от службы в русской? Попробуем описать это на примере храма святого Николая в Токио.

Нужно заметить, что разница бросается в глаза сразу при входе в храм. И не только в глаза. Внутреннее убранство огромного храма с белыми стенами со сравнительно небольшим количеством икон (что уже непривычно) ослепляет блеском золотых обрамлений, величием и пышностью, расставленные рядами стулья невольно напоминают о католической церкви, свечи кажутся не совсем «правильного» размера и пахнут тоже как-то «неправильно». Одним словом, в храме другая атмосфера. Если можно говорить о «православной атмосфере», то она вполне православная (за исключением того, что половина прихожанок не покрывает голову, а некоторые приходят в брюках), но она другая. Это специфическая атмосфера японской православной церкви. Прихожане в большинстве своем японцы. Среди служителей можно было заметить лишь одно русское лицо. Кроме японских и русских прихожан, службу посещают и верующие из Африки, и из арабских стран.

Многочисленный хор состоит из японцев и стоит, как полагается, в правой передней части церкви, перед огромным пюпитром и под руководством дирижера. Поет он стройно и гармонично, что еще более подчеркивается отличной акустикой храма. Удивительно красиво звучит и пение служителей церкви из алтарной части как бы в ответ хору.

Служба проходит по установленному порядку, с чтением Библии по-японски (которое, кстати, раздают на русском языке), с совместными молитвами и проповедью в конце. За исключением небольших вставок, все происходит на японском языке, что стало возможным благодаря Николаю Японскому, который перевел большинство текстов на японский язык, так же соотносящийся с современным, как современный русский соотносится со старославянским. Несмотря на то, что в церкви поставлены стулья, во время службы на них никто не сидит. До начала службы происходит облачение архиепископа Даниила в центральной части церкви под пение хора.

Служба оставляет светлое и радостное ощущение, как и должно быть, но не покидает чувство некоторого отчуждения. Может быть, потому что служба на японском, может быть, так влияет несколько иная обстановка. Как бы то ни было, расстраиваться не стоит, потому что в Токио есть и русская православная церковь, сохраненная без каких-либо изменений. Называется она Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии и находится в северной части центрального Токио в тихом переулке. У церкви нет своего помещения, и она ютится в здании, предоставляемом Посольством России в Японии.
В этой церкви можно встретить, в основном, русских прихожан, потому что это русская православная церковь, только в Японии, и настоятель ее тоже русский – протоиерей Николай Кацюбан, который поддерживает активное сотрудничество с Японской Православной Церковью. Основная деятельность Подворья направлена на наших соотечественников – православных верующих, временно или постоянно проживающих в Японии. Просветительскую деятельность церковь проводит только в своих пределах, а как представительство Русской Православной Церкви в Японии Подворье осуществляет информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организацией паломничества японских верующих в Россию. Подворье произошло от японских приходов в ведении Московского Патриархата во время формирования Православной Церкви в Японии.

На первый взгляд сложно и разобрать, что это церковь: небольшой дом, самая обычная калитка, куполов нет и в помине. Но потом замечаешь, что над входом крест, что вокруг толпятся соотечественники, женский хор тихонько разучивает песнопения, а когда заходишь внутрь, то сразу понимаешь: вот она, та самая атмосфера, и свечи правильного размера, и запах тот, и иконы как будто более знакомые. Обстановка в этой маленькой церквушке, можно сказать, домашняя: батюшка знает всех прихожан по имени, да и прихожане знакомы друг с другом, активно участвуют в жизни церкви и поют в хоре, возглавляемом двумя японками, которые, однако, говорят и поют по-русски. Служба проходит на русском языке с небольшими японскими вставками. Священнослужители же и русские, и японцы, при этом японский батюшка свободно читает проповеди на русском языке. Подворье собирает деньги на строительство храма: ведь церковь должна быть церковью не только внутри, но и снаружи, даже если она на иностранной земле.

Так что Японская Православная Церковь и Русская Православная Церковь в Японии – это два различных института, которые, однако, сотрудничают и участвуют в совместных мероприятиях. Дай Бог, и наша церковь в скором времени построит достойный храм и объединит еще больше русских православных верующих, оторванных от дома.

- В нашей памяти с Японией прочно связано имя и миссионерские труды святителя Николая (Касаткина). Каково сегодняшнее положение Русской Православной Церкви в Японии?

- Наследницей миссионерских трудов святителя Николая и его преемника, митрополита Сергия (Тихомирова) по духовному просвещению Японии является автономная Японская Православная Церковь. Сегодня миссия представительства Русской Православной Церкви в Японии заключается в духовном окормлении наших соотечественников, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые являются прихожанами подворья. Наше подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений, куда входят монастырь св. Софии в поселке Мацуо, префектура Тиба, часовня в честь св. равноапостольного Николая на русском кладбище в Нагасаки и приход в

г. Хитати. Кроме того, в функции подворья входит информационное посредничество между Русской Православной Церковью и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию.

- Расскажите об истории храма, в котором вы служите.

- История Никольского храма подворья такова. Преемник архиепископа Николая митрополит Сергий (Тихомиров) был направлен в Японию в 1908 году. Судьба митрополита Сергия была исполнена скорбей: в 1940 году, после принятия в Японии "Закона о религиозных организациях", по которому иностранцы не могли стоять во главе религиозной организации, он был смещен с поста Предстоятеля Японской Православной Церкви, а за несколько месяцев до своей кончины, которая последовала 10 августа 1945 года, митрополит Сергий без всяких оснований был обвинен японскими властями в шпионаже и около месяца просидел в тюрьме.

В ноябре 1946 года Московская Патриархия направила в Японию двух епископов, однако штаб оккупационных войск под командованием генерала Мак-Артура не захотел впустить их в Японию и пригласил епископа из Американской Митрополии.

Несогласная с этим группа священнослужителей и мирян отделилась от группы последователей архиепископа Николая и создала отдельную "Истинную Православную Церковь", во главе которой встали епископ Николай Оно и протоиерей Антоний Такаи. В этой малой Церкви верующих было совсем немного, однако ее гордостью было то, что она по-прежнему считала Русскую Православную Церковь своей Матерью-Церковью и хранила неповрежденными Правила Церкви и Священное Предание.

30 сентября 1957 года Синод Русской Православной Церкви на своем заседании официально признал эту Церковь истинной Японской Православной Церковью. Было также постановлено, что именно она является преемницей Японской Православной Церкви, основанной архиепископом Николаем. Главой Церкви стал протопресвитер Антоний Такаи. В 1965 году он скончался в преклонном возрасте, и его преемником стал архиепископ (в то время священник) Николай Саяма, который 10 декабря 1967 года в Ленинграде был рукоположен во епископа Токийского и Японского и объявлен третьим Предстоятелем Японской Православной Церкви.

В 1970 году произошло полное примирение между двумя группами православных в Японии и была образована Автономная Японская Православная Церковь. В связи с этим, решением Священного Синода с 10 апреля 1970 года для Японской Православной Церкви, управляемой епископом Николаем Саямой, начался новый этап деятельности, теперь уже в качестве подворья Русской Православной Церкви. Епископ Николай Саяма был освобожден от обязанностей Предстоятеля Японской Православной Церкви и начальника Японской миссии и назначен настоятелем подворья. К сожалению, подворье и до настоящего времени не имеет своего постоянного храма и арендует для этой цели территорию и помещение, принадлежащие посольству России в Японии. 22 мая 1979 года, в день Перенесения мощей Свт. Николая Чудотворца, Подворье было зарегистрировано в качестве религиозного юридического лица с изменением названия с "Японской Православной Церкви" на "Подворье Русской Православной Церкви Московского Патриархата в Японии". В настоящее время настоятель подворья поддерживает тесные контакты с Японской Автономной Православной Церковью, один раз в месяц сослужит главе Японской Церкви Митрополиту Даниилу и принимает активное участие в разных мероприятиях, проводимых Японской Церковью.

- Кто несет вместе с вами пастырское служение? Кто ваши прихожане и как сегодня живет община?

- Пастырское послушание на подворье несут клирики протоиерей Иоанн Нагая, протодиакон Владимир Цудзи и диакон Яков Нагая.

Национальный состав прихожан очень пестрый - русские, японцы, украинцы, белорусы, греки, грузины, болгары, сербы.

В храме подворья регулярно совершаются богослужения: всенощные бдения накануне воскресных и праздничных дней, Божественные литургии совершаются по воскресеньям, в двунадесятые праздники и дни особо чтимых святых. Каждое воскресенье читаются акафисты, проводятся беседы с прихожанами и совместные просмотры православных видеофильмов.

- Каковы особенности пастырского служения в Японии?

- К особенностям пастырского служения в Японии можно отнести то, что Япония в своей основе является страной, в которой господствует материалистическое мировоззрение и очень активны различные секты. Такая непростая обстановка налагает на пастыря особенную ответственность.

- Как складываются ваши отношения с японцами, и как в целом они относятся к православию?

- Так как японцы весьма любознательны, они, естественно, проявляют интерес и к православию, посещают храмы, интересуются содержанием богослужений, иконами и историей православия. Мои личные отношения с японцами складываются вполне дружески. Периодически я выступаю на собраниях, проводимых обществом японо-русской дружбы.

Подготовила Мария Виноградова

http://tserkov.info/numbers/orthodox/?ID=1401